DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10143
УДК 36.364 ББК 67.3
РАТТУР Мария Владимировна,
кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, е-mail: [email protected] SPIN-код: 5487-0117, AuthorID: 419204
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРАВОВЫХ ДЕВИАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье анализируются социальные причины правовых девиаций несовершеннолетних, позволяющие формировать и реализовывать их протестный потенциал в противоправном проявлении гражданской активности. На основе исторических фактов доказывается опасность использования радикальности подрастающего поколения при вовлечении их в деструктивную политическую деятельность. Сделаны выводы о том, что в советский период была реализована преемственность социально-правовых подходов в работе с несовершеннолетними, несмотря на смену общественно-правового уклада в 1917 г. Обозначена необходимость учета историко-правового опыта формирования правового сознания молодежи в современных условиях.
Ключевые слова: протестный потенциал, общественная активность, правовые девиации, социальная ответственность, национальная идентичность, мировоззрение, социализация несовершеннолетних, правосознание.
RATTUR Maria Vladimirovna,
PhD in History, Associate Professor, Researcher of the Department of Legal Philosophy, Legal History and Legal Theory, Institute of the State and Law, Russian Academy of Sciences
SOCIAL CAUSES OF JUVENILE LEGAL DEVIATIONS
Annotation. The article analyzes the social causes of legal deviations of minors, allowing the formation and realization of their protest potential in the unlawful manifestation of civil activity. On the basis of historical facts it proves the danger of using the radicality of the younger generation when involving them in destructive political activity. It is concluded that in the Soviet period the continuity of socio-legal approaches to work with minors was implemented, despite the change of social and legal order in 1917. The need to take into account the historical and legal experience of the formation of the legal consciousness of young people in modern conditions.
Key words: protest potential, social activity, legal deviations, social responsibility, national identity, worldview, socialization of minors, legal awareness.
Актуальность исследования вопросов противоправного проявления гражданской активности несовершеннолетних убедительно продемонстрировали события 23 января 2021 г. По словам детского уполномоченного А. Кузнецовой, в этот день всего было задержано около 300 несовершеннолетних в различных регионах России: в Москве - около 70, в Санкт-Петербурге примерно 30 детей [6].
Так, например, в Ростове-на-Дону расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 212 «Призывы к массовым беспорядкам или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами» УК
РФ. Согласно материалам этого дела, 17-летний местный житель Максим С. в социальной сети «ВКонтакте» заранее опубликовал призыв ко всем выйти на незаконную акцию. Вот выдержка из его поста в социальной сети: «Чтобы не замерзнуть, не стойте как овощи, двигайтесь, постоянно кричите что-то... Если под рукой будет что можно кинуть или чем можно обороняться - берите. И помните, что мирными протестами ничего не изменить» [26].
Глава Лиги Безопасного интернета Е. Мизулина обозначила, что «обнаружено свыше 100 тысяч роликов в сетях ШТок, Instagram, «ВКон-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
такте», где созданные по шаблону - одинаковая музыка, титры, текст, кадры - видеоролики звали детей на «прогулку»-акцию, но просили не брать с собой паспорт, устанавливать пароль на смартфон и брать беруши и молоко, «чтобы промывать носоглотку», потому что якобы будет использован слезоточивый газ» [6].
Призывы к участию в протестах нашли отклик у несовершеннолетних не только потому, что были поданы в социальных сетях как модный стиль поведения. Так же не следует сводить причины противоправного проявления гражданской активности подростков лишь к возрастным особенностям этой части граждан. Хотя специфика возрастного периода позволяет говорить о критическом восприятии любых авторитетов, начиная с членов семьи и заканчивая властью. Необходимо учитывать и социальные аспекты мотивов несовершеннолетних.
Следует отметить, что проблема влияния на детей не нова и не является специфически российской. Доказательство тому - средневековая легенда о гамельнском крысолове. Согласно ей, музыкант, не получивший от магистрата вознаграждения за избавление Гамельна от крыс, сумел увести из города детей, которые пропали безвозвратно. Особый интерес представляет тот факт, что в городской хронике сохранилась точная дата события — 26 июня 1284 г., что для легенд нехарактерно. Это дает возможность современным исследователям полагать, что какие-то реальные события легли в основу предания.
