Научная статья на тему 'МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье представлен анализ проблемы взаимодействия современных молодых людей с виртуальным миром сетевых сообществ в контексте выявления возможностей и перспектив для развития межэтнической толерантности. Автором рассматриваются причины популярности социальных сетей, причины и последствия все возрастающей популярности виртуального общения у молодежи в социальных сетях, анализируются особенности виртуальной сетевой коммуникации, роль и значение последней в развитии культуры межнационального общения. Рассмотрены проблемы и перспективы влияния социальных сетей на мировоззрение, ценности, жизненные и культурные приоритеты и поведение современной молодежи. Выявлено, что информационные и телекоммуникационные технологии открывают новые возможности для свободного распространения информации, развития виртуального международного общения, и в то же время, могут представлять опасности, касающиеся неприкосновенности частной жизни, случаев повышенной конфликтогенности между представителями разных национальностей и культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG GENERATION IN SOCIAL NETWORKS: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-ETHNIC TOLERANCE

The article presents an analysis of the problem of the interaction of modern young people with the virtual world of network communities in the context of identifying opportunities and prospects for the development of interethnic tolerance. The author considers the reasons for the popularity of social networks, the causes and consequences of the growing popularity of virtual communication among young people in social networks, analyzes the features of virtual network communication, the role and importance of the latter in the development of a culture of interethnic communication. The problems and prospects of the influence of social networks on the worldview, values, life and cultural priorities and behavior of modern youth are considered. It has been revealed that information and telecommunication technologies open up new opportunities for the free dissemination of information, the development of virtual international communication, and at the same time, they can pose dangers regarding privacy, cases of increased conflict between representatives of different nationalities and cultures.

Текст научной работы на тему «МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

16. Хало, П.В., Хвалебо, Г.В., Туревский, И.М. Системный подход к разработке модели формирования оптимального предстартового состояния / Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 71-73.

17. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

18. Cappe, C., Thelen, A., Romei, V., Thut, G., Murray, M.M. Looming Signals Reveal Synergistic Principles of Multisensory Integration. The Journal of Neuroscience, - 2012. - №4, - pp. 1171-1182.

19. Mikicin, M., Szczypinska, M., Skwarek, K. Neurofeedback needs support! Effects of neurofeedback-EEG training in terms of the level of attention and arousal control in sports shooters. Baltic Journal of Health and Physical Activity - 2018 - №10 - pp. 72-79.

20. Perry, F.D., Shaw, L.H., Zaichkowsky, L.D. Biofeedback and Neurofeedback in Sports. // Biofeedback - 2011 - №3. - pp. 95-100.

И.В. Челышева

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ *

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы взаимодействия современных молодых людей с виртуальным миром сетевых сообществ в контексте выявления возможностей и перспектив для развития межэтнической толерантности. Автором рассматриваются причины популярности социальных сетей, причины и последствия все возрастающей популярности виртуального общения у молодежи в социальных сетях, анализируются особенности виртуальной сетевой коммуникации, роль и значение последней в развитии культуры межнационального общения. Рассмотрены проблемы и перспективы влияния социальных сетей на мировоззрение, ценности, жизненные и культурные приоритеты и поведение современной молодежи. Выявлено, что информационные и телекоммуникационные технологии открывают новые возможности для свободного распространения информации, развития виртуального международного общения, и в то же время, могут представлять опасности, касающиеся неприкосновенности частной жизни, случаев повышенной конфликтогенности между представителями разных национальностей и культур.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, социальные сети, молодежь, межэтническая толерантность, культура межнационального общения.

I.V. Chelysheva

YOUNG GENERATION IN SOCIAL NETWORKS: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-ETHNIC TOLERANCE

Abstract. The article presents an analysis of the problem of the interaction of modern young people with the virtual world of network communities in the context of identifying opportunities and prospects for the development of interethnic tolerance. The author considers the reasons for the popularity of social networks, the causes and consequences of the growing popularity of virtual communication among young people in social networks, analyzes the features of virtual network communication, the role and importance of the latter in the development of a culture of interethnic communication. The problems and prospects of the influence of social networks on the worldview, values, life and cultural priorities and behavior of modern youth are considered. It has been revealed that information and telecommunication technologies open up new opportunities for the free dissemination of information, the development of virtual international communication, and at the same time, they can pose dangers regarding privacy, cases of increased conflict between representatives of different nationalities and cultures.

Key words: media, media culture, social networks, youth, interethnic tolerance, culture of interethnic communication.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И.В. Челышева.

