Научная статья на тему 'Социальные процессы в постсоветский период в приграничье России (пример Оренбуржья)'

Социальные процессы в постсоветский период в приграничье России (пример Оренбуржья) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Амелин В. В.

Анализ тенденций этносоциальных процессов показал большую их значимость в формировании этнополитической ситуации в многонациональном, поликонфессиональном приграничном Оренбуржье. Одним из выходов может стать проведение политики этнического многообразия, так называемого мультикультуризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of social processes on the Russian boundary territories in the post Soviet period (on the pattern of Orenburg region)

The analysis of ethnosocial trends has revealed their great impact on the development of the ethnopolitical situation in the multinational, multiconfessional Orenburg borderline area. One of the ways out may be in following the ethnic variety, the so-called policy of multiculturerism.

Текст научной работы на тему «Социальные процессы в постсоветский период в приграничье России (пример Оренбуржья)»

Социальные процессы в постсоветский период в приграничье России (пример Оренбуржья)

В.В. Амелин, д.и.н., профессор,

Институт управления, Оренбургский ГАУ

Социальная трансформация российского общества в постсоветские годы проявляется и в этносоциальной сфере на региональном уровне.

Анализ тенденций этносоциальных процессов свидетельствует о большой их значимости на влияние этнополитической ситуации в многонациональном, поликонфессиональном приграничном Оренбуржье.

Оренбургская область является одним из 89 субъектов Российской Федерации площадью 124 тыс. км2. После распада СССР стала приграничьем России. На протяжении 1876 км Оренбургская область граничит с тремя областями Республики Казахстан: Актюбинской, Костанай-ской, Западно-Казахстанской и с двумя оригинальными по этническому составу населения республиками РФ: Башкортостаном и Татарстаном.

В области проживает 2,2 млн. чел. - представители 80 национальностей. Из них: русские -72,3%, татары - 7,3%, казахи - 5,1%, украинцы -4,7%, мордва - 3,2%, башкиры - 2,4%, чуваши -1,0%, белорусы - 0,5%, немцы - 0,4%, евреи -0,4%, другие[1].

Оренбуржье многоконфессионально. В области действует 361 религиозная организация, официально зарегистрированные в органах юстиции и представляющие 22 конфессии. Самой крупной конфессией является епархия Русской православной церкви, в которую входит 140 религиозных организаций. Ислам представлен 95 мусульманскими организациями. Римско-католическая церковь представлена 6 религиозными организация-

ми. Протестантских конфессий - 45 (баптисты, адвентисты, пятидесятники, лютеране, менониты, мормоны). Свидетели Иеговы - 7, харизматические - 8.

В последнее десятилетие в области проходят сложные этносоциальные процессы, которые оказывают влияние на этнополитическую ситуацию в регионе. Они определяются рядом факторов.

Это - миграционные процессы.

Из стран Центральной Азии через Оренбуржье в Россию направляются потоки вынужденных переселенцев. Часть из них оседает в Оренбуржье. С 1992 г. по 2001 г. в области официально зарегистрировано 84 тыс. чел. представителей этой социальной группы. Всего в области более 200 тыс. чел. беженцев и переселенцев. Это представители более 50 национальностей. В основном, это русские (70%), украинцы (9-10%), татары (до 10%), армяне, азербайджанцы, казахи, немцы, чеченцы, ингуши, таджики, узбеки и др. Основной «поставщик» переселенцев - соседний Казахстан. В последние пять лет из этой страны прибывает до 60% переселенцев от общего числа приезжающих в регион[2]. Перед властями стоят сложные задачи обеспечения переселенцев жильем, работой, т.е. решение проблем социальной адаптации.

