Научная статья на тему 'К проблеме толерантного воспитания глухих и слабослышащих школьников'

К проблеме толерантного воспитания глухих и слабослышащих школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕСТВА / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МИРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко А. Н.

Статья посвящена проблеме толерантного воспитания глухих и слабослышащих школьников в рамках коррекционной школы. Рассматриваются причины, которые препятствуют толерантному отношению, и приводятся аргументы того, что инклюзия имеет место быть только при наличии, если толерантная культура развита как у здорового общества, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены принципы и методы, которые позволят успешно решить проблемы воспитания толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме толерантного воспитания глухих и слабослышащих школьников»

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. - М.: «Ось-89», 2008.

2. Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. - Набережные Челны: Латард, 1997.

3. Век В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. -Пермь: «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. - М.: Наука, 2007.

5. Геодакян В.А. О существовании обратной связи, регулирующей соотношение полов. - М.: Физматгиз, 1965.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003.

7. Смирнова Н.В. Взаимосвязь личностных черт супругов с их удовлетворенностью браком и игровыми формами поведения. - М.: Психологическая служба, 2003. - № 2.

К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Москаленко А.Н.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Статья посвящена проблеме толерантного воспитания глухих и слабослышащих школьников в рамках коррекционной школы. Рассматриваются причины, которые препятствуют толерантному отношению, и приводятся аргументы того, что инклюзия имеет место быть только при наличии, если толерантная культура развита как у здорового общества, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены принципы и методы, которые позволят успешно решить проблемы воспитания толерантности.

Ключевые слова толерантность, интолерантность, интеграция, ответственность за создание толерантного общества, особенности восприятия мира.

Воспитание толерантной личности - сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

* Магистрант.

На современном этапе запущенный процесс интегрированного образования в идеале должен способствовать формированию у здоровых детей толерантности к физическим и психическим недостаткам одноклассников, развивать чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащать внутренний духовный мир, совершенствовать коммуникативные навыки. В большинстве работ по проблемам интеграции отмечается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения [1, 2].

Но в реальной ситуации реализации программ интегрированного обучения все чаще встречаются отрицательные случаи интеграции, когда дети, имеющие недостаток развития, с нарушениями слуха в том числе, начиная со средних классов отказываются от обучения в общеобразовательной школе. И причина не в трудностях освоения содержания программы, а в неприятии со стороны сверстников, общества, педагогов. В результате в ситуации несоответствия психическим, физиологическим, социальным нормам «особые» дети оказываются в стрессовом состоянии.

Психологами отмечено, что у школьников раннего подросткового периода приоритетными становятся такие качества мышления, как оценивание, сравнение, нахождение причинно-следственных связей; складывается миропонимание; многократно возрастает потребность в коммуникативном общении; самооценка сильно зависит от процессов, которые случаются вокруг него. Часто слышим от детей требования в удовлетворении своих потребностей. Это является доказательством существования проблемы в межличностном общении. А непринятие особых детей пассивной роли в школьной среде, столкновение интересов, ограничение свободы, глубоко переживается.

Существование частых случаев интолерантного поведения дает возможность утверждать, что наличие коррекционных школ является оптимальным вариантом для детей с особенными потребностями. Пока обе стороны не научатся находить компромисс, жить общей идеей принятия, то о полноценном интегрированном образовании в психологическом аспекте говорить преждевременно.

Несмотря на некоторые попытки общества удовлетворить отдельные потребности особых детей - открытие спецкурсов обучения жестовому языку для желающих, выпуск фильмов в эфир с субтитрами, создание специальных мест в кинотеатрах для слабослышащих, - но наличие предрассудков, стереотипов, нежелания общества «возиться» не уменьшается, что не устраняет проблем в духовной и коммуникативной сфере.

Ответственность за создание толерантных взаимоотношений, толерантного общества в равной степени должны ложиться на обе стороны. В силу обстоятельств, здоровые сверстники могут взять на себя большую ответствен-

ность, которых никто не принуждает быть толерантными, но должны понимать, что это единственный путь к духовно-нравственному процветанию.

Меркт У - немецкий сурдопедагог, которая сама имеет нарушение слуха, - в своей статье проанализировала особенности восприятия мира неслы-шащими, которые, по моему мнению, отражают состояние развития моральных качеств, толерантных установок, и требуют коррекции через воспитание и обучение.

Она отмечает, что особенности восприятия мира и общения, которые характерны для глухих, не позволяют им достаточно полно понимать мотивы и реакции других людей. В осознании собственных чувств, глухой нуждается в помощи. Это более долгий процесс, чем у слышащих, и он требует больших усилий со стороны воспитателей.

