смотреть на трагическую участь бывшей Югославии. Там тоже все начиналось с бытовых ссор между православными, католиками и мусульманами. Там тоже люди забыли, что Бог един. А кончилось все войной — кровавой, межрелигиозной. И народы, много лет мирно жившие бок о бок, теперь смертельно ненавидят друг друга. Одному Богу известно, сколько еще должно смениться поколений, чтобы эта ненависть если не забылась, то хотя бы улеглась. Неужели мы хотим такой судьбы?
Делить мир на правоверных и неверных очень любят радикалы-фундаменталисты типа Осамы бен Ладена. Для них жизнь — сплошной джихад. Печальна, скучна, безрадостна такая жизнь. И — неправедна. Пусть этой жизнью живут активисты "Аль-Каиды", если уж они сделали такой выбор.
А у россиян, хочется верить, — свой путь.
"Известия", М., 4марта 2003 г.
В.Амелин,
доктор исторических наук, (г. Оренбург)
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (ПРИМЕР ОРЕНБУРЖЬЯ)
Российский приграничный регион — Оренбуржье — это стык Европы и Азии. На протяжении веков река Яик-Урал на этапах истории разделяла не только природные зоны, территории с различными общественно-экономическими формациями, но и части света. Современные этносоциальные процессы, происходящие на территории евразийского региона на рубеже ХХ—ХХ1 вв., сложны и противоречивы и определяются рядом факторов геополитического характера, которые оказывают самое непосредственное влияние на этнополитиче-скую ситуацию в области.
Миграционные процессы
После распада СССР в Российскую Федерацию хлынули потоки беженцев и вынужденных переселенцев из бывших советских рес-
публик. Оренбургская область стала приграничной. Сегодня регион на протяжении 1876 км граничит с тремя областями Республики Казахстан: Актюбинской, Западно-Казахстанской, Костанайской. Поэтому большая часть мигрантов, направляющихся в Россию из стран Центральной Азии, оседает на территории Оренбуржья. Их появление потребовало разработки новых подходов к миграционной политике властей и общественных организаций, ежедневного решения многочисленных проблем социального обеспечения, трудоустройства, выделения жилья для переселенцев и т.д.
Причины миграции общеизвестны. Связаны они с возникновением новых условий жизни для большинства этнических групп, оказавшихся за пределами исторической родины. Испытываемый мигрантами социально-экономический, культурный и политический дискомфорт порождает их стремление к возвращению в Россию. Обострение межнациональных отношений, политический экстремизм, вооруженные конфликты — все это увеличивает поток вынужденных переселенцев и беженцев. Однако в группе мигрантов, прибывающих из стран ближнего зарубежья на жительство в Оренбуржье, есть и представители "титульных" этносов. Переезд их вызван в основном экономическими причинами.
Общая численность переселенцев весьма значительна. В 1992— 2001 гг. миграционной службой области поставлены на учет более 73 тыс. человек. Но это только третья часть от общего числа мигрантов, прибывших в область. Всего за последние восемь лет на территории области осело свыше 200 тыс. человек. В целом волна миграционного потока миновала стадию пика и приобрела тенденцию к стабилизации (2500—3000 человек в год).
