Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ РКИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INSTAGRAM / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / INTERNET / SOCIAL NETWORK / DISTANCE LEARNING / E-LEANING / SMART EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивкина Марина Игоревна

Представлена методика использования социальной сети Instagram в обучении русскому языку как иностранному. Описан ряд функциональных возможностей данной социальной сети, которые позволяют размещать образовательный материал в психологически комфортной среде, стимулируют учащихся-подписчиков развивать коммуникативные и речевые навыки пройденного ранее материала. Установлено, что Instagram предоставляет уникальную возможность для виртуальной языковой коммуникации с носителями языка или отработки грамматического и лексического материала с преподавателем.The methodology of using the social network Instagram in teaching Russian as a foreign language is presented. A number of functionalities of this social network are described, which allow you to place educational material in a psychologically comfortable environment, stimulate student subscribers to develop communication and speech skills of the material previously covered. It has been established that Instagram provides a unique opportunity for virtual language communication with native speakers or for working out grammar and lexical material with a teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Р01: 10.25586ЖМи.НЕТ.19.11.Р.30 УДК 372.881.1

М.И. Ивкина,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Функциональность социальной сети Т^адгат при обучении иностранному языку

Институт русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дистанционное обучение посредством сети Интернет становится все более популярным. Оно позволяет пользователям самостоятельно выбирать темы, преподавателей, образовательные учреждения. Каждый может в удобное для себя время пройти интересующий его курс обучения.

Многие образовательные учреждения и преподаватели видят необходимость в создании своего курса в Интернете на основе образовательных платформ Moodle, Coursera, «Универсари-ум», «Лекториум» и других. В ка-

честве площадок для открытых онлайн-курсов выступают также сайты университетов, сервисы вебинаров, социальные сети. На привлекательность социальных сетей для большой аудитории влияет то, что практически каждый пользователь имеет страницу хотя бы в одной из них. Использование социальных сетей в обучении обеспечивает психологически комфортную среду для освоения образовательного материала дистанционных курсов.

Предметом нашего исследования стала образовательная функ-

циональность социальной сети Instagram. Это приложение доступно почти по всему миру, ежемесячно им пользуется в среднем 1 миллиард человек, из них 59% - моложе 30 лет. Применение Instagram в преподавании русского языка как иностранного дает массу возможностей для обучающихся из других стран, позволяя:

• знакомиться с русскоязычными пользователями, если они находятся вне страны изучения языка;

• осваивать русский язык посредством просмотра публикаций и других материалов в интернет-пространстве;

• погружаться в русскую культурную среду.

Приложение Instagram принадлежит компании Facebook Inc., занимающейся разработкой таких социальных площадок, как Facebook, Facebook Messenger, WhatsApp. Его создал в 2010 году фотограф-любитель Кевин Систром, который хотел совместить функциональность социальных сетей и возможности фоторедактора. Приложение было изначально направлено исключительно на реализацию своей визуальной составляющей. Сейчас она сохранилась, но ее востребованность в разных странах различается. Так, на территории России визуальная составляющая Instagram имеет то же значение, что и текстовая. Это означает, что русскоязычные пользователи стремятся прокомментировать любой фото- или видеоматериал.

© Ивкина М.И., 2019

УЧИМ РУСС1 ОМ II II Щ

МАРИНА ИГОРЕВНА ИВКИНА

соискатель Московского педагогического государственного университета, преподаватель Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: дистанционное изучение русского языка как иностранного. Автор 4 опубликованных научных работ. Электронная почта: marina_poy@mail.ru

Представлена методика использования социальной сети Instagram в обучении русскому языку как иностранному. Описан ряд функциональных возможностей данной социальной сети, которые позволяют размещать образовательный материал в психологически комфортной среде, стимулируют учащихся-подписчиков развивать коммуникативные и речевые навыки пройденного ранее материала. Установлено, что Instagram предоставляет уникальную возможность для виртуальной языковой коммуникации с носителями языка или отработки грамматического и лексического материала с преподавателем.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, электронная образовательная среда в обучении РКИ, Интернет, социальная сеть, дистанционное обучение, Instagram.

The methodology of using the social network Instagram in teaching Russian as a foreign language is presented. A number of functionalities of this social network are described, which allow you to place educational material in a psychologically comfortable environment, stimulate student subscribers to develop communication and speech skills of the material previously covered. It has been established that Instagram provides a unique opportunity for virtual language communication with native speakers or for working out grammar and lexical material with a teacher.

