Научная статья на тему 'Организационные и информационные предпосылки реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нефтегазовых регионах (на примере ХМАО Югры)'

Организационные и информационные предпосылки реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нефтегазовых регионах (на примере ХМАО Югры) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочнев Владимир Николаевич, Евсеенко Елена Андреевна

В статье проведен анализ управления жилищно-коммунальной сферы. Дан обзор характерных изменений, обобщена практика административных мер. На основе проведенного социологического опроса выявлено отношение граждан к процессам акционирования в сфере ЖКХ, проведен замер информированности респондентов о характере происходящих в отрасли изменений, определены источники получения информации. Представлены результаты корреляционного анализа, по результатам которого определена классификация групп населения по признаку отношения к происходящим в отрасли преобразованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and informative premises of reforming in housing-and-communal services in oil-and-gas producing regions (by the example of Khanty-Mansiysk Rerion-Yugra)

The article analyses housing and communal services sphere maintenance. Characteristic changes are reviewed, and administrative measures are summarized. Conducted sociological questioning revealed public attitude to processes of share distribution practice in housing and communal services and has also measured how questioned people are being kept informed in characteristics of industry changes occurring, sources of information are determined. The article offers correlation analysis results on the base of which the author determines the classification of population groups on the basis of attitude to occurring industry transformation.

Текст научной работы на тему «Организационные и информационные предпосылки реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нефтегазовых регионах (на примере ХМАО Югры)»

УДК 622.276: 332.832.2

В. Н. КОЧНЕВ Е. А. ЕВСЕЕНКО

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕГИОНАХ

(НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ)

В статье проведен анализ управления жилищно-коммунальной сферы. Дан обзор характерных изменений, обобщена практика административных мер. На основе проведенного социологического опроса выявлено отношение граждан к процессам акционирования в сфере ЖКХ, проведен замер информированности респондентов о характере происходящих в отрасли изменений, определены источники получения информации. Представлены результаты корреляционного анализа, по результатам которого определена классификация групп населения по признаку отношения к происходящим в отрасли преобразованиям.

Развитие нефтяной и газовой промышленности региона невозможно без эффективного функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), призванной обеспечить необходимые условия для осуществления жизнедеятельности населения округа.

Динамика ускоренного развития этих отраслей в Ханты-Мансийском автономном округе определена тем обстоятельством, что в середине прошлого столетия было осуществлено строительство городов и поселков, большинство из которых формировались на базе нефтедобывающих предприятий.

На первых этапах строительства предприятия ЖКХ были, по сути, «жилищным» цехом при предприятиях. Функции организации совместного проживания людей также возлагались на администрацию этих градообразующих предприятий.

Впоследствии, с получением статуса поселка или города были сформированы органы местного самоуправления, началось развитие социальной инфраструктуры, и предприятия ЖКХ стали самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности. В начале текущего столетия большая часть жилищного фонда являлась ведомственным фондом различных нефтедобывающих предприятий и, соответственно, обслуживалась ведомственной системой ЖКХ. Другая, меньшая часть, находилась на балансе администраций городов и поселков и, являясь муниципальным жилищным фондом, обслуживалась муниципальными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (МУП ЖКХ).

При этом необходимо отметить, что, несмотря на высокие доходы населения данных территорий относительно средних показателей по России, местными властями поддерживался достаточно низкий уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Так, в 2000 году при федеральном стандарте

в 70% от их общей стоимости он равнялся 55%. Если при этом учесть льготников, а их было значительное количество, и неплательщиков (жильцов, не вносящих либо несвоевременно вносящих платежи), фактическая оплата была существенно ниже. Естественно, что в этих условиях расходы бюджета округа на жилищно-коммунальную сферу увеличивались как минимум на эти же 15-20% ежегодно.

С одной стороны, это была мера дополнительной социальной поддержки населения, а с другой, предоставлялась без учета реальных доходов граждан, то есть была общей для всех. Современный взгляд на проблему предоставления услуг ЖКХ существенно изменился. Появилось понятие «социальная льгота», «адресная дотация» и другие термины, характеризующие адресный порядок социальной поддержки населения. Изменение подходов было вызвано объективными изменениями в организации финансово-экономической деятельности муниципалитетов северных городов. В частности, стал проявляться дефицит бюджетных средств в ЖКХ, вызванный массовой передачей непрофильных активов с балансов нефтегазодобывающих предприятий в муниципальную собственность.

