7. Knight J. Institutions and social conflict // Cambridge, 1992. Р. 45.
8. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело. 2004. С. 246 - 252.
9. Бауман З. Индивидуализированное общество / Центр исследований постиндустриал. общества, журн. «Свободная мысль»: пер. с англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elav@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
CONFLICT POTENTIAL OF POLITICAL PARTICIPATION: DEVELOPMENT FACTORS
A. А. Lavrikova
In the article it pays attention to the organizational, social -psychological and personal development factors of conflict potential of political participation. Proposed multifactorial approach to research of the problem of the conflict character of citizens involvement into the political process comprises the macro- and microlevels.
Key words: рoliticalparticipation, conflict potential, political system
Lavrikova Anastasiya Alexandrovna, candidate of political science, docent, elav@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 328.184 (470)
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
ГРАЖДАНСКОГО общества и органов власти
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С.В. Муращенков
Рассматривается специфика построения процесса политической коммуникации в интернет-пространстве с использованием ресурсов социальных сетей. Особое внимание уделено проблеме взаимодействия гражданского общества и органов власти посредством создания интернет-площадок для обсуждения социально-экономических проблем и лоббирования гражданских и корпоративных интересов.
Ключевые слова: гражданское общество, компьютерная сеть, социальная сеть, политический PR, информационный лоббизм, представительство интересов.
В современном мире социальные сети стали важным каналом коммуникации гражданского общества и органов власти. Активизация такого взаимодействия стала возможной благодаря расширению количества и функ-
35
циональности интернет-ресурсов, а также интенсификации информационной политики государства в области оптимизации работы с населением и практики политического вовлечения граждан в деятельность органов власти.
Сегодня исследование социальных сетей является важным в контексте построения эффективной политической коммуникации в системе «власть -общество», что обусловлено, прежде всего, следующими факторами:
- во-первых, современное общество находится в стадии информационного развития; стало возможным применение интернет-технологий в политической сфере; происходит расширение информационного обмена и диалога между гражданским обществом и политическими институтами;
- во-вторых, ускорение темпов политической жизни, углубление социально-политических проблем требует адекватного реагирования и непременного отклика со стороны граждан и государства, что в полной мере предоставляет виртуальное пространство как для одной, так и другой стороны;
- в-третьих, развитие таких форм политической коммуникации, как «электронное правительство», сайты органов государственной власти и администраций муниципальных образований, интернет-площадок для обсуждения социально-политических проблем и, наконец, социальные сети, создают предпосылки для переноса реальной политики (оффлайн) в виртуальную область (онлайн); развития форм гражданской и групповой сплоченности в интернет-пространстве;
- в-четвертых, стимулирование политической активности граждан «сверху» со стороны государства активизирует потенциал политической коммуникации «снизу» через виртуальные сообщества. При этом группы в структурах социальных сетей являются ярким примером создания гражданского общества «снизу», поскольку инициируются гражданами, действуют в неполитической сфере и не подконтрольны государству.
При этом политической коммуникации в сети Интернет свойственны такие черты, как:
- прямое общение в виртуальном пространстве (т.е. в большинстве случаев это общение неформальное);
- неотсроченнсть обратной связи (т.е. возможность получить запрашиваемую информацию немедленно);
- безбарьерность (т.е. возможность общения с представителями органов власти напрямую, отсутствие бюрократических преград на пути следования информации);
- перенос коммуникативной функции в область конструирования и продвижения имиджа отдельного человека, политика или института.
Основываясь на методологии ряда ученых, необходимость изучения специфики пространства коммуникации власти, и общества в условиях политической модернизации, связанно с появлением новых полей коммуникации. Среди них:
- во-первых, сетевые сообщества (или «групповое поле»): они представлены в сети интернет-сайтами (страничками) официальных федеральных и региональных общественных организаций; политических партий, сторонников того или иного политического лидера. В этом направлении наибольшей популярностью пользуются социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» и др.;
- во-вторых, индивидуальные сайты, странички, блоги политических и общественных лидеров (или «индивидуально-личностное поле»): они представлены в сети Интернет персональными сайтами (страничками) граждан, отдельных политиков. В этом контексте стоит отметить популярность сервисов «Livejoumal» и «Twitter» и др.;
- в-третьих, сайты органов власти (или «институциональное поле»): они представлены в сети Интернет целыми порталами органов власти как федерального, так и регионального и местного уровней. Например, krem-lin.ru, government.ru и др.
