Научная статья на тему 'Особенности социальных представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России'

Особенности социальных представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / СИМВОЛ / ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ / СЕМАНТИКА / SOCIAL REPRESENTATIONS / MENTALITY / SYMBOL / DOUBLE-HEADED EAGLE / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ранчугова Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается генезис и развитие социальных представлений о двуглавом орле как феномене мирового культурного наследия. Приведены результаты эмпирических исследований психологических особенностей представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как Государственном гербе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social representations of soldiers and civilians of the double-headed eagle as symbol of Russia

The genesis and development of social representations of the double-headed eagle as a phenomenon of world cultural heritage is considered in the article. Results of empirical research of psychological characteristics of social representations of military men and civilians of the double-headed eagle as the State Emblem of the Russian Federation are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности социальных представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России»

УДК 159.955:316.65

Н. Г. Ранчугова

Особенности социальных представлений военнослужащих

и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России

В статье рассматривается генезис и развитие социальных представлений о двуглавом орле как феномене мирового культурного наследия. Приведены результаты эмпирических исследований психологических особенностей представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как Государственном гербе Российской Федерации.

The genesis and development of social representations of the double-headed eagle as a phenomenon of world cultural heritage is considered in the article. Results of empirical research of psychological characteristics of social representations of military men and civilians of the double-headed eagle as the State Emblem of the Russian Federation are shown in the article.

Ключевые слова: социальные представления, менталитет, символ, двуглавый орёл, семантика.

Key words: social representations, mentality, symbol, double-headed eagle, semantics.

Руководство страны озабочено отношением населения к гербу России. Распоряжение Президента «О популяризации государственных символов России» [12] требует не только реализовать программу мероприятий по популяризации герба и флага России, но и с каждым годом совершенствовать эту деятельность. К сожалению, эта программа ожидаемых результатов не дает. Как показывают социологические опросы ВЦИОМ [14], часть населения России воспринимает двуглавого орла положительно, другие относятся к нему весьма негативно. Более того, опросы показали, что государственная символика «сегодня находится на одном из последних мест в ряду ассоциаций, характеризующих российскую национальногосударственную идентичность (14-е место среди 16) [14, с. 29]. Бесспорно, сегодня определенные значения государственных символов сохраняют свою семантику, а некоторые получают новое толкование. Могут появляться и новые ценностные значения положительной или отрицательной окраски. Правильная, духовно здоровая иерархия семантических значений государственных символов способствует формированию гражданина-патриота, а извращенная, деформированная семантика может развратить и духовно искалечить целое поколение.

© Ранчугова Н. Г., 2013

Естественно, что в этих условиях исследование социальных представлений военнослужащих о двуглавом орле, призванных с оружием в руках защищать Отечество, является особенно актуальным.

Как показал анализ, теория социальных представлений разрабатывалась в трудах С. Московичи и его зарубежных последователей, к которым в первую очередь относятся Ж.-К. Абрик, Д. Жоделе, английская исследовательница Ивана Маркова и др. В отечественной психологии социальные представления изучали М. К. Блок, И. Б. Бовина, Е. Е. Бочарова, Л. М. Веккер, М. И. Воловикова, Е. А. Гайдукова, В. А. Ганзен, А. А. Гостев, А. И. Донцов, Т. П. Емельянова, В. П. Зинченко, Н. И. Нефедова, И. М. Савельева, Е. В. Якимова и др. В работах перечисленных авторов исследовались не только общетеоретические проблемы социальных представлений, но и конкретные социальные представления, например, о демократии, о здоровье, о ролевых отношениях в семье, о молодёжи, о прошлом [2-5; 13].

К проблеме социальных представлений о национальных символах обращалась В. Е. Купченко, но предметом её небольшого исследования стали берёза, медведь, церковь и Волга [8]. Исследований социальных представлений о двуглавом орле как символе России в психологии ещё не предпринималось.