В этнической структуре миграционного потока доминирует славянское население — 80%. Русские в общей массе мигрантов составляют немногим более 66% (в 1998 г. их было 66%, 1999 г. — 67 и 2000 г. — 69%). Украинцы вместе с татарами образуют еще две национальные группы в структуре мигрантов — 9—10%. Достаточно ощутимой в этом потоке является и доля казахов — 1%. Число иммигрантов других титульных национальностей, в частности из Закавказья (грузины, армяне, азербайджанцы), ежегодно регистрируемое миграционной службой, едва превышает несколько десятков человек. В основном в последние пять—шесть лет основная масса переселенцев прибывает из соседнего Казахстана (до 60%), Узбекистана, Таджикистана. Безвизовый режим, несомненно, "способствует" проживанию
в области гораздо большего числа представителей кавказских республик, которые не регистрируются в миграционной службе. Но даже и в этом случае бытующее в общественном сознании мнение о "засилье" кавказцев кажется, скорее всего, мифом. Сами мигранты считают, что местное население относится к ним доброжелательно. Однако социологические исследования свидетельствуют о другом. Отношение к мигрантам населения пограничных районов детерминируется целой группой факторов (социально-демографическое и материальное положение, профессиональная и национальная принадлежность и др.). В мае 2002 г. отношение к мигрантам в различных возрастных группах выглядело следующим образом (в %):
Отношение к приезду Возраст
мигрантов До 20 2130 3140 4150 5160 Стар ше 61
лет лет лет лет лет года
Положительное 20,0 12,0 12,0 18,0 21,0 23,0
Скорее положительное, чем отрицатель- 19,0 18,0 19,0 22,0 17,0 19,0
ное
Скорее отрицательное, чем положитель- 29,0 22,0 29,0 23,0 24,0 22,0
ное
Отрицательное 18,0 34,0 25,0 22,0 28,0 16,0
Подобное отношение населения к приезду в область мигрантов сложилось по ряду причин. К ним можно отнести недостаточное понимание опасности кризисной демографической ситуации в регионе и той роли, которую может иметь миграция для будущего его развития. Отношение к мигрантам обусловлено и наличием в общественном сознании негативного стереотипного образа мигранта: средне-азиат или кавказец ^ торговля, криминал, подкуп.
Следует отметить, что и сами мигранты, особенно проживающие в инонациональной среде, своим поведением нередко дают основания для проявления недоброжелательного к себе отношения. Примером в этом случае может служить конфликтная ситуация, сложившаяся в с. Карагач между турками-месхетинцами и корейцами, с
одной стороны, и местным населением — с другой. Месхетинцы самовольно врезались в водопровод — в итоге все село стало испытывать перебои с водоснабжением. Никто из турок в местном хозяйстве не работает, а дома богатые, со спутниковыми антеннами, у каждого дома автомобили. Отчужденность от местного населения, автономность жизни наряду с названными обстоятельствами породили недоброжелательную атмосферу вокруг месхетинцев. Между тем сами они в один голос говорят о хороших отношениях с односельчанами. Жители села винят в осложнившейся обстановке местные власти, так как, по их мнению, существующий подкуп со стороны месхетинцев заставляет чиновников потворствовать их действиям. Проживающие в Карагаче корейцы срезали оградки и полумесяцы из цветного металла на мусульманском кладбище. Все это привело к конфликту сторон, вылившемуся в требование местных жителей выдворить переселенцев из села.
Наиболее радикально изменили свою позицию по вопросу прибытия мигрантов респонденты со средним специальным и высшим образованием, что вызвано усилением конкуренции в профессиональной сфере, так как мигранты в большей их части — люди достаточно образованные и квалифицированные.
Относятся к приезду мигрантов Национальность респондента
Русские Казахи
2000 г. 2002 г. 2000 г. 2002 г.
Положительно 8,0 16,0 20,0 21,0
Скорее положительно, чем отрицательно 30,0 17,0 31,0 23,0
Скорее отрицательно, чем положительно 18,0 26,0 11,0 22,0
Отрицательно 8,0 27,0 11,0 17,0
Доля русских и казахских респондентов, в целом положительно относящихся к приезду мигрантов, за обозначенный период практически мало изменилась (русских 38—33%, казахов 51—44%). Значительно увеличилась численность тех, кто приезд мигрантов начал рассматривать как нежелательное явление (русские 26—53%, казахи — 22-39%).
Национальная принадлежность мигрантов — это еще один из факторов, определяющих характер отношения к ним со стороны местных жителей.
Имеет ли значение для Вас национальность 2000 г. 2002 г.
