Таблица 2
Источники информированности населения
Источники получения информации Ответы респондентов, %
Телевидение 92
Газеты 47
Радио 35
Родственники, друзья, знакомые 15
Журналы 9
Интернет 6
Всего ответов 204
— завершить в муниципальных образованиях округа формирование структур управления на принципах разделения управленческих и хозяйственных (подрядных) функций с созданием единых расчетно-кассовых центров;
— начать процесс акционирования муниципальных и государственных унитарных предприятий с учетом их специфики;
— проводить информационно-разъяснительную работу среди жителей, так как именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необходим. Более того, сама реформа ЖКХ становится возможной только в случае активного участия в ней населения. Реформа серьезно волнует общество, поэтому властям очень важно знать настроение населения относительно проводимых преобразований.
Таким образом, для формирования положительного мнения населения о проводимых преобразованиях в ЖКХ необходимо проводить информационно-разъяснительную работу среди жителей.
Но для эффективного информационного сопровождения реализуемых преобразований в сфере ЖКХ, повышения информированности населения необходимо знать источники информированности. Так, в результате опроса был составлен рейтинг каналов информации, где телевидение, газеты и радио занимают первые позиции (табл. 2).
У каждого из этих источников информации есть свои особенности, делающие их особенно эффективными в различных конкретных ситуациях: массовый охват и оперативность — у телевидения, вездесущность и общедоступность — у радио, фиксирование информации, визуализация — у газеты. Все эти особенности необходимо учитывать в информационном сопровождении процесса реформирования ЖКХ.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что для повышения эффективности управления жилищно-коммунальной отраслью в Ханты-Мансийском автономном округе и создания рыночных отношений необходимо:
Библиографический список
1. Аналитическая записка о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа по состоянию на 2002 год. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004. - 260 с.
2. Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2003 —2004 году: Аналитический материал. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. — 118 с.
3. Лихтенштейн Б.М., Кочнев В.Н. Роль социальных инноваций в реформировании системы ЖКХ//Менеджмент в социальной сфере. Вып. 6. — Тюмень: Вектор Бук, 2004. — С. 137 — 141.
КОЧНЕВ Владимир Николаевич ЕВСЕЕНКО Елена Андреевна
Статья поступила в редакцию 28.12.06 г. © Кочнев В. Н., Евсеенко Е. А.
УДК т4* 571.12 В. И. ТАРАСЕВИЧ
Тюменский государственный нефтегазовый университет
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ
(НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Процесс совершенствования турбизнеса уникален для современной России, т.к. инновационные технологии до определенного времени были сосредоточены в основном в сфере производства, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), сконцентрировавшем большие интеллектуальные и
материальные ресурсы, и в меньшей степени — в туристическо-рекреационном комплексе (ТРК). При этом необходимо учитывать социальные последствия развития туристического бизнеса, т.к. основная его социальная роль заключается в том, что, внедряя новые научные разработки, данный вид бизнеса по-
зволяет не только получать прибыль и обеспечивать социально-экономическую инфраструктуру туристической сферы, но и региона в целом.
Его развитие позволит решить ряд социальных проблем, и прежде всего — создание новых рабочих мест, трудоустройство местного населения и молодых специалистов, окончивших вузы.
Проблемы социальной направленности организационно-управленческих процессов в сфере туризма были и остаются в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых в области социологии управления, менеджмента. Как показывает опыт, децентрализованная структура турбизнеса является эффективной в смысле гибкой адаптации по отношению к изменяющимся внешним условиям рынка, что делает данную отрасль и туристический продукт конкурентоспособными.
Одной из целей научного поиска стала разработка модели взаимодействия региональных органов государственной власти, местного самоуправления с предприятиями туристическо-рекреационного комплекса и механизма ее реализации. Для реализации данной цели были сформулированы задачи: проанализировать содержание управления туристическим бизнесом, выявить особенности его развития на региональном уровне, определить на основе анализа результатов исследования проблемы и перспективы отрасли и социальных технологий в управлении данным видом бизнеса.
Главным инструментом решения данных задач явилось социологическое исследование, проведенное в форме экспертного опроса в 2006 году, в котором приняли участие представители региональных органов государственной власти (РОГВ) и местного самоуправления (МСУ), вузов и туристических предприятий. В исследовании был использован анализ анкетных данных, позволяющий выявить причинно-следственные связи, социальную значимость регионального туризма. Анкета состояла из нескольких блоков вопросов, которые касались текущей ситуации в отрасли и мер для дальнейшего развития туристической деятельности в регионе, госрегулирования отрасли, выявления причин ее замедленного развития, определения социальных результатов.
Формирование методики для изучения поставленной проблемной ситуации определялось исходными методологическими посылками, касающимися социальной природы объекта и предмета области исследования.
Цель была достигнута через решение следующих задач: анализ текущего состояния и факторов, способствующих развитию регионального турбизнеса, определение участников взаимодействия, оценка степени государственного регулирования, определение значимых социальных результатов, вызванных развитием турбизнеса.
