ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 32
КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Ю.Б. Киняшева, С.В. Муращенков
Анализируется специфика протестной активности граждан в современной России, заключающаяся в проявлении коллективных гражданских действий, направленных на разрешение социально-политических противоречий. Определено, что гражданские протесты являются проявлением открытой стадии конфликта в системе «власть - общество». Рассмотрена специфика гражданского протеста на местном и региональном уровнях, затрагивающего вопросы организации строительства и благоустройства территорий.
Ключевые слова: протест, гражданин, гражданское неповиновение, гражданская активность, социальная напряженность, конфликт в органах власти, институционализация гражданского протеста.
Современное состояние российского общества свидетельствует о существовании многообразия нерешенных социально-экономических и политических проблем, проявляемых как в управлении государством, так и в функционирования основных инфраструктур (ЖКХ, сельского хозяйства, систем образования, науки, здравоохранения, культуры, транспорта и др.). Подобная ситуация порождает рост социальной напряженности в обществе, вызывает агрессию, массовое недовольство, что требует применения конкретных мер со стороны органов власти. Однако неспособность властных структур системно проводить реформирование в стране, а также отсутствие стремления навести порядок во всех общественных сферах усугубляют положение дел, стимулируя рост социальной напряженности.
Социальная напряженность представляет собой состояние социальных отношений, основанное на неудовлетворенности потребностей их участников и способное вызвать рост нестабильности социальной системы [5, с. 101]. В этих условиях, когда появляется рассогласованность между повышенными социальными ожиданиями граждан и реальными возмож-
ностями их реализации, происходит актуализация и интенсификация социальных действий. Социальные действия в зависимости от мотивации граждан и выбора средств достижения цели могут приобретать разные формы, такие, как коллективные и индивидуальные обращения в органы власти, обращения в СМИ, собрания инициативных групп, судебные разбирательства, акции протестов, митинги, забастовки, пикеты, демонстрации и другие. По мере накопления противоречий, утраты доверия к властным структурам конструктивные формы участия граждан трансформируются в протестные, детерминируя социально-политические конфликты.
При этом наибольшая активность российских граждан наблюдается в ходе защиты нарушенных конституционных прав и устранения социально значимых проблем (например, точечная застройка городских территорий, рост цен на продукты питания или услуги ЖКХ, низкое качество оказываемых медицинских услуг, сокращение трудовых мест, невыплата заработной платы и др.). Консолидация таких групп населения зачастую выливается в стихийные акции, которые малорезультативны. Однако при участии профессиональных активистов или оппозиционных сил, которым выгодно приподняться за счет массового недовольства, протесты могут создать серьезную угрозу устойчивости действующей власти. В связи с этим в ходе урегулирования гражданских акций властные структуры избирательны в выборе средств и, руководствуясь политическими мотивами, выходят за пределы правового поля (например, силовой разгон протестующих).
Кроме того, в большинстве случаев первоначально возникающие гражданские движения в современной России носят социально ориентированный характер, предполагающий восстановление прав и свобод граждан, сопротивление ущемлению социокультурных интересов. В то же время вовлеченность политических субъектов, их профессионализация, ориентированность на изменения в системе политического управления, взаимодействие с представителями власти придают простой форме гражданского участия политический и протестный оттенок. Протестное движение становится массовым, организованным, проявляется во всех регионах государства. В этом случае можно говорить о наличии гражданского протеста, который рассматривается как «совокупность общественных выступлений, движущей силой которых является неудовлетворенность индивидов характером сложившихся государственно-общественных отношений, недоверие к власти и несогласие с проводимой государственными органами политикой» [4].
М.Р. Деметрадзе вводит такое понятие, как «гражданское неповиновение» или «социальное неповиновение», под которым понимает «коллективное действие протеста против угнетения и ущемления, доступное людям зрелой политической культуры», «добровольные общественные ассоциации людей, организующие с целью артикуляции, агрегации социальных
интересов различных категорий групп общества и для защиты своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты гражданского общества и государства» [1]. Формы проявления гражданской активности, по его мнению, напрямую зависят от того, как политическая власть учитывает общественные интересы и решает социально-значимые проблемы. Наличие обратных связей между властными и общественными институтами, четкое определение целей и структуры придает гражданскому движению институциональный и легитимный характер. Происходит выделение активистов, организаторов, инициативных групп, которые напрямую выражают и отстаивают общественные интересы. И в отличие от институтов гражданского общества, которые стремятся конструктивными способами достичь диалога с властью, гражданское неповиновение как особая структура применяет в этом случае особые протестные формы: оказание давления, выдвижение требований, организация митингов и демонстраций, призывы к отставке власти, саботаж действий исполнительной власти, ок-купирование общественных зданий и др. [1].