мигранта
Имеет весьма большое 21,0 28,0
Скорее имеет 22,0 20,0
Имеет в некоторых случаях 20,0 18,0
Не имеет 29,0 27,0
Затруднились ответить 8,9 7,0
В той или иной мере этническая принадлежность мигранта по-прежнему представляется значимой для половины участников опроса. Главным образом этому аспекту уделяет внимание молодежь и группа респондентов в возрасте от 30 до 50 лет (более 50%). В основном это люди со средним специальным и высшим образованием. Кроме русских, этническая принадлежность приезжих становится все более значимой и для других национальных общностей.
Проблемы нелегальной миграции
Через прозрачную границу в Россию, в страны Западной Европы, через Центральную Азию и российско-казахстанскую границу направляются нелегальные мигранты. За 2001 г. специалистами иммиграционного контроля составлено 1122 акта о депортации, после чего иностранные граждане, незаконно въехавшие на территорию Российской Федерации, были депортированы. Нелегалы — представители как дальнего, так и ближнего зарубежья: из Афганистана, Греции, Германии, Новой Зеландии, Монголии, Палестины, Вьетнама, Шри-Ланки, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Азербайджана, Грузии, Киргизстана. География нелегальной иммиграции обширна, а пункты иммиграционного контроля в регионе открыты всего в двух местах: это пост иммиграционного контроля "Оренбург аэро" (в международном аэропорту "Оренбург") и на железнодорожной станции Илек-1.
Проблемы открытой границы
В последние годы в 13 районах Оренбуржья, граничащих с тремя областями Республики Казахстан, резко ухудшилась криминальная ситуация, что напрямую связано с провозом контрабандных товаров, наркобизнесом. В страны Центральной Азии по железнодорожным путям, по 29 основным автомагистралям и 24 полевым (в летнее время) дорогам вывозятся цветные металлы, уголь, нефтепродукты. В область завозят некачественную водку и продукты питания, наркотики (марихуану, гашиш, опий). Увеличивается и завоз героина. В 2000 г. сотрудниками УФСБ по Оренбургской области изъято 28 кг героина, а в 2001 г. уже более 50 кг. В основном транспортировкой и продажей наркотиков занимаются граждане Узбекистана, Таджикистана, Казахстана.
Отношение местного населения, представителей различных групп к мигрантам неоднозначно. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований. В целом русское население приграничных районов постепенно отказывается от "мягкого" варианта охраны границы (1998 г. — 66,0%, 2002 г. — 44,0%) в пользу жесткого (1998 г. — 20%; 2002 г. — 44,0%). Казахское население Оренбуржья практически не меняет точку зрения, стабильно поддерживая "мягкий" вариант (1998 г. — 60,0%, 2002 г. — 58,0%). Вполне очевидно, что для оренбургских казахов открытая граница представляет значительно большие преимущества и возможности. Например, из числа опрошенных русских сопредельный Казахстан не посещает 69,0%, когда среди казахов только 28,0%. В целом, исходя из общего числа опрошенных, отношение к обустройству границы выглядит следующим образом: поддерживают открытый вариант границы — 39,0%; выступают за жесткий вариант — 32,0; затруднились ответить — 29,0%.
Таким образом, общественное мнение по вопросу об охране границы находится в состоянии бифуркации (т.е. раздвоенности).
Религиозный фактор
В Оренбуржье в ряду геополитических констант большую значимость сегодня приобретает религиозный фактор. Следует отметить, что он как бы выделился из культурного сегмента геополитики и выступает как самостоятельное направление политического развития в
конце XX-начале XXI в. Известно, что религия, как элемент традиционной культуры народа, носитель определенных нравственных ценностей, является не только социальным и культурным, но и политическим феноменом. Последнее десятилетие наглядно продемонстрировало усиление влияния мировых религий на умонастроение и поведение людей. Естественно, Оренбуржье, расположенное на стыке христианского и мусульманского миров, не может не учитывать это обстоятельство. Тем более, что в ряде мусульманских стран пропагандируются идеи фундаментализма, несущие в себе экстремизм и терроризм. Трагические события сентября 2001 г. в Нью-Йорке продемонстрировали опасность таких идей. В регионе на фоне межконфессионального согласия между двумя основными конфессиями — православием и исламом — обострились противоречия внутри мусульманской общины. Этому способствовали различные причины. Как известно, в настоящее время мусульманская община России переживает раскол, у нее нет единого духовного центра. В стране функционируют десятки самостоятельных духовных управлений мусульман, между которыми существуют определенные противоречия, трения и даже конфликты. Отсюда — предпосылки к созданию социальной напряженности и противостоянию в мусульманской общине.