Об опасности стихийных протестов убедительно свидетельствуют события Февральской революции, когда, по словам С.П. Мельгунова, «февральские события в Петербурге, их размах, отклик на них и итог оказались решительно для всех неожиданными», «ни одна партия непосредственно не готовилась к перевороту», «революционный взрыв не имел никакого отношения к роспуску Думы, о котором масса ничего не знала», поэтому он убежден в том, что «не Дума руководила стихией, а стихия влекла за собой Временный комитет» [19, с. 6].
Нивелировать участие подростков в несанкционированных акциях только посредством ужесточения законодательства за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность и внедрения пилотного проекта по введению в школах должности «советник директора по воспитательной работе» вряд ли удастся. Необходима единая продуманная система мер, которая учитывала бы как позитивный, так и негативный отечественный опыт по формированию правосознания молодежи.
Историография юридической науки и методология исследований природы правовых девиа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ций несовершеннолетних довольно обширна. Вполне определились как методологические, так и мировоззренческие постулаты. Исследования в этой области начались в России во второй половине XIX в. Вопросами изучения социальных причин и особенностей противоправного поведения несовершеннолетних занимались Н.С. Таганцев [30], А.Ф. Кистяковский [12], М.Н. Гернет [7], Д.А. Дриль [10], П.И. Ковалевский [14] и др.
В советский период социальным аспектам правовых девиаций подростков посвящены исследования В.И. Куфаева [17], Л.М. Василевского [2], П.И. Люблинского [18], Д.В. Горвица [9], В.Н. Кудрявцева [15], К.Е. Игошева [11], В.С. Орлова [24] и др. Современная историография социально-правовых причин противоправного поведения несовершеннолетних в большей степени связана с вопросами теории и практики ювенальной юстиции в Российской Федерации [21, 13, 3, 20, 4].
Правоведам давно известно, что уровень и качество жизни населения, безысходность социального состояния формируют склонность к правовым девиациям. Эти факторы становятся причиной, которая приводит в движение протестный потенциал подростков.
«Государство и общество, - писал выдающийся представитель юридической науки акад. В.Н. Кудрявцев, - сами создают преступность, не обеспечивая достойного существования большой части населения и поощряя заведомых коррупционеров и теневых дельцов» [16, с. 35]. По сути, он осовременил позицию Платона, который за 400 лет до н.э. предлагал установить четырехкратный предел разрыва между бедностью и богатством, полагая, что больший разрыв исключительно опасен [28]. К размышлениям Платона прислушались в нашей стране лишь в ХХ в., и к концу «перестройки» в СССР децельный коэффициент составлял 3.5:1, а затем стремительно начал расти до 14.5:1 и стал астрономическим как в России в целом, так и, особенно, в регионах [27].
Выявление особенностей противоправного поведения позволяет сделать вывод о том, что самая заметная и опасная среди них - политическая мотивация установки на протест и вытекающая из этого готовность подростков бороться с властью (пока не за власть) агрессивными методами. Через некоторое время они достигнут электорального возраста и если останутся под влиянием зрелых оппозиционеров, то, возможно, что политический курс страны будет определяться не в Кремле, не на улицах столицы и даже не в России.
Протестный потенциал несовершеннолетних подпитывается социальным неблагополучием населения России и имущественной дифферен-
циацией. Федеральный исследовательский социологический центр РАН систематически изучает изменения в жизни населения России. В частности, детально было изучено социальное самочувствие жителей России за период с 2014 по 2017 г. Согласно полученным результатам, у значительной части домохозяйств за 4 года оно резко ухудшилось: у 33% респондентов зафиксировано снижение общего уровня жизни, почти на 30% уменьшилась возможность выделять средства для организации отдыха; ухудшились условия для получения медицинской помощи и приобретения лекарств у 25% респондентов. За то же время в стране увеличилось количество миллиардеров, вырос вывоз капиталов. Обычным явлением стала демонстрация «красивой» жизни: пышные бракосочетания, состязание яхт и т.д. [28, с. 357 -358] В условиях пандемии экономическая ситуация стала более сложной и повышению уровня жизни граждан не способствует.
Все это влияет на сознание и той части подростков, которая записала себя в ряды «золотой молодежи», и основной массы несовершеннолетних. Концентрация роскоши и нищеты, безнаказанные нарушения «золотой молодежью» норм морали и права могут вызывать у подростков осуждение или зависть. Кто-то остается равнодушным, но есть и те, кто за безнаказанностью поведения детей богатейших семей видит попустительство власти, осознает свое бессилие повлиять на достижение равных условий для всех.
