Научная статья на тему 'Понятие экологической информации в российском законодательстве'

Понятие экологической информации в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3302
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ОРХУССКАЯ КОНВЕНЦИЯ / AARHUS CONVENTION / ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / INFORMATION ON THE ENVIRONMENTAL CONDITIONS / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ENVIRONMENTAL INFORMATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" / FEDERAL LAW "ON ENVIRONMENTAL PROTECTION" / INFORMATION TRANSPARENCY IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION / NATURAL RESOURCE USER / ПРАВО ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / THE RIGHT OF CITIZENS TO FAVORABLE ENVIRONMENT / THE RIGHT OF CITIZENS TO INFORMATION ON ENVIRONMENTAL CONDITIONS / THE RIGHT OF CITIZENS TO NATURAL RESOURCES AND FACILITIES / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ПРАВО ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРАВО ГРАЖДАН НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оленина Татьяна Юрьевна

Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с информационной открытостью в сфере охраны окружающей среды, что является основой для защиты своих прав гражданами и работы природоохранных организаций. В связи с тем, что большое количество норм российского законодательства в настоящее время регулирует отношения, связанные с экологической информацией, в статье проведен сравнительно-правовой анализ законодательства России, взаимодействующего с экологической информацией с целью совершенствования правовых норм в рассматриваемой сфере. В российском законодательстве выделяются термины «информация о состоянии окружающей среды» и «экологическая информация», которые не являются синонимами. В итоге в связи с отсутствием единого подхода к пониманию экологической информации возникает ряд правовых проблем. Экологическая информация представляет собой особый вид информации. В законодательстве по-разному определяются субъекты, наделенные правом на экологическую информацию. Законодательно не определено содержание, а также сроки и формы предоставления экологической информации. Проблема российского законодательства состоит в том, что без обращения граждан в уполномоченные органы государственной власти последние не обязаны сообщать информацию о состоянии окружающей среды. Еще одной проблемой является обеспечение коммерческой и иной охраняемой законом тайны при предоставлении экологической информации. Результаты: в результате написания статьи автор приходит к выводу о том, что российское законодательство подлежит модернизации в части регулирования общественных отношений по вопросам предоставления экологической информации. В связи с этим необходимо ратифицировать Орхусскую конвенцию. Выводы: российское законодательство подлежит модернизации в части регулирования общественных отношений по вопросам предоставления экологической информации. В связи с этим необходима ратификация Орхусской конвенции. В частности, необходимо предусмотреть единую для российского законодательства дефиницию «информация о состоянии окружающей среды» («экологическая информация»), чтобы этот термин соответствовал и статье 42 Конституции Российской Федерации, КРФоАП. Юридическое определение должно отражаться в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В данном законе необходимо отразить также содержание, сроки и формы предоставления экологической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ENVIRONMENTAL INFORMATION IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Introduction: the article is devoted to the identification of the problems related to information transparency in the field of environmental protection, which is the basis for the protection of the citizens’ rights and the work of the environmental organizations. Due to the fact that a large number of norms of the Russian legislation currently govern the relations connected with environmental information, the article presents the comparative law analysis of the Russian legislation related to environmental information in order to improve the legal norms in the field under consideration. The Russian legislation determines the terms “information on environmental conditions” and “environmental information”, which are not synonymous. As a result, the lack of a common approach to understanding the term environmental information raises a number of legal problems. Environmental information is a special type of information. The law determines the entities entitled to environmental information in different ways. The content, terms and forms of providing environmental information are not determined by law. The problem of the Russian legislation is that without the citizens’ appeal to the authorized state bodies, the latter are not obliged to report the information on environmental conditions. Another problem is ensuring confidentiality of commercial and other legally protected secrets in providing environmental information. Results: as a result of researching the author comes to the conclusion that the Russian legislation is subject to modernization in terms of governing the public relations in the provision of environmental information. In this connection, it is necessary to ratify the Aarhus Convention. Conclusions: the Russian legislation is subject to modernization in terms of governing the public relations in the provision of environmental information. In this regard, ratifying the Aarhus Convention is necessary. In particular, it is necessary to provide the definition “information on environmental conditions” (“environmental information”) unified for the Russian legislation, for this term to be also consistent with article 42 of the Constitution of the Russian Federation. The legal definition should be determined in the Federal law “On Environmental Protection”. This law should also govern the content, terms and forms of providing environmental information.

