Научная статья на тему 'Оценка эффективности и прогноз развития института государственно-частного партнерства в ресурсодобывающем регионе (на примере ХМАО-Югры)'

Оценка эффективности и прогноз развития института государственно-частного партнерства в ресурсодобывающем регионе (на примере ХМАО-Югры) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТ / ЭВОЛЮЦИЯ / ХМАО-ЮГРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ЛЬГОТЫ / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламутдинов Вадим Фаруарович, Шубина Виктория Игоревна

Статья описывает методы и способы оценки эффективности института государственно-частного партнерства на примере Ханты-Мансийского автономного округа Югры. В статье проанализировано текущее состояние развития института в регионе, выявлены барьеры, препятствующие эффективной реализации проектов, и составлен прогноз развития института. В ходе исследования был разработан и проведен анкетный опрос об эффективности института государственно-частного партнерства в регионе. На основе исследуемых данных были выявлены возможности по модернизации института государственно-частного партнерства под влиянием изменения внешнеэкономических условий и конъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исламутдинов Вадим Фаруарович, Шубина Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и прогноз развития института государственно-частного партнерства в ресурсодобывающем регионе (на примере ХМАО-Югры)»

Оценка эффективности и прогноз развития института государственно-частного партнерства в ресурсодобывающем регионе (на примере ХМАО-Югры)

Efficiency evaluation and the forecast of development of institute of public-private partnership in the resource-extraction region (on the example of KhMAO-Yugra)

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Ретроспектива, специфика и прогнозирование эволюции экономических институтов ресурсодобывающего региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры)» соглашение .№15-12-86001/16/10/16-ЮГУ-088 от 12.04.2016 г.

Исламутдинов Вадим Фаруарович E-mail: [email protected] Должность: Проректор по экономическому развитию Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» Контактная информация: 628012, Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16. Телефон: (3467)357-562, (3467)357-681, факс: (3467)357-681 Ученая степень: Доктор экономических наук Ученое звание: Доцент.

Шубина Виктория Игоревна E-mail: [email protected] Аспирант Югорского государственного университета Телефон: 89088890922

Islamutdinov Vadim Faruarovich E-mail: [email protected] Position: Vice rector for economic development of Federal state-funded educational institution of higher education "The Yugra state university" Contact information: 628012, Russia, Tyumen region, KhMAO-Yugra, Khanty-Mansiysk, st. of Chekhov, 16. Phone: (3467) 357-562, (3467)357-681, fax: (3467) 357-681 Academic degree: Doctor of Economics Academic status: Associate professor.

Shubina Victoria Igorevna of E-mail: [email protected] Graduate student of the Yugra state university: Phone: 89088890922

Аннотация.

Статья описывает методы и способы оценки эффективности института государственно-частного партнерства на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В статье проанализировано текущее состояние развития института в регионе, выявлены барьеры, препятствующие эффективной реализации проектов, и составлен прогноз развития института. В ходе исследования был разработан и проведен анкетный опрос об эффективности института государственно-частного партнерства в регионе. На основе исследуемых данных были выявлены возможности по модернизации института государственно-частного партнерства под влиянием изменения внешнеэкономических условий и конъюнктуры.

Summary.

The following article describes methods and ways of an efficient evaluation of public-private partnership institution on the example of Khanty-Mansi Autonomous Area - Ugra. In this article the current status of development of the institute in the region is analysed, the barriers interfering effective projects implementation are revealed and the forecast of development of the institute is constituted. During the research the author developed and conducted a questionnaire about efficiency of the public-private partnership institution in the region. On the basis of the researched data opportunities for upgrade of the institution in question were revealed under the influence of change of the external economic conditions and the environment.

Ключевые слова.

Государственно-частное партнерство, институт, эволюция, ХМАО-Югра, государственные расходы, льготы, концессионные соглашения, привлечение инвестиций

Keywords.

Public-private partnership, institute, evolution, Khanty-Mansi Autonomous Area - Ugra, the public expenditures, granting privileges to business, concession agreements, attraction investments.

Введение

Важным направлением развития экономики страны, особенно в период экономического кризиса, характеризующийся сокращением расходов государственного бюджета, является государственно-частное партнерство. Государственный сектор в период кризиса может выступить в качестве стабилизирующего фактора. В данном случае государство является и партнером, располагающим значительными ресурсами, и организатором, и регулятором, и заказчиком.

