Научная статья на тему 'Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях'

Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2788
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / YOUNG TEACHERS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ADAPTATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова А.А.

Исследователи и практики как в России, так и за рубежом все больше и больше внимания уделяют фигуре учителя. Молодые учителя это будущее ядро кадрового корпуса школы, особая когорта учителей, обладающая своими особенностями и дефицитами, требующая отдельного изучения. Учитель ключевая фигура в системе образования. А этап становления и профессионализации наиболее уязвимое место в учительской карьере. Именно поэтому все больше исследователей фокусируют свое внимание на изучении молодых педагогов, их профессиональных навыков, адаптации, эффективности, установках и личностных особенностях. В данной работе представлен обзор, посвященный основным направлениям исследований молодых учителей в России и за рубежом. В современной литературе возможно выделить несколько направлений изучения молодых учителей: это исследования адаптации молодых учителей к школе; профессиональных компетентностей новых педагогов, направлений профессионального развития, личностных характеристик учителей, проблемы удержания молодых кадров в школе. В статье описаны результаты исследований как отечественных, так и зарубежных авторов по обозначенным направлениям. Основываясь на данных исследований, представленных в статье, можно описать основные характеристики, которые определяют когорту молодых учителей, и обозначить существующие на данный момент проблемы. Однако стоит отметить недостаток исследований, посвященных сравнению молодых учителей из разных стран или учителям различных возрастных групп. Такие исследования позволили бы выявить тенденции и закономерности в области изучения молодых педагогов, на основании которых возможны коррекция и оценка образовательных реформ, связанных с данной группой педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF A YOUNG TEACHER IN CONTEMPORARY RUSSIAN AND FOREIGN STUDIES

Currently, researchers and practitioners around the world are increasingly paying attention to the figure of the teacher. Young teachers are the future core of the school, a special cohort of teachers, which has its own peculiarities and deficiencies, and requiring a separate study. Teacher is a key figure in the education system. And the stage of adaptation and professionalization is the most vulnerable place in the teaching career. That is why more and more researchers focus their attention on the study of young teachers, their professional skills, adaptation, efficiency, attitudes and personal characteristics. In this paper, we present review of the researches about young teachers in Russia and abroad. In modern literature several areas among researches of new teachers can be identified: studies about the adaptation of young teachers to the school; professional competencies of new teachers, areas of professional development, personal characteristics of teachers, the problem of retaining young cadres in school. The article describes the results of Russian and foreign researches of the indicated areas. We can describe the main characteristics that define the cohort of young teachers and identify existing problems based on the review presented in the article. However, there is the lack of comparative studies on the comparison of young teachers from different countries or the comparison of teachers of different age groups. Such studies would reveal trends and patterns in the field of the study of young teachers and produce the information to correct and evaluate the educational reforms associated with this group of educators.

Текст научной работы на тему «Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

ОБРАЗ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Исследователи и практики как в России, так и за рубежом все больше и больше внимания уделяют фигуре учителя. Молодые учителя — это будущее ядро кадрового корпуса школы, особая когорта учителей, обладающая своими особенностями и дефицитами, требующая отдельного изучения. Учитель — ключевая фигура в системе образования. А этап становления и профессионализации — наиболее уязвимое место в учительской карьере. Именно поэтому все больше исследователей фокусируют свое внимание на изучении молодых педагогов, их профессиональных навыков, адаптации, эффективности, установках и личностных особенностях.

В данной работе представлен обзор, посвященный основным направлениям исследований молодых учителей в России и за рубежом. В современной литературе возможно выделить несколько направлений изучения молодых учителей: это исследования адаптации молодых учителей к школе; профессиональных компетентностей новых педагогов, направлений профессионального развития, личностных характеристик учителей, проблемы удержания молодых кадров в школе. В статье описаны результаты исследований как отечественных, так и зарубежных авторов по обозначенным направлениям. Основываясь на данных исследований, представленных в статье, можно описать основные характеристики, которые определяют когорту молодых учителей, и обозначить существующие на данный момент проблемы. Однако

А. А. Куликова

младший научный сотрудник, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г.Москва E-mail: aponomareva@ hse.ru

Aliona A. Kulikova

Junior Researcher, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Куликова А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С.81-93.

