Таблица 1
Результаты проведения социальных практик и профессиональных проб
№ Профессия Вид деятельности Результат
1. Агроном Подготовка земли для посадки цветов, внесение удобрений, подбор и посадка цветов Клумба «Цветовые лучи»
2. Дизайнер по интерьеру Создание дизайн-проекта в программе 3D, составление списка материалов, оборудования Дизайн-проекты «Малый спортивный зал», «Вестибюль школы», «Рекреация 1-го этажа»
3. Журналист Проведение интервью, подготовка материалов, освещение событий школьной жизни и жизни страны Выпуск газеты «Школьный вестник»
4. Инженер-строитель Измерение помещения, выполнение чертежей План помещения мастерских, план вестибюля, план рекреации первого этажа
5. Корректор Исправление орфографических, пунктуационных, речевых, стилистических ошибок Выпуск газеты «Школьный вестник»
6. Ландшафтный архитектор Разметка пришкольной территории, выделение участков для цветов, газонов в виде лучей, использование бордюрной гибкой ленты Клумба «Цветовые лучи»
7. Ландшафтный дизайнер Создание дизайн-проекта в программе 3D по готовым размерам участков Дизайн-проект «Цветовые лучи»
8. Ландшафтный инженер Измерение участков, вычисление их площади, выполнение чертежей План пришкольной территории
9. Редактор Подготовка к выпуску печатного издания в целом Выпуск газеты «Школьный вестник»
10. Специалист по компьютерной обработке материалов Набор, обработка, форматирование информации на компьютере Выпуск газеты «Школьный вестник»
11. Фотокорреспондент, фотограф Создание фоторепортажей, подбор фотоиллюстраций для печатного издания Выпуск газеты «Школьный вестник»
12. Художник-оформитель Художественное оформление издания, консультации по стилю, цветовому решению Выпуск газеты «Школьный вестник»
13. Экономист Вычисление количества и стоимости необходимых материалов для ремонта и стоимости спортивного оборудования, применение электронных таблиц Excel Смета на выполнение ремонтных работ в помещении мастерских
14. Юрист Изучение юридических документов, составление договоров на поставку строительных материалов и выполнение строительных работ Составление договоров с подрядчиками
По окончании проекта пришкольная территория преобразилась кардинальным образом. Ребята наглядно видят результаты своего труда, что естественно повышает мотивацию к деятельности. Благодаря проведению профессиональных проб, дети получили практическое представление о некоторых профессиях (ландшафтный инженер, ландшафтный архитектор, ландшафтный дизайнер, агроном). Совместная деятельность имеет большое воспитательное значение. Участие в создании и реализации проекта учит ценить вложенный труд, понимать прекрасное; уход за растениями воспитывает любовь к природе, ко всему живому. Чтобы добиваться результата, нужно уметь выслушивать друг друга, понимать собеседника, при необходимости отстаивать свою позицию, приводить
Библиографический список
аргументы. Все эти качества необходимы для дальнейшей жизни в социуме, в профессиональной деятельности.
Обобщим работу по организации и проведению социальных практик и профессиональных проб в процессе внеурочной деятельности в табл. 1.
Таким образом, работа в школе по организации и проведению социальных практик и профессиональных проб способствует развитию самостоятельности учащихся, их ответственности за выполнение порученного дела, формированию коммуникативных навыков, содействует профессиональной и личностной зрелости школьников и в конечном счёте помогает социально-профессиональной адаптации обучающегося.
1. Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 1995.
2. Кривых С.В., Шевченко М.Ф. и др. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Экспресс, 2014.
Refеrences
1. Chistyakova S.N. Kompleki uchebno-metodicheskojdokumentaciidlya provedeniya professional'nyh prob. Kemerovo, 1995.
2. Krivyh S.V., Shevchenko M.F. i dr. Formirovanie social'nojzrelosti uchaschihsya sredstvami professional'nyh prob i social'nyh praktik: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2014.
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 37.08
Piskunova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),
E-mail: [email protected]
Zair-Bek E.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),
E-mail: [email protected]
THE TEACHER'S PROFESSIONALISM: METHODOLOGY OF INTERNATIONAL STUDIES. The original idea of the article is connected with the fact that greater attention is paid to the development of education to ensure universal access to quality education services. It is also defined in several studies that the most influential factor in determining educational outcomes of children, is the professionalism of the teachers, so it is important to which can be identified on the basis of the analysis of the methodology of international comparative studies, focused on the study of this phenomenon. The authors do an analysis of materials of the most extensive international comparative studies of teachers' professionalism, namely TEDS-M, TALIS, NorBa, SABER-Teachers, and present the main characteristics of their meth-
odology - conceptual framework, criteria and indicators, methods and procedures, which allows to determine the most relevant directions of professional development of teaching depending on national and local contexts.