На роль лидера в мусульманской общине России, как известно, претендуют две организации. Одна из них — Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ во главе с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином с резиденцией в Уфе. В ЦДУМ входят 1859 мусульманских общин, из которых официально зарегистрированы в Министерстве юстиции как принадлежащие к ЦДУМ не менее 930 (из общего числа 3048 официально зарегистрированных мусульманских общин РФ). Другую организацию, Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР), и Совет муфтиев России возглавил муфтий Равиль Гайнутдин, резиденция которого находится в Москве. Из 3048 официально зарегистрированных мусульманских общин России к ДУМЕР относится 135, а к организациям, входящим в СМР, относится не менее 1800.
В большей степени социальная неоднородность, нежели различия в толковании исламских постулатов, ведет к расколу мусульманских общин и на региональном уровне. В мусульманской общине Оренбуржья сохраняется напряженность в связи с продолжающимся противостоянием между двумя муфтиятами — Бугурусланским и Оренбургским. Ситуацию осложнила регистрация 7 июня 2001 г.
Управлением юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Центрального духовного управления мусульман Оренбургской области с центром в г. Бугуруслане. Председателем ЦДУМ Оренбургской области стал муфтий Бугурусланского муфтията Исмагил Шингареев. Напомним, что Оренбургский муфтият включает в себя 73 религиозных организации и подчиняется Центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ во главе с верховным муфтием России Талгатом Таджутдином. У Бугурусланского муфтията 34 организации. Ориентируется он на Совет муфтиев России, возглавляемый Равилем Гайнутдином. Регистрация очередной религиозной организации вновь всколыхнула общественность Оренбуржья. Подтверждением этому могут служить публикации в прессе в июне 2001 г. "Мертвые ДУМ(ы)" ("Южный Урал"), "Раскол" ("МК" в Оренбурге), "Сегодня аллах акбар, завтра — руки вверх" ("Оренбургская неделя"), "Мусульмане Оренбуржья, объединяйтесь" и т.д. В вышеназванных публикациях прослеживается предыстория конфликта, где говорится о захвате мечетей два года назад в г. Бугуруслане и п. Асекеево сторонниками Бугурусланского муфтията, о щедрой благотворительности саудовских мусульман, выделивших десятки тысяч долларов на строительство мечети в г. Бугуруслане, приводятся статистические данные о шакирдах из стран СНГ, звучат обвинения в ваххабизме.
Оренбургский муфтият собрал внеочередной чрезвычайный съезд мусульман Оренбургской области. На нем присутствовали более 100 мусульман, среди них — 59 делегатов из приходов, входящих в Оренбургский муфтият. На съезд прибыл и верховный муфтий, председатель ЦДУМ России и европейских стран СНГ Талгат Таджудин. Участники съезда не согласны с переименованием Бугурусланского муфтията в ЦДУМ Оренбургской области с центром в городе Бугу-руслане, так как совместный съезд двух муфтиятов о слиянии в единое духовное управление не проводился и на регистрацию оренбургский муфтий согласие не давал.
Руководству страны была направлена следующая телеграмма:
"Президенту РФ Путину В.В., Генеральному прокурору РФ Устинову В.В., министру юстиции РФ Чайке Ю.Я.
Управление юстиции Оренбургской области незаконно зарегистрировало 7 июня 2001 г. за № 374 Центральное духовное управление мусульман Оренбургской области с центром в г. Бугуруслане. Чрезвычайный
съезд мусульман Оренбургской области просит разобраться и прекратить внедрение ваххабизма в центральной части России.
Верховный муфтий Центрального управления мусульман России Талгат Таджутдин,
Муфтий Оренбургской области Абдулбарый Хайруллин".
