Играев Борис Анатольевич, канд. филол. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PERIODICALS IN THE DAYS OF THE DEFENSE OF TULA IN 1941
B.A. Igraev
On the basis of archival materials for the first time investigates the civil periodicals and editions of the Red Army military bodies published in the Tula region in the days of the city defense in 1941.
Key words: military press, defense of Tula, "Kommunar" newspaper, front-line correspondents.
Igraev Boris Anatol'yevich, candidate of philological sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 328.181
РОЛЬ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА
Ю.Б. Киняшева, С.В. Муращенков
Рассматривается специфика формирования и продвижения гражданских инициатив на региональном уровне. Делается вывод относительно положительного опыта использования практики привлечения граждан к поиску путей решения социально-экономических проблем.
Ключевые слова: гражданское общество, гражданская активность, гражданская инициатива, гражданский протест, институционализация гражданской активности.
Формирование и продвижение гражданских инициатив является неотъемлемым компонентом демократической политической системы, обуславливающим ее эффективное функционирование. Гражданские инициативы представляют собой совокупность институциональных форм обращений граждан к своему правительству (гражданских проектов, жалоб, предложений и др.), направленных на своевременное решение возникающих проблем или служащих основой для принятия политических решений в будущем. Содержание гражданских форм участия определяет вектор гражданской активности, пассивности или конфликтности, что является своеобразным индикатором измерения отношений в системе «власть - общество».
Модель взаимодействия гражданских коллективов и объединений с представителями органов власти, построенная на основе теории политического пространства П. Бурдье [1], представлена на рис. Согласно данной модели, процесс взаимодействия населения с органами власти может осуществляться как организованно, при помощи специализированных структур (общественных организаций, групп давления, представителей политических партий и др.), так и неорганизованно (стихийно), без участия посредников. В последнем случае активно настроенные граждане могут выступать как защитники интересов в своей конкретной сфере деятельности (бизнес, образование, здравоохранение, строительство и др.), так и представители кросс-групповых интересов (благоустройство общедомовой территории, организация парковки, ремонт дорог, снижение налогов, отмена антисоциального закона и др.). Показательно, что, чем выше уровень самоорганизации граждан, тем эффективнее достижение их целей. В связи с этим институционализированные гражданские движения и организации располагаются ближе к органам власти в политическом пространстве, формируют восходящие и нисходящие каналы связи между властью и обществом (рисунок).
Экономическая сбера
Политическая сбера
Гражданские организации и движения
Протестные группы
Деятели искусства
Работники бюджетной сферы
Культурная сбера
Пенсионеры и социально незащищенные
Группы давле ния
Социальная сфера
Взаимодействие социальных субъектов с органами власти в современном политическом пространстве
Главной спецификой гражданской активности в современном обществе является вовлеченность ее субъектов в политическую сферу для осуществления взаимодействия властных и массовых групп, развития механизма взаимозависимости принятия политических решений от выдвигаемых требований со стороны граждан. Учитывая, что главной целью гражданского участия является не
борьба за власть отдельных субъектов, а решение конкретных социально-экономических и культурных проблем, гражданская активность становится фундаментом политической активности.
Гражданские инициативы на региональном уровне рассматриваются как стремление массовых групп оказать действенное влияние на решение социально-экономических проблем Тульской области. Наибольшая активность граждан в Тульском регионе наблюдается в ходе защиты нарушенных прав и устранения социально значимых вопросов (например, платные парковки, капитальный ремонт жилья, точечная застройка городских территорий, рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ, низкое качество оказываемых медицинских услуг, сокращение трудовых мест, невыплата заработной платы и др.). Обращения граждан в органы власти по данным вопросам часто носят систематический характер.
Подобная ситуация подтверждается данными мониторинга социально-экономического развития Тульской области 2014 - 2015 гг. [2].
Так, реальные денежные доходы населения Тульской области в 2015 году снизились на 1 % по отношению к 2014 году. Наблюдается увеличение потребительских расходов в 2015 г. на 9,6% по сравнению с 2014 г. Несмотря на повышение показателей выплаты заработной платы работникам на 5,6 % в 2015 году по отношению к предыдущему году, в реальном исчислении к существующей социально-экономической ситуации заработная плата снизилась на 9,5 %.
Среди малодоходных сфер профессиональной деятельности по-прежнему остаются такие, как ведение сельского хозяйства, оптовая и розничная торговля, образование, оказание социальных и персональных услуг населению, здравоохранение, добыча полезных ископаемых.
По состоянию на 1 октября 2015 г. средний размер пенсий также сократился на 2,7 % по отношению к аналогичному периоду.
По данным мониторинга, также сохраняется долг по заработной плате в размере 10,62 млн рублей 434 гражданам.
Наблюдается и рост цен и тарифов на различные товары и услуги, например, на продовольственные товары - на 1,6 %, непродовольственные товары -на 0,5 %, услуги ЖКХ - на 0,5 %, строительную продукцию - на 13,4 %, налоги на доходы физических лиц - 5,8 %, на проезд в поездах дальнего следования -на 10 %, медикаменты - на 2 % и др.
