УДК 159. 955 ББК 88. 5
Ранчугова Наталья Г еннадьевна
аспирант
кафедра общей и социальной психологии Смоленский гуманитарный университет г. Смоленск Ranchugova Natalia Gennadievna Post-graduate Chair of General and Social Psychology Smolensk University of Humanities Smolensk [email protected] Социальные представления христиан о двуглавом орле The Christians’ Social Ideas About Double Eagle
Статья посвящена исследованию генезиса и развития социальных представлений христиан о двуглавом орле с семантико-символической стороны. Приводятся результаты эмпирического исследования социальных представлений современных христиан о двуглавом орле.
This article is devoted to the research of genesis and development of social representations of Christians about the double eagle with the semantic and symbolic point of view. The results of the empirical study of social representations of Christians about the double eagle are presented.
Ключевые слова: социальные представления, двуглавый орёл, герб, аккультурация, симфония властей, парные христианские добродетели.
Key words: social representations, double eagle, coat of arms, acculturation, symphony of powers, paired Christian virtues.
Советский строй с его строгой идеологией пытался уничтожить всё положительное, что было в социальных представлениях россиян о двуглавом орле. Дело иногда доходило до абсурда. По рассказу Г. Вилинбахова, книга Т. Соколовой о залах Эрмитажа «чуть было не пошла под нож, потому что цензор в последний момент усмотрел там избыток двуглавых орлов. При подготовке книги В. Мавродина «Тульское оружие» перед фотографом поставили задание
- снимать образцы так, чтобы орлов не было видно, а если от них уж совсем нельзя избавиться, они должны быть вверх ногами» [3]. Добавим, что автора книги «Земельные гербы России» Н. Сперансова вынудили поместить следующую ремарку: «Автор старался не помещать в альбоме эмблем с изображе-
нием двуглавого орла, но полностью достигнуть этого оказалось невозможным» [6, с 13].
Задачу по возрождению социальных представлений о двуглавом орле следует начинать решать с исследования социальных представлений христиан, составлявших большинство населения России.
Социальные представления включают мнения, установки, знания, оценочные суждения, убеждения и образы в отношении объекта представления. Приступая к их изучению, мы обращаемся, по С. Московичи, к тому, что связывает социум с его культурой, с их знакомыми (символическими) системами. Социальные представления важно исследовать с семантико-смысловой, или символической стороны. П. Флоренский подчеркивал необходимость изучения социальных представлений о геральдических фигурах: «Что касается геральдических знаков, то они вновь приобретают большое значение...в этом случае несомненна наличность смыслового соответствия между идеей и ее графическим гербом-символом» [7, с. 522]. Вот почему предметом исследования в этой статье и взята наиболее важная - семантико-смысловая сторона социальных представлений. Визуально-репрезентативная сторона социальных представлений христиан о двуглавом орле достойна специального исследования для искусствоведов.
Как символ, двуглавый орел относится к фантастическим фигурам, которые как нельзя лучше подходили для выражения мистических идей, например, идеи существования Бога. Это явление Л. Карсавин объяснял так: «напряжённая религиозная мысль выходит за рамки рационального знания, питаясь мистическим постижением: для того же, чтобы выразить мистический опыт, недостаточно обычных слов и понятий: приходится фиксировать своё восприятие символом» [4, с. 95].
Социальные представления христиан о двуглавом орле сформировались не сразу, а на протяжении веков. Как это происходило?
Рождение российского герба связывают с падением Византии и возвеличением Руси, что имело глубокий смысл: «Москва - Третий Рим», преемница православных традиций. Важнейшая из них возникла в 1У-У1 вв., когда византийскому императору стали поклоняться наравне с Богом. Двуглавый орел с IV в. символизировал симфонию двух властей - церковной и государственной. Официально эту идею провозгласил византийский император Юстиниан Великий в VI в. Сущность симфонии властей изложил профессор Московской духовной академии протоиерей В. Цыпин: «Суть симфонии составляют обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой» [8, с. 15].
Симфония двух властей стала политической доктриной Руси, где своего расцвета она достигла при Дмитрии Донском, чьим вдохновителем объединения русских земель и битвы с татарами стал Сергий Радонежский.
