Для цитирования:
Плешакова И. Н. Социальные пособия семьям с детьми в государствах-членах Евразийского экономического сообщества: опыт совершенствования законодательства // European and Asian Law Review. 2024. № 2. Т. 7. С. 53-67. DOI: 10.34076/27821668_2024_7_2_53.
Information for citation:
Pleshakova, I. N. (2024) Social'ny'e posobiya sem'yam s det'mi v gosudarstvax-chlenax Evrazijskogo e'konomicheskogo soobshhestva: opy't sovershenstvovaniya zakonodatel'stva [Social Benefits for Families with Children in the Member States of the Eurasian Economic Community: Experience in Improving Legislation]. European and Asian Law Review. 7 (2), 53-67. DOI: 10.34076/27821668_2024_7_2_53.
УДК 349.3 BISAC 10000
DOI: 10.34076/27821668_2024_7_2_53 Научная статья
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И. Н. Плешакова
Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева СЖСГО ГО: 0000-0002-4232-392Х
На современном этапе Российская Федерация и государства-члены Евразийского экономического сообщества заботятся о благосостоянии семей с детьми, в законодательство вносятся соответствующие изменения. Примером может служить введение в действие универсального пособия семьям с детьми в Российской Федерации. В статье анализируется законодательство, регулирующее предоставление государственных пособий семьям с детьми в странах ЕАЭС, обозначены сходства и различия в правовом регулировании назначения и выплат пособий семьям с детьми.
Ключевые слова: социальные права, универсальное пособие, семьи с детьми, социальные предоставления, социальные риски, социальная политика, государства-члены ЕАЭС
Copyright© 2024. The Authors. Published by Ural State Law University named after V. F. Yakovlev. This is an open access article distributed under the CC BY-NC 4.0. license http://creativecommons.org//license/by-nc/4.0/
ш
SOCIAL BENEFITS FOR FAMILIES WITH CHILDREN IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY: EXPERIENCE IN IMPROVING LEGISLATION
Inna N. Pleshakova
Ural State Law University named after V. F. Yakovlev ORCID ID: 0000-0002-4232-392X
At the present stage, the Russian Federation and the member states of the Eurasian Economic Community care about the welfare of families with children, and appropriate changes are being made to legislation. An example of this would be the introduction of a universal allowance for families with children in the Russian Federation. The article analyzes the legislation regulating the provision of state benefits to families with children in the EAEU countries, identifying similarities and differences in the legal regulation of the assignment and payment of benefits to families with children.
Keywords: social rights, universal benefit, families with children, social benefits, social risks, social policy, EAEC member states
Введение
Реализация социальных прав должна обеспечивать каждому человеку достаточный уровень жизни. Особое внимание, в частности на постсоветском пространстве, уделяется семьям с детьми. В науке отмечается, что социальные права есть права-привилегии, которые законодатель предоставляет находящимся в экономически невыгодном положении членам общества [Антонова, Еремина, 2020: 91]. Основания социальных прав граждан - социальные риски - должны исчерпывающим образом быть установлены в законе [Истомина, 2017b: 72], включая такие обусловленные семейными обязанностями риски, как рождение и воспитание детей.
В 2014 г. был учрежден Евразийский экономический союз, в который вошли бывшие республики СССР: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация. Основной целью создания Союза является поддержка национальных экономических систем, однако провозглашены и такие задачи, как улучшение качества жизни населения, внимание к современной демографической политике и т. п. Длительное совместное становление и развитие в едином политическом, экономическом и общественном пространстве - СССР, общая история, культура, право не могли не отразиться на направлениях развития социального законодательства этих государств. К ним относятся: право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья детей и молодежи, право семей с детьми на защиту и поддержку, меры социальной защиты лиц пожилого возраста, инвалидов и иных лиц.
Обсуждение
Социальные права граждан выступают базовыми предпосылками обеспечения экономических, политических и социальных условий, необходимых им для удовлетворения материальных, духовных и других социально значимых потребно-
Е
стей во время всей жизни (от рождения до глубокой старости). Согласимся с тем, что «одной из ключевых задач стран СНГ - участников ЕАЭС - является государственная поддержка семей и рождаемости, обусловленная общим для этой группы стран «историческим трендом снижения рождаемости, перехода от многодетности к среднедетности и малодетности» [Ростовская, Князькова, 2023: 102].
В первое десятилетие существования ЕАЭС обозначились позитивные изменения государственного регулирования поддержки семей с детьми в части предоставления государственных пособий и с позиции развития новых законодательных проектов в странах-участниках ЕАЭС. При этом можно отметить как сходные направления реализации государственной социальной политики в области предоставления государственных пособий семьям с детьми, так и определенные особенности.
