Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM)'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русский язык как иностранный / иностранные студенты / социальные сети / Instagram / виды речевой деятельности. / Russian as a foreign language / foreign students / social networks / Instagram / types of speech activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Форопонова А. А., Черникова Е. Л.

В данной статье рассматриваются образовательные возможности социальных сетей. Описываются основные характеристики и преимущества социальной сети Instagram как платформы для обучения иностранных граждан русскому языку. Приводятся примеры заданий, которые можно использовать для работы с новым и изученным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS MEANS OF INSREASING THE FOREIGN CITIZENS’ INTEREST IN STUDYING RUSSIAN (ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM)

The article is devoted to the educational potential of social networks. The article deals with the basic characteristics and advantages of the social network Instagram as a platform for teaching Russian as a foreign language. Some tasks that can be used for working with new and studied material are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM)»

УДК 372.881.161.1

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЫКА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM)

© 2021 А. А. Форопонова1, Е. Л. Черникова2

1канд. психол. наук, доцент каф. русского языка для иностранных граждан e-mail: annie0608@yandex.ru

2ассистент каф. русского языка для иностранных граждан e-mail: Katya0792yandex.ru

Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются образовательные возможности социальных сетей. Описываются основные характеристики и преимущества социальной сети Instagram как платформы для обучения иностранных граждан русскому языку. Приводятся примеры заданий, которые можно использовать для работы с новым и изученным материалом.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, иностранные студенты, социальные сети, Instagram, виды речевой деятельности.

SOCIAL NETWORKS AS MEANS OF INSREASING THE FOREIGN CITIZENS' INTEREST IN STUDYING RUSSIAN (ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM)

© 2021 A. A. Foroponova1, Е. L. Chernikova2

1 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Russian Language Department for Foreign Citizens

e-mail: annie0608@yandex.ru 2Assistant of the Russian Language Department for Foreign Citizens e-mail: Katya0792yandex.ru

Kursk State University

The article is devoted to the educational potential of social networks. The article deals with the basic characteristics and advantages of the social network Instagram as a platform for teaching Russian as a foreign language. Some tasks that can be used for working with new and studied material are given.

Keywords: Russian as a foreign language, foreign students, social networks, Instagram, types of speech activity.

В условиях активной информатизации современного общества важную роль в образовательном процессе играют интернет-ресурсы, в том числе социальные сети и мобильные приложения (Facebook, Telegram, Instagram, Wechat, «Одноклассники», «ВКонтакте», WhatsApp, «Мой мир» и др.), которые не только являются эффективным средством общения в режиме онлайн, но и предоставляют широкие возможности

для учебного процесса. Благодаря интернет-платформам обучающиеся могут получить новые знания как в дистанционной форме обучения, что является особенно актуальным для иностранных граждан, желающих изучать русский язык в своей родной стране, так и в форме очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Термин «социальная сеть» впервые употребил американский социолог из Манчестерской школы Джеймс Барнс. В настоящее время данное понятие трактуется как интернет-платформа для общения, знакомств и установления социальных связей между зарегистрированными на ней пользователями со схожими интересами, а также для развлечения и работы [Мельникова, Яковлев 2014].

Согласно данным многочисленных опросов, в том числе известного исследовательского центра Mediascope, среди российской молодежи лидером является социальная сеть «ВКонтакте», затем следует Instagram, третье место занимает Facebook. Половина участников опроса используют социальные сети для общения, около 30% - с целью развлечения и около 16% респондентов - в образовательных целях [Наволочная 2019].

Среди педагогов нет однозначного мнения по поводу успешности применения социальных сетей в учебном процессе, тем не менее все больше преподавателей заявляют об их огромном потенциале. Так, А.Г. Соломатина считает, что социальные сети могут выступать в качестве эффективного инструмента повышения интереса к изучению иностранных языков в университете [Соломатина 2018]. Н.В. Родионова и М.Н. Яранская рассматривают социальные сети, в том числе «ВКонтакте», не только как образовательную платформу, но и как средство коммуникации и способ совместной работы преподавателя со студентами [Родионова, Яранская 2017]. Г.Б. Сайфутдинова и А.С. Мироненко подчеркивают, что социальные сети могут служить площадкой для организации самостоятельной работы студентов [Сайфутдинова, Мироненко 2017].