Использование оппозиционерами протест-ного потенциала несовершеннолетних в попытке противостояния легитимной власти корреспондирует мыслям Л.Д. Троцкого, сформулированными еще в прошлом веке. В работе «История русской революции. Октябрьская революция» он писал, что «во всяком классовом обществе достаточно противоречий, чтобы в щелях их можно было построить заговор», при этом он отмечал, что «элемент заговора, в тех или других размерах, почти всегда входит в восстание. Будучи исторически обусловленным этапом революции, массовое восстание никогда не бывает чисто стихийным. Даже прорвавшись неожиданно для большинства собственных участников, оно оплодотворяется теми идеями, в которых восставшие видят выход из тягот существования» [31, с. 159 - 160].
Выход из тягот существования посредством революции воплотился в юридической практике послереволюционного периода, которая «базировалась на марксистско-ленинском учении о государстве и праве как надстроечных явлениях, обусловленных базисными экономическими отношениями» [22, с. 39].
Утверждение единого понимания права в советском государстве произошло в 1938 г. на
совещании научных работников права. Сформулировано оно было следующим образом: «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу» [25, с. 183].
При этом осознание, что гораздо дешевле заниматься воспитанием подрастающего поколения, чем бороться с последствиями правовых девиаций несовершеннолетних, было и в Российской Империи [10, с. 14], но непринятие властью системы мер привело в конечном счете к свержению монархии.
Вторая движущая сила протестных настроений производна от первой - несправедливость, на которую молодежь реагирует особенно болезненно. Лидерство стало обеспечиваться не личными достоинствами молодых людей, а достатком родителей или их положением во власти. Высокомерие той части общества, которая считает себя «элитой», разлагающе действует на молодое поколение россиян, усиливая протест-ный потенциал. Социологические исследования отразили рост противоречий между властью и народом (+36%), богатыми и бедными (+31%), чиновниками и населением (+24%) в 2014 - 2017 гг. [28, с. 359]. Текущее положение дел свидетельствует о том, что богатые стали богаче, а бедные - беднее, поэтому обострение противоречий имеет высокую вероятность. Игнорирование сложившейся ситуации может привести к весьма печальным последствиям. Революционные события в истории России являются тому доказательством.
Деструктивное поведение несовершеннолетних и его использование оппозицией для достижения своих целей сегодня во многом связаны с пробелами в организации работы с молодежью. Отсутствие консолидированных усилий и четкого плана действий работы с несовершеннолетними сформировало ситуацию, когда каждое ведомство прилагает усилия, расходует бюджетные средства, планирует, организует и контролирует деятельность по своему направлению, но единая программа отсутствует. Невольно вспоминается вопрос из миниатюры А. Райкина: кто шил костюм?
Обращение к историческому опыту, извлечение из него уроков может позволить не повторять уже допущенных ошибок и воспользоваться положительными сторонами в современных условиях. Яркий пример того, как отсутствие скоординированных действий привело к усугублению детского
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
неблагополучия, содержат архивные материалы Государственного архива Вологодской области (ф. 26, оп. 1, д. 85).
Вологодское Губернское Попечительство детских приютов на заседании 10 апреля 1893 г. приняло решение раздать на воспитание в крестьянские семьи детей из Приюта «Ясли». Наблюдение за жизнью воспитанников в семьях посчитали правильным возложить на священников и земских врачей. Во исполнение этого решения губернатор обратился с письмом к епископу Вологодскому и Тотемскому. В ответном письме содержался отказ, аргументированный тем, что «беспристрастность может обострить отношения пастырей и пасомых, т.к. трудно ожидать, чтобы положение детей, отданных за столь низкую плату, могло бы удовлетворять элементарным требованиям гигиены, т.к. даже собственные крестьянские дети, особенно в летнее время находятся в неблагоприятных для жизни условиях». Земские врачи попросили конкретизировать, какие на них будут возложены обязанности. Вопрос повис в воздухе.
Положительным примером выстраивания эффективного взаимодействия различных структур при работе с правовыми девиациями несовершеннолетних в Российской Империи может служить деятельность мирового судьи по делам несовершеннолетних Н.А. Окунева. Помимо предусмотренных законом процедур, связанных с передачей дела до рассмотрения попечителю, в обязанности которого входило исследование условий жизни несовершеннолетнего, выяснение причин совершения им проступка и сообщение этих сведений судье, он установил сотрудничество с благотворительными обществами.
