Научная статья на тему 'Социальные технологии в управлении туристическим бизнесом в регионе (на примере Тюменской области)'

Социальные технологии в управлении туристическим бизнесом в регионе (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасевич Виктор Иванович

The author comes to the conclusion that the traveling business trends are promising: successful project implementation brings to better partner's interaction, reduce resistance to innovations; the needs in staff competence increase demands in educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social technologies in traveling business management in region (by the example of Tymen region)

The author comes to the conclusion that the traveling business trends are promising: successful project implementation brings to better partner's interaction, reduce resistance to innovations; the needs in staff competence increase demands in educational services.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии в управлении туристическим бизнесом в регионе (на примере Тюменской области)»

Таблица 2

Источники информированности населения

Источники получения информации Ответы респондентов, %

Телевидение 92

Газеты 47

Радио 35

Родственники, друзья, знакомые 15

Журналы 9

Интернет 6

Всего ответов 204

— завершить в муниципальных образованиях округа формирование структур управления на принципах разделения управленческих и хозяйственных (подрядных) функций с созданием единых расчетно-кассовых центров;

— начать процесс акционирования муниципальных и государственных унитарных предприятий с учетом их специфики;

— проводить информационно-разъяснительную работу среди жителей, так как именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необходим. Более того, сама реформа ЖКХ становится возможной только в случае активного участия в ней населения. Реформа серьезно волнует общество, поэтому властям очень важно знать настроение населения относительно проводимых преобразований.

Таким образом, для формирования положительного мнения населения о проводимых преобразованиях в ЖКХ необходимо проводить информационно-разъяснительную работу среди жителей.

Но для эффективного информационного сопровождения реализуемых преобразований в сфере ЖКХ, повышения информированности населения необходимо знать источники информированности. Так, в результате опроса был составлен рейтинг каналов информации, где телевидение, газеты и радио занимают первые позиции (табл. 2).

У каждого из этих источников информации есть свои особенности, делающие их особенно эффективными в различных конкретных ситуациях: массовый охват и оперативность — у телевидения, вездесущность и общедоступность — у радио, фиксирование информации, визуализация — у газеты. Все эти особенности необходимо учитывать в информационном сопровождении процесса реформирования ЖКХ.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что для повышения эффективности управления жилищно-коммунальной отраслью в Ханты-Мансийском автономном округе и создания рыночных отношений необходимо:

Библиографический список

1. Аналитическая записка о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа по состоянию на 2002 год. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004. - 260 с.

2. Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2003 —2004 году: Аналитический материал. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. — 118 с.

3. Лихтенштейн Б.М., Кочнев В.Н. Роль социальных инноваций в реформировании системы ЖКХ//Менеджмент в социальной сфере. Вып. 6. — Тюмень: Вектор Бук, 2004. — С. 137 — 141.

КОЧНЕВ Владимир Николаевич ЕВСЕЕНКО Елена Андреевна

Статья поступила в редакцию 28.12.06 г. © Кочнев В. Н., Евсеенко Е. А.

УДК т4* 571.12 В. И. ТАРАСЕВИЧ

Тюменский государственный нефтегазовый университет

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Процесс совершенствования турбизнеса уникален для современной России, т.к. инновационные технологии до определенного времени были сосредоточены в основном в сфере производства, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), сконцентрировавшем большие интеллектуальные и

материальные ресурсы, и в меньшей степени — в туристическо-рекреационном комплексе (ТРК). При этом необходимо учитывать социальные последствия развития туристического бизнеса, т.к. основная его социальная роль заключается в том, что, внедряя новые научные разработки, данный вид бизнеса по-

зволяет не только получать прибыль и обеспечивать социально-экономическую инфраструктуру туристической сферы, но и региона в целом.

Его развитие позволит решить ряд социальных проблем, и прежде всего — создание новых рабочих мест, трудоустройство местного населения и молодых специалистов, окончивших вузы.

