Научная статья на тему 'КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА'

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРТЕПИАННАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗИЦИРОВАНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четверикова Галина Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Подчеркивается необходимость обобщить теоретические и эмпирические методы обучения с целью использования ключевых теоретических концепций в процессе становления современных тенденций организации учебной и внеучебной деятельности. Следует внедрять комплекс методов и приемов в обучении будущего специалиста с учетом его музыкального развития, потребностей и профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четверикова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERT AND PERFORMING PRACTICE IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN

Article is devoted to a problem of formation of professional competences of future music teacher. Need to generalize theoretical and empirical methods of training for the purpose of use of key theoretical concepts, in the course of formation of current trends of the organization of educational and extracurricular activities is emphasized. It is necessary to introduce a complex of methods and receptions in training of future expert taking into account his musical development, requirements and professional orientation

Текст научной работы на тему «КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

Еще одной серьезной проблемой современного подрастающего поколения становится Интернет -аддикция. Это явление также тесно связано с социальными сетями, он-лайн играми и посещением различных чатов. Е.С.Абрадова и Е.В.Кисловская отмечают: «молодой человек, который проводит значительную часть своей жизни в социальной сети, вполне вероятно, утрачивает способность (а возможно, и желание) выстраивать общение и взаимодействие с людьми в реальной жизни. Полностью поглощенный общением внутри сети, он перестает замечать мир вокруг» [1]. Соответственно, актуальными задачами в этой связи выступают задачи определения основных «ценностных, эстетических, культурных приоритетов, представления о возможных путях защиты подрастающего поколения от негативной медиаинформации, полноценного использования образовательного, развивающего, воспитательного потенциала виртуального пространства» [8, 110].

Таким образом, проведенный анализ проблемы возможностей и перспектив молодого поколения в развитии межэтнической толерантности посредством социальных сетей вызволяет заключить, что социальные медиа позволяют существенно расширить информационное пространство студенческой молодежи. Создавая собственный медиаконтент в зависимости от своих интересов, ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций молодые люди, демонстрируют, в том числе, и отношение к другим культурам и этносам. В то же время, существующий деструктивный медиаконтент, повышает риски и опасности, связанные с разжиганием межнациональной розни, вражды представителей разных национальностей, возрастанию конфликтогенности между представителями разных национальностей и культур. В связи с этим, профилактика таких серьезных социальных проявлений в межнациональной медиакоммуникации, как нетерпимость, ксенофобия, враждебность, преодоление случаев шовинизма и расизма в молодежной среде выступает важной задачей современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрадова, Е.С., Кисловская, Е.В. Молодежь в социальных сетях / Е.С.Абрадова, Е.В. Кисловская // Власть. - 2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/molodezh-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 27.04.2020).

2. Галеева, Л.И. Культурно-функциональное содержание социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи / Л.И.Галеева // Вестник КазГУКИ. - 2016. - №» 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-funktsionalnoe-soderzhanie-sotsialno-kulturnogo-tvorchestva-v-formirovanii-kulturymezhnatsionalnogo-obscheniya (дата обращения: 21.04.2019).

3. Доктрина информационной безопасности РФ. Утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 N° 646. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460/page/!

4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова / М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005. - 383 с.

5. Краснокутский, Д.Н. Молодежь и социальные сети Интернета: теоретико-прикладной анализ Д.Н. Краснокуцкий // Общество и право. -2017. - №1 (59). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-sotsialnye-seti-interneta-teoretiko-prikladnoy-analiz (дата обращения: 27.04.2020).

6. Лисенкова, А.А., Мельникова, А.Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи / А.А.Лисенкова, А.Ю.Мельникова // Российский гуманитарный журнал. - 2017. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-faktor-aktivnogo-vliyaniya-na-formirovanie-tsennostey-molodezhi (дата обращения: 27.04.2020).

7. Рейтинг популярности социальных интернет-сетей. Пресс-выпуск ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. - сайт. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 116691 (дата обращения 27.04.2020).

8. Челышева, И.В. Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования/ И.В. Челышева // &ede experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - № 4. -С.108-116.

9. Челышева, И.В. Мир сетевых сообществ: на пути к новой культуре /И.В.Челышева //Дистанционное и виртуальное обучение, 2013. -№ 5 (71). - С. 51 - 60.

10. Челышева, И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования/ И.В.Челышева // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 1 (35). -С.40-50.

