Научная статья на тему ' риски социальной политики в современном российском обществе'

риски социальной политики в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
608
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / российское общество / социальный риск / социальная политика / основные элементы социальной политики. / society / Russian society / social risk / social policy / basic elements of social policy.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В. А. Лапшов

Статья посвящена основам социологического исследования рисков социальной политики в современном российском обществе. Автор опирается на то, что российское общество представляет собой определившееся в процессе исторического развития отечественное многонациональное сообщество со своей относительно устойчивой системой социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемое силой закона, социальных институтов, культуры, обычаев, традиций и т. п. , основывающееся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Социальный риск выступает как ситуация неопределенности социума при выборе решения о взаимодействии, основанном на вероятности ожидаемой дифференциации по доходу, социальной деятельности, возрасту. Автор исходит из того, что социальная политика − это деятельность общества и государства, направленная на развитие социальной сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д. Глобализация экономики в начале XXI в. создает рисковые ситуации и ведет к проявлению новых социальных рисков, обусловленных переходным характером развития российской социальной системы, поэтому социальный риск может быть рассчитан с точки зрения выявления социальных последствий интересам личности, социальных групп и общностей. Социальная политика России, обоснованная теоретически и достаточно логично построенная, на сегодняшний день еще не в состоянии полностью решить проблемы социальной защиты всех категорий и групп общества, гарантировать социальную стабильность и создать социальный климат, благоприятствующий устойчивому экономическому росту и общественному развитию. За последние два десятилетия в мире изменился концептуальный подход к социальной политике. Об этом свидетельствует позиция, получившая повсеместное распространение, связанная с формированием системы адресной социальной защиты. Реформы социальной сферы обусловливаются трансформацией социальной структуры и экономики, при этом конкурентный аспект развития является первостепенным. Принцип равновесной и мотивирующей взаимосвязи между экономическими и социальными факторами, несмотря на изменения, рассматривается как условие успешной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF SOCIAL POLICY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to the basics of sociological research of the risks of social policy in modern Russian society. The author is based on the fact that Russian society is a national multinational community defined in the course of historical development with its relatively stable system of social relations and relations between large and small groups of people supported by the force of law, social institutions, culture, customs, traditions etc., based on a certain way of production, distribution, exchange and consumption of material and spiritual goods. Social risk appears as a situation of uncertainty of a society when choosing a decision on interaction based on the probability of expected differentiation in income, social activity, age. The author proceeds from the premise that social policy is the activity of society and the state aimed at developing the social sphere of society, increasing welfare, improving working conditions, living, etc. The globalization of the economy at the beginning of the 21st century creates risky situations and leads to the emergence of new social risks caused by the transitional nature of the development of the Russian social system, therefore social risk can be calculated from the point of view of revealing social consequences to the interests of the individual, social groups and communities. Russia's social policy, founded theoretically and reasonably logically constructed, is not yet able to completely solve the problems of social protection of all categories and groups of society, to guarantee social stability and create a social climate conducive to sustainable economic growth and social development. Over the past two decades, the world has changed the conceptual approach to social policy. This is evidenced by a position that has become ubiquitous, related to the formation of a system of targeted social protection. Reforms of the social sphere are conditioned by the transformation of the social structure and economy, while the competitive aspect of development is paramount. The principle of an equilibrium and motivating relationship between economic and social factors, despite the changes, is viewed as a condition for successful globalization.

Текст научной работы на тему « риски социальной политики в современном российском обществе»

УДК 316.334.22 В. А. Лапшов

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: vaLeraLapshov@gmaiL.com

РИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья посвящена основам социологического исследования рисков социальной политики в современном российском обществе. Автор опирается на то, что российское общество представляет собой определившееся в процессе исторического развития отечественное многонациональное сообщество со своей относительно устойчивой системой социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемое силой закона, социальных институтов, культуры, обычаев, традиций и т. п., основывающееся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Социальный риск выступает как ситуация неопределенности социума при выборе решения о взаимодействии, основанном на вероятности ожидаемой дифференциации по доходу, социальной деятельности, возрасту. Автор исходит из того, что социальная политика - это деятельность общества и государства, направленная на развитие социальной сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д. Глобализация экономики в начале XXI в. создает рисковые ситуации и ведет к проявлению новых социальных рисков, обусловленных переходным характером развития российской социальной системы, поэтому социальный риск может быть рассчитан с точки зрения выявления социальных последствий интересам личности, социальных групп и общностей.