Key words: teacher's professionalism, methodology, international studies, competences, effectiveness of school processes.
Е.В. Пиекуноеа, д-р пед. наук, проф., зав. каф. дидактики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Е.С. Заир-Бек, д-р пед. наук., проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ: МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исходная идея статьи заключается в следующем: учитывая, что сегодня во всем мире повышенное внимание уделяется развитию образования для обеспечения всеобщего доступа к качественным образовательным услугам, а также установленный в ряде исследований факт, что наиболее влиятельным основанием, определяющим образовательные результаты детей, является профессионализм учителя, важно определить, какие факторы являются наиболее значимыми в развитии профессионализма педагогов, что можно выявить на основе анализа методологии международных сравнительных исследований, ориентированных на изучение именно этого феномена. В статье в результате изучения материалов наиболее масштабных международных сравнительных исследований профессионализма учителей, а именно TEDS-M, TALIS, NorBa, SABER-Teachers, представлены основные характеристики их методологии -концептуальные рамки, критерии и показатели, методы и процедуры, что позволяет определять наиболее актуальные направления профессионального развития учительства в зависимости от национальных и локальных контекстов.
Ключевые слова: профессионализм учителя, методология, международные исследования, компетенции, эффективность школьных процессов.
В настоящее время во всех странах мира уделяется повышенное внимание к вопросам качества образования и в связи с этим - к качеству профессиональной деятельности учителей, поскольку учителя оказывают чрезвычайное влияние на будущее ребенка [1]. Сегодня их задача - предоставить учащимся возможность искать, анализировать и эффективно использовать информацию для обучения так, чтобы они развивали навыки критического мышления, решения проблем, работы в команде, которые необходимы для здорового и продуктивного участия в жизни общества и экономики [2].
Значительное число стран являются участниками международных сравнительных исследований качества образования, в том числе и профессиональной деятельности учителей. Международный сравнительный анализ стал важным инструментом для разработчиков стратегий развития школьного образования. Ценность изучения международного передового опыта в сравнительном аспекте заключается в том, что анализ результатов помогает отойти от собственных ситуаций и стереотипов мышления; международные исследования показывают, где имели место успех или ошибки, расширяют рамки возможных вариантов решений и поиска компромиссов, помогают обосновывать инновации и создавать новые подходы к решению национальных проблем на основе анализа лучших мировых практик [3]. Столь же важным является анализ концептуальных рамок и инструментов, которые используются в международных исследованиях для развития исследовательских практик.
Одним из первых международных исследований по проблеме профессионализма учителя было исследование «Teacher Education Study in Mathematics» (TEDS-M) [4]. Оно было нацелено на изучение систем педагогического образования и оценку качества подготовки будущих учителей математики начальной и средней школы. Для каждого из направлений исследования TEDS-M были поставлены следующие задачи: 1) провести сравнительную оценку качества педагогического образования стран-участниц проекта; 2) определить и оценить различия в системах подготовки педагогических кадров в странах-участницах; 3) выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на качество педагогического образования в области математики.
Для получения информации о факторах, влияющих на результаты подготовки будущих учителей, исследование включало анкетирование преподавателей математики, методики преподавания математики и общей педагогики, а также заполнение администрацией вуза анкеты о программах учебного заведения, вопросы которой касались как собственно программ, так и особенностей их реализации.
В ходе данного исследования были проанализированы требования к результатам подготовки выпускников вузов - компетенциям - в рамках осуществления двухступенчатой подготовки специалистов (бакалавриата и магистратуры), разработанной в формате Европейских программ.
Для выпускников педагогических специальностей первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции: способность продемонстрировать знание основ и истории учебной дисциплины; способность логично и последовательно представить освоенное знание; способность контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование; умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между отдельными ее разделами; способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий; способность правильно использовать методы и техники дисциплины; способность оценить качество исследований в данной предметной области; способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.
Для выпускников вузов второго уровня были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции: владение предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владение современными методами и техниками (исследования), знание новейших теорий и их интерпретации; способность критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; владение методами независимого исследования и умениями объяснять его результаты на продвинутом уровне; способность внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной работы; способность продемонстрировать оригинальность и творческий подход.