Г. М. Четверикова

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Подчеркивается необходимость обобщить теоретические и эмпирические методы обучения с целью использования ключевых теоретических концепций в процессе становления современных тенденций организации учебной и внеучебной деятельности. Следует внедрять комплекс методов и приемов в обучении будущего специалиста с учетом его музыкального развития, потребностей и профессиональной направленности.

Ключевые слова: Инструментальное обучение, фортепианная подготовка, музицирование, исполнительская деятельность, концертмейстерская деятельность, методика интенсивного обучения, профессиональная готовность, концертно-исполнительская практика.

G. M. Chetverikova

CONCERT AND PERFORMING PRACTICE IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN

Abstract. Article is devoted to a problem of formation of professional competences of future music teacher. Need to generalize theoretical and empirical methods of training for the purpose of use of key theoretical concepts, in the course of formation of current trends of the organization of educational and extracurricular activities is emphasized. It is necessary to introduce a complex of methods and receptions in training of future expert taking into account his musical development, requirements and professional orientation.

Key words: Tool training, piano preparation, playing music, performing activity, performing activity, technique of intensive training, professional readiness, concert and performing practice.

Динамично изменяющееся общество требует изменений в теории и практике педагогики. Сегодня наблюдается процесс формирования иных требований и перспектив развития педагогического образования:

• Процесс интеграции в европейское и мировое образовательное пространство ориентирующий современную Россию к определению тенденций сохранения и развития национальных культурных традиций.

• Возникновение повышенных требований, предъявляемых социумом к системе музыкально-педагогического дошкольного образования, в связи с обновлённым пониманием смысла педагогической деятельности в этой области образования, её форм и методов, обусловленных разработкой, внедрением информационных, инновационных технологий и использованием в педагогической практике творческих нетрадиционных моделей деятельности.

• Поскольку музыкально-педагогическое образование занимает особое место в жизни общества, проявляются повышенные требования в вырабатывании гуманистической парадигмы, в воспитании эстетически развитых граждан.

Таким образом, выявляются тенденции, определяющие обобщенную потребность общества в построении модернизированной системы музыкально-педагогического образования.

Образование - это процесс и одновременно результат этого процесса, представленный в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к музыкально-педагогическому образованию - это процесс и вид деятельности музыкальных образовательных организаций, направленный на подготовку специалистов в данной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для профессиональной, индивидуально-творческой и просветительской деятельности».

Современная система музыкального образования, включающая в себя как философско-педагогический, так и профессиональный фундамент музыкальной педагогики, сохраняют и сейчас свою актуальность. При этом некоторые элементы ее традиционной структуры со временем пришли в противоречие с требованиями дня, стала очевидной необходимость их замены, либо серьезной модернизации, поэтому обновление форм и методов инструментального обучения приобретает все большее значение.

Сфера музыкальной педагогики представляет собой важнейшую составляющую образовательного пространства современного российского общества, обеспечивающую сохранение высокого уровня профессионализма в данной области. Здесь можно говорить о социальной востребованности данной отрасли образования, органично сочетающей в себе воспитание, обучение и развитие личности человека.

Благодаря сложившейся и эффективно действующей системе педагогического образования, то есть сети образовательных учреждений, подготовке кадров, совершенствовании различных форм деятельности, по повышению квалификации специалистов отрасли культуры и искусства, современный уровень музыкально-педагогического образования в России занимает достаточно высокое место.

Однако ценностное отношение к культуре и искусству в нашей стране на современном этапе позволяет судить о нём как о недостаточно высоком. Вследствие этого, профессии связанные с музыкальной педагогикой, исполнительской практикой, становятся непрестижными. Однако, модернизация системы образования в начале XXI в. предполагает поиск эффективных путей обучения студентов, совершенствование инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта.

Следует отметить, что специфика концертной деятельности теряет свой смысл даже в высших учебных заведениях, имеющих исполнительскую направленность. Зачастую, выпускники этих вузов, испытывая сомнения и не осознавая необходимости в своём предназначении исполнителя, расстаются с профессией, так как не готовы самостоятельно поднимать это искусство на должный уровень.

Многим студентам в процессе обучения недостаёт понимания роли музыкально-исполнительской деятельности и её значения в профессиональном становлении. В такой ситуации актуальным представляется вопрос формирования готовности студентов к музыкально-педагогической, и, в ее составе, исполнительской деятельности в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

«Профессиональная готовность является необходимой составляющей человеческой жизнедеятельности и показателем профессионализма. Понятие «готовность» многогранно и в широком смысле означает ... «согласие сделать что-нибудь» или «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [1, 32].

