Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ КАК ЯДРО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ КАК ЯДРО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5007
844
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбуль Юлия Александровна, Еремина Ольга Юрьевна

Освещается комплекс мер по государственной поддержке семей, имеющих детей, как инструмент реализации социальной функции современного Российского государства. Дается обзор специфических направлений социальной деятельности государства. Особое внимание обращается на конституционную обязанность государства по защите материнства, отцовства и детства. Анализируются социальные выплаты и иные меры по оказанию материальной помощи многодетным, малоимущим семьям, одиноким родителям с детьми, молодым семьям, в том числе регулярные и единовременные пособия и компенсационные выплаты, а также предоставление натуральных льгот. Рассматривается опыт поддержки семей с детьми в период пандемии COVID-19. Наиболее эффективной и значимой мерой с точки зрения укрепления имущественного положения семей с детьми признается внедрение материнского капитала. Подвергается особому анализу законодательство субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения семей с детьми. Устанавливается, что степень материальной обеспеченности получателей зависит от социально-экономического положения конкретного субъекта РФ. Обосновывается необходимость создания эффективных гарантий прав семей, имеющих детей, на федеральном уровне на основе самого высокого размера социальных выплат, предусмотренного региональным законодательством. Сделан вывод о том, что меры по государственной поддержке семей с детьми, направленные на стабилизацию демографической ситуации и преодоление социального неравенства на всей территории страны, могут рассматриваться как важнейший основополагающий элемент социальной функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбуль Юлия Александровна, Еремина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN AS THE CORE OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE

The article highlights a set of measures for state support of families with children as a tool for implementing the social function of the modern Russian state. An overview of specific areas of social activity of the state is given. Special attention is paid to the constitutional duty of the State to protect motherhood, fatherhood and childhood. The article analyzes social payments and other measures to provide material assistance to large families, low-income families, single parents with children, and young families, including regular and one-time benefits and compensation payments, as well as the provision of in-kind benefits. The experience of supporting families with children during the COVID-19 pandemic is considered. The introduction of maternity capital is recognized as the most effective and significant measure in terms of strengthening the property status of families with children. The legislation of the subjects of the Russian Federation in the field of social security of families with children is subjected to a special analysis. It is established that the degree of material security of recipients depends on the socio-economic situation of a particular subject of the Russian Federation. The article substantiates the need to create effective guarantees of the rights of families with children at the federal level on the basis of the highest amount of social benefits provided for by regional legislation. It is concluded that measures for state support of families with children, aimed at stabilizing the demographic situation and overcoming social inequality throughout the country, can be considered as the most important fundamental element of the social function of the state.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ КАК ЯДРО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

Вопросы теории и истории государства и права

Научная статья Научная специальность

12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» УДК 321:01

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2022.1.3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ КАК ЯДРО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

© Горбуль Ю. А.1, Еремина О. Ю.2, 2022

1 Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк, Россия Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Россия

2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

Освещается комплекс мер по государственной поддержке семей, имеющих детей, как инструмент реализации социальной функции современного Российского государства. Дается обзор специфических направлений социальной деятельности государства. Особое внимание обращается на конституционную обязанность государства по защите материнства, отцовства и детства. Анализируются социальные выплаты и иные меры по оказанию материальной помощи многодетным, малоимущим семьям, одиноким родителям с детьми, молодым семьям, в том числе регулярные и единовременные пособия и компенсационные выплаты, а также предоставление натуральных льгот. Рассматривается опыт поддержки семей с детьми в период пандемии COVID-19. Наиболее эффективной и значимой мерой с точки зрения укрепления имущественного положения семей с детьми признается внедрение материнского капитала. Подвергается особому анализу законодательство субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения семей с детьми. Устанавливается, что степень материальной обеспеченности получателей зависит от социально-экономического положения конкретного субъекта РФ. Обосновывается необходимость создания эффективных гарантий прав семей, имеющих детей, на федеральном уровне на основе самого высокого размера социальных выплат, предусмотренного региональным законодательством. Сделан вывод о том, что меры по государственной поддержке семей с детьми, направленные на стабилизацию демографической ситуации и преодоление социального неравенства на всей территории страны, могут рассматриваться как важнейший основополагающий элемент социальной функции государства.