стоит отметить недостаток исследований, посвященных сравнению молодых учителей из разных стран или учителям различных возрастных групп. Такие исследования позволили бы выявить тенденции и закономерности в области изучения молодых педагогов, на основании которых возможны коррекция и оценка образовательных реформ, связанных с данной группой педагогов.

Ключевые слова: молодые учителя, профессионализация, адаптация, профессиональные компетенции.

Введение

В российских и зарубежных сравнительных исследованиях педагогического состава школ отмечается растущая тенденция к старению кадров. На региональных и федеральных уровнях управления предпринимаются значительные усилия, направленные на поддержание молодых педагогов, повышение их доходов, организацию наставничества и профессионального развития. Молодые учителя — это учителя, которые в течение нескольких ближайших лет станут ядром учительского корпуса. Интерес к этой когорте учителей заметен как со стороны практикующих специалистов, но и среди исследователей, научного сообщества. Работа системы образования зависит от многих факторов, индивидуальных и групповых. Поэтому в рамках исследований учителей необходимо анализировать множество характеристик педагогов — и те, которые сравнительно легко оценить (образование, стаж работы, квалификация, знание предмета и методики преподавания), и те, что труднее поддаются измерениям (установки, удовлетворенность работой, мотивация, личностные особенности и т.д.).

Большое количество исследований последних лет посвящено изучению представлений учителей о формах обучения и повышения квалификации, которые, по их мнению, дают наибольший эффект [10; 11; 14; 25]. Именно в области профессиональной подготовки и профессионального развития лежит большинство исследований молодых учителей.

Проведенное в нескольких странах Западной и Центральной Европы исследование директоров [23] показало, что главной проблемой для руководителей школ является низкая компетентность учителей. Такой ответ дали 40% директоров из 700, принимавших участие в опросе. Для всего мира важны такие вопросы, как подготовка хороших учителей, их дальнейшее профессиональное развитие, удержание лучших педагогических кадров в школе, мотивация учителей работать качественно.

Существует ряд крупных международных проектов, таких как TALIS (OECD's Teaching and Learning International Survey) (Комментарий 1), SABER (System Approach for Better Education Results) (Комментарий 2), NorBA (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education) (Комментарий 3), что подтверждает важность и актуальность данной исследовательской темы. В рамках таких исследований обязательно контролируется возраст учителей, учитывается возрастной состав педагогических кадров в школе. Однако исследований, нацеленных на ту или иную возрастную группу учителей, достаточно мало.

В такие широкомасштабные исследования ученических достижений, как TIMSS, PIRLS и PISA, также включают специальные опросники, касающиеся учителей. Богатейший аналитический материал существующих мониторингов позволяет анализировать связь между учительскими характеристиками и достижениями учащихся и на национальном, и на международном уровнях.

Последние исследования показали, что достижения учащихся связаны прежде всего с деятельностью учителя [21]. Характеристики учителя, связанные с его профессиональной деятельностью, являются главным фактором, который определяет достижения учащихся на уровне школы [17].

В настоящее время необходимость исследования учителей в России стоит наиболее остро в связи с внедрением новых стандартов образования. Как и в случае любых реформ, существенные изменения касаются не только программ обучения, но и практик преподавания, и поэтому учительский фактор может оказать довольно значимое влияние на успешное проведение реформ образования. Несоответствие между целями обучения, заявленными в новых стандартах образования, и учительскими установками о целях обучения может стать основной преградой в процессе проведения реформы [19; 22].

Таким образом, учитель — ключевая фигура в системе образования. А этап становления и профессионализации — наиболее уязвимое место в учительской карьере. Именно поэтому все больше исследователей фокусируют свое внимание на изучении молодых педагогов, их профессиональных навыков, адаптации, эффективности, установок и личностных особенностей.

В данной работе представлен обзор, посвященный основным направлениям исследований молодых учителей.

