Научная статья на тему 'Качество и доступность: мнение граждан пожилого возраста о работе системы социального обслуживания города Москвы'

Качество и доступность: мнение граждан пожилого возраста о работе системы социального обслуживания города Москвы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
462
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОСТУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грачева О.Е.

В статье на основании данных Комплексного мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Москве, представлены оценки пожилых москвичей о качестве работы системы социального обслуживания. В условиях модернизации всех сфер жизнедеятельности в нашей стране, проведение мониторинга является важной и неотъемлемой частью проведения процессов реформирования. Мониторинг проводится в городе Москве с 2011 года, что позволяет проследить динамику развития системы социальной поддержки и социального обслуживания, внести необходимые коррективы в проводимую Правительством Москвы социальную политику, учесть потребности граждан пожилого возраста. Мониторинг является действенным инструментом, позволяющим оценить удовлетворенность граждан уровнем социального обслуживания и социальной поддержки, а также определить социально-экономическое положение граждан пожилого возраста в целом. Мониторинг уровня и качества жизни проводится на регулярной основе и его результаты задают вектор формирования и реализации социальной политики в отношении пожилых москвичей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество и доступность: мнение граждан пожилого возраста о работе системы социального обслуживания города Москвы»

Социология СЕМЬИ и

ДЕМОГРАФИЯ

Качество и доступность: мнение граждан пожилого возраста о работе системы социального обслуживания города Москвы

Грачева О.Е.

В статье на основании данных Комплексного мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Москве, представлены оценки пожилых москвичей о качестве работы системы социального обслуживания. В условиях модернизации всех сфер жизнедеятельности в нашей стране, проведение мониторинга является важной и неотъемлемой частью проведения процессов реформирования. Мониторинг проводится в городе Москве с 2011 года, что позволяет проследить динамику развития системы социальной поддержки и социального обслуживания, внести необходимые коррективы в проводимую Правительством Москвы социальную политику, учесть потребности граждан пожилого возраста. Мониторинг является действенным инструментом, позволяющим оценить удовлетворенность граждан уровнем социального обслуживания и социальной поддержки, а также определить социально-экономическое положение граждан пожилого возраста в целом. Мониторинг уровня и качества жизни проводится на регулярной основе и его результаты задают вектор формирования и реализации социальной политики в отношении пожилых москвичей. Ключевые слова: социальное обслуживание, качество социальных услуг, доступность социальных услуг, меры социальной поддержки.

Gracheva O.E.

The quality and accessibility: opinions of senior citizens about the work of the social service system of Moscow

The article on the basis of Comprehensive monitoring of the level and quality of life for senior citizens and persons with disabilities in Moscow, presented the assessment of older people about the quality of the social service system. In our country, in the context of modernizing all spheres of life, monitoring is an important and integral part of the reform process. Monitoring is conducted in Moscow since 2011, which allows to trace the dynamics of development of system of social support and social services to make the necessary adjustments in the Government of Moscow for social policy to consider the needs of the elderly. Мonitoring is an effective tool for assessing citizens' satisfaction with the level of social services and social support, as well as determining the socio-economic situation of older citizens as a whole. Monitoring of the level and quality of life is carried out on a regular basis and its results set the vector for the formation and implementation of social policy with respect to elderly Muscovites. Keywords: social services, quality of social services, access to social services, measures of social support.

Происходящие в мире кризисные явления влекут за собой кардинальные социально-экономические, политические и социальные трансформации и в российском обществе. Требования времени определяют вектор развития системы социальной поддержки, призванной гарантировать приемлемый уровень и качество жизни граждан в случае потери работы, наступления болезни, инвалидности, старости, других жизненных трудностей.

Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на пленарном заседании XVII съезда Всероссийской политической партии «Единая Россия» 23 декабря 2017 г., отметил, что «самое главное - это уметь объяснить людям, что и для чего делается и на что мы рассчитываем. И тогда люди точно нас будут поддерживать, и совершенно точно можно будет на них опираться. А если чего-то не получается, надо ясно, откровенно и честно сказать: да, мы хотели так, получилось иначе, мы видим это и будем исправлять при вашей поддержке, с вашей помощью».1

В данном ракурсе крайне важно знать, каким образом проводимые в социальной сфере преобразования преломляются в общественном сознании, какое влияние оказывают на социальное самочувствие людей. Получаемые в ходе социологических исследований данные становятся своеобразными индикаторами социального развития общества, позволяют высветить проблемы социальной поддержки, выстроить систему приоритетов с учетом региональной специфики и особенностей различных категорий населения.

