Научная статья на тему 'Социальные практики и профессиональные пробы как средства социально-профессиональной адаптации обучающихся'

Социальные практики и профессиональные пробы как средства социально-профессиональной адаптации обучающихся Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные практики / профессиональные пробы / социально-профессиональная адаптация обучающихся. / social practices / professional tests / social and professional adaptation of students.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С. В. Кривых, С. М. Шепель

В данной статье дается теоретический анализ понятий «социальные практики» и «профессиональные пробы» в образовательном процессе школьников. Авторы обобщают опыт по реализации социальных практик и профессиональных проб в качестве средств социально-профессиональной адаптации обучающихся. В статье предлагаются в качестве примеров следующие социальные практики и профессиональные пробы: выпуск газеты «Школьный вестник», создание проекта «Малый спортивный зал» и ландшафтного проекта пришкольной территории, которые были реализованы во внеурочной деятельности школы No 302 Санкт-Петербурга. В статье приводятся результаты проведения социальных практик и профессиональных проб в виде таблицы, показывающей набор профессий, необходимых для реализации представленных проектов; виды деятельности и результат профессиональной деятельности специалиста на примере улучшения и благоустройства школьной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PRACTICES AND PROFESSIONAL TRIALS AS MEANS OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS.

The article presents a theoretical analysis of concepts of “social practices” and “professional tests” in the educational process of schoolchildren. The authors summarize the experience in implementing social practices and professional tests as a means of social and professional adaptation of students. The following social practices and professional tests are offered as examples: the publication of the newspaper Shkolny Vestnik, the creation of the Small Sports Hall project, and the creation of a landscape design of the school grounds, which were implemented in extracurricular activities at school No. 302 of St. Petersburg. The article presents results of social practices and professional tests in the form of a table showing the set of professions necessary for the implementation of the projects presented; types of activities and the result of professional activities of a specialist on the example of improving and improving the school environment.

Текст научной работы на тему «Социальные практики и профессиональные пробы как средства социально-профессиональной адаптации обучающихся»

References

1. Blinov V.I. [i dr.] Slovar'-spravochniksovremennogorossijskogoprofessional'nogo obrazovaniya. Moskva: FIRO, 2010.

2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1990.

3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 2002.

4. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar' metodicheskih terminov iponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

5. Razumnyj V.A. Dramatizm bytiya ili obretenie smysla. Moskva: Pihta, 2000.

6. Pedagogika. Pod redakciej Yu.K. Babanskogo. Moskva, 1988.

7. Lednev V.S. Soderzhanie obrazovaniya. Moskva, 1989.

8. Teoreticheskie osnovy processa obucheniya v sovetskoj shkole. Pod redakciej V.V. Kraevskogo, I.Ya. Lernera. Moskva: Pedagogika, 1989.

9. Hutorskoj A.V. 'Evristicheskoe obuchenie: Teoriya, metodologiya, praktika. Moskva, 1998.

10. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS-press, 2004.

11. Filanovskaya T.A. Horeograficheskoe obrazovanie v Rossii vtoroj poloviny XIX v.: akademicheskaya obrazovatel'naya model'. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2011; Vyp. 140: 180 - 186.

Статья поступила в редакцию 01.10.19

УДК 615.1

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), E-mail: krivih71@yandex.ru

Shepel S.M., MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), E-mail: shepel_sergei1998@mail.ru

SOCIAL PRACTICES AND PROFESSIONAL TRIALS AS MEANS OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS. The article presents a theoretical analysis of concepts of "social practices" and "professional tests" in the educational process of schoolchildren. The authors summarize the experience in implementing social practices and professional tests as a means of social and professional adaptation of students. The following social practices and professional tests are offered as examples: the publication of the newspaper Shkolny Vestnik, the creation of the Small Sports Hall project, and the creation of a landscape design of the school grounds, which were implemented in extracurricular activities at school No. 302 of St. Petersburg. The article presents results of social practices and professional tests in the form of a table showing the set of professions necessary for the implementation of the projects presented; types of activities and the result of professional activities of a specialist on the example of improving and improving the school environment.