Педагогическая наука дает достаточно широкую интерпретацию понятия готовности. Так В. А. Сластёнин подходит к исследованию готовности с точки зрения педагогики профессионализма, что является единством теоретической и практической готовности.

Рассматривая специфические особенности музыкально-исполнительской деятельности, Э. Курт выявляет исполнительскую демонстрацию музыкальных произведений, владение концертным репертуаром из произведений разнообразных жанров и стилей, концертмейстерское и ансамблевое музицирование, ярко выраженный личностный характер, объединяющий в себе и творческий процесс и его результат.

Все музыкальное искусство пронизано сферой исполнительства. По мнению Б. В. Асафьева и Л. А. Мазеля «законченное произведение создает композитор, исполнитель же является проводником между композитором и слушателем»[1,30]. Б. В. Асафьев даёт определение исполнительству как триединому процессу, включающему в себя композитора, исполнителя и слушателя. Г. М. Коган выявляет в музыкальном исполнительстве умение повторно воссоздавать музыкальное произведение.

В исследовательском труде Н.П. Корыхаловой выведена формула музыкально-исполнительского искусства состоящая из четырех звеньев: «композитор - произведение - исполнитель - слушатель»[2, 23].

По мнению Г. Г. Нейгауза, музыкальное исполнительство состоит в единстве трех элементов:

1. исполняемое (музыкальное произведение);

2. исполнитель;

3. инструмент.

Место, которое отведено исполнителю в таком триединстве - центральное.

По определению Д. А. Башкирова, процесс исполнения состоит из четырёх составляющих: разум, слух,

пальцы и сердце. При этом большое значение придаётся порядку расстановки этих компонентов.

Исполнительское искусство ставит своими основными задачами:

1. раскрытие музыкального образа произведения;

2. передачу глубокого художественного содержания;

3. воспроизведение музыкального текста.

Текст музыкального произведения, представленный композитором, является лишь «чертежом, архитектурным каркасом» (А. Б. Гольденвейзер), где именно исполнитель дает жизнь музыкальному произведению, поднимая его до уровня искусства. Этот сложный процесс обладает неповторимыми особенностями, так как отличительной чертой основных задач в искусстве является бесконечное разнообразие не только ответов, но и решений. Искусство подлинной интерпретации, по П. Казальсу, заключается в том, чтобы играть то, что не написано в нотах.

Музыкант-исполнитель проявляет в своей деятельности большое многообразие вариаций действий и процессов. «Для художественно-творческого воплощения внутреннего содержания музыки исполнитель должен обладать всесторонними и глубокими знаниями об исполняемом произведении, истории его создания, об эпохе, в которую творилось сочинение, о стиле композитора и стиле времени написания, владеть художественной техникой, дающей возможность исполнителю воплотить свой художественный замысел, стремиться к совершенному воплощению своей интерпретаторской идеи»[5,37].

Важно выявить готовность к исполнительской деятельности музыканта-инструменталиста, будь он студент, педагог-музыкант или исполнитель. Теоретическое осмысление процесса готовности к исполнению и его структурирование могут оказать помощь педагогу в формировании исполнительской готовности в процессе профессионального обучения в целом.

Рассмотрев специфику и особенности музыкально-исполнительской деятельности, можно сформулировать следующее определение готовности к ней: ... «готовность к музыкально-исполнительской деятельности - это совокупность профессионально-важных качеств, проявляющихся в мотивационно-ценностном отношении к исполнительскому искусству, владении исполнительскими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого процесса интерпретации музыкального произведения»[6, 173].

Итак, обозначим четыре компонента готовности к исполнительской деятельности (мотивационный, когнитивный, технологический и творческий), являющие собой структурную взаимосвязанность, взаимопроникаемость и взаимодополняемость.

1. Мотивационный компонент определяется потребностью в творческом самовыражении, интересом к исполнительскому мастерству музыкантов-исполнителей и стремлением к достижению максимально высокого уровня собственного исполнительского мастерства.

2. Когнитивный компонент содержит в себе важную составляющую - общепрофессиональную образованность исполнителя, которая позволяет быть осведомлённым в знании и понимании различных стилей, жанров; в теоретическом и историческом музыкознании и исполнительстве, знании специальной литературы, способности разбираться в формах и методах работы над интерпретацией музыкальных произведений, владение информацией об особенностях творчества выдающихся исполнителей.