Опираясь на вышеизложенное, а также на собственный практический опыт, мы пришли к выводу, что социальные сети являются эффективной платформой, расширяющей образовательные границы при обучении русскому языку как иностранному.

На наш взгляд, в ситуации, когда молодые люди ежедневно проводят значительное количество времени в глобальной сети, а обучение с применением мультимедийных технологий кажется им намного интереснее, преподаватель может сделать процесс обучения эффективнее и увлекательнее за счет использования возможностей, которые предоставляют интернет-сообщества. Говоря о такой форме работы, следует отметить, что роль преподавателя меняется: он становится ментором, наставником и другом, перед которым стоит задача повысить интерес и мотивацию студентов к изучению своей дисциплины. В связи с вышесказанным нам видится целесообразным использование социальной сети Instagram в рамках технологии смешанного обучения русскому языку как иностранному.

Социальная сеть Instagram (рус. Инстаграм) появилась в 2010 г. и в настоящее время насчитывает около одного миллиарда зарегистрированных пользователей. Instagram - это современное приложение, используемое для обмена фотографиями, короткими видеозаписями, текстовыми и голосовыми сообщениями, а также для проведения и записи прямых эфиров и видеочатов.

Данная платформа была выбрана нами по следующим причинам.

1. В настоящее время все большую популярность во всем мире среди молодежи приобретает Instagram. Кроме того, иностранные граждане, приезжающие на учебу в Россию, а также изучающие русский язык за рубежом, не так активно используют российские социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др., в то

время как Facebook, являющийся популярным среди иностранцев, менее привлекателен для россиян.

2. Большой потенциал социальной сети Instagram как образовательной площадки при обучении иностранным языкам, в том числе русскому как иностранному.

Данная социальная сеть имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести следующие:

- доступность с любых устройств (смартфон, компьютер, планшет);

- возможность создавать группы по интересам, в том числе образовательные

аккаунты;

- поиск единомышленников, друзей из разных стран и общение с ними

на иностранном языке;

- иллюстративность;

- минимальный объем текста;

- возможность участия в голосованиях, различного рода опросах и викторинах,

публикуемых в «stories»;

- размещение видеороликов;

- обмен текстовыми и голосовыми сообщениями;

- проведение прямых эфиров и видеочатов;

- быстрый поиск интересующего контента посредством использования хештега.

Однако главной отличительной особенностью данной социальной сети является

высокая интерактивность, которая способствует привлечению и поддержанию интереса к общению, в том числе на иностранном языке, что, в свою очередь, можно использовать в образовательном процессе.

Рассмотрим подробнее основные преимущества социальной сети Instagram при обучении иностранных граждан русскому языку.

• Фотопубликации

Как было сказано выше, одним из главных преимуществ данной сети является иллюстративность, которая может быть использована в качестве наглядной семантизации, являющейся одним из основных способов введения новых языковых единиц в иностранной аудитории. Применение иллюстраций способствует успешному усвоению лексического материала, а также делает процесс обучения более интересным, особенно на начальном этапе обучения иностранных граждан русскому языку.

Эффективность использования наглядной семантизации в процессе обучения иностранным языкам объясняется тем, что даже слушатели, не владеющие английским языком как языком международного общения, могут сразу понять правильное значение представленного слова, а также прочно усвоить новую информацию. При этом перед преподавателем стоит задача корректно отобрать иллюстративный материал, чтобы избежать рисков формирования неправильного представления об объекте изучения [Форопонова, Черникова 2020].

Новая лексика может быть представлена как на самом изображении, так и в комментариях к нему. В зависимости от изучаемой темы и сложности информация дублируется на английском языке и сопровождается примерами употребления новых слов в речи. В комментарии под изображением также предполагается использование коротких наводящих вопросов по теме, направленных на активизацию речемыслительной деятельности, повторение ранее изученных слов и грамматических конструкций.