Текст научной работы на тему «Понятие экологической информации в российском законодательстве»

www.volsu.ru

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.2.19

UDC 349.6 LBC 67.407

THE CONCEPT OF ENVIRONMENTAL INFORMATION IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Tatyana Yu. Olenina

Petrozavodsk State University, Northern Institute (Branch) of Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation) in Petrozavodsk, Petrozavodsk, Russian Federation

Introduction: the article is devoted to the identification of the problems related to information transparency in the field of environmental protection, which is the basis for the protection of the citizens' rights and the work of the environmental organizations. Due to the fact that a large number of norms of the Russian legislation currently govern the relations connected with environmental information, the article presents the comparative law analysis of the Russian legislation related to environmental information in order to improve the legal norms in the field under consideration. The Russian legislation determines the terms "information on environmental conditions" and "environmental information", which are not synonymous. As a result, the lack of a common approach to understanding the term environmental information raises a number of legal problems. Environmental information is a special type of information. The law determines the entities entitled to environmental information in different ways. The content, terms and forms of providing environmental information are not determined by law. The problem of the Russian legislation is that without the citizens' appeal to the authorized state bodies, the latter are not obliged to report the information on environmental conditions. Another problem is ensuring confidentiality of commercial and other legally protected secrets in providing environmental information. Results: as a result of researching the author comes to the conclusion that the Russian legislation is subject to modernization in terms of governing the public relations in the provision of environmental information. In this connection, it is necessary to ratify the Aarhus Convention. Conclusions: the Russian legislation is subject to modernization in terms of governing the public relations in the provision of environmental information. In this regard, ratifying the Aarhus Convention is necessary. In particular, it is necessary to provide the definition "information on environmental conditions" ("environmental information") unified for the Russian legislation, for this term to be also consistent with article 42 of the Constitution of the Russian Federation. The legal definition should be determined in the Federal law "On o Environmental Protection". This law should also govern the content, terms and forms of providing

. environmental information. ^ Key words: environment, the Aarhus Convention, information on the environmental conditions, environmental g information, the Federal law "On environmental protection", information transparency in the field of environmental g protection, natural resource user, the right of citizens to favorable environment, the right of citizens to information J on environmental conditions, the right of citizens to natural resources and facilities, information, environmental © management.

УДК 349.6 ББК 67.407

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Татьяна Юрьевна Оленина

Петрозаводский государственный университет, Северный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Петрозаводске, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с информационной открытостью в сфере охраны окружающей среды, что является основой для защиты своих прав гражданами и работы природоохранных организаций. В связи с тем, что большое количество норм российского законодательства в настоящее время регулирует отношения, связанные с экологической информацией, в статье проведен сравнительно-правовой анализ законодательства России, взаимодействующего с экологической информацией с целью совершенствования правовых норм в рассматриваемой сфере. В российском законодательстве выделяются термины «информация о состоянии окружающей среды» и «экологическая информация», которые не являются синонимами. В итоге в связи с отсутствием единого подхода к пониманию экологической информации возникает ряд правовых проблем. Экологическая информация представляет собой особый вид информации. В законодательстве по-разному определяются субъекты, наделенные правом на экологическую информацию. Законодательно не определено содержание, а также сроки и формы предоставления экологической информации. Проблема российского законодательства состоит в том, что без обращения граждан в уполномоченные органы государственной власти последние не обязаны сообщать информацию о состоянии окружающей среды. Еще одной проблемой является обеспечение коммерческой и иной охраняемой законом тайны при предоставлении экологической информации. Результаты: в результате написания статьи автор приходит к выводу о том, что российское законодательство подлежит модернизации в части регулирования общественных отношений по вопросам предоставления экологической информации. В связи с этим необходимо ратифицировать Орхусскую конвенцию. Выводы: российское законодательство подлежит модернизации в части регулирования общественных отношений по вопросам предоставления экологической информации. В связи с этим необходима ратификация Орхусской конвенции. В частности, необходимо предусмотреть единую для российского законодательства дефиницию «информация о состоянии окружающей среды» («экологическая информация»), чтобы этот термин соответствовал и статье 42 Конституции Российской Федерации, КРФоАП. Юридическое определение должно отражаться в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В данном законе необходимо отразить также содержание, сроки и формы предоставления экологической информации.