Следствием этого явилось недофинансирование муниципальных предприятий, увеличились долговые обязательства, не обновлялась до необходимого уровня материально-техническая база, не проводились в полном объеме плановые ремонты и замена изношенного оборудования. Это в конечном итоге привело к ухудшению качества жилищно-коммунальных услуг, от чего больше всего страдали потребители.

Таким образом, возникла необходимость анализа особенностей организации эффективной системы ЖКХ, учитывающей и сложившиеся реалии, и необходимость работы в новых экономических услови-

ях. Положение осложнялось тем, что существовал монополизм производства услуг, директивно регламентированный принцип построения отношений между хозяйствующими субъектами и властями всех уровней и необходимость технического переоснащения жилищно-коммунальной отрасли, использования новых технологических достижений. Частичное решение этих проблем было достигнуто за счет разделения управленческих и хозяйственных функций при эксплуатации жилищного фонда. Так, к концу 2002 г. в Ханты-Мансийском автономном округе в 19 муниципальных образованиях, за исключением гг. Белоярского, Когалыма, Покачи, были созданы службы заказчика (управляющие компании), а к началу 2004 г. в Ханты-Мансийском автономном округе по этому принципу была создана уже 71 служба заказчика или организаций, наделенных функциями заказчика. Это позволило реально осуществить демонополизацию системы ЖКХ [2. С.70].

Службы заказчика были призваны в условиях острой нехватки финансовых средств осуществить приемку выполненных работ в соответствии с их реальными объемами и установленными критериями качества, исполнить прогноз необходимых объемов финансирования предприятий ЖКХ и провести работу с населением по сбору платежей за жилищные и коммунальные услуги.

Главной целью создания службы заказчика была необходимость повысить эффективность использования средств населения и бюджетов различных уровней, идущих на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Но не во всех населенных пунктах удалось провести разделение управленческих и хозяйственных функций и сформировать договорные отношения между собственником жилья, службой заказчика и подрядными организациями. Во многих муниципальных образованиях службы заказчика создавались лишь формально, и непосредственно функции заказчика на жилищно-коммунальные услуги в полной мере они не выполняли. Эта проблема существует и сегодня, потому что в ряде муниципальных образований округа происходит подмена понятия службы заказчика как управленческой структуры, на которую возложены функции формирования и размещения муниципального заказа (муниципального заказчика) и управляющей организации, основной задачей которой является обслуживание жилищного фонда.

Между тем опыт реформирования системы ЖКХ в других регионах показывает, что выполнение функций заказчика в полном объеме, а также перевод отношений в жилищно-коммунальном комплексе на договорную основу, позволяет потребителям услуг непосредственно влиять на количество и качество получаемых услуг, обеспечивая необходимое давление на коммунальные предприятия с целью повышения эффективности оказываемых услуг. Более того, появляется возможность производить конкурентный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих наилучшее качество услуг по наименьшей цене [3. С.137].

По мнению автора, основанному на анализе опыта реформирования ЖКХ в России, для более успешного решения проблем финансового обеспечения ЖКХ необходима централизация, объединяющая в систему бюджетные средства и платежи населения за оказываемые услуги.

Это позволяет в конечном счете говорить о целевом использовании аккумулированных средств, осу-

ществляя тем самым и техническое, и технологическое обновление, использование инноваций.

В Ханты-Мансийском автономном округе уже имеется опыт создания расчетно-кассовых центров (РКЦ). Некоторые из них имеют статус юридического лица: в гг. Сургуте, Когалыме, Нефтеюганске, в других муниципальных образованиях РКЦ входят в структуру служб заказчика либо существуют в виде абонентных отделов при предприятиях ЖКХ [2. С.72]. Создание РКЦ кроме всего прочего позволяет решить проблемы текущей задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, создавать накопительные и транзитные системы взаиморасчетов. Для населения РКЦ дает возможность создания системы непрерывного информирования участников взаиморасчетов о прохождении финансовых средств, аккумулирование всей имеющейся информации поставщиков о потребителях услуг. В то же время создание необходимого количества РКЦ не решает полностью старые накопившиеся проблемы в ЖКХ, связанные с повышением качества обслуживания населения и формированием оплаты за их предоставление.

