УДК 130. 2
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ю. А.Ершова
Жизнь современной молодежи тесно связана с виртуальным пространством, особое место в котором принадлежит социальным сетям. На сегодняшний день Интернет стал для молодых людей не только основным источником информации, но и наиболее предпочтительным средством для осуществления коммуникации. Общение, в свою очередь, играет одну из важнейших ролей в процессе становления личности и формировании ее ценностных ориентаций. Замена реального общения виртуальным может привести к искажению данного процесса. Таким образом, одним из наиболее важных вопросов в данном контексте является вопрос о влиянии виртуального общения на процесс становления личности молодого человека и формирование его ценностных установок. В данной статье определяется роль социальных сетей в процессе трансформации ценностных ориентиров молодежи, раскрываются причины формирования виртуальной личности, обобщается опыт позитивного и негативного воздействия социальных сетей на становление системы ценностей современной молодежи.
Ключевые слова: интернет, социальная сеть, киберсоциализация, виртуальная личность, виртуальная среда, ценностные ориентиры молодежи.
Интернет на сегодняшний день стал не только средством для отражения и дополнения реальности, но и одним из основных факторов формирования нового информационного общества, в котором отсутствует четкая грань между «реальным» и «виртуальным» миром. Он оказал непосредственное влияние на расширение пространства для социализации современного человека. Виртуальная среда, плотно вошла в жизнь общества, привнеся в нее собственную специфическую культуру и ценностные ориентации. На данном этапе она выступает новым инструментом для налаживания коммуникаций, что неизбежно приводит к изменению форм и содержания общения как в виртуальном, так и в реальном мире. Виртуальная среда является на сегодняшний день одним из наиболее влиятельных институтов социализации. Она транслирует новые социальные ценности и нормы поведения, что в итоге накладывает отпечаток на структуру всего общества. Наиболее сильно её воздействие отражается на процессе социализации молодых людей и подростков. Данное влияние осуществляется преимущественно через социальные сети, в которых сегодняшняя молодежь проводит большую часть своего свободного времени. Для современных молодых людей виртуальное пространство является привычной средой обитания, из-за чего представителей данного поколения нередко называют «homo virtualis», «net generation», «digital natives» [1, С. 184]. Сегодня
молодежь является основным создателем, носителем и потребителем виртуальной культуры [20]. Она стремится перенести из виртуального мира в повседневную жизнь различные формы деятельности, что не может не сказаться на дальнейшем развитии общества и культуры. Таким образом, вопрос о влиянии социальных сетей на процесс формирования ценностных ориентаций у молодого поколения, является одним из наиболее острых и актуальных на сегодняшний день.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к проблеме и постановки её с точки зрения многоаспектности - исследуются не только социальные сети, но и иные аспекты «виртуального мира» (клиповое сознание, процесс потенциально возможной осложнённой социализации и т. п.).
Цель нашего исследования - сделать заключение относительно поставленной проблемы влияния социальных сетей.
В соответствие с поставленной с целью - решить задачи, связанные с тем, чтобы очертить особенно важные моменты в поставленной проблеме влияния социальных сетей на молодёжную среду в контексте постижения феномена ценностных ориентаций в целом.
В современной реальности социальные сети являются наиболее действенным агентом социализации молодежи. Они отодвигают на второй план традиционные институты - семью, школу, реальных друзей [6, С. 210]. Социализация является непрерывным и многогранным процессом, продолжающимся на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно она протекает в юном возрасте. В этот период закладываются основные ценностные ориентации, происходит усвоение социальных норм, и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе [12]. Важную роль в данном процессе играет общение, через которое и происходит приобщение индивида к нормам и ценностям социума. В настоящий момент взаимодействие между людьми происходит как в реальном, так и в виртуальном мире, что позволяет говорить нам о виртуальной компьютерной социализации, или киберсоциализации современного человека. Киберсоциализация заключается в изменении структуры сознания личности, происходящей в результате использования современных информационных и компьютерных технологий [6; 7; 8; 13]. Данный процесс осуществляется при помощи виртуальных агентов социализации, в частности социальных сетей. Результатом киберсоциализации является трансформация жизненных установок человека, возникновение у него ряда новых ценностей, интересов и потребностей, а также появление новых форм социальной и психологической активности, обусловленных его деятельностью в виртуальном пространстве [3; 6; 14]. В большей степени киберсоциализация оказывает воздействие на молодых людей и подростков, так как именно они являются наиболее активной и многочисленной аудиторией пользователей Интернета и социальных сетей.