Например, на рисунке 1 изображены времена года, а под изображением дается лексический комментарий с переводом на английский язык. Обучающимся предлагается познакомиться с названием сезонов на русском языке, особенностями

употребления данных слов при ответе на вопрос «когда?», а также повторить ранее изученную конструкцию «Я люблю что?».

Например:

- Какое время года вы любите и почему?

- Я люблю лето, потому что летом жарко.

На рисунке 2 представлена грамматическая конструкция «У меня болит... » и приведены наиболее популярные слова и выражения (с эквивалентами на английском языке), которые употребляются при обсуждении темы «Я болею». В ходе самостоятельной работы с публикацией студенты повторяют и закрепляют изученный ранее на занятии материал, что способствует формированию и развитию у них лексико-грамматических навыков.

Другим примером эффективной отработки нового грамматического материала является публикация «Время. Который час?», включающая изображение и комментарий к нему. Данная тема является достаточно трудной для иностранных студентов не только ввиду использования разных часовых систем, но и из-за употребления количественных и порядковых числительных в разных падежах (рис.3.)

я болею у меня

О

насморк температура аллергия кашель

-7%

О

а ъ

голова f* иЛ

горло живот

у меня болит

зуб

Ш

Як.

рука нога

е\ \Л а % Л в

К 1 ш 1

»QY И

ОМ Gefallt elvira.beast und 20 weiteren Personen rkLksu Сегодня у нас тема Здоровья! Я болею- Гт ¡11 ш У меня насморк - I've got a runny nose -л У меня температура-1 have a temperature Щ У меня аллергия-1 have an allergy л У меня кашель-1 have a cough в У меня болит голова -1 have a headache ч» У меня болит горло -1 have a sore throat 0 У меня болит живот -1 have a stomachache %

Рис. 1. «Времена года по-русски» Рис. 2. «У меня болит.» Рис. 3. «Время. Который час?»

Кроме того, иллюстративный материал облегчает работу учителя при введении различного рода идиоматических конструкций, о значении которых невозможно догадаться самостоятельно (рис. 4, 5). Благодаря правильно подобранному наглядному материалу, доступному толкованию на русском языке и примерам использования в речи, представленным в комментарии, у студентов складывается целостная картина о значении и ситуациях употребления этих выражений.

Рис.4. Идиома «Как снег на голову» Рис. 5. Идиома «Быть на седьмом небе от счастья»

Также на фотоизображениях и в комментариях к ним может быть представлен лингвокультурологический материал, направленный на знакомство иностранных граждан с основными страноведческими реалиями, а также на поддержание интереса иностранных граждан к изучению русского языка (рис. 6). На рисунке представлена общая информация о России: флаг, герб, язык, столица и т.д.

^ rWJau

Kursk StlttUnvtrslty

штщш}

»QV И

Л4 У Gefällt nyutajof und 12 weiteren Personen ridjau Россия или Российская Федерация (РФ}- самое большое государство в мире. Жители:

ft - россиянин fl-россиянка i|-россияне

Официальный язык - русский т Столица- Москва Крупные города- Москва, Санкт-Петербург Продолжи1 Какие еще большие российские города вы знаете? Пишите в комментарии! Самому активному -приятный сюрприз от кафедры русского языка для иностранных граждан » 5 1| Поехали!

Рис. 6. «Символы России»

Необходимо отметить, что подобные публикации также возможно использовать при обучении иностранных граждан письму. Так, студенты могут выбрать одну из картинок, размещенных на странице, описать ее в пяти-семи предложениях и опубликовать получившийся рассказ в «stories» у себя на странице, отметив при этом хэштегом преподавателя, который может поделиться наиболее интересным рассказом в «stories» образовательного аккаунта; написать рассказ, используя в качестве информационной и языковой опоры текст-образец на странице, описать свой день, рассказать о своем городе, своей стране или лучшем друге, опубликовав фото и рассказ на своей странице.

