УДК 316.334.23 ББК 60.561.22 К 60
С.И. Колесник,
кандидат социологических наук, доцент обще гуманитарных и
естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, тел. 8-918-745-99-28
Социальные результаты с социологии кризисного управления
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье рассматривается современное социологическое содержание управленческих социально ориентированных технологий мобилизующего развития для сферы предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, управление коллективом, персонал.
S.I. Kolesnik,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of the Humanities and Natural-Science Disciplines, Essentuksky Institute of Management, Business and Law, ph.: 8-918-745-99-28
Social results of sociology of crisis management
Abstract. The present paper discusses the modern s ociological content of the administrative socially focused technologies of mobilizing development for the business sphere.
Keywords: venture, business, management of collective body, personnel.
Выявление предпринимательской миссии всегда сопряжено с признанием её принципиальной выполнимости. Перспективы развития рынка консалтинговых услуг в России св я заны с необходимостью выработки и овладения российскими фирмами мобилизующими алгоритмами решения проблем. Выполнение предпринимательской
миссии зависит от уровня предпринимательской конкурентоспособности каждого субъекта бизнеса, от степени обоснованности содержани я и технологий делового поведения. От консультаций по поводу возникновени , поддержания, развития и прекращения деловых отношений, а также от состава планируемых действий по укреплению потенциала предпринимательской конкурентоспособности. Обоснованный расчет потенциала конкурентоспособности, оценка собственных сил и возможностей внешней среды дают ответ на вопрос, выполнима ли предпринимательская мисси я вообще и, если вы-
полнима, то в какие сроки. Профессиональные консультации необходимы при формировании системы организационных и управленческих связей, с помощью которой они могли бы мобилизовать потенциал предпринимательской конкурентоспособности и осуществить деловое поведение. Условия успешного кризисного управлени определ ютс содержанием и длительностью воздей-стви я соответствующих угроз (табл.1).
Любая сфера человеческой дея тель-ности, в том числе предпринимательство, бизнес или коммерция, всегда св заны с риском. Риск определ ет-ся возможностью экстремального отклонения результата деятельности от желаемого или ожидаемого в худшую сторону. Так, государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить. Как отмечают более 60% опрошенных респондентов, совершенствование законодательства ведетс медленно, в ло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение
Таблица1.
Направлени я усилий для успешного антикризисного управлени я (% мнений; в том числе — по нескольким позици ям)
Преодоление конкурентов Нарушение норм законов Финансово- экономические издержки Низкий уровень подготовки менеджмента
Руководители предприятий госсобственности 27 10 65 35
Руководители коммерческих предприятий 28 80 25 14
Представители администраций муниципалитетов 22 12 34 45
Представители общественности 15 70 15 65
закона изощренными подзаконными актами, что в значительной мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности. Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной «ничьей» — частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечени кредитов.
В организации экстремальны-
ми факторами приближения кризиса могут быть снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Экстремальными причинами — финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивировани . Менеджер определя ет и назначает ответственных за исполнение, а иногда и самих исполнителей тех или иных заданий. Разграничивает полномочия, ставит цели, прорисовывает с каждым тактику и разрабатывает систему контрол я. Также он определ я ет мотивацию подчиненных менеджеров, других сотрудников и степень ответственности за результат.
Управленческое консультирова-
ние объедин я ет все отношени я, возникающие в процессе управлени . Экспертное консультирование позво-ля ет раскрыть содержание и направленность собственного делового предназначения в условиях повышенной конкурентной опасности. Хотя риск и вл етс органической компонентой
предпринимательской де тельности,
само предпринимательство не св зано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимател на обращение рыночной неопределённости и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Посредством ситуационного подхода реализуетс принцип адаптивности, вл ющийс
основополагающим принципом стратегического управлени я. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (организационная культура, структура, система планировани и др.) являются реакцией организации на соответствующие изменени во внешнем окружении и некоторые из-менени во внутренней среде.
