Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ C ДЕТЬМИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ C ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1224
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПЛАТЫ / ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ / ДЕТИ / ДОХОД / ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ / МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ЯСЛИ / PAYMENTS / HOT MEALS / CHILDREN / INCOME / MORTGAGE / MATERNAL (FAMILY) CAPITAL / FAMILY / SOCIAL CONTRACT / MAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Стельмах Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются основные направления государственной социальной политики по поддержке семей с детьми - устройство детей в ясли; повышение уровня доходов семьи; расширение практики социального контракта; ежемесячные выплаты на детей; реализация программы материнского (семейного) капитала; помощь государства семьям в выплате ипотечного кредита; обеспечение бесплатным горячим питанием учеников начальной школы за счет бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Стельмах Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE'S SOCIAL POLICY TO SUPPORT FAMILIES WITH CHILDREN

The main areas of the state social policy to support families with children - the placement of children in a man' house; Raising family income; Expanding the practice of social contracting; Monthly payments for children; Implementation of the maternal (family) capital programme; Helping the state to families to pay their mortgages; providing free hot meals to primary school students at the expense of budgetfunds.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ C ДЕТЬМИ»

УДК 316

DOI 10.23672/y8667-1895-4759-u

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук,

профессор,

Институт права

и национальной безопасности

Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Стельмах Сергей Анатольевич

магистрант факультета политологии, Южно-Российский институт управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ sergej.stelmax@mail.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Institute of the Right

and National security

Russian Academy of People's Masters

and Public Service under the President

of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Aleksandr V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

Head of the laboratory,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and State Services under the President

of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Sergey A. Stelmax

Undergraduate of faculty of Political science,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and State Services under the President

of the Russian Federation

sergej.stelmax@mail.ru

Социальная политика государства по поддержке семей c детьми

The state's social policy

to support families with children

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления государственной социальной политики по поддержке семей с детьми - устройство детей в ясли; повышение уровня доходов семьи; расширение практики социального контракта; ежемесячные выплаты на детей; реализация программы материнского (семейного) капитала; помощь государства семьям в выплате ипотечного кредита; обеспечение бесплатным горячим питанием учеников начальной школы за счет бюджетных средств.

Ключевые слова: выплаты, горячее питание, дети, доход, ипотечный кредит, материнский (семейный) капитал, семья, социальный контракт, ясли.

Annotation. The main areas of the state social policy to support families with children - the placement of children in a man' house; Raising family income; Expanding the practice of social contracting; Monthly payments for children; Implementation of the maternal (family) capital programme; Helping the state to families to pay their mortgages; providing free hot meals to primary school students at the expense of budgetfunds.

Keywords: payments, hot meals, children, income, mortgage, maternal (family) capital, family, social contract, man.

Поддержка семей с детьми в качестве приоритета государственной социальной политики обусловлена, во-первых, сокращением численности населения, во-вторых, низким уровнем доходов семей с детьми, в-третьих, пандемией коронавируса. Статистические данные свидетельствуют, что численность населения сокращается за

счет естественной убыли. В 2019 году на 1000 человек населения родились 10,1, умерли 12,3, естественная убыль населения составила 2,2. Миграционный прирост в результате миграционного обмена с зарубежными странами (285792 чел.) не компенсирует естественную убыль населения. [1]. В Послании Президента

Российской Федерации Федеральному Собранию 15 января 2020 года (далее, в Послании Президента) отмечается, что в настоящее время семьи создают малочисленные поколения 1990-х годов, число рождений падает, возникла демографическая напряженность в стране. Суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году составил 1,5. Нужно не только выбраться из такой демографической ситуации, но к середине десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения. В 2024 году коэффициент рождаемости должен быть 1,7 [2].

Поддержка семей с детьми предусматривает устройство детей в ясли. Выделены средства из федерального бюджета для помощи регионам в создании 255 тыс. новых мест в яслях до конца 2021 года. Однако за 2018-2019 годы вместо 90 тыс. было создано 78 тыс. новых мест, из них реально могли быть предоставлены 37,5 тыс., на остальные места не получена образовательная лицензия. К 2021 году нужно создать ещё 177,3 тыс. мест [2].

