Список литературы:
1. Шаповал И. А. Специальная психология: учеб.пособие / И.А. Шапо-вал. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
2. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дисс. ... на сосикание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 1999.
3. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА © Ибрагимова Р.Ю.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье рассматриваются вопросы социальной адаптации людей с нарушениями слуха, проблемы, связанные с ней из-за воспитания и обучения таких детей в закрытых учреждениях. Дефицита общения с миром слышащих.
В нашей стране вся организация жизнедеятельности человека практически не ориентирована на равноправие слышащего и глухого, видящего и слепого и т.д. Господствует тенденция к социальной и психологической изоляции людей с ограниченными возможностями.
Следует сказать, что массовая школа на сегодняшний момент не готова к какой-либо форме совместного обучения детей с нормальным развитием и их сверстников с ограниченными возможностями. Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. Человек с недостатками слуха имеет специальные образовательные потребности, обусловленные особенностями его психического и речевого развития (процессов памяти, мышления, восприятия). Эти потребности эффективнее реализовать в рамках специальных образовательных учреждений, с помощью разработанных программ, методик и подходов, а также при участии сурдопедагогов, сурдопсихологов и других специалистов. По данным психологических, социологических и др. научных исследований известно, что при выходе из стен образователь-
* Старший преподаватель кафедры Коррекционной педагогики и специальной психологии
ного учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому проблема приобщения ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.
В связи с тем, что данная проблема тесно связана не только с психологией и педагогикой, изучающими возрастные особенности социализации, но и с общественно-политическим устройством человеческого общества, его функционированием и развитием под воздействием различных факторов в разные периоды развития возрастной психологии, менялись цели, задачи, методы приобщения ребенка к социальному миру. Современные исследования напрямую связаны с изучением механизма социализации личности ребенка.
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.
Специфика специального (коррекционного) и, как правило, интернатного учреждения - его закрытость (как пространственная, так и психологическая) приводит к тому, что возникает объективное противоречие между образом жизни, содержанием деятельности детей и их базовыми потребностями в любви, в признании индивидуальности, свободе личности и др. Бедность жизненного пространства приводит к формированию особого типа личности, во многом отличающейся от личности ребенка, воспитывающегося в семье. Отличительной чертой детей из учреждений интернатного типа является присущее им состояние социально-психологической отчужденности от культуры мира, других людей, самих себя. Эта детская отчужденность проявляется в ощущении брошенности, ненужности другим людям, особенно взрослым, чувстве одиночества, незащищенности, в непонимании и неприятии интеллектуальных и эмоциональных ценностей взрослых, в повышенной конфликтности, агрессивности, неумении продуктивно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на усилия педагогов, работающих с такими детьми, результат не всегда соответствует ожиданиям, затраченным силам и средствам.
Существуют причины и средства, которые трудно устранить в данной системе общественного воспитания. Материнская и социальная деприва-
ция, дефицит общения со значимыми взрослыми, отсутствие отношения принятия и другие особенности воспитания приводят к нарушению, искажению взаимодействия ребенка с социальной средой.
Недостатком такого пути для процесса формирования личности является замкнутый круг общения. Дети-инвалиды живут в узком мирке семьи или специального детского или учебного заведения, лишены возможности полноценного общения со здоровыми людьми, имеют скудные представления об обычной жизни. Развитие личности протекает в условиях, порождающих такие негативные личностные черты, как эмоциональная незрелость, инфантилизм, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаток воли и т.д.
Отечественные исследования показали, что, на словах поддерживая идею интеграции инвалидов, в целом наше общество ещё не готово к принятию этой идеи. Между инвалидами и здоровыми людьми существует взаимонепонимание, напряжённость во взаимоотношениях. При этом большинство инвалидов высказываются за социальную интеграцию, за жизнь и работу с обычными людьми.