Публикации могут содержать не только фотоизображение, но и небольшие тексты, составленные преподавателем с учетом уровня владения языком и ранее изученной лексики. В этом случае перед преподавателем стоит задача обучить иностранных граждан основным видам чтения: просмотровое, поисковое, аналитическое, ознакомительное [Соловова 2005]. Обучение чтению является одним из наиболее популярных видов работы на начальном этапе и направлено прежде всего на проверку понимания главной идеи текста, его содержания и нахождения определенных фактов.

• «Stories»

Одной из характерных особенностей социальной сети Instagram являются «stories», или «истории». «Stories» - это публикация коротких видео продолжительностью не более 15 секунд или фотографий, которые остаются доступными подписчикам в течение 24 часов. В данном режиме можно задавать вопросы, проводить тестирования в закрытом или открытом формате, а также различного рода опросы. Необходимо отметить, что подписчики также имеют возможность комментировать такие публикации, отправляя личные сообщения владельцу аккаунта. Следовательно, функция «stories» обладает большим образовательным потенциалом и может быть активно использована преподавателем на уроках русского языка как иностранного, в том числе в рамках текущего контроля. Достаточно эффективными в данном режиме работы являются коммуникативные

упражнения, направленные на формирование и развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование и говорение.

В качестве одного из вариантов отработки навыков аудирования студентам необходимо прослушать короткий видеофрагмент, взятый из фильма, репортажа, песни, или сообщение преподавателя. После этого обучающиеся должны выполнить задания (например, согласиться или не согласиться с услышанным; ответить на вопрос; выбрать определенное слово из предложенных вариантов, опубликованных также в последующем «stories», и вставить его в заданное предложение и т.д.).

Для практики устной речи иностранные граждане могут самостоятельно записывать короткие видео на разные темы («Моя семья», «Мой город», «Мой друг», «Мой выходной» и т.д.), описывать одну из предложенных преподавателем картинок или же рассказывать на русском языке о каком-то событии из их жизни или новом месте, которое они посетили. Подписчики, в свою очередь, могут выбрать лучшее видео посредством голосования. Победитель получает отметку «отлично» за выполнение задания.

Наряду с развитием вышеуказанных видов речевой деятельности необходимо отметить эффективность использования «stories» в процессе отработки грамматического материала. После изучения на занятии новой темы по грамматике преподаватель может провести онлайн-викторину с вопросами или тестирование. При выполнении данного задания студент выбирает один из предложенных вариантов ответа и сразу видит, верно он ответил или неверно. Преподаватель, в свою очередь, анализирует количество правильно решенных заданий и, в зависимости от результатов, дает грамматический комментарий в «stories» и приводит дополнительные примеры для лучшего усвоения материала. При необходимости он может повторно объяснять на следующем уроке ранее изученное грамматическое правило или перейти к следующему.

• Прямой эфир

Преподаватель и студенты могут участвовать в совместных прямых эфирах, обсуждая любые темы на русском языке. Кроме того, студенты в онлайн-режиме могут задавать вопросы, а преподаватель может объяснять материал, который был недостаточно понят или представляет особую трудность для обучающихся.

Таким образом, социальная сеть Instagram, которая первоначально была создана для общения и развлечения, может использоваться в образовательных целях, а именно: при введении, закреплении и отработке лексического и грамматического материала, обучении чтению, письму и говорению посредством использования фотопубликаций, заданий, видео в режиме «stories» и прямых эфиров, что способствует развитию речевых и лексико-грамматических навыков, а также повышению интереса и мотивации иностранных граждан к изучению русского языка.

Библиографический список

Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2014. № 1. С. 254-257.

Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 2. С. 267-272.

Родионова Н.В., Яранская М.Н. Потенциальные возможности использования социальных сетей в качестве образовательного ресурса : сб. мат-лов Всерос. студ. науч.-практ. конф. «Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования». Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 66-69.

Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-189.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соломатина А.Г.Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов // ПНиО. 2018. №2 (32). С. 230-235.

Форопонова А.А., Черникова Е.Л. Особенности проведения текущего и промежуточного контроля на занятиях по страноведению России на подготовительном отделении // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №2 (54). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3639/ (дата обращения: 13.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.