СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И САЙТЫ С ШИРОКОИ АУДИТОРИЕЙ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ОРЛОВА Дарья Сергеевна,
аспирант кафедры земельного и трудового права
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет».
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследуются существующие механизмы реализации конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. На основе статистических показателей предполагается тезис об их неэффективности, предлагается более современный способ информирования граждан с помощью социальных сетей и сайтов со стабильно широкой аудиторией.
Abstract: this article takes a look at the existing mechanisms of realization of the constitutional right of citizens to reliable information about the State of the environment Wednesday. On the basis of statistical indicators it's expected thesis of their ineffectiveness, a more modern way of informing citizens using social networks and sites with stable large audience.
Ключевые слова: право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, экологическое право граждан, социальная сеть, новостные сайты, информирование населения.
Keywords: the right to obtain reliable information on environmental conditions, the environmental rights of citizens, social network, news sites, informing the public.
Экологические права граждан, закрепленные в Конституции РФ, берут свое начало в международно-правовых документах, в некоторой степени их конкретизируя и дополняя. Статья 42 Основного закона страны гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Формулировка статьи позволяет сделать вывод о том, что право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (наряду с правом на возмещение ущерба) является обеспечительным механизмом к основному праву - на благоприятную окружающую среду.
Экологическая составляющая значительно воздействует на здоровье населения и, как следствие, продолжительность жизни. Не подлежит оспариванию тот факт, что благоприятная окружающая среда существенно воздействует на повышение качества жизни человека.
ООН ежегодно определяет индекс качества жизни стран мира. Одним из главных параметров индекса является качество окружающей среды, следовательно, здоровье человека.
Успешная реализация права на благоприятную окружающую среду, а также информацию о ее состоянии, позволит осуществить все остальные права, свободы и законные интересы человека: право на материнство, детство и отцовство, право на охрану здоровья, право на отдых и т.д.
В соответствии с Конституцией РФ, достоверная информация о состоянии окружающей среды должна быть открытой и доступной каждому . Кроме этого, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Информация о состоянии окружающей среды является открытой.
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Росс. газ. 1993. 25 декабря. Ст. 42.
Более того, законодателем установлен запрет на засекречивание информации подобного рода. В частности, закон «О государственной тайне» устанавливает перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне. Один из пунктов перечня - сведения о состоя-
1
нии экологии .
Засекречивание этих сведений либо включение их в носители сведений, составляющих государственную тайну, должностными лицами недопустимо. Это может привести к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от причиненного материального и морального ущерба. Такие решения граждане вправе обжаловать в суде.
Сведения о состоянии окружающей среды являются сведениями, непосредственно затрагивающими права и свободы каждого. Часть 2 статьи 24 Конституции РФ устанавливает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 736-пп «Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы» ставит своей целью обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, эффективного государственного управления в сфере охраны недр и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей основных отраслей экономики области.
Одним из показателей программы является количество проведенных мероприятий экологической направленности, в том числе публикаций в средствах массовой информации по экологическому образованию и воспитанию. В качестве ожидаемого результата называется
1 Федеральный Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 38 ст. 1480.
в том числе и обеспечение защиты жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды Оренбургской области.
Авторы стратегии настаивают на том, что для всех видов деятельности человека является необходимой заблаговременная информация о погодных условиях и законах их изменения. Отсутствие этой информации может привести к ряду негативных последствий - от снижения эффективности деятельности органов исполнительной власти при принятии управленческих решений до серьезного экономического ущерба и человеческих жертв. Функционирование органов государственной власти и управления, предприятий промышленности и сельского хозяйства области невозможно без метеорологической, агрометеорологической, гидрологической информации и информации о загрязнении природной среды.
Порядок информирования граждан о состоянии окружающей среды законодательно закреплен в Федеральном законе от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе». Согласно ст. 14 Закона информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Кроме того, ст. 15 Закона регламентирует состав и структуру Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Эта информация доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). Единый фонд даже имеет сайт в сети Интернет, однако статистика сайта показывает, что посещаемость страницы крайне низкая. Например, на момент посещения указанного сайта автором статьи, счетчик сайта показывал всего лишь одного посетителя.
Еще одним инструментом реализации права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды является доклад о состоянии окружающей среды, которое Министерство природных ресурсов и экологии РФ ежегодно публикует на своем сайте. В нем отражаются все основные показатели состояния природных ресурсов России. Госдоклад предназначен для обеспечения государственных органов управления, научных, общественных организаций и населения России объективной систематизированной информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, их охране.
Как показывает статистика, данные инструменты не в полной мере позволяют удовлетворить потребность общества в информированности о состоянии окружающей среды. Это происходит, в частности, вследствие того, что рядовые граждане, как правило, не знают о существовании такой возможности, соответственно, не пользуются ею. Не обладая информацией о состоянии окружающей среды, граждане не могут в полной мере реализовать свое конституционное право на благоприятную окружающую среду. В этой связи мы полагаем, что назрела необходимость обратиться к более современным и эффективным инструментам информирования населения. Представляется, что в качестве подобных инструментов могут выступить социальные сети, а также сайты, имеющие стабильно обширную аудиторию.
