УДК 316
Жук Елена Ивановна
аспирант, советник Российского государственного гуманитарного университета
Департамент культуры г. Москвы elena.zhuk90@gmail.com
Преимущества системного
ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В МОСКВЕ)
Elena I. Zhuk
PhD student.
Moscow City Department for Culture, advisor
elena.zhuk90@gmail.com
The benefits of
A SYSTEMATIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE STATE SOCIAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN (THROUGH THE EXAMPLE OF MOSCOW MULTI-CHILD FAMILIES)
Аннотация. В статье рассмотрен системный подход как теоретико-методологическое основание для анализа и планирования государственной социальной поддержки семей с детьми (на примере особенностей функционирования многодетных семей Москвы). Меры социальной поддержки систематизированы по функциям количественного, качественного воспроизводства и воспроизводства материальных условий жизни. Приоритет в области государственной поддержки многодетных семей целесообразно отдать функциям материального воспроизводства условий жизни и качественного воспроизводства жизни, с реализацией принципов адресности социальной поддержки, формирования условий для экономической самостоятельности многодетных семей, а также поддержки общественных объединений многодетных семей как эффективного канала коммуникации государственных властей и непосредственных получателей мер социальной поддержки.
Ключевые слова: системный подход, социальная поддержка, семейная политика, многодетные семьи.
Annotation. The article addresses a systematic approach as a theoretical and methodological basis for the analysis and planning of state social support for families with children (as exemplified by Moscow multi-child family performance). Social support policies aimed at families with children are compartmentalized by functions of the quantitative and qualitative reproduction and the reproduction of the living circumstances. It is advisable to emphasize the function of the material reproduction of the living circumstances as well as the quality of life reproduction in terms of the state support for multi-child families, through the principle of targeted social support, ensuring the economic independence of multi-child families, encouraging public associations of multi-child families as an effective channel of communication between the authorities and the direct recipients of social support.
Keywords: systematic approach, social support, family policy, multi-child families.
Состояние российской семьи в конце XX века являло собой все признаки второго демографического перехода и поставило перед разработчиками государственной семейной политики сложную задачу поиска баланса между ориентацией на укрепление института семьи и учетом качественных изменений в отношениях между индивидами. Современная государственная семейная политика сформулирована в Концепциях демографической политики РФ до 2025 года (2007 г.) и государственной семейной политики РФ на период до 2025 года (2014 г.), теоретическая часть которых базируется на идее кризиса (упадка) семьи (А.И. Антонов), а практические мероприятия - на постмодернистском подходе к определению семьи (С.И. Голод).
«Синтезировать» имеющиеся подходы к изучению семьи в метатеорию позволяет системный подход (В. Бакли, Л. Берталанфи, Дж. Уайт, Д. Кляйн, Г. Бейтсон, Д. Олсон, М. Боуэн), который обладает наибольшим эвристическим потенциалом для систематизации и анализа мер социальной поддержки семьи с детьми, позволяет в рамках эмпирического исследования операционализировать семью с детьми как систему взаимовлияющих элементов и изучить количественные и качественные связи между обществом и семьей [1]. Системный подход широко применяется в США при разработке семейной политики: сбор и анализ данных о потребностях семьи как системы с учетом особенностей среды ее существования используется для конструирования объемов адресной (региональной) социальной поддержки [2].
76
Мы рассмотрим семью с детьми как объект социальной поддержки - одного из механизмов реализации семейной политики. С учетом российского законодательства определение семьи сужено до нукпеарной - семьи с детьми до 18 лет (в отдельных случаях - до 23 лет), которая интерпретирована как совокупность подсистем супружества, родительства (биологического или социального) и (при наличии двух и более детей в семье) сиблингства (в^ючая сводных братьев или сестер), которые взаимодействуют друг с другом и с «внесистемным» окружением (другими социальными институтами). Потребности семьи с детьми определяются особенностями ее функционирования и рассматриваются в качестве предмета социальной поддержки. Автор систематизирует меры социальной поддержки семьи с детьми по функциям количественного, качественного воспроизводства и воспроизводства материальных условий жизни.
Применим системный подход к анализу социальной поддержки многодетных семей в Москве. В мае 2015 года в столице было зарегистрировано 104 тыс. таких семей, в которых воспитывалось 268 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Выделяют три типа многодетных семей: от 3 до 4 детей, от 6 до 9 детей, и отдельно - семьи с 10 детьми и более. Такая градация обусловлена обострением семейных проблем по мере роста числа детей в семье.