Это позволило оказывать нуждающимся несовершеннолетним финансовую помощь, обеспечить их крышей над головой, организовать обучение ремеслу для самостоятельного труда и заработка [23].
Советская власть сумела учесть позитивный позднеимперский опыт и умело его использовала в борьбе с правовыми девиациями несовершеннолетних. Так, 4 января 1919 г. был создан межведомственный орган - Совет защиты детей во главе с наркомом просвещения, объединивший представителей наркоматов здравоохранения, социального обеспечения, продовольствия и труда. Он получил полноту власти в сфере охраны здоровья, организации питания и снабжения детей в стране.
Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью (Деткомис-сия), созданная 27 января 1921 г. при Президиуме ВЦИК, также включала представителей всех основных ведомств: наркоматов труда, соцзащиты, продовольствия, здравоохранения и про-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
свещения. Кроме ведомств в ее состав входили общественные организации - профсоюзы и рабоче-крестьянские инспекции. Государственно-общественный характер комиссии позволял получать ее начинаниям широкую поддержку и помощь населения.
Принятие Совнаркомом РСФСР 4 марта 1920 г. декрета «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» устанавливало приоритет внесудебных органов в юрисдикции по делам несовершеннолетних. При этом обязанности, возложенные на братьев и сестер социальной помощи и воспитателей-обследователей при комиссиях по делам несовершеннолетних, во многом совпадали с компетенцией дореволюционных попечителей. Таким образом, можно наблюдать преемственность позитивного опыта Российской Империи в новых советских правовых реалиях.
Следует учесть, что стартовые позиции советской системы борьбы с детским неблагополучием были весьма плачевны. Обратимся к словам очевидца событий. В Петербургских дневниках З. Гиппиус имеется запись, сделанная в июне 1919 г.: «Утрами по зеленой уличной траве извиваются змеями приютские дети, - "пролетарские" дети, - это их ведут в Таврический сад. Они - то в красных, то в желтых шапчонках, похожих на дурацкие колпаки. Мордочки землистого цвета, сами голоногие. На нашей улице, когда-то очень аристократической, очень много было красивых особняков. Они все давно реквизированы, наиболее разрушенные - покинуты, отданы "под детей". Приюты доканчивают эти особняки. Мимо некоторых уже пройти нельзя, - такая грязь и вонь. Стекла выбиты. На подоконниках лежат дети, -совершенно так, как инвалиды лежат, - мальчишки и девчонки, большие и малые, и как инвалиды глазеют и плюют на улицы. Самые маленькие играют сором на разломленных плитах тротуара, под деревьями, или бегают по уличной траве, шлепая голыми пятками. Ставят детей в пары и ведут в Таврический лишь по утрам. Остальное время дня они свободны. И праздны, опять совершенно так же, как инвалиды» [8, с.176-177].
Советская власть сумела учесть как позитивный, так и негативный позднеимперский опыт борьбы с правовыми девиациями несовершеннолетних и за короткие сроки добилась впечатляющих результатов.
Н. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» отметил, что коммунизм как идеология «психологически сделал больше завоеваний, чем экономически. Появилось новое поколение молодежи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономиче-
ского развития не как личный интерес, а как социальное служение» [1, с. 170].
Целая плеяда талантливых педагогов и психологов сумела реализовать себя в 1920-е годы. Среди них А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский и др. Их теоретико-методологические исследования, впечатляющие достижения в практической работе по предупреждению правовых девиаций детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. Горького и др.) получили заслуженное признание во всем мире.
Победа в Великой Отечественной войне убедительно свидетельствует о том, что со всплеском противоправной активности молодежи власти удалось справиться и консолидация общества была достигнута. В романе К.М. Симонова, принимавшего участие в Великой Отечественной войне, есть слова, сказанные Серпилиным Шмакову после назначения Синцова политруком в неимоверно трудное время июля 1941 г.: «Что ж, они за двадцать три года Советской власти хуже нас стали? Или мы с ними умели только разговоры разговаривать, а людей из них сделать не сделали? Не верю! И, несмотря на все наши нынешние черные беды, все равно не верю! Может, и не всегда как надо воспитывали, а все же ничего, крепко, думаю, покрепче, чем фашисты своих! Воспитали людей неплохо» [29, с. 112].