Мировая практика показывает, что в тех случаях, когда государство своими силами не обеспечивает эффективное функционирование отрасли, к партнерству приглашается частный капитал. По этому пути сегодня идет и отрасль ЖКХ. Так, в 2003 г. на рынке жилищно-коммунальных услуг автономного округа работало 175 государственных и муниципальных и 179 частных и прочих операторов. В 2004 году соответственно 166 и 262 оператора. В 2005-м — 190 предприятий государственной и муниципальной форм собственности и 222 предприятия частной и смешанной форм собственности [1. С. 68].

Анализ предприятий по формам собственности показывает, что количество государственных и муниципальных предприятий на рынке жилищно-коммунальных услуг остается практически неизменным, тогда как количество предприятий других форм собственности (частной и смешанной) постоянно меняется. Это связано с тем, что частные предприятия, обладая большей финансовой самостоятельностью, чем муниципальные, испытывают сдерживающее влияние отраслевого государственного регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Изменение количества предприятий частной и смешанной форм собственности объясняется также конкурентной борьбой, ограниченностью объемов услуг, допущенных государственной и муниципальной властями к свободной конкуренции. Несмотря на определенный опыт отдельных муниципальных образований, в целом по автономному округу монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое еще сегодня находится на низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Поэтому неудивительно, что программа развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа предусматривает изменения формы собственности предприятий ЖКХ, которая обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу [2. С. 84].

Не вызывает сомнений, что успех реализации этой программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением — основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в зна-

Таблица 1

Информированность респондентов к отношению акционирования муниципальных предприятии жилищно-коммунального хозяйства

Отношение респондентов к акционированию Распределение ответов в се к респондентов, %, Распределение ответов «знающит респондентов, % Распределение ответов «незнающих)) респондентов, %

П оло жительно е 23 29 13

Отрицательно е 37 36 36

Бе зра зличное 13 14 12

Затруднилась ответить 27 21 39

Всего 100 100 100

чительной степени будет зависеть от того, как на сегодняшний момент население воспринимает идею передачи МУП ЖКХ в частный сектор, готово ли оно к этому и насколько оно информировано об этих планируемых преобразованиях.

В связи с этим автором был проведен опрос, который проходил в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске и Югорске. Он был осуществлен в форме пилотажного исследования, которое в силу своей специфики не требует большой представительной выборки и проводится на небольшом массиве. Объем выборки в таком исследовании не имеет четкого методического обоснования, обычно он составляет 100-200 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования. В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографические признаки, поэтому в опросе приняли участие 210 респондентов.

На первом этапе необходимо было рассмотреть, что участники пилотажного исследования знают об акционировании муниципальных жилищно-коммунальных предприятий. Иначе нельзя было бы говорить о сформированности какого-либо мнения по этому вопросу либо мнение может быть некомпетентным.

В ходе опроса были получены данные, которые свидетельствуют, что информированность у респондентов присутствует, хотя треть из них о приходе частного бизнеса в ЖКХ ничего не знает. Таким образом, можно говорить о среднем уровне информированности респондентов об акционировании предприятий ЖКХ. Одновременно можно предположить, что при формировании репрезентативной выборки (в частности, по возрасту и уровню образования, в том числе увеличении доли пенсионеров и менее образованных респондентов) уровень информированности может быть гораздо ниже.

Чтобы проверить, влияет ли информированность (знание об акционировании) на отношение к данному направлению коммунальной реформы, автор сравнил ответы «знающих» (кто ответил «да») и «незнающих» (кто ответил «нет») респондентов (табл. 1).

В результате было выяснено, что у информированных респондентов положительное отношение к данному направлению реформы ЖКХ более чем в два раза выше, чем у неинформированных.

Однако при анализе направленности отношения оказалось, что и в той, и в другой группе противников акционирования больше, чем сторонников.

Таким образом, если говорить об отношении к акционированию в целом, можно сделать вывод, что у населения преобладает негативное отношение к

акционированию предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Сообразно с этим в целях информационно-пропагандистского обеспечения преобразований в сфере ЖКХ важно знать характеристики групп сторонников и противников реформ.

Корреляционный анализ данных пилотажного исследования позволяет дать описательные характеристики этих групп.

Сторонники — это те респонденты, которые положительно относятся к акционированию ЖКХ:

— считают, что в результате акционирования произойдет повышение качества услуг;

— в материальном отношении они скорее состоятельны;

— они готовы платить за сверхнормативное жилищно-коммунальное обслуживание, но при условии 100% гарантии качества услуг;

— среди них больше руководителей предприятий.