Перенос социально-политических отношений в информационное пространство сформировал основные элементы политической коммуникации: в качестве акторов выступают пользователи (интернет-сообщество), органы власти («электронное государство»), среди каналов - социальные сети, площадки для обсуждения социально-политических проблем (блоги, форумы и др.). При этом социальную сеть можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны, как канал политической коммуникации, через который происходит обмен информацией между гражданами, социальными группами и органами государственной и политической власти; с другой -социальная Интернет сеть сама представляет собой некое сообщество со своими ценностями, особенностями общения, элементами изменения социального статуса и др.
В связи с этим социальную сеть следует рассматривать в широком и узком смыслах. В расширенном толковании социальную сеть можно определить как виртуальную социальную структуру, состоящую из узлов - акка-унтов отдельных граждан, групп людей, какого-либо института гражданского общества, политической партии, коммерческой или общественной организации, политического лидера, институтов государства и др. В узком смысле социальная сеть представляет собой интернет-сайт, являющийся площадкой для социального взаимодействия между гражданами и их группами, общественными, коммерческими и политическими структурами, где коммуникацию между этими элементами обеспечивает программная составляющая сайта.
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) наиболее популярной социальной сетью в 2016 году по -прежнему остается «ВКонтакте». Ее выбирает около 52 % пользователей сети Интернет, причем в подавляющем большинстве это граждане в возрасте от 18 до 30 лет; люди старшего возраста проявляют к этой сети меньший интерес. Второй по популярности социальной сетью среди российских
интернет-пользователей является ресурс «Одноклассники». Если в 2012 г. этой социальной сетью пользовался 61 % респондентов, то сегодня - 42 %. В то же время такая социальная сеть, как «Мессенджер Whatsapp» (18 %) пользуется большей популярностью у пользователей по сравнению с «^асеЬоок» (13 %) и «Instagram» (12 %).
Следует отметить, что с политологической точки зрения такой инструмент политической коммуникации как социальная сеть в настоящее время недостаточно исследован. Однако потенциал использования социальных сетей в политической практике весьма значителен и его реализация проявляется уже в настоящее время в повседневной политической деятельности, функционировании всех политических институтов. Так, например, органы власти рассматривают социальные сети как канал коммуникации с гражданским обществом, который позволяет своевременно отчитаться о проделанной работе, сформировать актуальную повестку дня. Однако функциональное предназначение социальных сетей с точки зрения использования в рамках политической коммуникации двойственен: с одной стороны, социальные сети выполняют одну из важнейших для социума функций - коммуникативную; с другой стороны используются отдельными политиками, политическими партиями для создания и продвижения своего имиджа посредством осуществления PR-деятельности в сети Интернет.
Современные ученые для определения такой формы политического взаимодействия часто используют понятие «электронная демократия», полагая, что некоторые демократические формы участия граждан в политике могут быть перемещены в информационную среду (например, политическое общение, запись на прием к чиновнику, виртуальное обсуждение законопроектов, оформление резолюций, подпись петиций, в ближайшем будущем возможность участвовать в голосовании и референдуме становится возможным онлайн и др.).
Следует признать, что развитие системы «электронного правительства», в которой каждый политический институт использует ресурс социальных сетей в качестве поддержания обратной связи с представителями и организациями гражданского общества, консолидирует широкую аудиторию на решении определенных проблем. В то же время практически каждый политический деятель, политическая партия имеют аккаунт в социальный сетях, выкладывают имиджевую, политическую, агитационную информацию; поддерживают отношения с потенциальным электоратом. Самыми популярными с точки зрения создания «политических аккаунтов» являются социальные сети: «Твиттер», «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники» и др. Таким образом, практически любой гражданин, организация (сообщество) граждан посредством социальных сетей может вступить в диалог с представителями органов власти, довести до их сведения необходимую информацию (жалобу, просьбу и др.).