Государственно-частное партнерство позволяет, используя внебюджетные источники строить объекты, в которых нуждается государство. В рамках этого экономического института, государство запланировавшее построить определенное количество социальных объектов «сегодня», может оплатить их строительство «завтра», если воспользуется таким экономическим инструментом, как государственно-частное партнерство. В таком случае объекты будут построены и станут эксплуатироваться за счет средств инвесторов, с которыми государство рассчитается в течение нескольких лет. Следовательно, государственно-частное партнерство может стать отличным помощником для экономики страны, если научиться правильно пользоваться данным инструментом и учитывать его особенности и недостатки.

Поэтому очень актуальным сегодня становится определение способов и методов оценки эффективности института государственно-частного партнерства. Для оценки эффективности важно проанализировать состояние развития и выявить факторы, влияющие на развитие института государственно-частного партнерства.

Основной раздел

Изменения внешнеэкономических условий и конъюнктуры, безусловно, сказываются и на развитии института. Хотя, официально государственно-частное партнерство впервые появилось в России в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах», но фактически государство и

частные предприятия взаимодействовали в нашей стране всегда, еще со времен Древней Руси[1].

По мнению многих исследователей государственно-частное партнерство стало актуальным для нашей страны только в последнее десять -пятнадцать лет. Современная экономическая политика нашего государства направлена на развитие отечественного бизнеса и предпринимательства, а также внедрение инновационных технологий и глубокую экономическую модернизацию страны. Государственная поддержка развития частного предпринимательства является одним из первоочередных пунктов "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" [2].

Что касается развития государственно-частного партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, то в целом взаимодействие власти и бизнеса можно отметить в следующих отраслях: жилищно-коммунальное хозяйство и строительство объектов образования.

Что касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, то по состоянию на 10 июня 2016 года в Югре реализуются 10 концессионных соглашений: по 3 в г. Когалыме и Советском районе, 2 соглашения в Нефтеюганском районе, по 1 в г. Лангепасе и пгт. Междуреченский Кондинского района. Все это объекты тепло- и водоснабжения [3].

Строительство объектов образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по сути является формой взаимодействия бизнеса и государства, но не входит в сферу действия Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как между инвестором и государством не заключается соглашение о государственно-частном партнерстве [4].

Согласно модели, используемой в регионе, муниципальное образование проводит конкурс на право заключения аренды земельного

участка, в котором участвуют потенциальные застройщики объектов образования. Победитель конкурса на арендованном участке строит объект образования, который находится в его собственности. Построенный объект муниципальное образование выкупает в рассрочку, используя субсидию окружного бюджета на софинансирование мероприятий по приобретению объектов капитального строительства дошкольного и (или) общего образования с рассрочкой платежа. Таким образом, частными партнерами являются строительные организации.

Современные реалии показывают, что инициаторами проектов должны быть не только лица, имеющие не только коммерческий интерес, но и лица, заинтересованные в развитии сферы их деятельности.

Если рассматривать сферу дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, то активными инициаторами проектов могли бы стать такие некоммерческие организации, как спортивные федерации. Их целью является развитие физической культуры и спорта в регионе.

Финансирование спортивных федераций региона происходит как за счет бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, так и за счет внебюджетных источников. Привлечение такого экономического инструмента, как государственно-частного партнерства стало бы "глотком свежего воздуха" для развития спортивных федераций, так как государственно-частное партнерство позволит привлечь внебюджетные средства для развития спорта.

Государство стремится привлечь инвесторов для участия в проектах государственно-частного партнерства. Для этого оно использует следующие меры поддержки бизнеса (таблица 1).

Таблица 1 - Меры государственной поддержки, стимулирующие бизнес к участию в проектах государственно-частного партнерства.

