364.013
I СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: I ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Малофеев Иван Вячеславович, кандидат социологических наук, доцент,
ГУ «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты города Москвы» (ИПК ДСЗН)
This article is devoted to practice issues and social services problems in a market economy. The paper analyzes different approaches to the definition ofsocial services, their basic properties and tendency to move from a market system of social services to the system of an alternative economy. The article analyzes the development and functioning of social services in foreign countries and in Russia, and also a culture of corporate social responsibility and experience in implementing standardization ofsocial services in Russia.
Статья посвящена практике и проблемам социальных услуг в рыночной экономике. В статье анализируются различные подходы к определению социальных услуг и их основных свойств и тенденция к переходу от рыночной системы оказания социальных услуг к системе альтернативной экономики. В статье анализируются развитие и функционирование социальных услуг в зарубежных странах и в России, а также культура корпоративной социальной ответственности и опыт внедрения стандартизации социальных услуг в России.
Keywords: social services, market economy, welfare state, standardization ofsocial services
Ключевые слова: социальные услуги, рыночная экономика, социальное государство, стандартизация социальных услуг
Осуществление социальных услуг находится в сильной зависимости от государственной социальной политики. Поскольку социальные системы стоят перед жесткими проблемами финансирования и нехватки человеческих ресурсов, растущими потребностями особенно в условиях рыночной экономики требуется их обстоятельный анализ.
С одной стороны, развитие социальных услуг требует высокой социальной ответственности государства, а с другой — наличия определенных социально-экономических условий в обществе.
При определении социальной услуги, на наш взгляд, следует учитывать следующие факторы:
— общественная значимость социальных услуг;
— создание рынка социальных услуг;
— возможность свободы выбора социальной услуги;
— зависимость развития услуг от региональных условий;
— индивидуализация услуг в зависимости от потребностей клиента;
— направленность услуги на личность клиента и развитие желания в нем поиска внутренних ресурсов на самореализацию своих потребностей и интересов;
— осознанная ориентация на человеческий капитал и др.
Многие отечественные и зарубежные исследователи предпринимают попытки по определению социальных услуг.
Так, Рудольф Бауэр из Бременского университета в Германии описывает термины «услуги» и «предоставление услуг» с помощью представленной ниже схемы. Он объединяет в смысловом поле слова «услуга» и «выполнение».
Таблица 1 иллюстрирует различные препозиции участников, связанных с социальными услугами, их обязательства, желание определить цели и достичь их. В таблицу включено и социальное понятие.
Готовы ли граждане общества к оказанию спонтанной или добровольной помощи нуждающимся (табл. 2)? Для усиления этой готовности можно поощрять работу добровольцев, выделяя гранты для финансирования неболь-
Таблица 1
Различные препозиции участников, связанных с социальными услугами
Временной размер услуги — через затраты и соответственно добавление человеческой энергии
Потенциал Выполнение Результат
Спонтанная помощь на добровольной основе Добровольная готовность к оказанию помощи Акт спонтанной помощи Облегчение бедственного положения, устранение опасности
«Добровольная услуга» Добровольное принятие обязательств Активное служение «доброму делу» Жертва
Уполномоченные (служебные) действия — служебные обязанности Наложение обязательств на служащих путем наделения полномочий, указания Служебный долг, выполнение служебных обязанностей по отношению к другим Выполнение правовых норм, государственный порядок
Образ действий, согласованный договором — договорные обязательства Предоставление трудовых навыков работодателю (и получение взамен отдачи в виде зарплаты) Достижение определенного уровня производительности наемного труда Отдача от труда
Персональное повиновение господствующей командной власти — сословный долг Статус подчиненного против господствующего права принужденного к готовности, выполнению приказа Выполнение властных поручений подчиненными и т. д. Повиновение, выполненный долг
Таблица 2
Готовы ли граждане общества к оказанию спонтанной или добровольной помощи нуждающимся?
Отсутствие ориентации на прибыль Ориентация на прибыль
Общественная администрация Социальные НПО Частные поставщики
Нуждающиеся люди Государственные социальные услуги по улучшению благосостояния Социальные услуги Да, если клиент соответствует необходимым характеристикам
Обеспеченные люди Да, если есть каталог характеристик поставщика Да, если есть каталог характеристик поставщика Никаких социальных услуг
Таблица 3
Социальные услуги (по Шотт-Винтереру и Ридеру)
Сфера деятельности Физическая/психологическая Социальная Культурная
Задача Обеспечение физического и психологического благосостояния Социальная интеграция и социальная защита Обобществление, передача и развитие социальных знаний и культурных традиций
Средства Помощь и уход в случае физических и психологических недостатков Улучшение социальной интеграции и помощи в случае отсутствия ухода и помощи Образование и культура
Профессия Профессии, связанные с уходом (для больных и пожилых людей) Профессии, связанные с социальной защитой и консультациями. Профессии, связанные с юридической консультацией Инструкторы и преподаватели. Художники и ученые
ших проектов, дающих быстрый результат. Схема также поясняет обязательства различных ведомств, предоставляющих социальные услуги в том случае, если достигнут базовый социальный консенсус и потребность в этих ведомствах для предоставления бесплатных услуг. Если это так, то четко определяются контрактные отношения либо с НПО, либо с ведомствами для получения качественных результатов.