Например, ученые из Республики Казахстан под социальной политикой в практическом смысле предлагают понимать совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто становится главным инициатором (субъект) таких мер, различают виды социальной политики: государственную, региональную, корпоративую [Тыныштыкбаев, Абдимомынова, 2017]. При этом социальное государство в современном его понимании не только закрепляет соответствующий принцип в Конституции Республики Казахстан, но и предусматривает разработку и реализацию сильной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности [Нурмагамбетов, 2010].
С более комплексных позиций социальную политику рассматривает белорусский ученый К. Л. Томашевский. Он полагает, что социальная политика - это особое направление деятельности государств, международных организаций, административно-территориальных единиц, организаций любых форм собственности и видов, нацеленное на решение социальных проблем в обществе, развитие социальной сферы общества, создание условий для жизни людей, в том числе и на реализацию ими права на труд, оплату и охрану труда, обеспечение их социальных потребностей, интересов и гарантий, предоставление социальных услуг, осуществление социального партнерства [Томашевский, 2011: 46].
Можно отметить и позицию представителей российской школы права социального обеспечения, рассматривающих социальную политику как «целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения» [Актуальные проблемы права социального обеспечения, 2023].
Социальная политика проводится в конкретных исторически сложившихся обстоятельствах. Для реализации своих функций в социальной сфере страны-члены ЕАЭС разрабатывают соответствующие направления в рамках различных стратегий и программ, при исполнении которых посредством деятельности различных институтов на всех организационных уровнях должен быть достигнут запланированный результат. Для успешной реализации государственных задач требуется гармоничное развитие современного законодательства, которое в то же время должно соотноситься с финансовыми ресурсами государств.
Действие Конституции СССР распространялось на всех граждан большой страны. Статья 120 Конституции СССР гарантировала гражданам СССР право на материальное обеспечение в старости, при утрате трудоспособности и по болезни [Батыгин, 1974: 9], т. е. фактически - право на социальное обеспечение, которое включало и предоставление государственных пособий семьям с детьми. Сами же государ-
ш
ственные пособия семьям с детьми выплачивались на основании значительного числа нормативных правовых актов, например постановления Совета Министров СССР от 25 сентября 1974 г. № 752 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий на детей малообеспеченным семьям». В соответствии с ним такое пособие выплачивалось семьям с детьми, если среднедушевой доход за месяц не превышал 50 руб., а для проживающих на Дальнем Востоке, в Сибири, в северных районах СССР - 75 руб. Ряд исследователей отмечает, что с учетом покупательной способности тех лет на выплачиваемую сумму семья могла прожить около недели, что могло составить ощутимую поддержку для нее [Ершов, Ножка, 2021: 97]. Пособие назначалось ежемесячно в размере 12 руб. на каждого ребенка до достижения им сначала восьми, а затем - 12 лет.
После распада СССР реализация указанной политики была продолжена, хотя на современном этапе по-прежнему наблюдается некоторое несоответствие экономических и социальных условий жизни семей с детьми, их материального обеспечения с потребностями общества. Большинство таких семей в исследуемых странах имеет невысокий уровень доходов, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития социального обеспечения, включая совершенствование отраслевого законодательства по вопросам правового регулирования государственных пособий.
Необходимо учитывать, что основа большинства семей с детьми - родитель или родители трудоспособного возраста, которые не всегда могут осуществлять свою трудовую деятельность в полном объеме, так как уход за несовершеннолетними детьми требует большого объема времени. Для работников таких категорий национальным трудовым законодательством стран ЕАЭС установлены повышенные гарантии в сфере труда. Такие лица априори в большей или меньшей степени находятся в ситуации, потенциально порождающей социальные риски, поэтому положения, направленные на недопущение реализации социальных рисков, приобретают особое значение [Истомина, 2017а]. Исполнение семейных обязанностей -один из базовых социальных рисков, правовое регулирование защиты от которого имеет межотраслевой характер. Можно согласиться с тем, что каждому виду риска свойствен состав обстоятельств, имеющих юридическое значение. Так, сам факт появления ребенка в семье может быть признан презумпцией необходимости поддержки со стороны государства [Истомина, Федорова, 2018: 229].
Социальный риск определяется в науке как возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, которые гражданин не способен преодолеть самостоятельно и которые в силу этого обусловливают необходимость его поддержки государством и обществом посредством предоставления социально значимых благ и услуг (пенсий, пособий, компенсационных выплат и т. п.) [Федорова, 2014]. Кроме того, семьи с детьми в России в большей степени по сравнению с остальными группами населения подвержены риску бедности [Гусева, 2012], соответственно наличие одного, двух и более детей в семье можно рассматривать как вероятность реализации риска бедности. Реализация самых разных социальных рисков способна привести к состоянию бедности, материальной ограниченности, недостаточности доходов для удовлетворения потребностей личности [Ойкин, 2020: 18].
