Научная статья на тему '97. 02. 068. Марченко В. В. Социальная психологияпредпринимательства / междунар. Акад. Психол. Наук. -Ярославль, 1996. 224 с. Библиогр. : С. 206-213'

97. 02. 068. Марченко В. В. Социальная психологияпредпринимательства / междунар. Акад. Психол. Наук. -Ярославль, 1996. 224 с. Библиогр. : С. 206-213 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -РФ / ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РФ -ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР / СОЦИАЛЬНО-ПСИХАЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 068. Марченко В. В. Социальная психологияпредпринимательства / междунар. Акад. Психол. Наук. -Ярославль, 1996. 224 с. Библиогр. : С. 206-213»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ЙАУ«МаИЭД1Юв1ИИЯЦиИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 97.02.001-97.02.095

МОСКВА 1997

практике это означает, что все решения принимаются, как правило, одним человеком - владельцем. Выполнение определенных задач не связано с организационно обусловленными функциями, отношения между работниками не формализованы, отсутствуют формальные документы, описывающие функции того или иного работника. В дальнейшем одна группа фирм после успешного старта продолжала работать в одной области, другая диверсифицировала производство, что обусловило различие их организационных структур. Организационная структура предприятий первой группы оформилась в классическую функциональную структуру, другие проходят фазу перехода от функциональной структуры к дивизионной.

Рассматривая основные характеристики личности стратега и лидера успешно развивающихся фирм, автор выделяет следующие черты: компетентность в избранной области деятельности; интерес к проблемам менеджмента даже при отсутствии специального образования в этой области; отношение к своей работе как к способу самореализации и т.д. Эти характеристики оказывают значительное влияние на организацию и способ функционирования предприятия и иллюстрируют содержание одной из ключевых управленческих функций руководителя - функции лидерства. Эта функция определяется по-разному, но чаще всего под ней подразумевается способность “первого” лица фирмы так мотивировать сотрудников, чтобы они вкладывали максимум своих профессиональных качеств в реализацию целей предприятия.

И.Ю.Жилина

97.02.068. МАРЧЕНКО В.В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / Междунар. акад. психол.наук. -Ярославль, 1996. - 224 с. - Библиогр.: с.206-213.

В монографии, состоящей из введения, четырех глав и заключения, анализируется предпринимательство как социальнопсихологическое явление.

В первой главе представлена краткая история изучения психологии предпринимательства как за рубежом, так и в России, рассмотрены современные представления о предпринимательстве и

его психологии, а также некоторые особенности управления в государственных и предпринимательских структурах.

Указывая, что личные и деловые качества предпринимателя лучше изучены за рубежом, автор отмечает, что и в России проблемы предпринимательства исследуются с разных сторон экономической, управленческой, психологической. Но чаще всего предприниматель рассматривается через призму управленца, хотя вопросы управления и не поглощают всех аспектов его деятельности.

В научной литературе стереотипными стали представления о предпринимательстве как процессе создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение (с.38). В то же время до сих пор отсутствует общепризнанное определение терминов "предприниматель" и "предпринимательство" и в целом собственно феномену предпринимательства в литературе, особенно зарубежной, уделяется не так уж много внимания. Скудость этих исследований перекрывается обилием научной литературы и практических пособий по ведению бизнеса.

Автор отмечает, что деятельность предпринимателя наиболее близка к деятельности руководителя, хотя и не тождественна ей. Сближает эти виды деятельности их социально-психологическая составляющая, ибо любой предприниматель рассматривается прежде всего как субъект управления в рамках науки управления и неформального подхода, базирующегося на таких принципах как ориентация на человека, раскрепощение его творческой энергии, предоставление ему возможности проявлять инициативу, самостоятельность, предприимчивость.

Останавливаясь на управленческих отношениях в государственных и негосударственных организациях, автор отмечает, что государственные предприятия, являющиеся линейнофункциональными организациями, которые управляются "сверху" и подчиняются "верху", внешне сохранили методы управления старой системы. На деле же в них происходят существенные изменения, так как для многих из них "верх" исчез, видоизменился, трансформировался. Руководители предприятий приучаются

выходить из сложившейся ситуации самостоятельно, хотя это очень трудно. Нередко на помощь приходит то же предпринимательство.