Key words: social practices, professional tests, social and professional adaptation of students.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,

E-mail: krivih71@yandex.ru

С.М. Шепель, магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,

E-mail: shepel_sergei1998@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной статье дается теоретический анализ понятий «социальные практики» и «профессиональные пробы» в образовательном процессе школьников. Авторы обобщают опыт по реализации социальных практик и профессиональных проб в качестве средств социально-профессиональной адаптации обучающихся. В статье предлагаются в качестве примеров следующие социальные практики и профессиональные пробы: выпуск газеты «Школьный вестник», создание проекта «Малый спортивный зал» и ландшафтного проекта пришкольной территории, которые были реализованы во внеурочной деятельности школы № 302 Санкт-Петербурга. В статье приводятся результаты проведения социальных практик и профессиональных проб в виде таблицы, показывающей набор профессий, необходимых для реализации представленных проектов; виды деятельности и результат профессиональной деятельности специалиста на примере улучшения и благоустройства школьной среды.

Ключевые слова: социальные практики, профессиональные пробы, социально-профессиональная адаптация обучающихся.

Сегодня все больше ученых и практиков уделяется внимание такому явлению, как социально-профессиональная адаптация обучающихся. Данный процесс длитсявсю человеческую жиж, и заботитьсяобэтомпедагогиначинзют еще в школе. Одним из эффективных средств социально-профессиональной адаптации школьников практиками признаются профессиональные пробы и социальчые п|лаотичи. По лнлнию С.Н. Чосеяклвой.ип^фвссеональнаогро-ба - это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельготтиотащехея, ...а тате средетворазвчтея интереса и способности

учащегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии» [1].

Понатнотоокаамной практикевоадаглгикс пеонсклосровнитольно недавно и еще не вполне устоялось как научный термин. Мы согласны со следующим определением: «Социальная практика - это специально организо-ваннея рб^меателнноя деттслвмоать ^ащихея.нап.амлтснвмкаразвитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков, получение опыта со-

Устройство социальной практики

I

Базовые компоненты

т

Лекции, семинары, тренинги

Г"

Индивидуальная учебная деятельность t

Теоретическим _^^ материал Практические пробы Рефлексивно-аналитическая работа

Экскурсии, интервью, стажерские (полевые) практики

т

Социально -культурные проекты

Г

Рефлексивные сессии

т

Выбор образовательного маршрута: профиль (Юкл.), колледж. ПУ

Тьютор-

ские консультации

Рис. 1. Организация профильной ориентации девятиклассников

циального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний»[2].

Однако следует отметить, что в школах профессиональное самоопределение учащихся осуществляется на уровне просвещения, диагностики и пропаганды, оставляя в стороне практический аспект - социальные практики и профпро-бы, которые могут наполнить содержание школьного образования достаточно эффективными практико ориентированными технологиями, содействующими социально-профессиональной адаптации обучающихся (рис. 1).

Часто социальные практики и профессиональные пробы используются в рамках предпрофильной подготовки с целью профильной ориентации, чтобы дать возможность девятиклассникам определиться с будущей профессией.

Приведем примеры по организации и проведению социальных практик и профессиональных проб с обучающимися школы № 302 г Санкт-Петербурга.

Выпуск газеты «Школьный вестник».

Для проведения профессиональных проб в процессе внеклассной работы было принято решение о выпуске газеты «Школьный вестник» силами учащихся 7 - 11-х классов. Для подготовки печатного издания необходимы специалисты многих профессий: журналисты, фотографы, художники-оформители, корректоры, специалисты компьютерных технологий, редакторы. В начале учебного года составляется график выпуска газеты «Школьный вестник», с которым знакомятся классные коллективы. Обычно первые два выпуска (если в школе два одиннадцатых класса) издают учащиеся 11-х классов, так как потом они заняты подготовкой к ЕГЭ, посещением подготовительных курсов и т.п. Над последним выпуском работают учащиеся 7-х классов - дебютанты в издательском деле.

Издание школьной газеты реализуется по следующему алгоритму. Прежде всего. на классных часах сообщается о том, что данный коллектив должен выпустить номер газеты. Происходит обсуждение вопроса: «Какие профессии нужны для того, чтобы выпуск газеты состоялся?». Ребята называют необходимые профессии, перечисленные выше.