Поддержка семей с детьми осуществляется в форме выплаты пособий на детей. В 2018 году 3 млн 720 тыс. человек получали пособия, в том числе пособие на детей в базовом размере -2 млн 546 тыс. чел., одиноких матерей - 808 тыс. чел., военнослужащих по призыву - 4,2 тыс. родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов -5,9 тыс. чел., пособие на детей из многодетных семей - 348 тыс. чел., пособие на детей инвалидов - 41 тыс. чел., пособие на детей родителей-инвалидов - 15 тыс. чел. [3]. Удельный вес детей в возрасте от 0 до 16 (18) лет, для которых назначено пособие, в общей численности детей до 18 лет, равен 23,2 %.

В Послании Президента отмечается, что значительная часть граждан имеет низкие доходы. 70-80 % семей с низкими доходами составляют семьи с детьми, даже если работают не один, а оба родителя. С января 2020 года семьи, чьи доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека, получают ежемесячные выплаты на первых и вторых детей, не до полутора лет, а до трех лет. Размер выплаты зависит от прожиточного минимума ребенка в регионе. В среднем по стране, это более 11 тыс. рублей на одного ребенка в месяц. При поддержке федерального бюджета начались выплаты на третьего ребенка или последующих детей в 75 регионах, включая все регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Президент предложил предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет с 1 января 2020 года. Выплаты получают семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Выплаты на первом этапе составляют половину прожиточного минимума - 5,5 тыс. С 2021 года будут произведены выплаты в размере полного прожиточного минимума, в среднем, 11 тыс. на ребенка в месяц, в каждом регионе разные суммы [2].

По мнению Президента, необходимо расширять практику социального контракта, который должен стать индивидуальной программой повышения доходов и качества жизни для нуждающихся

семей, прежде всего, в которых есть дети. В рамках социального контракта государство предоставляет гражданам регулярные выплаты, оказывает помощь по переобучению и повышению квалификации, по содействию в трудоустройстве и открытии небольшого собственного дела. Государство ожидает от людей конкретных действий по решению собственных проблем, включая трудоустройство и ответственное выполнение своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи. Регионы начали внедрять механизм социального контракта, но его эффективность крайне низкая, потому что он оказывает слабое влияние на снижение бедности, на повышение доходов семей. Правительству поручено учесть опыт пилотных проектов и обновить принципы социального контракта, расширить финансов у ю поддержку регионов, чтобы в 2021 году внедрить этот механизм во всех регионах. Показателем результативности работы, в том числе, руководителей регионов, будет не количество за-кл юч енных социальных контрактов, а реальное снижение бедности населения [2].

Поддержка семей с детьми осуществляется в ф о р м е выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В 2018 году его и м ели 697734 человек [3]. 696215 человек полностью распорядились средствами материнского (семейного) капитала, 854935 - частью средств, в том числе 692225 - для улучшения жилищных условий, 162024 - получения образования детьми, 616 - формирования накопительной пенсии, 70 - социальная адаптация детей-инвалидов. Численность лиц, имеющих низкий доход и получающих ежемесячные выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, составила 34552 человека. Для поддержки семьи и увеличения рождаемости Президент предложил продлить программу материнского (семейного) ка п итала до 31 декабря 2026 года. С 1 января 2020 года при рождении первого ребенка семья получает право на материнский (семейный) капитал в сумме 466617 руб., которая прежде полагалась при рождении второго и последующего ребенка. Увеличен материнский (семейный) капитал на 150 тыс. руб. Право на эти дополнительные средства к материнскому (семейному) капиталу семья получает при рождении второго ребенка. Общий его размер для семьи с двумя детьми составляет 616617 руб. В дальнейшем он будет ежегодно индексироваться. Если в семье есть ребенок, то после рождения второго ребенка материнский (семейный) капитал должен предоставляться в размере 616617 руб. [2]. В соответствии с Посланием Президента, внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [4]. При рождении, усыновлении первого ребенка право на дополнительные меры государственной поддержки предоставляется семьям с 01 января 2020 года. Право возникает со дня рождения, усыновления первого, второго, третьего ребенка и последующих детей и может быть реализовано не ранее чем по истечению трех лет со дня рождения, усыновления. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере: 466617 руб., если право возникло до 31 декабря 2019 года; с 01 января 2020 года - 466617 руб. при рождении,