Символы всегда выражают социально-психологические и индивидуально-психологические значения, а Государственный герб России в виде двуглавого орла является символом. Под символом мы будем понимать не те многочисленные и часто противоречивые определения, а глубоко психологическое определение, данное Г. Гегелем: «Символ представляет собой непосредственно наличное или данное для восприятия внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ради самого себя, а должно пониматься в более широком и общем смысле» [6, с. 14]. Аналогичное по содержанию определение символа дал в пятом томе «Философской энциклопедии» А. Ф. Лосев: «символ - идейнообразная структура, содержащая в себе указания на те или иные отличные от неё предметы, для которых она является обобщением и неразвёрнутым знаком [10, с. 8].

Происхождение двуглавого орла как одной из самых загадочных символических фигур уходит корнями в древнеиндийскую ведическую культуру, откуда и пошло его распространение в соседние

ареалы. Изначально фигура двуглавого орла выражала, как точно заметил К. Юнг, нуминозные элементы психики древних людей, ибо именно в них с наибольшей силой отражались страх и трепет, восхищение и восторг перед таинственным, фантастически сильным божественным присутствием [15]. Для этого как нельзя лучше подходила хищная птица, способная терзать животных - орёл. Что же касается двуглавого орла, то его доминирующим смыслом в ведической Индии была фантастическая сила одного из самых почитаемых богов - Вишну, в Византии - симфония церковной и императорской властей и Иисуса Христа, у народов Центральной Америки - союз мужчины и женщины, у мусульман - власть Аллаха, на Руси при Алексее Михайловиче - державы, объединившей многие царства и княжества и т. д. [7; 9; 11]. И хотя за многие годы на Руси двуглавый орёл основательно «обрусел», его представление в XVI и XVII вв. во многом сохранило византийские традиции. В то же время высочайшая любовь к Богу, царю и Отечеству, гербом которого и был двуглавый орёл, детерминировала широчайшее проникновение изображения двуглавого орла во все сферы жизни российского общества.

Двуглавый орёл уже в то время воспринимался современниками в нескольких смыслах, один из которых мог быть доминирующим. Более того, как верно заметил Е. В. Пчелов, «интерпретация эмблемы может исходить от разных социальных и культурных слоёв: официальных лиц, обладающих государственными полномочиями, например, русских послов в европейских странах, представителей духовно-интеллектуальной среды и т. д.» [11, с. 10]. Учёные располагают весьма скудными официальными и неофициальными трактовками семантики двуглавого орла на то время, поэтому можно высказывать лишь наиболее вероятностные их варианты, подавляющее большинство из которых связано с менталитетом россиян.

Исследователи русского менталитета, указывая на многогранность и противоречивость русской души, всё же выделили в менталитете русского народа некоторые общие черты: безграничная любовь к Родине, набожность, коллективизм, терпеливость, свободолюбие, правдолюбие, стойкость, мужественность, доброта, сердечность, душевность, открытость, простота, достоинство и др. Эти качества менталитета россиян обусловили самобытные представления о двуглавом орле. Прежде всего, двуглавый орёл воспринимался как символ великой и могучей Родины, высшей справедливой

власти, данной от Бога, евразийского единства России, возвышенного свободолюбия и истинного достоинства (орёл - птица свободолюбивая и гордая, способная смотреть на солнце как на самое блистательное величие и царственность). Двуглавый орёл воспринимался и как символ особой заботы о подданных, ибо забота орла и орлицы о своих птенцах вызывала у древних славян только удивление и восхищение. Существует поверье о том, что орёл приносит в гнездо волшебный камень, называемый славянами как огневик, или орлов камень, который оберегает птенцов от всякой порчи и огня, поэтому молодые жёны заставляли мужей искать орлов камень и принести его в избу. Тогда, как верили предки, дети не будут болеть, а молния не ударит в дом.