Социальная политика России, обоснованная теоретически и достаточно логично построенная, на сегодняшний день еще не в состоянии полностью решить проблемы социальной защиты всех категорий и групп общества, гарантировать социальную стабильность и создать социальный климат, благоприятствующий устойчивому экономическому росту и общественному развитию. За последние два десятилетия в мире изменился концептуальный подход к социальной политике. Об этом свидетельствует позиция, получившая повсеместное распространение, связанная с формированием системы адресной социальной защиты. Реформы социальной сферы обусловливаются трансформацией социальной структуры и экономики, при этом конкурентный аспект развития является первостепенным. Принцип равновесной и мотивирующей взаимосвязи между экономическими и социальными факторами, несмотря на изменения, рассматривается как условие успешной глобализации.

Ключевые слова: общество; российское общество; социальный риск; социальная политика; основные элементы социальной политики.

V. A. Lapshov

Doctor of SocioLogy (Dr. habiL.), Head of the Department of SocioLogy, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: valeralapshov@gmail.com

RISKS OF SOCIAL POLICY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to the basics of sociological research of the risks of social policy in modern Russian society. The author is based on the fact that Russian society is a national multinational community defined in the course of historical development with its relatively stable system of social relations and relations between large and smaH groups of people supported by the force of law, social institutions, culture, customs, traditions etc., based on a certain way of production, distribution, exchange and consumption of material and spiritual goods. Social risk appears as a situation of uncertainty of a society when choosing a decision on interaction based on the probability of expected differentiation in income, social activity, age. The author proceeds from the premise that social policy is the activity of society and the state aimed at developing the social sphere of society, increasing welfare, improving working conditions, living, etc. The globalization of the economy at the beginning of the 21st century creates risky situations and leads to the emergence of new social risks caused by the transitional nature of the development of the Russian social system, therefore social risk can be calculated from the point of view of revealing social consequences to the interests of the individual, social groups and communities.

Russia's social policy, founded theoretically and reasonably logicaHy constructed, is not yet able to completely solve the problems of social protection of all categories and groups of society, to guarantee social stability and create a social climate conducive to sustainable economic growth and social development. Over the past two decades, the world has changed the conceptual approach to social policy. This is evidenced by a position that has become ubiquitous, related to the formation of a system of targeted social protection. Reforms of the social sphere are conditioned by the transformation of the social structure and economy, while the competitive aspect of development is paramount. The principle of an equilibrium and motivating relationship between economic and social factors, despite the changes, is viewed as a condition for successful globalization.

Key words: society; Russian society; social risk; social policy; basic elements of social policy.

XXI в. вносит коррективы и качественные изменения в глобальные процессы. При этом всё более очевидным становится возросшее значение социальных последствий этих процессов и всё чаще звучит мнение о том, что именно социальная политика будет определять облик нового века.

Категорию «общество» в социологическом исследовании можно рассматривать как формирующуюся совокупность социальных взаимодействий между людьми, складывающаяся в процессе их деятельности, под воздействием социальных институтов и групп конкретной территориально-политической государственной системы [Осипов 2014].

Российское общество представляет собой определившееся в процессе исторического развития отечественное многонациональное сообщество со своей относительно устойчивой системой социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемое силой закона, социальных институтов, культуры, обычаев, традиций и т. п., основывающееся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ [Лапшов 2015].

Российское общество также характеризует неопределенность социально-экономических процессов современного переходного периода его развития. Россия - это часть глобального мира, который стремительно меняется.

Социальный риск - это ситуация неопределенности социума при выборе решения о взаимодействии, основанном на вероятности ожидаемой дифференциации по доходу, социальной деятельности, возрасту [Лапшов 2014].

Увеличение структурной и функциональной сложности, открытости и неустойчивости современного общества, нелинейная динамика социальных систем свидетельствуют о появлении особой специфики взаимоотношений социальных общностей и индивидов в условиях масштабности информационных, экономических, политических, экологических, технологических и социальных рисков.

Происходящие в социальных институтах и организациях изменения носят неопределенный характер и приводят к появлению новых социальных рисков, социально-экономические последствия которых сложно достоверно оценить и предвидеть. В связи с этим сегодня любому обществу, социальному институту и организации требуется достоверное социологическое исследование социальных рисков. Без этого становится невозможным стабильное функционирование любой социальной системы.