Ключевые слова: социальное государство, социальная функция государства, социальная защита, социальные выплаты, поддержка семей с детьми.

STATE SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN AS THE CORE OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE

© Gorbul Y. A.1, Eremina O. Y.2, 2022

1 Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russian Federation

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk, Russian Federation

2 Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

The article highlights a set of measures for state support of families with children as a tool for implementing the social function of the modern Russian state. An overview of specific areas of social activity of the state is given. Special attention is paid to the constitutional duty of the State to protect motherhood, fatherhood and childhood. The article analyzes social payments and other measures to provide material assistance to large families, low-income families, single parents with children, and young families, including regular and one-time benefits and compensation payments, as well as the provision of in-kind benefits. The experience of supporting families with children during the COVID-19 pandemic is considered. The introduction of maternity capital is recognized as the most effective and significant measure in terms of strengthening the property status of families with children. The legislation of the subjects of the Russian Federation in the field of social security of families with children is subjected to a special analysis. It is established that the degree of material security of recipients depends on the socio-economic situation of a particular subject of the Russian Federation. The article substantiates the need to create effective guarantees of the rights of families with children at the federal level on the basis of the highest amount of social benefits provided for by regional legislation. It is concluded that measures for state support of families with children, aimed at stabilizing the demographic situation and overcoming social inequality throughout the country, can be considered as the most important fundamental element of the social function of the state.

Keywords: social state, social function of the state, social protection, social payments, support for families with children.

Введение современных цивилизованных государств. В

Социальная функция государства связана с наибольшей степени вопросы реализации со-приоритетными направлениями деятельности циальной функции государства становятся ак-

туальными и востребованными обществом в периоды различного рода социально-экономических потрясений, в ситуациях экономической нестабильности и финансовой напряженности.

Содержание социальной функции государства предопределяется представлениями о социальном государстве. В самом общепринятом значении социальное государство - это такая организация публично-политической власти в обществе, которая гарантирует каждому гражданину достойный уровень жизни и возможность пользоваться различными социальными благами, такими как жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Становление идеи социального государства прошло длительный путь эволюции, начиная с конца XVIII в., когда произошло выделение социальной функции государства среди прочих сфер публично-властного управления обществом. Первоначально реализация этой функции сводилась, прежде всего, к обеспечению социальной защиты наиболее бедных и социально уязвимых слоев населения. В настоящее время основными задачами государства в социальной сфере становятся повышение качества жизни населения и обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина, а также снижение уровня социального неравенства [2, с. 101].

Реализация социальной функции связана с осуществлением специфических направлений деятельности государства, к которым, в частности, относятся: сглаживание социального неравенства; поддержка категорий населения, имеющих низкий уровень социальной защищенности; охрана труда и борьба с безработицей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; охрана здоровья людей и пр.

Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции РФ1 является социальным государством, и все вышеперечисленные, а также ряд прочих направлений государственного воздействия на общественные отношения определяются в качестве приоритетных векторов развития российской государственности. Все обозначенные составляющие социальной функции государства в современной России, безусловно, затрагивают важные и насущные проблемы нашего общества. Но представляется целесообразным обратить особое внимание на конституционную обязанность государства по защите материнства, отцовства и детства, а также по социальному обеспечению семей, имеющих детей.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

Роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. И с точки зрения перспектив развития общества особую ценность представляет семья, имеющая детей. Обеспечение достойного уровня жизни через оказание материальной поддержки семьям с детьми влечет за собой ощутимые позитивные социальные эффекты. Это не только снижение числа семей с детьми, находящихся за чертой бедности, но и стабилизация демографической ситуации России, стимулирование воспроизводства населения Российской Федерации и как следствие всего вышеперечисленного повышение уровня доверия общества к государству.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, дедукция) и частнонаучных методов познания. В числе последних применялись формально-юридический, конкретно-исторический и конкретно-социологический методы. В качестве основной составляющей конкретно-социологического метода исследования применялся метод сравнительного анализа правовых документов. Объектом сравнения явилось законодательство различных субъектов Российской Федерации (субъектов РФ) при анализе регионального опыта осуществления государственной поддержки семей с детьми.

Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации и регионального уровня, закрепляющие социальные права и гарантии семей, имеющих детей, а также определяющие полномочия государственных органов по их реализации.

Эмпирическая основа исследования представлена статистическими данными, годовыми отчетами органов государственной власти по реализации социальных прав граждан в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания федерального уровня (Минобр-науки России, Минпросвещения России, Минздрав России, Минтруд России, Росстат) и уровня субъектов РФ.

Основные результаты

Проведенный анализ действующего законодательства и правоприменительной практики современной России в сфере реализации социальной функции государства позволяет сделать вывод о том, что основным инструментом осуществления государственной поддержки семей, имеющих детей, выступает институт социальных выплат, который получил широкое распространение на всех уровнях власти.

Следует отметить, что на федеральном уровне устанавливается обязанность по выплате социальных пособий для семей, имеющих детей, а дальнейшее регулирование и большинство самих выплат осуществляются на региональном уровне. Таким образом, степень материальной обеспеченности получателей зависит от социально-экономического положения конкретного субъекта РФ.

Так, например, с 2020 г. установлен такой новый вид детских пособий, как ежемесячная денежная выплата, которая распространяется на детей в возрасте от трех до семи лет и определяется в зависимости от критерия нуждаемости. Данное пособие предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»1. С 10 марта 2021 г. предусматривается, что размер ежемесячной выплаты может быть 50, 75 и 100 % от величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ2.

Следовательно, уровень жизни семей с детьми, которые проживают на территории России, фактически будет различаться в зависимости от того, в каком субъекте РФ они проживают. Если же гарантом прав граждан выступает федеральный уровень власти, то подобная ситуация не возникает.

Показателен опыт поддержки семей с детьми в период пандемии СОУГО-19. В апреле - июне 2020 г. из средств федерального бюджета были выплачены ежемесячные пособия в размере 5 тыс. руб.:

а) лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.;

б) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок родился или

которыми первый ребенок был усыновлен в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г.3

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей"» предоставлена единовременная выплата по 10 тыс. руб. каждому ребенку, которому в период с 11 мая по 30 июня 2020 г. исполнилось от 3 до 16 лет4.

Если обратить внимание на социальную поддержку многодетных семей в Российской Федерации, то следует заметить, что эта обязанность целиком возложена на региональный уровень власти. В федеральном законодательстве Российской Федерации не содержится перечня критериев отнесения семей к многодетным5. Такие критерии определяются законами субъектов РФ. Но, учитывая различия в национальных и культурных традициях, они не всегда совпадают. Так, например, в отдельных субъектах РФ наличие трех детей не является достаточным для признания семьи многодетной.

Региональное законодательство Российской Федерации предусматривает комплекс мер по поддержке многодетных семей, к которым могут быть отнесены регулярные и единовременные пособия и компенсационные выплаты, а также предоставление натуральных льгот.

Среди единовременных пособий, прежде всего, следует назвать пособие при рождении ребенка. Необходимо отметить, что данный вид пособия имеет три варианта реализации. В 12 регионах пособие выплачивается при рождении третьего или последующего ребенка и варьируется от 2 тыс. до 50 тыс. руб., что позволяет сделать вывод о достаточно серьезном разрыве в размерах пособия. В 21 субъекте РФ единовременное пособие выплачивается только в случае многоплодной беременности, при рождении сразу трех и более детей и составляет суммы от 4849 до 1,2 млн руб. В 8 регионах установлен смешанный тип выплаты пособия, когда многодетная семья получит пособие в любом случае,

10 прожиточном минимуме в Российской Федерации : федер. закон от 24 окт. 1997 г. № 134-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

2 О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» : указ Президента РФ от 10 марта 2021 г. № 140 // Собр. законодательства РФ. 2021. № 11. Ст. 1788.

3 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 19.

4 О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» : указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 317 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 20. Ст. 3158.

5 Необходимо отметить, что действует «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст), который установил, что «многодетная семья: семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

как при рождении третьего и последующих детей, так и при одновременном рождении трех и более детей.

Помимо единовременного пособия при рождении ребенка в 42 субъектах РФ выплачиваются ежемесячные, ежеквартальные или ежегодные пособия на детей.