Об отношении учителей в определённой степени свидетельствуют некоторые результаты исследований Л. Пожара. Он пишет, что «около 61 % опрошенных учителей массовых школ считают, что ребёнок-инвалид, интегрированный в классе массовой школы вместе со здоровыми детьми, может поставить под угрозу здоровье остальных учащихся в классе и учителей». Затрудненность словесного общения, его нарушение является тем решающим условием, которое выступает как главная причина аномального развития. Дефект слуха приводит к трудностям понимания речевого материала, из чего делаются скоропалительные выводы. Учителям зачастую жалко тратить время урока на глухого ученика. Такое отношение педагога поддерживает проявление негативизма со стороны других учеников класса. Это в свою очередь отражается на личностных качествах инвалида по слуху. Приводит к замкнутости, агрессии, чувству неполноценности, а как следствие, к депрессиям и нервным срывам. Полноценное формирование личности глухого ребёнка в таком психологическом климате практически невозможно.
Несмотря на то, что в современных условиях вся педагогическая общественность настойчиво говорит об оказании комплексного психологопедагогического сопровождения и обеспечения ребенка с проблемами, на практике педагог по-прежнему остается «один на один» с трудностями проблемного ребенка. Актуальность этой проблемы обусловлена в первую очередь тем, что в различных общеобразовательных учреждениях нашего края работает ничтожно малое количество педагогов со специальным дефектологическим образованием. Основная масса учителей в коррекционных школах приходит в специальное образование из общего.
Важным условием для социальной адаптации неслышащих детей является умение общаться с окружающими людьми, поэтому важной задачей для педагогов является оказание помощи детям в освоении форм полноценного общения с людьми.
Решению проблемы формирования устной речи как фактора полноценного развития детей подчинена система коррекционной работы в специализированном учреждении.
Один из важнейших вопросов - разработка критериев для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с нарушением слуха, что предполагает разработку и обоснование системы медицинских, психологических, педагогических и социальных критериев, в соответствии с которой ребенок может быть интегрирован в среду слышащих. Традиционные критерии - показатели степени снижения слуха, уровень речевого развития не являются единственно определяющими. Неоспорима необходимость расширения социального опыта общения, взаимодействия лиц с нарушением слуха в обществе слышащих как условие их социализации. Максимальной эффективности школьной интеграции будет способствовать совокупный учет всех факторов, однако без специально организованной коррекционно-развивающей работы, результативность интегрированного обучения будет неизбежно снижаться. Процесс включения ребенка с нарушенным слухом в среду слышащих происходит постепенно. Первоначально он протекает на уровне физического совмещения, когда осуществляется адаптационный период подготовки ребенка к реализации своих возможностей в новой для него среде. Этот этап сменяется взаимодействием на функциональном уровне, целью которого является целенаправленное и результативное взаимодействие в процессе совместного решения какой-либо задачи. На последующих этапах осуществляется переход на осознанное общение с окружающими, приобретение и использование социального опыта, поскольку подобный переход сопровождается сменой не только социальной роли, но и выработкой новой личностной позиции. Так, если в своем кругу ученик является лидером, занимает позицию сильного, способного протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается, то в условиях общения со средой слышащих ему приходится быть в роли зависимого новичка, встать на позицию «просящего помощи», что, естественно, бьет по самолюбию, сказывается на психологическом комфорте. Нормально слышащие сверстники не всегда без лишних напоминаний способны прийти на помощь, в тактичной и корректной форме выразить свое желание помочь.
В беседах с людьми, имеющими нарушения слуха, можно сделать вывод о том, что как бы они не стремились к автономности, независимости от мира слышащих, тем не менее они всегда подсознательно надеются на помощь слышащего человека. И первостепенная задача коррекционной работы состоит в том, чтобы выработать определенную личностную уста-
новку у лиц данной категории. Это прежде всего осознание того, что человек сам отвечает за свою судьбу, и он должен принять на себя ответственность за реализацию себя в этом мире.