Для современного общества точкой отсчета ее социальной деятельности становится будущее, которое неизвестно. Поэтому при принятии решения отдельных социусов, необходимо учитывать их социальный риск не только для настоящего, но и будущего социума. Это оказывает растущее социальное давление на социуса в современном обществе, даже при условии принятия решений на основе консервативных идеалов. В начале XXI в. возрастает осознание новых социальных рисков [Бехманн 2012].

Можно констатировать, что в настоящее время сложилось социальное противоречие между возросшей потребностью российского общества в минимизации социальных рисков, с одной стороны, и отсутствием основ социологической диагностики исследования социальных рисков - с другой. Данное исследование призвано способствовать разрешению этого противоречия.

Социологический аспект исследования социального риска заключается в том, что последний является неотъемлемой составляющей любого переходного общества и связан с последствиями социальных изменений в период различных кризисов.

Основная гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: глобализация экономики в начале XXI в. создает рисковые ситуации и ведет к проявлению новых социальных рисков, обусловленных переходным характером развития российской социальной системы, поэтому социальный риск может быть рассчитан с точки зрения выявления социальных последствий интересам личности, социальных групп и общностей.

Всякая перестройка структуры общества, производственных отношений, политической деятельности органически сливается с социальной политикой государства, от проведения которой непосредственно зависит положение и деятельность людских ресурсов и интеллектуального капитала.

За последнее время область социальной политики заметно расширилась, в нее стали включаться аспекты:

- обеспечения занятости;

- социально-трудовых отношений;

- социального партнерства и социального диалога;

- социального обеспечения и страхования;

- защиты интересов и прав разных категорий населения;

- социальной экологии и социальной безопасности.

Провозглашенные и закрепленные в официальных документах многих стран принципы «социальной солидарности», «социального сплочения», «социальной справедливости» и «социальной ответственности» накладывают отпечаток на все процессы, которые влияют на эволюцию общества.

Социальная политика - это деятельность общества и государства, направленная на развитие социальной сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Социальная политика в сфере труда - это целенаправленная система законодательных и административных правил и практик, касающихся положения наемных работников и обеспечения им определенных социальных гарантий.

Социальная политика системна по своему характеру, так как представляет собой некую целостность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.

Основные элементы социальной политики: объект; субъект; цель и задачи; функции; приоритеты и принципы; формы, средства и методы реализации.

Главным объектом социальной политики считают социальную сферу общества. К остальным объектам социальной политики также относят: население страны (в том числе социальные общности и группы); социальные отношения; социальные явления и процессы в обществе во всем их многообразии и формах.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их интересы институты, организации и органы власти, взаимодействующие в социальной сфере.

Главный субъект социальной политики - государство, которое должно обеспечивать:

- движение к достижению в обществе социальной справедливости;

- ослабление социального неравенства;

- предоставление каждому работы или иного источника существования;

- сохранение мира и согласия в обществе;

- формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Субъектами социальной политики также выступают:

- государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения;

- общественные, религиозные, благотворительные и другие негосударственные объединения;

- сами граждане (гражданские инициативы, например группы самопомощи);

- органы местного самоуправления;

- внебюджетные фонды;

- коммерческие структуры и бизнес;

- профессиональные работники, занимающиеся разработкой и осуществлением социальной политики;

- добровольцы и др.

Цель современной социальной политики - развитие человеческой личности, создание благоприятных условий для ее полноценного гармоничного существования, воспитание чувства ответственности за свою жизнедеятельность, за удовлетворение жизненного важных интересов и потребностей.

К приоритетным задачам социальной политики относится:

- гармонизация общественных отношений;

- создание социально-гарантированных условий для жизнедеятельности граждан;

- обеспечение научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий, развитие инновационной деятельности;

- укрепление института семьи;

- обеспечение социальной справедливости в обществе.

Функции социальной политики:

1. Политические:

- адаптация - приспособление к условиям внешней и внутренней среды;

- интеграция - согласование интересов всех элементов общества;

- артикуляция - выражение интересов отдельных социальных групп;

- целеполагание - постановка целей и задач развития общества;

- координация - установление взаимодействия различных видов и направлений социальной политики;

- социализация - приобщение членов общества к социально-политической деятельности;

- ориентация членов общества на определенные нормы и ценности;

- рекрутирование - отбор и подготовка политической элиты.