Защитить семьи с детьми от негативных последствий социальных рисков можно, применяя государственные гарантии, установленные законодательством (например, упомянутые выше трудоправовые гарантии - дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами; гарантии лицам, воспитывающим детей без матери, и др.). Однако большинство гарантий призвано
К
компенсировать негативные последствия конкретного социального риска через систему социального обеспечения. Вопрос о способе компенсации того или иного социального риска (предоставление гражданину пенсии, пособия, компенсационной выплаты и т. п. при соблюдении условий, закрепленных законом) напрямую зависит от тех основных идей, которые определяют смысл, назначение и содержание права социального обеспечения [Истомина, 2013: 97]. Способы компенсации негативных последствий социальных рисков, закрепляемые в нормативных правовых актах, зависят от этапа, динамики социального риска, его количественной и качественной составляющих, учитывают необходимость выбора наиболее целесообразных социальных предоставлений - их видов, форм, размеров в зависимости от того, насколько сильна выраженность негативных последствий, каким способом оптимально могут быть удовлетворены жизненно важные потребности граждан [Истомина, 2023: 338].
Статьи 38, 39 Конституции Российской Федерации закрепляют гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, государственную защиту материнства, детства, семьи. В Российской Федерации реализуются Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р), Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351), иные документы стратегического развития страны.
Практически аналогичные нормы закреплены в ст. 27, 28 Конституции Республики Казахстан. В них провозглашается, что гражданину Республики Казахстан гарантируются минимальный размер заработной платы и пенсии, защита материнства, отцовства и детства, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. В Республике Казахстан принят и реализуется ряд важных документов: Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года (Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 г. № 384), согласно которой государственная семейная политика выступает составной частью социальной политики, которая направлена на улучшение условий и повышение качества жизни семьи; Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года (постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 г. № 396), предусматривающая этапы социального развития государства путем совершенствования системы образования, здравоохранения, социальной защиты.
Достаточно объемной по содержанию является ст. 32 Конституции Республики Беларусь, которая констатирует, что брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В стране реализуется государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы» (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28). В рамках нее принята подпрограмма «Семья и детство», приоритетом которой названы стимулирование рождаемости и развитие системы поддержки семей: выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление семейного капитала многодетным семьям и т. д.
Согласно ст. 19 Конституции Кыргызской Республики «Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, обеспечивает гарантии государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защи-
ш
ты». Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 августа 2017 г. № 479 «Об утверждении Программы Правительства Кыргызской Республики по поддержке семьи и защите детей на 2018-2028 годы» закреплены такие задачи, как совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы семьи и защиты прав и интересов детей, развитие социальных услуг для семей и детей.
Страны ЕАЭС предоставляют социальное обеспечение различных видов на основе национального законодательства. К современному, отвечающему международному уровню развития социального законодательства стремится каждое государство. Актуальными, на наш взгляд, являются вопросы правового регулирования государственных пособий семьям с детьми в странах ЕАЭС.
В России система пособий семьям с детьми является важной частью социального обеспечения, которая призвана обеспечивать материальную поддержку семьи в периоды беременности, родов и исполнения семейных обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Вместе с тем В. Ш. Шайхатдинов критиковал само понятие «пособие» и указываел, что различные классификации пособий в праве социального обеспечения, в том числе подразделение их по институтам, не вполне обоснованны, разные виды пособий обозначают не один вид обеспечения, а несколько. Термин «пособие» к данным видам обеспечения применяется лишь условно и только в силу того, что в науке права социального обеспечения не найдены термины, которые бы соответствовали природе и функциям каждого из названных видов социального обеспечения [Шайхатдинов, 1986: 122]. В то же время пособия характеризуются общей целевой направленностью, хотя существенно отличаются друг от друга по основаниям предоставления, размерам, периодичности выплат и по источнику их финансирования, что вызывает определенные трудности в их предоставлении.
Исходя из организационно-правовых форм (обязательное социальное страхование и социальное обеспечение за счет прямых бюджетных ассигнований), можно выделить две группы пособий: пособия по обязательному социальному страхованию и государственные пособия. Одни и те же виды пособий в некоторых случаях могут относиться как к одной группе, так и ко второй. Размер пособий может исчисляться исходя из заработка получателя, зависеть от его страхового стажа или составлять фиксированную сумму. Пособия могут выплачиваться единовременно, ежемесячно и периодически. В науке высказано мнение о том, что в перспективе для исчисления размеров бюджетных пособий на детей в качестве единого социального стандарта следовало бы разработать минимальный потребительский бюджет семьи, в составе которого будут учтены товары как продовольственной, так и непродовольственной группы, включая транспортные, коммунальные и другие расходы семьи [Антонова, 2018: 185].
В период распространения новой коронавирусной инфекции в нашей стране произошли серьезные изменения, которые затронули экономическую и социальную сферы. В 2020 г. на законодателя легло бремя решения в экстренном порядке социальных вопросов: установления таких видов социальных предоставлений семьям с детьми, которые могли бы оказать поддержку в совершенно новых условиях. Был принят ряд нормативных правовых актов, которые можно назвать не вполне типичными для системы социального обеспечения, если учесть требование ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Речь идет об Указах Президента РФ по выплатам семьям с детьми.
Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» гарантировал в целях обеспечения со-
Е
циальной поддержки семей с детьми с 1 июня 2020 г. единовременную выплату 10 тыс. руб. на детей от трех до 16 лет. Следующая единовременная выплата была закреплена Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» с 1 июля 2020 г. в сумме 10 тыс. руб. на детей от трех до 16 лет. 17 декабря 2020 г. был принят Указ Президента РФ № 797 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», который устанавливал единовременную выплату в размере 5 тыс. руб. на ребенка до восьми лет. В 2021 г. вступил в действие Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», согласно которому семьи с детьми получали единовременную выплату в сумме 10 тыс. руб. Выплата предоставлялась одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте от шести до 18 лет, имеющих гражданство РФ (при условии достижения ребенком возраста шести лет не позднее 1 сентября 2021 г.; инвалидам, лицам с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 23 лет, имеющим гражданство Российской Федерации и обучающимся по основным общеобразовательным программам, либо одному из их родителей (законных представителей).
Указанные меры создали условия для дальнейшего совершенствования социальной сферы, закрепляя относительно новые условия назначения и предоставления пособий семьям с детьми. Хотя они и носили разовый, чрезвычайный характер, но способствовали улучшению материального положения семей с детьми в период пандемии, что позволяет отнести их к системе социального обеспечения и оценить как способствующие достижению целей этой системы - компенсации негативных последствий социальных рисков (риска, обусловленного исполнением семейных обязанностей, и риска бедности).
Обозначенные выплаты были впоследствии объединены в одну. В 2022 г. в Российской Федерации был разработан законопроект об «универсальном» пособии для беременных женщин и граждан, имеющих детей. Он прошел второе и сразу третье чтения, учитывал современные экономические потребности семьи. Государство закрепило единые условия выплаты детских пособий, что позволяет поддержать все нуждающиеся семьи с детьми. В пояснительной записке к проекту федерального закона «Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам» указывалось, что пособие (далее - универсальное пособие) должно назначаться в рамках «Социального казначейства» Социальным фондом Российской Федерации на основании одного заявления, поданного, в частности, в электронном виде, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг. Законодатель еще в самом проекте будущего закона обозначил название пособия как «универсальное» - единое по целевой направленности, по исчислению размеров и порядку его выплаты. В самом Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие названо несколько иначе: ежемесячным пособием в связи с рождением и воспитанием ребенка. Это не изменяет его природы и назначения (способствование улучшению материального положения семей с детьми).
В международном сообществе давно говорят о внедрении «универсального» подхода в социальную сферу. Ученые отмечают, что «около 45 стран со средним и низким уровнем дохода ввели политику денежных трансфертов, но их цели и структура весьма разнообразны: от перераспределения доходов (детские пособия, семейные пособия, программы сокращения бедности для особо бедных семей с детьми)
te,
до программ гарантированной занятости для людей трудоспособного возраста». Наиболее известными документами, в соответствии с которыми предоставляются денежные выплаты, являются бразильская национальная программа социального обеспечения Programa Bolsa Familia, созданная в 2003 г. (в форме минимального гарантированного дохода бедным семьям при условии, что дети ходят в школу), мексиканская программа Oportunidades (программа денежных переводов для лиц, живущих в условиях крайней нищеты, с особым акцентом на расширении прав и возможностей женщин с детьми), Закон о национальных гарантиях занятости в сельской местности Индии (государственная программа занятости) [Ибрагимова, 2020: 131].
В Республике Казахстан для определения бедности, нуждаемости в мерах социального обеспечения используется метод измерения абсолютной бедности. Чертой бедности считается доход человека (независимо от пола и возраста) на уровне не более 70 % от прожиточного минимума в стране. Высокая бедность среди детей в Республике Казахстан связана с отсутствием гарантированных безусловных социальных выплат семьям с детьми [Бурибаев, Хамзина, 2020]. Статьей 121 Социального кодекса Республики Казахстан 2023 г. предусмотрено предоставление «обусловленной денежной помощи» малообеспеченным семьям, в которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком с инвалидностью, лицом с инвалидностью первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.
Представители российской юридической науки неоднократно предлагали установить универсальные критерии для обеспечения пособием, поскольку его выплата ориентирована прежде всего на удовлетворение интересов ребенка в малоимущей (малообеспеченной) семье, что предполагает отказ от оценки степени нуждаемости семьи в пользу максимального охвата пособием всех детей в таких семьях [Антонова, Пашенцев, 2023: 41].