При обращении к конфликту об -занностей и интересов в управлении персоналом предпри ти конфликт необходимо исследовать как организационно-управленческий, то
есть между членами управл я ющей организации, руководител ми и исполните-л ми; образующимис в их составе первичными группами; между различными подразделени ми в данной системе
управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий. Острые конфликтные ситуации, возникающие в процессе прин я ти я, а также в ходе реализации решений, обусловлены диалектикой целей и средств, целей и результатов. Общность всех конфликтов, независимо от их природы, заклю-чаетс в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, в отсутствии согласия двух или более сторон — участников конфликта. Неопределенность исхода конфликта, любопытство, интерес и стремление к победе побуждают людей к сознательному вступлению в конфликт, что прит гивает к конфликтам и участников, и наблюдателей. Сложность конфликтов обусловли-ваетс степенью рациональности в дей-стви х отдельных лиц и коллективов с различными интересами.
Значительные перемены в организации неизбежно затрагивают интересы определенного числа ее членов и становя тся источником конфликтов. В том числе, как установлено в диссер-
тации, тесное взаимодействие между менеджером и собственником, который сам по совместительству вл етс менеджером, не может не приводить к разногласия м и конфликтам. Как правило, всё заканчивается компромиссом. Только 18% респондентов из соответствующих групп за вили о том, что беспрекословно выполн ют требо-вани собственника. В большинстве случаев (до 60%) находится компромисс, который устраивает обе стороны. Как стратегическое, так и оперативное управление требуют создани и поддержания определенной организационной архитектоники, подбора и воспитани кадров с соответствующей мотивацией и подготовкой. Здесь цель конфронтации состоит в том, чтобы вынести проблему на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать её с привлечением максимального количества участников конфликта (а по сути
— это не конфликт, а трудовой спор), поощря ть вступление в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом с тем, чтобы вы вить и устранить преп т-ствия (табл.2).
Таблица 2.
Про являете ли Вы стремление к участию (предупреждению) конфликтной ситуации, когда она создаёт угрозу интересам Вашего предпри яти я, организации (%)
Руководители Менеджеры среднего уровня Руководители малых подразделений Р довые работники, служащие
Определённо «Да» 24 46 35 14
Скорее «Да» 52 26 15 22
Скорее «Нет» 11 16 13 18
Определённо «Нет» 9 12 37 34
Затрудня юсь ответить 4 нет нет 12
Субъективные по природе конфликты в управленческом коллективе непосредственно порождаются противоречиями между конвенциональными рол ми, которые призваны играть руководители и исполнители, каждый член организации, и отклонени ми от них, выражающимися в нарушении установленных норм, н евыполнении положенных обязанностей и ущемлении прав. Конфликтность или бесконфликтность, характер и острота конфликтно-
сти, согласованность или ее отсутствие в случае возникновени конфликтных ситуаций при прин тии и реализации решений в огромной степени зависит от качеств менеджера, ответственного за этот важнейший процесс.
Проблемы улучшения мобили-
зующего управлени и привлечени крупномасштабных инвестиций не могут быть решены без обеспечения эффективных и надежных механизмов защиты интересов инвесторов
и отсутстви конфликтов в сфере предпринимательства.
Сложности институциализации
моделей стратегического управлени связаны с отсутствием соответствующих традиций и социальных норм. В рамках этого подхода социальна роль предпринимателей проекционно выражается в генерировании инновационного типа поведени я. Говор я о социальном аспекте анализа искомой темы, нельз обойти вниманием вопрос о том, как конкретный менеджер зан я л кресло управленца, и как оформлены его отношени я с работодателем. Продвижение к управленческой позиции характеризуют специфический, элитарный сегмент рынка труда, по определённой традиции, опутанный сетью неформальных св зей и скрытых вли ний. В общем случае, социальная ответственность бизнеса — это концепци я, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.
За последние дес ть лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым влением в экономике. Так, с учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве в последние годы заня то более 13,5 млн. человек. На доходы от этого вида де -тельности живут 25-27 млн. россиян. Как социализирующий идеал, предпринимательство способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благопри тную почву дл практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Так, за счет малых предпри-я тий можно преобразовать социальноэкономическую структуру общества, развить многообразие форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду дл конкуренции и развити рыночных отношений.