Основные трудности, которые испытывают многодетные семьи (жилищные, материальные проблемы), связаны, в первую очередь, с большим числом членов семьи, находящихся на иждивении [3]. В большинстве случаев функция материального воспроизводства условий жизни осуществляется отцом, в то время как роль матери заключается в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Согласно результатам социологического исследования, для отца более значимым является фактор материальных трудностей, а мать считает источником бытовых проблем болезни детей [4] и нехватку времени для себя. В такой семье специфическим образом осуществляется функция качественного воспроизводства жизни: наличие большого числа членов семьи позволяет создать условия для воспитания и социализации детей, но создает у членов семьи дефицит времени «на себя» и становится предметом значительных финансовых издержек для проведения совместного досуга. В этой связи представляется целесообразным особое внимание уделить поддержанию именно этих функций.
Ниже в таблице в систематизированном виде представлены меры социальной поддержки мно-год етн ых семей [5], не относящихся к категории малоимущих или находящихся в т.н. зоне риска (трудная жизненная ситуация, социально опасное положение).
Таблица 1 - Обзор мер социальной поддержки семей с детьми в городе Москве (2014-2015 гг.)
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ ВОСПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ КАЧЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ
- услуга пренатального скрининга беременных женщин с целью снижения риска рождения детей с врожденной патологией; - денежное пособие семьям, родившим второго и последующих детей -т.н. материнский капитал (в 2014 году сумма составила 453 026 рублей). 1. Система госудаоственных выплат и пособий: 1. Дошкольное, школьное обоазование,
- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей до 16 лет фа обучающихся - до 18 лет): семьям с 3-4 детьми - по 600 рублей на ребенка, семьям с 5 и более детьми - по 750 рублей на ребенка; - ежемесячная компенсационная выплата по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги: семьям с 3-4 детьми - 522 рублей; семьям с 5 и более детьми - 1 044 рублей; - ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном - 230 рублей; - ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, а также имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет, независимо от факта их учебы или работы - 900 рублей; - ежемесячная компенсационная выплата семьям, в которых родилось 10 и более детей, на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, а учащимся - до достижения 23 лет - 750 рублей; - ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей, проживающим в Москве и получающим пенсию - 10000 руб; - ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения детям из многодетных семей - 5 000 рублей; - ежегодная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, к Международному Дню семьи - 10 000 рублей; поддеожка одаоенных детей: - бесплатное посещение детьми государственных дошкольных образовательных учреждений; - право на бесплатные учебники де-тям-школьникам; - двухразовое питание детям-школьникам на период обучения; - бесплатное государственное дошкольное и школьное образование; - стипендия Департамента культуры города Москвы для наиболее талантливых учащихся учреждений дополнительного образования (100 стипендий по 10 тысяч рублей). 2. Медицинское обеспечение: - обязательное медицинское страхование; - бесплатные медицинские препараты (по списку); - бесплатные лекарственные средства детям до 18 лет. 3. Обеспечение питанием детей: - бесплатные молочные продукты детского питания детям дошкольного возраста (по рецептам врачей лечебнопрофилактических учреждений); - двухразовое питание (завтрак и обед) учащимся в государственных школах.
77
- ежегодная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, ко Дню знаний -15000 рублей;
- государственное пособие семьям с детьми, имеющим по уважительной причине среднедушевой доход не больше прожиточного минимума (с июля 2013 г. для многодетных родителей к числу таких причин отнесено отсутствие дохода у одного из родителей ребенка из-за занятости по уходу за тремя и более детьми в возрасте до 18 лет).
2. Налоговые и пенсионные льготы:
- вычет налогоплательщику в многодетной семье на третьего и каждого последующего ребенка (в 2014 году - 3 000 рублей);
- социальный налоговый вычет по расходам на обучение детей и их лечение в медицинских учреждениях.
- право на включение в страховой пенсионный стаж многодетной матери периода ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет (не более 6 лет в общей сумме).
4. Профессиональная социализация:
а) государственные услуги службы занятости населения (для всех категорий граждан, в том числе несовершеннолетних);
б) специализированные ресурсы по профориентации на Интернет-портале Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
в) профессиональное обучение для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
5. Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми:
- меры общего информационного характера.
6. Развитие семейного спорта. Физической культуры и туризма:
Межокружная Спартакиада «Всей семьей - за здоровьем!».