Key words: Russian as a foreign language, Internet, social network, distance learning, e-leaning, Smart Education, distance learning, Instagram.

При разработке образовательного аккаунта в Instagram следует учитывать специфику аудитории. Так как приложение распространено в большинстве стран мира, преподаватель - основатель аккаунта и автор публикаций - должен внимательно отнестись к составу подписчиков, их предпочтениям, культурным особенностям и, конечно, образовательному уровню. Так, в созданном нами в 2015 году аккаунте @га_1а^_с1иЬ, специализирующемся на русском языке как иностранном, из 8850 подписчиков преобладают учащиеся из США, Турции, Мексики и Бразилии. Это свидетельствует о большом интересе к русскому языку, но добавляет сложности преподавателю, которому необходимо объединять такую разноплановую аудиторию. Тем не менее количество подписчиков аккаунта увеличивается с каждым годом, что только оправдывает применение Instagram в преподавании русского языка как иностранного.

Рассмотрим разные варианты использования функций социальной сети Instagram при объяснении грамматического и лексического материала, а также при повторении и усвоении пройденного, в речевой и письменной практике учащихся-подписчиков.

Instagram-публикация на тему существительных, которые употребляются только в форме единственного или множественного числа (в аккаунте @ги_1апд_с1иЬ)

он

consonant -й •ь

Sinyulai

ОНА

ОНО

iuj.tr

нууй

сл

-А -Я -Ь

Россия

аптека MoctSa

-О -Е

море

Plural

площадь

consonant + -Ы -ЙЛЬЛЯ change to -И

(but after К, Г, X. Ж, Ш. Ч. Щ + -И)

-О change to-А -Е change to -Я

щ

luUngdub ■ Подпк««

»toe»« »'♦»^üvp о" '-ли

Çvi^mjr

fo*

•rlí.ftOftrtitííK«» №• fwit Си* Л frmmjf(yitt<*v V/hJti .p-pcTint* Í I fcsM* «I Идеал

C)

0И ЧУЗ «OAMWL Й OÍ b

ОНА «od ■ Л -Я «r ■ ь

0«0 »M **h *0 *E

pl^il t<yw t«n»ft»4 * -Ы •ЙЛЬЛЯ to -И

Cbyt rf IЫ<* < f, x ж ш. ч

Щ you И)

to A -I to *Я

I*<x<SJ * Necírfutív* ««ve м Vítjtít

отгл* th* quntc* WMO> WHAT Г Это (lui О* стул»«7 C*wl */«т •

♦ Q

Шотюте«

à

eru.iaog.ciub

..C* J I .1 »iflv^t-1

Объяснение грамматического материала «Род существительных в русском языке» на примере схемы в публикации ¡п^адгат (в аккаунте @ги_1апд_с1иЬ)

Instagram является мобильным приложением для смартфонов и планшетов с разными операционными системами. Им можно пользоваться и с компьютерного браузера, но уже с определенными ограничениями - доступны только комментирование и просмотр публикаций, коротких историй и прямых эфиров без возможности размещения публикации. Мобильное приложение можно активно использовать в течение всего дня. Еще один положительный фактор -доступность публикаций для других популярных социальных сетей. Так как Instagram принадлежит Facebook Inc., между приложениями данной компании можно делиться публикациями с другими участниками интернет-пространства. В качестве альтернативного варианта - возможность делиться материалами с социальными площадками Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники» и другими. Это увеличивает количество учащихся, интересующихся русским языком, обеспечивает им общую комфортную среду.

Другой важный фактор - визуальная информативность социальной сети Instagram. Публикации возможны в форме фото- или видеоматериала с комментарием. Существует возможность наложить текст на фотографию или субтитры в видео, но при публикации таких материалов приложение уведомляет пользователя, что данный материал будет пользоваться меньшей популярностью. Возможно, это связано с тем, что администраторы Instagram отслеживают контент и заботятся о сохранении изначальной идеи основателей - создать приложение с акцентированным визуальным компонентом. Визуальная информативность задействует образную память учащихся, что может стать дополнением к основным аудиторным занятиям.

Исходя из этих характеристик, предложим следующие варианты использования образовательного

потенциала приложения 1ш1а§гаш при обучении русскому языку иностранной аудитории.