Возвышенное отношение к двуглавому орлу подкреплялось и тем, что в социальных представлениях христиан он понимался и в других смыслах. Так, А. Хорошкевич подчеркнула, что двуглавый орел «.выступал и символом Бо-га-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, но головами вниз изображён в этом качестве на алтаре церкви Оддер около Орхуса, построенной в 1225-1230 годах » [2, с 132]. Двуглавый орел изображён не только на алтаре церкви в Оддере (Дания), но и на ряде алтарей других христианских церквей Европы и Америки. Например, огромный двуглавый орел украшает царские ворота православной церкви Благовещения в г. Буффало, США. Более того, изображения двуглавых орлов помещались не только на алтарях. Со времён раннего Средневековья до наших дней мозаичные изображения двуглавых орлов часто помещаются под главным куполом греческих православных церквей в США, Канаде, Греции, Великобритании, на Кипре и др. Как символ Бога, двуглавый орел предстаёт и на фронтисписе книги Л. Барановича «Труби словес проповедних», 1674 г. На нижней части фронтисписа Дева Мария воз-
ложила руки на головы орла, поэтому двуглавый орел в такой композиции представляется «как трон - символ Бога» [1, с.59]. Это представление усиливалось тем, что на груди орла помещён Дух Святой.
Отметим и то, что и в первоначальном смысле, задолго до Византии, двуглавый орел в социальных представлениях считался воплощением высшего божества. Так, двуглавый орёл под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма более 4000 лет назад. В Вишну-пуране записано, что Вишну превращался в Гандаберунду, когда требовалось проявить фантастическую силу: орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону. Гандаберунда символизировал также соблюдение принципов дхармы (пути благочестия) и поддержания социального порядка. Заметим, что и сегодня Г андаберунда является гербом штата Карнатака, Индия.
В процессе аккультурации индийский двуглавый орел распространялся в соседние и дальние от Индии регионы. С течением времени и сменой религий он сохранял свою семантическую сущность, олицетворяя божество. Так, он был воплощением Будды (на груди орла помещали свастику), Аллаха (на груди орла помещали одно из имен Аллаха) и, наконец, Христа. У христиан двуглавый орел удачно олицетворял и двойственную природу Христа - божественную и человеческую.
В качестве Иисуса Христа изображение двуглавого орла помещалось на одежде некоторых святых, чья жизнь была связана с Христом. Например, на ряде икон «Святая Екатерина» вышитый золотом двуглавый орел украшал платье святой. Одна из таких икон хранится в Г осударственном Эрмитаже.
Как символ Иисуса Христа, двуглавый орел использовался иногда в виде энколпиона. Как сообщила искусствовед Анна Баллиан, в Святом и Великом монастыре Ватопед на горе Афон хранится украшенный бриллиантами и рубинами энколпион XVII в. в виде двуглавого орла, на груди которого изображен Иисус Христос [9]. Такой же энколпион хранится и в Музее Бенаки,
Афины. Энколпионы, как наградные знаки, вручались исключительно для награждения епископов при их посвящении в сан.
Следующим элементом социальных представлений христиан о двуглавом орле стала парность христианских добродетелей. По посвятительным предисловиям XVII - начала XVIII в. их исследовал Д. Кривцов. Перечисляя их, он отметил, что двуглавый орёл предстает в одной из книг как олицетворение «Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Правды и Судьбы, а также Любви и Мира, которыми царский двуглавый орёл прославляется во всех концах земли» [5, с. 59].
Со временем в социальных представлениях христиан сформировалось и росло представление о двуглавом орле как о символе победоносной военной силы, бдительной охраны России с Востока и Запада, что укреплялось рядом блестящих побед русской армии. Двуглавый орёл в гербе России в те времена часто изображался с мечом, шпагой, мечом, обвитым лавровой ветвью, пучком молний или перуном.
Таким образом, в социальных представлениях христиан о двуглавом орле на протяжении длительной истории формировалось глубокое содержание с широким спектром яркой положительной окраски.
Для оценки социальных представлений современных христиан о двуглавом орле было проведено эмпирическое исследование в форме массового очного тестирования и анкетирования христиан в возрасте от 16 до 80 лет (всего привлечено к исследованию 150 человек: 90 мужчин и 60 женщин -преподавателей и студентов Смоленской духовной семинарии, Смоленского духовного училища, курсантов Военной академии войсковой ПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского и читателей библиотеки № 4 г. Смоленска). Для опроса респондентов были разработаны анкета и тест для ранжирования 20 символических значений двуглавого орла. Обработка информации проводилась в программном пакете «STATISTIKA». 6.0.