Роль и значение информационной сферы, интернета в повседневной жизни современного подрастающего поколения трудно переоценить. По мнению Д.Н. Краснокуцкого, «особая роль в изменении социальной реальности принадлежит становлению и функционированию сети Интернет. Ее развитие приводит к возникновению новых социальных практик. Из механизма передачи информации Интернет превращается не только в структурирующую, объединяющую людей социальную технологию, но и в самостоятельную сферу жизни, функционирование которой приводит к трансформации современного социального пространства» [5].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации указывается, что «национальными интересами в информационной сфере являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно -технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;

г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве» [3].

Проблематика взаимодействия детей и молодежи с социальными медиаресурсами уже достаточно давно стала предметом междисциплинарных исследований. Культурологические. Психологические, педагогические, социологические, философские аспекты данной проблемы рассматриваются в трудах ряда отечественных и зарубежных исследователей: С. Бок (S. Bok), Д. Кантор (J. Cantor), Е. А. Бондаренко, М. И. Жабского, К. Керделлан, В. С. Собкина, А. Сидельникова, К. А. Тарасова, Г. В. Солдатовой, Е. Ю., Зотовой, А. И., Чекалиной, О. С. Гостимской, А. В. Федорова, И. В. Челышевой, А. В. Шарикова, Л. Мастермана и др.

У молодого поколения в сети создано свое личное, особенное пространство, где пользователь «ощущает себя творцом, хозяином виртуально созданного симуляционного мира. Он может вступать в контакты, общаться, совершать покупки, получать образование и т.д.» [8, 53]. Эти и другие возможности определяют глобальный характер и постоянно растущее число пользователей.

В целом, интернет-аудитория в современном мире насчитывает более 4-х миллиардов человек. Далеко не последнюю роль в виртуальном пространстве занимают виртуальные сетевые сообщества. Какие же возможности существуют в социальных медиа и какие возможности они предоставляют? Прежде всего, следует отметить создание и ведение своего профиля как собственноручно сконструированной модели социального взаимодействия с внешним миром; широкие возможности для межличностного и межгруппового взаимодействия, обмена определенными сегментами информации в разных видах (текст, фотографии, иллюстрации, видео и т.д.); создание сообществ, групп, открытых и закрытых диалогов и т.д.

Растущая популярность и всеохватность виртуальных социальных сетей неслучайна, ведь здесь пользователь удовлетворяет насущные потребности в общении, в получении новой информации, в игре, включая личную переписку, форумы, комментарии, мероприятия, общение в группах по интересам и т.п. Поэтому отношение к виртуальному миру социальных сетей у многих молодых людей существенно отличается от отношения к последней взрослой медийной аудитории. взрослых. «При всеобъемлющем влиянии «социальных медиа» на повседневную жизнь человека зачастую каждый отдельный индивид попадает в ситуацию «информационного вакуума» с фиксацией устойчивых моделей поведения. Молодежь наиболее гибко реагирует на трансформации подобного рода и принимает правила игры в виртуальной реальности, формируя идеальный образ себя самого на страницах социальных сетей» [6].

По данным ВЦИОМ, максимально вовлечены в использование социальных сетей молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, при этом 91 % пользователей данного возраста посещает социальную сеть ежедневно [7]. Наиболее активное развитие на российских виртуальных просторах социальные сети получили с 2006 года. Именно тогда появился один из первых стремительно развивающихся сетевых сообществ - сайт «Одноклассники». Сайт довольно быстро собрал огромную аудиторию, где были школьники, студенты, взрослые люди разных профессий, пенсионеры, домохозяйки и т.п. Постепенно «Одноклассники» стал мультиязычным сайтом, впервые в мировой практике позволившим не только общаться в традиционном письменном формате, но и совершать видеозвонки.

В октябре 2006 года появилась сеть «Вконтакте». Она составила серьезную конкуренцию «Одноклассникам» по количеству пользователей и ежедневных посещений. Сегодня «Вконтакте» - самая многочисленная социальная сеть по числу пользователей школьного и студенческого возраста. Уже несколько лет наращивает мировую популярность социальная сеть «Instagram», впервые представленная как площадка для обмена информацией в 2010 году. Существенным отличием «Instagram» от других сетевых платформ выступает концептуальная опора на представления фотографических снимков с возможностью

комментирования. При помощи изображения каждый пользователь может сообщить своему кругу общения (так называемым подписчикам) о том, где он находится в данный момент, что с ним происходит, и получить обратную связь. Позже в возможностям данной сети добавились публикации видео, хэштеги, прямые эфиры. так называемые «сторис» и т.п. Очень быстро «Instagram», стал популярным способом переписки и мгновенного обмена новостями, и что немаловажно, - дополнительным источником стабильного дохода за счет рекламы наиболее популярных пользователей.