По результатам проведенного опроса было установлено, что в большей степени на развитие туристической отрасли повлияет инвестирование в небольшие, но быстрые по времени окупаемости проекты. Так, 80,5% экспертов отметили это определяющим развитие фактором, также подчеркнув необходимость создания некоммерческого партнерства «Информационно-туристический центр Тюменской области» (ИТЦ ТО) - 77,7%. Постепенный эффект должна принести реализация областной целевой программы «Основные направления развития туризма в Тюменской области» (72,3%), а также проведение конференций и семинаров на базе нефтегазового университета, института искусств и культуры,
госуниверситета с привлечением представителен высшей школы и высококвалифицированных практиков туристической сферы (75,0%). Создание пакета региональных законов должно активизировать туристическую деятельность при успешном взаимодействии региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления с туристическими фирмами, что отметили 83,3% экспертов.
Наряду с мероприятиями по организации туристического бизнеса в регионе были получены ответы о степени значимости туристической сферы для других отраслей, осуществляющих взаимодействие с ней. Высокую значимость для туризма имеют торговля и транспорт (по 44,4%), предприятия общепита (38,8%). Однако главным ориентиром на данный момент является топливно-энергетический комплекс (75,0%). Для туристической отрасли топливно-энергетический комплекс представляет огромный инвестиционный и ресурсный потенциал, так как его предприятия могут инвестировать финансовые средства в развитие материальной базы индустрии туризма наряду с инвестированием в предприятия агропромышленного комплекса и других предприятий юга области. Тем более что правительством области разработаны инвестиционные проекты в сфере туризма, которые успешно реализуются. Как показывают результаты опроса, работники ТЭКа являются одними из главных потребителей региональных туристических услуг. За вторую половину 80-х годов 6 тысяч работников ТЭКа и членов их семей имели возможность отдохнуть и поправить свое здоровье на курортах страны и за рубежом. Тогда как только одна туристическая компания «АРС» с 1994 года в течение 12 лет предоставила десяткам тысяч его работников возможность полноценного отдыха. Таким образом, взаимодействие предприятий туристическо-рекреационного комплекса с предприятиями ТЭКа носит взаимовыгодный характер, внося свой вклад в стабилизацию социально-экономической ситуации в регионе.
Недостаточное финансирование туристической отрасли до 2003 года, по мнению 97% экспертов, имело высокую степень влияния на развитие регионального туризма. Вместе с тем разработка правительством области целевых программ в сфере туризма, их финансирование, осуществление стратегии развития туризма позволили в корне изменить ситуацию в региональном туризме.
Недостаточное кадровое обеспечение туристической отрасли отмечено как важная причина слабой эффективности туристического комплекса 61,6% экспертов. Слаборазвитая инфраструктура регионального туризма является веской причиной для 77,7% опрошенных. Определенный вклад в проблемные точки отрасли вносят следующие причины: отсутствие связующих звеньев между субъектами государственного и муниципального управления с туристическим сектором экономики (77,7%). Таким звеном мог бы выступить ИТЦ ТО. Одной из основных причин, по мнению экспертов, является отсутствие совершенной законодательной базы в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях (80,5%).
Помимо положительных социально-экономических результатов развития регионального туризма (получение прибыли, увеличение числа предприятий туристической сферы, образование новых рабочих мест, возрождение ремесел) возможно возникновение и негативных моментов: увеличение нагрузки на рекреационную систему региона, на работников органов государственной власти. Поэтому
ощущается настоятельная необходимость социального прогнозирования последствий той или иной технологии с последующей их корректировкой, увеличивающих позитивные и уменьшающих негативные последствия влияния туризма на социальный климат региона.
Проведенное исследование позволяет оптимизировать систему взаимодействия региональных органов власти, местного самоуправления с туристическими фирмами, учитывая социальную направленность организационно-распорядительных мероприятий на региональном уровне. К примеру, при правительстве области создано некоммерческое партнерство «Информационно-туристический центр Тюменской области» (ИТЦ ТО), деятельность которого координируется со стороны департамента стратегического развития области. Как показали итоги опроса, помимо выполнения прямых обязанностей предполагается, что в процессе своей деятельности данной организации необходимо аккумулировать технологии, прошедшие тщательный отбор и готовые к реализации, внедряя их в предприятия и организации туристической сферы. Кроме их внедрения в обязанность ИТЦ ТО будет входить анализ вновь полученных технологий, не только с точки зрения получения прибыли, но также и их влияния на социальную среду региона.
Центру придется приложить усилия для разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы регионального туризма, сбору данных о необходимом количестве и специализации будущих кадров для сферы туризма, гостиниц, а также организация их обучения, накопления банка данных о потребностях в специалистах и новых технологиях.
Развитие регионального туризма ставится в зависимость от его способности создавать условия, активизирующие его внутренние факторы, а также процесс взаимодействия региональных органов власти, местного самоуправления с предприятиями турис-
тической сферы. Его развитие можно рассматривать как экспериментальную площадку реформирования сферы туризма, как полигон осуществления социальных технологий взаимодействия. Классифицировав технологии взаимодействия, определив их главную и тактические цели, этапы технологизации, а также методы, были определены возможности и потребности всех участников данного процесса.