Одним из основных факторов для осуществления киберсоциализации является общение. Сегодня с помощью Интернета и социальных сетей человек приобретает опыт коммуникации с различными людьми, вступает в сообщества по интересам, знакомится со всевозможными типами личностей, обменивается
мнениями и находит ответы на возникающие вопросы [2, С. 58]. Виртуальное общение является наиболее привлекательным в подростковом и юношеском возрасте, так как именно для этого периода наиболее характерен интенсивный поиск друзей и единомышленников. Задачу поиска современные подростки решают в основном при помощи социальных сетей, чему способствует отсутствие в виртуальном пространстве ряда социальных барьеров и условностей, которые зачастую оказываются препятствиями для коммуникации в реальном мире. Такими барьерами, в первую очередь являются пространственные, возрастные, половые, этнические и социально-статусные ограничения [5, С. 133].
Общение в социальных сетях имеет множество заманчивых моментов для пользователей. В первую очередь к ним можно отнести возможность установления и поддержания коммуникации с людьми на больших расстояниях, свободу выражения эмоций, упрощение поиска референтной группы, расширение круга знакомств, возможность создания виртуальной личности, апробацию себя в различных ролях, а также анонимность общения [4; 10]. Все это дает пользователям сети неограниченные возможности для преодоления дефицита общения, расширения круга коммуникации, углубления социальных связей, самоутверждения и самореализации, а соответственно положительным образом сказывается на процессе социализации. С помощью социальных сетей современная молодежь не только получает информацию и устанавливает контакты, но и реализует свою потребность в эмоциональном насыщении.
Тем не менее, общение в виртуальном пространстве не лишено и негативных сторон. Основной из них является интернет -зависимость. Молодым людям и подросткам нередко оказывается не под силу контролировать проводимое в социальных сетях время, из-за чего прочие виды деятельности остаются без должного внимания. Социальные сети создают иллюзию различных вариантов реальности, что является очень притягательным для представителей молодого поколения. Замыкаясь в виртуальном мире, он изолируется от реальности, что отрицательным образом сказывается на процессе их социализации и интеграции в общество.
К негативным последствиям влияния социальных сетей на подростков и молодых людей можно отнести также усвоение ими антисоциальных установок, транслируемых в виртуальном пространстве. Даже при наличии активных мер профилактики традиционным институтам социализации не всегда удается предотвращать деструктивное влияние некоторых сетевых сообществ на представителей подрастающего поколения, что в итоге приводит к их девиантному поведению как в виртуальном, так и в реальном мире [19, С. 238].
Социальные сети занимают большую часть свободного времени современной молодежи и подростков. Таким образом, люди с ещё несформированным, в силу своего возраста, мировоззрением оказываются один на один с неконтролируемым потоком информации. Сегодня некоторые из исследователей утверждают, что социальные сети помогают представителям современной молодежи не чувствовать себя одинокими, и тем самым способствуют борьбе с депрессией. Однако наблюдение за жизнью молодых людей и подростков
говорит об обратном. Молодежь настолько привыкла к постоянному вниманию и оцениванию в социальных сетях, что в реальном мире они нередко чувствуют себя незамеченными, результатом чего становится либо полный уход в пространство виртуальных сетей либо депрессия [6, С. 108].
