Научная статья на тему 'Конфессиональные отношения в полиэтничном регионе'

Конфессиональные отношения в полиэтничном регионе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
860
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КОНФЕССИЯ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / ИУДАИЗМ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / RELIGION / CONFESSION / ORENBURG REGION / CHRISTIANITY / ISLAM / JUDAISM / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амелин Веналий Владимирович

В статье рассматривается состояние конфессиональных отношений в полиэтничной Оренбургской области в динамике их становления и развития. Дана характеристика крупнейших религиозных объединений внутрии межконфессионального взаимодействия, конфликтов, противоречий между традиционными и экстремистскими трендами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional relations in the multiethnic region

This article discusses the state of religious relations in the multiethnic Orenburg region in the dynamics of their formation and development. The paper presents the characteristic of major religious groups, intraand inter-confessional interaction, conflicts, contradictions between traditionally and extremist trends.

Текст научной работы на тему «Конфессиональные отношения в полиэтничном регионе»

В. В. Амелин

Конфессиональные отношения в полиэтничном регионе*

В статье рассматривается состояние конфессиональных отношений в по-лиэтничной Оренбургской области в динамике их становления и развития. Дана характеристика крупнейших религиозных объединений внутри- и межконфес-сионального взаимодействия, конфликтов, противоречий между традиционными и экстремистскими трендами.

This article discusses the state of religious relations in the multiethnic Orenburg region in the dynamics of their formation and development. The paper presents the characteristic of major religious groups, intra- and inter-confessional interaction, conflicts, contradictions between traditionally and extremist trends.

Ключевые слова: религия, конфессия, Оренбургская область, христианство, ислам, иудаизм, новые религиозные движения.

Key words: religion, confession, Orenburg region, Christianity, Islam, Judaism, new religious movements.

Современная этноконфессиональная ситуация в Оренбургской области отличается чрезвычайной сложностью и разнообразием. По данным социологических исследований, 54,0 % опрошенных полагают, что этноконфессиональные отношения в регионе хорошие. О присутствии некоторой напряжённости во взаимоотношениях между людьми разных вероисповеданий говорят 31,0 % респондентов [7].

В Оренбуржье действуют 399 зарегистрированных организаций, которые представляют 18 конфессий. Самыми многочисленными и доминирующими в регионе конфессиями являются Русская православная церковь (217 организаций) и ислам (111 объединений). Третье место по количеству зарегистрированных приходов занимают протестанты: 10 конфессий объединяют 49 организаций (пятидесятники и харизматы - 21, баптисты - 13, адвентисты седьмого дня - 8, меннониты - 4, лютеране - 3). Остальные конфессии малочисленны: старообрядцы - 7 организаций, Римско-католическая церковь - 5, «свидетели Иеговы» - 5, иудеи - 2, Армянская апостольская церковь - 1, Русская православная автономная церковь -1, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) - 1 [3].

Кроме того, в Оренбуржье функционирует 181 незарегистрированная группа: в их числе: пятидесятники и харизматы - 52, мусульмане - 41, РПЦ - 27, баптисты - 13, «свидетели Иеговы» - 9,

© Амелин В. В., 2014

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Оренбургской области научного проекта № 13-11-56005.

140

адвентисты седьмого дня - 6, старообрядцы - 3, католики - 2, РПАЦ - 1, меннониты - 1, другие - 26 (Церковь саентологии, Новоапостольская церковь, Бахаи, Общество сознания Кришны, Ошо, Са-хаджа-йога, Сатья Саи Баба, Радастея, язычники и пр.).

В настоящее время в пользовании и собственности религиозных организаций области находятся 387 культовых зданий, в том числе 251 капитальное сооружение (РПЦ - 129, ислам - 101, протестанты - 15, старообрядцы - 3, католики - 2, иудеи - 1) и 136 молитвенных домов (РПЦ - 61, ислам - 38, протестанты - 25, старообрядцы - 7, католики - 4, иудеи - 1). Строятся ещё 39 православных храмов и 14 мечетей.

Развивается сеть образовательных учреждений религиозных организаций: РПЦ - 53 воскресных школы, 1 семинария, 5 гимназий и 1 духовное училище; протестанты - 19 воскресных школ; мусульмане - 13 воскресных школ, 1 медресе; католики - 2 воскресных школы и 1 колледж.