Далее происходит формирование редколлегии с учетом желаний школьников быть журналистом, фотографом, главным редактором, художником-оформителем, специалистом в области компьютерных технологий. При этом не комментируется выбор школьников, даже если классный руководитель считает, что кому-то из учеников не справиться с работой, например, журналиста или главного редактора. Необходимо дать возможность подростку попробовать свои силы в той или иной деятельности. Если возникает ситуация, когда несколько человек претендуют на какую-нибудь профессию, записываются все желающие, поскольку в случае нескольких претендентов могут быть распределены зоны ответственности. Далее совместно обсуждается, чем конкретно занимаются журналист, фотограф и другие специалисты. В этой работе можно попросить помощи учителя русского языка и литературы, преподающего в том классе, который отвечает за выпуск газеты.

Готовые материалы размещаются на стенде, который находится в вестибюле школы. 8 «карманов» стенда рассчитаны на стандартные, вертикально расположенные листы формата А-4. Выпуск газеты дублируется на школьном сайте на странице.

Прохождение профессиональных проб на примере подготовки и выпуска газеты «Школьный вестник» дает возможность школьникам проявить самостоятельность, творчество, ответственность за своевременность и правильность представления материалов и за то, как его будут воспринимать другие. Создание газеты позволяет ребятам реализовать свои желания, показать свои способности, формирует умение работать в команде. Организация профессиональных проб через регулярный выпуск газеты «Школьный вестник» вызвал большую заинтересованность учащихся 7 - 11-х классов. Опыт этой работы был неоднократно представлен на районных, городских, всероссийских семинарах и конференциях. Постоянно принимая участие в районном фестивале издательской деятельности, газета «Школьный вестник» регулярно награждается дипломами.

Создание проекта «Малый спортивный зал».

Пустовавшее помещение мастерских было решено переоборудовать в малый спортивный зал для проведения занятий по ритмике, ЛФК, аэробике, фитне-су. Обычно при выполнении ремонтных работ сначала измеряется помещение, подсчитывается необходимое количество материалов, составляется смета, согласовывается с заказчиком и только после этого начинается ремонт. Так появилась прекрасная возможность для проведения профпроб в профессиях инженер-строитель, дизайнер, экономист, юрист.

Для реализации данного проекта сначала было определено количество групп в соответствии с направлениями деятельности: инженеры-строители, дизайнеры, экономисты и юристы. Состав групп формировался по желанию десятиклассников. Перед каждой группой была поставлена своя задача. Инженерная группа измерила помещение мастерской и выполнила чертеж с указанием всех размеров. Нужно отметить, что измеряемое помещение очень сложной геометрии, много выступов и на стенах, и на потолке, три разные по размерам двери. После этого группа дизайнеров, имея размеры помещения, создавала дизайн-проект малого спортивного зала с использованием свободно распространяемой 3D-программы «googlesketchupw.ru». Дизайнеры определяли, какое покрытие будет на полу, цвет стен, их сочетание между собой. Решали, каким будет спортивное оборудование, как оно будет расположено (например, если мячи, то обязательно разноцветные). В обязанности дизайнеров также входило состав-

ление списка материалов, необходимых для реализации их проекта, и перечня спортивного оборудования.

Имея готовый план помещения мастерских, дизайн-проект малого спортивного зала, список материалов и оборудования, к работе приступали экономисты. Их задачей было составление сметы расходов при выполнении ремонтных работ Экономисты находили нужные материалы, используя возможности интернета, определяли необходимое их количество и стоимость. Например, для выравнивания стен в соответствии со списком, составленным дизайнерами, предполагалось использовать панели. В интернет-магазинах экономисты нашли ламинированные древесно-стружечные плиты размером 2750х1830х16мм. Значит, нужно высчитать площадь стен и площадь одной плиты, причем в одних единицах измерения (кв. м). Далее рассчитать, сколько нужно всего плит, какова их стоимость. Расчёты производились с применением электронных таблиц Excel.

Параллельно с экономистами работала группа юристов, задачей которой было составление договоров со строительной организацией на выполнение ремонтных работ и поставку материалов. Бланк типового договора юристы копировали в интернете и вносили в него необходимые коррективы. Приложением к договору являлась смета, составленная экономистами. Выполнение каждого этапа работы могло быть реализовано только после исполнения предыдущего, что требовало от каждого участника проекта особой ответственности за правильность и своевременность выполнения своего задания.