Работа с социальными сетями и ведение своего аккаунта («странички на сайте») является важным направлением политической, в том числе пред-
выборной, работы политика или политической партии. Не многие политики лично ведут свой аккаунт. Например, премьер-министр РФ Д.А. Медведев часто позиционирует себя в качестве опытного интернет-пользователя и регулярно следит за своим блогом на сайте kremlin.ru, имеет странички в большинстве социальных сетей - «ВКонтакте», «Твиттер», «Фейсбук» и др. Однако чаще всего данная обязанность ложится на помощника или заместителя руководителя; в политических институтах такую обязанность выполняют работники РЯ-отделов, пресс-служб и др. Таким образом, зачастую граждане общаются не с политиком лично, а с его представителем.
Развитие политической коммуникации в сети Интернет поспособствовало перенесению института представительства интересов в область виртуального пространства, в связи с чем активизировалось лоббистское влияние заинтересованных субъектов на представителей органов власти. Для обозначения такого влияния часто используется категория «информационный лоббизм» - деятельность по продвижению интересов гражданского общества с использованием компьютерных сетей и методов информационных воздействия на органы законодательной и исполнительной власти государства, которая реализуется по трем основным направлениям:
- во-первых, сбор и обработка информации (например, о состоянии политической и административной среды, законопроекте, сопровождающей документации и др.), обладание которой является сегодня ценным политико-коммуникативным ресурсом;
- во-вторых, косвенное информационное воздействие путем организации информационных кампаний в сети Интернет;
- в-третьих, прямое информационное давление путем личного опосредованного общения с чиновником, принимающим политические решения, через компьютерную сеть.
Следует заключить, что организованные гражданские группы и коллективы, как правило, осуществляют свою деятельность под контролем органов власти, что определяет узость их позиций, направленность на проводимую государственную политику. Именно поэтому институты гражданского общества (некоммерческие организации, общественные структуры и др.) слаборазвиты и малоэффективны, не являются полноправным участником социально-политических процессов.
В то же время консолидация граждан для решения конкретных общественных проблем влечет за собой создание неформальных объединений, которые активно продвигают свои инициативы, мобилизуют различные ресурсы, взаимодействуют с властными структурами. Потребность гражданских групп в преодолении насущных вопросов местного значения является формой развития гражданских институтов снизу. Однако отсутствие действенных политико-правовых и социокультурных механизмов со стороны государства не всегда ведет к эффективному решению социально-экономических проблем, требует значительных временных затрат, поиска
авторитетных лиц, которые способны пролоббировать принятие управленческих решений.
Использование практики информационного представительства интересов гражданского общества существенно видоизменяет политическую коммуникацию, методы влияния на органы государственной власти. Информационное представительство, в том числе через социальные платформы в сети Интернет, постепенно становится эффективным каналом продвижения гражданских инициатив, групповых интересов, что детерминирует появление новых информационных технологий, используемых в системе «власть-общество», а использование передовых достижений компьютерной коммуникации в политической сфере рассматривается как фактор становл е-ния электронной демократии.
Список литературы
1. ВЦИОМ: поведение россиян в Интернете и их предпочтения в Сети // Режим доступа: http://mresearcher.com/2016/04/vciom-povedenie-rossiyan-v-internete-i-ih-predpochteniya-v-seti.html (дата обращения: 14.11.2016).
2. Киняшева Ю.Б., Муращенков С.В. Информационный лоббизм в системе представительства интересов гражданского общества в органах государственной власти// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. С. 108 - 115.
3. Павленко В.В. Роль социальных сетей в социальных и политических технологиях // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (Дюссельдорф-Саратов, 2013 г.). Электронный вариант. Режим доступа: http://hsjournal.org/wp-content/uploads/2012/11/pavlenko.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
Муращенков Сергей Викторович, канд. полит. наук, доц., MSV231284MSV@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
SOCIAL MEDIA AS A TOOL OF EFFECTIVE POLITICAL COMMUNICATION OF CIVIL SOCIETY AND PUBLIC AUTHORITIES IN MODERN RUSSIA
S.V. Murashchenkov
The article deals with the peculiarities of the process of political communication in the Internet space, using social networking resource. Particular attention is paid to the interaction between civil society and government through the creation of Internet sites for the discussion of social and economic problems and lobbying of civil and corporate interests.
Key words: civil society, computer network, social networking, political PR, lobbying information, representation of interests.
Murashchenkov Sergey Viktorovich, candidate of political science, docent, MSV231284MSV@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University