3. Жилищная поддержка.
- 30 % скидка от выкупной стоимости жилого помещения, приобретаемого у города;
- субсидии;
- списание части задолженности за приобретаемые у города жилые помещения в связи с рождением (усыновлением) детей в период действия договора купли-продажи с рассрочкой платежа и использования средств материнского (семейного) капитала для погашения части жилищных кредитов;
- предоставление квартир (в том числе через перечисление средств на счета продавцов и застройщиков жилья для строительства и покупки жилья многодетным семьям).
4. Натуральная помощь и иные виды льгот:
- право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте и пригородном железнодорожном транспорте детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет (учащимся - до 18 лет), в т.ч. детям старше 6 лет на основании «Социальной карты москвича»;
- натуральная льгота - скидка в размере 30 % многодетным семьям с 3-9 детьми и 50 % - с 10 и более детьми;
- ежемесячная компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (в зависимости от числа детей в семье 522 или 1044 руб.);
- право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте одному из многодетных родителей на основании «Социальной карты москвича»;
- освобождение от уплаты транспортного налога за транспортное средство одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье, на которого оно зарегистрировано;
- бесплатное пользование местами для парковки транспортных средств на один год одному из родителей (усыновителей) в многодетной семье, на которого оно зарегистрировано и которому предоставлена налоговая льгота по освобождению от уплаты транспортного налога;
- льготная (50 %) плата коммунального сбора за капитальный ремонт жилого помещения.
7. Организация детского отдыха и досуга семьей с детьми:
- культурно-просветительские акции («Всей семьей в театр», «Всей семьей в кино», «Семейное путешествие: всей семьей в музей», «Всей семьей в библиотеку»);
- бесплатное посещение музеев, подведомственных Департаменту культуры города Москвы (по графику и в рамках акций «Ночь искусств», «Ночь в музее»);
- право посещения детьми из многодетных семей бесплатно - зоопарка и по льготным ценам - музеев, парков культуры и отдыха, выставок, стадионов, культурно-просветительных и спортивных мероприятий в учреждениях культуры и спорта, находящихся в ведении Правительства Москвы;
- предоставление путевок в российские лагеря для детского отдыха семьям с 10-ю и более детьми в сопровождении родителей (по решению Правительства Москвы в 2014 году).
8. Укрепление института семьи, популяризация семейных традиций:
- награждение Почетным знаком «Родительская слава города Москвы» многодетных родителей или усыновителей;
- праздничные мероприятия, приуроченные к памятным датам: Международному дню семьи, Дню защиты детей, Дню молодежи, Дню семьи, любви и верности, Дню знаний, Дню матери, Дню Победы.
9. Институционализация общественных объединений семей с детьми как самостоятельного субъекта взаимодействия с государственными структурами:
Региональная общественная организация «Объединение многодетных семей Москвы».
Московский региональный Общественный Фонд поддержки многодетных, приемных и неполных семей «Дети - наше будущее».
78
Социальная поддержка многодетных семей отличается большим количеством вариативных мер - от материальных в натуральной или денежной формах до предоставления льгот на отдых или совместный досуг. В масштабе Москвы эти меры калькулируются в значительную сумму, но в общественном сознании представителей многих типов семей эти меры не ассоциируются со значимой поддержкой. В условиях ограниченности материальных ресурсов эффективность социальной поддержки в форме денежных выплат может быть повышена за счет адресности мер и предоставления получателям выбора конкретной меры социальной поддержки.
Анализ потребностей многодетных семей выявил запрос на формирование условий, при которых такая семья получает возможность обеспечивать себя сама (льготные условия кредитования для осуществления частной предпринимательской деятельности, программы дополнительного профессионального образовании т.д.). Удовлетворение такого запроса способно существенно снизить иждивенческие настроения со стороны многодетных семей и объемы выделяемой им денежной социальной поддержки.
Отказ многодетной матери от профессиональной деятельности в пользу воспитания детей влечет за собой потерю трудового стажа и снижение уровня пенсионного обеспечения. Согласно Трудовому Кодексу РФ, они имеют право на включение в страховой пенсионный стаж только периода ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет (не более 6 лет в общей сумме). Иначе говоря, законодатель относительно защитил только женщину, воспитывающую не более 4 детей, а при большем числе детей мать вынуждена ухаживать за ними свыше 6 лет и она уже не может рассчитывать на поддержку государства. Такая ситуация диктует необходимость пересмотра подходов к пенсионному обеспечению многодетной матери.