Далее состоялась защита готового проекта «Малый спортивный зал» перед администрацией школы. Каждая группа представляла презентацию результата своей работы, обосновывала решение, отвечала на вопросы администрации. Учащиеся 10-го класса выступали и на школьной конференции с демонстрацией проекта «Малый спортивный зал».

Создание проекта «Малый спортивный зал» - это возможность проявления самостоятельной инициативы десятиклассников, их ответственности на всех этапах выполнения работ, творческой самореализации школьников. Это развитие их лидерского потенциала, умения отстаивать свою позицию, принятое решение во время защиты проекта перед администрацией школы и на школьной конференции. Это возможность почувствовать собственную значимость и важность проделанной работы, что, несомненно, повышает самооценку. Самооценка очень важна для деятельности. Её адекватность позволяет человеку ставить реальные цели и быть уверенным в том, что они будут достигнуты, тем самым добиваясь успеха, в том числе и профессионального.

По вышеприведенному алгоритму организации профессиональных проб были выполнены проекты «Вестибюль» учащимися 9-х классов; «Рекреация 1-го этажа» учащимися 7-х и 10-х классов.

Создание ландшафтного проекта пришкольной территории

Этот проект более масштабный и по количеству участников, и по продолжительности. Цель создания ландшафтного проекта - благоустройство пришкольной территории и проведение профессиональных проб. Каждый, наверное, хотел бы видеть и здание школы, и прилегающую территорию красивой, удобной, эстетически привлекательной. Перед фасадом нашей школы расположены 4 газонных участка, разделенных асфальтовыми дорожками. Данная территория первого сентября используется для проведения торжественной линейки, посвященной Дню знаний. Хотелось бы, чтобы и первого сентября, и во все последующие дни наш пришкольный участок выглядел ярко, привлекательно, а не скучно и уныло, как в настоящий момент. Значит, есть ещё возможность для организации и проведения профпроб в профессиях ландшафтного инженера, ландшафтного дизайнера, ландшафтного архитектора, агронома.

Учащиеся 8 «Б» класса пробовали себя в профессии ландшафтного инженера. Они измерили участки, предназначенные для разбивки клумб, ширину дорожек между участками и составили план пришкольной территории, рассчитали её площадь. Затем учащиеся 10-х классов как ландшафтные дизайнеры создали дизайн-проект с использованием свободно распространяемой 3D-про-граммы «googlesketchupw.ru». Проект назвали «Цветовые лучи», так как клумбы выполнены в виде лучей, выходящих из одной точки и расширяющиеся к противоположной стороне. Участки, засаженные цветами, комбинируются с участками, которые могут быть засеяны газонной травой или заполнены разноцветной галькой. Такие свободные участки нужны для лучшего подхода к цветам при уходе за ними, поливе и т.д.

Весной учащиеся 8 «А» класса пробовали себя в профессии агронома: подготавливали землю для посадки цветов, вносили удобрения, подбирали подходящие цветы (яркие, продолжительно цветущие, желательно однолетние, чтобы на следующий год была возможность поменять, например, цветовую гамму или форму). В этот период привлекались родители наших учащихся для оказания помощи в выращивании рассады цветов.

Учащиеся 9-го класса как ландшафтные архитекторы обозначали местоположение цветов одного вида в форме лучей с помощью гибкой садовой ленты. Семиклассники в июне, во время прохождения школьной практики посадили цветы под контролем агрономов. Затем распределили зоны ответственности по уходу за клумбами между нашими школьниками. Участники ландшафтного проекта «Цветовые лучи» приняли участие в районном конкурсе, организованном по инициативе администрации района, на лучший дизайн-проект по благоустройству территорий образовательных учреждений и заняли I место в районе.