Таким образом, комплекс указанных проблем свидетельствует о снижении уровня и качества жизни населения Тульской области.
Социально-экономическая ситуация в Тульской области осложняется также следующими условиями: значительным износом и низкими темпами обновления основных фондов, сокращением численности населения (в т.ч. населения трудоспособного возраста), оттоком квалифицированных кадров, деградацией транспортной, информационной, материально-технической инфраструктур, увеличением проблем и аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Особое влияние на социально-экономическое положение в регионе оказывает демографическая ситуация. Так, по данным правительства Тульской об-
ласти, к 2016 году прогнозируется сокращение численности населения до 1506, 52 тыс. чел., к 2017 г. - 1502,58 тыс. чел. (по сравнению с 2015 г. - 1511,80 чел.). Данная ситуация во многом определена неблагоприятной экологической средой региона, что, в свою очередь, оказывает влияние на высокие показатели заболеваемости и смертности населения. Ежегодно в области регистрируется более 1 млн случаев заболевания граждан острыми и хроническими заболеваниями с впервые установленным диагнозом.
Достаточно сложно обстоит ситуация и с расселением граждан из аварийного и ветхого жилья. Несмотря на достаточно высокие показатели строительства новых жилых домов (за январь-сентябрь 2015 года на территории области введено 563,99 тыс. кв. метров общей площади жилых домов - 165,8 % к январю-сентябрю 2014 года), ветхий и аварийный жилищный фонд Тульской области составляет 2,29 млн кв. метров. Из 50,0 тыс. семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, более 26,0 тыс. проживают в жилых помещениях, непригодных для проживания, что составляет 53 % (по данным Правительства Тульской области от 19.11.2013 г. №660 с ред. Постановлений Правительства Тульской области от 2014 г.).
Подобные социально-экономические проблемы формируют объективно-субъективные противоречия в системе отношений между властью и обществом. Вследствие возникновения острых социальных проблем, связанных с текущими процессами жизнедеятельности граждан, происходит актуализация гражданской активности по защите и восстановлению своих нарушенных прав. Такая самоорганизация граждан определяет их включенность в совместный с органами власти поиск оптимальных решений.
На базе лаборатории социально-политических исследований ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» в 2015 году проводился массовый опрос населения г. Тулы на тему «Социально-политическая ситуация в Тульской области: характеристики, тенденции развития, перспективы», результаты которого показывают возможности участия граждан в деятельности органов власти по преодолению социальных противоречий в обществе [3]. Так, относительно влияния граждан на принимаемые решения органами власти получены следующие результаты: влияют на решения губернатора - 20 % респондентов, Тульской областной Думы - 12 % , главы города - 9,3 % , Тульской городской Думы - 14,7 %; не имеют возможности воздействовать на принимаемые решения губернатора - 32,7 %, Тульской областной Думы - 40,7 %, главы города -44 %, Тульской городской Думы - 43,3 %. Такие показатели свидетельствуют о проявляемом недоверии граждан к деятельности органов власти, а следовательно, большей пассивности и безучастности к реализации социально-экономических вопросов в регионе. Говоря о формах гражданского участия, предпочтительными являются подписание коллективных писем и петиций - 46 % респондентов, обращения в органы власти - 54 %, участие в массовых общегородских акциях - 16 %. При этом эффективность обращения в органы власти оценена респондентами примерно одинаково: 37% считают, что им оказали помощь в решении вопроса и 36 % отмечают, что обращение в органы власти не дало ни-
каких результатов. Это показывает, что большая часть населения применяет традиционные формы взаимодействия с органами власти, которые не всегда могут быть действенными.
Среди причин, способных вызвать массовые акции протестов, были названы: рост цен и падение уровня жизни - 18,7 %; задержка выплаты заработной платы, пенсий, пособий - 18,7 %; коррупция - 14,7 %; сокращение числа льготников - 9,3 %; несправедливое распределение доходов - 6 %. Таким образом, обострение социальных проблем может привести к актуализации гражданской активности, ее деструктивным формам, что требует поиска мер по управлению отношениями в системе «власть - общество».
Другой формой проявления гражданской активности является объединение граждан в различные коллективы, группы. Институционализированные организации, как правило, осуществляют свою деятельность под контролем органов власти, что определяет узость их позиций, направленность на проводимую государственную политику. Именно поэтому такие некоммерческие организации, общественные структуры слабо развиты и малоэффективны, не являются полноправным участником социально-политических процессов.
В то же время консолидация граждан для решения конкретных общественных проблем влечет за собой создание неформальных объединений, которые активно продвигают свои инициативы, мобилизуют различные ресурсы, взаимодействуют с властными структурами. Потребность гражданских групп в преодолении насущных проблем местного значения является формой развития гражданских институтов снизу. Однако отсутствие действенных политико-правовых и социокультурных механизмов со стороны государства не всегда ведет к эффективному решению социально-экономических проблем, требует значительных временных затрат, поиска авторитетных лиц, которые способны пролоббировать принятие управленческих решений.