Важное символическое значение орла славяне связывали с самоотверженным терпением. Считалось, «что орёл может парить в грозовом небе, с беспредельным терпением выжидая, когда разрушительные ураганы, грозы или землетрясения, захоронившие его гнездо, не улягутся. Это символическое значение орла созвучно с судьбой России и россиян, за свою многовековую историю много раз самоотверженно вытерпевших все нашествия захватчиков и превозмогавших любые беды и лихолетья» [1, с. 74].

Идея симфонии двух властей в одно время отражалась также в изображении двуглавого орла с Евангелием в левой лапе, в другое время - с православным крестом между голов или над головами орла. В наше время эта идея осталась в изображении двуглавого орла с державой в левой лапе.

П ^ V ■■

В духовно-интеллектуальной среде двуглавый орёл трактовался в богословско-экзегетических смыслах, корни которых уходили в глубочайшую древность, когда в двуглавом орле видели воплощение высшего божества - Вишну или Аллаха. В двуглавом орле христианские интеллектуалы видели Иисуса Христа с его двойственной природой - божественной и человеческой. Этим не ограничились представления о двуглавом орле: его стали представлять, как установил Д. Ю. Кривцов, как воплощение системы христианских парных добродетелей - «Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Правды и Свободы, а также Любви и Мира, которыми двуглавый орёл прославляется во всех концах земли». В другом месте орлу «приписываются Вера и Надежда, Мудрость и Правда, Бодрость и Мужество, Любовь и Молитва, Милостыня и Воздержание, Кротость и Благость» [7, с. 59-60]. Все эти добродетели рассматри-

вались богословами как условия успешного царствования идеального монарха.

Двуглавый орёл в конце XIX в. представлялся и как символ молодой крепнувшей империи, занимавшей огромное пространство, поэтому в его семантике прочно закрепилась символика единства Европы и Азии, бдительности и грозного предупреждения врагов с Востока и Запада.

С появлением в середине XVIII в. масонства двуглавый орёл становится символом борьбы Иисуса Христа со злом. Масоны видели в двуглавом орле нечто таинственное - андрогина, двуполое существо (одна голова мужская, другая - женская), поэтому понимали его как совершенство, существо без нравственных изъянов, которым и был Иисус Христос. Двуглавый орёл стал у масонов высочайшим символом, призывающим к борьбе со злом и невежеством, а также мести за попранные права человека (масонский орёл держит в лапах меч). Двуглавого орла масоны воспринимали и как символ человека, избавившегося от скверны, нравственных изъянов и порочных страстей [1, с. 24].

Двуглавый орёл получил широкое распространение в русском искусстве: мастера обогатили его иконографию, дополнив стилевое многообразие двуглавого орла звериным и древнерусским стилями. Это было обусловлено высоким эстетическим вкусом русского народа, его возвышенным, утончённым чувством красоты и художественным талантом. Изображения двуглавых орлов украшали не только царские регалии, но и произведения архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, предметы из сферы военного дела, христианства и усадебного быта дворян и крестьян.

Несмотря на возрождение двуглавого орла как главной фигуры герба Российской Федерации, официальной трактовки его символики до сих пор не существует. В Федеральном конституционном законе «О Государственном гербе Российской Федерации» от 2000 г. нет ни слова о его семантике. Поэтому каждый гражданин, воспринимая герб, трактует его субъективно, в меру своей исторической, геральдической образованности, общей культуры и многих других факторов.

Объект исследования: психология представления символов.

Предмет исследования: психологические особенности представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России.

Цель исследования: изучить особенности социальных представлений военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России.

Гипотеза исследования: в представлениях военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как символе России существуют общее и особенное, которые детерминированы, с одной стороны, общечеловеческими культурно-историческими представлениями граждан России о двуглавом орле, а с другой стороны, спецификой гражданской и военной среды.

Методы исследования:

• теоретические: теоретический анализ психологической и философской литературы, анализ современного состояния исследований изучаемой проблемы, методы анализа, синтеза, сравнения, теоретического обобщения, абстрагирования;

• эмпирические: опрос, анкетирование, метод семантического дифференциала, контент-анализ;

• обработки данных: обработка полученной информации в программном пакете STATISTIKA 6.0. Проведена процедура факторного анализа с подпрограммой поворота факторных осей по принципу Varimax.

