Научная статья на тему 'Социальные условия устойчивого развития сельских территорий России'

Социальные условия устойчивого развития сельских территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные условия устойчивого развития сельских территорий России»

ется поиск своей ниши в постоянно изменяющемся жизненном пространстве. Перспективные направления по развитию самозанятости старших возрастных групп в сельской местности должны включать:

- разработку подпрограмм поддержки самозанятости на уровне региона, муниципалитета, сельского поселения;

- принятие конкретных бизнес-проектов по направлениям самозанятости, которые доступны старшим возрастным категориям в сельской местности (народные промыслы, растениеводство, туризм, сфера услуг, и т. д.);

- создание фондов поддержки инициативных проектов самозанятых граждан, которые позволят привлечь инвестиции для открытия и расширения своего дела;

- обеспечение полного доступа к консультационной, методической, информационной помощи.

Меры поддержки самозанятых граждан должны быть дифференцированными по раз-

личным подгруппам старшего поколения. При таком подходе повысится эффективность принимаемых решений. Создание благоприятной институциональной среды будет способствовать использованию накопленного социального потенциала старших возрастных категорий сельских жителей в процессе обеспечения продовольственной безопасности государства.

Источники

1. Бочарова Е.В., Дакирова С.Т., Шиндин П.В. Внешние социальные ресурсы развития сельской самозанятости // Вестник Саратовского госагро-университета им Н.И. Вавилова. 2014. №6. С. 71.

2. Труд и занятость в России. Стат. Сб. 2013. - С. 27-28.

3. Подробнее см.: Бочарова Е.В. Роль сельских до-мохозяйств в организации конкурентоспособного аграрного производства. // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: Сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под ред. В.В. Бутырина - Саратов, Буква, 2014. С. 33-35.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ Мартынов К.П., к.э.н., доц Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

На протяжении российской государственности село выступало «донором» для всей страны. Типичными характеристиками сельской местности России стали: низкие доходы населения, приводящие к концентрации бедности; узость сферы приложения труда, порождающая застойную безработицу; острый недостаток финансовых ресурсов, как для текущей хозяйственной деятельности, так и в особенности для инвестиционной деятельности, в том числе для создания социальной инфраструктуры села.

Предпринятые федеральными государственными органами управления меры по развитию сельского хозяйства вызвали стабилизацию и рост объемов сельскохозяйственного производства, но не привели к стабильному улучшению социально-экономической ситуации на селе.

Проблема устойчивого развития сельских территорий возникла как составная часть общей проблемы устойчивого развития. Проведенный анализ показал, что для понятия «устойчивое развитие сельских территорий» характерно отсутствие общепринятого определения. Для понятия «устойчивое развитие территорий» характерна не только многозначность трактовок, но и заметная терминологическая путаница.

Согласно наиболее распространенному

подходу, устойчивость интерпретируется как характеристика процесса, формирующего положительный тренд развития тех или иных параметров территориальной социально-экономической системы. Близко к этому распространенное в научных исследованиях понимание устойчивости развития как стабильного, долговременного, непрерывного и неуклонного процесса [4].

В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. это понятие раскрывается как стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [1].

Это определение, ориентированное на рост и повышение, что в принципе не вызывает возражений, обладает, на наш взгляд, одним недостатком. Оно не учитывает тех сложностей и противоречий, которыми пронизана вся наша социальная и экономическая реальность.

Опыт советской экономики показал, что полная занятость населения, как правило, не приводит к эффективной экономике, следовало

бы указать продуктивную занятость. Точно так же повышение уровня жизни населения, связанное в первую очередь ростом расходов на рабочую силу, не способствует росту экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Так как в основном сельскохозяйственные организации агробизнеса находятся в частной собственности, то неминуемо возникает конфликт интересов аграрного бизнеса и наемных работников. Бизнес для повышения эффективности стремится экономить на расходах на оплату труда наемных работников. Наемные работники в силу ограниченности возможностей приложения своего труда вынуждены соглашаться с этими условиями.

Серьезным недостатком в представленном определении является отсутствие ясности в демографической политике в системе устойчивого развития сельских территорий. Невозможно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории без демографического роста.

Что же касается условий жизнедеятельности сельского населения, то здесь ситуация более однозначна. Низкий уровень доходов сельского населения приводит, в конечном счете, к концентрации бедности на селе, нехватке трудовых ресурсов, сворачиванию социальной инфраструктуры и, как следствие, уменьшение доступности социально-культурных учреждений, поэтому непременным условием перехода к устойчивому развитию сельских территорий является рост показателей социального развития села.

Нам представляется, что устойчивое развитие сельских территорий - это стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, основанное на эффективной сельской экономике, расширенном воспроизводстве человеческого капитала и продуктивной занятости сельского населения, повышении уровня и качества жизни населения; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов [2].