Советский Союз, отстоявший в тяжелейших боях суверенитет и освободивший пол-Европы, сумел сохранить потенциал молодого поколения, справился с детским неблагополучием, создав возможности для динамичного восстановления страны и ее последующего развития.
Достижения и просчеты в организации борьбы с правовыми девиациями несовершеннолетних свидетельствуют о необходимости учета накопленного отечественного социально-правового опыта.
В имперский период идея воспитания здоровых и законопослушных подданных, способных в будущем прокормить себя собственным трудом, не была в полной мере реализована из-за того, что не были разграничены права и обязанности государства, общества и частных лиц, не сформирована основа для взаимодействия и объединения усилий в борьбе с правовыми девиациями несовершеннолетних. Хотя совокупность правительственных мер, общественной деятельности и частной инициативы в работе с подростками позволила сложиться разнообразным формам борьбы с правовыми девиациями. Этот опыт был учтен и успешно реализован в советский период. Преемственность в подходах и методах, их единство для всей страны, межведомственный харак-
тер работы - вот, вероятно, секреты успеха советской системы.
Внесение в 2020 г. поправки в ст. 67 Основного Закона страны закрепило положение, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России» [5]. Конституционно-правовые основы для консолидации усилий власти и общества по формированию гражданской активности, национальной идентичности, мировоззренческих представлений подрастающего поколения сформированы. Теперь необходимо выстроить единую систему, которая позволит реализовать на практике закрепленное в ст. 67 Конституции положение.
Активное участие несовершеннолетних в протестах 23 января 2021 г. является для власти и общества сигналом, свидетельствующим о необходимости системно выстроить работу с подрастающим поколением. Россия располагает богатейшим опытом воздействия на правосознание несовершеннолетних. Он оплачен тремя революциями, Гражданской войной и иностранной интервенцией. Сформированные традиции и апробированные технологии сегодня требуют учесть и последствия недостаточных усилий в имперский период, приведших к крушению государственности. Это позволит сформировать современную эффективную систему борьбы с правовыми девиациями несовершеннолетних.
Список литературы:
[1] Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. -224 с.
[2] Василевский Л.М. Детская «преступность» и детский суд. - Тверь: Изд-во «Октябрь», 1923. - 190 с.
[3] Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. - М.: Изд-во «Диалог-МГУ», 1999. -46 с.
[4] Виноградова Е.В., Мустафаева М.М., Рубачева Е.Л. Механизм судебной реализации стратегии действий в интересах детей. - М.: Изд-во «Эдипус», 2018. - 212 с.
[5] Виноградова Е.В., Раттур М.В. Общероссийская идентичность как конституционная ценность в конституционных поправках 2020 года // Право и государство: теория и практика. - 2020. -№ 4. - С. 22 - 24.
[6] Владыкина Т. Гаврош в сети // Росс. газ. -2021. - № 13.
[7] Гернет М.Н. Общественные причины преступности. Социалистическое направление в науке уголовного права. - М.: Изд-во С. Скирмунта, 1906. - 210 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
[8] Гиппиус З.Н. Петербургские дневники. 1914 - 1919. // Живые лица. - Тбилиси: Мерани, 1991. - 397 с.
[9] Горвиц Д.В. Борьба с беспризорностью и безнадзорностью детей в СССР // Сов. государство и право. - 1940. № 5-6. - С. 122 - 136.
[10] Дриль Д.А. Малолетние преступники. Этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней. - М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1884. - Вып. 1. - 320 с.
[11] Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. - М.: Изд-во Высшей школы Министерства охраны обществ. порядка СССР, 1967. - 79 с.
[12] Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления с обозрением русских учреждений. - Киев: Унив. тип. (И.И. Завадского), 1878. - 214 с.
[13] Кобзарь И.А. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности несовершеннолетних (теория и практика). -М.: Изд-во АУ МВД России, 1998. - 133 с.
[14] Ковалевский П.И. Борьба с преступностью путем воспитания. - М.: Тип. товарищества М.О. Вольф, 1908. - 72 с.
[15] Кудрявцев В.Н. Суды для несовершеннолетних в Англии // Сов. юстиция. - 1967. - № 2. -С. 27 - 32.