Для определения общих позиций в оценке готовности будущих учителей математики к преподаванию этого предмета были выделены профессиональные компетенции учителя математики, отражающие специфические особенности его деятельности. При этом оценка профессиональной компетентности проводилась в соответствии с базовыми компетенциями деятельности педагога: обеспечивающими раскрытие личностного смысла учения; компетенциями в предмете и методах преподавания; в области целеполагания (предметного, личностного); обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности; организации учебной деятельности, оценивания; компетенциями в принятии решений; организации информационной основы деятельности.
В соответствии с указанными выше подходами сформированность профессиональной компетентности учителей в области преподавания математики включает следующее: оценку подготовки учителя в объеме средней школы (базовый и продвинутый уровни подготовки) с учетом не только проверки владения фундаментальными вопросами, но и умения применить и показать применение математики в решении проблем, возникающих в реальной жизни; оценку подготовки учителя математики в области методики преподавания математики в школе (общей и частной методик).
Сформированные отношения и установки будущих учителей во многом определяют их будущую профессиональную деятельность, поэтому этим аспектам профессиональной подготовки уделялось значительное внимание в международном инструментарии. Оценка отношений и установок будущих учителей к математике и преподаванию математики включала установки о сущности математики, особенностях обучения математике, способностях к математике и готовности будущих учителей к их профессиональной деятельности [5].
Количественной характеристикой подготовки будущих учителей каждой страны по математике или методике преподавания математики служит средний балл, который подсчитывался по результатам выполнения заданий по математике или по методике преподавания математики. Кроме того, вычислялся средний международный балл, который подсчитывался по результатам всех стран-участниц. Сравнение среднего балла конкретной страны со средним международным баллом позволяет соотнести успешность выполнения тестов будущими учителями данной страны со средней успеваемостью выполнения тестов будущими учителями всех стран-участниц, что показывает успешность системы педагогического образования страны по подготовке будущих учителей в сравнении с другими странами.
К самым масштабным инструментам оценки профессиональной деятельности учительского и директорского корпуса (удовлетворенность трудом, профессиональное развитие, стратегии и методы, используемые во время урока, климат в школе, убеждения учителей и т.д.) можно отнести международное сравнительное исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) [6].
Идея проекта TALIS была инициирована в рамках программы ОЭСР «Индикаторы образовательных систем» (Indicators of Education Systems, INES). В те-
чение последних 20 лет в рамках этого проекта разрабатывался согласованный набор индикаторов, которые обеспечивают надежную базу для количественных сравнений функционирования и успешности систем образования стран, являющихся членами и партнерами ОЭСР. Основной продукт проекта INES - ежегодный обзор Education at a Glance, который готовит ОЭСР Другим источником исследования стал обзор ОЭСР Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining EffectiveTeachers (OECD, 2005), в котором была подчеркнута потребность в более качественной информации об учителях на национальном и международном уровнях. Рамка описания образовательной политики, использованная в этом обзоре, была учтена при разработке TALIS. В последнее время эксперты программы INES выступают с инициативами обеспечения большей взаимосвязи различных сопоставительных исследований, проводимых ОЭСР - прежде всего, PISA и TALIS.
Исследование TALIS проводится Организацией экономического сотрудничества и развития с 2008 года каждые пять лет Цель исследования - предоставить своевременные и объективные сравнительные данные, которые позволят странам определить политики, обеспечивающие эффективность школьных процессов. Получив его результаты, каждая страна может проанализировать подготовку и условия труда своих педагогов и сопоставить их с международными нормами.
Сбор данных для TALIS осуществляется с помощью двух инструментов: опросника для директора общеобразовательной организации и опросника для учителя, который заполняют (как правило) 20 случайно выбранных учителей общеобразовательной организации. В ходе исследования учителя предоставляют информацию о профессиональной подготовке, педагогической деятельности, удовлетворенности работой, особенностях преподавания в поликультурной среде, школьном климате и т.п. Исследование не предусматривает оценивание успешности отдельных школ, учителей и директоров. TALIS собирает не нормативные или административные данные, а отражает мнение учителей и директоров школ - их взгляды, установки, размышления, касающиеся преподавания и работы школ в целом. Это делает TALIS уникальным источником информации для принятия политических решений, повышения квалификации учителей и развития образовательных учреждений.