В рамках данного подхода, гражданское неповиновение становится тем единственным институтом, благодаря которому формы участия граждан лежат в политической плоскости, а решение социальных проблем зависит от результатов оказываемого давления на органы власти. Существование и функционирование данного института возможно при наличии зрелой политической и правовой культуры граждан.
Для современной России характерна мобилизационная модель развития, сформировавшаяся как инструмент разрешения противоречий между властью и обществом, возникших в результате несовпадения государственных интересов, целей с общественными потребностями. Стремление защитить свои права, сохранить устоявшиеся позиции требует от населения повышения гражданской активности и консолидации. А отсутствие системного подхода к организации коллективного участия граждан во взаимоотношениях с властью приводит к росту протестов.
По мнению Е.Н. Кутигиной, протест понимается как «сознательное невыполнение установленных правил», «разновидность неконвенционального действия», т.е. действия не соответствующие законным и традиционным нормам режима» [3, с. 13]. В то же время протестная гражданская активность это такой вид социального действия, при котором граждане стремятся найти решение социальных проблем, определить новые принципы социального порядка, отвечающие идеальным представлениями о справедливом обществе. При этом массовые гражданские действия не обязательно предполагают изменения политического режима, а могут лишь стимулировать властные структуры к социально-политическим реформам. В случае игнорирования государством общественных инициатив происходит накопление негативных эмоций, недовольства сложившимся положением, что и переводит гражданские действия в антигражданские проявления.
В статье Р.Г. Тугова приводятся следующие этапы динамики про-тестной активности граждан в России: «стихийная реакция на проблемную ситуацию; реактивное подключение к протесту политических движений или партий; начало институционализации; компромиссное разрешение проблемной ситуации; деинституционализация протестной гражданской активности» [6]. Ход развития гражданского протеста показывает, что спонтанно возникшие акции институционализируются в случае появления реального политического или социального субъекта, преследующего стратегические цели. В условиях же низкой организованности гражданских действий протестная активность приобретает ситуативный характер, не достигая конченого результата. Системность гражданского протеста определяет также способы управления им для минимизации возможных рисков для государства и определения будущих путей его развития.
Специфика и масштаб проблемной ситуации накладывают отпечаток и на интенсивность действий населения, расширяя временные и пространственные границы. Чем острее социальная проблема, лежащая в основе гражданской активности, тем выше уровень интереса к общественным выступлениям со стороны политических акторов. По мере развития социального протеста, включения оппозиционных сил увеличивается и количество враждебных действий, которые ведут к расширению поля взаимодействия с органами власти, вовлекая новых участников - СМИ, общественных деятелей, судебные и правоохранительные органы. Изменяется также содержание и формы проявления гражданской активности, трансформируясь в акции политического противостояния. В подобной ситуации проблемы локального (социального) характера, преобразуясь в политические интересы конкретных политических сил, зачастую не находят конкретного решения, необходимого обществу. Это приводит к проявлению двух тенденций: с одной стороны, разочарование в деятельности политических субъектов, снижающих гражданскую активность, а с другой - актуализация гражданских волнений как отражение недовольства сложившейся политической системой. Таким образом, наблюдается взаимообусловленность гражданской активности в ходе решения социальных вопросов от принятия политических решений и действий субъектами, которая в то же время определяется и отношением взаимоисключения противоположностей в едином политическом процессе [2].
Увеличение числа гражданских протестов в различных регионах России свидетельствует о наличии значительного конфликтного потенциала в системе «власть - общество». При этом отдельные протестные акции являются основой развертывания более общего конфликта на стадии открытого противоборства социальных субъектов. Содержанием большинства протестных действий является именно социальная проблематика (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, ЖКХ, транспортное и дорожное сообщение, культура и др.), которая в трудных соци-
ально-экономических и политических условиях приобретает политическую окрашенность. Следовательно, гражданские акции протеста, накла-дываясь друг на друга, детерминируют проявление сложносоставного социально-политического конфликта, что затрудняет процесс его урегулирования.
Наряду с общефедеральными и региональными протестами проходят гражданские акции, отражающие проблемную специфику конкретной территории (улицы, квартала, дворового участка и т.д.). Такие действия являются менее масштабными и значимыми в рамках государства, однако демонстрируют понимание населением своего гражданского долга, необходимость защиты своих прав и заинтересованность в решении вопросов местного значения. В условиях институционализации мероприятий данного уровня протестная активность развивается по следующей схеме: «гражданские действия местного значения - самоорганизация действий - выделение активистов и подключение оппозиции - возникновение гражданских протестов регионального уровня - подключение других субъектов (СМИ, правоохранительные структуры, судебные органы, общественные организации и др.) - конфликт между властью и обществом».