[16] Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. - М.: Юристъ, 2003. - 352 с.
[17] Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. - М.: Изд-во «Работник просвещения», 1927.
- 167 с.
[18] Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. (Социально-правовые очерки). - М.: Юрид. изд-во Наркомю-ста РСФСР, 1923. - 294 с.
[19] Мельгунов С.П. Мартовские дни 1917 года. - М.: Вече, 2016. - 576 с.
[20] Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: специфика реализации судебной власти // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). - М.: Изд-во ИГП РАН, 2001. - С. 259 - 265.
[21] Мельникова Э.Б., Ветрова Г.Н. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. - 1996. - № 1. - С. 22
- 58.
[22] Никулин В.В. Российская революция и право: генезис и становление советской правовой системы 1917 - 1920 гг.: монография. - М.: Юсти-цинформ, 2020. - 244 с.
[23] Окунев Н.А. Особый суд по делам о малолетних. Отчет С.-Петербургского столичного
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
мирового судьи Н.А. Окунева за 1910 г. - СПб.: С.-Петербургская городская тип., 1911. - 190 с.
[24] Орлов B.C. Подросток и преступление (Основные пути предупреждения преступлений несовершеннолетних). - М.: изд-во МГУ, 1969. -202 с.
[25] Основные задачи науки советского социалистического права. Материалы 1-го совещания научных работников права, 16 - 19 июля 1938 г. -М.: Юриздат, 1938. - 192 с.
[26] Полтавцева А. Стоп-сигнал // Росс. газ. -2021. - № 18.
[27] Савенков А.Н., Жуков В.И. Социология правовых девиаций и социальных аддикций: монография. - М.: ИГП РАН, 2018. - 408 с.
[28] Савенков А.Н., Жуков В.И. Социология уголовного права (национальный исследовательский опыт): монография. - М.: ИГП РАН, 2020. -464 с.
[29] Симонов К.М. Живые и мертвые: роман в 3 кн. - М.: Худож. лит., 1990. - Кн. 1. Живые и мертвые. - 479 с.
[30] Таганцев Н.С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву и проект законоположений об этом вопросе.
- СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1871. - 146 с.
[31] Троцкий Л.Д. История русской революции. Октябрьская революция. - М.: Вече, 2017. -416 с.
Spisok literatury:
[1] Berdyaev N. Istoki i smysl russkogo kommu-nizma. - SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2016. - 224 s.
[2] Vasilevskij L.M. Detskaya «prestupnost'» i detskij sud. - Tver': Izd-vo «Oktyabr'», 1923. - 190 s.
[3] Verin V.V., Karmanov M.A. Faktory povysh-eniya urovnya prestupnosti nesovershennoletnih i prichiny ee determinacii v usloviyah social'nyh peremen. - M.: Izd-vo «Dialog-MGU», 1999. - 46 s.
[4] Vinogradova E.V., Mustafaeva M.M., Rubacheva E.L. Mekhanizm sudebnoj realizacii strategii dejstvij v interesah detej. - M.: Izd-vo «Edi-pus», 2018. - 212 s.
[5] Vinogradova E.V., Rattur M.V. Obshcher-ossijskaya identichnost' kak konstitucionnaya cen-nost' v konstitucionnyh popravkah 2020 goda // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2020. - № 4. - S. 22
- 24.
[6] Vladykina T. Gavrosh v seti // Ross. gaz. -2021. - № 13.
[7] Gernet M.N. Obshchestvennye prichiny prestupnosti. Socialisticheskoe napravlenie v nauke ugolovnogo prava. - M.: Izd-vo S. Skirmunta, 1906. -210 s.
[8] Gippius Z.N. Peterburgskie dnevniki. 1914 -1919. // Zhivye lica. - Tbilisi: Merani, 1991. - 397 s.
[9] Gorvic D.V. Bor'ba s besprizornost'yu i bez-nadzornost'yu detej v SSSR // Sov. gosudarstvo i pravo. - 1940. № 5-6. - S. 122 - 136.
[10] Dril' D.A. Maloletnie prestupniki. Etyud po voprosu o chelovecheskoj prestupnosti, ee faktorah i sredstvah bor'by s nej. - M.: Tip. A.I. Mamontova i Ko, 1884. - Vyp. 1. - 320 s.