демография

Социо

10Г11Я №1 2018

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Москва является самым крупным по численности регионом Российской Федерации. По оценке Федеральной службы государственной статистики по г. Москве2 численность населения г. Москвы на начало 2017 года составила 12, 381 млн. чел., (2016 г. - 12,330 млн. чел.). За 2016 год численность населения мегаполиса возросла на 50,6 тыс. человек, или на 0,4%.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, является Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент, ДТСЗН). Основной инструмент реализации государственной политики в области социальной защиты населения - Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Москвы от 06 сентября 2011 г. № 420-ПП. Цель программы - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.

В ежегодном отчете о результатах работы Правительства Москвы за 2016-2017 годы мэр Москвы Сергей Собянин констатировал, что за семь лет размер бюджетных расходов на социальную сферу, в том числе на социальную под-

держку увеличился практически вдвое, а поддержка горожан стала более адресной3.

Одной из организационно-правовых форм социальной защиты населения является и социальное обслуживание. Оно представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в трудной жизненной си-туации.4

В целях диагностики состояния системы социальной защиты, изучения оценок пожилых москвичей об уровне социального обслуживания, реализуемых мер социальной поддержки с 2011 года в городе Москве проводится Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в городе Москве (далее - Комплексный мониторинг, мониторинг), проводимый на основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 25 апреля 2016 г. № 459 «О комплексном мониторинге уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городе Москве» (в ред. от 20 апреля 2017 г. № 334) ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты города Москвы.

Всего за период 2011-2017 гг. состоялось двенадцать этапов мониторинга, что позволяет определить тенденции изменения положения пожилых москвичей, степень удовлетворенности качеством работы организаций системы социальной защиты по оказанию социального обслуживания и предоставлению социальных услуг. Автор статьи входил в коллектив непосредственных разработчиков и исполнителей мониторинга.

В данной статье приведены результаты XII этапа Комплексного мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве5, который осуществлялся в период с 28 марта по 30 июня 2017 года.

В настоящее время в столице проживает более 3 млн. лиц пенсионного возраста, их которых 80 тыс. - ветераны Великой Отечественной войны, 13 тыс. - инвалиды и участники боевых действий, 1 300 тысяч - ветераны тру-

Социол

огня №1 2018

Социология семьи

да. Средняя продолжительность жизни в столице с 2010 г. выросла на три года - до 77,1 года. Почти 350 тыс. москвичей - это лица старше 80-лет, 598 москвичей - долгожители старше 100 лет.

Одна из задач исследования была направлена на определение оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Эмпирически оценка фиксировалась в ответах на вопрос «С какой целью Вы обращаетесь в систему социальной защиты населения, в том числе через Центры предоставления государственных услуг?»:

Необходимо отметить, что подавляющее большинство пожилых москвичей (72%) обращаются в органы соцзащиты либо в центры предоставления госуслуг для получения социальных выплат и пособий, около половины опрошенных (48,6%) - для оформления льготного статуса, более 2/5 респондентов (43,1%) - с целью получения социального обслуживания.

В ходе мониторинга определялось мнение пожилых москвичей-участником мониторинга о степени удовлетворенности качеством государственных услуг в органах социальной защиты населения, в том числе, получаемых через Центры предоставления государственных услуг. Полученные данные распределились следующим образом: респонденты в целом дают позитивную оценку качества оказания государственных услуг: в совокупности удовлетворенных полностью и частично - 95,7% опрошенных, в том числе полностью удовлетворены качеством государственных услуг более половины респондентов - 56,4%.

Одной из предпосылок достижения высокого качества услуг, оказываемых в системе социальной защиты, является полноценное и доступное информационное обеспечение деятельности системы, наличие разноплановых и надежных источников донесения информации.

В ходе мониторинга выяснялось, каковы наиболее популярные источники информации об услугах, оказываемых в системе социальной защиты населения, в том числе, социального обслуживания. Ранжирование источников получения информации представлено следующим образом:

от родственников, друзей, знакомых -72,1%;

из телевизионных программ - 58,1% пожилых людей;

Уровень удовлетворенности качеством го судар ственн ы* услуг 4,ЗК

Диаграмма 3

Удовлетворенность доступностью информации

о государственных и социальных услугах

БО,ОЧ &о,о% ад,о% 49,2%

30,0%

20,0% 10,0% 6,9%

0,0%

Удое лет ворсим Частично Не удовлетворены

Диаграмма 4

из газет, журналов и других печатных СМИ - 52,3% респондентов;

от сотрудников государственных и муниципальных органов (ДТСЗН, окружных управлений и районных отделов ДТСЗН, префектур округов и управ районов Москвы и др.) - 29,5%; из радиопередач - 26,1% граждан; из Интернета - 25,7% опрошенных; с сайтов ДТСЗН, УСЗН, организаций социального обслуживания и др. - 13,6%;

с сайтов и терминалов госуслуг (gosuslugi.ru, mos.ru и др.) - 12,1%;

из других источников - 0,9%. от обслуживающего социального работника - 10,1%.