Ключевые слова: окружающая среда, Орхусская конвенция, информация о состоянии окружающей среды, экологическая информация, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», информационная открытость в сфере охраны окружающей среды, природопользователь, право граждан на благоприятную окружающую среду, право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, право граждан на природные ресурсы и объекты, информация, природопользование.

Введение

В современном мире информация представляет собой мощный инструмент для решения социальных, экономических, политических проблем. Открытость информации, ее доступность населению становятся не только фактором, значительно ограничивающим возможность нарушения государством прав и свобод человека и гражданина, но и фундаментом для развития гражданского общества. Человек,

не обладающий информацией, не способен сформировать активную гражданскую позицию и влиять на решение общезначимых вопросов. Крайне затруднена его возможность защитить свое право на благоприятную окружающую среду. Информационная открытость в сфере охраны окружающей среды является основой для защиты своих прав гражданами и работы природоохранных организаций.

Еще при разработке законопроекта об охране природы в СССР предусматривалась

необходимость включения в него права граждан требовать и получать своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии природы и мерах по ее охране [1, с. 29].

Правовые основы и понятие экологической информации

в российском законодательстве

Большое количество норм российского законодательства в настоящее время регулирует отношения, связанные с экологической информацией. Статья 42 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 предусматривает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрен принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Статьи 5 и 6 данного закона закрепляют полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды: обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В законодательстве по-разному определяются субъекты, наделенные правом на экологическую информацию. В Конституции РФ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закрепляется за каждым. В отличие от этого статья 11 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреп-

ляется право граждан получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Статьей 10 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» закреплено право не только граждан, но и юридических лиц получать от органов государственной власти информацию об охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Экологическая информация представляет собой особый вид информации и регулируется также Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В пункте 4 статьи 8 данного закона предусматривается, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. В статье 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» отмечается, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии.

Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды зачастую вытекает из норм-принципов российского законодательства, в частности, содержащихся в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Рос-

сийской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, статье 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 3 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», статье 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ и др.

Во многих юридических работах прослеживается связь открытости экологической информации и реализации прав граждан на участие в управлении, на пищевые продукты надлежащего качества, на благоприятную окружающую среду, на природные ресурсы и объекты [2, с. 80-88; 3; 5, с. 170; 6, с. 47-61; 8, с. 97; 11, с. 14-21].

Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, в свою очередь, порождает обязанности у органов государственной власти и органов местного самоуправления размещать в сети Интернет согласно части 1 статьи 1 3 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 4);

- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях (пункт 5).

Несмотря на широкое правовое регулирование данной области, многие существенные вопросы не получили необходимого отображения в законодательстве. Прежде всего

следует обратить внимание на некоторую неопределенность законодателя при использовании терминов: Федеральный закон № 7-ФЗ в статье 11 говорит об «информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране». Статьей 12 указанного федерального закона предусматривается «информация о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан».

Статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» использует понятие «информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях». В статье 1 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» содержится термин «информация об экологических процессах в Российской Федерации». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КРФоАП) в статье 8.5 используется дефиниция «экологическая информация». В Экологической доктрине Российской Федерации одновременно употребляются такие термины, как «экологическая информация», «информация о состоянии окружающей среды», «информация в сфере экологии».

По мнению В.И. Кутузова, А.А. Попова, при отсутствии общего определения экологической информации в актах экологического и информационного законодательства наличие подобной нормы в акте, устанавливающем меры административной ответственности, не отвечает требованиям законодательной техники. Сначала необходимо дать нормативное определение, а затем устанавливать ответственность за нарушения в данной сфере общественных отношений [7, с. 28].

Понятие «экологическая информация» значительно шире понятия «информация о состоянии окружающей среды». Это также ставит под сомнение правомерность формулировки «экологическая информация» в статье 8.5 КРФоАП. В связи с этим следует отметить, что утративший силу Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной

среды» в статьях с 6 по 10 использовал именно понятие «экологическая информация».

Действующее законодательство, использующее понятия «экологическая информация» и «информация о состоянии окружающей среды», не содержит их определений, а также перечня сведений, составляющих такую информацию. Отсутствие определения их содержания приводит к практическим проблемам при реализации гражданами своих прав. Одно из немногих существующих в этой области определений дано в Федеральном законе от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», где в статье 1 информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определена как сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Также в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Тем не менее, как отмечают исследователи, данные определения малофункциональны, так как сделаны лишь для целей данного закона и охватывают лишь часть объема экологической информации [10, с. 28].