Обязательным условием выступает раннее выявление нарушения и ранняя психолого-педагогическая коррекция, обоснованный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение (учитываются возраст, характер первичного дефекта, особенности проявления вторичных отклонений, уровень интеллектуального развития, обучаемость ребенка, особенности его личности, коммуникабельность, индивидуальные особенности ребенка, социальное окружение ребенка).
Глухой ребенок по отношению к слышащему находится в иных условиях. На слух они не могут воспринимать устную речь. Следовательно, нужно для него создать соответствующие его природе условия.
Обучение в слышащей среде, благоприятно сказывается на формировании речи. Замечено, что у слабослышащих выпускников массовой школы речь более развернутая и грамматически правильная, чем у их сверстников, окончивших специальную школу. Обучение совместно со слышащими должно благотворно влиять на расширение круга общения глухих и слабослышащих. Однако, как было показано выше, часто инвалиды по слуху оказываются не в обществе слышащих, а «рядом» с ним. Если их и не отвергают, то и не принимают на равных.
Особенно это актуально для глухих т.к. они не могут опираться на остаточный слух в процессе усвоения информации и полноценно общаться со слышащими.
С одной стороны, для глухих и слабослышащих характерно желание понравиться и заслужить уважение в ходе общения с нормально слышащими сверстниками, а с другой стороны, им мешает идти на контакт опасение быть отвергнутыми, наличие комплексов по поводу своего дефекта. Глухие и слабослышащие часто боятся быть не понятыми здоровыми людьми в силу недостатков произносительной стороны речи. Инвалид по слуху почти всегда в какой-то форме чувствует своё невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что, в свою очередь, может отразиться в чувстве неполноценности. Инвалид по слуху значительно больше зависит от эмоциональных и воспитательных отношений среды при поступлении в школу, в ВУЗ и в процессе интеграции в общество, чем слышащий человек.
Во время занятий необходимо проводить обучающие занятия психолога с воспитателями по проведению коммуникативных тренингов с детьми. Воспитатели должны ознакомиться со всеми упражнениями и играми тренинга, на собственном опыте познать непростую науку общения, проводить игры и упражнения на развитие общения с неслышащими детьми, изучать специальную литературу по развитию общения, по специальной педагогике и психологии. Педагогам необходимо проводить работу по реабилитации детей с недостатками слуха в тесном контакте с родителями.
Список литературы:
1. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. - МПСИ, 1996.
2. Сюзева А.В., Сафонова Ю.Р. Некоторые проблемы адаптации инвалидов по слуху в интегрированной среде.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ © Иванова И.П.*, Иванова Т.Ю.*
Чувашский государственный педагогический университет, г. Чебоксары
В данной статье раскрыты особенности суицидального поведения подростков. Приведена официальная статистика самоубийств, как в мире, так и в России. Раскрывается сущность проблемы суицидального поведения подростков. Охарактеризованы отличия истинного суицидального поведения от сходных вариантов самоповреждений и демонстративных попыток. Психологические тенденции в решении вопросов профилактики суицидных действий. И в заключении приведены результаты экспериментальной работы.
Актуальность изучения суицидального поведения возрастает в психологии, так как происходит существенное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, совершивших суицидальные действия. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают собой более 4 000 000 человек. По статистике ВОЗ по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает одно из первых мест. По этим же данным в России ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2,5 тысяч несовершеннолетних в год. Подросткам свойственна тенденция к повторным суицидальным действиям. По данным половина суицидентов детского и подросткового возраста совершали повторный суицид. Традиционно пограничные расстройства личности связывают с суицидными попытками без летального исхода, однако все более очевидными становятся факты, что для этих пациентов характерным является и самоубийство [2, с. 177]. Часто суицидальное поведение рассматривается как результат формирования и развития определенного «жизненного сценария», закладываемого еще в раннем детстве.
* Доцент кафедры Психологи и социальной педагогики
* Студент