усыновлении первого ребенка, 616617 руб. при рождении, усыновлении второго, третьего ребенка и последующих детей, если первый ребенок был рожден, усыновлен начиная с 01 января 2020 года. До 50 % средств материнского (семейного) капитала можно использовать для индивидуального жилищного строительства. Право на материнский (семейный) капитал на первого ребенка приобретут более 561 тыс. семей, на второго - 552 тыс. Для этого дополнительно потребуется в 2020 году 122 млрд руб., 2021 г. -210,7 млрд руб., 2022 г. - 265,8 млрд. Выплаты семьям по уходу за ребенком предназначены для 2,4 млн. семей. В 2020 году на выплаты может быть использовано 159 млрд руб., в том числе 120 млрд руб. из государственного бюджета [5].

Необходимо отметить, что в регионах есть региональный материнский капитал, в рамках которого в 2018 году 177999 человек получили единовременную денежную выплату, ее средний размер составил 80083 руб. на одного получателя [3]. В основном, региональный материнский капитал предназначен семьям при рождении, усыновлении третьего ребенка и последующих детей. В 2020 году в Красноярском крае его сумма составляет 131806 руб., в Краснодарском крае - 129342, в Тульской области - 150 тыс. руб, в Воронежской обл. - 150 тыс. руб., в Ростовской обл. - 121287 руб., в Архангельской обл. - 105 тыс. руб., в Астраханской обл. - 58764 руб., в Калининградской обл. - 50 тыс. руб. В Хабаровском крае размер материнского капитала при рождении, усыновлении второго ребенка равен 30 % от суммы федерального материнского (семейного) капитала (184985,1 руб.), третьего ребенка и последующих детей - 250 тыс. руб. В Калужской области региональный материнский капитал на второго ребенка равен 50 тыс. руб., на третьего ребенка и последующих детей - по 100 тыс. руб. В Калининградской области появился материнский капитал в размере 300 тыс. руб., предназначенный для женщин, которые родят первого ребенка в 20202022 годах во время обучения либо в течение трех лет после окончания учебы в государственных высших и средних образовательных учреждениях. В Воронежской области введена единовременная выплата при рождении второго ребенка матерям моложе 28 лет в сумме 200 тыс. руб. [6].

Поддержка семей с детьми осуществляется в форме выплаты части ипотечного кредита. В Послании Президента отмечается, что при рождении третьего ребенка государство выплачивает за семью 450 тыс. руб. ее ипотечного кредита [2]. Следовательно, семья с тремя детьми сможет при помощи государства вложить в решение жилищной проблемы свыше 1 млн руб. Льготная ставка ипотеки в 6 % годовых для семей с двумя и более детьми распространена на весь срок кредита. В результате, число тех, кто воспользовался такой мерой поддержки, возросло почти в десять

Литература:

1. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2019 году // Российская газета. 2020. 13 марта.

раз. На Дальнем Востоке реализуется социальная программа для молодых семей - ипотека по ставке 2 %.

Поддержка семей с детьми осуществляется в форме обеспечения бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвертый класс. В Послании Президента отмечается, что для организации бесплатного горячего и здорового питания направляются средства и з федерального, регионального и местного источников бюджетов. При этом нужно создать в школах необходимую инфраструктуру, оборудовать столовые и буфеты, наладить систему снабжения качественными продуктами. В тех регионах и школах, где есть техническая готовность, бесплатное горячее питание должно предоставляться с 1 сентября 2020 года. Не позднее 01 сентября 2023 года младшие школьники во всех регионах должны быть обеспечены бесплатным качественным горячим питанием [2]. В соответствии с Посланием Президента, внесены изменения в 37 статью Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Учащиеся начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются их учредителями не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием за счет бюджетных ассигнований федерального, регионального и местного бюджета и иных источников финансирования. Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» дополнен главой об организации горячего питания детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, детей в организованных детских коллективах. [8]. Объем федерального финансирования бесплатного горячего питания в начальной школе в 2020 году составит 21 млрд руб., затем - 43 млрд руб. [5].