Социальные сети не учат молодежь ответственности. Молодые люди сами выбирают свой круг общения и друзей, однако если по какой -то причине новые друзья не устраивают их, то пользователи с легкостью удаляют их или переносят в «черный список». Вследствие вседозволенности в сети у молодого поколения отсутствует понятие авторитетов. В виртуальной среде один человек может с легкостью оскорбить другого, и это сойдет ему с рук [15].
Молодежь, воспитанная в социальных сетях плохо разбирается в людях, им сложно устанавливать коммуникации в реальном мире, а также грамотно выстраивать диалог. Многим из них проще излагать свои мысли в письменной форме и прибегать к использованию различного контента в ходе общения с собеседником. Преобладание виртуального общения над реальным нередко является фактором формирования страха у молодых людей и подростков перед личными контактами в реальности, из -за чего они ещё больше замыкаются в виртуальной среде. Сделать «репост», поставить «лайк», «запостить», оставить комментарий - все это привычные способы коммуникации в пространстве социальных сетей, которые никак не влияют на успешность выстраивания межличностных контактов в реальном мире.
Сегодня молодежь использует социальные сети преимущественно в развлекательных целях. Это находит проявление в тенденции размытия индивидуальной и коллективной идентичности [6, С. 208]. Однообразный, низкокачественный и малоинформативный контент социальных сетей формирует у подрастающего поколения клиповое мышление, что в корне отличает его от старших поколений. Современная молодежь плохо воспринимает длинные тексты, не видит причинно-следственных связей, не может долгое время удерживать свое внимание на одном виде деятельности. Таким образом, на сегодняшний день в образовательных учреждениях сталкиваются две реальности - книжная и экранная, ученики и учителя. Современный школьник и студент ждет от учителя умения упаковывать мысль в образ. Понятийное мышление, которое стремятся привить ему учителя, кажется для него «бегом с препятствиями» в котором мало смысла и много трудностей. «В школе началась война между поколениями: школьники ориентируются на клиповое сознание, учителя приучают их к понятийному. Учителя привыкли говорить много, длинно, утомительно и обо всем. Школьники хотят, чтобы они говорили коротко, как на камеру, и по существу, полагая, что урок - это место еще и для когнитивных развлечений» [9, С. 18].
Современные молодые люди и подростки практически всегда находятся «онлайн». Они не привыкли оставаться наедине с собой, так как остаться наедине с собой означает начать мыслить, но «чтобы мыслить, любому человеку надо постоянно вступать в борьбу с самим собой, расплавляя себя до плазменного состояния. А это очень трудно. Почти невозможно, ибо требует эмоционального самовоздействия» [9, С. 95]. Избежать подобных трудностей можно при помощи
общения и постоянного потребления информации. На сегодняшний день лучше всего с реализацией этих потребностей справляются социальные сети.
Убегая от одиночества, молодые люди и подростки строят свой собственный мир в пространстве социальных сетей, где ключевую роль начинает играть их «виртуальная личность». Виртуальное пространство открывает безграничные возможности для удовлетворения потребности в самовыражении и прекрасно подходит для изучения и экспериментов в области осмысления собственной индивидуальности. Благодаря такой особенности Интернета, как анонимность, у пользователя появляется возможность создать любой желаемый образ. Анонимность в сети особенно привлекательна для подростков, так как дает им ощущение безопасности. Они активно экспериментируют со степенью открытости - от предельного самораскрытия, с обнажением собственных чувств и переживаний, до полного скрытия или изменения личных данных. В виртуальном пространстве пользователь может создать несколько различных аккаунтов, что, по мнению некоторых исследователей, служит отражением многогранности личности, которую человек не может выразить в реальной коммуникации [4, С. 50]. В социальных сетях пользователь имеет возможность предоставить любую информацию о себе, благодаря чему у него появляется возможность управлять впечатлением других пользователей о своей виртуальной личности. Зачастую молодые люди и подростки наделяют электронные личности качествами, которые подавляются или не одобряются их окружением в реальной жизни [16]. Ученые выделяют две группы причин создания «виртуальной личности». В первом случае пользователь стремиться удовлетворить уже имеющиеся желания. Таким образом, виртуальная личность несет в себе компенсаторную функцию. Во втором случае причиной становится стремление пользователя к получению нового опыта [2, С. 58].