Эмпирическую базу исследования составили 108 военнослужащих, составивших экспериментальную группу, а также 108 гражданских лиц, составивших контрольную группу. Выборки военных (курсанты и офицеры) и гражданских лиц выровнены по основным социально-демографическим параметрам: полу, возрасту и образованию. В выборку гражданских лиц вошли люди разных профессий: студенты, учителя, преподаватели, врачи, работники торговли. Общая выборка составила 216 человек.

Результаты исследования и их анализ. Для получения информации о характере представлений о двуглавом орле была разработана анкета, включающая 20 утверждений - символических значений двуглавого орла в составе Государственного герба России. От респондентов требовалось выбрать наиболее значимое или важное с их точки зрения символическое значение двуглавого орла. В итоге были получены результаты, отразившие степень важности того или иного символического значения для группы военнослужащих и группы гражданских лиц (табл.).

Таблица

Распределение символических значений двуглавого орла

Значение символа Военнослужа- щие Г ражданские лица

чел % чел. %

Символ победоносной военной силы 24 22,2 10 9,2

Символ двух сущностей Иисуса Христа: божественной и человеческой 23 21,2 18 17

Символ патриотизма (одна голова смотрит в будущее, а другая - с уважением и любовью в прошлое) 10 9,2 10 9,2

Символ единства двух начал: мужского (правая голова) и женского (левая голова) 4 4 9 8,3

Символ большого будущего (мужское и женское даст потомство) 3 3 3 3

Символ евразийского состава России 7 6,4 4 4

Символ симфонии (сотрудничества) двух властей - светской и церковной 2 2 4 4

Символ бдительной охраны России с Востока и Запада 5 5 0 0

Символ самоотверженного терпения 0 0 0 0

Символ высшего свободолюбия, достоинства и чести 1 1 2 2

Символ омоложения, возрождения 1 1 6 5,5

Символ единства двух культур - культуры Востока и Запада 3 3 0 0

Символ двойной мудрости и двойной силы 2 2 1 1

Символ единства светской и военной властей 5 5 9 8

Символ особой заботы о подданных 2 2 1 1

Символ парных христианских добродетелей: Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Мудрости и Свободы, Любви и Мира, Бодрости и Мужества и др. 1 1 10 9,2

Символ человека без пороков 0 0 7 6,4

Символ дани истории, уважения прошлого. 4 4 11 10

Символ гармонии двух политических тенденций - реформаторской и консервативной 1 1 1 1

Символ предусмотрительности и прозорливости 6 5,5 2 2

Наиболее важные с точки зрения респондентов символические значения двуглавого орла представлены такими утверждениями, как:

1. Символ победоносной военной силы - 24 военнослужащих и 10 гражданских лиц;

2. Символ двух сущностей Иисуса Христа: божественной и человеческой - 23 военнослужащих и 18 гражданских лиц;

3. Символ евразийского состава России (Европы и Азии) - 7 военнослужащих и 4 гражданских лица;

4. Символ патриотизма (одна голова смотрит в будущее, а другая - с любовью в прошлое) - 10 военнослужащих и 10 гражданских лиц.

Часть респондентов (6 военнослужащих, 2 гражданских) видят в орле символ предусмотрительности и прозорливости (одна голова планирует будущее, вторая смотрит в прошлое, чтобы не допустить старых ошибок).

Понимание двуглавого орла как символа единства двух культур - культуры Востока и Запада - 3 военнослужащих. Вместе с тем академик Д. С. Лихачёв справедливо ставил это значение двуглавого орла на первое место [7]. В России очень важны культурные контакты разных народов, особенно в плане укрепления и развития межнационального мира и согласия. Ведь эта проблема становится всё более злободневной в современной России.