Последний аспект в наши дни можно отнести к традиции социальной ответственности предпринимателей (англ. cooperate management) [4. С. 78]. Компания определяет помощь или социальное участие как нематериальное обязательство по отношению к обществу и/или к служащим, считая его частью культуры компании. Бренд компании или статус компании в обществе обязывает ее действовать ответственно, увеличивать известность и завоевывать лучший человеческий капитал на рынке. Такие примеры можно найти в Японии (Yamaha Ltd.), Германии (BMW AG, Siemens AG., Bertelsmann Ltd., Thyssen AG, Ruhrgas Ag) или в США (MacDonald's, Microsoft).
С целью развития рынка социальных услуг предприниматели, государственные структуры и НПО проводят анализ потенциала клиентов и своих позиций как поставщика, определяют профессии, необходимые для оказания специфических услуг. Чем более профессиональной должна быть поддержка, тем выше затраты и тем острее встает вопрос: откуда получить финансирование, насколько высока значимость предоставления этих услуг для общества в целом, сколько компания готова потратить на благосостояние общества, сколько готовы потратить клиенты, чтобы получить желаемое качество, достаточно ли человеческих ресурсов?
По определению исследователей Шотт-Винтерера и Ридера, социальными услугами являются профессионально предоставляемые средства для улучшения, поддержания и восстановления физического, психологического, социального и культурного функционирования отдельных личностей или групп людей, а также социальной и культурной самобытности общества (табл. 3) [2. С. 300].
Подводя итоги данным определениям, Ма-лери [1. С. 109] дает следующую формулу, где AGn — градация деятельности потребителя.
AGn равно отношению необходимой деятельности со стороны потребителя ко всему объему необходимой деятельности.
Чем активнее и осведомленнее потребитель, тем меньше шансов у поставщика добиться успеха при предоставлении услуг. Не всегда можно повлиять на успех оказания услуги, особенно когда потребитель проявляет минимум активности.
В результате обсуждения вопроса об определении социальных услуг в рамках проекта ТАСИС «Укрепление демократии через социальное НПО» было сделано следующее заключение [3. С. 214]: социальными (или льготными) называются разнообразные услуги (например, бытовые, медицинские, психологические и другие), которые предоставляются социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения или на платной основе, или бесплатно.
Таким образом, услуги определяются не по отраслям, как это делают законодатели, а по доступности (рыночные или социальные, или, иными словами, рыночные и льготные). Такое определение социальной услуги основывается на отделении платежеспособных слоев населения от неплатежеспособных и дает возможность организовать помощь последним. В условиях рынка и при снятии ограничений на индивидуальные потребности возникают все новые, даже экзотические потребности в высококачественном обслуживании, оплачиваемые самостоятельно по рыночным ценам обеспеченными гражданами. В то же время существуют граждане, у которых не хватает средств даже на удовлетворение базовых потребностей в жилищно-коммунальной сфере, бытовом и медицинском обслуживании, повышении квалификации, снабжении товарами каждодневного спроса.
В этой ситуации социальное государство и гражданское общество берут на себя компенсаторные функции, которые (с учетом неразвитости сферы услуг в стране в целом) значительно сложней и разнообразней, чем просто выплата пособий и субсидий нуждающимся. В партнерстве со структурами гражданского общества развертывается некая, пока еще не сформировавшаяся, но более гибкая и альтернативная рынку система по всему спектру отраслевых услуг. Эту систему называют системой альтернативной экономики, или системой льготных социальных услуг.
Анализ зарубежного опыта развития социальных услуг свидетельствует о том, что они формировались в основном во второй половине XX века.
Так, в Швеции в соответствии с законом, принятым в 1982 году, ответственность за социальный уход за лицами преклонного возраста возлагалась на коммуны. Коммуны должны обеспечивать разнообразные услуги, способствующие максимально автономному существованию пожилых людей. Помощь в ведении хозяйства включает в себя приготовление пищи, уборку помещений, стирку, удовлетворение индивидуальных нужд и т. д., при этом проживающим далеко от центра лицам специальным транспортом доставляется все необходимое для уборки, технической помощи, а также предметы личной гигиены, книги. Дополнительные транспортные услуги по личной заявке помогают пожилому человеку поддерживать контакты с друзьями, знакомыми. В системе мер по предоставлению медицинских услуг лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, предпочтение отдается содержанию их в домашних условиях.
Государственная политика Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов также ориентирована в основном на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях, в первую очередь, за счет широкого предоставления нестационарных форм и видов социального обслуживания. Социальная и медицинская помощь на дому здесь рассматривается в качестве важного механизма реализации всей социальной политики в стране, позволяющей разрешать многие проблемы пожилых людей и инвалидов, связанные с одиночеством и утратой интереса к жизни, а также способствующей сохранению контактов с окружающими, улучшению жизненных условий. При этом организация социального обслуживания возложена на органы местного самоуправления, предоставляющие как обязательные, так и дополнительные услуги. В реализации социальных программ участвуют не только штатные служащие, но и многочисленные добровольцы из различных общественных, религиозных, благотворительных, молодежных и других организаций.