Размер ежемесячных пособий существенно разнится и располагается в диапазоне от 135 руб. (Алтайский край) до 23 тыс. руб. (Камчатский край). Столь большая разница обусловлена количеством детей вообще, а также детей, рожденных от многоплодной беременности (4 и более детей).

Ежеквартальные пособия предоставляются в Волгоградской области (289 руб.), Кемеровской области (500-1000 руб. в зависимости от количества детей) и в Краснодарском крае (4939 руб.) равными долями.

Ежегодные выплаты предусмотрены законодательством в двух субъектах РФ: Алтайском крае (по 3 тыс. руб. в течение 7 лет, условием их получения является одновременное рождение трех и более детей) и Костромской области (такие же условия, но выплата ежегодных пособий не ограничивается достижением детей 7 лет).

К ежегодным выплатам, на наш взгляд, следует отнести также пособие на приобретение школьной и спортивной формы, что соответствует наиболее распространенному в науке пониманию категории «пособие» [3, с. 127]. Такое пособие выплачивается в ряде субъектов РФ при поступлении ребенка из многодетной семьи в первый класс общеобразовательной школы.

В Алтайском крае и Новосибирской области указанные выплаты предоставляются для многодетных семей в течение всего срока обучения ребенка в общеобразовательной школе. В Хабаровском крае эта выплата предоставляется на тех же условиях, но добавляется еще критерий нуждаемости (малоимущим) и только для сельской местности.

В 21 субъекте РФ региональным законодательством предусмотрена компенсация части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных организациях.

Многодетным семьям в качестве государственной поддержки предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, при этом размер льгот определяется количеством детей в многодетной семье и варьируется от 30 до 100 %. Так, на территории Кировской области компенсируются расходы на приобретение индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды и электроэнергии в размере 50 % стоимости. В городах Москве и Севастополе,

Белгородской области многодетным семьям компенсируется абонентская плата за телефон.

В 42 субъектах РФ в качестве меры государственной поддержки предусмотрено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах либо денежной выплаты на оплату проезда. В некоторых регионах это право распространяется на всех членов многодетной семьи (Брянская область).

Можно назвать и иные меры, которые могут быть признаны существенной помощью многодетным. Среди них следует отметить бесплатное питание, которое получают обучающиеся в общеобразовательных организациях (в 22 субъектах РФ); бесплатное лекарственное обеспечение (в 29 субъектах РФ); оплату содержания детей в оздоровительном лагере либо частичную компенсацию стоимости путевки, приобретенной самостоятельно (в 16 субъектах РФ).

Еще одним мощным инструментом поддержки традиций многодетности в Российской Федерации признается внедрение материнского (семейного) капитала. На федеральном уровне была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года1, в которой консолидированы усилия федерального, регионального и муниципального уровней публичной власти для обеспечения устойчивого демографического развития.

Обеспечить устойчивый демографический рост можно только увеличением количества детей в каждой семье. При этом закономерно проявляется прямо пропорциональная зависимость демографической ситуации и социально-экономических последствий, и эта закономерность становится очевидной уже на микроуровне - в отдельно взятой семье. Большое количество детей неизбежно приводит к увеличению нагрузки на одного работающего члена семьи, заработная плата которого в подавляющем большинстве случаев остается на том же уровне при возрастающем количестве иждивенцев, что зачастую приводит семью к жизни за чертой бедности.

Стремление снизить уровень остроты таких негативных социальных феноменов, как демографическая проблема и проблема бедности, побудило государство на следующие меры:

- внедрение индексируемого материнского (семейного) капитала, увеличение гибкости этой модели в критических условиях;

- увеличение единовременных пособий при рождении детей;

1 См.: Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

- увеличение размера пособий по уходу за ребенком для неработающих женщин;

- введение родовых сертификатов;

- компенсационные выплаты родителям, дети которых посещают образовательные организации;

- введение с 2011 г. региональных программ выплат материнского капитала;

- предоставление земельных участков многодетным семьям;

- иные виды поддержки многодетных семей.