Последние исследования TALIS акцентируют внимание на роли лидерства в обеспечении школьной эффективности, ввиду этого TALIS включает анализ роли школьного руководства в поддержке, которую директора оказывают учителям. Поскольку удержание учителя в профессии, мотивирование и повышение квалификации учителей являются приоритетами любой школьной системы, проект направлен на исследование восприятия, оценки и вознаграждения преподавателей, а также на анализ того, насколько хорошо удовлетворяются их профессиональные ожидания и потребности профессионального развития.
Особое внимание при проведении TALIS 2018 года было уделено личному отношению учителей к своей профессии. Отдельно проанализированы убеждения учителей и их профессиональные достижения. Сопоставление двух блоков данных позволил выявить причины возможных сомнений в выборе профессии. Кроме того, в рамках исследования проводился анализ школьного лидерства и климата в школе. TALIS 2018 выявил проблемы, дал рекомендации по улучшению педагогического корпуса в 48 странах. Инструменты исследования TALIS стали основой и методологической базой для разработки других опросников, направленных на исследование учителей, например, исследование NorBA [7].
NorBA - сравнительное исследование математического образования в странах Северной Балтики (Латвия, Литва, Финляндия, Швеция, Норвегия). В рамках данного исследования был разработан опросник, направленный на изучение убеждений учителей основной школы об эффективном преподавании и обучении математике. Основное отличие опросника заключается в его ориентации на практике учителя (исследуются убеждения, связанные непосредственно с деятельностью преподавания), в то время как TEDS-M, например, изучает убеждения, связанные с особенностями учебной дисциплины (математики) и процессом обучения математике.
Основная часть опросника NorBa включает в себя 5 модулей:
1. Общая информация (социально-демографические характеристики учителя: возраст, стаж работы, тип населенного пункта, где преподает учитель, количество учеников в классе и др.).
2. Климат в школе (вопросы об удовлетворенности работой, отношениях с коллегами и администрацией школы).
3. Общие убеждения о преподавании (два блока вопросов, отражающих два подхода к обучению, - конструктивизм и традиционализм).
4. Убеждения об эффективном преподавании математики (вопросы о представлении учителя о наиболее эффективном преподавании математики).
5. Представление о собственной практике в классе (вопросы о том, как часто учитель на уроке использует те или иные методы обучения).
Каждый модуль состоит из утверждений, для оценки согласия с которыми используются 5 или 4-балльные шкалы Ликерта. Анализ кросс-культурных различий учительских убеждений представляет информацию относительно школьной практики учителей и их склонности к различным подходам к обучению, что в свою очередь позволяет оценить ситуацию в школе и спрогнозировать ее развитие. Исследование положения учителей осуществляется и в рамках исследовательской программы «SABER-Учителя» (SABER-Teachers) [8]. Данное исследова-
ние - один из компонентов системы SABER (Системный подход к улучшению результатов образования), проекта, осуществляемого по инициативе Всемирного банка.
В рамках программы SABER производится сбор и анализ информации о политике, проводимой образовательными системами различных стран. Программа нацелена на выявление общих проблем и перспективных решений при обеспечении широкой доступности полученной информации. Эти данные могут использоваться странами в качестве основы для принятия решений в области определения направлений и методов инвестиционной поддержки процесса повышения качества образования. При реализации программы было установлено, что достижения учащихся имеют тесную связь с социально-экономическим прогрессом, а учителя играют ключевую роль в обеспечении высоких результатов обучения. Однако построение правильной политики работы с учителями, которая бы обеспечивала наличие в каждом классе компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного на педагогический труд учителя, остается проблемой. Экспертами названы следующие причины этого: доказательства результативности тех или иных аспектов политики работы с учителями недостаточны и разрознены; воздействие реформ зависит от конкретных особенностей их структуры; применение одной и той же политики работы с учителями в конкретных ситуациях на фоне местных условий и образовательной политики может вести к различным результатам.
Ввиду этого и была инициирована программа «SABER-Учителя», которая поставила задачу заполнения данного пробела путем сбора, анализа, обобщения и распространения комплексной информации о политике работы с учителями в системах начального и среднего образования в различных странах мира.
В рамках программы SABER-Учителя происходит сбор информации о десяти ключевых аспектах политики работы с учителями:
1. Квалификационные характеристики должностей педагогических работ-
ников.
2. Педагогическая подготовка.
3. Прием на работу и занятость учителей.
4. Педагогическая нагрузка и самостоятельность.
5. Профессиональное развитие.
6. Вознаграждение: заработная плата и дополнительные стимулы.
7. Выход на пенсию и пенсионные выплаты.
8. Мониторинг и оценка качества работы учителя.
9. Представительство и право голоса учителей.
10. Руководство школой.