Исследование когорты молодых учителей

Среди существующих исследований молодых учителей можно выделить несколько основных направлений: это исследования адаптации молодых учителей к школе; исследование профессиональной компетентности новых педагогов, направлений профессионального развития, стратегии удержания хороших учителей в школе, исследование личностных характеристик учителей.

Большинство из перечисленных направлений объединило в себе масштабное российское исследование, проведенное в 2015 году — всероссийское исследование эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов [3]. В исследовании приняло участие 16 578 молодых педагогов из всех субъектов Российской Федерации в возрасте до 35 лет и со стажем работы в образовательных организациях до трех лет. Дополнительно были проведены фокус-группы, участниками которых стали 8 572 молодых педагога, проживающих на территории 85 регионов Российской Федерации. Также было проведено анкетирование 5 035 директоров школ и 1 216 сотрудников органов муниципального и регионального управления образованием.

Общей целью данного исследование было определение успешных образцов практик взаимодействия с молодыми учителями в рамках российской системы образования. Основное внимание уделялось задачам закрепления молодых учителей в школе, профессиональной адаптации и дальнейшего профессионального развития, профессионализации учителей. Особенностью исследования является концентрация не на контекстных данных, а на интерпретации описанных выше явлений разными участниками образовательного процесса: самими учителями и двумя инстанциями управляющих структур — директорами и органами управления образованием [3].

На основании данных этого крупномасштабного проекта был проведен ряд частных исследований. Ниже будут представлены работы, посвященные каждому из обозначенных направлений исследований учителей, как основанные на данных этого крупного проекта, так и самостоятельные исследования российских и зарубежных авторов.

Молодой учитель приходит на работу в школу, и первый вопрос, который появляется как у исследователей, так и у практиков,— это вопрос адаптации нового учителя к школьной среде. Зарубежные исследователи

отмечают, что становление учителей — это, безусловно, сложный многофакторный процесс [12; 15; 18]. Однако наиболее сложным этапом считается переход от учебной ситуации к реальному преподаванию в школе. Авторами даже вводится термин «адаптационный шок» [24]. Особо важным в процессе адаптации считается система наставничества (менто-ринг). Например, А. Девос Devos) [13] рассматривает австралийскую вводную программу в сравнении с аналогичными программами в Англии и США. Исследование доказывает, что система вводной программы улучшает и облегчает процесс становления профессиональной идентичности, повышает соответствие новых учителей профессиональным стандартам.

По результатам российского исследования [1], взаимодействие с наставником и администрацией образовательного учреждения, заключающееся в обсуждении процессов вхождения в профессию и возможностей профессиональной специализации, является наиболее эффективной формой профессиональной поддержки молодых учителей на ранних этапах развития карьеры.

В работе Е. Г. Черниковой [9] представлены результаты исследования 476 учителей г. Челябинска со стажем менее трех лет, целью которого было выявление факторов, которые оказывают положительное влияние на процесс профессиональной адаптации. Молодые педагоги в большинстве своем (64,7%) считают, что их доброжелательно встретили в школе, что косвенно свидетельствует о позитивной адаптивной ситуации. Однако менее половины учителей удовлетворены профессией и всего 32% учителей намерены продолжать карьеру учителя в будущем. В своей работе молодые учителя ориентированы на операциональную составляющую деятельности, что говорит о пассивных стратегиях адаптации. Ведущими факторами, связанными с процессом успешной адаптации, названы мотивация, профессиональные ценности, образовательная среда и уровень подготовки учителя.

Уровень подготовки молодого учителя сам по себе выступает в качестве фокуса для исследований. И если от школы требуется помощь в адаптации учителя, то от учителя работодатель ожидает компетентности в своей сфере деятельности. Оценка профессиональных компетенций — второе направление исследования молодых учителей.