В условиях пандемии коронавируса в 2020 году по предложению Президента введены новые меры поддержки семей с детьми. [9; 10]. В апреле-июне 2020 г. семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, выплачивается по 5 тыс. руб. ежемесячно на каждого ребенка до трех лет. Семьи с детьми, в которых родители безработные, в течение трех месяцев дополнительно получают по 3 тыс. руб. ежемесячно на каждого несовершеннолетнего ребенка. Удвоен минимальный размер пособия по уходу за ребенком с 3375 до 6751 руб. Семьи, у которых нет права на материнский (семейный) капитал, в апреле - июне получают ежемесячную выплату в 5 тыс. руб. на ребенка до 3 лет. С 01 июня установлена разовая выплата в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка с 3 до 16 лет независимо от уровня доходов. Поддержку могут получить 27 млн детей.

Literature:

1. Main indicators of the socio-economic situation of the Russian Federation's subjects in 2019 // Russian newspaper. 2020. March 13.

2. Помочь тем, кому труднее // Российская газета. 2020. 16 января.

3. Социальное положение и уровень жизни в России. 2019. Статистический сборник. URL : https://gks.ru/bgd/regl/b19_44/Main.htm

4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1. Ст. 19; 2020. № 9. Ст. 1127.

5. Латухина К. Министры в кабинете президента // Российская газета. 2020. 6 февраля.

6. Регионы готовы доплачивать за детей, но в основном за третьих // Российская газета. 2020. 3 марта.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598; 2020. № 9. Ст. 1139; № 12. Ст. 1645. URL : www.pravo.gov.ru 24 апреля 2020 г. Российская газета. 2020, 29 апреля.

8. Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст.150; 2020. № 9. Ст. 1139.

9. Латухина К. Помогать напрямую // Российская газета. Неделя. 15 апреля.

10. Латухина К. Выход из выходных // Российская газета. 2020. 12 мая.

11. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: доклад НИУ ВШЭ: к ХХ Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9-12 апреля 2019 г., Москва / С.С. Бирюкова, Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова и др.; Под редакцией Л.Н. Овчаровой. М. : Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. 153 с.

2. Help those who are more difficult // Russian newspaper. 2020. January 16.

3. Social status and standard of living in Russia. 2019. Statistical collection. URL : https://gks.ru/bgd/ regl/b19_44/Main.htm

4. Federal law № 256-FZ of December 29, 2006 «On additional measures of state support for families with children» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2007. № 1. Art. 19; 2020. № 9. Art. 1127.

5. Latukhina K. Ministers in the Cabinet of the President // Russian newspaper. 2020. February 6.

6. Regions are willing to pay extra for children, but m o st I y for third parties // Russian newspaper. 2020 of 3 March.

7. Federal law № 273-FZ of December 29, 2012 «On education in the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2012. № 53. Art. 7598; 2020. № 9. Art. 1139; № 12, article 1645; Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) April 24, 2020. Russian newspaper. 2020, April 29.

8. Federal law № 29-FZ of January 2, 2000 «On the quality and safety of food products» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2000, № 2, article 150; 2020. № 9. Art. 1139.

9. Latukhina K. To help directly // Russian newspaper. A week. April 15.

10. Latukhina K. Exit from the weekend // Russian newspaper. 2020. May 12.

11. Families with children in Russia: the standard of living and the policy of social support: report of the higher school of ECONOMICS: to the XX April international scientific conference on problems of economic and social development, April 9-12, 2019, Moscow / S.S. Biryukova, E.A. Gorina, A.R. Goryai-nova et al.; edited by L.N. Ovcharova. M. : Publishing house of Higher school of Economics, 2019. 153 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.