Гражданские инициативы находят свое выражение также в виде участия в конкурсах грантов, предоставляемых в определенных социальных целях. По итогам 2015 года были выделены значительные финансовые средства на разработку научных подходов по оптимизации деятельности в образовательной, промышленной, медицинской, экологической, машиностроительной и других сферах [4]. Подобное участие научных коллективов является примером конструктивного взаимодействия с органами власти, носит институционализированный характер, однако не всегда результаты такой научной деятельности находят практическое применение в решении текущих вопросов.
В целом от разнообразия форм и механизмов взаимодействия органов власти и граждан зависит социально-экономическая ситуация. В условиях стремительного развития информационных технологий, внедрения различных систем политического вовлечения граждан во взаимодействие с органами власти наблюдается движение к институциональному закреплению гражданского участия. Значимая роль в этом процессе отводится государственным органам, задача которых поддерживать и оптимизировать самоорганизацию гражданских структур. Как на региональном, так и общероссийском уровне актуальна скорее
тенденция имитации гражданской активности, где искусственно созданные группы населения выступают за реализацию тех или иных социально-экономических проектов, хотя взаимодействие государственных и гражданских структур должно выстраиваться по принципу социального партнерства с достижением взаимовыгодных результатов. В то же время уровень развития гражданской активности обусловлен высоким уровнем мотивации инициативных лиц в решении общественных задач, наличием правовых знаний в конкретной проблемной области, опытом общественной работы, развитием системы отношений с властными структурами. В ходе достижения общественных целей принимаемые решения, как правило, приобретают нормативно-правовой характер, в том числе закрепляя политический статус решения.
Список литературы
1. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2005.
2. Сайт Правительства Тульской области. Итоги социально-экономического развития Тульской области за 2015 год [Электронный ресурс] // URL: https://tularegion.ru/tula/ses/ (дата обращения:11.05.2016).
3. «Социально-политическая ситуация в Тульской области: характеристики, тенденции развития, перспективы» (2015 г.). Массовый опрос. Руководитель: Батанина И.А., Киняшева Ю.Б., Лаборатория социально-политических исследований Тульского государственного университета. Объем выборки - 450 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию.
4. Постановление правительства Тульской области от 25.06.2015 г. «Об итогах конкурса грантов правительства Тульской области в сфре науки и техники 2015 г.» [Электронный ресурс] // URL: http://prom.tularegion.ru/science/grants/ (дата обращения:11.05.2016).
Киняшева Юлия Борисовна, канд. полит. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Муращенков Сергей Викторович, канд. полит. наук, доц., MSV231284MSV@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE ROLE OF CIVIL INITIATIVES IN SOLVING SOCIAL-ECONOMIC PROBLEMS OF
THE REGION
Y.B. Kinyasheva, S.V. Murashchenkov
We consider the specificity of formation and promotion of civic initiatives at the regional level. The conclusion regarding the positive experience with finding ways to attract people to the practice of solving social and economic problems.
Key words: civil society, civic engagement, civic initiative, civic protest, the institutionalization of civic engagement.
Kinyasheva Yulia Borisovna, candidate of political sciences, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Murashchenkov Sergey Viktorovich, candidate of political sciences, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 327
ГЕОГРАФИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Н. Дж. Спикмэн
В статье известного американского геополитика рассматривается воздействие пространственно-географических факторов на внешнюю политику государств. Третья часть работы [1] посвящена анализу влияния регионального местоположения, а также соотношения между морскими и сухопутными границами государства на формирование его внешнеполитической стратегии. Примечания автора и комментарии переводчика представлены после текста публикуемого материала, перед списком литературы.
Текст впервые публикуется на русском языке. Перевод с английского М.Н. Грачева. Переводы первой и второй частей работы опубликованы в [2] и [3].
Ключевые слова: геополитика, мировая политика, внешняя политика, международные отношения.
В предыдущих частях настоящей статьи мы проанализировали влияние размера государств и их местоположения в мире на международные отношения и проблемы внешней политики. Однако более непосредственным по своему обусловливающему воздействию является местоположение [государств] в регионе - расположение, рассматриваемое с точки зрения [их] ближайшего окружения.
Подобно местоположению в мире, местоположение в регионе - это проблема данных, а также значения этих данных в определенный исторический период. И также, как мы установили, что местоположение в мире необходимо рассматривать по отношению к двум системам отсчета - географической и исторической; подлинное значение регионального местоположения государства становится очевидным после рассмотрения как географии, так и исторической и политической значимости его непосредственного окружения.
Региональное местоположение определяет, будет ли у государства много или мало соседей, будут ли они сильными или слабыми, а рельеф региона обусловливает направление и характер взаимодействия с этими соседями. Тот, кто когда-то определял внешнюю политику Маньчжурии, был вынужден делать это, глядя одним глазом на Японию, а другим - на Россию; любое телодвиже-
52
docent, docent,