Стоит заметить, что в последние десятилетие вопросы внедрения универсальных социальных выплат являются объектом внимания разных ученых и в нашей стране (экономистов, финансистов, социологов, юристов). Инициаторами внедрения и обоснования подобного пособия можно назвать финансистов. Было подчеркнуто, что такая выплата не должна создавать у получателей пособия отрицательных стимулов к труду, она опирается на использование информационных технологий, что влечет минимизацию бремени доказательств нуждаемости в государственном пособии [Андреева, Бычков, 2015: 32]. Для этого на федеральном уровне разработан план такого реформирования в социальной сфере, внесены изменения в законодательство и процедуры межведомственного взаимодействия. Регионы подключились к реформированию как исполнители в отношении мер, установленных федеральным законодательством. В теории в перечень мер, включаемых в универсальное пособие, должны были бы войти ежемесячное пособие на ребенка, субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, государственная социальная помощь малоимущим, пособие по безработице [Андреева, Бычков, 2016: 72].
Практическое воплощение получило лишь объединение пособий, появившихся в 2020 и 2021 гг. С 1 января 2023 г. семьи могут получать универсальное пособие. Можно отметить ряд положительных моментов по сравнению с иными социальными предоставлениями: во-первых, пособие выплачивается ежемесячно, что обеспечивает семье определенную прогнозируемость расходов, во-вторых, размер такого пособия увеличен. Цель универсального пособия очевидна - повлиять на материальное обеспечение семей с детьми и улучшить демографию в стране. Новое
Е
социальное предоставление поможет многим семьям с детьми решить финансовые проблемы, связанные с материнством и воспитанием детей.
Универсальное пособие заменило несколько ранее существовавших видов социальных предоставлений семьям с детьми и объединило ряд действующих социальных предоставлений:
ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно;
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от восьми до 17 лет. Повторим, одно из главных преимуществ нового социального предоставления заключается в его универсальности. Ранее выплаты производились неравномерно, что порождало неравенство между семьями с детьми. Единое универсальное пособие призвано помочь компенсировать расходы на ребенка в едином порядке, независимо от возраста ребенка и дохода семьи.
Нововведением является и то, что новое социальное предоставление не одинаково по размеру для разных семей с детьми. Размер выплаты зависит от уровня дохода семьи. Выплаты осуществляются ежемесячно на карту платежной системы «Мир» на счет, к которому не привязана ни одна банковская карта, или почтовым переводом Почты России. Все варианты получения пособия направлены не только на уменьшение времени, необходимого для перечисления денежных средств, но и на гарантирование самих выплат, что немаловажно в условиях экономической нестабильности и санкционного давления на наше государство.
Благодаря изменениям, внесенным в законодательство, в последние годы в России выстраивается система комплексной адресной поддержки семей с детьми, которая начинает действовать от ранних сроков беременности матери и до достижения ребенком 17 лет. Социальное предоставление охватывает значительное число получателей. Принятые изменения позволили гражданам обращаться за поддержкой только по одному заявлению.
В целом можно отметить, новое социальное предоставление является важным шагом на пути к улучшению материального положения семей с детьми. Прослеживается стремление правительства к увеличению численности населения России для реализации одного из направлений социальной политики. Заслуживающим внимание можно считать предоставление универсального пособия, когда все члены семьи, которые могут работать, в целях получения данного пособия должны иметь место работы и хотя бы небольшой доход. Если же в течение 12 месяцев заработка не было вообще, универсальное пособие может быть назначено лишь в том случае, если такая ситуация была обусловлена объективными обстоятельствами, не зависящими от лица, претендующего на пособие. При подсчете оценивается прибыль всех членов семьи до налогообложения за 12 месяцев до месяца подачи заявления. Очевидно, что такой подход законодателя говорит о стремлении уйти от усиления тенденции негативного социального иждивенчества.
Можно отметить положительный опыт в этой сфере и в государствах-членах ЕАЭС.
JE
Так, в Республике Казахстан из государственного бюджета выплачивается единовременное пособие на рождение первого, второго и третьего ребенка. С 1 января 2023 г. оно составило 131 100 тенге, а при рождении четвертого и более ребенка -217 350 тенге1.
Пособие при рождении двух и более детей назначается и выплачивается на каждого ребенка. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет: на первого ребенка - 19 872 тенге; на второго ребенка - 23 495 тенге; на третьего ребенка - 27 083 тенге; на четвертого и последующих детей - 30 705 тенге.
Специальное государственное пособие многодетным семьям, имеющих четырех и более несовершеннолетних совместно проживающих детей (в том числе студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет), с 1 января 2023 г. будет увеличено в связи с изменением размера месячного расчетного показателя и составит: на семью с четырьмя детьми - 55 304 тенге; на семью с пятью детьми - 69 138 тенге; на семью с шестью детьми - 82 973 тенге; на семью с семью детьми - 96 807 тенге; семьям, имеющим восемь детей и более, - четыре месячных расчетных показателя на каждого ребенка (МРП - 3450 тенге).
Размер пособия воспитывающему ребенка с инвалидностью с 1 января 2023 г. составляет 56 794 тенге. Принятие единого акта в стране - Социального кодекса -значительно сократило число нормативных правовых актов в социальной сфере и позволило обновить действующее законодательство.