1. Публикация грамматического и лексического материала. Данный вариант позволяет преподавателю изложить грамматику в виде схемы (как альтернатива грамматическим таблицам) и увеличить объем предлагаемого лексического материала посредством создания коллажа из картинок. В одной публикации предусмотрена возможность поместить до 10 фотографий или видео длительностью до 1 минуты. В последний вариант можно включить фонетические упражнения (прослушать и повторить за преподавателем) и аудирование (прослушать текст и выполнить задание к нему).

Каждую публикацию может прокомментировать как ее автор, так и подписчик-учащийся. Как в любой социальной сети, вместо комментария можно ограничиться оценкой «мне нравится» или проигнорировать публикацию (в Instagram есть возможность ставить только положительную оценку). Существует вариант сохранения публикации, чтобы в будущем быстрее найти интересующий материал. Также публикацией можно поделиться с дру-

зьями в Instagram или других социальных сетях.

Для автора публикации предусмотрена дополнительная функция - посмотреть на статистику публикации, а значит, оценить интерес аудитории к опубликованному материалу. В статистике учитываются все действия подписчиков (оценка, комментарии, сохранения и отправка), а также посещение после публикации главной страницы аккаунта и количество просмотров со стороны как подписчиков, так и других пользователей. С помощью этой функции можно отслеживать заинтересованность и потребности учащихся.

В публикациях можно просить учащихся выполнять практические задания только с помощью комментирования. Например, при освоении темы «Род существительных в русском языке» было предложено написать, что для подписчика означает «зима», и определить род существительного, которое он написал.

2. Публикация историй (Stories, также сторис). Истории представляют собой 15-секундные видео, которые хранятся в течение 24 часов. Они служат отличным вариантом для проверки освоенного ма-

Изучение окончаний прилагательных в родительном падеже в ¡п^адгат-публикации (по хештегу #г1с_гизз1аппоип)

териала посредством выполнения различных коротких заданий, например:

• тестовых заданий (в сторис есть функция «опроса», где подписчик может выбрать один из двух вариантов ответа);

• в форме открытого ответа (истории содержат функцию «задать вопрос», когда подписчик может написать свой комментарий в специальном окошке на фото- или видеоматериале, который увидит только автор публикации);

• посредством комментария (комментарий будет виден только в личных сообщениях создателя ак-каунта).

Последний вариант задания может включать в себя прослушивание аудиотекста и выполнение задания по нему. Также можно устроить небольшой квест из различных заданий, который будет охватывать одну грамматическую тему или ориентироваться на повторение пройденного лексического материала.

Тестовые задания в историях можно выполнить лишь один раз, так как после выполнения учащийся сразу увидит количество выбранных другими пользователями вариантов в процентах. Все задания выполняются анонимно, только преподаватель может видеть, кто и как выполнил задание.

После проведения любого задания в историях преподаватель может проверить качество его выполнения (следить за успеваемостью студентов подписчиков), а также через 24 часа провести работу над ошибками и объяснить посредством тех же историй, в чем заключается ошибка студента и как ее избежать.

В случае высокого спроса на задания в историях можно создать «актуальные истории» на главной странице аккаунта (профиль). Это будут те же опубликованные ранее короткие истории, только уже не ограниченные по времени просмотра. Они навсегда останутся в аккаунте, и любой но-

вый учащийся сможет выполнить предусмотренные ими задания. Однако сделать его повторно будет нельзя, хотя вполне возможно, что разработчики устранят этот недочет.

3. Прямой эфир. Эта функция похожа на вебинары или небольшие видеоконференции. В прямом эфире могут выступать до двух ведущих из разных аккаунтов в любое удобное время. Предупредить о проведении эфира можно в публикации

или в историях, где доступна также функция таймера, который предупредит о начале вещания. Во время эфира ведущий может вести беседу с подписчиками (своими и посторонними), но только подписчики могут отвечать на эфир текстовыми комментариями. Также ему разрешено пригласить в эфир одного из слушателей в качестве второго ведущего.

Ведущий может сохранить видео эфира на 24 часа в аккаунте или

JO общедоступны* публикаций

Топ образовательных публикаций по хештегу #rlc_russiannoun

перенести его в другие видеоприложения (YouTube), где подписчик сможет познакомиться с ним в любое удобное для себя время.

Прямой эфир целесообразно проводить при ознакомлении с новой учебной темой или для устных ответов на вопросы учащихся в форме комментариев.