Религиозные организации области выпускают 12 периодических печатных изданий: РПЦ - 7, мусульмане - 2, пятидесятники и ха-ризматы - 2, католики - 1.

Как показывают социологические исследования, 66,8 % участников опроса полагают, что в области сложились хорошие этнокон-фессиональные отношения. 22,6 % указали на ощущение некоторой напряженности в отношениях между людьми разных вероисповеданий, 3 % отметили острую напряженность. За 2011-2012 гг. зафиксирован рост позитивных оценок (на 11,8 %) в восприятии жителями области состояния межконфессиональных отношений.

Готовность принять личное участие в открытых столкновениях на стороне людей своей конфессии отметили 13,8 % жителей области, не готовы к подобным действиям 77,2 % (в 2011 г. - 17 % и 72 %, соотвественно). Таким образом, уровень конфликтного потенциала снизился на 3,2 %.

Тем не менее на территории Оренбургской области отмечены проявления экстремизма по отношению к религиозным организациям, их молитвенным зданиям и служителям культа.

Так, в прошлом неоднократным нападениям подвергалась еврейская община г. Оренбурга. В 2002 г. скинхедами были избиты раввин, староста синагоги и его жена, в 2006 г. поколочены окна в молитвенном помещении, а в 2008 г. на его стены нанесены фашистские свастики и антисемитские листовки. Однако после ареста и осуждения в 2009 г. четырех участников этой акции нападения прекратились.

В 2009 г. в Оренбурге были разбиты окна и забросаны файера-ми здание протестантской церкви «Благодать» и помещение, где собирались кришнаиты.

В 2010 г. фашистскими свастиками была расписана ограда Центральной соборной мечети г. Оренбурга, а в 2010 и 2011 гг. - стены мечети г. Новотроицка с лозунгом «Смерть мусульманам».

В 2011 г. в Орске было обстреляно богослужебное здание «свидетелей Иеговы».

В целом в Оренбургской области сложились толерантные отношения между централизованными и местными религиозными организациями разных конфессий. Свидетельством этого является их сотрудничество в духовно-нравственной работе, профилактике наркомании, совместное празднование юбилеев, факты взаимопомощи. Вместе с тем существует исторически и идеологически обусловленная напряжённость в отношениях между некоторыми конфессиями, которая подогревается конкурентной борьбой за молитвенное пространство.

Сохраняется традиционная отчуждённость между РПЦ и старообрядцами. При этом если священники Русской древлеправослав-ной церкви теоретически допускают сотрудничество с РПЦ в решении общих задач, то клирики Русской православной старообрядческой церкви считают его абсолютно неприемлемым и избегают любых контактов.

В резкой оппозиции РПЦ стоят организации Оренбургской и Курганской епархии Российской православной автономной церкви, выделившейся из Московского патриархата. В 2011 г. миссионеры РПЦ совершили специальную поездку в с. Мочегай Асекеевского района, где провели среди населения разъяснительную работу против руководителя местной организации РПАЦ епископа А. Шарова. Для противодействия его влиянию в селе была организована альтернативная община Московского патриархата и подготовлено помещение для богослужений [6].

РПЦ крайне негативно относится к проникновению и распространению в Оренбургской области всех новых религиозных движений и большинства протестантских течений. В публичных выступлениях и публикациях представителей Оренбургской митрополии опасными и деструктивными сектами объявляются кришнаиты, «свидетели Иеговы», адвентисты седьмого дня, пятидесятники и представители харизматических церквей, что возбуждает по отношению к ним негативные стереотипы и в какой-то степени подрывает межконфессиональное согласие, принципы свободы

вероисповедания и равенства всех религий.

Отношения РПЦ со второй по численности конфессией Оренбургской области исламом складываются в общем конструктивно и взаимоуважительно, а небольшие конфликты между верующими возникают лишь на низовом уровне по вопросу сосуществования их храмов в смешанных населённых пунктах. За 2012 г. в регионе было

три подобных случая. В результате переговорного процесса в с. Но-вожедрино Матвеевского района с преобладающим русским населением из центра на окраину было перенесено место постройки мечети, а в с. Зиянчурино Кувандыкского района с преобладающим башкирским населением - православной церкви. В с. Александров-ке Александровского района один из жителей обратился к губернатору с требованием запретить возведение мечети в населённом пункте с преобладающим русским населением, но выбор места строительства был подтверждён и согласован на сходе местных жителей.