В Республике Беларусь действует разветвленная система государственных пособий семьям, воспитывающим детей. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми - всего 11 видов. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет установлено на уровне 3545 % среднемесячного заработка по стране. Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста трех лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости. В законодательстве Республики Беларусь особое внимание уделяется социальному обеспечению семьям с детьми, в которых есть только один родитель (одинокая мать, одинокий отец) [Астаева, 2023].
В Кыргызской Республике принят и действует Закон Кыргызской Республики от 28 июля 2017 г. № 163 «О государственных пособиях в Кыргызской Республике». Размер пособия многодетным семьям «Уй-булого комок» увеличили с мая 2023 г. с 810 до 1200 сомов. Его выплачивают нуждающимся кыргызстанцам, имеющим нескольких детей до 16 лет и месячный доход на одного человека ниже тысячи сомов. Нуждающейся семья признается в силу закона.
Выводы
На современном этапе в странах ЕАЭС особое значение имеют реализация и совершенствование социальной политики, поиск эффективных методов компенсации негативных последствий социальных рисков для семей с детьми. Постсоветское пространство для стран ЕАЭС является сферой законодательных инициатив, связанных с улучшением благосостояния уязвимых слоев населения, международ-
1 Официальный сайт Департамента Комитета труда и социальной защиты по городу Алма-ты // URL: https://www.gov.kz/mem!eket/entities/enbek-almaty/press/news/details/477952?lang=ru/ (дата обращения: 21.12.2023).
1Ел
ного сотрудничества, учета опыта с целью снижения социальной напряженности, выравнивания экономических ресурсов стран ЕАЭС и увеличения рождаемости. В ходе модернизации системы социальных пособий семьям с детьми в странах ЕАЭС законодатели стремятся руководствоваться одним из общих принципов права социального обеспечения - принципом установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь всем нуждающимся семьям с детьми. Подобный подход обязывает законодателей определять размеры таких выплат в соответствии с их целевым назначением (поддержание уровня материального положения семей с детьми (компенсация утраченного заработка иного дохода в период исполнения семейных обязанностей). Достижение этих целей зависит от экономического положения в стране, так как размеры многих государственных пособий для семей с детьми в странах-членах ЕАЭС преимущественно выплачиваются из государственных бюджетов.
Несмотря на совместное становление и развитие в едином политическом, экономическом и общественном пространстве - СССР, каждая из стран выбирает свой путь экономического и правового развития. Можно резюмировать, что каждая страна-член ЕАЭС старается предоставлять благоприятные условия для жизни и воспитания будущего поколения.
Социальные, экономические, политические преобразования в постсоветский период в Российской Федерации направлены на реализацию демографической политики и увеличение рождаемости в стране, на изменение роли семей с детьми в современном обществе, которое наделяет родителей равными правами в воспитании и материальном обеспечении несовершеннолетних детей, включая неполные семьи. Формируется новая модель материально независимой семьи с детьми, когда лицо с семейными обязанностями может заниматься воспитанием детей и быть вовлечено в трудовую деятельность. Новое социальное предоставление создает благоприятные условия для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, сохраняя при этом право на получение универсального пособия. Думается, что предоставляемое универсальное пособие позволит уйти от малообеспеченности, бедности семей с детьми в целом в Российской Федерации.
Библиографический список
Актуальные проблемы права социального обеспечения: учеб. для вузов / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - С. 35.
Андреева Е. И., Бычков Д. Г. Внедрение универсального (единого) пособия по бедности: сколько стоит переход // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 6 (34). - С. 71-80.
Андреева Е. И., Бычков Д. Г. Универсальное пособие по бедности: опыт зарубежных стран и перспективы в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 6 (28). - С. 24-33.
Антонова Н. В. Роль социальных ориентиров в определении уровня обеспечения российских граждан пособиями из государственного бюджета с учетом опыта Белоруссии и Казахстана // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 3 (70). - С. 179-186.
Антонова Н. В., Еремина О. Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. - 2020. - № 12. - С. 89-102.
Антонова Н. В., Пашенцев Д. А. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации и Республике Беларусь: проблемы совершенствования // Трудовое и социальное право. - 2023. - № 3 (47). - С. 40-45.
ш
Астаева М. Г. Понятия «одинокая мать» и «одинокий родитель» в законодательстве о социальном обеспечении Российской Федерации и Республики Беларусь: проблемы теории и практики // Трудовое и социальное право. - 2023. - № 2 (46). -С. 53-57.
Батыгин К. С. Ответственность по законодательству о социальном страховании. - М.: Юрид. лит., 1974. - 142 с.
Бурибаев Е. А., Хамзина Ж. А. Параметры оценки гарантий мер по социальному обеспечению: опыт Казахстана // Современные проблемы науки и образования. -М.: Издат. дом Акад. естествознания, 2020. - Т. XIX. - С. 64-68.
Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: автореф. ... дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2012. - 54 с.