№ Тип поддержки Описание Разновидности Реализация в Ханты-Мансийском округе - Югре

1 Субсидии Эта мера стимулирования является одной из самых - тарифные субсидии (предоставляются в - субсидии на возмещение части затрат на

действенных. Она отличается безвозмездностью передачи средств, целевым характером финансирования, возможностью долевого финансирования дополнение к доходам компании, реализующей проект, если доходы компании снижаются ниже установленного минимального уровня); - покрытие разницы между полной коммерческой стоимостью и объемом реальных сборов с потребителей (предоставляются с целью сохранения стимулов для эффективности частного сектора); - прямые выплаты компании, реализующей проект (в виде единовременного платежа или взносов, рассчитанных как дополнение к доходу компании) строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры; - субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2012 года № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» / Постановление Правительства ХМАО -Югры от 09.10.2013 № 413-п "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" Приложение 6)

2 Гарантии сохранения активов Эта мера означает обязательство Правительства выкупить объект соглашения у частного партнера по цене, которая обеспечивала бы ему минимальную или согласованную заранее доходность Соглашение о государственно-частном партнерстве

3 Трехстороннее кредитное соглашение Проекты ГЧП, как правило, настолько крупные, что инвестору необходимо брать кредитные средства в банке. Банку необходимы гарантии возврата. В таком случае публичный партнер может стать третьей стороной соглашения Еще нет примеров применения данной меры

4 Гарантии получения дохода Любой частный партнер согласится на участие в проекте ГЧП только при условии получения дохода. Публичный партнер гарантирует минимальный (прописанный в соглашении) уровень дохода. Если уровень дохода становится ниже уровня, обеспечивающего рентабельность компании, то публичный партнер компенсирует неполученный доход Соглашение о государственно-частном партнерстве

5 Налоговые льготы Еще одним действенным инструментом - выведение из-под налогообложения Пониженные ставки по налогу на прибыль

стимулирования инвестора является преимущество, предоставляемое государством определённой категории

налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками

отдельных объектов налогообложения;

- льготы, направленные на сокращение налоговой базы;

- понижение налоговой ставки;

- уменьшение суммы налога;

- отсрочка или рассрочка уплаты налога;

- возврат ранее уплаченного налога;

- зачет ранее уплаченного налога.

организаций, подлежащему зачислению в бюджет автономного округа, введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также установлены дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Закон автономного округа от 21.12.2004 № 82-оз «О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»)_

На практике публичный партнер в зависимости от социально-экономической значимости проекта использует перечисленные выше инструменты в различных сочетаниях. В результате ему удается смягчать и нивелировать многие, в том числе коммерческие, риски.

Для определения эффективности экономического института можно использовать косвенные и прямые методы оценки. Косвенные методы оценки эффективности основаны на сопоставлении данных о функционировании института государственно-частного партнерства. К косвенным методам можно отнести сравнение экономических показателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с показателями других регионов. В 2014 году Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации проведено исследование с целью определения уровня развития субъектов Российской Федерации для реализации проектов государственно-частного партнерства.

В сформированном по результатам исследования Рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в 2014 году занял 12 позицию. В рейтинге использовались статистические данные на 01.02.2014. Югра была отнесена к регионам, которые характеризуются высоким потенциалом для привлечения

частных инвестиций в проекты и активно внедряют практику реализации проектов государственно-частного партнерства. [5].

Тем же Центром в 2015 году был составлен новый рейтинг, в котором использовались статистические данные на 01.03.2015. Согласно рейтинга Ханты-Мансийский автономный округ - Югра потерял 8 позиций и стал двадцатым[6].

В третьем Рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства, проведенном тем же Центром по данным на 20.03.2016 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занял уже 28 место. Возможно, это связано с изменением методики проведения расчета[7].

Косвенную оценку эффективности института государственно-частного партнерства также можно определить через востребованность данного института в экономической среде региона. Касаемо концессионных соглашений, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 01.01.2014 действовало всего 4 концессионных соглашения [8].

В декабре 2014 года сформирован и утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, в который включен 991 объект. На 01.06.2016 в регионе уже заключены 10 концессионных соглашений в отношении коммунальной инфраструктуры, а также 125 договоров долгосрочной аренды [9].

Следовательно, начав с единичных проектов, округ постепенно стремится к 100 % передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в концессию. Этот факт подчеркивает востребованность данного института в регионе. Правительство в данном случае "сверху" подталкивает бизнес к замене старых неэффективных форм управления объектами жилищно-коммунального хозяйства. Результаты данной меры возможно будет увидеть уже через несколько лет.