В Оренбургской области конкурентная борьба за молитвенное пространство между религиозными организациями общей конфессии наиболее остро проявляется среди мусульман. Начало ей было положено ещё в 1994 г., когда из состава Духовного управления мусульман (ДУМ) Оренбургской области (Оренбургского муфтията) под руководством А.Х. Хайруллина в составе ЦдУм России (г. Уфа) вышли общины западных районов, которые в 1995 г. создали самостоятельное ДУМ Оренбургской области (Бугурусланский муфтият) во главе с И.К. Шангареевым. Для перетягивания новых приходов на свою сторону он также использовал ДУМ «Ассоциация мечетей России», которую возглавил с 2000 г. При этом сам И.К. Шангареев на правах сопредседателя вошёл в состав централизованной организации Совет муфтиев России (Москва), конкурирующей с ЦДУМ. Раскол в мусульманской умме Оренбуржья сопровождался взаимной дискредитацией в СМИ, насильственным захватом культовых зданий и даже избиениями священнослужителей.

Дестабилизация обстановки и падение авторитета мусульманских структур способствовали созданию питательной среды для проникновения в Оренбургскую область исламского экстремизма. В финансируемом Саудовской Аравией медресе Бугурусланского муфтията под руководством преподавателей из Алжира, Судана и Туниса прошёл подготовку целый ряд лиц, ставших участниками незаконных вооружённых формирований и исполнителями терактов. В результате длительного переговорного процесса при содействии областных органов власти в 2010 г. Бугурусланский муфтият принял решение о самоликвидации, а его приходы вернулись под контроль ДУМ Оренбургской области (Оренбургского муфтията) в составе ЦДУМ. Однако 20 общин региона, входивших в состав «Ассоциации мечетей России», отказались воссоединиться и в 2010 г. вошли в новую централизованную организацию - «Исламский объединённый центр мусульманских организаций России» (Москва), переименованный с 2012 г. в «Объединённый исламский конгресс (ОИК) России (Объединённый муфтият)» под председательством Ш.У. Авясова [1, с. 138-139]. Он развернул активную работу на за-

паде Оренбургской области, где сохранились сильные сепаратистские настроения: вложил значительные финансовые средства в ремонт и благоустройство местных мечетей, погасил их задолженность по ЖКХ, провёл благотворительные акции для пожилых мусульман. В 2012 г. в составе ОИК было образовано Оренбургское региональное ДУМ во главе с М.Р. Кашаповым, которое объединяет уже 28 местных организаций и две группы, часть из которых откололась от ДУМ Оренбургской области А.Х. Хайруллина. Возникла угроза нового отпадения всего запада региона и углубления раскола в мусульманском сообществе Оренбуржья, который тяжелейшими усилиями был практически преодолен. Тем не менее ДУМ Оренбургской области в составе ЦДУМ по-прежнему остаётся здесь крупнейшей мусульманской структурой, насчитывая 82 организации и 39 групп. Ситуация осложняется появлением на молитвенном поле Оренбуржья третьего игрока - централизованной организации ДУМ Европейской части России (Москва), зарегистрировавшей в 2012 г. первый приход в Оренбурге [4, с. 36-38].

Отсутствие жёсткой централизованной структуры, субординации, финансовых и имущественных рычагов влияния на низовые приходы делает централизованные мусульманские организации уязвимыми и для внутренних конфликтов, а общины практически неподконтрольными им. Так, ещё в 2008 г. ранее дважды судимый А.С. Рахматуллин фальсифицировал документы приходского совета и встал во главе общины Караван-Сарайской мечети г. Оренбурга, фактически выйдя из подчинения ДУМ Оренбургской области (Оренбургскому муфтияту). В результате длительной тяжбы лишь в

2010 г. Центральный районный суд г. Оренбурга признал избрание имама незаконным, а областной суд в 2012 г. утвердил решение об освобождении им здания мечети и передаче всей документации прихода законным представителям ДУМ.

В 2012 г. в Бугуруслане руководитель узбекской национальной автономии попытался провести на пост второго имама таджика по национальности, окончившего Бугурусланское медресе и Каирский исламский университет. Однако прихожане отвергли этого кандидата, заподозрив его в приверженности радикальному исламу.