Следовательно, можно констатировать, что основным источником информации является ближайшее окружение пожилых москвичей -родственники, друзья, знакомые. Однако учитывая, что часть граждан пожилого возраста проживает одиноко, а другая часть может вести, в силу объективных и субъективных причин, достаточно уединенный и изолированный образ жизни, органам социального обслуживания и социальной защиты рекомендовано проводить мероприятия по обеспечению и расширению доступности информации об услугах, условиях и порядке оказания социальных услуг, новше-

демография

Социология №1 2018

Диаграмма 6

Динамика качества работы организаций социального

обслуживания

70,04 60,04 50,0* 40, (Л 30,04 60Д%

ja.ii;

20,04 10,04 0,04 18%

уровне

Диаграмма 7

ствах до непосредственных получателей услуг и, в первую очередь, граждан пожилого возраста.

Ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы доступностью информации о видах государственных и социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, а также о поставщиках социальных услуг?» выявляют в целом положительную оценку. Так, доля суждений «полностью удовлетворен(а)» и «частично удовлетворен(а)» составляет в совокупности 93,1%, причем практически половина всех респондентов (49,2%) считает, что информация о государственных и социальных услугах полностью для них доступна:

Необходимо отметить, что в Москве с целью информированности жителей обо всех ас-

пектах проводимой в столице социальной политики, мерах социальной поддержки и социальных услугах, оказываемых комплексом социальной сферы города, реализован проект в виде интерактивного справочно-информацион-ного аналитического комплекса «ИНФОМАТ». «ИНФОМАТ» действует в виде информационных терминалов в окружных управлениях социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания города Москвы, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др.; в виде интернет-портала; раздела интернет-сайта; компьютерной программы с оперативным обновлением.

Данные ответов респондентов-участников мониторинга на вопрос «Являетесь ли Вы получателем социальных услуг в организациях социального обслуживания?» свидетельствуют, что получают социальные услуги два человека из пяти (39,3%), не получают - трое из пяти (60,7%):

Одна из задач мониторингового исследования предполагала выявления уровня удовлетворенности качеством социальных услуг, предоставляемых работниками организаций социального обслуживания.

Полученные в ходе мониторинга данные распределились следующим образом:

Таким образом, уровень полной удовлетворенности составляет 89,8%, частичной удовлетворенности - 9,8%. Не удовлетворёнными себя сочли 0,4% респондентов - показатель, который ниже уровня статистической погрешности.

В ходе мониторинга также выявлялась динамика качественных характеристик деятельности социальных учреждений. Эмпирически оценки фиксировались в ответах на вопрос «Как, по Вашему мнению, изменилось качество работы организации социального обслуживания, предоставляющей Вам социальные услуги, за прошедший год?».

Две пятых получателей услуг (38,1%) считают, что качество осталось на прежнем уровне. Трое из пяти граждан (60,1%) выбрали оценку «улучшилось». 1,8% респондентов оценили качество как ухудшившееся:

По мнению автора статьи, с учетом выводов мониторинга по основным показателям уровня и качества жизни пожилых москвичей и приоритетов государственной социальной политики в интересах граждан старшего поколения

Социол

огия №1 2018

Социология семьи

Правительством Москвы реализуются меры, направленные на улучшение жизнедеятельности лиц старшего возраста.