Обеспокоенный противостоянием в мусульманской общине Совет Оренбургской региональной татарской национально-культурной автономии выступил с заявлением, в котором выразил озабоченность тем, что сложившаяся ситуация вносит совершенно ненужную внутриконфессиональную напряженность, от которой недалеко и до внутриэтнической. "Нас беспокоит противостояние между Оренбургским и Бугурусланским муфтиятами, борьба между ними за лидерство среди верующих", — говорится в заявлении. Совет призвал все стороны, "отбросив личные амбиции, споры вокруг того, кто "ближе к Аллаху", имеющиеся разногласия разрешить за столом переговоров, при двусторонних и многосторонних встречах. При этом всегда помнить, что за вами не единицы, а десятки и сотни тысяч оренбуржцев, исповедующих ислам". В свою очередь, председатель вновь зарегистрированного Центрального духовного управления мусульман Оренбургской области муфтий Исмаил Шингареев в июле 2001 г. провел съезд мусульман ЦДУМ Оренбургской области.
Продолжая тему религиозного фактора, следует отметить, что в Оренбуржье, как и по всей стране, идет мощное, почти беспрепятственное внедрение нетрадиционных для России конфессий. Всего в Оренбуржье действуют 306 официально зарегистрированных организаций, представляющих 21 конфессию. Самой крупной конфессией является Оренбургская епархия Русской православной церкви, в которую входит 140 местных религиозных организаций. Ислам представлен 95 мусульманскими организациями. Римско-католическая церковь представлена шестью религиозными организациями. Протестантские конфессии (баптисты, адвентисты, пятидесятники, лютеране, менониты, мормоны) — 45, Свидетели Иеговы — семью, харизматические— восемью. Другие конфессии представлены одной-тремя местными религиозными организациями: древнеправославные христиане, Армянская апостольская церковь, Русская православная свободная церковь, кришнаиты, иудеи и др. В последние годы в области наблюдается массированное наступление клерикальных и миссионерских центров ряда религиозных течений, существующих в мире и стремящихся обратить россиян в свою веру. На территории об-
ласти регулярно работают несколько десятков миссионеров из стран Ближнего Востока, Северной и Южной Америки и Европы. Наблюдается активизация борьбы за молитвенное пространство. К примеру, Римско-католическая церковь формирует территориальные организационные структуры в области, настойчиво вторгается во "владение" (молитвенное пространство) Русской православной церкви, чем вызывает неприкрытую неприязнь настоятелей РПЦ ко многим протестантским конфессиям. Православное да и мусульманское духовенство выражает недовольство наездом никому не известных ранее в регионе конфессий и их представителей и предпринимает попытки препятствовать этой деятельности. Численность зарегистрированных организаций увеличилась в 3,5 раза.
Возрастает политизация религиозных структур, что особенно проявляется в периоды выборов. К примеру, на последних выборах муниципальных органов власти городов и районов области руководители целого ряда мусульманских местных религиозных организаций оказывали поддержку некоторым кандидатам. Муфтий Шингареев и руководитель местной религиозной организации Зинатуллин баллотировались в депутаты городского Совета г. Бугуруслана и на должность главы администрации Северного района. Открытых проявлений религиозной нетерпимости в области не наблюдается, но вместе с тем существует скрытая неприязнь между представителями различных вероисповеданий. Итоги социологических исследований свидетельствуют о том, что в группе верующих достаточно много людей (50%), испытывающих неприязнь к представителям различных национальностей. Среди включенных в религиозную жизнь их 42%. Уровень этнофобии по конфессиям составил: ислам — 44%, православие — 67, католицизм — 72, иудаизм — 54%. Отношение верующих различных конфессий к конкретным национальностям дано в нижеследующей таблице (в %):
Испытывают неприязнь к: Конфессиональная принадлежность
ислам православие католицизм иудаизм