В социологии современного менеджмента выдел я ются следующие черты:
1) системный подход к управлению;
2) ситуационный принцип управлени я;
3) определ юща роль организационной культуры; 4) механизаци и авто-матизаци управленческих процессов; 5) демократизаци управлени ; 6) ин-тернационализаци .
Развивая идеи Р.И. Гайнутдинова, М.В. Гундарина, С.Е. Литовченко и р да других современных авторов, выделены перспективные социальные технологии дл мобилизующего менеджмента. Здесь предполагаются тесные контакты с властью, с гражданским обществом, привлечение экспертов, партнеров по программам в виде российских и международных некоммерческих организаций. Потенциально успешные социальные проекты основаны на партнёрских отношениях с органами местного самоуправлени , базируютс на следующих принципах: — комплексный и непредвз тый анализ ситуации; — направленность на долгосрочную стратегию развити территорий; — предоставление финан-сировани на конкурсной основе, долевое финансирование; — мониторинг и оценка эффективности профинансированных проектов; — формализаци отношений с органами власти и местного самоуправлени в виде договоров социального партнерства и других документов; — сопровождение корпоративных социальных программ меропри ти ми по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих; — совместные действи с общественностью, представл ющей местные сообщества; — привлечение сотрудников компании к реализации социальных программ; — привлечение независимых экспертов и консультантов;
— сотрудничество с российскими и международными благотворительными фондами и некоммерческими организа-ци ми; — организаци обмена опытом между участниками программ, информационная поддержка.
В результате крупномасштабной отечественной приватизации выросла безработица, возросла дифференциаци доходов разных групп населени , увеличилось социальное расслоение, значительна часть населени оказалась
на грани или за чертой бедности, упала эффективность производства и т. д. Многим стало сно, что экономическа эффективность и получение прибыли не могут быть единственными цел ми цивилизованного бизнеса. В массовом сознании росси н есть понимание того, что огромные состо ни , которые были нажиты за несколько лет в процессе раз-государствлени собственности, вовсе не вл ютс результатом упорного труда и честной конкуренции, а чаще всего это результат неравного доступа к распоря-жению госсобственностью и легализации теневых капиталов, да и крупный бизнес — объект концентрации отрицательных значений и оценок.
По нашим данным, за четыре последних года дол респондентов, отрицательно оценивающих состояние отечествен-
ной экономики, выросла с 32% до 65%. Развитие отношений бизнеса и государства в области социальной политики, как считают некоторые эксперты, может пойти по одному из трех сценариев. Прежде всего, это бюджето-замещающая роль бизнеса, второй сценарий — идеальна модель конкурентного рынка социальных услуг. И третья, более реалистична модель — бизнес выступает равноправным партнером государства, а государство, в свою очередь, вл етс администратором и гарантом прозрачности правил игры на рынке социальных услуг. В соответствии с современными принципами менеджмента признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации выступает на первый план.
Примечания :
1. Автономова С.А. Современное предпринимательство в России: гендерный аспект: авторе—. дис. ... канд. социол. наук / С.А. Автономова. Новочеркасск, 2009.
2. Вильданова А.А., Алавидзе Т.Д., Антонюк Е.В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. 14.
3. Джанерья н С.Т., Рудакова С.В., Ничепуренко Л.В. Опыт изучения личностных особенностей представителей частного сектора экономики // Психологическая адаптация личности к условия м рыночной экономики. Ростов н/Д: ЮРГИ, 1999.
4. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуация х жизненных перемен // Социологические исследования. 2005. Т. 9, 15.
References:
1. Avtonomova S.A. Modern business in Russia: a gender aspect: Dissertation abstract for the Candidate of Sociology degree / S.A. Avtonomova. Novocherkassk, 2009.
2. Vildanova A.A., Alavidze T.D., Antonyuk E.V. The perception of private business and private entrepreneurs // The Bulletin of the MSU. Series 14. Psychology. 1997. No. 4.
3. Dzhaneryan S.T., Rudakova S.V., Nichepurenko L.V. The experience of studying the personal features of representatives of the private sector of economy // Psychological adaptation of the personality to market economy conditions. Rostov-on-Don. YURGI, 1999.
4. Kartseva T.B. Personality changes in the situations of life changes // Sociological researches. 2005. V. 9, No. 5.