Проблемы социальной направленности организационно-управленческих процессов в сфере туризма были и остаются в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых в области социологии управления, менеджмента. Как показывает опыт, децентрализованная структура турбизнеса является эффективной в смысле гибкой адаптации по отношению к изменяющимся внешним условиям рынка, что делает данную отрасль и туристический продукт конкурентоспособными.

Одной из целей научного поиска стала разработка модели взаимодействия региональных органов государственной власти, местного самоуправления с предприятиями туристическо-рекреационного комплекса и механизма ее реализации. Для реализации данной цели были сформулированы задачи: проанализировать содержание управления туристическим бизнесом, выявить особенности его развития на региональном уровне, определить на основе анализа результатов исследования проблемы и перспективы отрасли и социальных технологий в управлении данным видом бизнеса.

Главным инструментом решения данных задач явилось социологическое исследование, проведенное в форме экспертного опроса в 2006 году, в котором приняли участие представители региональных органов государственной власти (РОГВ) и местного самоуправления (МСУ), вузов и туристических предприятий. В исследовании был использован анализ анкетных данных, позволяющий выявить причинно-следственные связи, социальную значимость регионального туризма. Анкета состояла из нескольких блоков вопросов, которые касались текущей ситуации в отрасли и мер для дальнейшего развития туристической деятельности в регионе, госрегулирования отрасли, выявления причин ее замедленного развития, определения социальных результатов.

Формирование методики для изучения поставленной проблемной ситуации определялось исходными методологическими посылками, касающимися социальной природы объекта и предмета области исследования.

Цель была достигнута через решение следующих задач: анализ текущего состояния и факторов, способствующих развитию регионального турбизнеса, определение участников взаимодействия, оценка степени государственного регулирования, определение значимых социальных результатов, вызванных развитием турбизнеса.

По результатам проведенного опроса было установлено, что в большей степени на развитие туристической отрасли повлияет инвестирование в небольшие, но быстрые по времени окупаемости проекты. Так, 80,5% экспертов отметили это определяющим развитие фактором, также подчеркнув необходимость создания некоммерческого партнерства «Информационно-туристический центр Тюменской области» (ИТЦ ТО) - 77,7%. Постепенный эффект должна принести реализация областной целевой программы «Основные направления развития туризма в Тюменской области» (72,3%), а также проведение конференций и семинаров на базе нефтегазового университета, института искусств и культуры,

госуниверситета с привлечением представителен высшей школы и высококвалифицированных практиков туристической сферы (75,0%). Создание пакета региональных законов должно активизировать туристическую деятельность при успешном взаимодействии региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления с туристическими фирмами, что отметили 83,3% экспертов.

Наряду с мероприятиями по организации туристического бизнеса в регионе были получены ответы о степени значимости туристической сферы для других отраслей, осуществляющих взаимодействие с ней. Высокую значимость для туризма имеют торговля и транспорт (по 44,4%), предприятия общепита (38,8%). Однако главным ориентиром на данный момент является топливно-энергетический комплекс (75,0%). Для туристической отрасли топливно-энергетический комплекс представляет огромный инвестиционный и ресурсный потенциал, так как его предприятия могут инвестировать финансовые средства в развитие материальной базы индустрии туризма наряду с инвестированием в предприятия агропромышленного комплекса и других предприятий юга области. Тем более что правительством области разработаны инвестиционные проекты в сфере туризма, которые успешно реализуются. Как показывают результаты опроса, работники ТЭКа являются одними из главных потребителей региональных туристических услуг. За вторую половину 80-х годов 6 тысяч работников ТЭКа и членов их семей имели возможность отдохнуть и поправить свое здоровье на курортах страны и за рубежом. Тогда как только одна туристическая компания «АРС» с 1994 года в течение 12 лет предоставила десяткам тысяч его работников возможность полноценного отдыха. Таким образом, взаимодействие предприятий туристическо-рекреационного комплекса с предприятиями ТЭКа носит взаимовыгодный характер, внося свой вклад в стабилизацию социально-экономической ситуации в регионе.