В виртуальном пространстве на первый план выходит самопрезентация [16]. Социальные сети провоцируют пользователя на публичную активность. Человек сам сообщает о себе и своих интересах. Чтобы набрать и удержать популярность пользователь вынужден постоянно обновлять контент на своей странице. Таким образом, на сегодняшний день, создаваемая в социальной сети «виртуальная личность» воспринимается в первую очередь как некий «проект», целью которого является создание желаемого имиджа [3, С. 325]. Сеть дает возможность неуверенному в себе человеку почувствовать себя значимым. Пользователь может заводить новые знакомства, не опасаясь быть непонятым и отвергнутым. Он может выкладывать любые материалы на свою страницу, не опасаясь критики. Таким образом, «все, что может быть отвергнуто обществом, принимает социальная сеть» [6, С. 209]. Экспериментируя с различными типами личности, молодые люди и подростки нередко создают образ, которому в итоге начинают подражать в реальности, что может нести в себе как конструктивный, так и деструктивный характер для развития их реальной личности.
Активная интеграция цифровых технологий в жизнь современной молодежи повлияла не только на изменение форм общения, поведения и самопрезентации, но также привела к формированию новой системы ценностей [5; 11]. Социальные сети превратились для большинства молодых людей и подростков в один из наиболее
значимых факторов повседневного существования. На сегодняшний день «раскрепощенные и свободные от идеологической опеки, молодые люди активны в выборе приемлемых для себя форм и стилей жизнедеятельности, постановке целей и выработке ценностной палитры, отвечающей запросам и требованиям современности. В связи с этим ответственность за формирование здоровой духовной культуры падает почти полностью на плечи самой молодежи» [17, С. 3].
Так как процесс социализации протекает преимущественно в виртуальном пространстве, каждый из пользователей сталкивается с моделями поведения, диктуемыми сетью. Молодежь, как наиболее неустойчивая социальная категория, особенно подвержена этим влияниям. При этом, находясь в сети, каждый отдельный пользователь попадает в ситуацию «информационного вакуума», в котором ценностный репертуар оказывается, продиктован произвольно формируемым окружением [3, С. 323]. Это несет в себе непредсказуемые последствия для процесса выработки молодыми людьми и подростками собственной системы ценностных ориентаций. В свою очередь, сформированная в виртуальной среде система ценностей молодого поколения уже через небольшой отрезок времени начнет проявляться на всех происходящих в мире переменах.
Виртуальная среда содействовала повышению компьютерной грамотности молодежи, значительно расширила возможности коммуникации, открыла новое пространство для самопрезентации и самореализации, однако вместе с этим способствовала искажению приоритетов. Многочисленные исследования показывают, что в список базовых ценностей современной молодежи практически не входят моральные ценности, а культурные и духовные остаются на последних строчках. Многие исследователи связывают это с тем, что молодые люди и подростки согласовывают свои ценностные ориентации в первую очередь с критериями «успешной жизни», навязанной им социальными сетями и современными СМИ. Молодежь, воспитанная в сети, отличается безразличием к каким-либо идеалам и циничным отношением к жизни [18]. Через виртуальное пространство на современных молодых людей выливается огромный поток информации, несущий зачастую деструктивный характер. Современные новостные ленты наполнены сценами жестокости, насилия, скандалов и сплетен. Открыто пропагандируется решение проблем с помощью грубой силы, культивируется стремление к материальному богатству и достижению целей незаконным путем. Таким образом, героями для современной молодежи часто становятся жестокие и циничные личности. Вместе с этим, анализируя контент современных социальных сетей, приходится констатировать, пренебрежение базовыми информационными потребностями молодежи в угоду развития примитивных и низменных интересов, что в итоге приводит к формированию гедонистических настроений в молодежной среде.