азер байджанцам 11,0 24,0 22,0 15,0
армянам 6,0 14,0 6,0 20,0
башкирам 5,0 2,0 11,0 10,0
грузинам 2,0 6,0 6,0 4,0
евреям 5,0 10,0 17,0 -
казахам 5,0 10,0 34,0 20,0
немцам 1,0 2,0 - 40,0
русским 1,0 - 6,0 5,0
татарам 2,0 5,0 17,0 12,0
узбекам 4,0 7,0 22,0 6,0
цыганам 25,0 29,0 33,0 25,0
чеченцам 24,0 51,0 50,0 50,0
Снижение толерантности
Результаты мониторинга межэтнических и этноконфессио-нальных отношений свидетельствуют о том, что в регионе катастрофически снижается толерантность к представителям различных национальностей. Группа респондентов, утвердительно ответивших на вопрос: "Есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязнь?", в 1998 г. составляла 28%, в 2001 г. — 49, в мае 2002 г. — 52%. Хотя неприязнь к людям другой национальности не всегда выражается в открытой форме. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос о частоте случаев неприязненного отношения (постоянно, часто, редко). Их число не столь велико. Отсюда можно констатировать, что неприязненное отношение к людям другой национальности имеет преимущественно латентный характер. Наличие неприязни более всего отмечается в молодежной среде. Однако и старшему поколению также свойственна неприязнь.
Материальное положение респондентов не влияет на их отношение к представителям других национальностей. Богатые и бедные практически единодушны в проявлении к ним своих чувств. Неприязненное отношение к другому этносу влечет за собой эффект бумеранга. Так, в группе респондентов, ответивших, что им постоянно приходится сталкиваться с неприязненным к себе отношением из-за своей национальной принадлежности, в то же время неприязнь к другим испытывают 74%. В группе ответивших "часто" обратную неприязнь имели также 74%. В группе "редко" — 56%. Национальная фобия свойственна и тем, кто по отношению к себе никогда не сталкивался с национальной предвзятостью. В этой группе ("практически никогда") чувству национальной неприязни подвержены 38%. Этно-фобии отмечали в отношении следующих национальностей (по всему массиву) (в %):
Национальность 1998 г. 2001 г.
азербайджанцы 9,0 17,0
армяне 4,0 11,0
башкиры - 2,0
грузины 3,0 5,0
евреи 3,0 7,0
казахи 4,0 8,0
немцы - 2,0
русские 1,0 1,0
татары 2,0 3,0
узбеки 4,0 6,0
цыгане 6,0 22,0
чеченцы 21,0 36,0
Негативизм фиксируется прежде всего в отношении представителей Кавказа, представителей Центральной Азии, цыган и чеченцев. В 2001 г. отмечен его прирост относительно всех национальностей (за исключением русских и в какой-то мере татар). Из всех опрошенных русские испытывают неприязнь более всего к чеченцам — 41% (в 1998 г. — 26%), к цыганам — 22 и 8, к азербайджанцам — 20 и к армянам — 13%. Казахи — к чеченцам, к цыганам, к азербайджанцам (приведено в порядке рангового значения). Татары, чуваши, мордва — то же самое распределение. Башкиры: к цыганам — 31%, к чеченцам — 23, к татарам — 15, к русским — 8%. Немцы: к чеченцам — 43%, к цыганам — 30, к казахам — 30, к азербайджанцам — 26, к армянам — 22, к русским — 4%.
Проблемы сохранения стабильности
Как уже было отмечено выше, перечисленные факторы усиливают межэтнические противоречия, способные при создании определенных условий дестабилизировать ситуацию в приграничном евразийском регионе России. Представляется, что необходим целый комплекс мер со стороны властей, общественных организаций для сохранения стабильности в социуме. К примеру, одной из серьезнейших
проблем в ряде регионов России является проблема доступа к власти этнических групп. Она, что называется, сегодня как бы "дремлет", однако в зависимости от складывающейся экономической, социально-политической ситуации может получить обострение. Об этом свидетельствуют события, имевшие место после прошедших президентских выборов в Карачаево-Черкесии в 1999 г., где 31,1% населения составляют карачаевцы, 9,7% — черкесы, 42,4% — русские. Там после выборов президента — карачаевца по национальности — возникло противостояние двух национальных республикообразующих общин, чуть было не закончившееся кровопролитием.
