УДК 345.1 ББК 124.4
ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ
Г.Г. Кузнецова
Югорский государственный университет 628012, Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16
Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня остается отраслью экономики, в которой преобладают государственная и муниципальная форма собственности на средства производства, а управление такой собственностью передано государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Доля частных компаний в объеме производства и реализации услуг абонентам крайне мала. В то же время несовершенство механизмов финансирования организаций ЖКХ за счет бюджетов различных уровней, низкий платежеспособный спрос на услуги, изношенность инженерных сетей и коммуникаций, отсутствие механизмов привлечения инвестиций, а также неэффективная политика в сфере регулирования тарифов привели к тому, что большая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится на грани банкротства.
Повышение эффективности отрасли, ее приведение в соответствие с современными рыночными условиями требуют расширения участия частного бизнеса в сфере управления коммунальным хозяйством. В этом направлении развернулась активная нормотворческая и практическая деятельность государственных, муниципальных структур и частного бизнеса, взаимодействие которых развивается на фоне отставания правовой, налоговой и бухгалтерской базы. Предлагаемая автором система формирования бухгалтерской информации предполагает создание новой организационной структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством. Это трудный и длительный процесс, успех достигается только в случае принятия сбалансированных решений, учитывающих интересы администрации, населения, предприятий и организаций всех форм собственности. На наш взгляд, необходима управляющая организация, действующая более эффективно, чем собственник - администрация региона и ее муниципальная структура, - организация, которая способна обеспечить достижение следующих целей:
- повышение эффективности функционирования ЖКХ в условиях ограниченного бюджетного финансирования;
- реальная рыночная оценка стоимости объектов недвижимости;
- снижение себестоимости услуг и, следовательно, тарифов;
- вовлечение в хозяйственный оборот ранее законсервированных объектов незавершенного строительства;
- привлечение инвестиций для реконструкции, ремонта и обновления жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
- привлечение инвесторов, заинтересованных в развитии ЖКХ и готовых взять на себя обязательства по реализации социально значимых проектов.
Основными этапами целевого подхода к формированию вариантов организационно-правовой формы управляющей организации являются:
- определение главной цели управления;
- декомпозиция главной цели управления (определение целей и задач нижнего уровня);
- формирование структурных подразделений по принципу целевой ориентированности.
Аналитический подход при количественной оценке и выборе наиболее рационального варианта организационной структуры должны включать:
- формирование системы количественных и качественных параметров организационной структуры;
- расчет фактических значений параметров в рассматриваемых вариантах организационной структуры и сравнение их с рациональными значениями;
- выбор наиболее рационального варианта организационной структуры по критерию минимизации отклонений фактических значений параметров организационной структуры от рациональных. Следует дать правильную оценку таких параметров, как звенность
системы управления, уровень целевой, технологической и функциональной специализации, количество и состав структурных и производственных подразделений.
Анализируя возможности использования различных организационно-правовых форм и результаты проведения реформы ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе, автор пришел к выводу о том, что для управляющей организации наиболее целесообразна форма открытого акционерного общества. Данная организация выступает в этом случае в роли стратегического инвестора. Все основные средства и объекты инженерной инфраструктуры передаются собственником данной организации. В этом случае администрация города сохраняет за собой право контролировать деятельность управляющей компании, в том числе ее тарифно-ценовую политику, при этом практически освобождается от повседневных забот о состоянии жилищно-коммунального хозяйства. При реализации данной системы управления возникают предпосылки для создания регионального холдинга предприятий ЖКХ, объединяющего управляющую компанию и предприятия - производителей услуг. Холдинг будет выполнять управленческие, финансово-кредитные и другие функции с использованием научно -технического потенциала. Тип холдинга, форма его деятельности определяются особенностями отраслевой приватизации и территориальной спецификой.
Принципиально могут существовать два варианта холдинговой компании (ХК):
1) холдинг как муниципальный орган с контрольным пакетом акций, принадлежащим администрации, объединяющий управляющие компании;
2) холдинг, непосредственно объединяющий предприятия ЖКХ.
Предпочтителен первый вариант, поскольку объединение управляющих компаний упрощает создание холдинга за счет элементов, присущих холдингу. Инициатива в создании ХК может исходить от органов местного самоуправления, управляющих компаний, предприятий ЖКХ, трудовых коллективов предприятий (водоканала, теплосети и пр.). Учредителями ХК могут выступать районные комитеты по имуществу, МП ЖКХ, управляющие компании.