2. Социально-политические:

- поддержание и укрепление ценностей общества;

- разработка целей и задач развития социальной сферы общества;

- ограничение процесса социальной дифференциации в обществе;

- предотвращение социальных конфликтов;

- регулирование социальных отношений;

- стимулирование социально-политической активности индивидов и групп.

3. Социальные функции:

- улучшение демографической ситуации;

- предотвращение массовой бедности;

- обеспечение эффективной занятости населения;

- воспроизводство рабочей силы и самого человека;

- сохранение семьи как базового социального института;

- обеспечение социальной защиты населения.

Приоритеты - наиболее важные, значимые проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики.

Мегаприоритеты современной социальной политики - это обеспечение национальной безопасности и сохранение независимости страны.

Мезоприоритеты социальной политики - это преодоление социальной несправедливости и резкой дифференциации в обществе; увеличение количества людей, принадлежащих к среднему классу; создание новой системы ценностей; создание демократической системы социальной защищенности; создание условий для возрастания экономической активности; обеспечение экологической безопасности и здоровья нации; развитие современной социальной инфраструктуры; обеспечение прогресса во всех социальных сферах жизнедеятельности населения.

Микроприоритеты - повышение уровня и качества жизни; обеспечение полной занятости населения; обеспечение жильем и развитие системы ЖКХ; развитие систем образования и здравоохранения; улучшение демографической ситуации; разработка семейной политики и т. д.

Основные приоритеты современной отечественной социальной политики в области развития человеческого потенциала:

- принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

- выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

- решение основных социальных проблем военнослужащих;

- преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 г. на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 гг.);

- структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

- создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

- улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

- возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

- создание основ современной индустрии туристско-рекреа-ционных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.

Под «типичным портретом социальных рисков российского общества» понимается обобщенное отражение определенной совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств основных социальных типообразующих признаков ситуации

неопределенности социума при выборе решения о взаимодействии, основанном на вероятности ожидаемой дифференциации по доходу, социальной деятельности, возрасту.

Итоги исследования показали, что половина респондентов считают ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в нашем обществе, как неопределенную, не позволяющую строить планы на будущее. 24 % - тревожная, вызывающая напряженность и негативные ожидания. 10 % - напряженная, вызывающая недовольство и протестные акции. Лишь 14,3 % считают ее стабильной, позволяющей оптимистично смотреть в будущее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные изменения, происходящие в российском обществе в начале XXI в. укрепили среди респондентов: веру в себя и свои силы (30,7 %), ожидание негативных перемен (24,9 %) и новых рисков и потерь для семьи (21,4 %). Как не было, так и нет доверия олигархам у 56,2 % опрошенных, профсоюзам - 49,1 %, политическим партиям и движениям - 47,7 %, крупным собственникам -44,8 %, правительству РФ - 35,3 %, средствам массовой информации - 33,4 %. Ослабла уверенность в будущем своей страны у 40,2 % опрошенных россиян; в экономической дееспособности России - 38,4 %; в будущем своих детей - 38,0 %. Ослабла вера в духовное возрождение российского общества у 37,1 % респондентов, доверие средствам массовой информации - 30,3 %.

Дополняют представленный типичный портрет социального риска в современном российском обществе данные, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения совместно с Фондом «Общественное мнение» и Институтом маркетинговых и социальных исследований GfK Русь в начале XXI в. в ходе исследования «Россия удивляет», целью которого было предоставление объективной информации о темпах и направлении социально-экономического развития страны [Россия удивляет ...].

Россияне стали чаще оценивать материальное положение своей семьи хорошо. При этом в 2013 г. они в два раза реже, по сравнению с 2005 г., оценивают материальное положение как плохое. Большинство россиян удовлетворены своей жизнью. За последние восемь лет значительно увеличилось число довольных своей жизнью. При этом в два раза реже респонденты стали говорить о неудовлетворенности жизнью.

Несмотря на происходящие социальные изменения в российском обществе, у респондентов какой была, такой и осталась: вера в себя - 56 % и людей - 46,9 %; ожидание новых рисков и потерь для семьи - 51,6 % и негативных перемен - 48,7 %. Верят, как и прежде, в позитивные перемены 42,9 % опрошенных, но укрепилась эта вера только у 13,6 %.