И. В. Гладкая [4] провела исследование 58 молодых педагогов Санкт-Петербурга с целью выявления представлений молодых учителей о требованиях школ при приеме на работу, компетентностях, которыми

должны обладать учителя, как вуз должен взаимодействовать со школами для улучшения качества подготовки учителей. По результатам исследования, более половины опрошенных учителей считают, что школы испытывают потребность в квалифицированных кадрах. При этом ключевой компетенцией, необходимой кандидату, молодые учителя считают обучаемость, также были отмечены коммуникативность, креативность и гибкость мышления. Основная форма взаимодействия педагогических вузов и школ — это организация практики для студентов на базе образовательного учреждения.

На основании результатов анкетирования и фокус-групп Н. Ф. Логинова и К. Г. Митрофанов [6] выявили структуру и оценили сформированность профессиональных компетентностей молодого педагога в различных сферах деятельности: предметной, метапредмет-ной, организации воспитательной работы, выстраивании отношений с учащимися и родителями. Выделенная структура содержит следующие компоненты: преподавание предмета, воспитание учащихся, формирование метапредметных результатов, административная работа, отношения с родителями. Сами учителя ранжируют умения следующим образом: на первом месте — взаимодействие с родителями и административные умения, и только потом знание предмета и воспитательная работа. В качестве дефицитов молодые педагоги обозначили нехватку опыта работы с детьми и время. Непонимание и наибольшие затруднения у молодых педагогов вызывают метапредметные навыки.

Все это свидетельствует о необходимости постоянной и непрерывной системы профессионального развития учителей. Необходимость в обучении есть как у состоявшихся учителей, так и у только что вступивших на карьерный путь педагогов. Поэтому профессиональное развитие — еще одно направление изучения когорты молодых учителей. Оно отмечается как отечественными, так и зарубежными авторами. А.Пилл (A. Pill) [20] в своей работе рассматривает девять программ профессионального развития в Англии. Автор выделяет четыре методологических основания для программ профессионального развития: «Рефлексивный практик» (Reflective practitioner) — теоретическая подготовка, информирующая практику (Schon,1983); «Исследование в деятельности» (Action research); «От новичка к эксперту» (Novice to expert) — модель объясняет, сколько времени и усилий требуется для того, чтобы проделать путь от начинающего к эксперту в различных областях, в том числе в управлении;

«Метакогнитивный подход» (Metacognitive approach).

Ватащак И. С. [1] на основании данных всероссийского исследования адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов обозначил основные вопросы и направления, которые интересны учителям в рамках развития в течение первых трех лет работы в школе. Выяснилось, что в первый год актуальными вопросами являются адаптация к профессии и установление контакта с учениками, во второй год — поиск нового знания и передача этого знания учащимся, в третий год доминирующими становятся вопросы качества, техник и способов преподавания. При этом профессиональные интересы молодых учителей связаны с количеством учеников в классе и неотделимы от качества рабочего места и окружающего школьного контекста.

В действующем профессиональном стандарте педагога помимо профессиональных навыков речь идет также и о личностных чертах учителя. И это также является важной составляющей «портрета» молодого учителя.

Лучкина Т. В. [7] рассматривает профессионально-личностную позицию молодого учителя. Результаты исследования 124 молодых учителей Читинской области показали, что 35% учителей демонстрируют пассивную позицию к педагогической деятельности и необходимости личностного роста. Данная группа учителей еще не до конца уверена в правильности выбранной профессии и является группой риска при закреплении в школах. 30% учителей уже сформировали свои требования к решению педагогических ситуаций, для них произошло осмысление педагогической деятельности. Остальные учителя занимают активную и надситуативную позицию, которые характеризуются в основном готовностью к изменениям и установлению сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Похожие результаты были получены В. А. Покусаевым [8] с помощью метода экспертной оценки. Анализ ответов 30 экспертов показал, что наиболее важными личностными качествами для молодого педагога являются интерес к обучению, интеллект и ответственность.