SABER-Teachers предоставляет разработчикам всеобъемлющую основу, базирующуюся на тщательном анализе глобальных данных и соответствующих диагностических инструментах, и помогает странам анализировать свои системы образования посредством диагностики, диалога и реформ [9].
В отчетах экспертов по результатам реализации данной программы в различных странах сделан вывод, что в настоящее время нет таких способов исследования и оценки труда учителя, в которых может полноценно отразить весь спектр профессиональной деятельности учителя, поэтому для выстраивания качественной экспертизы профессионализма учителя необходимо понимание возможностей, границ и условий применения того или иного подхода или инструмента. В целом оценка компетенций учителя должны рассматриваться в рамках планируемой образовательной политики и быть фактором воздействия на его профессиональный рост и развитие школы.
В настоящее время проходит апробация программы SABER 2.0. - новые инструменты (SABER Service Delivery - SABER Предоставление (образовательных) услуг). Эти новые инструменты уже применяются в ряде стран для проведения оценки деятельности учителя на уровне класса, предоставляя подробную информацию о том, как осуществляется образовательный процесс на практике. В результате обследования собирается стратегическая информация о школьных материалах и процессах, которые приводят к тем или иным результатам обучения, что и является основой для принятия управленческих решений разного уровня.
Целью обследования является выявление того, насколько хорошо осуществляется образовательная политика на уровне района и школы. Инструменты SABER основаны на базе фактических данных и фиксируют меры по реализации политики в следующих областях: руководство школы и управленческие практики, информационные системы управления образованием, устойчивость образования, школьная автономия и подотчетность, школьное финансирование, оценка учащихся и преподавателей, образовательный процесс в классе, педагогические знания учителей, роль домашней среды и участия родителей. На наш взгляд данные инструменты являются инновационными в исследованиях и заслуживают внимания для изучения педагогической деятельности учителя и поддержки развития его профессионализма.
Рассмотрим некоторые из них. Инструмент наблюдения за классами «TEACH» направлен на решение задачи обеспечения того, чтобы в каждой классной комнате был компетентный, поддерживаемый со стороны управления и мотивированный преподаватель. В отличие от других, инструмент наблюдения за классами TEACH был создан с учетом контекстовой информации от развивающихся стран (с низким и средним уровнем доходов) для получения надежных и согласованных данных, которые измеряют качество учебной практики и взаи-
модействия между учащимися и преподавателями в разных контекстах, а также способы развития учителями социальных и эмоциональных навыков учащихся в дополнение к стандартной педагогической практике.
Инструмент для обучения учителей без отрыва от производства (1ТТВ1) основан на концепции «Глобальный ландшафт программ профессионального развития учителя: разрыв между доказательством и практикой». Профессиональное развитие учителей - это своего рода обучение, реализуемое в различных формах: от традиционных, ориентированных на программы массовой подготовки, до педагогических групп поддержки, возглавляемых тренерами или наставниками, которые обеспечивают содействие на основе потребностей учителей. В то же время, несмотря на значительные ресурсы, потраченные на программы подготовки учителей без отрыва от производства, строгое доказательство эффективности таких программ остается ограниченным. В целом в опросах учителей было отмечено, что наибольшая доля программ оценена неоднозначно и часто сообщается, что большинство существующих программ обучения учителей устарели, в них отмечается дефицит практического знания. Разрыв в доказательствах об эффективности программ существует из-за отсутствия инструментов, предназначенных для оценки профессионального развития учителей. Новый инструмент обследования - инструмент для обучения учителей без отрыва от работы (1Гга) - документирует детали внедрения программ подготовки учителей без отрыва от производства, предоставляя данные, которые могут использоваться для создания новых программ или улучшения существующих.
Библиографический список
Инструмент создания «снимков» системы образования позволяет проводить анализ эффективности политики в школе с учетом основных драйверов инноваций. Было выявлено шесть сквозных тем и драйверов, полученных из доменов SABER, которые определяют успех или неудачи системы: управление и руководство; стандарты и нормы; ресурсы и опыт; информация, данные и отзывы; правила и управленческие отношения, подотчетность и обеспечение качества. Каждая тема объединяет рычаги политики SABER, позволяя проводить полномасштабный анализ и согласованные вмешательства. Темы оценивают динамику и взаимодействие в рамках системы, предоставляя возможность внедрить более эффективный с точки зрения затрат подход, ориентированный на принятие решений на уровне систем.
