Научная статья на тему 'Социальные риски в аспекте экономической безопасности, при формировании промышленной политики государства'

Социальные риски в аспекте экономической безопасности, при формировании промышленной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ОПЛАТА ТРУДА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL RISKS / JOB COMPENSATION / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов М.В.

При значительном масштабе накопившихся в экономике проблем - накопившихся не только за годы реформ, но и за предшествующие десятилетия, очевидно, что обществу в целом придется заплатить немалую цену за то, чтобы изменить ситуацию. Уровень социальных рисков достаточно высок и в случае консервации ситуации еще на какой-то срок, и в случае инициирования реальных структурных реформ или модернизации российской экономики. Под социальными рисками мы в данном случае понимаем совокупность неблагоприятных последствий определенных политических и экономических решений, а также отсутствие необходимых решений, угрожающих социальному благополучию значительных групп населения или социальной стабильности общества в целом, а также экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RISKS IN TERMS OF ECONOMIC SECURITY, THE FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY

With a significant scale accumulated problems in the economy not only accumulated over the years of reforms, but alsofor the previous decade, it is clear that society as a whole will have to pay a high price for something to change the situation. The level of social risk is high enough in the case of conservation situation is still at some period in the case of initiation of real structural reforms and modernization of the Russian economy Under the social risks in this case we understand the totality of the adverse effects of certain political and economic decision-making, as well as the absence of the necessary decisions that threaten the social well-being of significant population groups or social stability of society as a whole, as well as economic security.

Текст научной работы на тему «Социальные риски в аспекте экономической безопасности, при формировании промышленной политики государства»

УДК 338

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Горяинов М.В., к.э.н., докторант Института проблем рынка РАН

При значительном масштабе накопившихся в экономике проблем - накопившихся не только за годы реформ, но и за предшествующие десятилетия, очевидно, что обществу в целом придется заплатить немалую цену за то, чтобы изменить ситуацию. Уровень социальных рисков достаточно высок и в случае консервации ситуации еще на какой-то срок, и в случае инициирования реальных структурных реформ или модернизации российской экономики. Под социальными рисками мы в данном случае понимаем совокупность неблагоприятных последствий определенных политических и экономических решений, а также отсутствие необходимых решений, угрожающих социальному благополучию значительных групп населения или социальной стабильности общества в целом, а также экономической безопасности страны.

Ключевые слова: социальные риски, оплата труда, промышленная политика.

SOCIAL RISKS IN TERMS OF ECONOMIC SECURITY, THE FORMATION OF

INDUSTRIAL POLICY

Goryainov M., Ph.D., Institute of Market Problems of RAS

With a significant scale accumulated problems in the economy - not only accumulated over the years of reforms, but also for the previous decade, it is clear that society as a whole will have to pay a high price for something to change the situation. The level of social risk is high enough in the case of conservation situation is still at some period in the case of initiation of real structural reforms and modernization of the Russian economy. Under the social risks in this case we understand the totality of the adverse effects of certain political and economic decision-making, as well as the absence of the necessary decisions that threaten the social well-being of significant population groups or social stability of society as a whole, as well as economic security.

Keywords: social risks, job compensation, industrial policy.

Стратегия выживания в старой парадигме - накопить значительные средства в период хорошей экономической конъюнктуры и высоких цен на энергоносители, а затем «переждать» ухудшение ситуации, ничего при этом не меняя, чревата большими социальными и экономическими опасностями и в условиях спада в мировой экономике нереалистична. При значительном масштабе накопившихся в экономике проблем - накопившихся не только за годы реформ, но и за предшествующие десятилетия, очевидно, что обществу в целом придется заплатить немалую цену за то, чтобы изменить ситуацию. Уровень социальных рисков достаточно высок и в случае консервации ситуации еще на какой-то срок, и в случае инициирования реальных структурных реформ или модернизации российской экономики. И это осознается обществом. [1]

До последнего времени казалось, что это осознается и властями, которые из «двух зол» выбирали отсутствие структурных реформ и недопущение роста безработицы. Однако опубликованная 27 сентября 2013 года в газете «Ведомости» статья председателя правительства Д.А. Медведева «Время простых решений прошло» оставила серьезные вопросы. В статье признается тот факт, что сохранить занятость любой ценой в случае модернизации экономики не получится. Более того, в статье перечислены необходимые меры по защите уже не занятости, а высвобождаемых работников, с тем, чтобы сделать реформы максимально безболезненными для них.