XXI век - век высоких технологий - выводит на совершенно новый уровень практически все сферы жизни общества. Общение, дистанционное образование, поиск работы, сама работа с помощью, например, удаленного доступа и многое другое - все это теперь возможно не только в реальном, но и в виртуальном мире. Информационно-коммуникативные технологии давно уже стали частью социальной среды личности, наряду с такими социальными институтами, как семья, образовательные учреждения, государство, религиозные организации и проч.
Социальные сети, популярные сайты сети Интернет предоставляют уникальную возможность быстрого и эффективного донесения информации гражданам, поэтому их можно на-
звать одним из важнейших ресурсов государства наряду с природными, материальными, трудовыми и другими ресурсами. Несомненно, основными пользователями «всемирной сети» являются представители подрастающего поколения, молодежь. Для них Интернет - один из самых важных источников всей необходимой информации, в том числе информации о состоянии окружающей среды. Проблема осознания права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды значима в подростковом возрасте как наиболее благоприятном для самоопределения, самовыражения, оценки важности и возможности своего участия в решении экологических проблем, исполнения своих нравственных
обязанностей в области охраны окружающей
1
среды . В решении этого вопроса социальные сети становятся чрезвычайно важным инструментом формирования необходимых принципов взаимодействия человека с природой.
При анализе популярной социальной сети «Вконтакте» выяснилось, что некоторые органы государственной власти имеют свои группы или паблики. Однако количество участников в подобных группах оставляет желать лучшего. Например, аудитория группы Министерства природных ресурсов и экологии РФ насчитывает около 359 участников. Группа Рос-лесхоза РФ насчитывает 2 231 подписавшихся. В группу Ростехнадзора вступили около 200 человек, однако последние записи в группе датированы 2013 годом. У многих госорганов группы в этой социальной сети отсутствуют вовсе.
Если взглянуть на статистику аудитории «ВКонтакте» за 2016 год, можно увидеть, что более 97.000000 человек ежемесячно пользуются этой социальной сетью. Сайт занимает 5 место среди самых посещаемых сайтов в мире по версии SimilarWeb . Это один из самых популярных сайтов в мире. И это отличная платформа для формирования экологической культуры граждан, прививанию экокультурных ценностей, что позволит личности проявлять себя в экологоориентированной деятельности как средстве сохранения жизни природы и челове-
1 Пересунько А.Н. Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2012. С. 5.
2 иК1_: https://vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 02.02.2018)
чества в настоящем и будущем. Несомненно, социальная сеть - это отличная площадка для информирования граждан о состоянии окружающей среды.
Вопрос наполнения контентом публичных групп в социальной сети остается на совести администраторов: правовая регламентация деятельности в соцсетях производится посредством создания администрацией сайта пользовательской политики, применяемой в качестве регулятора отношений на социальном портале. Отметим, что в сети «Вконтакте» существуют Правила ведения сообществ (URL: https://vk.com/page-59800369_53723703 (дата обращения: 06.02.2018)), которые самым подробным образом регламентируют этот вопрос.
Наряду с социальными сетями существует возможность использования сайтов со стабильно широкой аудиторией. В качестве примера автором был выбран оренбургский городской портал «1743.ru». Анализ портала выявил, что в его структуре есть специальная вкладка «Погода», которая предоставляет информацию о температуре воздуха, атмосферном давлении, скорости ветра и других показателях. Представляется, что сотрудничество органов государственной власти, предоставляющих гражданам информацию о состоянии окружающей среды, с подобными городскими новостными порталами будет более, чем эффективно. Статистика показывает, что количество посетителей сайта «1743.ru» в день приблизительно равно количеству посетителей сайтов госорганов в месяц. Например, в феврале 2017
Библиография:
года сайт «1743.ru» посетило 222 389 человек, тогда как сайт Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении за этот же период посетило 7910 человек. Количество просмотров новостного сайта в феврале составил 1 млн. 22 тысячи, тогда как количество просмотров сайта фонда составило 27 612.
Представляется, что дополнение вкладки «Погода» информацией о состоянии окружающей среды, предоставленной органами государственной власти, позволят максимально эффективно доносить информацию о состоянии окружающей среды до граждан. Отметим, что во многих странах в прогноз погоды включаются сведения о загрязнении воздуха. Такая практика широко распространена, например, в Китае. Любой желающий может получить информацию о состоянии окружающей среды в режиме реального времени.
Социальная сеть, а также сайты со стабильно широкой аудиторией являются довольно эффективным механизмом информирования населения о состоянии окружающей среды, так как данный ресурс имеет большое количество активных пользователей. При этом необходимо учитывать, что социальные сети используются молодежью не только в качестве средства общения, так называемого мессенджера, но и в качестве новостного источника. Именно социальная сеть может доносить до молодых людей информацию о состоянии окружающей среды, что позволит им эффективно и успешно реализовать свои права, свободы и законные интересы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Эксмо, 2016.— 63 с.
2. Федеральный Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"//'Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480
3. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"//«Российская газета» от 30 июля 1998 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 30 ст. 3609
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 736-пп «Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы»// "Оренбуржье", N 192, 28.11.2013
5. Пересунько А.Н. Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития: Авто-реф. дис. канд. пед. наук.: 13.00.01/ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Оренбург, 2012.-26 с.