Для прямой оценки эффективности институтов государственно-частного партнерства нами был проведен анкетный опрос потенциальных

участников государственно-частного партнерства и компаний, имеющих опыт участия в строительстве объектов образования в рамках государственно-частного партнерства.

Был определен следующий пул респондентов для проведения анкетного опроса:

1. Строительные организации региона

2.Негосударственные образовательные организации региона (включая общественные объединения и учреждения)

3. Заинтересованные лица, обладающие инициативой в сфере оказания образовательных услуг.

Всего в опросе приняло участие 13 компаний, из которых в настоящий момент 3 осуществляют строительство объектов социального назначения, 10 осуществляют образовательную деятельность.

Что касается основного вида деятельности компаний, то 15,4 % опрошенных компаний оказывают услуги дошкольного образования, 61,5% -оказывают дополнительные образовательные услуги, а 23,1 % - занимаются строительством и реконструкцией зданий и сооружений (рис.1).

Рисунок 1 Структура опрошенных компаний по видам деятельности Стоит отметить, что абсолютное большинство опрошенных компаний имеют интерес к государственно-частному партнерству. Основной причиной отсутствия интереса, согласно результатам опроса стало отсутствие информации о возможностях участия в проектах государственно-частного партнерства.

■ услуги дошкольного образования

■ дополнительные образовательные услуги

■ строительство и реконструкция зданий и сооружений

Наиболее известными среди мер поддержки стимулирующих инвесторов к участию в проектах государственно-частного партнерства являются налоговые льготы и государственные гарантии. О них наслышаны 50 и 41,7 % соответственно (рис.2). Также респонденты отметили, что им известны такие меры поддержки, как "гранты на реализацию программ и поддержку деятельности организации", "субсидии и гранты на реализацию социально-значимых проектов", "субсидии для малых предпринимателей".

■ налоговые льготы

■ субсидии

■ государственные гарантии

Рисунок 2 Распределение ответов на вопрос "О каких мерах поддержки, стимулирующих инвесторов к участию в государственно-частном партнерстве Вы слышали?".

Только пять из опрашиваемых компаний владеют информацией о существовании субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов общего и дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым заёмным средствам. Только две из них ей пользовалась. Это АО «ДСК «АВТОБАН» и ООО "Югорскремстройгаз". Обе компании занимались строительством дошкольных образовательных учреждений на территории региона.

Остальные организации не пользовались данным видом государственной поддержки по причине отсутствия оснований и отсутствия информации о вышеуказанной субсидии.

По мнению респондентов, подтолкнуть к участию в проектах государственно-частного партнерства опрашиваемые компании можно через помощь в решении вопроса по местным нормативам в градостроительстве; через финансирование проектов, имеющих социальную значимость и через оплату арендованного помещения. Два последних варианта идут вразрез с принципами государственно-частного партнерства. Следовательно, респонденты не обладают достаточной информацией об этом экономическом институте.

При чем эффективность предлагаемых мер при реализации проектов государственно-частного партнерства для своей организации 69,2 % опрашиваемых компаний видят через снижение денежных затрат, связанных с реализацией проекта. Также респонденты отмечают, что эффективность может быть выражена в снижении затрат времени, связанных с реализацией проекта; повышении результативности и доходности деятельности и в снижении неопределенности результатов деятельности.

54 % компаний считают, что региональные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры влияют на эффективность государственно-частного партнерства. Это влияние проявляется в удаленности муниципальных образований друг от друга (20%); высоких транспортных затратах (20%);отсутствии опыта работы в проектах государственно-частного партнерства, как частного, так и государственного партнера (13,4%); отсутствии гарантий со стороны государства и частного партнера (6,7%); наличии субсидий для инвесторов в рамках государственных программ (13,3%); суровых климатических условиях (13,3%), низкой плотности промышленных предприятий (13,3%).

■ отсутствие опыта работы

■ отсутствие гарантий

■ наличие субсидий

■ климатические условия

■ удаленность МО друг от друга

■ транспортные затраты

■ плотность пром.предприятий

Что касается прогноза развития института государственно-частного партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, то стоит отметить тенденцию к расширению использования концессионных соглашений в рамках взаимодействия бизнеса и государства.

