Научная статья на тему 'Социальные ценности физической культуры в жизни человека'

Социальные ценности физической культуры в жизни человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3308
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пельменев В. К.

В статье показаны роль и место физической культуры в социализации человека и жизни общества. Рассмотрены общественные функции физической культуры специфические (прямые) и общекультурные (косвенные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social of value of physical training in human life

In article the role and a place of physical training in a life of a society and it социализации are evidently submitted. Public functions of physical training specific (direct) and common cultural (indirect) are considered

Текст научной работы на тему «Социальные ценности физической культуры в жизни человека»

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития петербургской школы/Под ред. О.Е. Лебедева. СПб., 1999.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4.

4. Пельменев В.К. Физическая культура в эксклавном регионе России: состояние и перспективы. Калининград, 2002.

5. Склянова М.А., Петренко Б. С. Научно-инновационное направление в школьном физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 1994. № 10. С. 44 - 45.

6. Об образовании: Федеральный закон РФ // СПС «Консультант Плюс».

7. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон // СПС «Консультант Плюс».

8. Филиппов С.С. Социальная информация в деятельности преподавателей физической культуры. Л., 1986.

Об авторе

С.С. Филиппов — д-р пед. наук, проф., СПбГУ ФК им. П.Ф. Лесгафта.

25

УДК 796.011.2

В.К. Пельменев

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В статье показаны роль и место физической культуры в социализации человека и жизни общества. Рассмотрены общественные функции физической культуры - специфические (прямые) и общекультурные (косвенные).

In article the role and a place of physical training in a life of a society and it социализации are evidently submitted. Public functions of physical training - specific (direct) and common cultural (indirect) are considered

В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные такой важной проблеме, как социализация личности посредством использования средств и методов физической культуры [2 — 7; 9].

В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой — в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Другими словами, индивид не только адаптируется к социальной среде, но и завоевывает определенное «социальное пространство».

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 25 — 29.

26

В.К. Пельменев

Факторы (институты) социализации можно разделить на три основные группы. Первая — макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая — мезофакторы. К ним можно отнести этнос и тип населенного пункта (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья — микрофакторы, в которых непосредственно происходит социализация, — семья, школа (система образования), общество сверстников и другие.

Социализирующая роль физической культуры выражается в том, что она оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущность человека, развивая его физически и духовно.

Чтобы более наглядно представить роль и место физической культуры в социализации и вообще в жизни общества, рассмотрим общественные функции физической культуры специфические (прямые) и общекультурные (косвенные).

Физическая культура, поскольку она является видом общей культуры, имеет прежде всего общекультурные функции. Относительная самостоятельность физической культуры определяет ее специфические функции, направленные на физическое воспитание людей и общества в целом [7]. В наиболее полном виде это положение отражено в последних работах Н.Н. Сулейманова [8], из которых приведем краткое описание ряда функций физической культуры.

Духовное развитие человека многообразно и бесконечно, поэтому в сфере физической культуры можно выделить ряд общих духовных функций, к числу которых, в частности, относятся:

— мировоззренческая функция. Она является наиболее глобальной из всех духовных функций, так как отражает взгляд человека на место и значение личности, ее физической культуры в мироздании, в различных сферах жизнедеятельности общества, а также формирование мировоззрения через деятельность в области физической культуры;

— ценностно-нормативная функция. Физическая культура включает в себя чрезвычайно широкий круг ценностей, разработанных норм: двигательной подготовленности, весоростовых соотношений, сформи-рованности знаний в области физической культуры;

— нравственная функция; для нее характерно то, что в процессе современной физкультурной деятельности людям приходится вступать в специфические нравственные отношения;

— эстетическая функция предусматривает формирование у занимающихся в процессе физкультурной деятельности эстетических идеалов и вкуса, качеств и способностей, т. е. выработку у них отношения к тем или иным сторонам этой деятельности с позиций красоты;

— гедонистическая функция связана с получением удовольствия от физических упражнений;

— катарсическая функция, или функция «очищения».

К специфическим духовным функциям можно отнести:

— специально-теоретическую функцию, благодаря которой познаются новые закономерности в области достижения физического совершенствования и укрепления здоровья человека в целом;

— психорегулирующую функцию, с помощью которой формируют культуру управления психикой человека;

— потребностно-мотивационную функцию, без которой нельзя сформировать физическую культуру человека.

Важно подчеркнуть, что Н.П. Сулейманов выделяет еще ряд общих и специфических групп функций физической культуры: материально-преобразующие, социальные, политические, педагогические [8].

Системный анализ одного из видов физической культуры — спорта

— позволил Н.И. Пономареву выделить восемь его аспектов (творческий, игровой, психологический, ценностно-ориентировочный, познавательный, преобразовательно-созидательный, социальный, коммуникативный) и тридцать семь соответствующих им функций спорта [7].

Пять функций данного вида физической культуры выделяют Х. Стивенсон и Дж. Никсон: социально-эмоциональная, социализирующая, интегративная, политическая, социальной мобильности [8, с. 131].

Все это наглядно демонстрирует многогранность и масштабность такого явления, как физическая культура.

В этой связи есть смысл обратить внимание читателей на ценностный аспект физической культуры.