Противники — те, кто отрицательно относится к акционированию ЖКХ:

— считают, что в результате акционирования произойдет повышение оплаты, а качество не изменится;

— их материальное положение в 2006 году «скорее ухудшилось»;

— считают, что акционирование не улучшит отношение работников ЖКХ к своим обязанностям;

— в большинстве это домохозяйки и квалифицированные рабочие.

Таким образом, решающим фактором в отношении населения к реформам в жилищно-коммунальной сфере является материальное положение, так как этот фактор присутствует в описании и той, и другой группы (только с прямо противоположными позициями). Этот вывод подтверждают и данные опросов, проведенных в ряде городов России, которые говорят о том, что многие граждане готовы поддержать реформу — но только в том случае, если она не приведет к ухудшению их материального положения.

Если рассмотреть ожидания противников акционирования, то предполагаемое повышение тарифов среди этой группы будет составлять 87%, а количество тех, кто считает, что результатом акционирования станет повышение оплаты без изменения качества услуг, увеличится до 52%.

Между тем определенную трудность стопроцентной проверки мнения населения относительно вопроса об акционировании ЖКХ представляла невысокая информированность жителей и несфор-мированность позиции по данному вопросу, содержательные и компетентные мнения имеются только у 14% от общего числа респондентов.

Таблица 2

Источники информированности населения

Источники получения информации Ответы респондентов, %

Телевидение 92

Газеты 47

Радио 35

Родственники, друзья, знакомые 15

Журналы 9

Интернет 6

Всего ответов 204

— завершить в муниципальных образованиях округа формирование структур управления на принципах разделения управленческих и хозяйственных (подрядных) функций с созданием единых расчетно-кассовых центров;

— начать процесс акционирования муниципальных и государственных унитарных предприятий с учетом их специфики;

— проводить информационно-разъяснительную работу среди жителей, так как именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необходим. Более того, сама реформа ЖКХ становится возможной только в случае активного участия в ней населения. Реформа серьезно волнует общество, поэтому властям очень важно знать настроение населения относительно проводимых преобразований.

Таким образом, для формирования положительного мнения населения о проводимых преобразованиях в ЖКХ необходимо проводить информационно-разъяснительную работу среди жителей.

Но для эффективного информационного сопровождения реализуемых преобразований в сфере ЖКХ, повышения информированности населения необходимо знать источники информированности. Так, в результате опроса был составлен рейтинг каналов информации, где телевидение, газеты и радио занимают первые позиции (табл. 2).

У каждого из этих источников информации есть свои особенности, делающие их особенно эффективными в различных конкретных ситуациях: массовый охват и оперативность — у телевидения, вездесущность и общедоступность — у радио, фиксирование информации, визуализация — у газеты. Все эти особенности необходимо учитывать в информационном сопровождении процесса реформирования ЖКХ.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что для повышения эффективности управления жилищно-коммунальной отраслью в Ханты-Мансийском автономном округе и создания рыночных отношений необходимо:

Библиографический список

1. Аналитическая записка о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа по состоянию на 2002 год. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004. - 260 с.

2. Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2003 —2004 году: Аналитический материал. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. — 118 с.

3. Лихтенштейн Б.М., Кочнев В.Н. Роль социальных инноваций в реформировании системы ЖКХ//Менеджмент в социальной сфере. Вып. 6. — Тюмень: Вектор Бук, 2004. — С. 137 — 141.

КОЧНЕВ Владимир Николаевич ЕВСЕЕНКО Елена Андреевна

Статья поступила в редакцию 28.12.06 г. © Кочнев В. Н., Евсеенко Е. А.

УДК 338 48 571 12 В. И. ТАРАСЕВИЧ

Тюменский государственный нефтегазовый университет

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Процесс совершенствования турбизнеса уникален для современной России, т.к. инновационные технологии до определенного времени были сосредоточены в основном в сфере производства, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), сконцентрировавшем большие интеллектуальные и

материальные ресурсы, и в меньшей степени — в туристическо-рекреационном комплексе (ТРК). При этом необходимо учитывать социальные последствия развития туристического бизнеса, т.к. основная его социальная роль заключается в том, что, внедряя новые научные разработки, данный вид бизнеса по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.