К числу наиболее сложных относится проблема обеспечения многодетных семей жильем. Помимо ограниченности материальных ресурсов, дополнительные препятствия создает неурегулированность ряда правовых моментов. В частности, Региональная общественная организация «Объединение многодетных семей г. Москвы» обращает внимание городских властей на ограничение многодетных семей в пользовании ипотечными программами и предлагает для нуждающихся очередников-
Литература:
1. Давыдов АЛ. «Конкурентные преимущества системной социологии» // URL: http:// ecsocman. hse. ru/data/341/700/1219/Davydov_g l_1. pdf (дата обращения: 20.11.2015)
2. Гурко ТА. «Теоретические подходы к изучению семьи». М. : Институт социологии РАН, 2010. С. 104.
3,4. Шевченко И.О. Большая семья - какая она? / ИЮ. Шевченко, П.В. Шевченко // Социологические исследования, 2005. № 1. С. 95-101.
многодетников разработать программу «Многодетная ипотека» со специальной процентной ставкой и государственной гарантией, ввести ипотеку по типу «военной», создать Фонд по реализации программ в сфере решения жилищных вопросов и т.п. [6].
Для многодетных семей актуальна функция качественного воспроизводства, которую московские власти поддерживают через организацию для них семейного досуга (льготное посещение музеев, стадионов, культурно-просветительных и спортивных мероприятий в городских учреждениях культуры и спорта и бесплатное посещение Московского зоопарка). Анализ материалов I Съезда многодетных семей России (апрель 2015 г.) и дискуссии интернет-сообщества выявил запрос таких семей на увеличение возраста детей, имеющих право на семейный отдых, с нынешних 7 до 17 лет включительно. Снижению финансовых издержек многодетной семьи на организацию семейного отдыха может способствовать компенсация за самостоятельно приобретенные путевки, например, через обращение к представителям социально-ориентированного бизнеса с инициативой поддержки внедрения сертификата на детский отдых и туризм (внртренний) для детей из таких семей.
Одним из факторов эффективности социальной поддержки многодетных семей является институционализация данной социальной группы в общественную организацию, взаимодействующую с органами исполнительной власти - распорядителями бюджета. Так, в 2014 году Региональная общественная организация «Многодетные семьи Москвы» самостоятельно распределила среди семей целевую субсидию Правительства Москвы, что позволило реализовать принципы социальной справедливости и адресности социальной поддержки при организации оздоровительного отдыха и семейного досуга.
На примере анализа социальной поддержки многодетных семей в Москве можно сделать вывод, что практическое применение системного подхода к изучению семьи с детьми и ее функций позволяет использовать его для систематизации, анализа и сравнения мер и объемов социальной поддержки различных типов семей с детьми и актуальных для поддержания функций. Конечные результаты такого анализа могут быть востребованы применительно к формированию плана мероприятий по реализации Концепций демографической и семейной политики в городе Москве с целью повышения его эффективности.
Literature:
1. Davydov A.A. «Competitive advantages of system sociology» // URL http://ecsocman. hse.ru/ da-ta/341/700/1219/Davydov_gl_1.pdf (accessed date: 20.11.2015)
2. Gurko T.A. «Theoretical approaches to family studies». M. : RAS Institute of Sociology, 2010. P. 104.
3,4. Shevchenko I.O. What is a big family like? / I.O. Shevchenko, P.V. Shevchenko // Sociological studies, 2005. № 1. P. 95-101.
79
5. Доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году» к ежегодному государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации». Электрон. дан. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, сор. 2014—2015. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/ 155
6. По материалам I Съезда многодетных семей
России, 2015. Официальный сайт Региональной общественной организации «Объединение многодетных семей г. Москвы». URL: http://oms. msk. ru/res-zhilishnaja-politika/ (дата обращения:
5.08.2015).
5. Report «On the performance of children and families with children in the city of Moscow in 2014” attributed to the yearly state report «On the performance of children and families with children in the Russian Federation». Electronic data: Ministry of labor and social protection of the Russian Federation, 2014-2015. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/ 155
6. Following the I Convention of Russian multi-child families, 2015. Official website of the Regional nongovernmental organization «Association of Moscow multi-child families». URL: http://oms.msk.ru/res-zhilishnaja-politika/ (accessed date: 5.08.2015).
80