Предприятия нового типа относятся к организациям преимущественно элементарной иерархии. Руководство осуществляется по-прежнему, в большой степени "сверху", от руководителя к подчиненным. Все другие аспекты организации деятельности этих предприятий реализуются руководителем на основе договора с подчиненными, другими предпринимателями, с потребителем. Система управления негосударственного сектора экономики, благодаря своей внутренней организации, содержит на порядок меньше управленческого персонала и имеет рад преимуществ перед крупным предприятием (большая производственная, кадровая гибкость, работа на местных источниках сырья и т.д.).

Во второй главе приводится сравнительный анализ важнейших функций предпринимателя и менеджера и интерпретация некоторых результатов исследований предпринимательства в России.

Автор подчеркивает, что изучение психологических особенностей личности руководителя (каковым нередко считался и предприниматель) началось в отечественной науке еще в начале века. В основном рассматривались вопросы эффективности руководства. Чаще всего в качестве исходной единицы анализа в ранних работах по психологии управления рассматривался "руководитель". Предполагалось, что чем полнее представлен у личности достаточно ограниченный набор необходимых свойств, тем эффективнее будут выполняться функции руководства. Позднее произошло расширение единицы анализа до рамок системы "руководитель - подчиненный". Это повлекло за собой втягивание в орбиту исследований психологии управления проблематики, традиционно принадлежащей социальной психологии. С течением времени единица анализа, и соответственно, предмет исследования еще больше расширились. Теперь предметом психологии управления является деятельность иерархизированной группы должностных лиц, реализующих функцию управления другими группами людей в рамках конкретной организации (с.71).

Управленческая, в особенности, предпринимательская деятельность зависит от субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся, как правило, личностные 15-1810

качества, темперамент, свойства нервной системы руководителя (предпринимателя). Объективные особенности

предпринимательской деятельности - принадлежность предприятия, ситуация в обществе.

Рассматривая некоторые общие психологические особенности предпринимательской (управленческой) деятельности, автор

выделяет следующие ее характеристики: социотехнический характер, опосредованность и дистанционность управления объектами и процессами, большой объем и разнообразие оперативных задач, неалгоритмичный характер многих операций, жесткая детерминация части операций временными параметрами, высокая психическая напряженность.

Поскольку общие особенности предпринимательской

деятельности конкретизируются в различных организациях по-разному, автор останавливается на различиях в функциях управленческой и предпринимательской деятельности в разных типах организаций. К общим функциям относятся: планирование, организация, координирование, стимулирование, контроль; к специфическим - подбор и расстановка кадров, техникоэкономическое планирование, контроль за качеством продукции, заработная плата, снабжение, организация сбыта и т.д. Эти функции управления существуют в любых типах организаций. Различия же определяются особенностями конкретной деятельности, ее целей и задач. Предпринимательский сектор отличается наличием функций обеспечения заказов и сбыта продукции при том, что часто все управленческие функции выполняет один человек - руководитель.

Характерным для управленческой системы государственного предприятия является так называемый ролевой конфликт мастера, управляющего своим участком, исполняя поручение, приказ "сверху". Он находится в положении между руководителем и подчиненными и лишен права принятия решений. Хотя в организации негосударственного типа также не исключена возможность ролевого конфликта, предприниматель почти в одиночку несет всю полноту ответственности за организацию и из-за своих ошибок страдает прежде всего он сам - его предприятие может обанкротиться. Здесь прослеживается прямая связь между эффективностью руководства и прибылью. За счет этого, а также за счет возможности более полно реализовать себя, творческого

подхода предприниматели и их сотрудники добиваются большей производительности труда.

Останавливаясь на результатах исследований мотивации к предпринимательской деятельности, автор отмечает, что множество побудительных стимулов, по сути, сводится к двум главным: ожиданию своего будущего богатства и потребности в личной независимости. Как показывает опыт крупных западных корпораций, эти мотивы не могут быть полностью реализованы в рамках крупных предприятий, которые при стимулировании персонала вынуждены учитывать не только интересы выдающихся работников, но и требования цельности и “справедливости” всей системы повышения заинтересованности персонала в работе. Не должны ущемляться и интересы владельцев предприятия. Кроме того, хорошо управляемая корпорация не только оставляет предпринимательскую потребность в независимости неудовлетворенной, но и просто избавляется от неординарно мыслящих людей, что создает им дополнительные внешние стимулы для начала собственного дела. Так, в США в период массовых увольнений число вновь создаваемых фирм возросло на 12% (с. 102).