Наиболее значимой мерой с точки зрения

укрепления имущественного положения семей с детьми и стабилизации демографической ситуации признается внедрение материнского капитала. В литературе отмечаются некоторые проблемы, возникающие в процессе реализации этой меры. В частности, обращается внимание на то, что «стимулирующая цель материнского капитала законом обеспечивается не в полной мере» [1, с. 64], что «нередки случаи мошенничества с выплатами материнского (семейного) капитала» [5, с. 123]. Несмотря на отмеченные критические оценки, которые, безусловно, являются вполне обоснованными, считаем, что эта мера государственной поддержки семей, имеющих детей, является весьма эффективной.

Особенно актуальными представляются усилия государства по внедрению материнского (семейного) капитала в связи с нарастающими угрозами социально-экономическому положению страны, усугубленному пандемией COVID-19, вследствие чего можно прогнозировать, что многие семьи отложат рождение детей.

В 2020 г. было принято решение выплачивать из средств материнского (семейного) капитала ежемесячную денежную выплату нуждающимся семьям с детьми1, при условии, что второй ребенок рожден в семье позднее 1 января 2018 г., а также он вместе с мамой имеет гражданство Российской Федерации2.

Государственные органы субъектов РФ имеют обширный опыт и в сфере закрепления регионального материнского (семейного) капитала. Размер его напрямую зависит от социально-экономического положения региона. Например, во

1 Нуждающейся семья признается при условии, если доход на одного члена семьи не превышает 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ на II квартал прошлого года.

2 На основании Указа Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 в апреле - июне 2020 г. осуществлялись ежемесячные выплаты в размере 5 тыс. руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (КонсультантПлюс : справочная правовая система), при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.

Владимирской области размер материнского капитала составляет 60 776 руб., в Брянской, Иркутской, Московской областях, Пермском крае - 100 тыс. руб., в Ростовской области -121 287 руб., Кемеровской - 130 тыс. руб., в Ненецком автономном округе - 335 490 руб. и т. д.3.

Еще одним направлением реализации социальной функции государства признается поддержка ответственного родительства в молодых семьях. Данная мера давно используется региональными органами государственной власти. Однако в данном случае она направлена не на всех родителей, а только на молодых.

На территории Российской Федерации помощь молодым семьям с детьми осуществляется во всех субъектах РФ. Однако наблюдается существенная разница в размере социальных выплат. Так, например, в г. Москве существует максимальный размер по России. Согласно постановлению № 11-ПП от 19 января 2021 г. «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на 2021 год» размер прожиточного минимума составляет 18 029 руб., а для трудоспособного населения - 20 589 руб., который в этом году был установлен сразу на год, а не по кварталам4.

Распространив такие размеры социальных выплат в целом по России, можно было бы ожидать снижения числа семей с детьми, находящихся за чертой бедности, и стабилизации демографической ситуации в России, что, безусловно, послужило бы мощной стимулирующей мерой к воспроизводству населения Российской Федерации и ответственному родительству.

Заключение

Анализ действующего законодательства современной России, в том числе регионального уровня, показывает, что институт социальных пособий не обеспечивает равенства прав для всех семей, имеющих детей. Неодинаковый, чаще всего скромный размер выплачиваемых пособий и компенсационных выплат не позволяет говорить о существенном улучшении бедственного положения многодетных семей или семей одиноких родителей с детьми на всей территории Российской Федерации. Считаем, что изменение ситуации возможно при условии гарантированности прав семей, имеющих детей, на федеральном уровне, при использовании при этом самого высокого размера социальных вы-

3 Аналитические данные о суммах и направлениях расходования средств материнского (семейного) капитала в субъектах РФ // Материнский капитал.ру. URL: https://materinskij-kapital.ru/region/ (дата обращения: 31.05.2021).

4 Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на 2021 год : постановление Правительства Москвы от 19 янв. 2021 г. № 11-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2021. № 5.

плат, предусмотренного региональным законодательством. Особенно это будет значимо для населенных пунктов, стремительно теряющих население.