Методом саБе-БШёу было проведено исследование протестной активности граждан, проявляемой на местном и региональном уровнях, детерминированной вопросами организации строительства и благоустройства территорий. В результате было обработано 1715 сообщений в средствах массовой информации федерального и регионального уровней за период с 01 июня 2012 года по 24 июня 2013 года по контексту «Проблема точечной застройки городских территорий в ЦФО».
Динамический ряд кейсов в СМИ характеризуется скачкообразной интенсификацией конфликтных проявлений. Наблюдается резкий подъем интереса к событиям, посвященным точечной застройке, обусловленный актуализацией противоречий и активными действиями со стороны граждан в отстаивании своих интересов. В то же время достижение конструктивного решения по спорному вопросу, утрата инициативы общественными группами снижают значимость сообщений, что приводит к резкому спаду объемов информации по данной тематике. При этом количество публикаций по указанной проблеме не снижалось практически в течение всего периода менее 100 единиц, что свидетельствует о высокой общественной заинтересованности в ее решении.
Наибольшее количество публикаций, посвященных проблеме точечной застройки, встречается на региональном уровне в печатных изданиях (681 статьи) и Интернете (851 статья), что связано с особенностями целевой группы. Тематика строительства зданий различного назначения на городских территориях интересует исключительно те общественные группы, которые в большей степени страдают от последствий данной застройки, что обуславливает ее распространенность именно на региональном
уровне. Выбор средств коммуникации определяется их доступностью и удобством использования населением.
Рассматривая данную проблематику в системе взаимоотношений власти и общества, следует отметить, что статьи носят информационный характер, передавая основные факты о происходящих событиях. Негативные упоминания о регионах ЦФО (таких, как Московская, Ярославская, Брянская, Воронежская, Липецкая области) обусловлены следующими причинами: интенсивным характером конфликтных действий, силовыми, административными и судебными способами решения противоречий, значительным количеством конфликтных ситуаций. Положительные упоминания адресованы руководству Белгородской области как наиболее успешному региону, преодолевшему проблему точечной застройки.
Представленные кейсы в СМИ демонстрируют наличие значительного конфликтного потенциала между населением и властью относительно проблемы точечной застройки земель практически во всех областях ЦФО, за исключением Белгородской, Костромской, Курской, Тамбовской областей. Причинами подобных конфликтных ситуаций является неравномерное распределение территориальных и финансовых ресурсов, нарушение прав и законных интересов граждан, недостаточное информирование населения или в целом отсутствие сведений о происходящем в регионе, нежелание представителей власти выстраивать диалог с обществом, обсуждать существующие проблемы, а также проявление коррупционных схем, решение частных вопросов в противовес общественным и т.д.
К основным участникам анализируемых конфликтных ситуаций можно отнести следующие категории граждан:
- население конкретной области (города, микрорайона);
- представители исполнительных и законодательных органов власти (главы муниципальных образований, главы администраций, губернаторы областей, представители министерств, ведомств, комитетов, депутаты законодательных собраний);
- застройщики (предприниматели, строительные компании);
- представители общественных организаций, союзов, движений;
- прокуратуры (городская, районная, областная), судебные органы.
Первые две категории субъектов рассматриваются как непосредственные стороны конфликта, прямо или косвенно поддерживающие и развивающие конфронтацию. Оценивая «силовой потенциал», возможности и ресурсообеспеченность, их можно разделить на две группы - оппоненты второго ранга (граждане, защищающие общественные, групповые интересы) и оппоненты высшего ранга (государственные структуры, выступающие и действующие от имени закона). Именно оппоненты второго ранга выступают активным началом развития конфликтных ситуаций, провоцируя государственные структуры к активным действиям и социальным изменениям.
Количественный состав участников, представляющих первую группу, также варьируется в зависимости от степени организованности субъектов, масштабов развития противоречивой ситуации, характера взаимоотношений с властью. В Ивановской области в ситуации планируемого строительства магазина на территории детской площадки в Фурмановском районе число участников возросло до 200 человек. В Рязанской области при обсуждении вопроса застройки территорий города на улицы вышло более 250 активистов. В Смоленской области количество протестующих достигло 150 человек. В Тверской области на митинг пришло около 120 инициативных граждан. Безусловно, в масштабах конкретного региона подобные протестные акции не являются общероссийской угрозой, а представляют собой лишь острые гражданские импульсы, направленные в адрес органов власти и способные побудить их к конструктивным изменениям.