Зарубежные авторы также подчеркивают важность становления профессиональной идентичности — внутренней согласованности и сформиро-ванности личности учителя. В работе Д. Хаманна (D. Hammana) и соавторов [16] на данных анкетирования 221 учителя исследовались представления и установки учителей об их профессии и ценностях в разных школьных

контекстах и на разных этапах вхождения в профессию: до начала работы в школе, в течение учебного года и в конце двухлетней практики преподавания. Результаты показали, что становление профессиональной идентичности крайне важно, так как оно связано с самоэффективностью, удовлетворенностью работой и мотивацией молодого учителя.

Все перечисленные направления исследований были также охвачены еще одним крупным международным исследованием, посвященным именно молодым учителям, а точнее студентам последних курсов педагогических вузов — это исследование TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics) (Комментарий 4). Это международное сравнительное исследование, направленное только на изучение учителей математики. TEDS-M направлено на исследование подготовки учителей математики начальной и средней школы. Исследование было проведено в 2006 году. В нем приняли участие 17 стран, в том числе и Россия. Общая выборка составила около 22 000 будущих учителей математики из 500 педагогических вузов. Основным фокусом исследования были профессиональные знания выпускников, образовательные программы, используемые в разных странах, установки будущих учителей и анализ контекстной информации.

Результаты исследования на российской выборке показали, что выпускники 2006 года планировали строить свою практику с точки зрения конструктивистских установок. Тем не менее 73% студентов не считают преподавательскую деятельность перспективной, 40% отметили, что не собираются работать учителями и всего 5% считают, что учительство — это их профессия на всю жизнь [5]. В первую очередь результаты TEDS-M в России указали на проблему удержания кадров.

Проблема удержания кадров поднимается и отечественными исследователями. К. Г. Митрофанов и Н. Ф. Логинова на основании результатов исследования делают вывод о том, что в российской системе образования профессиональные перспективы и карьерный рост для молодых учителей представляются достаточно размытыми, что существенно снижает привлекательность работы и закрепления в школе [6]. Привлекательными же факторами для учителей являются содержательные характеристики деятельности: профессия интересная, разнообразная, динамичная и содержательно насыщенная. Также важными являются социальные гарантии, стабильность, определенность и защищенность, уважение со стороны детей [2].

Заключение

Данная работа представляет собой обзор российских и зарубежных исследований молодых учителей.

Проблема учительства является очень актуальной в настоящий момент. Об этом говорит существование целого ряда международных сравнительных исследований учителей, таких как, например, TALIS, SABER, NorBA и др. Молодые учителя — это будущее ядро кадрового корпуса школы, особая когорта педагогов, обладающая своими особенностями и дефицитами, требующая отдельного изучения. В 2006 году было проведено крупное сравнительное исследование выпускников педагогических вузов, будущих учителей математики — TEDS-M, в России в 2015 году было проведено всероссийское исследование адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, что подчеркивает актуальность выделения молодых учителей как отдельной группы для исследования как в мире, так и у нас в стране.

В совокупности исследований молодых учителей можно выделить несколько направлений изучения: адаптация к школе; профессиональные компетентности; направления профессионального развития; личностные характеристики.

Как российские, так и зарубежные исследователи адаптации учителя к условиям работы в школе подчеркивают важность этого процесса и выделяют систему наставничества как наиболее эффективную форму профессиональной поддержки молодых учителей на ранних этапах развития карьеры. Российские молодые учителя скорее выбирают пассивные стратегии адаптации. Факторами же, обеспечивающими успешность адаптивного процесса, являются мотивация, профессиональные ценности, образовательная среда и уровень подготовки учителя.

Уровень подготовки молодых учителей, по результатам TEDS-M, достаточно высокий и в области содержательных знаний, и в области методики преподавания. Работодатели отмечают «обучаемость» как важную компетентность молодого учителя. Сами учителя ранжируют умения по важности следующим образом: на первом месте — взаимодействие с родителями и административные умения, и только потом знание предмета и воспитательная работа. Трудности у молодых учителей вызывают метапредметные навыки.

Необходимость профессионального развития существует уже с первых лет работы в школе. В первую очередь молодых учителей интересует

вопрос адаптации к условиям работы, затем появляется необходимость развития в сфере содержательных знаний, а затем уже техники и способы преподавания.