Сфера жилищно-коммунального хозяйство, как уже отмечалось стремится повысить эффективность объектов путем передачи их в управление частным партнерам по концессионным соглашениям.

Дорожное строительство также становится на путь концессии. Один из первых проектов — дорога Коммунистический - Унъюган, которая станет частью транспортного пути от Советского до Приобья и далее от Андры до Надыма.

На 2016 год запланирован конкурс на строительство моста через Обь в Сургутском районе Югры. Строительство и эксплуатация второго мостового перехода будет вестись в рамках концессионного законодательства. Ориентировочный срок строительства - 4,5 года.

Что касается строительства в рамках государственно-частного партнерства полигонов твердых бытовых отходов, то до 2020 года они появятся в Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани. Часть своих полномочий в этой сфере Правительство региона передаст на муниципальный уровень.

Еще один масштабный проект в области здравоохранения, но уже на основе соглашения о государственно-частном партнерстве реализуется в

Сургуте. Это строительство крупнейшего в России перинатального центра. По итогам конкурса, проведённого Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Группа строительных компаний "ВИС" получила контракт, который предусматривает строительство за счёт собственных и заёмных средств до 2018 года современного перинатального центра на 10 тысяч родов в год. Условия контракта предполагают не только строительство, полное оснащение, но и эксплуатацию центра в течение 7 лет.

Сроки строительства столь важного для региона социального объекта максимально сжатые - 3 года. Предполагается, что к моменту ввода в эксплуатацию в 2018 году этот центр станет крупнейшим в России.

Заключение

По нашему мнению, основными барьерами на пути взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом и властью в регионе и в современной России можно выделить:

- недостаточная разработанность законодательной базы, регулирующей отношения бизнеса и власти;

- отсутствие налаженных, эффективных связей между государственным и частным секторами;

- различное понимание понятия государственно-частного партнерства в регионах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие необходимых знаний о институте государственно-частного партнерства;

- несовершенство правил получения субсидии на компенсацию процентов по кредитам;

- отсутствие гарантий со стороны государства;

- отсутствие гарантий со стороны частного партнера.

Для преодоления вышеуказанных барьеров необходимо избегать отношений государства и бизнеса в долгосрочных проектах без заключения соглашений о государственно-частном партнерстве. В соглашениях следует прописывать все юридические и экономические тонкости проекта,

возможные исходы реализации проекта. В том числе передачу прав собственности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Вторым возможным выходом из институциональных ловушек можно считать заключение трехстороннего соглашения между банком, частным и публичным партнером. Данное соглашение даст гарантии всем участникам проекта.

Третьей мерой можно назвать информирование потенциальных участников проектов государственно-частного партнерства о возможностях использования и мерах поддержки указанного экономического инструмента. Опрос показал, что многие респонденты не заинтересованы в участии в проектах государственно-частного партнерства по причине отсутствия информации об институте.

Четвертой мерой является обучение представителей власти, в том числе сотрудников администраций муниципальных образований, основам управления проектами государственно-частного партнерства. Отсутствие знаний и опыта управления проектами государственно-частного партнерства мешает развитию института в регионе.

Пятая мера заключается в проработке и корректировке нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства, в том числе пересмотр правил получения субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов общего и дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым заёмным средствам.

Шестая мера заключается в переосмыслении роли частного партнера в проекте. Частный партнер должен организовывать оказание социальной услуги, а не просто строить или реконструировать объект.

По нашему мнению, современная экономическая политика Российской Федерации нацелена на эффективное взаимодействие бизнеса и государства.

Правительство Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оказывает бизнесу различные меры поддержки, создает льготные условия и стремится к преодолению административных барьеров. Если институт государственно-частного партнерства в своем развитии сможет преодолеть вышеуказанные барьеры, то можно предположить, что прогноз будет положительным.

Государственно-частное партнерство станет экономическим инструментом, который поможет государству привлечь дополнительные инвестиции, сократить издержки, повысить качество работ или услуг, тем самым привести к экономическому росту экономики страны или же стать помощником при выходе из кризиса, в случае эффективного использования института и преодолении барьеров на пути решения проблем в сфере взаимодействия бизнеса и государства.