В завершение рассуждений о методологии исследований профессионализма учителя отметим, что концептуальные рамки данных исследований, выделенные показатели и инструменты определяют возможности использования не только результатов, но и дизайна международных исследований для определения логики, методов, баз и участников исследований разного уровня и направленности - монографических, фундаментальных и прикладных, выполняемых для описания педагогических феноменов, выявления закономерностей педагогического процесса или принятия управленческих решений. Кроме того, анализ методологии международных исследований, в частности, анализ тематик, критериев и показателей исследований позволяет определять наиболее актуальное содержание повышения квалификации и переподготовки учителей для развития их профессионализма.
1. Авво Б.В., Пискунова Е.В., Синицына А.И. Международные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014.
2. Пискунова Е.В. Результаты международных исследований в области общего образования как источник развития профессионального образования педагогов. Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XII Российско-американской научно-практической конференции, 12 - 14 мая, 2009. Санкт-Петербург, 2010: 55 - 61.
3. Пискунова Е.В. Международные исследования образования как источник развития педагогического образования. Проблемы системного исследования педагогического образования: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, 15 апреля. Санкт-Петербург, 2010: 85 - 94.
4. Материалы официального сайта международного сравнительного исследования TEDS-M. Available at: https://www.iea.nl/studies/iea/teds-m
5. Современные исследования актуальных проблем профессиональной деятельности и подготовки педагога: коллективная монография. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019.
6. Материалы официального сайта международного сравнительного исследования TALIS. Режим доступа: https://www.oecd.org/education/talis/
7. Материалы официального сайта международного сравнительного исследования NorBa. Available at: https://norbal.wordpress.com/
8. Материалы официального сайта международного сравнительного исследования SABER-Teachers. Available at: http://saber.worldbank.org/index.cfm?indx=8
9. Социокультурные контексты профессиональной деятельности и подготовки педагога: коллективная монография. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019.
Refеrences
1. Avvo B.V., Piskunova E.V., Sinicyna A.I. Mezhdunarodnye issledovaniya vobrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2014.
2. Piskunova E.V. Rezul'taty mezhdunarodnyh issledovanij v oblasti obschego obrazovaniya kak istochnik razvitiya professional'nogo obrazovaniya pedagogov. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: materialy XII Rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 12 - 14 maya, 2009. Sankt-Peterburg, 2010: 55 - 61.
3. Piskunova E.V. Mezhdunarodnye issledovaniya obrazovaniya kak istochnik razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya. Problemy sistemnogo issledovaniya pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 15 aprelya. Sankt-Peterburg, 2010: 85 - 94.
4. Materialy oficial'nogo sajta mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya TEDS-M. Available at: https://www.iea.nl/studies/iea/teds-m
5. Sovremennye issledovaniya aktual'nyh problem professional'noj deyatel'nosti ipodgotovkipedagoga: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2019.
6. Materialy oficial'nogo sajta mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya TALIS. Rezhim dostupa: https://www.oecd.org/education/talis/
7. Materialy oficial'nogo sajta mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya NorBa. Available at: https://norbal.wordpress.com/
8. Materialy oficial'nogo sajta mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya SABER-Teachers. Available at: http://saber.worldbank.org/index.cfm?indx=8
9. Sociokul'turnye konteksty professional'noj deyatel'nosti i podgotovki pedagoga: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2019.
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 37.062.1
Raschetina S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL SUBSTANTIATION OF THE PROBLEM OF VALUABLE GUIDANCE OF THE CHILD IN UNSTABLE CONDITIONS OF SOCIETY. The concept developed within the framework of the RHF project is dedicated to an analysis of targeted and spontaneous processes of socialization and the underlying processes of value orientation of adolescents in the modern world. The concept is based on the theories of "the life world" presented in the works of scientists J. Habermas, E. Husserl, A. Schütz. The article briefly describes the methodological approaches to the analysis of the problem of value orientation in modern social conditions, characterized by the growth of chaotic phenomena in the field of value judgments that form around events in "the big world" and within "the life world" of a particular teenager. Possibilities of approaches are revealed to be systemic and anthropological ones, aimed at detecting what is "common" and "special" in the value orientations of adolescents.
Key words: targeted socialization, spontaneous socialization, life world, value orientation, virtual space, systematic approach, anthropological approach.
С.А. Расчетина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ РЕБЕНКА В НЕСТАБИЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИУМА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 19-013-00713 «Методология исследования социальных проблем детства в области стихийной социализации и пространственно-временных характеристик социально-педагогической деятельности, реализуемой в условиях высоких темпов социальных изменений».