В целом молодой учитель, по данным исследований, должен быть открыт новому опыту, замотивирован, гибок и креативен. Важно сформировать у молодого учителя профессиональную идентичность, так как она непосредственно связана с чувством самоэффективности и удовлетворенности работой, что напрямую связано с желанием учителя продолжать работать в школе. А проблема удержания учителей поднимается во многих исследованиях. Молодые учителя не хотят работать в школе. Наиболее отталкивающим фактором является размытость профессиональных перспектив.

Таким образом, на основании данных существующих исследований возможно выделить основные характеристики, которые определяют когорту молодых учителей. Однако представляется интересным не только описательный, но и сравнительный анализ. Что происходит с молодыми учителями через несколько лет? Как они отличаются от учителей старших возрастных групп? Также интересным представляется международный сравнительный анализ. Дальше или ближе российские молодые учителя от международного среднего, чем их старшие коллеги? Есть ли схожие тенденции среди молодых учителей разных стран? Данные вопросы заслуживают быть в фокусе внимания исследователей, так как их рассмотрение поможет выявить тенденции и закономерности в области изучения молодых педагогов, на основании которых возможны коррекция и оценка образовательных реформ, связанных с данной группой педагогов.

Комментарии

1. Исследование TALIS http://www.oecd.org/edu/school/talis-2013-results.htm

2. Исследование SABER http://saber.worldbank.org/index.cfm

3. Исследование NorBA https://norbal.wordpress.com/2011/09/29/hello-world/

4. Описание исследования TEDS-M http://www.iea.nl/fileadmin/user_upload/Publications/ Elec-tronicversions/TEDS-M_Cost_Study.pdf

Литература

1. Ватащак И. С. Профессиональные интересы молодых педагогов и исследование их динамики // Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. С. 25-46.

2. Ватащак И. С. Факторы привлекательности педагогической профессии для молодых пе-

дагогов Российской Федерации // Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. С. 47-71.

3. Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. 260 с.

4. Гладкая И. В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 148. С. 104-118.

5. Ковалева Г. С., Денищева Л. О., Шевелева Н. В. Педвузы дают высокое качество математического образования, но их выпускники не спешат в школу (по результатам TEDS-M) // Вопросы образования. 2011. № 4. C. 124-147.

6. Логинова Н. Ф., Митрофанов К. Г. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов Российской федерации // Вопросы адаптации и профессионального развития молодых педагогов: сб. науч.-практ. материалов. М.: Перо, 2016. С. 72-90.

7. Лучкина Т. В. Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2009. № 6. С. 90-97.

8. Покусаев В. А. Структура личностных качеств молодых учителей с успешной профессиональной адаптацией в оценках педагогического коллектива // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 1. С. 49-55.

9. Черникова Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 10. С. 171-179.

10. Barber M., Mourshed M. How the world's best performing school systems come out on top.: McKinsey and Company, 2007. 70 p.

11. Bates R. Teacher education in a global context: towards a defensible theory of teacher education // Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. 2007. Vol. 34/4. P. 277-293.

12. Calderhead J., Shorrock S. Understanding teacher education. Case studies in the professional development of beginning teachers. London: Falmer Press. 1997.

13. Devos A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity // Teaching and Teacher Education. 2010. № 26. P. 1219-1223.

14. FleerM., Robbins J. "'That's stupid!' and rolls her eyes": the risks and dilemmas of student teachers working in two communities of practice // Refereed paper presented at the 2003 International Education Research Conference of the Combined Australian Association for Research in Education / New Zealand Association for Research in Education Conference. 2003. 16 p.

15. Flores M. A. Person and context in becoming a new teacher // Journal of Education for Teaching. 2001. Vol. 27(2). P. 135-148.

16. Hammana D., Gosselin K., Romano J., at all. Using possible-selves' theory to understand the identity development of new teachers // Teaching and Teacher Education. 2010. Vol 26. P. 1349-1361.

17. Hanushek E. A., Rivkin S. Teacher quality // Handbook of the economics of education / E. A. Hanushek, F. Welch (eds). Amsterdam: North-Holland, 2006. P. 1051-1078.