Обобщая вышеизложенное, следует еще раз отметить, что социальные выплаты в отношении семей, имеющих детей, направлены на решение узловых проблем и достижение основополагающих целей в рамках реализации социальной функции государства в современной России. Подтверждением тому является соотношение приоритетов и национального (публичного) интереса в контексте социально-правовой политики государства [4, с. 79]. Меры, которые действуют в субъектах РФ в деле поддержки многодетных, малоимущих семей, семей одиноких родителей с детьми, ответственного ро-дительства в молодых семьях, не только стабилизируют демографическую ситуацию, но и создают условия для преодоления социального неравенства на всей территории страны, что в конечном итоге приведет к стратегическим преимуществам России в быстро меняющемся мире. Следовательно, государственная поддержка семей с детьми может и должна рассматриваться как важнейший и основной элемент социальной функции государства. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышникова Т. Ю. Материнский капитал как особый вид социального обеспечения: семейно-правовые и гражданско-правовые аспекты // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2010. № 5. С. 52-64.

2. Беляева Ю. Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 99-106.

3. Гусева Т. С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходимость или недостаток юридической техники // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. № 1. С. 126-132.

4. Ковалева Е. А., Виприцкий Н. Н. Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 78-81.

5. Малимон Л. А. Мнимая сделка купли-продажи жилого помещения как способ совершения мошенничества с выплатами материнского (семейного) капитала // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3. С. 122-124.

REFERENCES

1. Baryshnikova T.Y. Materinskii capital kak osobyi vid sotsi-alnogo obespecheniya: semeinopravovye i grazhdanskopravovye aspekty [Maternity capital as a special type of social security: family-legal and civil-legal aspects]. Vestnik trudovogo prava i prava sot-sialnogo obespecheniya [Bulletin of Labor Law and Social Security Law], 2010, no. 5, pp. 52-64. (in Russian)

2. Belyaeva Y.N. O sotsialnykh funktsiyakh gosudarstva [About the social functions of the State]. Zhurnal rossiiskogoprava [Journal of Russian Law], 2016, no. 1, pp. 99-106. (in Russian)

3. Guseva T.S. Ispolzovanie rossiiskim zakonodatelem novoi terminologii dlya oboznacheniya sotsialnykh vyplat: obektivnaya neobkhodimost ili nedostatok yuridicheskoi tekhniki [The Russian legislator's use of a new terminology to refer to social benefits: objective necessity or lack of legal technology]. VestnikPermskogo universite. Yuridicheskie-nauki [Bulletin of the Perm University. Legal sciences], 2011, no. 1, pp. 126-132. (in Russian)

4. Kovaleva E.A., Vipritskii N.N. Funktsii gosudarstva v aspekte programmno-tselevogo podkhoda k upravleniyu sotsialnymi prot-sessami [The functions of the State in the aspect of the program-target approach to the management of social processes]. Probely v ros-siiskom zakonodatelstve [Gaps in Russian legislation], 2011, no. 2, pp. 78-81. (in Russian)

5. Malimon L.A. Mnimaya sdelka kupli-prodazhi zhilogo pomeshcheniya kak sposob soversheniya moshennichestva s vy-platami materinskogo (semeinogo) kapitala [Imaginary transaction of purchase and sale of residential premises as a way of committing fraud with payments of maternal (family) capital]. Vestnik Kalin-ingradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Kaliningrad Branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no. 3, pp. 122-124. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 30.05.2021; одобрена после рецензирования 11.12.2021; принята к публикации 16.02.2022

Received on 30.05.2021; approved on 11.12.2021; accepted for publication on 16.02.2022

Горбуль Юлия Александровна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Кемеровский государственный университет (Россия, 654041, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23); доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Кузбасский институт ФСИН России (Россия, 654066, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49), ORCID: 0000-0002-5073-3574, е-mail: ug1709@mail.ru

Gorbul Yulia Alexandrovna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and Civil Law Disciplines, Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute, Kemerovo State University (23, Tsiolkovsky st., Kemerovo Region - Kuzbass, Novokuznetsk, 654041, Russian Federation); Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (49, Oktyabrsky Ave., Kemerovo Region - Kuzbass, 654066, Russian Federation), ORCID: 00000002-5073-3574, e-mail: ug1709@mail.ru_

Еремина Ольга Юрьевна - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, отдел социального законодательства, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Россия, 117218, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, 34), ORCID: 0000-0001-5695-3015, ResearcherID: F-7086-2019, е-mail: eremina_ou@mail.ru

Eremina Olga Yuryevna - Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher, Department of Social Legislation, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (34, Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russian Federation), ORCID: 0000-0001-5695-3015, ResearcherID: F-7086-2019, e-mail: eremina_ou@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.