Ершов Д. И., Ножка С. М. Проблемы социальной политики в области поддержки молодых семей в современной России: сравнительный анализ // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2021. - № 4 (38). - С. 95-109.
Ибрагимова З. Ф. Поиск альтернативных вариантов социальной политики: идея универсального базового дохода // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2020. - № 2 (152). - С. 129-133.
Истомина Е. А. К вопросу о реализации принципов права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 3 (21). -С. 96-101.
Истомина Е. А. Профилактика социальных рисков средствами трудового права (опыт государств-членов Евразийского экономического сообщества) // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов: сб. науч. ст. Пермь, 18-19 ноября 2016 года / отв. ред. В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. - Пермь: Статут, 2017а. - С. 494-500.
Истомина Е. А. Социальный риск и механизм правового регулирования социального обеспечения // Ежегодник трудового права. -2023. - № 13. - С. 329-344.
Истомина Е. А. Социальный риск как основа социальных прав в законодательной терминологии // От социальных прав к социальному праву (VII Пашковские чтения): сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 2426 февраля 2016 года / под ред. А. В. Кузьменко. - СПб.: Центр социальных и правовых технологий, 2017Ь. - С. 70-75.
Истомина Е. А., Федорова М. Ю. Правовой механизм управления социальными рисками: моногр. - Екатеринбург: Рос. акад. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 2018. - 240 с.
Нурмагамбетов А. М. Право на труд и достойную жизнь // Казахстанская правда. - 2010.
Ойкин В. Г. Правовые механизмы преодоления социального риска бедности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2020. - № 1. - С. 16-21.
Ростовская Т. К., Князькова Е. А. Государственное регулирование поддержки молодой детной семьи в странах ЕАЭС // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2023. - № 1 (69). - С. 102-107.
Томашевский К. Л. Кадровая, социальная и трудоправовая политика: от учения А. С. Пашкова к современному пониманию // Трудовое право в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 43-46.
Тыныштыкбаев А. Д., Абдимомынова А. Ш. Социальная политика Республики Казахстан: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 404-406.
lEi
Федорова М. Ю. Об оценке социальных рисков на различных этапах существования обязательств по социальному обеспечению // Российский юридический журнал. - 2014. - № 6 (99). - С. 110-115.
Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. - 156 с.
References
Andreeva, E. I. & Bychkov, D. G. (2015) Universal"noe posobie po bednosti: opy"t zarubezhny"x stran i perspektivy" v Rossii [Universal Poverty Allowance: the experience of foreign countries and prospects in Russia]. Nauchno-issledovateVskij finansovyj institut. Finansovy^j zhurnal. 6 (28). 24-33.
Andreeva, E. I. & Bychkov, D. G. (2016) Vnedrenie universal"nogo (edinogo) posobiya po bednosti: skol"ko stoit perexod [The introduction of a universal (single) poverty allowance: how much does the transition cost]. Nauchno-issledovateVskij finansovy^j institut. Finansovy^j zhurnal. 6 (34). 71-80.
Antonova, N. V. & Eremina, O. Yu. (2020) Social"ny"e funkcii gosudarstva: novy"e vektory" razvitiya [Social functions of the State: new vectors of development]. Zhurnal rossijskogo prava. 12. 89-102.
Antonova, N. V. & Pashentsev, D. A. (2023) Social"naya podderzhka semej s det"mi v Rossijskoj Federacii i Respublike Belarus": problemy" sovershenstvovaniya [Social support for families with children in the Russian Federation and the Republic of Belarus: problems of improvement]. Trudovoe i sociaVnoe pravo. 3 (47). 40-45.
Antonova, N. V. (2018) Rol" social"ny"x orientirov v opredelenii urovnya obespe-cheniya rossijskix grazhdan posobiyami iz gosudarstvennogo byudzheta s uchetom opy"ta Belorussii i Kazaxstana [The role of social guidelines in determining the level of provision of Russian citizens with benefits from the state budget, taking into account the experience of Belarus and Kazakhstan]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodateVstva i srav-niteVnogo pravovedeniya. 3 (70). 179-186.
Astaeva, M. G. (2023) Ponyatiya 'odinokaya mat"' i 'odinokij roditel"' v zakonodatel"stve o social"nom obespechenii Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus": problemy" teorii i praktiki [The concepts of 'single mother' and 'single parent' in the legislation on social security of the Russian Federation and the Republic of Belarus: problems of theory and practice]. Trudovoe i sociaVnoe pravo. 2 (46). 53-57.
Batygin, K. S. (1974) Otvetstvennost" po zakonodateVstvu o sociaVnom straxovanii [Responsibility under the legislation on social insurance]. Moscow: Legal literature. 142.
Buribaev, E. A. & Khamzina, Zh. A. (2020) Parametry" ocenki garantij mer po sociaVnomu obespecheniyu: opy^t Kazaxstana [Parameters for assessing guarantees of social security measures: the experience of Kazakhstan]. Sovremenny^e problemy" nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Moscow: Publishing House of the Academy of Natural Sciences. (XIX). 64-68.