18. Hauge T. E. Student teachers' struggle in becoming professionals: Hopes and dilemmas in teacher education // The life and work of teachers. International perspectives in changing times / C. Day, A. Fernandez, T. E. Hauge, J. Moller (Eds.). London: Falmer Press, 2000. P. 159-172.

19. Philipp R. A. Mathematics teachers' beliefs and affect // Second handbook of research on mathematics teaching and learning / F. K. Lester (Ed.).. United States: Information Age Publishing, 2007. P. 257-315.

20. Pill А. Models of professional development in the education and practice of new teachers in higher education // Teaching in Higher Education. 2005. Vol. 10, No.2. P. 175-188.

21. Rivkin S., Hanushek E, Kain J. Teachers, Schools and Student Achievement // Econometrica. 2005. No.73(2). P. 417-458.

22. Ross J. A., McDougall D., Hogaboam-Gray A. Research on reform in mathematics education, 1993-2000 // Alberta Journal of Educational Research. 2002. No.48. P. 122-138.

23. Salberg P. Finnish lessons. Teachers College. Columbia University, NY. 2011. 87 p.

24. Vonk J. H. C., Schras G. A. From beginning to experienced teacher: A study of the professional

development of teachers during their first four years of service // European Journal of Teacher Education. 1987. 10(1). P. 95-110.

25. Walter C., Briggs J. What professional development makes the most difference to teachers? Oxford University 2012. 23 p.

IMAGE OF A YOUNG TEACHER IN CONTEMPORARY RUSSIAN AND FOREIGN STUDIES

Currently, researchers and practitioners around the world are increasingly paying attention to the figure of the teacher. Young teachers are the future core of the school, a special cohort of teachers, which has its own peculiarities and deficiencies, and requiring a separate study. Teacher is a key figure in the education system. And the stage of adaptation and profes-sionalization is the most vulnerable place in the teaching career. That is why more and more researchers focus their attention on the study of young teachers, their professional skills, adaptation, efficiency, attitudes and personal characteristics.

In this paper, we present review of the researches about young teachers in Russia and abroad. In modern literature several areas among researches of new teachers can be identified: studies about the adaptation of young teachers to the school; professional competencies of new teachers, areas of professional development, personal characteristics of teachers, the problem of retaining young cadres in school. The article describes the results of Russian and foreign researches of the indicated areas. We can describe the main characteristics that define the cohort of young teachers and identify existing problems based on the review presented in the article. However, there is the lack of comparative studies on the comparison of young teachers from different countries or the comparison of teachers of different age groups. Such studies would reveal trends and patterns in the field of the study of young teachers and produce the information to correct and evaluate the educational reforms associated with this group of educators.

Keywords: young teachers, professional development, adaptation, professional competence.

References

• Barber M., Mourshed M. How the world's best performing school systems come out on top. McKinsey and Company, 2007. 70 p.

• Bates R. Teacher education in a global context: towards a defensible theory of teacher education // Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. 2007. Vol. 34/4. P. 277-293.

• Calderhead J., Shorrock S. Understanding teacher education. Case studies in the professional development of beginning teachers. London: Falmer Press. 1997.

• Chernikova E. G. Faktory sotsial'no-professional'noi adaptatsii molodykh uchitelei // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 10. S. 171-179. [In Rus]

• Devos A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity // Teaching and Teacher Education. 2010. № 26. P. 1219-1223.

• Fleer M., Robbins J. "'That's stupid!' and rolls her eyes": the risks and dilemmas of student teachers working in two communities of practice // Refereed paper presented at the 2003 International Education Research Conference of the Combined Australian Association for Research in Education / New Zealand Association for Research in Education Conference. 2003. 16 p.

• Flores M. A. Person and context in becoming a new teacher // Journal of Education for Teaching. 2001. Vol. 27(2). P. 135-148.