Социально-экономическая трансформация, происходящая в последние двадцать лет в России, негативно отразилась на уровне жизни сельского населения и общей социально-экономической ситуации на селе.

Степень занятости экономически активного сельского населения является одним индикатором благополучия социального развития села. Уровень занятости экономически активного сельского населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. составляла 65,7%, для сравнения городского населения за этот же

период составляла 69,5%.

Ситуация на рынке труда на селе остается напряженной. Несмотря на наметившуюся с 2010 г. тенденцию снижения уровня безработицы в России, в 2013 г. уровень безработицы среди сельского населения составлял 8,3% что значительно выше, чем среди городского населения 4,6% [3].

Основная доля безработных на селе - это молодые люди в возрасте от 20-35 лет, т.е. наиболее работоспособная часть населения. Такое положение объясняется двумя причинами. С одной стороны, работодатели отдают предпочтение кадрам с более высокими профессиональными навыками и опытом работы, а с другой стороны низкий уровень оплаты труда и тяжелые условия труда в сельской местности не удовлетворяют запросам молодых людей.

Труд экономически активных граждан занятых в личных подсобных хозяйствах, является своеобразным буфером между открытой безработицей и занятостью в реальном секторе, однако он не решает усиливающееся обнищание и депрофессионализацию жителей села.

Социальная защищенность безработных на селе значительно ниже, чем в городе, равно как и информированность о мероприятиях, содействующих повышению занятости населения. Сельский рынок труда характеризуется повышенной напряженностью. Высокий уровень безработицы в сельской местности сопряжен с дефицитом кадров.

Самыми тяжелыми и пока не преодоленными последствиями аграрных преобразований стало снижение жизненного уровня сельского населения. Продолжает сохраняться отставание сельских домохозяйств от городских домо-хозяйств по размеру располагаемых ресурсов в среднем на члена домохозяйства.

В абсолютном выражении среднедушевые располагаемые ресурсы растут как в городских, так и сельских домохозяйствах. За 2012 г. в сельских домохозяйствах располагаемые ресурсы в месяц составили 13,3 тыс. руб., в городских домохозяйствах - 20,4 тыс., т.е. в городских хозяйствах на 7,1 тыс. руб. или 34,8% выше, чем в сельских. При том, что доля сельского населения составляет 26%, а доля сельских бедных составляет около 40,4% от общего числа бедных в стране.

Бедность сельского населения связана в первую очередь с низкими доходами. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве хотя и растет, но все равно остается одним из самых низких. Среднемесячная номинальная зара-

ботная плата работников сельского хозяйства составляла в 2013 г. 53% от средней по экономике заработной платы.

На селе условия жизни населения остаются непривлекательными. Значительная часть сельского жилищного фонда не имеет необходимых коммунальных удобств, так в сельской местности в 2012 г. газом было обеспечено 74%, водопроводом 49%, канализацией 40%, ваннами 29%, горячим водоснабжением 27% жилищного фонда страны.

Одним из важных компонентов жизнеобеспечения сельского населения является социальная инфраструктура. В России происходит сокращение численности учреждений социальной инфраструктуры, снижается доступность к важным социальным услугам - образованию и здравоохранению.

Существующая сельская дорожная сеть не соответствует современным требованиям, а 28,3% сельских населенных пунктов вообще не имеют связи по дорогам с твердым покрытием. Отсутствие дорог в сельской местности, ведет к оттоку населения из этой местности.

Результатом социальных проблем стало ухудшение демографической ситуации на селе в России. Основная тенденция демографического развития сельских территорий России - это убыль сельского населения. Сокращение численности сельского населения выражается в сокращении количества населенных пунктов, так по данным переписи в 2010 г. по сравнению с 1989 г. на 9,2 тыс. сократилось число сел и деревень. Сокращение и измельчение сельских населенных пунктов приводит к запустению сельских территорий, выбытию из сельскохозяйственного оборота продуктивных земель, что угрожает продовольственной безопасности России.

Для придания сельским территориям устойчивого развития необходимо устранение отмеченных социальных проблем. На современном этапе задача преодоления бедности и социально-экономического неравенства становится сложнее и приобретает различные контуры. Все это требует новых подходов в формировании государственной социально-экономической политики.

С целью снижения уровня неравенства в доходах и преодоления бедности для обеспечения устойчивого развития сельских территорий России необходимо комплексное решение следующих задач:

- признание повышения качества жизни сельского населения в качестве основного направления государственной аграрной политики;

- установление экономически справедливой цены труда в сельском хозяйстве как предпосылки и условия мобилизации трудовой активности населения;

- поддержание высокого уровня экономической активности населения, путем создания в сельской местности разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности.