После обработки данных были получены результаты, отразившие объективное ранжирование социальных представлений современных христиан о двуглавом орле. На первые семь мест большинство респондентов поставили следующие символические значения двуглавого орла:
12. Символ двойной мудрости и двойной силы;
6. Символ симфонии (сотрудничества) двух властей - светской и церковной;
1. Символ победоносной военной силы;
17. Символ дани истории, уважения прошлого;
18. Символ патриотизма (одна голова смотрит в будущее, а другая - с уважением и любовью в прошлое);
2. Символ двух сущностей Иисуса Христа - божественной и человеческой;
5. Символ парных христианских добродетелей.
На противоположном полюсе (с отрицательными значениями) оказались четыре следующих значения двуглавого орла:
Символ единства двух начал - мужского и женского;
Символ большого будущего (мужское и женское даёт потомство);
16. Символ человека без пороков;
8. Символ гармонии двух политических тенденций - реформаторской и консервативной.
Эмпирическое исследование дало и другие неожиданные результаты. Например, понимание двуглавого орла как символа единства двух культур -культуры Востока и Запада заняло лишь четырнадцатое место из шестнадцати, получивших положительную оценку. Из 150 респондентов это значение двуглавого орла на первое и второе места не поставил никто, и только пять человек поставили его на третье место. Между тем академик Д. С. Лихачёв убеждённо ставил это значение двуглавого орла на первое место.
Только на шестнадцатое место респонденты поставили значение двуглавого орла как символа особой заботы о подданных. Возможно, на мнении респондентов сказалась или их некомпетентность в геральдике, или их оценка отношения государства к простым, малоимущим людям.
В результате обработки данных по всей выборке христиан с помощью факторного анализа было выделено пять факторов.
Первый фактор «Союз властей» (30 %). Наиболее важные значения имели следующие пункты:
6. Символ симфонии (сотрудничества) двух властей - 0,82;
12. Символ двойной мудрости и двойной силы - 0,77;
2. Символ двух сущностей Христа: божественной и человеческой -
0,7;
20. Символ предусмотрительности и прозорливости - 0,72;
Противоположный полюс:
8. Символ гармонии двух политических тенденций - реформаторской и консервативной - -0,17.
Второй фактор (25 %) «Христианские добродетели» содержал следующие значимые суждения:
5. Символ парных христианских добродетелей - 0,77;
9. Символ самоотверженного терпения - 0,70;
19. Символ высшего свободолюбия, достоинства и чести - 0,59.
Противоположный полюс:
16. символ человека без пороков---0,14.
3. Символ единства двух начал: мужского (правая голова) и женского (левая) - -0,12.
Третий фактор «Защита Отечества» (20 %) дал следующие результаты:
1. Символ победоносной военной силы - 0,90;
7. Символ бдительной охраны России с Востока и Запада - 0,70;
13. Символ единства светской и военной властей - 0,65.
Четвёртый фактор «Патриотизм» (15%) включил такие суждения:
18. Символ патриотизма (одна голова смотрит в будущее, а другая
- с уважением и любовью в прошлое) - 0,85.
17. Символ дани истории, уважения прошлого - 0,79. Противоположный полюс:
4. Символ большого будущего - -0,15.
Пятый фактор (10 %) «Возрождение державы» дал следующие итоги:
10. Символ омоложения и возрождения - 0,75;
15. Символ евразийского состава России - 0,70;
11. Символ единства двух культур - культуры Востока и Запада -
0,65;
14. Символ особой заботы о подданных - 0,52.
Оценка символических значений двуглавого орла в социальных представлениях христиан
Символы Компонента
1 2 3 4 5
Символ симфонии (сотрудничества) двух властей - светской и церковной 0,82
Символ двойной мудрости и двойной силы 0,77
Символ двух сущностей Иисуса Христа - божественной и человеческой 0,75
Символ предусмотрительности и прозорливости 0,72
Символ парных христианских добродетелей 0,77
Символ самоотверженного терпения 0,70
Символ высшего свободолюбия, достоинства и чести 0,59
Символ победоносной военной силы 0,90
Символ бдительной охраны России с Востока и Запада 0,70
Символ единства светской и военной властей 0,65
Символ патриотизма 0,85
Символ дани истории, уважения прошлого 0,79
символ омоложения, возрождения 0,75
символ евразийского состава России (Европы и Азии) 0,75 0,70
Символ единства двух культур -культуры Востока и Запада 0,65
Символ особой заботы о подданных 0,52
По итогам исследований можно сделать следующие выводы.