Однако к реализации обозначенных мер по недопущению масштабной застойной безработицы власти еще не приступали. В этой связи существуют опасения, что, как и ранее, они могут уповать на то, что «рынок сам все отрегулирует» - закроются нерентабельные производства, но возникнут новые, инновационные. Такие надежды явно неоправданны: мы жестко «вписаны» в мировую экономику, а на падающих в условиях кризиса рынках очень сложно будет как наращивать экспорт, так и стимулировать импортозамещение. Без специальной политики в области регулирования социально-трудовых отношений, промышленной политики, политики в области образования сделать это будет просто невозможно. [3]

К сожалению, складывается впечатление, что у власти, если и есть понимание, какие необходимо предпринять усилия, чтобы предотвратить наиболее опасные с социальной точки зрения последствия предполагаемой модернизации экономики, то нет политической воли, чтобы их реализовать, как нет и всестороннего анализа всех возможных рисков.

Под социальными рисками мы в данном случае понимаем совокупность неблагоприятных последствий определенных политических и экономических решений, а также отсутствие необходимых

решений, угрожающих социальному благополучию значительных групп населения или социальной стабильности общества в целом, а также экономической безопасности страны.

Существует еще один важный момент, который невозможно упустить из виду, обсуждая реструктуризацию российской экономики в контексте занятости. Россия - страна со значительным по численности населением, а современная высокотехнологичная экономика - это экономика низкотрудоемкая, что катастрофически угрожает экономической безопасности страны. Очевидно, что даже относительно трудоемкими сегодня можно назвать далеко не все производства. К таковым можно отнести, например, швейную промышленность, автомобилестроение. Именно поэтому необходимо создавать дополнительные условия для развития трудоемких производств, иначе задачу создания в ближайшие годы 25 млн. качественных рабочих мест нам не решить, и мы можем всерьез столкнуться с проблемой хронической незанятости значительной части населения, уже сегодня ставшей острейшей социально-политической проблемой для многих развитых стран.[4]

Риски серьезных дисбалансов существуют и в области оплаты труда - социальные и экономические. Однако следует упомянуть еще и значительный уровень неравенства по доходом, существующий в социально-трудовой сфере не в разрезе отраслей, а между «богатыми» и «бедными» работающими. Так, по данным Росстата, на апрель 2013 года на 10% работников с наиболее высокой заработной платой приходилась треть фонда оплаты труда в стране, а на 10% работников с наименьшей заработной платой - всего лишь 2%. Децильные коэффициенты по зарплате в разрезе отдельных видов экономической деятельности варьируют от 21,2 в финансовой деятельности до 10,2 в обрабатывающих производствах.

При этом в бюджетной сфере, где государство, казалось бы, должно было регулировать оплату труда, эти коэффициенты составляют 11,9 в образовании и 11,0 в здравоохранении. И все это при сохранении низких размеров оплаты труда в целом. Приводимые статистикой средние размеры оплаты труда для российских условий совершенно не показательны, правильнее оперировать показателями медианной заработной платы, которые сразу же дадут значительное снижение среднего размера оплаты труда.

Более равномерное распределение зарплаты по децильным группам позволит решить задачу повышения общей покупательной способности по народному хозяйству, что является весьма актуальной задачей в условиях кризиса. К тому же в России, отсутствуют традиции и механизмы цивилизованного выражения недовольства работников своим социально-экономическим положением.

При анализе ситуации следует обратить внимание еще на один важный момент - на тот способ, которым люди доносят до власти свое недовольство. Этот способ явно лежит в неправовом поле, что делает ситуацию достаточно опасной с политической точки зрения. Это связано именно с отсутствием традиций легитимной борьбы наемных работников за свои экономические права и в условиях современной России, и в прошлом. Собственно, вспоминая совершенно нецивилизованный механизм инициирования забастовки, прописанный в трудовом законодательстве, можно понять, что традициям этим неоткуда взяться. В итоге - перекрытия магистралей, голодовки, «народные сходы» и другие крайние формы протеста, что, в случае разрастания протестного движения, может грозить дестабилизацией политической ситуации.

Резюмируя сказанное выше, попытаемся обозначить социальные риски, с которыми наша страна уже сталкивается или может столкнуться в ближайшем будущем. Эти риски с достаточной долей условности можно разделить на экономические и социальные риски. И те, и другие, в свою очередь, можно подразделить на риски, связанные с осуществлением модернизации экономики, и риски, обусловленные отсутствием модернизации, то есть связанные с инерционным сценарием развития. Разделение это следует, впрочем, признать весьма условным, поскольку с некоторыми из этих рисков наша страна может столкнуться в любом случае.