На селе необходимо прекратить разрушение социальной инфраструктуры села. На сельских территориях необходимо активно вводить в действие общеобразовательные учреждения, сократить число обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии. В системе здравоохранения в сельской местности ввести в действие фельдшерско-акушерские пункты и офисы врачей общей практики.

Необходимо обеспечить равнодоступность получения медицинских и образовательных услуг для сельских жителей вне зависимости от места их проживания и сферы деятельности. Должны быть решены проблемы развития культуры и проведения досуга, т. е. создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

Переход к устойчивому социальному развитию сельских территорий в России возможен, если будет сокращаться разница в доходах между городским и сельским населением, повышаться уровень занятости сельского населения, повыситься доступность к социальным благам и будут созданы более комфортные условия проживания и работы. А это в свою очередь позволит снизить естественную убыль населения и миграционный отток из села.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что современный уровень социального развития сельских территорий России в целом достаточно далек от критериев их устойчивого развития. С учетом этого очевидно, что в России необходим длительный период перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Речь, таким образом, должна идти не о концепции устойчивого развития, а о концепции перехода к устойчивому развитию сельских территорий.

Источники

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р) // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.05.2014)

2. Мартынов К.П. Социальные проблемы устой-

чивого развития сельских территорий России // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - 2014. -№2. - C. 28-36. 3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru (дата обращения 25.05.2014).

4. Троицкий А. Я. Устойчивое развитие сельских территорий в контексте социальных проблем развития Алтайского края / А. Я. Троицкий, Л. В. Родионова, А.М. Сергеенко // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. -№ 1-2. - С. 324-333.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Трофимова В.И., к.с.-х.н. ст. науч. сотр. Поволжского НИИ экономики и организации АПК

Проблема обеспечения продовольственной безопасности на сегодняшний день остается одной из важнейших в политическом и социально-экономическом отношении. Формируется продовольственная безопасность, прежде всего, на региональном уровне, что позволяет обеспечить национальную продовольственную безопасность в масштабах страны. Продовольственная безопасность - это способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения в полноценном продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность.

Главным условием продовольственной безопасности в целом страны и в том числе регионов является самообеспечение, т.е. снабжение населения продуктами питания за счет внутреннего производства.

Вопросами обеспечения продовольственной независимости, контроля над территориями, социально-экономического развития отводится в последнее время значительное место не только в стране, но и в регионе.

Агропромышленный комплекс Саратовской области и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики региона, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство составляет в пределах 14%. Здесь сложилась крупная база производства зерна, подсолнечника и продуктов животноводства. По общему объему производства сельскохозяйственной продукции Саратовская область по итогам 2012 г. занимала третье место в Приволжском Федеральном округе и девятое в целом по России.

Структура сельскохозяйственного производства отрасли имеет многоукладный характер. Наряду с сельскохозяйственными организациями успешно развиваются крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. За последние три года (2010-2012 гг.) наблюдается рост производства продукции

сельского хозяйства, объем которого в хозяйствах всех категорий составил в среднем 83114,5 млн. руб., в том числе по растениеводству 39438,2 млн руб., по животноводству -43676,3 млн руб.

В настоящее время основными производителями зерна и подсолнечника являются сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится, соответственно, 53,0 и 52,8% общего объема производства. В крестьянских (фермерских) хозяйствах объем производства зерна и подсолнечника составляет в пределах 47%, сахарной свеклы 44%, овощей 36%, бахчевых культур 77%. За последнее десятилетие заметно возросла роль хозяйств населения в производстве продукции растениеводства, так как данные хозяйства более мобильны и лучше адаптируются к общей экономической обстановке. В ЛПХ области выращивается основная часть картофеля до 94%, овощей - до 45%, плодов и ягод - до 86%.

Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий с 2000 года постепенно сокращались, и в 2012 г составили 3646 тыс. га, что на 8% меньше, чем в 2000 г.

Валовой сбор зерна в 2012 г. оказался на уровне 2,2 млн т и уменьшился на 0,7 млн т по сравнению с 2000 г. и на 1,3 млн т в сравнении с 2005 г. Однако возросло производство подсолнечника, за рассматриваемый период с 2000 г. по 2012 г. производство подсолнечника по области увеличилось почти в 3,5 раза.

По производству картофеля наблюдалось снижение, чего нельзя сказать о производстве овощей, где происходило наращивание за этот период, более чем в два раза.

Животноводство в регионе было и остается сложным видом деятельности. Работа имеет постоянный характер и ее эффективность зависит во многом от результатов деятельности других отраслей. Основная доля продукции животноводства производится на сельских подворьях. Сельхозорганизациями производится 13,5% продукции животноводства, фермерскими хозяйствами 5,7%, хозяйствами населения 80,8%. Производство скота и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.