По мнению большинства экспертов, активизации процесса взаимодействия мешают:
— неэффективная региональная налоговая политика
— отсутствие протекционистской таможенной политики
— отсутствие единого информационного и ту-ристическо-рекреационного пространства на всей территории области, включая автономные округа
— отсутствие единого центра, координирующего взаимодействие участников процесса.
По результатам проведенных исследований разработана и предложена к внедрению модель взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления с туристическими фирмами, учитывая социальную направленность организационно-распорядительных мероприятий на региональном уровне (рис. 1). В модели рассмотрены варианты использования системы социальных технологий в управлении турбизнесом. На основе построенной модели взаимодействия органов власти с предприятиями туристической отрасли в регионе предложен механизм ее реализации.
Наряду с указанными участниками данного процесса было рассмотрено участие в нем вузов (научно-методическое обеспечение) и ИТЦ области (координирующий центр).
В статье рассматривается взаимодействие органов власти и предприятий туристической отрасли Тюменской области с аналогичными структурами в других регионах, которое позволяет расширить сеть поиска технологий в сфере управления турбизне-
Рис. 1. Модель взаимодействия РОГВ, МСУ с предприятиями туристской сферы
73
сом, взаимодействия, а также заимствование положительного опыта, накопленного в регионах.
Исследовав сущность и процессы управления туристическим бизнесом, можно сделать вывод, что перспективы развития регионального туристиче-ско-рекреационного комплекса являются обнадеживающими.
На основании проведенного анализа развития туристического бизнеса и степени государственного регулирования отрасли, а также использования в этом процессе социальных технологий считаем, что реализация управления турбизнесом через механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с предприятиями туристической индустрии даст положительный результат.
В процессе успешного роста регионального туристического бизнеса с использованием социотех-нологий взаимодействия органов власти с предприятиями туристической отрасли и на основе проведенного исследования могут быть достигнуты следующие результаты:
— увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет внедрения новых технологий, новых форм привлечения предприятий туристи-ческо-рекреационного комплекса к решению вопросов социально-экономического развития региона, территорий
— успешная реализация проектов взаимодействия приведет к большему пониманию между участниками процесса взаимодействия, к уменьшению сопротивления к инновациям
— развитие инфраструктуры ТРК, территорий за счет активизации участников процесса взаимодействия, за счет привлечения предприятий ТРК, специалистов вузов к оценке туристическо-рекреацион-ного потенциала (ТРП) территорий, их перспективности и разработке критериев (индикаторов) оценивания позволит региональному и местным бюджетам вкладывать большие средства в развитие социально-культурной сферы
— использование социальных технологий взаимодействия региональных органов власти и турфирм стимулирует интеграцию с аналогичными структурами в субъектах Федерации
— создание единого туристическо-экскурсион-ного пространства трех субъектов Федерации, расположенных на территории области, позволит перейти от взаимодействия РОГВ и МСУ с предприятиями ТРК через контрактацию к интеграции
— расширение специализации региона, создание новых производств и новых видов турпродукта с уникальными свойствами позволит уйти региону от роли сырьевого придатка, основанного на экспорте энергоносителей
— создание новых рабочих мест. В данном контексте подчеркивается прямая социальная выгода, т.к. фактически с созданием высокотехнологических производств повышается потребность в квалифицированных кадрах, что приведет к стремлению в профессиональном росте, а это, в свою очередь, скажется на увеличении спроса на образовательные услуги. В этом существенную роль могут оказать ИТЦ ТО (координирующий центр) и вузы (научно-методическое обеспечение) как участники процесса взаимодействия
— развитие процесса взаимодействия, интеграция с соседними регионами, привлечение квалифицированных кадров из других отраслей и регионов.
Библиографический список
1. Областная целевая программа «Основные направления развития туризма в Тюменской области», 2005 г.
ТАРАСЕВИЧ Виктор Иванович, доцент кафедры социального менеджмента.
Статья поступила в редакцию 26.12.06 г. © Тарасевич В. И.
Книжная полка
Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2006. " 718 с.
Пособие состоит из трех частей: «Теоретические основы рекламы», «Рекламный рынок и его исследования», «Практикум». Изложены основные аспекты рекламы и организации рекламного процесса, дана классификация видов и средств распространения рекламы и оценки ее эффективности. Анализируется развитие рекламного рынка в России.
Для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Коммерция», «Менеджмент», руководителей организаций и предприятий, предпринимателей, маркетологов и специалистов в области рекламной деятельности.
Тиккер Э. Паблик рилейшенз: Пер. с англ.: учебник для вузов. " М.: Проспект, 2005. " 332.
Учебник по PR — это общедоступное и детализированное введение в практику и теория паблик рилейшенз. В нем прослежены история и развитие паблик рилейшинз, затронуты этические вопросы, касающиеся рассматриваемой сферы, изучены взаимоотношения с политикой, лоббирующими организациями и журналистами, а также даны советы по поводу обучения, которое необходимо пройти, чтобы стать профессионалами в данной деятельности.
Для студентов, обучающихся на соответствующих специальностях, и профессионалов, работающих в области рекламы.