В заключение стоит отметить, что на данном этапе одну из наиболее важных ролей в жизни современного социума играет именно Интернет. Вследствие глобальной информатизации общество пришло к новой модели социальной коммуникации, осуществляющейся с помощью виртуального пространства. На сегодняшний день прослеживаются четкие тенденции замещения реальных
социальных связей виртуальными. В данном процессе ключевую роль играют социальные сети, в которых и происходит процесс коммуникации.
Социальные сети создали единое виртуальное информационное и коммуникативное пространство, ставшее дополнением современной реальности. Они глубоко интегрировались в повседневность, оказав влияние на многие аспекты жизни общества. Молодежь, как наиболее нестабильная социальная группа, оказалась в большей степени подвержена их воздействию. Социальные сети принесли в жизнь современных молодых людей и подростков как позитивные, так и негативные моменты. С одной стороны они стали дополнительным пространством для осуществления процесса социализации молодого поколения, предоставив молодежи возможность коммуникации, самореализации и построения собственной идентичности. С другой стороны, в силу своей привлекательности, оказались для молодых людей своеобразной ловушкой, обернувшейся интернет -зависимостью. Проводя большое количество времени в виртуальном пространстве, молодые люди начали активно впитывать нормы и правила, диктуемые сетью, впоследствии стремясь перенести их на реальные отношения, тем самым способствуя разрушению и деформации сложившихся нормативных устоев социума, что в свою очередь, в будущем начнет отражаться на социально-экономическом благополучии и развитии всего общества. Таким образом, не смотря на то, что социальные сети имеют неоднозначный характер влияния на современную молодежь, их негативное воздействие ощущается более остро и влечет за собой глубокие отрицательные последствия.
Литература
1. Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: анализ основных рисков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. №162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie -virtualnoy-sredy-na-sotsializatsiyu-sovremennoy-molodezhi-analiz-osnovnyh-riskov (дата обращения: 04.05.2021).
2. Ярыгина И.И. Влияние Интернета на процесс социализации подростков // Гаудеамус. 2018. №3 (37). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-interneta-na-protsess-sotsializatsii-podrostkov (дата обращения: 04.05.2021).
3. Лисенкова А.А., Мельникова А.Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи // Российский гуманитарный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-faktor-aktivnogo-vliyaniya-na-formirovanie-tsennostey-molodezhi (дата обращения: 25.05.2021).
4. Голубева Н.А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-mezhlichnostnogo-i-
mezhgruppovogo-obscheniya-sovremennoy-molodezhi-v-realnom-i-virtualnom-prostranstve (дата обращения: 10.06.2021).
5. Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-tsifrovoy-identichnosti-podrostkov-i-molodezhi-v-sovremennom-tehnologicheskom-obschestve (дата обращения: 10.05.2021).
6. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie-tsennostnyh-orientirov-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 04.05.2021).
7. Комарова А.Н. Факторы формирования социального здоровья молодежи в контексте киберсоциализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №4 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-sotsialnogo-zdorovya-molodezhi-v-kontekste-kibersotsializatsii (дата обращения: 21.05.2021).
8. Чванова М.С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестник ТГУ. 2017. №6 (170). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-sotsializatsii-studencheskoy-molodezhi-v-internet-prostranstve (дата обращения: 04.05.2021).
9. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание [Текст] / Ф. И. Гиренок. - Москва: Проспект. - 2016, 256 с.
10. Иванова И.В. Социализация молодежи в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 61. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения:16.11.2021)
11. Соболева Л.Ю. Влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи [Электронный ресурс]. - Л. Ю. Соболева - Режим доступа: URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie meropriyatiya/int konf/vseross/v vyisheslavczevs kie_chteniya/vliyanie_sredstv_massovoj_informaczii_na(дата обращения :04.05.2021)
12. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет -коммуникаций: социокультурный анализ: автореф. дис. д-ра соц.наук. Ростов н/Д, 2006.
13. Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовнонравственного воспитания в контексте киберсоциализацииобщества и человека // HomoCyberus: электронный научнопублицистическийжурнал . 2017. № 1(2). URL: http ://j ournal. homocyberus. ru/Ple shakov_Ple shakova_K_proble me_duhovnonr avstvennogo vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka. (дата обращения: 10.06.2021)
14. Богатырева А.А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 -2.
15. Зорина, О.А. Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] / О.А. Зорина // Образование
Ямала. Ежеквартальный информационно-методический журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-socialnykh-setejj-nadukhovno-п/ (дата обращения:10.06.2021).
16. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационнаякультура. М.: Центр социологии образования, 2000. С. 395-431.
17. Колбунов Ф.А. Ценностные ориентации молодежи российского мегаполиса: автореф. дис. канд. культурологии. СПб., 2011. 20 с
18. Новиченко, О.В. Ценностные ориентации современной Российской молодежи [Текст] / О.В. Новиченко // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2013. - № 3-4.
19. Чебунина О.А. Виртуальный социальный капитал в процессе интернет-социализации молодежи// гуманитарий юга России 2019 Том 8 № 1. URL: https://cyberleninka.rn/article/nvirtaalnyy-sotsialnyy-kapital-v-protsesse-internet-sotsializatsii-molodezhi (дата обращения:04.05.2021).
20. Ghaith G. An exploratory study of the achievement of the twenty-first century skills in higher education // Education + Training. 2010. Vol. 52 No. 6/7. P. 489498
Juliya. A. Ershova SOCIAL NETWORKS IN THE PROCESS OF FORMING THE VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH: CULTUROLOGYCAL ANALISIS
The life of modern youth is closely connected with the virtual space, a special place in which belongs to social networks. Today, the Internet has become not only the main source of information for young people, but also the most preferred means of communication. Communication, in turn, plays one of the most important roles in the process of personality formation and the formation of its value orientations. Replacing real communication with virtual communication can lead to distortion of this process. Thus, one of the most important issues in this context is the question of the influence of virtual communication on the process of formation of a young person's personality and the formation of his values. This article defines the role of social networks in the process of transformation of value orientations of youth, reveals the reasons for the formation of a virtual personality, summarizes the experience of positive and negative impact of social networks on the formation of the value system of modern youth.
Keywords: Internet, social network, cybersocialization, virtual personality, virtual environment, value orientations of youth.
References
1. Yakovleva O.V. The influence of the virtual environment on the socialization of modern youth: analysis of the main risks // Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2013. No.162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-virtualnoy-sredy-na-sotsializatsiyu-sovremennoy-molodezhi-analiz-osnovnyh-riskov (accessed: 05/04/2021).
O. A.Epwoea
2. Yarygina I.I. The influence of the Internet on the process of socialization of adolescents // Gaudeamus. 2018. No. 3 (37). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-interneta-na-protsess-sotsializatsii-podrostkov (accessed: 05/04/2021).
3. Lisenkova A.A., MelnikovaA.Yu. Social networks as a factor of active influence on the formation of values of youth // Russian Humanitarian Journal. 2017. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye -seti-kak-faktor-aktivnogo -vliyaniya-na-formirovanie-tsennostey-molodezhi (accessed: 05/25/2021).
4. Golubeva N.A. Phenomenology of interpersonal and intergroup communication of modern youth in real and virtual space // Bulletin of the Russian State University. The series "Psychology. Pedagogy. Education". 2018. No.2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-mezhlichnostnogo-i-mezhgruppovogo-obscheniya-sovremennoy-molodezhi-v-realnom-i-virtualnom-prostranstve (accessed: 10.06.2021).