Пониманию двуглавого орла как символа симфонии (сотрудничества, взаимодействия) двух властей - светской и церковной - отдали предпочтение всего 2 военнослужащих и 4 человека из числа гражданских лиц.

Только по одному респонденту выделили значение двуглавого орла как символа гармонии двух политических тенденций - реформаторской и консервативной. Можно отметить и то, что значение двуглавого орла как Символа бдительной охраны России с Востока и Запада представлено 5 военнослужащими.

Следующим этапом работы было выяснение того, какими характеристиками наделяется образ двуглавого орла респондентами из числа военнослужащих и гражданских лиц. Для этого мы использовали методику «Семантический дифференциал», состоящую из 30 полярных характеристик, например «Воинственный - Миролюбивый», «Добрый - Злой». Респондентам предлагалось оценить образ двуглавого орла в составе Государственного герба России по семибалльной шкале (от - 3 до +3).

Обработка данных проводилась с помощью факторного анализа отдельно по каждой исследуемой группе: экспериментальной и контрольной. В результате факторного анализа данных по выборке военнослужащих РФ (экспериментальная группа) было выделено пять наиболее значимых факторов.

Первый (вклад 23 %) можно обозначить как «Власть». В него вошли с положительным весом такие характеристики: «воинственный» (0,88), «величественный» (0,67), «вооруженный» (0,64) и с отрицательным весом - «веселый» (0,22).

Второй (вклад 20 %). Этому фактору можно дать название «Безопасность». Включает следующие важные характеристики: «надежный» (0,50), «божественный» (0,39), «милосердный» (0,25). На противоположном полюсе: «патриотичный» (0,67).

Третий (вклад 16 %). Его можно обозначить как «Значительность». Включает следующие важные характеристики: «авторитетный» (0,78), «родной» (0,60) и с отрицательным весом -«вооруженный» (0,27).

Четвертый (вклад 15 %). Его можно назвать «Религиозность и духовная ценность». С положительным весом вошли такие характеристики, как «божественный» (0,45), «патриотичный» (0,22), «богатый» (0,21). Противоположный полюс: «заботливый» (0,84).

Пятый (вклад 13 %). Можно обозначить как «Одухотворенность». Представлен суждениями: «возвышенный» (0,81), «богатый» (0,22), «прекрасный» (0,22). Противоположный полюс: «уважаемый» (0,73).

Как видно из результатов исследования, в представлениях военнослужащих двуглавый орел - это в первую очередь победоносная сила, военная мощь, величественность, могущественность, а затем уже красота, духовные ценности и религиозность.

В результате обработки данных среди гражданских лиц (контрольная группа) с помощью факторного анализа было выделено пять наиболее значимых факторов.

Первый фактор - «красота». Вклад - 20 %. В него вошли с положительным весом такие характеристики: «яркий» (0,87), «прекрасный» (0,87), «родной» (0,81), «богатый» (0,79); с отрицательным весом - «опасный» (0,18).

Второй фактор - «власть». Вклад - 11 %. С положительным весом вошли такие характеристики, как «величественный» (0,87), «воинственный» (0,84), «строгий» (0,73). Противоположный полюс представлен фактором «дружественный» (0,15).

Третий фактор - «патриотизм», вклад - 10%. В него вошли такие характеристики с положительным весом: «патриотичный» (0,37), «дружественный» (0,34), «могущественный» (0,26), «вооруженный» (0,25) и с отрицательным весом - «хитрый» (0,78).

Четвертый фактор - «субъективное мнение». Вклад - 9 %. С положительным весом вошли характеристики: «оригинальный» (0,75), «веселый» (0,70), «надежный» (0,39), «заботливый» (0,31). Противоположный полюс: «опасный» (0,28).

Пятый фактор - «благодеяние», вклад - 9 %. С положительным весом вошли характеристики: «милосердный» (0,88), «добродетельный» (0,82), «дружественный» (0,57), «богатый» (0,51) и с отрицательным весом - «благородный» (0,22).