Недостаточное финансирование туристической отрасли до 2003 года, по мнению 97% экспертов, имело высокую степень влияния на развитие регионального туризма. Вместе с тем разработка правительством области целевых программ в сфере туризма, их финансирование, осуществление стратегии развития туризма позволили в корне изменить ситуацию в региональном туризме.

Недостаточное кадровое обеспечение туристической отрасли отмечено как важная причина слабой эффективности туристического комплекса 61,6% экспертов. Слаборазвитая инфраструктура регионального туризма является веской причиной для 77,7% опрошенных. Определенный вклад в проблемные точки отрасли вносят следующие причины: отсутствие связующих звеньев между субъектами государственного и муниципального управления с туристическим сектором экономики (77,7%). Таким звеном мог бы выступить ИТЦ ТО. Одной из основных причин, по мнению экспертов, является отсутствие совершенной законодательной базы в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях (80,5%).

Помимо положительных социально-экономических результатов развития регионального туризма (получение прибыли, увеличение числа предприятий туристической сферы, образование новых рабочих мест, возрождение ремесел) возможно возникновение и негативных моментов: увеличение нагрузки на рекреационную систему региона, на работников органов государственной власти. Поэтому

ощущается настоятельная необходимость социального прогнозирования последствий той или иной технологии с последующей их корректировкой, увеличивающих позитивные и уменьшающих негативные последствия влияния туризма на социальный климат региона.

Проведенное исследование позволяет оптимизировать систему взаимодействия региональных органов власти, местного самоуправления с туристическими фирмами, учитывая социальную направленность организационно-распорядительных мероприятий на региональном уровне. К примеру, при правительстве области создано некоммерческое партнерство «Информационно-туристический центр Тюменской области» (ИТЦ ТО), деятельность которого координируется со стороны департамента стратегического развития области. Как показали итоги опроса, помимо выполнения прямых обязанностей предполагается, что в процессе своей деятельности данной организации необходимо аккумулировать технологии, прошедшие тщательный отбор и готовые к реализации, внедряя их в предприятия и организации туристической сферы. Кроме их внедрения в обязанность ИТЦ ТО будет входить анализ вновь полученных технологий, не только с точки зрения получения прибыли, но также и их влияния на социальную среду региона.

Центру придется приложить усилия для разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы регионального туризма, сбору данных о необходимом количестве и специализации будущих кадров для сферы туризма, гостиниц, а также организация их обучения, накопления банка данных о потребностях в специалистах и новых технологиях.

Развитие регионального туризма ставится в зависимость от его способности создавать условия, активизирующие его внутренние факторы, а также процесс взаимодействия региональных органов власти, местного самоуправления с предприятиями турис-

тической сферы. Его развитие можно рассматривать как экспериментальную площадку реформирования сферы туризма, как полигон осуществления социальных технологий взаимодействия. Классифицировав технологии взаимодействия, определив их главную и тактические цели, этапы технологизации, а также методы, были определены возможности и потребности всех участников данного процесса.

По мнению большинства экспертов, активизации процесса взаимодействия мешают:

— неэффективная региональная налоговая политика

— отсутствие протекционистской таможенной политики

— отсутствие единого информационного и ту-ристическо-рекреационного пространства на всей территории области, включая автономные округа

— отсутствие единого центра, координирующего взаимодействие участников процесса.

По результатам проведенных исследований разработана и предложена к внедрению модель взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления с туристическими фирмами, учитывая социальную направленность организационно-распорядительных мероприятий на региональном уровне (рис. 1). В модели рассмотрены варианты использования системы социальных технологий в управлении турбизнесом. На основе построенной модели взаимодействия органов власти с предприятиями туристической отрасли в регионе предложен механизм ее реализации.

Наряду с указанными участниками данного процесса было рассмотрено участие в нем вузов (научно-методическое обеспечение) и ИТЦ области (координирующий центр).

В статье рассматривается взаимодействие органов власти и предприятий туристической отрасли Тюменской области с аналогичными структурами в других регионах, которое позволяет расширить сеть поиска технологий в сфере управления турбизне-

Рис. 1. Модель взаимодействия РОГВ, МСУ с предприятиями туристской сферы

73

сом, взаимодействия, а также заимствование положительного опыта, накопленного в регионах.