Пограничное положение Оренбургской области на основных маршрутах транзитной миграции из Средней Азии в Россию способствует проникновению на её территорию мусульманских экстремистов. В разное время здесь была выявлена и пресечена деятельность организаций «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат» и «Нурджулар», запрещённых Верховным судом РФ.

Так, в 2007 г. в Бугуруслане была раскрыта ячейка международной организации «Хизб ут-Тахрир». Её организатор, помощник ректора местного медресе, был приговорён к 1,5 годам колонии-

поселения, а один из членов - к шести месяцам. В отношении шести преподавателей Бугурусланского медресе дело об использовании экстремистской литературы в процессе обучения прекращено за истечением срока давности. Ещё 10 участников организации депортированы в Узбекистан.

В 2009 г. пресечена деятельность в Оренбурге последователей турецкого богослова С. Нурси, которые в России рассматриваются как члены экстремистской организации «Нурджулар». С апреля 2008 по март 2009 г. на конспиративных квартирах они организовали изучение трудов С. Нурси и его последователей, в которое были вовлечены 15-20 тюркоязычных студентов оренбургских учебных заведений. Лидер группы в 2011 г. был осуждён за организацию деятельности экстремистского объединения к 1,5 годам колонии-поселения. Его сообщник в 2012 г. освобождён от уголовной ответственности за истечением срока давности.

В 2010 г. в г. Соль-Илецка были задержаны три гражданина Кыргызстана, которые вели пропаганду идей запрещённой в России экстремистской организации «Таблиги Джамаат» и пытались вербовать новых сторонников среди прихожан местной мечети. Один из них депортирован на родину, а двое других отделались предупреждениями. В 2011 г. правоохранительными органами пресечена деятельность двух ячеек «Таблиги Джамаат», которые тайно действовали в Оренбурге и г. Соль-Илецке с мая 2009 по июль

2011 г. Общая численность их последователей в Оренбургской области составляла более 50 чел.

По этим крупным делам и единичным случаям пропаганды судами Оренбургской области неоднократно выносились решения о запрете мусульманских изданий, выявленных в ходе следствия. Так, в 2007 г. Бугурусланский городской суд признал экстремистскими 16 публикаций, в 2008 г. Центральный районный суд г. Оренбурга -шесть листовок и журналов, в 2010 г. Соль-Илецкий районный суд -шесть книг и фильмов, а в 2012 г. - ещё семь. Тогда же Октябрьский районный суд г. Орска запретил к распространению пять материалов в сети Интернет, а Ленинский районный суд г. Оренбурга - сразу 67 публикаций [8]. Однако практика показывает, что местные суды не обладают достаточной компетентностью для правовой оценки религиозной литературы. Так, решение о признании экстремистскими в 2012 г. 67 мусульманских изданий взбудоражило исламское сообщество не только Оренбургской области, но и всей России потому, что одним списком без различия идейного содержания была запрещена вся библиотека, изъятая в ходе обысков у одного из последователей С. Нурси. В результате под запрет попали некоторые классические труды традиционного ислама, составляющие основу его вероучения, богословия и философии: сборники ха-

дисов (преданий о поступках и изречениях пророка Мухаммда), его наиболее популярные жизнеописания, труды авторитетного мусульманского теолога и философа XI в. аль-Газали. По факту запрета ДУМ Оренбургской области выступило с тремя официальными заявлениями, призывая верующих к спокойствию и борьбе за свои права только законными способами. Представители издательств и авторов подали пять жалоб для пересмотра скандального решения.

С 2006 г. в Оренбургской области активно развиваются, особенно среди казахского населения, движения «Алля Аят» и «Ата жолы», запрещённые у себя на родине, в Казахстане, в 2008 и 2009 гг. как религиозные организации, создающие реальную угрозу здоровью граждан.

В 2011 г. по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга Областной суд постановил ликвидировать региональную структуру «Алля Аят» - Оренбургское областное общественное движение «Саморазвития человека "Новый Мир"» в связи с призывами к отказу от медицинского лечения. В феврале 2013 г. Новосибирский областной суд признал организацию «Алля Аят» экстремистской. К этому времени в Оренбургской области действовали, по крайней мере, 10 центров движения: три - в Оренбурге, три - в Орске, по одному - в Асекеевском, Оренбургском, Кувандыкском и Соль-Илецком районах [2].