[11] Igoshev K.E. Opyt social'no-psihologich-eskogo analiza lichnosti nesovershennoletnih pra-vonarushitelej. - M.: Izd-vo Vysshej shkoly Minister-stva ohrany obshchestv. poryadka SSSR, 1967. - 79 s.
[12] Kistyakovskij A.F. Molodye prestupniki i uchrezhdeniya dlya ih ispravleniya s obozreniem russkih uchrezhdenij. - Kiev: Univ. tip. (I.I. Zavadskogo), 1878. - 214 s.
[13] Kobzar' I.A. Social'naya i kriminologich-eskaya obuslovlennost' ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih (teoriya i praktika). - M.: Izd-vo AU MVD Rossii, 1998. - 133 s.
[14] Kovalevskij P.I. Bor'ba s prestupnost'yu putem vospitaniya. - M.: Tip. tovarishchestva M.O. Vol'f, 1908. - 72 s.
[15] Kudryavcev V.N. Sudy dlya nesovershennoletnih v Anglii // Sov. yusticiya. - 1967. - № 2. - S. 27
- 32.
[16] Kudryavcev V.N. Strategiya bor'by s prestupnost'yu. - M.: Yurist», 2003. - 352 s.
[17] Kufaev V.I. Pedagogicheskie mery bor'by s pravonarusheniyami nesovershennoletnih. - M.: Izd-vo «Rabotnik prosveshcheniya», 1927. - 167 s.
[18] Lyublinskij P.I. Bor'ba s prestupnost'yu v detskom i yunosheskom vozraste. (Social'no-pravo-vye ocherki). - M.: Yurid. izd-vo Narkomyusta RSFSR, 1923. - 294 s.
[19] Mel'gunov S.P. Martovskie dni 1917 goda.
- M.: Veche, 2016. - 576 s.
[20] Mel'nikova E.B. Yuvenal'naya yusticiya: specifika realizacii sudebnoj vlasti // Gosudarstvo i
pravo na rubezhe vekov (materialy Vserossijskoj kon-ferencii). - M.: Izd-vo IGP RAN, 2001. - S. 259 - 265.
[21] Mel'nikova E.B., Vetrova G.N. Rossijskaya model' yuvenal'noj yusticii (teoreticheskaya koncep-ciya) // Pravozashchitnik. - 1996. - № 1. - S. 22 - 58.
[22] Nikulin V.V. Rossijskaya revolyuciya i pravo: genezis i stanovlenie sovetskoj pravovoj sis-temy 1917 - 1920 gg.: monografiya. - M.: Yusticin-form, 2020. - 244 s.
[23] Okunev N.A. Osobyj sud po delam o malo-letnih. Otchet S.-Peterburgskogo stolichnogo mirovogo sud'i N.A. Okuneva za 1910 g. -SPb.: S.-Peterburgskaya gorodskaya tip., 1911. -190 s.
[24] Orlov B.C. Podrostok i prestuplenie (Osnovnye puti preduprezhdeniya prestuplenij nesovershennoletnih). - M.: izd-vo MGU, 1969. - 202 s.
[25] Osnovnye zadachi nauki sovetskogo socialisticheskogo prava. Materialy 1-go sovesh-chaniya nauchnyh rabotnikov prava, 16 - 19 iyulya 1938 g. - M.: Yurizdat, 1938. - 192 s.
[26] Poltavceva A. Stop-signal // Ross. gaz. -2021. - № 18.
[27] Savenkov A.N., Zhukov V.I. Sociologiya pravovyh deviacij i social'nyh addikcij: monografiya.
- M.: IGP RAN, 2018. - 408 s.
[28] Savenkov A.N., Zhukov V.I. Sociologiya ugolovnogo prava (nacional'nyj issledovatel'skij opyt): monografiya. - M.: IGP RAN, 2020. - 464 s.
[29] Simonov K.M. Zhivye i mertvye: roman v 3 kn. - M.: Hudozh. lit., 1990. - Kn. 1. Zhivye i mertvye.
- 479 s.
[30] Tagancev N.S. Issledovaniya ob otvetstvennosti maloletnih prestupnikov po russkomu pravu i proekt zakonopolozhenij ob etom voprose. - SPb.: Tip. A.M. Kotomina, 1871. - 146 s.
[31] Trockij L.D. Istoriya russkoj revolyucii. Okt-yabr'skaya revolyuciya. - M.: Veche, 2017. - 416 s.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021