Большой популярностью среди престарелых и инвалидов в Великобритании пользуется такая форма помощи, как «социальный клуб», «социальное кафе», которые обычно создают-
ся религиозными и общественно-благотворительными организациями. Особые направления их работы предусматривают организацию общения клиентов, их досуг, предоставление недорогих обедов, медицинских, юридических, психологических консультаций, организацию кружков по интересам.
Во Франции наибольшее распространение получили два вида помощи пожилым людям: оказание услуг «домашними помощниками» и сестринский уход на дому. Служба домашних помощников предназначена для оказания услуг преимущественно бытового характера лицам, испытывающим затруднения в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, содержании жилых помещений. Для пожилых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию предназначена служба сестринского ухода, в функции которой, кроме обычного надомного обслуживания, включены предоставление доврачебной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Для выписанных из стационарных медицинских учреждений и не требующих интенсивного лечения лиц может быть организован «госпиталь на дому». Обслуживание таких лиц осуществляется врачами и медицинскими сестрами совместно с социальным работником, оказывающим услуги бытового характера.
Перечислим основополагающие принципы социального обслуживания лиц преклонного возраста во Франции.
1. Достоинство личности. Лицо преклонного возраста, каковы бы ни были его возраст, состояние здоровья, степень утраты самостоятельности и уровень доходов, имеет право на обслуживание, квалифицированное лечение и обращение.
2. Свобода выбора. Каждое лицо преклонного возраста, состояние здоровья которого требует специального вмешательства, должно иметь возможность выбрать форму обслуживания и его продолжительность.
3. Координация помощи. Осуществление помощи, обслуживания требует согласованных и эффективных усилий, максимально приближенных к потребностям личности.
4. Помощь оказывается, прежде всего, самому нуждающемуся.
Опыт зарубежных стран привлекал внимание и свидетельствовал о правомерности использования в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности пожилых граждан
и инвалидов системы нестационарных социальных служб, приближенных к месту их постоянного проживания и способствующих сохранению активности и здоровому долголетию этих лиц.
В Российской Федерации оказание социальных услуг получает свое развитие в конце 90-х годов XX столетия. В связи с принятием Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» складываются благоприятные возможности для их развития.
Социальные услуги оказываются как на бесплатной основе, так и на условиях частичной оплаты.
Бесплатно оказываются социальные услуги следующим категориям клиентов:
1) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного для данного региона;
2) гражданам пожилого и старческого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии с учетом надбавок ниже величины прожиточного минимума, установленного для данного региона;
3) гражданам пожилого и старческого возраста, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:
1) одиноким гражданам пожилого и старческого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150% величины прожиточного минимума, установленного для данного региона;
2) гражданам пожилого и старческого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150% вели-
чины прожиточного минимума, установленного для данного региона; 3) гражданам пожилого и старческого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% величины прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого и старческого возраста, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум, установленный для данного региона.
Важным шагом становится стандартизации социальных услуг.
Государственный комитет по стандартизации и метрологии РФ 24 ноября 2003 года впервые принял два постановления о принятии и введении в действие национальных стандартов «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения». С 1 июля 2004 года они вошли в действие.
Два года спустя, 30 декабря 2005 года, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило и ввело в действие еще четыре важнейших национальных стандарта Российской Федерации по социальному обслуживанию населения: «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» и «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания».
Требования стандарта распространяются на все учреждения независимо от форм собственности, которые предоставляют гражданам социальные услуги в порядке помощи и всесторонней поддержки в случаях трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяются на следующие основные виды:
— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
— социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личности развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
— социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
— социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Стандартами раскрыто сущностное содержание каждого вида услуг, а также утверждены требования к порядку и условиям оказания социальных услуг.
В то же время следует отметить, что за прошедший период времени в России так и не удалось создать рынок социальных услуг. Не сформирована модель закупки государством социальных услуг у частных и негосударственных организаций, а численность последних невелика.
Кроме того, серьезного улучшения требует качество предоставляемых услуг, расширения их перечня.
Проведенные социологические опросы в регионах (Москве, Московской области) свидетельствуют о том, что более 25% населения лишь частично удовлетворено развитием этого важного сектора экономики.
Литература
1. MaleriR. Grundlagen der Dienstleistungsproduktion. 4. Aufl. Berling, 1997, р. 235.
2. Rieder T., Schott-Winterer A., Woller A. Soziale Dienstleistungen und Wohlfahrtsstaat. Vergleichende Analysen zur Beschftigung im Arbeitsmarktsegment 'Soziale Dienstleistungen' in der BRD und den USA. // Soziale Welt. 1988. № 39 (3). С. 292-314.
3. Терминология: публикация проекта ТАСИС (TACIS). М.: ТАСИС, 2004. 256 с.
4. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М.: Эудито-риал УРСС, 2004. 208 с.