Полнокровной эффективной социальной адаптации мигрантов препятствуют такие факторы, как:

- отсутствие необходимых федеральных законов и несовершенство миграционного и трудового законодательства;

- неэффективное (слабое) регулирование рынков труда;

- снижение толерантности к переселенцам и появление мигрантофобии. Общество оказалось не готово к приему мигрантов ни экономически, ни политически, ни психологически. Причинами негативного отношения общества к мигрантам из дальнего и ближнего зарубежья можно назвать следующие:

- проводимая миграционная политика порождает незаконную миграцию и усиливает коррупцию;

- имеющиеся этнокультурные различия между иммигрантами и местным населением, а также различие в нормах поведения;

- рост самосознания у ряда этнических групп в России опережает рост национального самосознания русских, что потенциально является источником ксенофобии, этнофобии;

- иноэтнические мигранты внешне отличаются от местного населения, работают в основном на рынках, в торговле, т. е. постоянно находятся на виду в обществе, тем самым формируя у представителей российского социума негативизм по отношению к себе;

- на рынке труда в регионе иммигранты занимают преимущественно низкоквалифицированные места. На эти рабочие места претендует и местное население независимо от квалификации. Хотя фактически эти рабочие места местное население не занимает, т. к. они являются очень низкооплачиваемыми, тем не менее, это порождает ощущение конкуренции на рынке труда и вызывает недовольство у местного населе-ния[3].

Предлагается увеличить бюджетные средства для строительства жилья, центров временного размещения мигрантов. Содействие в обустройстве мигрантов будет способствовать их скорейшей адаптации, но отсутствие взаимопонимания между мигрантами и местным населением всегда будет сохранять почву для социального раздражения и национального недовольства.

Необходимо принятие Концепции государственной миграционной политики, а также срочное принятие ряда подзаконных актов для реализации Закона «О гражданстве», который тормозит въезд в Россию соотечественников.

Второй фактор - проблема открытых границ.

Через прозрачную российско-казахстанскую границу на территорию Оренбуржья проникают сотни нелегальных эмигрантов из дальнего зарубежья, которые направляются далее, в страны

Западной Европы. Это граждане Афганистана, Китая, Шри-Ланки и др. В 2002 г. с территории области было депортировано 560 чел.

Через открытую границу идут потоки наркотиков, контрабандные товары. В приграничных районах создается криминогенная обстановка. Только в январе 2003 г. изъято 114 кг героина. В основном транспортировкой и продажей наркотиков занимаются граждане Узбекистана, Таджикистана, Казахстана.

Третий фактор - внутриконфессиональные противоречия.

В мусульманской общине Оренбуржья сохраняется напряженность в связи с противостоянием между Бугурусланским и Оренбургским муф-тиятами.

Четвертый фактор - снижение толерантности.

У оренбуржцев катастрофически снижается толерантность. Об этом свидетельствуют материалы социологических опросов. Как из них видно, негативизм фиксируется прежде всего к выходцам из Центральной Азии, Кавказа (чеченцам, армянам, азербайджанцам, таджикам, цыганам и пр)[4].

Вышеперечисленные факторы в комплексе могут способствовать созданию разрушительной энергии в сфере этнонациональных отношений.

Одним из выходов здесь, на наш взгляд, может стать проведение политики этнического многообразия так называемого мультикультуризма (многокультурности). Власть пытается, и это пока, на наш взгляд, удается, в полиэтническом поликонфессиональном регионе создать условия для обеспечения развития культурной специфики этнических групп.

Литература

1. Характеристика национального состава населения Орен-бург-ской области. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат РСФСР; Оренбургское областное управление статистики. — Оренбург, 1990.

2. Амелин В. Мигранты в Оренбуржье: проблемы социальной адаптации. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002.

3. Иммиграционная политика России: этнический аспект // Открытый форум МОМ. Информационная серия. Выпуск 5. — Август 2002.

4. Аналитический отчет о результатах социологического ис-

следования «Состояние миграции, межнациональных, эт-ноконфессиональных отношений в приграничных с Казахстаном районах Оренбургской области (май 2002 г.)» / Рук. исл-н и я

В.В. Амелин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.