1. Изучены генезис, формирование и развитие социальных представлений христиан о двуглавом орле в историческом аспекте, выявлены их основные содержательные компоненты.
2. Социальные представления современных христиан в своей сущности не утеряны, однако ряд содержательных компонентов остаются забытыми или трактуются неверно.
3. Полное возрождение социальных представлений христиан о двуглавом орле возможно двумя путями. Первый - включение в образовательный процесс в духовных и светских образовательных учреждениях специальных разделов об истории и семантике государственных
символов России с изданием соответствующих пособий. В учебных пособиях, изданных в прошлые годы, семантика герба России не раскрывается. Второй
- государственная политика в деле популяризации государственных символов России должна стать одной из важных задач в патриотическом и нравственном воспитании граждан России. Формируя уважительное отношение к современному гербу России, мы должны восстановить, сохранить и приумножить великое достояние наших предков - их социальные представления о российском гербе.
Библиографический список
1. Беркс, П.М., Ражнёв, Г.В. Герб России: развитие символики. Смоленск: Изд-во «Смоленская городская типография», 2006. - 128 с.
2. Герб и флаг России X-XX вв./В.А. Артамонов, Г.В. Вилинбахов, С.Ф. Фаизов, А.Л. Хорошкевич - М.: Юрид. лит., 1977. - 560 с.
3. Государство и символ (Беседа с Георгием Вилинбахо-вым)//Независимая газета, 2000. 10 июня.
4. Карсавин, Л.П. Глубины сатанинские//Феникс. Кн. 1, 1922. С. 95 -
96.
5. Кривцов, Д.Ю. Образ двуглавого орла в символике западнорусских посвятительных предисловий XVII - начала XVIII в.//Геральдика: Материалы конф. «10 лет восстановления геральдической службы России». - СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002. - С. 58-67.
6. Сперансов, Н.Н. Земельные гербы России XII-XIX вв. М.: Сов. Россия, 1974. - 198 с.
7. Флоренский, П.А. SYMBOLARIUM // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартус. гос. ун-та. Вып. V. Тарту, 1971. С. 521-527.
8. Цыпин, В. Симфония церкви и государства//Православная государственность: 12 писем об Империи. - СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2003. - 304 с.
9. Anna Ballian. The Spread of the Art of the Capital, 17th-early 18th centuries [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.pemptousia.com/2011/11/the-spread-of-the-art (дата обращения
31.12.2011).
Bibliography
1. Ballian, A. The Spread of the Art of the Capital, 17th- Early 18th Centuries [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://www.pemptousia.com/2011/11/the-spread-of-the-art (Access Date
31.12.2011).
2. Berks, P.M., Razhnev, G.V. The Russian Coat of Arms: Symbols Development. Smolensk: “Smolensk City Printing ’’Publishing House, 2006. - 128 p.
3. Florensky P.A. SYMBOLARIUM //Works on Sign Systems. Scientific Papers of Tartu State University. - Issues V. - Tartu, 1971. - P. 521-527.
4. Karsavin, L.P. Depths of Satan [Text] / L.P.Karsavin. - M., Phoenix. -Book 1. - 1922. - P. 95- 96.
5. Krivtsov, D.Yu. Image of the Double Eagle in the Symbolism of the West Foreword Initiatory in XVII-XVIII Centuries // Heraldry: Conference Materials “10-Years of the Russian Heraldic Service Recovery”. - St.-Peterburg: State Hermitage Publishing House, 2002. - P. 58-67.
6. Speransov, N.N. Land Emblems of Russia in XII-XX Centuries. - M.: The Sov. Russia, 1974. - 198 p.
7. State and Symbol (Conversation with Georg Vilinbakhov) // Indepentent Newspaper. - 2000. - 20th June.
8. The Russian Coat of Arms and Flag of X-XX Centuries // V.F.
Artamonov, G.V. Vilinbakhov, S.F. Faizov, A.L. Khoroshkevich. - M.: Le-
gal Literature, 1977. - 560 p.
9. Tsypin V. Symphony Church and State // Orthodox Statehood: 12 Lettes of Empire. - St.-Peterburg: Publishing House of Law Institute, 2003. - 304 p.