DOI 10.15593/2224-9354/2017.4.5 УДК 316.334.3
З.П. Замараева
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ГРАЖДАНСКОЕ ЕДИНСТВО РОССИЯН
Рассматривается проблема влияния социальной политики на гражданское единство россиян. Проводится анализ основных сфер деятельности социальной политики, противоречия и неблагоприятные тенденции, складывающиеся в данной области. Известно, что государственная социальная политика призвана регулировать, с одной стороны, благосостояние населения, поддерживая его на должном уровне, приемлемом как для человека, так и для общества, оказывая тем самым содействие повышению уровня ответственности за соблюдение основных прав человека и обеспечение гарантированного минимума материальных условий жизни. С другой стороны, она должна содействовать созданию условий для развития собственного ресурсного потенциала индивидов, групп, сообществ с целью самообеспечения и саморазвития. В качестве важнейших элементов социальная политика включает объекты и субъекты, цели и средства их осуществления, приоритеты и ценности, на которые она ориентируется, ресурсы и т.д. Границы между субъектами и объектами социальной политики подвижны, но во многом условны. Так, граждане государства являются объектом его социальной политики, получают от него «набор» социальных гарантий. Вместе с тем граждане являются субъектами социальной политики, участвуют в выборах, референдумах и тем самым активно влияют на проводимую политику. Факты, приведенные в статье, обращают внимание на недостаточность необходимых условий со стороны государства, которые могут способствовать повышению уровня благосостояния граждан РФ, согласованию интересов человека и групп с целями устойчивого развития общества, механизмов влияния условий социальной политики на гражданское единство россиян.
Ключевые слова: социальная политика, гражданское единство, гражданское участие, гражданская компетентность, благосостояние, рынок социальных услуг.
Введение. Существенное значение в реализации проблемы гражданского единства россиян мы придаем сферам социальной политики, которые не только создают условия в области воспроизводства населения, укрепления семьи, сохранения здоровья, трудоспособности, увеличения продолжительности жизни, профессиональной и гуманитарной подготовки, формирования окружающей среды, социальной безопасности, но и, самое главное, обеспечивают благоприятные условия для развития личности, ее социального самочувствия, более полной реализации творческих способностей и др.
Внимание к человеку, гражданам России в осуществлении социальной политики в России усиливается и об этом убедительно свидетельствуют факты: снижена налоговая нагрузка на физических и юридических лиц (экономические сферы); сформированы условия проведения интенсивного инвестирования производственной сферы и социальной инфраструктуры
© Замараева З.П., 2017
Замараева Зинаида Петровна - д-р социол. наук, доцент, завкафедрой социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: zinaidazamaraeva@mail.ru.
услуг для населения; созданы более эффективные механизмы противодействия терроризму и др.
В то же время обольщаться тем, что граждане могут быть удовлетворены сложившейся ситуацией и стабильностью развития, было бы ошибкой. Ожидание улучшений состояния общества и более дифференцированной социальной политике неизбежно.
Результаты. С точки зрения оценивания результатов государственной социальной политики, отметим отдельные противоречия и неблагоприятные тенденции, которые складываются в данной области.
Первое противоречие нам видится в несоответствии потребностей, ожиданий населения реальному состоянию социальной политики.
Второе противоречие, на наш взгляд, обусловлено неравномерностью протекающих в ней процессов, поскольку, с одной стороны, требования к обновлению структуры, функций, видов деятельности сфер социальной политики определены государственными федеральными законами, стратегиями, программами, иными регламентами и обязательны для всех регионов РФ, с другой - условия их реализации неодинаковы, объясняются существенными территориальными различиями, неравномерным формированием и распределением ресурсов по федеральным округам и регионам страны.
Третье противоречие заключается в усилении государственных мер социальной поддержки населения, среди которых преобладает помощь в виде денежных пособий. Как известно, эти меры не защищают человека от трудностей, напротив, ослабляют его желание самостоятельно преодолевать их. Такой подход указывает на важность адресных мер социальной поддержки, с включением собственного ресурсного потенциала человека, повышения степени его самостоятельности, гражданской ответственности за свое благосостояние.
Приведенные факты убеждают в необходимости принятия мер, за которые несет ответственность современная социальная политика государства.
Прежде всего речь идет о повышении уровня благосостояния населения, его доходов, жизненного уровня. Необходимы усилия со стороны государства в области труда и трудовых отношений, с акцентуализацией на формы оплаты труда, охрану труда и социальное страхование, занятость населения и др. Важно обратить внимание на формы социальной поддержки и защиту нетрудоспособных малоимущих слоев населения, включая сферы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социальных гарантий и др. Требуются ресурсы для развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
И еще очень важное направление - создание благоприятных условий для проживания и получения иных качественных услуг от современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание) и др.
Таким образом, актуальность задач обусловила выбор темы, определила цель нашей статьи.
Научная дискуссия. Если мы рассмотрим влияние социальной политики на гражданское единство россиян, то как отмечают отдельные авторы, социальная политика во многом содействует созданию условий для согласования интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей прежде всего в сфере производства, распределения и потребления, что, собственно, и позволяет согласовать интересы человека и групп с долговременными целями общества для устойчивого и сбалансированного развития общества [1, с. 459]. В этой ситуации важно оценить механизмы влияния условий социальной политики на гражданское единство.