В мировой практике существуют различные точки зрения ученых на проблему распределения власти в полиэтнических обществах. Одни отстаивают консоциональный подход (сошосШю — лат., т.е. объединение в альянс), когда этнические группы получают представительство через этнические политические партии. Другие ратуют за интегральный (и моралистический) подход, предусматривающий в идеале "создание предвыборных коалиций между этническими партиями или создание полиэтнических партий, основанных на интересах, выходящих за границы этнической принадлежности". К примеру, Лейпхарт стоит за консоциональный подход к распределению власти, а Дональд Горовиц — приверженец интегрального подхода.
Проблемы с равным доступом к власти этнических групп существуют в ряде субъектов Российской Федерации. Национальный состав населения Республики Башкортостан также не представлен адекватно в структурных органах власти, башкиры (титульная нация) превалируют на руководящих должностях в различных отраслях экономики, сельского хозяйства, а также в исполнительной и законодательной структурах, хотя в республике башкиры составляют 22%, татары — 29, русские — 39%. В Государственном совете Республики Татарстан из 130 депутатов русские составляют около 30 человек, или же 22%. Между тем в республике их проживает 43% от общего числа населения. Из 52 глав администраций только девятеро (19,5%) русские, а 80% татары (43 человека). В том числе из десяти глав администраций городов республиканского подчинения —только один русский.
Намного благополучнее в этом отношении ситуация в Оренбургской области. Анализ состава руководящих кадров области свидетельствует о том, что основные национальные группы (русские, татары, казахи, украинцы, мордва, башкиры, чуваши, белорусы, нем-
цы, евреи и др.) пропорционально представлены на всех уровнях. К примеру, вторая по численности национальная группа — татары (7,2%) среди глав администраций сельских, поселковых Советов составляют 10,3%, среди заведующих районных и городских отделов образования — 6,3, среди депутатов областного Законодательного собрания — 6,3, среди директоров школ — 8,3, среди директоров акционерных обществ — 9,7, среди студентов — 7,7, а среди профессорско-преподавательского состава — 4,5%. В составе работников глав администраций поселковых, сельских Советов казахов — 4,5%, среди начальников районных, городских отделов внутренних дел — 4,4, среди директоров школ — 9,3%. Среди депутатов Законодательного собрания представители восьми национальностей.
Следующий аспект проблемы сохранения стабильности — это противодействие этническому экстремизму и его нейтрализация. Факты проявления экстремизма, расизма, фашизма, ксенофобии становятся обыденными в городах нашей страны. В России, к большому сожалению, отсутствуют эффективные механизмы пресечения экстремистской деятельности, хотя Конституция и содержит запрет "пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду".
Другим важнейшим фактором сохранения стабильности в полиэтническом многоконфессиональном регионе является проблема удовлетворения национально-культурных запросов проживающих здесь этнических групп. На наш взгляд, наиболее перспективной политикой на евро-азиатском пространстве в современный период является политика мультикультурализма. В Оренбуржье она полностью себя оправдывает. В области взят курс на действенную реализацию прав граждан на получение образования на родном языке, удовлетворение национально-культурных запросов общества посредством развития национальной системы образования. В Оренбуржье работают 78 школ с изучением татарского языка, 42 — башкирского, 18 — казахского, четыре — мордовского, две — чувашского. В 30 детских дошкольных учреждениях обучение ведется на родном языке. Подготовку учителей башкирского, татарского, немецкого, казахского, мордовского языков осуществляют Оренбургский государственный педагогический университет, Орский, Бугурусланский, Оренбургский педагогические колледжи. В Оренбуржье созданы и функционируют национально-культурные объединения, национально-культурные автономии. Сегодня их более 50: Белорусское культурно-
просветительское общество, башкирский центр "Караван-Сарай", Ассоциация казахов Оренбуржья, Русский национальный центр, Украинское культурно-просветительское общество им. Т.Г.Шевченко, общество немцев "Видергебурт", чечено-ингушский национальный центр "Даймокх", эрзяномокшанское общество "Лисьмапря", польский центр "Вавель", Еврейский культурный центр, Региональная национально-культурная казахская автономия, Региональная национально-культурная татарская автономия и другие. В регионе идет творческая работа по изучению истории населяющих его народов. Проводятся круглые столы, научно-практические конференции, издаются книги. Ежеквартально выходят информационный вестник "Этнокультурная мозаика Оренбуржья", научно-публицистический журнал "Этнопанорама".