Движение «Ата Жолы», возникшее на основе казахских языческих верований, направлено на установление связи с духами предков, через которых его члены пытаются пророчествовать и исцелять людей. Поводом к запрету движения в Казахстане стало самоубийство его психически больной последовательницы, слышавшей голоса духов. В вину членам организации ставят вытягивание из адептов денежных средств, использование для вербовки опасных психотехнологий с изменением сознания, а при лечении - плетей, галлюциногенов и воды с растворённой могильной землёй. По непроверенным данным, в Оренбургской области она объединяет сотни членов. Достоверно известно о существовании ячеек организации в Оренбурге, Орске и Соль-Илецке [5]. Отметим, что в Оренбургской области правоохранительные органы пока не препятствуют распространению этого движения, хотя его ячейки были ликвидированы по искам прокуратуры в соседних регионах: столице Башкортостана Уфе (2011 г.) и пос. Измайловском Кизильского района Челябинской области (2012 г.).

В 2012 г. было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей и членов организации «свидетели Иеговы» в Оренбургской области. Их обвиняют в распространении экстремистской литературы, а также возбуждении в своих проповедях ненависти и

вражды, унижении достоинства по признакам отношения к религии. В рамках дела проведен ряд обысков в богослужебных зданиях и частных домах верующих на территории Бугуруслана, Бузулука, Оренбурга, Орска и Ясного. Однако значительная часть российских религиоведов и правозащитников считает эти преследования необоснованными.

На протяжении всей истории края религиозные объединения оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на культуру, образование, социальное обеспечение, военнопатриотическое воспитание и другие стороны духовной и общественной жизни Оренбургского края. Между тем в научной литературе до сих пор отсутствует целостная картина становления, развития и современного состояния конфессионального пространства Оренбуржья. Региональная специфика не отражена и в учебниках для средних и высших образовательных учреждений по дисциплинам «Основы религиозных культур и светской этики», «Государственноцерковные отношения», «История религий», «Новые религиозные движения» и др. Поэтому определение роли конфессий и религиозных организаций в общественной жизни Оренбургского края XVIII - начала XXI в. приобретает высокую актуальность и научную значимость.

Для повышения религиозной грамотности населения, профилактики экстремизма и терроризма, предотвращения втягивания молодёжи в деятельность деструктивных организаций необходимо уделить особое внимание изучению незарегистрированных религиозных групп, деятельность которых до настоящего времени не освещалась в региональной научной литературе.

Проведение органами государственной власти и местного самоуправления взвешенной, сбалансированной политики в Оренбургской области невозможно без глубокого знания и учёта этноконфессиональных особенностей её населения на серьёзной научно-методической основе.

Наконец, проведение научных исследований по истории и современному положению религий в Оренбургской области будет способствовать ознакомлению широкой общественности с духовными основами культуры соседей, преодолению стереотипов массового сознания, различных предрассудков и взаимных опасений, обеспечению межконфессионального мира и согласия, внутренней стабильности в регионе.

Список литературы

1. Денисов Д.Н. Ислам // Конфессии и религиозные объединения в Оренбургской области: справ. - Оренбург, 2012. - С. 138-139.

2. Иевлева Е. «Аят» - звезда заблудших // Вечерний Оренбург. - 2011. -№ 13. - 31 марта.

3. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях // Информационный портал Министерства юстиции РФ о деятельности некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 01.01.2013).

4. Николаев О.В. Ислам в Оренбуржье: постсоветский период // Расулевские чт.: ислам в истории и современной жизни России: материалы всерос. науч.-практ. конф. (г. Троицк, 29 марта 2012 г.). - Челябинск-Уфа, 2013. - С. 36-38.

5. Оренбуржцев предлагают избавить от грехов кнутом, а от болезней -огнём // Комсомольская правда в Оренбурге. - 2013. - 11 апр.

6. Отчёт о жизни и деятельности Оренбургской епархии Русской православной церкви Московской патриархии за 2011 г. Приложение. - Оренбург, 2011. - С. 157.

7. Состояние межэтнических и этноконфессиональных отношений в Оренбуржье // Отчёт по результатам социологических исследований / рук. иссл. Э. М. Виноградова. - Оренбург, 2013.

8. Федеральный список экстремистских материалов // Минюст России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/ (дата обращения: 11.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.