В процессе реализации программы реформирования ЖКХ в отдельных регионах страны ведется поиск путей совершенствования управления: отдельные производственные структуры (водоканал,
теплосеть и др.) акционируются и получают юридическую самостоятельность. Однако такие локальные решения не могут обеспечить повышения эффективности деятельности ЖКХ в целом. Кроме этого, можно отметить еще один момент, характеризующий необходимость изменения существующей организационно-правовой формы предприятий ЖКХ. Российские муниципальные предприятия жилищно-коммунальной сферы испытывают острую нехватку финансовых средств для проведения программ реконструкции и технической модернизации. У них нет ощутимых стимулов и финансовых возможностей для замены в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов.
Поправить сложившуюся ситуацию можно путем привлечения в отрасль внебюджетных финансовых средств. Предприятия жилищно-коммунальной сферы как объект инвестиций представляют интерес для инвесторов в первую очередь предприятий региона по нескольким причинам:
1. В большинстве своем организации ЖКХ - естественные локальные монополисты, имеющие гарантированный рынок сбыта. Потребители не могут отказаться от их услуг;
2. Предприятия имеют устойчивую часть поступлений в виде «живых» денег: население регулярно оплачивает коммунальные услуги;
3. Предприятия ЖКХ могут снизить затраты на производство услуг, прежде всего, за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и эффективного управления.
Таким образом, ЖКХ региона становится привлекательным объектом для внешних (внебюджетных) инвестиций. Кроме этого, изменение организационно-правовых форм предприятий ЖКХ позволит перейти на систему договорных отношений, четко разграничивающих права, обязанности и ответственность сторон, а также устанавливает
возможность контроля за деятельностью данных предприятий. При формировании информации в системе бухгалтерского учета, на наш взгляд, особо следует отметить два важнейших подхода: моделирование и документирование учетной информации. Рассмотрим эти подходы.
Формирование учетной информации должно быть подчинено целям и задачам управления ЖКХ-холдинга. Поскольку разнородность субъектов этой системы велика, необходимо рассмотреть модели учетных информационных систем в зависимости от характера изучаемых процессов и их влияние на систему управления в целом. В частности, это статическое моделирование, которое служит для описания поведения объекта в фиксированный момент времени, и моделирование динамическое - для исследования объекта во времени.
Динамическая модель может быть разделена на виды:
- дискретные (прерывные);
- непрерывные;
- дискретно-непрерывные.
Данные модели используются для описания процессов, имеющих значение во времени.
Модель статического бухгалтерского учета в организациях ЖКХ можно представить как учет имущества и источников его образования на определенный момент времени (как правило, отчетную дату). Статический бухгалтерский учет позволяет определить ликвидность предприятия на конкретную дату, т.е. установить, способно ли предприятие в определенный балансом период при продаже своих активов погасить кредиторскую задолженность. Информация статического бухгалтерского учета позволяет в настоящее время использовать ее в анализе. Для целей анализа информация может быть использована в виде фиксированной величины чистых активов, которая получается путем уменьшения «фиктивно» реализованных активов на величину имеющейся кредиторской задолженности. Полученная сумма может сравниваться с подобной для определения тенденций развития предприятия и для принятия управленческого решения.
Информационная система бухгалтерского учета всех предприятий ЖКХ, входящих в объединение, должна быть построена таким образом, чтобы в любой момент времени можно было измерить соотношение имущества (в рыночной оценке) и кредиторской задолженности, т.е. рассчитать ликвидность предприятия. При этом необходимо отметить, что теоретически в расчет чистых активов должно включаться имущество, находящееся на праве собственности. Однако, как было отмечено ранее, предприятия ЖКХ учитывают основные средства на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или, как предлагает автор, на праве доверительного управления. Поэтому учетная модель должна быть построена таким образом, чтобы из расчета исключить основные средства, приобретаемые предприятием самостоятельно (т.е. находящиеся на праве собственности), и основные средства, переданные государственным органом
управления на иных основаниях. Поскольку в основе статического баланса лежит принцип фиктивной ликвидации предприятия, его результаты могут использоваться в основном в управленческом учете для целей анализа ликвидности активов предприятия.