Таблица 1

Результаты проведения социальных практик и профессиональных проб

№ Профессия Вид деятельности Результат

1. Агроном Подготовка земли для посадки цветов, внесение удобрений, подбор и посадка цветов Клумба «Цветовые лучи»

2. Дизайнер по интерьеру Создание дизайн-проекта в программе 3D, составление списка материалов, оборудования Дизайн-проекты «Малый спортивный зал», «Вестибюль школы», «Рекреация 1-го этажа»

3. Журналист Проведение интервью, подготовка материалов, освещение событий школьной жизни и жизни страны Выпуск газеты «Школьный вестник»

4. Инженер-строитель Измерение помещения, выполнение чертежей План помещения мастерских, план вестибюля, план рекреации первого этажа

5. Корректор Исправление орфографических, пунктуационных, речевых, стилистических ошибок Выпуск газеты «Школьный вестник»

6. Ландшафтный архитектор Разметка пришкольной территории, выделение участков для цветов, газонов в виде лучей, использование бордюрной гибкой ленты Клумба «Цветовые лучи»

7. Ландшафтный дизайнер Создание дизайн-проекта в программе 3D по готовым размерам участков Дизайн-проект «Цветовые лучи»

8. Ландшафтный инженер Измерение участков, вычисление их площади, выполнение чертежей План пришкольной территории

9. Редактор Подготовка к выпуску печатного издания в целом Выпуск газеты «Школьный вестник»

10. Специалист по компьютерной обработке материалов Набор, обработка, форматирование информации на компьютере Выпуск газеты «Школьный вестник»

11. Фотокорреспондент, фотограф Создание фоторепортажей, подбор фотоиллюстраций для печатного издания Выпуск газеты «Школьный вестник»

12. Художник-оформитель Художественное оформление издания, консультации по стилю, цветовому решению Выпуск газеты «Школьный вестник»

13. Экономист Вычисление количества и стоимости необходимых материалов для ремонта и стоимости спортивного оборудования, применение электронных таблиц Excel Смета на выполнение ремонтных работ в помещении мастерских

14. Юрист Изучение юридических документов, составление договоров на поставку строительных материалов и выполнение строительных работ Составление договоров с подрядчиками

По окончании проекта пришкольная территория преобразилась кардинальным образом. Ребята наглядно видят результаты своего труда, что естественно повышает мотивацию к деятельности. Благодаря проведению профессиональных проб, дети получили практическое представление о некоторых профессиях (ландшафтный инженер, ландшафтный архитектор, ландшафтный дизайнер, агроном). Совместная деятельность имеет большое воспитательное значение. Участие в создании и реализации проекта учит ценить вложенный труд, понимать прекрасное; уход за растениями воспитывает любовь к природе, ко всему живому. Чтобы добиваться результата, нужно уметь выслушивать друг друга, понимать собеседника, при необходимости отстаивать свою позицию, приводить

Библиографический список

аргументы. Все эти качества необходимы для дальнейшей жизни в социуме, в профессиональной деятельности.

Обобщим работу по организации и проведению социальных практик и профессиональных проб в процессе внеурочной деятельности в табл. 1.

Таким образом, работа в школе по организации и проведению социальных практик и профессиональных проб способствует развитию самостоятельности учащихся, их ответственности за выполнение порученного дела, формированию коммуникативных навыков, содействует профессиональной и личностной зрелости школьников и в конечном счёте помогает социально-профессиональной адаптации обучающегося.

1. Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 1995.

2. Кривых С.В., Шевченко М.Ф. и др. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Экспресс, 2014.

Refеrences

1. Chistyakova S.N. Kompleki uchebno-metodicheskojdokumentaciidlya provedeniya professional'nyh prob. Kemerovo, 1995.

2. Krivyh S.V., Shevchenko M.F. i dr. Formirovanie social'nojzrelosti uchaschihsya sredstvami professional'nyh prob i social'nyh praktik: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2014.

Статья поступила в редакцию 01.10.19

УДК 37.08

Piskunova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: elenapiskunova@herzen.spb.ru

Zair-Bek E.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),

E-mail: prof_bek@mail.ru

THE TEACHER'S PROFESSIONALISM: METHODOLOGY OF INTERNATIONAL STUDIES. The original idea of the article is connected with the fact that greater attention is paid to the development of education to ensure universal access to quality education services. It is also defined in several studies that the most influential factor in determining educational outcomes of children, is the professionalism of the teachers, so it is important to which can be identified on the basis of the analysis of the methodology of international comparative studies, focused on the study of this phenomenon. The authors do an analysis of materials of the most extensive international comparative studies of teachers' professionalism, namely TEDS-M, TALIS, NorBa, SABER-Teachers, and present the main characteristics of their meth-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.