Ershov, D. I. & Nozhka, S. M. (2021) Problemy" social"noj politiki v oblasti podderzhki molody"x semej v sovremennoj Rossii: sravnitel"ny"j analiz [Problems of social policy in the field of support for young families in modern Russia: comparative analysis]. GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshhestvenny^x otnoshenij. 4 (38). 95-109.
Fedorova, M. Yu. (2014) Ob ocenke social"ny"x riskov na razlichny"x e"tapax sush-hestvovaniya obyazatel"stv po social"nomu obespecheniyu [On the assessment of social risks at various stages of the existence of social security obligations]. Russian Law Journal. 6 (99). 110-115.
rz
Guseva, T. S. (2012) SociaVnoe obespechenie sem^i, materinstva, otczovstva i detstva v Rossii: teoreticheskie i prakticheskie problemy" [Social security of the family, motherhood, fatherhood and childhood in Russia: theoretical and practical problems]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis. Moscow. 54.
Ibragimova, Z. F. (2020) Poisk al'ternativnykh variantov sotsial'noi politiki: ideya universal'nogo bazovogo dokhoda [The search for alternative social policy options: the idea of a universal basic income]. E^konomika i upravlenie. 2 (152). 129-133.
Istomina, E. A. & Fedorova, M. Yu. (2018) Pravovoj mexanizm upravleniya sociaVny^mi riskami [Legal mechanism of social risk management]. Ekaterinburg: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. 240.
Istomina, E. A. (2013) K voprosu o realizacii principov prava social'nogo obespecheniya [On the issue of the implementation of the principles of social security law]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 3 (21). 96-101.
Istomina, E. A. (2017a) Profilaktika sociaVny^x riskov sredstvami trudovogo prava (opy^t gosudarstv-chlenov Evrazijskogo e" konomicheskogo soobshhestva) [Prevention of social risks by means of labor law (experience of the member States of the Eurasian Economic Community)]. Sed'moj Permskij kongress ucheny^x-yuristov [Seventh Perm Congress of Legal Scientists: Collection of scientific articles]. Perm: Statute. 494-500.
Istomina, E. A. (2017b) SociaVnyf risk kak osnova sociaVny^x prav v zakonodateVnoj terminologii [Social risk as the basis of social rights in legislative terminology]. Ot so-cial'ny^x prav k social'nomu pravu (VII Pashkovskie chteniya) [From Social Rights to Social Law (VII Pashkov Readings]. St. Petersburg: Center for Social and Legal Technologies. 70-75.
Istomina, E. A. (2023) Social'ny'j risk i mexanizm pravovogo regulirovaniya sociaFno-go obespecheniya [Social risk and the mechanism of legal regulation of social security]. Yearbook of Labor Law. 13. 329-344.
Nurmagambetov, A. M. (2010) Pravo na trud i dostojnuyu zhizn" [The right to work and a decent life]. Kazakhstanskaya pravda.
Oikin, V. G. (2020) Pravovy'e mexanizmy" preodoleniya social'nogo riska bednosti [Legal mechanisms for overcoming the social risk of poverty]. Bulletin of the Ivanovo State University. Series: Natural and Social Sciences. 1. 16-21.
Rostovskaya, T. K. & Knyaz'kova, E. A. (2023) Gosudarstvennoe regulirovanie podder-zhki molodoj detnoj sem'i v stranax EAE'S [State regulation of support for young foster families in the EEC countries]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 1 (69). 102-107.
Shaikhatdinov, V. Sh. (1986) Teoreticheskie problemy" sovetskogo prava sociaVnogo obespecheniya [Theoretical problems of Soviet social security law]. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. un-ta. 1.
Shajxatdinov, V. Sh. (ed.) (2023) AktuaVny^e problemy" prava sociaVnogo obespecheniya [Actual problems of social security law]. Moscow: Yurajt. 35.
Tomashevskii, K. L. (2011) Kadrovaya, social'naya i trudopravovaya politika: ot ucheni-ya A. S. Pashkova k sovremennomu ponimaniyu [Personnel, social and labor law policy: from the teachings of A. S. Pashkov to modern understanding]. Labor law in Russia and abroad. 2. 43-46.
Tynyshtykbaev, A. D. & Abdimomynova, A. Sh. (2017) Social'naya politika Respubliki Kazaxstan: teoreticheskij aspekt [Social policy of the Republic of Kazakhstan: a theoretical aspect]. Young Scientist. 3. 404-406.
lEi
Информация об авторе
Инна Николаевна Плешакова - старший преподаватель кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева (e-mail: [email protected]).
Information about the author
Inna Nikolaevna Pleshakova - senior lecturer at the Department of Labor Law, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev (e-mail: [email protected]).
© И. Н. Плешакова, 2024
Дата поступления в редакцию /Received: 20.06.2024
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 29.06.2024