3. Технологический компонент определен звуковым воплощением музыкального произведения, которое опирается на когнитивный компонент. Технологический компонент состоит из комплекса: звукодвигательные

представления и частично автоматизированные игровые действия, направленные на воплощение интерпретаторского замысла.

4. Творческий компонент занимает центральное и связующее место в структуре готовности к исполнительской деятельности. Творческий процесс - это необходимое условие музыкально-исполнительской деятельности. Опорой готовности к исполнительской деятельности является творческая составляющая. Оригинальность интерпретаторских решений в процессе работы над музыкальным произведением служит определением сформированное™ музыканта как исполнителя-профессионала. Данный компонент готовности к исполнительской деятельности, включающий в себя процесс формирования навыков творческой работы исполнителя проявляется в неординарности мышления и в поиске средств выразительности, необходимых для воплощения интерпретаторского замысла.

«Процесс развития творческих музыкально-педагогических способностей студентов вуза представляет собой непрерывный, направленный, закономерный процесс актуализации задатков, механизмов саморазвития, формирования творческой мотивации, познавательной деятельности, активизации таких качеств личности, которые позволяют решать задачи, проблемы, не встречавшиеся в ее прошлом опыте. Механизм протекания данного процесса определяется разрешением противоречия между его направленностью к осуществлению творческой деятельности и несформированностью у студентов знаний, умений и способностей, которые необходимы для самостоятельного решения творческих задач, возникающих в процессе музыкально-педагогической деятельности» [5, 46].

Педагог должен действовать по выверенному алгоритму, направленному на определение комплекса действий по формированию готовности к исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта. Можно назвать несколько приемов, которыми может воспользоваться педагог в подготовке будущего педагога -музыканта:

1. Метод наблюдения и сравнения, который определяется прослушиванием нескольких исполнений одного и того же произведения разными исполнителями с проведением последующего анализа особенностей исполнительского творчества.

2. Приём эмоционального воздействия, заключающийся в психологическом стимулировании интереса средствами исполнительского педагогического показа, эмоциональном жестикулировании, мимике и изобразительном тембре голоса.

3. Контекстные методы включают в себя создание стилевого контекста, характеризующегося анализом творческого процесса композитора; выявление художественных параллелей, то есть обращение к смежным видам искусств в контексте сопоставления исторического и индивидуального стилей.

4. Дифференциация фактуры оказывает помощь в раскрытии выразительных возможностей музыкальной ткани. Сутью этого приёма является поиск оптимальных средств художественной выразительности для реализации образно-смыслового содержания музыкального произведения.

Таким образом, становление и развитие компонентов готовности к исполнительской деятельности, о которых говорилось выше, способствует совершенствованию общего уровня готовности к исполнительской деятельности.

Алгоритм музыкально-исполнительских действий должен составляться студентом самостоятельно, но первоначально в этом процессе весомую роль играет педагог, который помогает встроить ориентировочную основу деятельности. Студент должен составить обобщенную и полную ориентировочные основы деятельности.

Обобщенная ориентировочная основа деятельности проявляется в применении исполнительского мастерства, через имеющиеся элементы мастерства - знания и навыки - в каждом новом произведении, подготавливаемом к исполнению. Полная ориентировочная основа деятельности включает три компонента (по П.Я. Гальперину), составляющие целостное исполнительское действие: художественный, звуковой и моторный образы. Перечень этих этапов и действий выступает ориентировочной основой (алгоритмом) музыкально -исполнительской деятельности для студента бакалавра творческого, музыкального профиля в педагогическом вузе.

Самостоятельность студента в построении данного алгоритма в части исполнительского действия возможна при наличии диалога педагога со студентом и построения музыкально-исполнительской ситуации к каждому произведению. Исполнительская ситуация позволяет раскрыть специфику художественного образа, звука и технических средств. Педагог и студент в музыкальном диалоге раскрывают характер произведения, настроение музыки, выстраивают форму изучения произведения, выявляют ритмическую специфику и интонирование.

Детальная проработка каждого произведения должна вызывать у студентов:

1. положительные эмоции и потребность в самостоятельном повторении деятельности;

2. желание формировать потребность в поиске более рациональных способов деятельности;

3. потребность инициировать интеллектуальную и творческую активность;

4. необходимость стимулировать к созданию новых алгоритмов музыкально-исполнительской и творческой

деятельности.