Потребность в получении новой информации обеспечивается в социальной сети инструментами навигации, что позволяет пользователям получать доступ к новостным страницам и блогам, к аналитическим обзорам и т.д. Получение информации, как правило, сопровождается креативным поиском интересующей информации. Безусловно, «интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь» [4, 10]. Одной из отличительных особенностей взаимодействия в социальных сетях выступает общение без границ, охватывающее взаимодействие представителей разных этносов, народностей, культур. Особенно интенсивно межкультурный и межнациональный диалог развивается в настоящее время в молодежной среде. В исследовании Л.И.Галеевой представлено несколько парадигм данного феномена. Среди них - «концепции интернационального воспитания, теории поликультурного образования, школе диалога культур, концепции воспитания толерантности и толерантного сознания. Не каждая из них ставит перед собой задачу непосредственного воспитания культуры межнационального общения, но все они в той или иной мере ориентируются на решение этой проблемы, предлагают свои методы формирования основ культуры межнационального общения» [2].

Расширение межнациональных связей, глобализационные процессы, объединяющие молодых людей самых разных наций и культур в единое информационное пространство, миграция, - эти и другие, не менее важные факторы, актуализируют необходимость развития межэтнической толерантности, рассматриваемой в качестве важного личностного ресурса, интегративного качества личности, одного из ключевых факторов культуры межнационального взаимодействия, которая предполагает проявление таких личностных качеств как эмпатия, сопереживание, милосердие, миролюбие и т.д. «Межэтническая толерантность как интегративное личностное образование имеет глубокий ценностный смысл. В связи с этим воспитание ценностного отношения молодежи не только к своей, но и к иным нациям, уважения к представителям других этносов и культур, выступает как один из ключевых факторов стабильности и сохранения мира в современном поликультурном обществе, в связи с чем актуализируется обращение к социокультурным аспектам данной проблемы» [10, 45].

Близость интересов, увлечений, общий круг общения, схожие представления о жизни - все эти основания ложатся в основу виртуальной дружбы. По статистике у современных молодых пользователей в среднем в «друзьях» около 300 человек, но у некоторых, особенно активных, число виртуальных контактов может доходить до 1000. И хотя виртуальные друзья вряд ли смогут заменить живое общение молодого поколения с настоящим, преданным другом, но бывают ситуации, когда в реальной жизни молодой человек не находит взаимопонимания со сверстниками или вынужден в силу определенных обстоятельств (например, болезни, самоизоляции и т.д.) длительно находиться дома. Тогда виртуальное общение становится для него особенно важным, а порой и единственным источником коммуникации. Потребность в верных и преданных собеседниках существенно возрастает, если молодой человек попадает в трудную жизненную ситуацию. В такие минуты ему очень нужна помощь и поддержка. Иногда по разным причинам, чаще всего связанных с невозможностью или нежеланием поговорить с близкими людьми, он делится сокровенными переживаниями с виртуальными друзьями.

В самом деле, социальные сети оказывают все более существенное влияние на развитие, поведение, ценностные и социокультурные ориентации и жизненные ориентиры современных детей и молодежи. Аудитория «вполне самостоятельно формируют медиаконтент, определяют наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке» [Челышева, 2016, 110]. Наибольшей популярностью в настоящее время у российских молодых пользователей пользуются такие социальные сети, как «Вконтакте», «Instagram», мессенджеры «Telegram», «WhatsApp» и др. Затем по степени популярности идут «Twitter», «Facebook» и «MySpace» [7]. При этом, как утверждает статистика, определенные возрастные группы пользователей отдают предпочтение разным социальным сетям. Например, подавляющее большинство нынешних школьников и студентов большую часть времени проводят «Вконтакте», «Instagram», а «Одноклассники» предпочитают люди постарше.

Большинство современных студентов благодаря общению в сети могут быстро получать учебную информацию при подготовке к учебным занятиям, обменяться информацией по любому интересующему вопросу. Благодаря в том числе и виртуальному общению молодежь получает неоценимый жизненный опыт, способствующий формированию межличностных отношений, расширению знаний о культуре и традициях других стран. Вместе с тем, в случае, если опыт виртуального общения носит негативный характер, перерастая из доброжелательных отношений в конфликты или вражду, общение может стать причиной деструктивных изменений, связанных с угрозой межнациональной вражды, ксенофобии, экстремизма. Кроме того, виртуальные контакты нередко связаны с медиарисками и могут представлять опасность, связанную с различными видами киберпреследования, буллинга и кибермошенничества в социальных сетях и блогах, на форумах и в чатах.