• Gladkaya I. V. Molodye uchitelya o svoei gotovnosti k professional'noi deyatel'nosti // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2012. № 148. P. 104118. [In Rus]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Hammana D., Gosselin K., Romano J., Bunuan R. Using possible-selves' theory to understand the identity development of new teachers // Teaching and Teacher Education. 2010. Vol 26. P. 1349-1361.

• Hanushek E. A., Rivkin S. Teacher quality // Handbook of the economics of education / E. A. Hanushek, F. Welch (eds). Amsterdam: North-Holland, 2006. P. 1051-1078.

• Hauge T. E. Student teachers' struggle in becoming professionals: Hopes and dilemmas in teacher education // The life and work of teachers. International perspectives in changing times / C. Day, A. Fernandez, T.E. Hauge, J. Moller (Eds.). London: Falmer Press, 2000. P. 159-172.

• Kovaleva G. S., Denishcheva L. O., Sheveleva N. V. Pedvuzy dayut vysokoe kachestvo matematichesk-ogo obrazovaniya, no ikh vypuskniki ne speshat v shkolu (po rezul'tatam TEDS-M) // Voprosy obra-zovaniya. 2011. № 4. S. 124-147. [In Rus]

• Loginova N. F., Mitrofanov K. G. Chto umeyut i chto ne umeyut delat' molodye pedagogi: itogi issledo-vaniya effektivnosti sushchestvuyushchikh uslovii adaptatsii, zakrepleniya i professional'nogo razvitiya molodykh pedagogov Rossiiskoi federatsii // Voprosy adaptatsii i professional'nogo razvitiya molodykh pedagogov. Sbornik nauchno-prakticheskikh materialov. M.: Pero, 2016. S. 72-90. [In Rus]

• Luchkina T. V. Professional'no-lichnostnaya pozitsiya molodogo uchitelya v sovremennoi shkole // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2009. № 6. S. 90-97. [In Rus]

• Philipp R. A. Mathematics teachers' beliefs and affect // Second handbook of research on mathematics teaching and learning / F. K. Lester (Ed.).. United States: Information Age Publishing, 2007. P. 257-315.

• Pill Ä. Models of professional development in the education and practice of new teachers in higher education // Teaching in Higher Education. 2005. Vol. 10, No.2. P. 175-188.

• Pokusaev V. A. Struktura lichnostnykh kachestv molodykh uchitelei s uspeshnoi professional'noi adap-tatsiei v otsenkakh pedagogicheskogo kollektiva // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Psikhologiya». 2007. № 1. pp. 49-55. [In Rus]

• Rivkin S., Hanushek E, Kain J. Teachers, Schools and Student Achievement // Econometrica. 2005. No.73(2). P. 417-458.

• Ross J. A., McDougall D., Hogaboam-Gray A. Research on reform in mathematics education, 19932000 // Alberta Journal of Educational Research. 2002. No.48. P. 122-138.

• Salberg P. Finnish lessons. Teachers College. Columbia University, NY. 2011. 87 p.

• Vatashchak I. S. Professional'nye interesy molodykh pedagogov i issledovanie ikh dinamiki // Voprosy adaptatsii i professional'nogo razvitiya molodykh pedagogov. Sbornik nauchno-prakticheskikh materialov. M.: Pero, 2016. S. 25-46. [In Rus]

• Vatashchak I. S. Faktory privlekatel'nosti pedagogicheskoi professii dlya molodykh pedagogov Rossiiskoi Federatsii // Voprosy adaptatsii i professional'nogo razvitiya molodykh pedagogov. Sbornik nauchno-prakticheskikh materialov. M.: Pero, 2016. S. 47-71. [In Rus]

• Vonk J. H. C., Schras G. A. From beginning to experienced teacher: A study of the professional development of teachers during their first four years of service // European Journal of Teacher Education. 1987. 10(1). P. 95-110.

• Voprosy adaptatsii i professional'nogo razvitiya molodykh pedagogov. Sbornik nauchno-prak-ticheskikh materialov. M.: Pero, 2016. 260 s. [In Rus]

• Walter C., Briggs J. What professional development makes the most difference to teachers? Oxford University 2012. 23p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.