Проблемы личностно-профессионального развития будущих педагогов-музыкантов, о которых говорилось выше, особенно актуальны в связи с тем, что, по сути, процесс освоения дисциплины «класс музыкального инструмента» сводится к решению технологических проблем обучения, являющихся зачастую

приоритетными, выдвигаемыми на первый план. Однако, развитие музыкальности, артистизма, мотивации, интереса к занятиям на музыкальном инструменте уходит на второй план.

В современном вузе необходимо оптимизировать развитие студента, облегчая тем самым длительный процесс профессионального овладения музыкальным инструментом, адаптировать его к проблемным, а для многих студентов стрессовым ситуациям, связанных с концертными выступлениями, а также всемерно развить и совершенствовать творческий потенциал. Поставленные условия возможно выполнить при активном вовлечении студентов в концертно-исполнительскую практику.

«Интенсивная концертно-исполнительская практика - это фактор развития студента-музыканта, которая, оказывая большое влияние на развитие, определяет его характер и отдельные черты; это вид деятельности, повышающий мотивацию к занятиям, благодаря которому выявляются и развиваются значимые качества личности (волевые, лидерские, музыкально-исполнительские, организаторские и др.). Назначение и роль интенсивной концертно-исполнительской практики заключается в том, чтобы увлечь музыкальным исполнительством, обеспечить карьерный рост будущего учителя музыки, личностную и профессиональную успешность музыканта»[6, 174].

В современной ситуации вузовского педагогического образования творческих профилей выявляется проблема, связанная с неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективному развитию одарённого студента в учебном процессе.

Сущностные характеристики развития студента-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики заключаются в следующем:

1. формирование режима труда и отдыха студента в соответствии с траекторией интенсивных концертных выступлений;

2. ранняя профессионализация студента в сочетании с оптимизацией репетиционного процесса и концертных выступлений;

3. умение преодолевать стрессовое состояние концертных выступлений в процессе сольного исполнения, способность превратить выход на сцену в творческое, радостное, позитивное действо;

4. способность к выстраиванию отношений с педагогами, студентами, концертмейстерами, слушателями и т.д.;

5. формирование важных профессиональных качеств будущего учителя музыки, способствующих умению содержательно интерпретировать музыкальный материал.

«В трудоёмком процессе освоения музыкального инструмента (в частности фортепиано, имеющего особые сложности постановки игрового аппарата, звукоизвлечения, координации, интонирования и др.) грамотно организованная интенсивная концертно-исполнительская практика с учётом индивидуальных, психофизических характеристик студента, является эффективным средством оптимизации (ускорения и качественного улучшения) репетиционного процесса и выработки адаптационных, антистрессовых механизмов в сценических ситуациях. Организация интенсивной концертно-исполнительской практики в рамках учебного процесса вуза - это создание ситуации, приближающей студентов к профессиональной деятельности и помогающей им реализовать свой творческий потенциал, быть конкурентоспособными профессионалами, успешно строить карьеру и совершенствовать своё мастерство в течение жизни»[1, 40].

Таким образом, созидательная природа музыкального искусства предоставляет огромные возможности для творчества будущего педагога-музыканта, который проявляет себя в умении профессионально интерпретировать музыкальные произведения. Глубокое и правдивое истолкование музыкальных произведений тесно связано с мировоззрением, общей культурой, разносторонними знаниями, музыкальными способностями, эмоционально-волевыми качествами и складом мышления, которые составляют внутреннее содержание личности. Эти факторы определяют успешность музыкально-исполнительской деятельности.

Готовность к музыкально-исполнительской деятельности должна стать основным критерием профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенюмов, М.И. Музыкальное произведение и исполнение музыки// Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. об. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - с.25-42. - 203 с.

2. Корыхалова, Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства: Автореф. дис. ... доктора искусствоведения. - М., 1981- 208 с.

3. Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. ст. / Сост. И.А. Котляревский, Д.Г. Терентьев. - Киев: Муз. Украша. -1988. - 128 с.

4. Малышев, И. В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. - М., 1999. - 91 с.

5. Сизова, Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование. 2007. - № 11. - с. 36-38.

6. Телегина, Н. О. Исполнительская готовность как фундамент будущей профессиональной деятельности музыканта: Мир науки, культуры, образования (40) / Горно-Алтайск, 2013. - 465с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.