Еще одной серьезной проблемой современного подрастающего поколения становится Интернет -аддикция. Это явление также тесно связано с социальными сетями, он-лайн играми и посещением различных чатов. Е.С.Абрадова и Е.В.Кисловская отмечают: «молодой человек, который проводит значительную часть своей жизни в социальной сети, вполне вероятно, утрачивает способность (а возможно, и желание) выстраивать общение и взаимодействие с людьми в реальной жизни. Полностью поглощенный общением внутри сети, он перестает замечать мир вокруг» [1]. Соответственно, актуальными задачами в этой связи выступают задачи определения основных «ценностных, эстетических, культурных приоритетов, представления о возможных путях защиты подрастающего поколения от негативной медиаинформации, полноценного использования образовательного, развивающего, воспитательного потенциала виртуального пространства» [8, 110].

Таким образом, проведенный анализ проблемы возможностей и перспектив молодого поколения в развитии межэтнической толерантности посредством социальных сетей вызволяет заключить, что социальные медиа позволяют существенно расширить информационное пространство студенческой молодежи. Создавая собственный медиаконтент в зависимости от своих интересов, ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций молодые люди, демонстрируют, в том числе, и отношение к другим культурам и этносам. В то же время, существующий деструктивный медиаконтент, повышает риски и опасности, связанные с разжиганием межнациональной розни, вражды представителей разных национальностей, возрастанию конфликтогенности между представителями разных национальностей и культур. В связи с этим, профилактика таких серьезных социальных проявлений в межнациональной медиакоммуникации, как нетерпимость, ксенофобия, враждебность, преодоление случаев шовинизма и расизма в молодежной среде выступает важной задачей современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрадова, Е.С., Кисловская, Е.В. Молодежь в социальных сетях / Е.С.Абрадова, Е.В. Кисловская // Власть. - 2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/molodezh-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 27.04.2020).

2. Галеева, Л.И. Культурно-функциональное содержание социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи / Л.И.Галеева // Вестник КазГУКИ. - 2016. - №» 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-funktsionalnoe-soderzhanie-sotsialno-kulturnogo-tvorchestva-v-formirovanii-kulturymezhnatsionalnogo-obscheniya (дата обращения: 21.04.2019).

3. Доктрина информационной безопасности РФ. Утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 N° 646. - URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41460/page/1

4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова / М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005. - 383 с.

5. Краснокутский, Д.Н. Молодежь и социальные сети Интернета: теоретико-прикладной анализ Д.Н. Краснокуцкий // Общество и право. -2017. - №1 (59). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/molodezh-i-sotsialnye-seti-interneta-teoretiko-prikladnoy-analiz (дата обращения: 27.04.2020).

6. Лисенкова, А.А., Мельникова, А.Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи / А.А.Лисенкова, А.Ю.Мельникова // Российский гуманитарный журнал. - 2017. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-faktor-aktivnogo-vliyaniya-na-formirovanie-tsennostey-molodezhi (дата обращения: 27.04.2020).

7. Рейтинг популярности социальных интернет-сетей. Пресс-выпуск ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. - сайт. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 116691 (дата обращения 27.04.2020).

8. Челышева, И.В. Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования/ И.В. Челышева // &ede experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - № 4. -С.108-116.

9. Челышева, И.В. Мир сетевых сообществ: на пути к новой культуре /И.В.Челышева //Дистанционное и виртуальное обучение, 2013. -№ 5 (71). - С. 51 - 60.

10. Челышева, И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования/ И.В.Челышева // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 1 (35). -С.40-50.

Г. М. Четверикова

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Подчеркивается необходимость обобщить теоретические и эмпирические методы обучения с целью использования ключевых теоретических концепций в процессе становления современных тенденций организации учебной и внеучебной деятельности. Следует внедрять комплекс методов и приемов в обучении будущего специалиста с учетом его музыкального развития, потребностей и профессиональной направленности.

Ключевые слова: Инструментальное обучение, фортепианная подготовка, музицирование, исполнительская деятельность, концертмейстерская деятельность, методика интенсивного обучения, профессиональная готовность, концертно-исполнительская практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.