Особое внимание в решении национальных проблем уделяется развитию информационно-культурного пространства — прессе, радио, телевидению. Областные национально-культурные центры имеют свои печатные издания. На казахском языке выходит газета "Айкап", на татарском — "Яна Вакыт", башкирском — " Караван-Сарай", немецком — " Оренбургер цайтунг", мордовском — "Лисьмапря", украинском — " Оренбурзъка криниця", армянском и русском "Арарат", издается еврейская газета "Ахим". Русский национальный центр выпускает газету "Русский путь". На областном телевидении работает редакция межнационального вещания. Программа "Земляки" выходит ежемесячно на шести языках. Два раза в месяц редакция готовит концерты по письмам телезрителей на башкирском и татарском языках. Ежемесячная постоянная рубрика "Экран друзей" представляет программы телевидения Уфы, Казани, Алма-Аты, Киева. Под постоянной рубрикой "Немецкая волна" на Оренбургском ТВ два раза в месяц идут передачи из Кёльна. Редакция межнационального общения областного радио ведет на русском языке информационно-музыкальную программу "Единство" и художественно-публицистическую "Русские люди". На пяти языках звучат песни в музыкальных программах радио, четыре раза в месяц выходят передачи для изучающих татарский, башкирский, казахский, немецкий языки. Журналисты радио готовят ежемесячную программу "Восемнадцать" на еврейском языке. Планируется расширить объем радиовещания на языках народов области, организовать выпуск регулярных программ на одном из каналов областного телевидения для наиболее многочисленных групп.
По инициативе национальных общин создан и действует Совет по делам национальностей при главе областной администрации.
"Межкультурный диалог на евразийском пространстве",
г. Уфа, 2002 г., с. 31-46.
Айдар Юзеев,
доктор философских наук
ИСЛАМ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАР. (КОНЦЕПЦИЯ ТАТАРСТАНИЗМА)
Татарская нация вновь обрела свой статус с провозглашением Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан 30 августа 1990 г., принятой от имени всех народов, проживающих в республике. Это был период выработки новых подходов к повышению политико-правового статуса республики. Новому государственно-чиновничьему аппарату Татарстана, чтобы удержаться у власти в "смутные времена", невозможно было соблюсти баланс интересов всех слоев населения, а главным образом — соблюсти этнический баланс татарского населения и русского, наряду с религиозным балансом.
Идеологам суверенизации Татарстана для отстаивания новой доктрины в переговорах с федеральным центром была необходима поддержка всего населения республики, всех ее народов, главным образом татар, составляющих 48%, и русских — 43% от общего числа населения республики (данные переписи 1989 г.). Поэтому суверенитет был объявлен от имени "многонационального народа республики" и провозглашено "неотъемлемое право татарской нации, всего народа республики на самоопределение". Подобная "расплывчатая" трактовка требовала конкретизации. В принятой 6 ноября 1992 г. Конституции РТ понятие "татарская нация" было фактически заменено понятием "народ Татарстана". Один из идеологов суверенизации Татарстана, советник М.Ш.Шаймиева по политическим вопросам Р.С.Хакимов выдвинул идею образования новой этнической общности, населяющей республику, — татарстанского народа (нации), легшую в основу концепции татарстанизма. Аналогию концепции татарстанизма ученый-политолог находит в Швейцарии, где существует полиэтническая нация, состоящая из ряда равноправных государственных этносов. Согласно его взглядам, "в Татарстане скла-