Научная статья на тему 'Действительно ли двуглавый орёл – средневековый монархический символ?'

Действительно ли двуглавый орёл – средневековый монархический символ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
434
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Действительно ли двуглавый орёл – средневековый монархический символ?»

Публицистика. Символика России - 2012

Давайте попробуем отойти от официальной версии и напишем свою историю.

Допустим, изображение двуглавого орла не приходило в российское государство из Византии. Представим на время, что на гербе изображён, скажем, лев. Это хищное животное, считающееся, пусть и зверей, но всё же «царём». Присутствуя на гербе, лев может означать мощь государства, лидерство, силу и множество других преимуществ.

Проведём аналогию с орлом. Орёл - хищная птица. Он высоко летает. Таким образом, орёл может быть выше льва и других живых существ.

У славян орёл считался божьей птицей, владыкой небес. Он живёт дольше всех птиц и, согласно поверью, обладает способностью к омоложению: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость. Его жизнь освящена Солнцем: считалось, что орёл способен долететь до Солнца, смотреть на него, не мигая, и даже соединиться с ним. В связи с этим орёл

олицетворяет вдохновение, высоту духа, который в состоянии взмыть к небесам. В Иране орёл символизирует победу; в Китае - власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие, силу; у греков - Солнце, духовную силу, царственность и удачу... Всё это можно сравнить с государством. Если в нём будут в полной мере присутствовать перечисленные качества, то это государство - совершенное.

Как геральдический символ орёл встречается во многих гербах и государственных эмблемах. Это символ безграничной власти, победы и отваги, величия и духовного подъёма. Граждане России должны понимать и помнить это, ведь герб представляет страну и, соответственно, её жителей.

Орёл не меняется в отличие от людей. И наш герб менять не нужно. На орла необходимо равняться нам, людям: брать пример и взлетать лишь вверх, не оглядываясь назад.

Солнце так высоко. Ещё многого нужно достичь!..

© Д.А.Безроднова, 2012

РАНЧУГОВА Наталья Геннадьевна

д. Нагать, Смоленская область

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ -СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ СИМВОЛ?

Отношение населения к гербу России остаётся неоднозначным. По данным ВЦИОМ, часть граждан относится к нему негативно. Более того, опросы показали, что государственная символика «сегодня находится на одном из последних мест в ряду ассоциаций, характеризующих российскую национально-государственнуюидентичность(14-е место среди 16-ти)1. Причиной этого положения, на мой взгляд, является не только историческая безграмотность населения, но и продолжающаяся в СМИ тенденциозная критика символики России. Приведу два примера.

Известный в своё время историк В. В. По-хлёбкин писал о нашем гербе: «.орёл неприемлем в принципе как фантастическая, средневековая, византийская эмблема, как монархический символ»2 А. А. Щёлоков в своей книге называет двуглавого орла не только монархическим символом, но и мутантом3.

Руководство страны обеспокоено создавшимся положением. В распоряжении президента «О популяризации государственных символов России»4 требуется не только реализовать программу мероприятий по популяризации герба

1 Похлёбкин В. В. Красный флаг России и другие её естественные символы // Независимая газета. 1998, 6 марта.

2 Седова Н. Н. Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3 (75). С. 29-35.

3 Щёлоков А. А. Увлекательная геральдика. М., ЭКСМО, 2007. 352 с.

4 О программе мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.: Распоряжение Президента РФ от 7 декабря 2004 г. № 572-рп // Собрание законодательства РФ. 2004. № 50. Ст. 5055.

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)

и флага России, но и с каждым годом совершенствовать эту деятельность. Она даст эффект тогда, когда мы ответим на вопрос о том, что же действительно символизирует двуглавый орёл. Для этого, на мой взгляд, следует, используя компаративный метод (сравнительно-исторический метод исследования - Прим. ред.), обратиться к истинной истории двуглавого орла как уникального феномена не только российской, но и мировой культуры.

Двуглавый орёл под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма. В Вишну-пуране рассказывается, что Вишну превращался в Гандаберун-ду, когда требовалось проявить фантастическую силу: орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону. Гандаберунда представлялся индийцам не только как аватар Вишну. Он символизировал соблюдение принципов дхармы (пути благочестия), поддержания порядка, а также изобилия и плодородия. Сегодня в Индии он является гербом штата Карнатака и ряда корпоративных гербов.

Гандаберунда

В буддизме двуглавый орёл использовался как символ власти Будды, для чего на груди орла помещали свастику - один из главных символов Будды. Предметы с такими изображениями нашли на территории современной Монголии. Процесс аккультурации двуглавого орла в Малой и Средней Азии шёл путём адаптации двуглавого орла к местным архетипам. Так, в Сельджукской империи он олицетворял Аллаха, поэтому на многих изображениях на его груди арабскими буквами помещалось одно из 99 его имён - Аль-Азим (величественный, великолепный).

Аккультурация двуглавого орла в Византии была детерминирована христианством, поэтому в менталитете византийцев он олицетворял Иисуса Христа. Одна голова орла символизиро-

© Н. Г. Ранчугова, 2012

вала его божественную сущность, а другая - человеческую. В VI - IX вв. императору стали поклоняться наравне с Богом. Так в представлениях византийцев о двуглавом орле формируется идея симфонии (сотрудничества) двух властей - духовной и светской.

Двуглавый орёл - символ Аллаха

Российский двуглавый орёл известен со времён правления Ивана III. Уже в то время он представлялся в разных смыслах: как символ могучей Родины, высшей справедливой власти, свободолюбия и достоинства, евразийского единства России, сплава двух культур - Востока и Запада. В духовной среде двуглавый орёл трактовался как Иисус Христос с его двойственной природой - божественной и человеческой. Двуглавого орла представляли и как воплощение христианских парных добродетелей: Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Правды и Свободы и др.

После победы в Отечественной войне 1812 года представления о двуглавом орле дополнились. Доминантной символикой орла стала победоносная сила Российской державы и русского оружия. Поэтому двуглавый орёл выражал патриотизм.

Итак, двуглавый орел - не средневековый и не византийский монархический символ. Зародившись в древней Индии более четырёх тысяч лет назад, двуглавый орёл представлялся как символ высшего божества - Вишну. Кратологи-ческие и религиозные подтексты представлений о двуглавом орле закрепились в мусульманском и христианском ареалах, где семантика двуглавого орла связывалась с Аллахом и Христом.

В России двуглавый орёл стал олицетворением величия могучей державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.