Исходя из весов факторных нагрузок выстраивается определенная линия ценностей, определяющая представления о двуглавом орле гражданских лиц. Так, наивысшей семантической ценностью являются красота, духовные ценности. Затем в меньшей степени двуглавый орел представляется как символ великой и могучей Родины, высшей справедливой власти, двойной власти в смысле единства светской и военной (в руках Президента Российской Федерации).

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что социальные представления о двуглавом орле, как любые другие представления о социальных объектах, зависят от субъекта представления, его мировоззрения, расовой, этнической, половой, возрастной и религиозной принадлежности, места проживания, менталитета, системы ценностей, уровня интеллекта и познавательных способностей, социального положения и жизненного опыта, а также от его профессиональных интересов и профессиональной деятельности.

В представлениях военнослужащих и гражданских лиц о двуглавом орле как государственном символе России выявлено общее и особенное.

Общим в представлениях о двуглавом орле у обеих групп выступает символика величественной, справедливой и могущественной Родины с возвышенными и прекрасными целями. Особенным в представлениях военнослужащих о двуглавом орле является символика победоносной силы, а также надежного, могучего, активного воина, готового служить высшему благу - вступить в бой на защиту Отечества.

Особенным в представлениях о двуглавом орле гражданских лиц является символика высшей власти, характеризующейся могущественностью и справедливостью, нацеленной на достижение прекрасных и возвышенных целей на благо народа. Общее в представлениях о двуглавом орле детерминировано общечеловеческими, традиционными культурно-историческими представлениями и менталитетом граждан России.

Особенное в социальных представлениях военнослужащих о двуглавом орле обусловлено: особой значимостью воинской деятельности; характером и ролью армейской среды; возвышенной, патриотической мотивацией деятельности военнослужащих, в которой материальное вознаграждение не стоит на первом месте; сплочённостью воинских коллективов и их ценностными ориентациями; доминирующими установками, что и подтверждает гипотезу исследования.

1. Беркс П. М., Ражнёв Г. В. Герб России: развитие символики. - Смоленск: Изд-во СГТ, 2006. - 127 с.

2. Блок М. К. Социальные представления о демократии: комплексное исследование: дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2005

3. Бовина И. Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2009.

4. Бочарова Е. Е. Социальные представления о молодёжи // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы между-нар. научн. конф. 29-30 мая 2008 г.: в 2 т. - Смоленск, 2008. - Т. 1. - С. 68-75.

5. Гайдукова Е. А. Социальные представления о ролевых отношениях в современной семье: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. - М.: Искусство, 1969. - Т. 2. - 326 с.

7. Кривцов Д. Ю. Образ двуглавого орла в символике западнорусских

посвятительных предисловий XVII - начала XVIII века // Геральдика: материалы конф. «10 лет восстановления геральдической службы России. - СПб.: Изд. Геральдического совета при Президенте РФ, Гос. Эрмитаж, 2002. - С. 58-67.

8. Купченко В. Е. Восприятие национальных символов русской этнической группой // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы междунар. научн. конф. 29-30 мая 2008 г.: в 2 т. - Смоленск, 2008. - Т.1. - С. 330-337.

9. Лихачёв Н. П. Некоторые старейшие типы печати Византийских императоров // Нумизматический сб. (Моск. нумизм. об-ва). - М., 1911. - Т. 1. -С. 575-590.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - Т. 5. - 740 с.

11. Пчелов Е. В. Российский государственный герб: Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. - М.: Рос.. гос. гуманит. ун-т, 2005. -162 с.

12. Распоряжение Президента РФ «О программе мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.». № 572-рп, 7 дек. 2004 г. // Собр. законод-ва РФ. - 2004. - № 50. - Ст. 5055.

13. Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. - М.: Новое литературное обозрение. М., 2008. - 456 с.

14. Седова Н. Н. Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике // Мониторинг общественного мнения. - 2005. - № 3 (75). - С. 29-35.

15. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Глоссарий. - СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», 1994. - 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.