Вот некоторые из них: страна - член ВТО, следовательно, она самым тесным образом включена в мировое разделение труда и в случае неверного выбора направлений модернизации экономики нам грозит недостаточная конкурентоспособность выбранной модели экономического развития со всеми вытекающими последствиями -дальнейшее отставание в экономическом развитии и окончательное превращение страны в сырьевой придаток.

Кроме того, членство в ВТО накладывает на нас ряд серьезных ограничений, связанных с возможностями - вернее, отсутствием возможностей, реализации независимой промышленной политики; потеря высококвалифицированных кадров, не находящих применения внутри страны; отсутствие «систем страхования» социальных рисков на рынке труда при реструктуризации экономики, а также, систем адаптации - профессионального образования, систем переподготовки, отсутствие единого рынка труда и механизмов повышения мобильности рабочей силы грозят серьезными потерями трудового потенциала; недостаточная социальная ориентированность новой экономической модели, нехватка качественных рабочих мест, если учесть, что российская экономика в силу объективных причин должна быть относительно трудоемкой; отсутствие достаточных средств в бюджете на минимизацию социальных рисков и, как следствие, рост социальной и политической напряженности; отсутствие должного информационно-идеологического обоснования болезненных преобразований и неприятие реформ значительной частью общества; отсутствие позитивного взгляда в будущее у молодого поколения, неверие в то, что современные, востребованные и уважаемые в других странах профессии могут в России приносить хороший доход и обеспечивать высокой качество жизни.

Конфликты в социально-трудовой сфере являются реализацией порождаемых ситуацией в сфере занятости социальных рисков. Одновременно высокая конфликтность и переход трудовых конфлик-

тов в неправовое русло могут быть оборотной стороной отсутствия в стране цивилизованных механизмов регулирования социально-трудовых отношений, основанных на достижении баланса интересов основных участников этих отношений и отсутствия у наемных работников легальных путей выражения своего недовольства.

Эксперты МОТ перечисляют наиболее часто встречающиеся причины коллективных трудовых конфликтов, выявленные в ходе анализа статистики и материалов исследований, проведенных во многих быстро развивающихся экономиках. К ним относятся: слишком быстрые темпы социально-экономических преобразований, высокие уровни неравенства, резкий экономический спад, влекущий за собой ухудшение положения значительных слоев населения, циклические факторы - определенные этапы коллективных переговоров, особенно в странах, где преобладает более высокий уровень социального диалога.[2]

Очевидно, что в случае российской ситуации в той или иной мере присутствуют все перечисленные выше факторы, а, кроме того, свой весьма значительный вклад в обострение ситуации вносит и отсутствие у большинства населения, особенно, молодежи, четкого понимания перспектив развития страны, а также, механизмов адаптации к переменам.

Конечно, о конкретных цифрах принявших участие в коллективных трудовых спорах говорить достаточно сложно, но принципиальными здесь представляются два момента. Во-первых, уровень конфликтности в социально-трудовой сфере, несомненно, выше, чем это признает официальная статистика. Во-вторых, из-за законодательно обусловленной сложности начала забастовки некоторые трудовые конфликты выходят из правового поля.

Практически невозможно соблюсти все процедуры, предусмотренные Трудовым кодексом, для инициирования забастовки, чего стоит только «минимум согласованных работ», который работники должны согласовать с работодателей, прежде чем прекратить работу. Понятно, что конфликты все равно остаются и находят свое разрешение в формах, далеких от социального диалога, что, кстати, снижает шансы на их цивилизованное разрешение. К сожалению и сам социальный диалог, как механизм регулирования социально-трудовых отношений, принятый в развитых странах, не получил в России достаточного распространения, хотя именно в условиях предстоящих серьезных экономических преобразований он мог бы быть особенно востребован.

Литература:

1. Байков, Н. Организация и эффективность управления производством [Текст] / Н. Байков, Ф. Русинов. —М., 2012. -190с.

2. Завалько Н.А. Интеграционные процессы в цепочке наука, высшее профессиональное образование, производство, как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста // Вестник ТГУ, 2011. - № 345.

3. Рагулина, Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики [Текст] / Ю.В. Рагулина // Научное обозрение. - 2011. -№5. - С. 486-491.

4. Рагулина Ю.В. Инструменты повышения конкурентоспособности промышленности России. М., Вестник университета, №9, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.