Социальные процессы в постсоветский период в приграничье России (пример Оренбуржья)
В.В. Амелин, д.и.н., профессор,
Институт управления, Оренбургский ГАУ
Социальная трансформация российского общества в постсоветские годы проявляется и в этносоциальной сфере на региональном уровне.
Анализ тенденций этносоциальных процессов свидетельствует о большой их значимости на влияние этнополитической ситуации в многонациональном, поликонфессиональном приграничном Оренбуржье.
Оренбургская область является одним из 89 субъектов Российской Федерации площадью 124 тыс. км2. После распада СССР стала приграничьем России. На протяжении 1876 км Оренбургская область граничит с тремя областями Республики Казахстан: Актюбинской, Костанай-ской, Западно-Казахстанской и с двумя оригинальными по этническому составу населения республиками РФ: Башкортостаном и Татарстаном.
В области проживает 2,2 млн. чел. - представители 80 национальностей. Из них: русские -72,3%, татары - 7,3%, казахи - 5,1%, украинцы -4,7%, мордва - 3,2%, башкиры - 2,4%, чуваши -1,0%, белорусы - 0,5%, немцы - 0,4%, евреи -0,4%, другие[1].
Оренбуржье многоконфессионально. В области действует 361 религиозная организация, официально зарегистрированные в органах юстиции и представляющие 22 конфессии. Самой крупной конфессией является епархия Русской православной церкви, в которую входит 140 религиозных организаций. Ислам представлен 95 мусульманскими организациями. Римско-католическая церковь представлена 6 религиозными организация-
ми. Протестантских конфессий - 45 (баптисты, адвентисты, пятидесятники, лютеране, менониты, мормоны). Свидетели Иеговы - 7, харизматические - 8.
В последнее десятилетие в области проходят сложные этносоциальные процессы, которые оказывают влияние на этнополитическую ситуацию в регионе. Они определяются рядом факторов.
Это - миграционные процессы.
Из стран Центральной Азии через Оренбуржье в Россию направляются потоки вынужденных переселенцев. Часть из них оседает в Оренбуржье. С 1992 г. по 2001 г. в области официально зарегистрировано 84 тыс. чел. представителей этой социальной группы. Всего в области более 200 тыс. чел. беженцев и переселенцев. Это представители более 50 национальностей. В основном, это русские (70%), украинцы (9-10%), татары (до 10%), армяне, азербайджанцы, казахи, немцы, чеченцы, ингуши, таджики, узбеки и др. Основной «поставщик» переселенцев - соседний Казахстан. В последние пять лет из этой страны прибывает до 60% переселенцев от общего числа приезжающих в регион[2]. Перед властями стоят сложные задачи обеспечения переселенцев жильем, работой, т.е. решение проблем социальной адаптации.
Полнокровной эффективной социальной адаптации мигрантов препятствуют такие факторы, как:
- отсутствие необходимых федеральных законов и несовершенство миграционного и трудового законодательства;
- неэффективное (слабое) регулирование рынков труда;
- снижение толерантности к переселенцам и появление мигрантофобии. Общество оказалось не готово к приему мигрантов ни экономически, ни политически, ни психологически. Причинами негативного отношения общества к мигрантам из дальнего и ближнего зарубежья можно назвать следующие:
- проводимая миграционная политика порождает незаконную миграцию и усиливает коррупцию;
- имеющиеся этнокультурные различия между иммигрантами и местным населением, а также различие в нормах поведения;
- рост самосознания у ряда этнических групп в России опережает рост национального самосознания русских, что потенциально является источником ксенофобии, этнофобии;
- иноэтнические мигранты внешне отличаются от местного населения, работают в основном на рынках, в торговле, т. е. постоянно находятся на виду в обществе, тем самым формируя у представителей российского социума негативизм по отношению к себе;
- на рынке труда в регионе иммигранты занимают преимущественно низкоквалифицированные места. На эти рабочие места претендует и местное население независимо от квалификации. Хотя фактически эти рабочие места местное население не занимает, т. к. они являются очень низкооплачиваемыми, тем не менее, это порождает ощущение конкуренции на рынке труда и вызывает недовольство у местного населе-ния[3].
Предлагается увеличить бюджетные средства для строительства жилья, центров временного размещения мигрантов. Содействие в обустройстве мигрантов будет способствовать их скорейшей адаптации, но отсутствие взаимопонимания между мигрантами и местным населением всегда будет сохранять почву для социального раздражения и национального недовольства.
Необходимо принятие Концепции государственной миграционной политики, а также срочное принятие ряда подзаконных актов для реализации Закона «О гражданстве», который тормозит въезд в Россию соотечественников.
Второй фактор - проблема открытых границ.
Через прозрачную российско-казахстанскую границу на территорию Оренбуржья проникают сотни нелегальных эмигрантов из дальнего зарубежья, которые направляются далее, в страны
Западной Европы. Это граждане Афганистана, Китая, Шри-Ланки и др. В 2002 г. с территории области было депортировано 560 чел.
Через открытую границу идут потоки наркотиков, контрабандные товары. В приграничных районах создается криминогенная обстановка. Только в январе 2003 г. изъято 114 кг героина. В основном транспортировкой и продажей наркотиков занимаются граждане Узбекистана, Таджикистана, Казахстана.
Третий фактор - внутриконфессиональные противоречия.
В мусульманской общине Оренбуржья сохраняется напряженность в связи с противостоянием между Бугурусланским и Оренбургским муф-тиятами.
Четвертый фактор - снижение толерантности.
У оренбуржцев катастрофически снижается толерантность. Об этом свидетельствуют материалы социологических опросов. Как из них видно, негативизм фиксируется прежде всего к выходцам из Центральной Азии, Кавказа (чеченцам, армянам, азербайджанцам, таджикам, цыганам и пр)[4].
Вышеперечисленные факторы в комплексе могут способствовать созданию разрушительной энергии в сфере этнонациональных отношений.
Одним из выходов здесь, на наш взгляд, может стать проведение политики этнического многообразия так называемого мультикультуризма (многокультурности). Власть пытается, и это пока, на наш взгляд, удается, в полиэтническом поликонфессиональном регионе создать условия для обеспечения развития культурной специфики этнических групп.
Литература
1. Характеристика национального состава населения Орен-бург-ской области. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат РСФСР; Оренбургское областное управление статистики. — Оренбург, 1990.
2. Амелин В. Мигранты в Оренбуржье: проблемы социальной адаптации. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002.
3. Иммиграционная политика России: этнический аспект // Открытый форум МОМ. Информационная серия. Выпуск 5. — Август 2002.
4. Аналитический отчет о результатах социологического ис-
следования «Состояние миграции, межнациональных, эт-ноконфессиональных отношений в приграничных с Казахстаном районах Оренбургской области (май 2002 г.)» / Рук. исл-н и я
В.В. Амелин.