Список использованной литературы:

1. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332&prevDoc=537951785 (дата обращения: 01.09.2016).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.

3. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс] // Официальный сайт бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Региональный центр инвестиций» - Режим доступа: http://rciugra.ru/new/index.php/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo/obshchaya-informatsiya-o-gchp (Дата обращения 01.09.2015).

4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации». - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/index (Дата обращения 01.09.2016)

5. М.В. Ткаченко, А.С. Конгулов, А.А. Долгов. Под общей редакцией кандидата экономических наук, доцента кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО (У) МИД России П.Л. Селезнева. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 19 с.

6. П.Л. Селезнев. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015. - 28 с.

7. Исследование "Развитие ГЧП в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП"/ Ассоциация "Центр развития ГЧП", Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация "Центр развития ГЧП", 2016. - 36 с.

8. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - Режим доступа: http://investugra.ru/gchp (Дата обращения 01.09.2016)

9. Приказ Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об утверждении Графика передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 30 декабря 2014 г. № 149-П [Электронный ресурс] // Официальный сайт ДепЖКХ Югры- Режим доступа: http://depj kke.admhmao.ru/kontsessiya-v-zhkk-informatsiya-kontsedentu-i-kontsessionern-grafik-peredachi-obekiov-kommunalnoy-sf/360950/prikaz-depzhkk-i-energetiki-yugry-ot-01-03-2016-19-p-o-vnesenii-izmeneniy-v-prilozhenie-k-prikazu-de (Дата

обращения 01.09.2016)

The list of the used literature:

1. The law of St. Petersburg of 25.12.2006 No. 627-100 "About participation of St. Petersburg in public-private partnerships" [An electronic resource]. - URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332&prevDoc=537951785 (date of the address: 01.09.2016).

2. The order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-p "About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020" (together with "The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020//the Collection of the legislation of the Russian Federation. -24.11.2008. - No. 47. - Art. 5489.

3. Public-private partnership [An electronic resource]//the Official site of budgetary institution of Khanty-Mansi Autonomous Okrug "The regional center of investments" - the access Mode: http://rciugra.ru/new/index.php/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo/obshchaya-informatsiya-o-gchp (Date of the address 01.09.2015).

4. The federal law of July 13, 2015 No. 224-FZ "About public-private partnership, municipal and private partnership in the Russian Federation and modification of separate legal acts of the Russian Federation" - [An electronic resource]//the Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation". - Access mode: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/index (Date of the address 01.09.2016)

5. M. V. Tkachenko, A. S. Kongulov, A. A. Dolgov. Under general edition of Candidate of Economic Sciences, associate professor of economic policy and public-private partnership of MGIMO (U) the MFA of Russia of P. L. Seleznyov. Rating of regions of GChP-2014. Development of public-private partnership in subjects of the Russian Federation. - M.: Center of development of public-private partnership, 2014. - 19 pages.

6. P. L. Seleznyov. The rating of regions of Russia on the level of development of public-private partnership of 2014-2015. - M.: Center of development of public-private partnership, 2015. - 28 pages.

7. A research "Development of PPP in Russia in 2015-2016. The rating of regions on the level of development of PPP" / Center of Development of PPP Association, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - M.: Center of Development of PPP association, 2016. - 36 pages.

8. Public-private partnership [An electronic resource]//Investment portal of Khanty-Mansi Autonomous Okrug. - Access mode: http://investugra.ru/gchp (Date of the address 01.09.2016)

9. The order of Department of a housing-and-municipal complex and power industry of Khanty-Mansi Autonomous Okrug "About approval of the Schedule of transfer to concession of objects of housing and communal services of the municipal entities exercising poor control in municipalities of Khanty-Mansi Autonomous Okrug" of December 30, 2014 No. 149-P [An electronic resource]//the Official site of DepZhKH of Yugra - the access Mode: http://depjkke.admhmao.ru/kontsessiya-v-zhkk-informatsiya-kontsedentu-i-kontsessioneru-grafik-peredachi-obektov-kommunalnoy-sf/360950/prikaz-depzhkk-i-energetiki-yugry-ot-01 -03 -2016-19-p-o-vnesenii-izmeneniy-v-prilozhenie-k-prikazu-de (Date of the address 01.09.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.