Предприятия - производители услуг формируют статический баланс на определенную головной организацией дату. Принципы формирования должны предполагать ту оценку активов, которая соответствовала бы активам организации, если бы эта ликвидация состоялась, т.е. по цене возможной их реализации. Необходимо отметить, что если установить рыночную цену невозможно, то это можно сделать путем экспертных оценок. Рыночная стоимость активов для определения ликвидности отличается от учетной стоимости данного имущества, которая сформировалась при принятии их к учету. При составлении статического баланса необходимо учитывать частичную потерю стоимости имущества в результате того, что стоимость его фиктивной ликвидации при каждом «измерении» будет больше или меньше ранее полученной стоимости. Данный процесс аналогичен процессу инвентаризации. Однако инвентаризация в обычном понимании связана с учетной оценкой (по себестоимости приобретения). Преимуществом статической модели бухгалтерского учета была и остается возможность предсказания банкротства. Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство относится к отрасли еще достаточно нерентабельной, построение статического баланса каждым производителем услуг службы подрядчика будет служить определенным индикатором превышения допустимого уровня ликвидности активов. Итоги статического баланса будут являться внутренней документацией для руководства головного предприятия - службы заказчика. На основе расчетов будут приниматься соответствующие управленческие решения.
Модель динамического бухгалтерского учета предполагает создание системы наблюдения фактов хозяйственной жизни для измерения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При создании данной модели важно определить понятие эффективности, способы ее измерения. Если статическая модель опирается на право, то опорой динамической модели является бизнес. Цель статической модели -предвидение возможного банкротства, цель динамической модели -измерение прибыли. Вернемся к понятию эффективности, которая лежит в основе построения динамической модели. Как известно, экономическая эффективность - это достижение максимального производственного эффекта (результата) при наименьших затратах. В западной литературе (и в рамках рыночной экономики) эффективность измеряется, в основном, через рентабельность собственного капитала (т.е. через отношение чистого результата, полученного собственниками предприятия, к собственному капиталу предприятия). Поэтому при создании этой модели ее авторы выделяли четыре фундаментальных фактора: капитал, результат, доходы и расходы.
При создании динамической модели под капиталом нами понимается совокупность источников образования имущества, независимо от того, является ли он заемным или собственным. Кроме этого, капитал рассматривается не с точки зрения денежной величины, а с точки зрения эффективности его использования, т.е. какую прибыль он дает предприятию.
Финансовый результат - это разность между доходами и расходами, исчисленная за определенный промежуток времени. В отличие от отечественного понимания этой разницы, в зарубежной терминологии данный результат равен изменению собственного капитала, вложенного в предприятие его собственниками. Доходы, согласно динамической концепции, должны включать не только выручку за отчетный период, но и стоимость потенциальных продаж. Доходы, оцененные «чисто», отражаются на продажных ценах. Доходы, оцененные «осторожно», отражаются на себестоимости (в части готовой продукции на складе и незавершенного производства). Под расходами в динамической модели понимаются расходы вложенного капитала.
Таким образом, динамическая модель дает информацию внутреннему пользователю, в частности, головному предприятию - службе заказчика - о финансовых результатах, т.е. о соотношении расходов и доходов каждого из предприятий службы подрядчика.
Безусловно, построение той и другой модели, описанное выше, не столь тривиально. В литературе до сих пор отражаются различные взгляды на методы оценки статей балансов, возможности включения или невключения статей в расчеты балансов, методологию составления динамических и статических балансов. Автором сделана попытка описать основные подходы к построению моделей и применить методологию формирования данных моделей. Самым важным преимуществом предложенных автором изменений является возможность составления и передачи всем заинтересованным лицам достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, которая формируется в системе бухгалтерского учета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-мансийского автономного округа - Югра в 2003-2004 году: Аналитический материал. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004 .
2. Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Стенограмма заседания экспертного совета Союза российских городов, декабрь 2003 г. Ульяновск, 2003.
3. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. ЦКЪ: www.admhmao.ru
4. Ханты-Мансийский автономный округ. ЦКЪ: ru.wikipedia.org/wiki/
5. Регионы: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. ЦКЪ: www.raexpert.ru/database/regions/khanty