То же касается и мировоззрения детей с нарушениями слуха. Трудности установления причинно-следственных связей, обусловленные нарушением слуха, не остаются без последствий. В картине мира на протяжении всей жизни часто остаются пробелы, которые многими заполняются с помощью собственных изъяснительных моделей, вызывающих недоумение слышащих.

Вследствие недостатков развития речи и особых условий восприятия многие глухие имеют узкий кругозор и меньше знают об окружающем их мире. Из-за склонности к поверхностности вместо углубления в проблему они ищут новых впечатлений. Солидарность и готовность помочь у многих глухих принимает противоположное эгоцентрическое направление: «Слышащие должны мне все давать и все за меня делать».

Стойкое чувство недоверия к слышащим и ощущение слабости по сравнению с ними: «Слышащие считают нас неполноценными и используют нас». Возможно, оно возникает из-за опасения, что с трудом добытую самостоятельность нужно защищать от действительных нападок или предполагаемых покушений [4].

Определение уровня толерантной воспитанности слабослышащих и глухих учащихся специальной коррекционной общеобразовательной школы № 12 II вида для слабослышащих в г. Искитиме Новосибирской области, выявила низкий уровень осведомленности о понятии «толерантность» - у 5 %. Дети с трудом могли подобрать синонимы к слову, а только с помощью подсказок смогли найти их, и относительно средний уровень умения проявлять свойства толерантности в общении у 45 % детей.

Большинство психологов сходятся в мнении, что толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности, таких как, расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть с собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Толерантная личность, обладая такими чертами характера, легко пере-

носит стресс, уверена в себе, жизнестойкая, приспособлена к условиям быстро меняющегося мира и умеет сохранить уважение как к себе, так и к другим.

Толерантное воспитание ребенка с ограниченным слухом может быть предпосылкой для успешной интеграции в жизнь. Считается, что оно должно начинаться в дошкольном возрасте в группах комбинированного типа, где дети с различными функциональными нарушениями и здоровые учатся строить взаимодействие на основе сотрудничества и понимания [5].

Учитывая особенности развития неслышащих школьников и результаты диагностики толерантной воспитанности предлагается выработать специальную программу воспитания толерантности неслышащих детей.

По мнению М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, успешность решения проблемы воспитания толерантности школьников зависит от того, как в деятельности педагогов будет реализоваться ряд принципов: субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, толерантной среды.

Изложенные принципы находят отражение в содержании, в средствах, методах и приемах воспитания толерантной личности.

Содержание работы по воспитанию толерантности подростков с нарушением слуха должно включать в себя:

1. Знание принципа уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Формирование представлений подростков о людях, как о личностях.

3. Формирование коммуникативной компетенции, умения пользоваться разными средствами общения в зависимости от ситуации.

4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:

- осознания своих потребностей, и выработки удовлетворения их не в ущерб другим;

- осознание своих достоинств и недостатков, проявления критичности;

- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других; проявлять терпимость, гуманные чувства по отношению к другим;

- развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других;

- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- интереса к жизни других людей.

Целесообразными методами воспитания толерантности глухих школьников являются:

- осознание эмоциональных чувств;

- убеждение;

- внушение;

- стимулирование,

- формирование нравственно-волевых устремлений в реализации толерантного поведения [3].

Таким образом, для того, чтобы сформировалось толерантное общество и инклюзивное образование в полной мере реализовало себя в нашем обществе, воспитание должно касаться всех без исключения, и глухих, и слышащих, и их родителей и педагогов.

Список литературы:

1. Алейникова С.А. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко //Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 19-30.

2. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения / Е.А. Екжанова. -М.: Издательство «Дрофа», 2008. - 288 с.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль, 2003.

4. Меркт У В чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира? //Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 75-80.

5. Уфимцева Л.П., Мацкевич А.В., Доманецкая Л.В. Воспитание толерантности у дошкольников в условиях интегрированного обучения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 3-9.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Москаленко А.Н.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

В статье рассмотрена роль проектной деятельности слабослышащих и глухих учащихся в развитии толерантности. Обозначены принципы, и рассмотрены этапы долгосрочного общешкольного проекта. Предварительная диагностика обозначила, что у школьников высокий уровень крайней оценки без осмысления поступков, низкий уровень эмпатии, несформированность толерантного поведения. Данный проект позволил скорректировать недостатки и достичь позитивных результатов в развитии толерантности у школьников. Были апробированы вопросы в методике «Закончи предложение».

Ключевые слова: общешкольный проект «Гостеприимный дом -Россия», развитие толерантности, мотивация; методика «Закончи предложение», эмпатия, самооценка.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.