5. Golubeva N.A. Features of the digital identity of adolescents and youth in the modern technological society // Bulletin of the Russian State University. The series "Psychology. Pedagogy. Education". 2020. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsifrovoy-identichnosti-podrostkov-i-molodezhi-v-sovremennom-tehnologicheskom-obschestve (date of application: 10.05.2021).
6. Varaksin A.V. The influence of social networks on the formation of value orientations of modern youth // XXI century. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie-tsennostnyh-orientirov-sovremennoy-molodezhi (accessed: 05/04/2021).
7. Komarova A.N. Factors of formation of social health of youth in the context of cybersocialization // Bulletin of the Saratov State Socio-economic University. 2018. No.4 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-sotsialnogo-zdorovya-molodezhi-v-kontekste-kibersotsializatsii (accessed: 05/21/2021).
8. Chvanova M.S., Anuryeva M. S., Kiseleva I. A. New forms of socialization of student youth in the Internet space // Bulletin of TSU. 2017. No. 6 (170). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-sotsializatsii-studencheskoy-molodezhi-v-internet-prostranstve (accessed: 04.05.2021).
9. Girenok F. I. Clip consciousness [Text] / F. I. Girenok. - Moscow: Prospekt. -2016, 256 p.
10. Ivanova I. V. Socialization of youth in the context of information preferences // Psychological research. 2018. Vol. 11, No. 61. p. 8. Address: http://psystudy.ru (date of application: 16.11.2021)
11. SobolevaL.Yu. The influence of mass media on the formation of value orientations of students [Electronic resource]. - L. Yu. Soboleva - Access mode: URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/v_vyisheslavczevs kie_chteniya/vliyanie_sredstv_massovoj_informaczii_na( date of application :04.05.2021)
12. Chistyakov A.V. Socialization of personality in the society of Internet communications: socio-cultural analysis: abstract of the dissertation of the Doctor of Social Sciences. Rostov n/A, 2006.
13. In Pleshakov.A., Pleshakova K.A. On the problem of spiritual and moral education in the context of cybersocialization of society and man // HomoCyberus: electronic scientific journal. 2017. № 1(2). URL: http ://j ournal. homocyberus. ru/Ple shakov_Ple shakova_K_proble me_duhovnonr avstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka. (date of application: 10.06.2021)
14. Bogatyreva A.A. Problems of cybersocialization of modern youth // Modern problems of science and education. 2015. № 2-2.
15. Zorina, O.A. The influence of social networks on the spiritual and moral education of youth [Text] / O.A. Zorina // Yamala Education. Quarterly information and methodological journal [Electronic resource]. - Address: http://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-socialnykh-setejj-nadukhovno-n / (date of request:10.06.2021).
16. Belinskaya E.P., Zhichkina A.E. Modern studies of virtual communication: problems, hypotheses, results // Education and information culture. Moscow: Center for Sociology of Education, 2000. pp. 395-431.
17. Kolbunov F.A. Value orientations of the youth of the Russian metropolis: abstract of the dissertation of the candidate. Culturology. St. Petersburg, 2011. 20 s
18. Novichenko, O.V. Value orientations of modern Russian youth [Text] / O.V. Novichenko // Modern science: Actual problems of theory and practice. - 2013. - № 3-4.
19. About Chebunina.A. Virtual social capital in the process of Internet socialization of youth// Humanities of the South of Russia 2019 Volume 8 No. 1. Address: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy -sotsialnyy-kapital-v-protsesse-internet-sotsializatsii-molodezhi (date of application:04.05.2021).
20. Gate G. A research study of the achievements of the skills of the twenty-first century in the field of higher education // Education + training. 2010. Volume 52 No. 6/7. pp. 489-498
Сведения об авторе:
Ершова Юлия Александровна, аспирант кафедры культурологии КФУ им. В. И. Вернадского
Ershova Juliya Alexandrovna, postgraduate student of Culturology Department Crimean Federal V. I. Vernadsky University (Crimea, Russia).