Надо полагать, что прежде всего речь может идти о системных изменениях современной социальной политики в контексте так называемой умеренной либерализации, т.е. это отказ от жесткого детерминирования поведения человека в социальной сфере, набора услуг, который может или должен получать гражданин [2, с. 146]. Далее отметим, важность разгосударствления социальной политики и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг, где оно отводит себе роль в одних случаях только законодателя, устанавливающего правила, в других случаях - посредника. Конечно же, возможны и другие варианты. Речь может идти о формировании рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей и повышающимся качеством, а также снижением издержек на производство социальных услуг [3, с. 24].
На наш взгляд, это чрезвычайно важные компоненты современной социальной политики. Обусловлены они постепенно происходящей трансформацией объекта - получателя услуг в субъект. Однако такая социальная политика государства может состояться при наличии следующего механизма: первое - заявительный принцип для получения социальной услуги (пособия, компенсации) на льготной или бесплатной основе в соответствии со степенью социально-экономической дееспособности гражданина (семьи), которую он формально может подтвердить; второе - с учетом появления платежеспособного покупателя социальных услуг и спроса за качество и объем предоставляемой услуги появляется реальная необходимость повышения ее качества и др. [2, с. 149].
Другим важным фактором влияния социальной политики современной России на гражданское единство, на наш взгляд, является активизация гражданского участия. Гражданское участие, как известно, это индивидуальная или коллективная деятельность, направленная на решение проблем населения.
Результаты отдельных исследований показывают, что при жестком контроле гражданских инициатив со стороны властных структур наблюдается отказ жителей от разных форм гражданского участия и даже всплески откры-
того противостояния. В тех же территориях, где власти идут навстречу активистам, отмечается рост волонтерской деятельности и благотворные изменения [4, с. 29].
Предметом деятельности гражданских активистов в городах, чаще всего, становятся проблемы благоустройства, социальная помощь, сохранение культурного наследия, общественного порядка, заботы о подрастающем поколении, творческое саморазвитие. А центрами активности в исследуемых территориях становятся учебные заведения, библиотеки, музеи.
Со второй половины 1990-х годов стали более активно выносить для открытого публичного обсуждения проблемы инвалидов, пожилых людей, женщин, детей, оказавшихся в ситуации риска. Примером тому могут служить гражданские форумы с разными актуальными темами.
Приведем такие данные. Однодневный гражданский форум «Доступная среда - для всех!». Это была специальная площадка, где участники форума, среди которых были простые граждане, бизнесмены, архитекторы, проектировщики, строители и чиновники, в тесном общении друг с другом попытались обсудить условия формирования комфортной среды для маломобильных групп населения.
Гражданский форум «Старшее поколение» привлек внимание всех заинтересованных структур и население к проблемам граждан пожилого возраста, а также к государственным мерам в области пенсионного обеспечения, социальной защиты и медицинском обслуживании.
Нам же представляется, что для более существенного влияния социальной политики на процесс гражданского единства важно формирование «гражданской компетентности» (термин и идея И. А. Григорьевой), «компетентного поведения» особенно среди тех специалистов, кто занимается решением социально-политических проблем населения, «компетентной политики». Как отмечают исследователи, компетентность нам нужна везде - как в планировании национальных проектов и социальной части государственного бюджета, так и в планировании собственной жизни [1, с. 465].
Представляется, что для современного состояния российского общества также характерны многие моменты, отмеченные И.А. Григорьевой, поэтому обсуждаемый подход связан, в первую очередь, с необходимостью формирования общесоциальной или общегражданской компетентности у рядовых граждан, поскольку без их заинтересованного участия в «сочинении собственного жизненного сценария» реализация каких-либо планов государства невозможна [5, с. 20].
Необходимость повышения компетентности граждан связана с тем, что представление человека о причинах, происходящих с ним событий, локализация этих причин в себе или во внешних обстоятельствах является одной из важнейших характеристик, определяющих социально значимые явления, по-
этому дискуссия о том, как выстраивать равноправные отношения между гражданами и государством, что именно для улучшения своего положения граждане должны делать сами, а что будет делать государство, - означает переход к более компетентной социальной политике, следовательно, к гражданскому согласию.
Данную точку зрения, в той или иной ее части, поддерживают многие известные ученые: Т.И. Заславская [6, с. 101], Р.В. Рывкина [7, с. 165], П.В. Романов [8, с. 45], Н А. Волгин [9, с. 237], Е.И. Холостова [10, с. 29], Ф.И. Шар-ков [11, с. 28] и др.
Выводы. Проблема влияния социальной политики на гражданское единство россиян обсуждается в научной литературе не так активно, как хотелось бы. Актуальность ее обусловлена не только противоречиями, отмеченными автором, но и острой необходимостью повышения гражданской активности и компетентости в решении собственных проблем населения, что позволило бы более устойчиво и сбалансированно развиваться не только обществу, но и государству в достижении наиболее эффективных форм гражданского согласия.