В ходе развития конфликтных взаимоотношений с властью среди протестного населения были сформированы инициативные группы, принимающие решения о формах и методах защиты общественных прав. Такое структурирование конфликтующих групп в значительной мере способствовало институционализации конфликта, приобретению четких форм и границ взаимодействия. Спонтанные протестные действия граждан постепенно переходили в формат спланированных и организованных мероприятий («Застройка микрорайона Королевка сначала привела просто к собраниям жителей, а потом и к массовым пикетам» (Смоленская обл.); «прошел пикет, организованный защитниками памятников» (Ярославская обл.); «Спонтанная акция по защите этой территории от застройщиков произошла еще в начале августа 2012 года. Затем, уже в конце августа, там прошел пикет» (Брянская обл.); «протестная акция была организована Рязанским Комитетом протестных действий» (Рязанская обл.); «350 человек пришли на этот прекрасно организованный митинг» (Московская обл.)).
В анализируемых кейсах представлены следующие формы активных гражданских действий:
- направление обращений и жалоб в различные инстанции;
- привлечение общественных организаций;
- выступления с лозунгами;
- организация массовых акций (протесты, пикеты, митинги, забастовки);
- восстановление утраченных насаждений в ходе развернувшегося строительства;
- подача исковых заявлений в судебные органы;
- защита гражданской позиции в судах разной инстанции;
- открытая критика представителей власти на муниципальном и региональном уровнях;
- выступления в СМИ;
- направление открытых писем в адрес Президента РФ;
- участие в публичных слушаниях о выделении земельных участков под точечную застройку;
- сбор подписей жителей в поддержку требований прекращения строительства;
- разработка плакатов и иной наглядной агитации.
Участники вовлечены в процесс взаимодействия с властью в различной мере, что зависит от уровня гражданского самосознания и индивидуальной активности, степени ущемленности личных и групповых интересов, объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих их действия, обладания различного вида ресурсами и возможностями. В связи с этим в рассматриваемых кейсах конфликты между властью и обществом протекают достаточно интенсивно, переходя в острые конфронтации, или, наоборот, латентно, что сказывается на результатах такого противодействия.
Сочетание разнообразных форм в поведении социальных субъектов определяют динамику противоборства и его сложносоставную природу. При высокой степени организованности протестного движения увеличивается и количество используемых мер, которые по нарастающей ведут к более жестким и агрессивным способам воздействия на субъектов (со стороны органов власти - переход к применению силовых методов; со стороны протестующих - игнорирование и нарушение правовых норм).
Таким образом, анализ конкретных ситуаций проявления протестной активности показал, что на фоне общей пассивности населения наблюдается и рост гражданских действий, осуществляемых с целью защиты собственных прав и свобод. На фоне существующих социально -экономических проблем проявляемая закрытость государственных структур для компромиссного решения проблем, ограниченность публичных коммуникаций, расширенность бюрократического аппарата еще больше усиливают конфликтный потенциал взаимоотношений власти и общества. А учитывая, что государство порой использует меры силового подавления протестов, а также информационную дискредитацию движений в массовом сознании, общественно-политическая конфронтация может привести к радикализации и эскалации гражданских действий. В связи с этим возникает потребность в выстраивании партнерских отношений между властью и обществом.
Список литературы
1. Деметрадзе М.Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Demetr pol-prav.pdf
2. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического учатсия в регионах ЦФО//Известия ТулГУ. Гумагитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
3. Кутыгина Е.Н. Культура политического протеста: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Рн/Д, 2005.
4. Лалетин И.Н. Гражданские протесты в российском обществе в условиях трансформации: формирование и социальная динамика: авто-реф. дис.. Рн/Д, 2013.
5. Примако Л. Пожилые люди в России: проблемы социальной напряженности // Вестник общественного мнения. 2010. № 2.
6. Тугов Р.Г. Формирование и консолидация гражданской общественности в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2013/philosophy/tugov.pdf.
Киняшева Юлия Борисовна, канд. полит. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Муращенков Сергей Викторович, канд. полит. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
CONFLICT POTENTIAL OF CIVIL INITIATIVES IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
Yu.B. Kinyasheva, S.V. Murashchenkov
The article analyzes the specifics of citizens protest activity in modern Russia, which consists in manifestation of collective civic actions addressing the socio-political contradictions. It was stated that the civil protests are a manifestation of the open phase of a conflict in «power - society» system. ne authors looked into the specificity of civil protest at local and regional levels, affecting the organization of construction process and land improvement.
Key words: protest, citizen, civil disobedience, civic engagement, social tension, conflict in the bodies ofpower, institutionalization of civil protest.
Kinyasheva Yulia Borisovna, PhD (Political Sciences), Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Murashchenkov Sergey Viktorovich, PhD (Political Sciences), Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.