Ценностный (аксиологический) подход отражает степень соответствия объекта потребностям и целям человека. Современная наука рассматривает ценности в плане их значения для жизнедеятельности людей. По мнению В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой [1], Ю.М. Николаева и других авторов, в сфере физической культуры формируются многообразные ценности различной направленности: материальные (материально-технические условия физкультурного движения и др.); физические (здоровье, телосложение, физические качества, умения, навыки и т. п.); социальные (отдых, развлечение, удовольствие; формирование трудолюбия; навыки рационального поведения в коллективе; понятия долга, чести, совести, благородства: средство воспитания и социализации, общественного самоуправления, международного сотрудничества, национального сознания и т. д.; рекорд, победа, традиции, соревнование, зрелище и многие другие); психологические (получение радости от широкого диапазона эмоциональных переживаний; быстрота мышления, воображения; творческие задатки; черты характера, волевые качества и т. д.); духовные (познание, самоутверждение, самовыражение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные ценности и соответствующие им идеалы); авторитет, общение и другие.

Говоря о проблеме социализации, необходимо отметить, что физическая культура оказывает на человека, его личность разнообразное влияние. Так, спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, воспитывает физически и морально, формирует благородство и трудолюбие, способен отвлекать от дурных привычек; он заставляет думать в напряженной обстановке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, собственные интересы — интересам команды. Человек, занимающийся спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, режим и т. п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивного коллектива и вос-

28

В.К. Пельменев

питывается тем самым как человек активной жизненной позиции. Спорт порождает у молодежи социально значимые мотивы деятельности. В спорте созданы разные общности людей, начиная от команды и кончая международными союзами, федерациями и объединениями, работа которых приобрела значительный размах, систематичность и регулярность. Все это создает хорошие предпосылки для выполнения участниками спортивного движения самых разнообразных социальных ролей и для социализации спортсменов.

Именно в аспекте социализации личности, «облегчения» условий вхождения в общественные процессы видят В.Д. Чепик и другие специалисты роль физической культуры и спорта в современном обществе.

Являясь одним из важных факторов образовательно-культурного процесса, физическая культура выступает универсальным средством его гуманизации, поскольку предполагает воспроизводство личности человека именно как целостности в своем телесно-духовном единстве [7].

Для того чтобы образование реально исполняло роль социального регулятора, оно должно обращаться к личности, формировать культуру человеческой телесности (где «здоровый дух» выступает духовным фундаментом телесного здоровья), систему ценностных ориентаций и нравственных принципов. Гуманизация образования, отвечая потребностям расширения социокультурного пространства личности, обращаясь к «миру человека», представляет собой инструмент, призванный обеспечить гармоническое единство трех «ипостасей» — информированности, физического потенциала, интеллектуальных и духовных качеств.

В процессе физического воспитания человек не только «социализируется» и «образовывается» (приобретает крепкое здоровье, телосложение, физические и духовные качества, осваивает те или иные социальные роли, функции и т. п.), но и сам «образует мир», формирует и завоевывает «социальное пространство» — изначально самоопределяется, создает свое понимание, видение мира, проектирует и строит собственную деятельность, социальное окружение.

Для повышения значимости ценностей физической культуры в жизни человека необходимо расширение коммуникации в сфере физической культуры, нетрадиционных способов приобщения личности к достижениям культуры (театр спорта, спортивные праздники, соревнования, игры и т. п.). Приведем следующие обобщения, сделанные Н.И. Пономаревым [7] в своей монографии и характеризующие физическую культуру как элемент культуры общества и человека, ее роль в современной жизни.

Физическая культура как явление общественной жизни оказывает заметное влияние на культуру и образование, сама становясь элементом культуры человека и общества. Она стала потребностью общественного развития, выступая как значительная социальная ценность. Данный вид культуры тесно связан с научно-техническим прогрессом, трудовой деятельностью, образованием, структурой и содержанием свободного времени, экономикой, информационными и коммуникативными системами, с образом жизни, ее стилем и качеством.

Феноменом культуры, имеющим выраженное социальное и педагогическое значение, является спорт, оказывающий заметное влияние на

развитие личности, ее социализацию. В нем функционируют малые группы, развито лидерство, конкурентные и кооперативные отношения. Особое значение здесь имеет этика спорта, процесс самоутверждения в нем личности спортсмена. Важнейшее значение имеет общекультурологическая характеристика спорта как зрелища, которое охватывает своим влиянием значительные массы его болельщиков и любителей.

Физическое воспитание (и самовоспитание) с помощью своих средств осуществляет руководство физическим развитием человека, превращение имеющегося культурно-исторического опыта двигательной деятельности в личное достояние занимающихся физическими упражнениями. Оно оказывает существенное влияние на другие виды воспитания: умственное, нравственное, эстетическое.

Физическая рекреация как подсистема физической культуры в качестве своей основы имеет самоценность социокультурной деятельности людей, когда физические упражнения используются для организации активного отдыха, развлечения, получения удовольствия от самого процесса занятий. Она достаточно широко представлена в культуре развитых стран.

Физическая реабилитация, если иметь в виду ее педагогический аспект, связана со сменой видов деятельности, переключениями, активным отдыхом, позволяющим восстановить временно утраченные человеком функции.

В своем развитии физическая культура подчиняется общим и частным законам, которые связаны с относительной самостоятельностью данного вида культуры и характеризуют его саморазвитие.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2 — 7.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знания о человеке // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 2 — 7.

4. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с нем.; Под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М., 1995.

5. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: Монография. СПб., 1998.

6. Пельменев В.К. Физическая культура и спорт в эксклавном регионе России: состояние и перспективы: Монография. Калининград, 2002.

7. Пономарев Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996.

8. Сулейманов Н.Н. Введение в теорию физической культуры Омск, 1991.

9. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М., 1995.

Об авторе

В.К. Пельменев - д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.