Во многих западных исследованиях доказывается, что в массе своей предприниматели отличаются от остальных людей двумя качествами: независимостью мышления и поведения; отсутствием страха перед риском и неопределенностью. Еще одной достоверно установленной особенностью предпринимателей является то, что у большинства из них близкие родственники так или иначе связаны с бизнесом, т.е. являются людьми свободных профессий, менеджерами, собственниками, а также тот факт, что предприниматель имеет опыт работы и (обычно) образование в той области, где он начинает дело.

Описывая структуру ценностных ориентаций предпринимателя, сложившуюся у деловых людей и населения России, автор отмечает, что сами бизнесмены на первое место ставят ценности, связанные о деловой репутацией. Это свидетельствует о том, что репутация в бизнесе - необходимый фактор успеха. Практически на том же уровне стоит другая ценность - стремление к обогащению. Далее идет группа ценностей, связанных с самореализацией. Большое место в структуре мотивов занимают традиционные ценности: “семья и родственные узы”, “любовь”. 15*

Невысокую оценку получили ценности, характеризующие стремление к власти. Самую низкую оценку получили общеэтические ценности: “служение отечеству”, “приверженность нормам религиозной морали”. Порядок постановки населением блоков ценностей предпринимателей полностью соответствует порядку, определенному самими предпринимателями. Это свидетельствует о понимании населением истинных ценностей предпринимателей, их образа и реалий жизни.

В третьей главе приводится социально-психологический портрет предпринимателя российского малого бизнеса и некоторые личностные особенности руководителей коммерческих и государственных • предприятий. Автор выделяет четыре психологических типа предпринимателей малого бизнеса, характеризующихся определенными личностными особенностями: “свой парень”, “супермен”, “кустарь-одиночка” и “формальный руководитель”. К основным качествам, требуемым для эффективного управления, которые выделили руководители предприятий государственного сектора, относятся способность к разрешению конфликтных ситуаций, честность, принципиальность, умение стать на точку зрения другого. Для эффективного управления негосударственным предприятием его руководитель должен обладать “нюхом на конъюнктуру”, уметь оперативно принимать решения, поддерживать гибкие отношения с людьми, уметь быстро переориентироваться. Кроме того, отмечалась необходимость таких качеств как упорство и твердость.

Четвертая глава посвящена социально-психологическому климату предпринимательской организации. Автор отмечает, что в современной России растет напряжение в обществе, источником которой является субъективная неопределенность, воспринимаемая как незащищенность человека во многих сферах. В условиях экономической нестабильности, когда на первый план выдвигаются экономические факторы социально-психологического климата основной потребностью является удовлетворение первичных, витальных, или физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и гарантированной работе. В условиях достаточно высокой психологической напряженности в стране в целом, актуальность приобретает создание и регулирование

благоприятного психологического климата в каждой конкретной организации.

Особенности психологического климата в государственных и негосударственных организациях существенно отличаются. В государственных структурах руководство осуществлялось и

осуществляется путем указаний, приказов, инструкций, выговоров и поощрений, т.е. так или иначе методами директивного управления. Наиболее существенная производственная информация хранится у руководства, подчиненные же остаются в неведении относительно реальных планов, целей и задач “собственной” организации. Именно поэтому они не проявляют инициативы по отношению к жизни коллектива, у них ослаблено чувство ответственности за общее дело, а труд скорее является формальной обязанностью.

Стиль руководства акционерным обществом - это

закрепленные в опыте конкретного руководителя способы решения жизненно важных проблем организации, в том числе и разрешения возникающих конфликтов как с внешними, так и с внутренними партнерами по бизнесу. К необходимым навыкам относятся: наличие компетентности в вопросах создания статусов и ролей в организации; отсутствие несостоятельности профессиональных навыков любого уровня; наличие навыков психологической саморегуляции. Большое значение имеет стиль руководства, являющийся фактором надежности и стабильности социальнопсихологического климата.

И.Ю.Жшшна

97.02.069. КАРЛУСОВ В.В. ЧАСТНОЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КИТАЕ =PRIVATE ENTERPRISE IN CHINA/ РАН. Ин-т Дал.Востока. - М.: Вост. лит., 1996. - 384 с. -Библиогр.: с.375-383. - Рез.англ.

В монографии, состоящей из введения десяти глав и заключения, исследуется развитие частного предпринимательства в смешанно-переходной экономике на примере Китая.

В 1 -3-й главах рассматриваются методологические и политико-правовые вопросы развития частного

предпринимательства, в частности особенности процесса

приватизации и политический статус частного предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.