Оценивая деятельность российских властных политических и экономических институтов по снижению социальных рисков кризисов, 66,3 % респондентов считают, что они ничего не делают для рядовых граждан или делают далеко не всё, из того, что могут и должны. Еще 14,7 % уверены в том, что делается всё, но для крупных собственников. И только 5,7 % считают, что власти делают всё, что могли.

К основным социальным рискам россияне относят: безработицу - 68,4 %; бедность - 43,7 %; потерю профессии и неоплату кредита - 30,8 %; индивидуальную социальную ненужность - 21,0 %; одиночество - 13,9 %.

Для снижения социальных рисков 45,8 % респондентов рассчитывают на собственные силы, а 54,2 % - на помощь государства. 46,7 % считают возможности современных профессиональных союзов в социальной защите интересов трудящихся и минимизации социальных рисков кризисов очень малыми и практически сведенными на нет.

Хотелось бы обратить внимание еще на один факт. В ходе нашего исследования и по результатам исследований динамики еженедельных оценок по доверию российским политикам, проводимым ВЦИОМом [Доверие политикам ...], единственным отечественным руководителем, кому доверяют респонденты, является Президент РФ. Его индекс доверия среди россиян в разы превышает индексы доверия других руководителей государства, лидеров политических партий и движений. При такой одиночной опоре социальная система весьма неустойчива. В истории развития российского общества прошлого века памятными датами останутся 1917, 1953, 1982, 1985 и 1991 гг. Тогда смена лидера страны приводила к революционному или мобилизационному варианту развития общества. И тот, и другой приносили новые социальные риски. Один из вариантов их снижения - развитие гражданского общества. Но это тема отдельного исследования.

В начале XXI в. социальные изменения и риски процесса перемен российского общества приобретают особую социальную значимость. Они становятся не исключительным случаем или побочным продуктом развития нашего общества, а представляют собой новые факторы отечественного общественного развития, которые требуют своего социологического исследования.

Сегодня каждому россиянину ясно, что не революционный, а эволюционный путь развития принят нашим обществом, которое демонстрирует желание избавляться от проблем путем компромиссов, а не конфронтации. Решать спорные вопросы и острые проблемы оказалось возможным в рамках отечественного права.

Исходя из оценки реальной практики и результатов, следует признать, что социальная политика России, обоснованная теоретически и достаточно логично построенная, на сегодняшний день еще не в состоянии полностью решить проблемы социальной защиты всех категорий и групп общества, гарантировать социальную стабильность и создать социальный климат, благоприятствующий устойчивому экономическому росту и общественному развитию.

В заключение необходимо отметить, что за последние два десятилетия в мире изменился концептуальный подход к социальной политике. Об этом свидетельствует позиция, получившая повсеместное распространение, связанная с формированием системы адресной социальной защиты. Реформы социальной сферы обусловливаются трансформацией социальной структуры и экономики, при этом конкурентный аспект развития является первостепенным.

Принцип равновесной и мотивирующей взаимосвязи между экономическими и социальными факторами, несмотря на изменения, рассматривается как условие успешной глобализации.

Социальная политика без существенных изменений в области оптимизации распределения доходов мало что решает. Это является важным условием достижения эффективности и роста производительности труда (роста мотивации) на уровне всей экономической системы и ее конкретных субъектов (отдельных предприятий, компаний, фирм), а отсюда - обеспечения высокой конкурентоспособности страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. 2-е изд. М. : Логос, 2012. 248 с.

Доверие политикам. URL: wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam (дата обращения 20.01.2016).

Лапшов В. А. Социальный капитал развития современной России // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания. Материалы II Международной науч. конф.: сб. науч. тр. / под ред. Р. М. Нуреева, М. Л. Альпидовской. М. : Финансовый университет, 2015. С. 722-732.

Лапшов В. А. Теоретические основы социологического исследования социальных рисков // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2014. № 6. С. 5-25.

Осипов Г. В. Общество // Социологический словарь / отв. ред Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. М. : Норма : Инфра-М, 2014. С. 294.

Россия удивляет: статистика и социология против мифов и вымысла. URL: gtmarket.ru/news/2013/11/12/6411 (дата обращения 20.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.