Список литературы
1. Григорьева И. А. Компетентность в социальной политике // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т. 8, № 4. - С. 459-480.
2. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в современной системе социальной защиты и социального обслуживания населения России: моногр. - М.: Социальное обслуживание, 2014. - 260 с.
3. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика: умеренная либерализация // Российский социально-политический вестник. - 1998. - № 1. - С. 19-26.
4. Григорьева И. А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1, № 1. - С. 29-44.
5. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России. - СПб.: Питер, 2004. - С. 20-21.
6. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004. - 400 с.
7. Рывкина Р.В. Социология российских реформ. Социальные последствия российских реформ. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 439 с.
8. Романов П. В. Социальная изменения и социальная политика // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1 (1). - С. 45-68.
9. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003. - 736 с.
10. Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 204 с.
11. Шарков Ф.И. Региональная социальная политика: вопросы теории // Труд и социальные отношения. - 2000. - № 1 (12). - С. 23-34.
References
1. Grigor'eva I.A. Kompetentnost' v sotsial'noi politike [Competence in social policy]. Zhurnal issledovanii sotsial'noipolitiki, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 459-480.
2. Zamaraeva Z.P. Resursno-potentsial'nyi podkhod v sovremennoi sisteme sotsial'noi zashchity i sotsial'nogo obsluzhivaniia naseleniia Rossii [Resource-potential approach in the modern system of social protection and social services for the Russian population]. Moscow, Sotsial'noe obsluzhivanie, 2014, 260 p.
3. Sharonov A. Sotsial'naia sfera i sotsial'naia politika: umerennaia liberalizat-siia [Social sphere and social policy: moderate liberalization]. Rossiiskii sotsial'no-politicheskii vestnik, 1998, no.1, pp. 19-26.
4. Grigor'eva I.A. Sotsial'naia politika: osnovnye poniatiia [Social policy in Russia: key terms]. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki, 2003, vol. 1, no. 1, pp. 29-44.
5. Grigor'eva I.A. Sotsial'naia politika i sotsial'noe reformirovanie v Rossii [Social policy and social reforms in Russia]. Saint-Petersburg, Piter, 2004, pp. 20-21.
6. Zaslavskaia T.I. Sovremennoe rossiiskoe obshchestvo. Sotsial'nyi mekha-nizm transformatsii [Modern Russian society: social mechanism of transformation]. Moscow, Delo, 2004, 400 p.
7. Ryvkina R.V. Sotsiologiia rossiiskikh reform. Sotsial'nye posledstviia ros-siiskikh reform [Sociology of the Russian reforms: social consequences]. Moscow, Higher School of Economics, 2004, 439 p.
8. Romanov P.V. Sotsial'naia izmeneniia i sotsial'naia politika [Social changes and social policy]. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki, 2015, vol. 1(1), pp. 45-68.
9. Sotsial'naia politika [Social policy]. Ed. by N.A. Volgina. Moscow, Ekzamen, 2003, 736 p.
10. Kholostova E.I. Sotsial'naia politika [Social policy]. Moscow, INFRA-M, 2001, 204 p.
11. Sharkov F.I. Regional'naia sotsial'naia politika: voprosy teorii [Regional social policy: theory]. Trud i sotsial'nye otnosheniia. Moscow, ATiSO, 2000, no. 1 (12), pp. 23-34.
Оригинальность 75 %
Получено 12.02.2017 Принято 13.02.2017 Опубликовано 29.12.2017
Z.P. Zamaraeva
SOCIAL POLICY IMPACT ON THE CIVIL UNITY OF THE RUSSIANS
The paper deals with the problem of social policy influence on the civil unity of the Russians. The analysis of the social policy main areas, as well as contradictions and negative trends arising within is given. On the one hand, state social policy is known to be designed to regulate the welfare of the population, keeping it at the proper level acceptable both for a person and society, thereby supporting the increase of responsibility for upholding basic human rights and ensuring the guaranteed minimum of life's material demands. On the other hand, it should help create conditions for the individuals, groups and communities to keep their self-sustaining and self-development. The most important elements of social policy include objects and subjects, objectives and means of their implementation, priorities and values on which it is focused, resources, etc. The boundaries between the subjects and objects of social policy are mobile, but in many respects arbitrary. Thus, the citizens of the state are the objects of its social policy receiving a "set" of social guarantees. Simultaneously, they are the subjects of social policy, as citizens participate in elections, referenda and seriously affect the current policy. The facts presented in the article draw attention to the lack of the necessary conditions provided by the state, which can contribute to improving the welfare of the Russian citizens, harmonization of individual and groups' interests in order to sustain society development, as well as poor amount of mechanisms for the social policy to influence the civil unity of the Russians.
Keywords: social policy, civil unity, civil participation, civic competence, welfare, social services market.
Zinaida P. Zamaraeva - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Dept. of Social Work and Conflict Studies, Perm State National Research University, e-mail: zinaidazamaraeva@mail.ru.
Received 12.02.2017 Accepted 13.02.2017 Published 29.12.2017