4.Личные сообщения и закрытые чаты (Direct). Эта функция позволяет использовать обычные текстовые или аудиосообщения в личной переписке с подписчиками-учащимися. Создатель аккаун-та может получать такие сообщения после публикации историй, для этого на основной страни-

це аккаунта (в профиле) присутствует кнопка «написать сообщение». Сообщения видят только участники переписки. В них также предусмотрена возможность делиться ссылками на внешние ресурсы.

В личных сообщениях можно устроить небольшой чат для большой аудитории (до 32 участников) по определенной теме или для практики разговорной и письменной речи.

По нашему мнению, недостаток личных сообщений в Instagram заключается в невозможности выбрать определенное сообщение для ответа, тогда как в специаль-

ных приложениях-мессенджерах -WhatsApp, Facebook Messenger, Telegram - такая функция предусмотрена.

5.Instagram TV(IGTV). Одна из новейших функций Instagram -публикация длинных видео (до 60 минут). Эта функция по своим возможностям - длительность видео, открытие собственного канала, постоянный просмотр понравившихся видеосюжетов, их комментирование и оценивание - похожа на приложение YouTube.

Изначально IGTV выступало как самостоятельное мобильное приложение, но если у пользователя был аккаунт в Instagram, то он мог объединить два приложения в одном.

При обучении русскому языку как иностранному активное использование этой функции позволяет загружать видео с объяснением грамматического материала, показывать варианты использования лексики в диалогах или знакомить пользователей со страноведческим материалом.

6. Хештеги, или ключевые слова. Данная функция помогает в поиске интересующей учащихся информации, поэтому мы советуем использовать ее при каждой публикации, а также в историях, IGTV, прямых эфирах и личных сообщениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в созданном нами аккаунте @ru_lang_club существует хештег #rlc_russiannoun, по которому подписчики могут найти материал по теме «Существительные в русском языке». Далее через этот хештег можно выйти к практическим заданиям и выполнить их. В коротких историях, IGTV, прямых эфирах и личных сообщениях автор может отправлять учащихся по хештегу на определенную публикацию.

Таким образом, хештеги помогают учащимся быстро находить нужную информацию, а преподавателю - направлять их на полезный

Дистанционное обучение в социальных сетях охватывает все области знания

опубликованный ранее материал. Хештеги являются основным инструментом поиска информации по ключевым словам в социальных сетях.

Таким образом, функции социальной сети Instagram позволяют погружать иностранных учащихся в языковую среду, осуществлять образовательные программы, спо-

собствовать освоению грамматического и лексического материала, ранее полученного в аудитории или отработанного в приложении. Учащиеся могут осуществлять общение с носителями языка по переписке в приложении, максимально развивать навыки чтения, письма, аудирования и говорения. Преподаватель имеет возможность

публиковать разнообразный материал, размещать собственные учебные материалы в мобильном приложении Instagram и создавать комфортную языковую среду, чтобы объединять в ней любителей русского языка. Все вместе это обеспечивает эффективное обучение русскому языку как иностранному.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Использование социальных сетей в обучении студентов // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 174-178.

2. Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков: коллективная монография / под общей ред. Т.М. Балыхиной. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2016. 356 с.

3. Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Архангельская А.Л., Шоркина Е.Н. Инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003.

ЫТЕ1*АТ^А

1. GoryachevM.D., GoryachevM.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko КК !БроГ1оуап1е БоааГпух Бе1е] V оЬисИепп Б^егЛоу // УеБ^к БатагБкодо доБиСагБ^епподо итуегБ^а. 2015. № 7 (129). Б. 174-178.

2. ^егаШуп/е те^Су* ргероСауап1уа гиББкодо I ¡поБиапп/х уаЕу'коу: коИек^упауа топод^уа / роС оЬБИИе] геС. Т.М. Ба1у*х1по]. М.: !еС-уо 1^оББ]Бкодо итуегБ^а СгиЕИЬу* пагоСоу, 2016. 356 б.

3. Rudenko-Morgun О.1., Dunaeva 1.А., АгхапдвГзкауа А.Ц Shorkina E.N. !ппоуас1оппу,е 1ехпо1од11 V оЬисИепп гиББкоти уаЕу'ки как ¡поБ^аппоти. М.: !еС-уо 1^оББ]Бкодо итуегБ^а СгиЕИЬу* пагоСоу, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.