Исследовав сущность и процессы управления туристическим бизнесом, можно сделать вывод, что перспективы развития регионального туристиче-ско-рекреационного комплекса являются обнадеживающими.

На основании проведенного анализа развития туристического бизнеса и степени государственного регулирования отрасли, а также использования в этом процессе социальных технологий считаем, что реализация управления турбизнесом через механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с предприятиями туристической индустрии даст положительный результат.

В процессе успешного роста регионального туристического бизнеса с использованием социотех-нологий взаимодействия органов власти с предприятиями туристической отрасли и на основе проведенного исследования могут быть достигнуты следующие результаты:

— увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет внедрения новых технологий, новых форм привлечения предприятий туристи-ческо-рекреационного комплекса к решению вопросов социально-экономического развития региона, территорий

— успешная реализация проектов взаимодействия приведет к большему пониманию между участниками процесса взаимодействия, к уменьшению сопротивления к инновациям

— развитие инфраструктуры ТРК, территорий за счет активизации участников процесса взаимодействия, за счет привлечения предприятий ТРК, специалистов вузов к оценке туристическо-рекреацион-ного потенциала (ТРП) территорий, их перспективности и разработке критериев (индикаторов) оценивания позволит региональному и местным бюджетам вкладывать большие средства в развитие социально-культурной сферы

— использование социальных технологий взаимодействия региональных органов власти и турфирм стимулирует интеграцию с аналогичными структурами в субъектах Федерации

— создание единого туристическо-экскурсион-ного пространства трех субъектов Федерации, расположенных на территории области, позволит перейти от взаимодействия РОГВ и МСУ с предприятиями ТРК через контрактацию к интеграции

— расширение специализации региона, создание новых производств и новых видов турпродукта с уникальными свойствами позволит уйти региону от роли сырьевого придатка, основанного на экспорте энергоносителей

— создание новых рабочих мест. В данном контексте подчеркивается прямая социальная выгода, т.к. фактически с созданием высокотехнологических производств повышается потребность в квалифицированных кадрах, что приведет к стремлению в профессиональном росте, а это, в свою очередь, скажется на увеличении спроса на образовательные услуги. В этом существенную роль могут оказать ИТЦ ТО (координирующий центр) и вузы (научно-методическое обеспечение) как участники процесса взаимодействия

— развитие процесса взаимодействия, интеграция с соседними регионами, привлечение квалифицированных кадров из других отраслей и регионов.

Библиографический список

1. Областная целевая программа «Основные направления развития туризма в Тюменской области», 2005 г.

ТАРАСЕВИЧ Виктор Иванович, доцент кафедры социального менеджмента.

Статья поступила в редакцию 26.12.06 г. © Тарасевич В. И.

Книжная полка

Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2006. " 718 с.

Пособие состоит из трех частей: «Теоретические основы рекламы», «Рекламный рынок и его исследования», «Практикум». Изложены основные аспекты рекламы и организации рекламного процесса, дана классификация видов и средств распространения рекламы и оценки ее эффективности. Анализируется развитие рекламного рынка в России.

Для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Коммерция», «Менеджмент», руководителей организаций и предприятий, предпринимателей, маркетологов и специалистов в области рекламной деятельности.

Тиккер Э. Паблик рилейшенз: Пер. с англ.: учебник для вузов. " М.: Проспект, 2005. " 332.

Учебник по PR — это общедоступное и детализированное введение в практику и теория паблик рилейшенз. В нем прослежены история и развитие паблик рилейшинз, затронуты этические вопросы, касающиеся рассматриваемой сферы, изучены взаимоотношения с политикой, лоббирующими организациями и журналистами, а также даны советы по поводу обучения, которое необходимо пройти, чтобы стать профессионалами в данной деятельности.

Для студентов, обучающихся на соответствующих специальностях, и профессионалов, работающих в области рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.