Правовое регулирование доступа граждан к экологической информации

Еще одну правовую проблему составляет следующее: несмотря на то что право граждан на информацию о состоянии окружающей среды закреплено на конституционном уровне, процедура доступа к ней не урегулирована. В законодательстве отсутствует перечень документов, которые признаются официально в качестве носителей экологической информации [9, с. 87]. Отсутствует указание о том, в какой форме должны быть представлены сведения, требуемые на законных основаниях.

Действующее законодательство предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов предоставлять гражданам экологическую информацию, однако порядок ее предоставления (форма, сроки, перечень документов) не установлен [9, с. 90]. Указанные проблемы существенно препятствуют реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и требуют нормативного урегулирования.

Определение экологической информации и перечень составляющих ее сведений наиболее полно раскрывает статья 2 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции) (заключена в г. Орхусе 25.06 1988 г.) (далее - Конвенция). Там определяется, что «экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:

a) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте «а» выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «Ь» выше».

Несмотря на то что на территории России она не вступила в действие и не является

обязательной для исполнения, ее нормы могут быть заимствованы российским законодательством.

Важное значение имеет статья 4 Конвенции о доступе к экологической информации. В ней предусматривается, что государственные органы в ответ на просьбу о предоставлении экологической информации должны предоставлять общественности, в рамках национального законодательства, такую информацию.

Проблема действующего российского законодательства состоит в том, что без обращения граждан в уполномоченные органы государственной власти последние не обязаны сообщать информацию о состоянии окружающей среды. Конвенция отмечает значимую роль использования средств массовой информации и электронных или других средств связи, которые появятся в будущем. В то же время не очень понятно, как ответ на просьбу общественности о получении экологической информации должен передаваться через средства массовой информации.

Еще одним значимым вопросом выступают сроки предоставления экологической информации. Орхусская конвенция содержит положения о сроках (статья 4) и они вполне могут быть восприняты российским законодательством.

Еще одной проблемой является обеспечение коммерческой и иной охраняемой законом тайны при предоставлении экологической информации и публичное информационное обслуживание природопользования и охраны окружающей среды. Здесь сталкиваются публичные и частные интересы вокруг общего блага в виде природы и частной собственности на конкретные природные объекты [2, с. 416]. Согласно пункту 4 статьи 4 Конвенции в просьбе о предоставлении экологической информации может быть отказано, если разглашение такой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность коммерческой и промышленной информации в тех случаях, когда такая конфиденциальность охраняется законом в целях защиты законных экономических интересов. В этих рамках информация о выбросах, относящаяся к охране окружающей среды, подлежит раскрытию.

Конвенцией предусматривается возможность взимания платы государственными

органами за предоставление информации при условии, что эта плата не превышает разумного уровня. В статье 22 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяется плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Порядок взимания платы установлен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 860 «Обутвержде-нии Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды отражается в ежегодных государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации. Так, в течение 2012 г. информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях размещалась на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Выводы

Таким образом, российское законодательство подлежит модернизации в части регулирования общественных отношений по вопросам предоставления экологической информации. В связи с этим необходима ратификация Орхусской конвенции. В частности, необходимо предусмотреть единую для российского законодательства дефиницию «информация о состоянии окружающей среды» («экологическая информация»), чтобы этот термин соответствовал и статье 42 Конституции Российской Федерации, КРФоАП. Юридическое определение должно отражаться в Федеральном законе № 7-ФЗ. В данном законе необходимо отразить также содержание, сроки и формы предоставления экологической информации.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Боголюбов, С. А. Закон об охране природы в СССР. Каким ему быть? Мнения и предложения

ученых / С. А. Боголюбов, О. С. Колбасов. - М. : Юрид. лит., 1991. - 64 с.

2. Боголюбов, С. А. Правовое стимулирование гласности экологических мероприятий / С. А. Боголюбов // Государство и право. - 1986. - № 8. - С. 80-88.

3. Выпханова, Г. В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства / Г. В. Выпхано-ва. - М. : Городец, 2009. - 240 с.

4. Институты экологического права / С. А. Боголюбов [и др.]. - М. : Эксмо, 2010. - 480 с.

5. Информационное право: Актуальные проблемы теории и практики / под ред. И. Л. Бачило. -М. : Юрайт, 2009. - 530 с.

6. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации / И. Л. Ба-чило, А. А. Антопольский, Г. В. Бесилов [и др.] // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 47-61.

7. Кутузов, В. И. Доступ к экологической информации: правовые аспекты / В. И. Кутузов, А. А. Попов. - Брянск : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2004. - 194 с.

8. Матузов, Н. И. Актуальные проблемы теории права / Н. И. Матузов. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2004. - 512 с.

9. Мисник, Г. А. Право на доступ к экологической информации / Г. А. Мисник // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 87.

10. Попов, О. В. Проблемы административно-правового регулирования в сфере предоставления гражданам экологической информации / О. В. Попов, В. М. Кособродов // Административное право и процесс. - 2007. - № 3. - С. 28.

11. Тарнавский, А. Г. Экология и гласность / А. Г. Тарнавский // Советская юстиция. - 1990. -№ 9. - С. 14-21.

REFERENCES

1. Bogolyubov S.A., Kolbasov O.S. Zakon ob okhrane prirody v SSSR. Kakim emu byt? Mneniya i predlozheniya uchenykh [The Law on Nature Protection in the USSR. What Is It to Be? Scholars'

Views and Proposals]. Moscow, Yurid. lit. Publ., 1991. 64 p.

2. Bogolyubov S.A. Pravovoe stimulirovanie glasnosti ekologicheskikh meropriyatiy [The Legal Promotion of Transparency of Eco Events]. Gosudarstvo ipravo, 1986, no. 8, pp. 80-88.

3. Vypkhanova G.V. Ekologicheskaya informatsiya: problemy teorii i zakonodatelstva [Ecological Information: Problems of Theory and Legislation]. Moscow, Gorodets Publ., 2009. 240 p.

4. Bogolyubov S.A., et al. Instituty ekologicheskogo prava [Institutions of Environmental Law]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 480 p.

5. Bachilo I.L., ed. Informatsionnoe pravo: Aktualnye problemy teorii i praktiki [Information Law: Current Problems of Theory and Practice]. Moscow, Yurayt Publ., 2009. 530 p.

6. Bachilo I.L., Antopolskiy A.A., Besilov G.V. Kontseptsiya razvitiya informatsionnogo zakonodatelstva v Rossiyskoy Federatsii [The Conception of Information Legislation Development in the Russian Federation]. Gosudarstvo ipravo, 2005, no. 7, pp. 47-61.

7. Kutuzov V.I., Popov A.A. Dostup k ekologicheskoy informatsii: pravovye aspekty [Access to Environmental Information: Legal Aspects]. Bryansk, Informatsiya dlya vsekh Publ., 2004. 194 p.

8. Matuzov N.I. Aktualnye problemy teorii prava [Current Problems of Theory of Law]. Saratov, Izd-vo Sarat. gos. akad. prava, 2004. 512 p.

9. Misnik G.A. Pravo na dostup k ekologicheskoy informatsii [The Right to Access to Environmental Information]. Zhurnal rossiyskogo prava, 2007, no. 2, p. 87.

10. Popov O.V., Kosobrodov V.M. Problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya v sfere predostavleniya grazhdanam ekologicheskoy informatsii [Problems ofAdministrative-Legal Regulation in the Sphere of Providing Citizens with Environmental Information]. Administrativnoepravo iprotsess, 2007, no. 3, p. 28.

11. Tarnavskiy A.G. Ekologiya i glasnost [Ecology and Transparency]. Sovetskayayustitsiya, 1990, no. 9, pp. 14-21.

Information about the Author

Tatyana Yu. Olenina, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, Petrozavodsk State University, Lenina St., 33, 185910 Petrozavodsk Russian Federation; Senior Lecturer, Department of Administrative, Financial and Information Law, Northern Institute (Branch) of Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation) in Petrozavodsk, Onezhskoy flotilii St., 51, 185034 Petrozavodsk, Russian Federation, tyolenina@mail. ru.

Информация об авторе

Татьяна Юрьевна Оленина, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права, Петрозаводский государственный университет, просп. Ленина, 33, 185910 г. Петрозаводск, Российская Федерация; старший преподаватель кафедры административного, финансового и информационного права, Северный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Петрозаводске, ул. Онежской флотилии, 51, 185034 г. Петрозаводск, Российская Федерация, tyolenina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.