Всего на социальную поддержку старшего поколения Правительством Москвы ежегодно выделяется свыше 170 млрд рублей. Социальные выплаты в Москве получают больше 2,2 миллиона пенсионеров, одна из основных - региональная доплата к пенсии, средний размер которой составляет 4 400 руб., рассчитывается для каждого индивидуально в зависимости от суммы материального обеспечения, продолжительности регистрации по месту жительства в Москве (из бюджета города Москвы на эти расходы выделяется свыше 100 млрд. рублей). Ведены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям пожилых москвичей, в том числе с 1 марта 2016 г. увеличен на 20% размер городского социального стандарта минимальных доходов неработающих пенсионеров - 14,5 тыс. руб., а с 1 января 2018 г. он составляет 17,5 тыс. рублей (+21%) (В целях доведения материального обеспечения неработающих пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, предусматривается установление социальных доплат к пенсии. Пожилым неработающим москвичам, имеющим материальное обеспечение в размере ниже городского социального стандарта минимальных доходов пенсионера, выплачивается региональная социальная доплата. С января 2017 года произошло увеличение городского социального стандарта доплат к пенсии, его размер составил 17 500 рублей) Кроме того, Правительство Москвы с учетом кризисного снижения реальных доходов пенсионеров с 1 января 2018 г. повысило вдвое ежемесячную денежную компенсацию ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от репрессий, а также городские пособия ветеранам, участникам обороны Москвы, юбилярам супружеской жизни. Данные выплаты предусмотрены для более 2 млн. неработающих пенсионеров, более 11 тыс. инвалидов и участников войны, более 11 тыс. тружеников тыла, более 860 тыс. ветеранов труда, более 12 тыс. реабилитированных граждан, более 15 тыс. семей - юбиляров супружеской жизни.

Правительством Москвы внедрен новый подход к оказанию адресной социальной по-

мощи в городе Москве - предоставление электронных социальных сертификатов взамен существующего порядка предоставления адресной помощи в натуральном виде.6 7 В 2016 году реализовано 284,4 тыс. электронных социальных сертификатов на продуктовую помощь для граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми. В 2017 году продуктовым электронным сертификатом воспользовались 128 тыс. представителей старшего поколения, 27 тыс. граждан получили электронный сертификат на приобретение товаров первой необходимости -товары длительного пользования (холодильники, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, электрочайники, газовые и электрические плиты и др.). Внедряются электронные сертификаты на оказание вещевой помощи, ранее она предоставлялась в натуральном виде. Все меры социальной поддержки граждан старшего поколения - жителей города Москвы - реализуются с учетом главных принципов работы системы социальной защиты, а именно адресности и учета нуждаемости граждан.8 Это позволяет повысить как качество предоставляемых услуг, так и степень удовлетворенности граждан этими услугами.

Действенным инструментом, позволяющим оценить удовлетворенность граждан уровнем социального обслуживания и социальной поддержки, а также определить социально-экономическое положение граждан пожилого возраста в целом, является проводимый на регулярной основе мониторинг уровня и качества жизни, результаты которого задают вектор формирования и реализации социальной политики в отношении пожилых москвичей.

Литература

1. Источник: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56478

2. Сайт moscow.grs.ru, Население, Оценка численности населения Москвы на 1 января 2017 г. (обновлено 20.04.2017 г.).

3. Ведомости. http://vm.ru/news/ 427765.html

4. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холо-стовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - С. 855.

5. Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в горо-

демография

10Г11Я №1 2018

де Москве: информационно-аналитический доклад. Двенадцатый этап / под ред. В.А. Петрося-на, Е.И. Холостовой. М.: ДТСЗН, ГАУ ИДПО, 2017. - 281 с.

6. Малофеев И.В. Социальные услуги: сущность и принципы // Фундаментальные аспекты психического здоровья. № 2.-2017, С.55-62

7. Мкртумова И.В. Развитие системы социального обслуживания населения в городе Москве и регионах Российской Федерации: сравнительный анализ / Автор-составитель И.В. Мкртумова. Под ред. профессора Е.И. Холостовой. -М.: ИДПО ДТСЗН, 2016. - 80 с. ISBN 978-54213-0065-6

Ссылки:

1Источник: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56478

2 Сайт moscow.grs.ru, Население, Оценка численности населения Москвы на 1 января 2017 г. (обновлено 20.04.2017 г.).

3 По данным Ведомости. http://vm.ru/news/ 427765.html

4 Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - С. 855.

5 Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве: информационно-аналитический доклад. Двенадцатый этап / под ред. В.А. Петросяна, Е.И. Холостовой. М.: ДТСЗН, ГАУ ИДПО, 2017. - 281 с.

7 Малофеев И.В. Социальные услуги: сущность и принципы // Фундаментальные аспекты психического здоровья. № 2.-2017, С.55-62

8 Мкртумова И.В. Развитие системы социального обслуживания населения в городе Москве и регионах Российской Федерации: сравнительный анализ / Автор-составитель И.В. Мкртумова. Под ред. профессора Е.И. Холостовой. -М.: ИДПО ДТСЗН, 2016. - 80 с. ISBN 978-54213-0065-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.