Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦА С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ / ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова Наталья Владиславовна, Еремина Ольга Юрьевна

Статья посвящена анализу состояния современного российского законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения социальными выплатами лиц с семейными обязанностями, а также тенденциям его совершенствования в условиях перманентного научно-технологического развития. Под лицами с семейными обязанностями авторы понимают семьи, воспитывающие детей (одиноких родителей и усыновителей). Особое внимание уделяется проблемам правильного толкования и последующей реализации принципов права социального обеспечения в ходе совершенствования норм законодательства о социальных выплатах как самого многочисленного вида социального предоставления. Подчеркивается важность и высокая значимость таких принципов, их ключевая роль в преодолении демографических проблем и проблемы бедности российских семей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TRANSFORMATION OF THE RIGHTS OF PERSONS WITH FAMILY RESPONSIBILITIES TO SOCIAL BENEFITS IN THE CONTEXT OF PERMANENT SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the analysis of the state of modem Russian legislation regulating the provision of social benefits to persons with family responsibilities, as well as the trends of its improvement in the conditions of permanent scientific and technological development. By persons with family responsibilities, the authors understand families raising children (single parents and adoptive parents). Particular attention is paid to the problems of the correct interpretation and subsequent implementation of the principles of social security law in the course of improving the norms of legislation on social benefits as the most numerous type of social provision. The importance and high significance of such principles, their key role in overcoming demographic problems and the problem of poverty of Russian families with children is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-245-258 NIION: 2018-0076-8/23-618 MOSURED: 77/27-023-2023-8-618

АНТОНОВА Наталья Владиславовна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Ответственный секретарь Комиссии по юридической науке АЮР, e-mail: [email protected]

ЕРЕМИНА Ольга Юрьевна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу состояния современного российского законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения социальными выплатами лиц с семейными обязанностями, а также тенденциям его совершенствования в условиях перманентного научно-технологического развития. Под лицами с семейными обязанностями авторы понимают семьи, воспитывающие детей (одиноких родителей и усыновителей). Особое внимание уделяется проблемам правильного толкования и последующей реализации принципов права социального обеспечения в ходе совершенствования норм законодательства о социальных выплатах как самого многочисленного вида социального предоставления. Подчеркивается важность и высокая значимость таких принципов, их ключевая роль в преодолении демографических проблем и проблемы бедности российских семей с детьми.

Ключевые слова: лица с семейными обязанностями, семья с детьми, дети, социальные выплаты, право на социальное обеспечение, принципы права социального обеспечения, модернизация социально-обеспечительного законодательства, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

ANTONOVA Natalia Vladislavovna,

Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher Department of social legislation Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Executive Secretary of the Legal Science Commission of the AJUR

EREMINA Olga Yurievna,

Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher Department of social legislation Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

FEATURES OF THE TRANSFORMATION OF THE RIGHTS OF PERSONS WITH FAMILY RESPONSIBILITIES TO SOCIAL BENEFITS IN THE CONTEXT OF PERMANENT SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL

DEVELOPMENT

Annotation. The article is devoted to the analysis of the state of modern Russian legislation regulating the provision of social benefits to persons with family responsibilities, as well as the trends of its improvement in the conditions of permanent scientific and technological development. By persons with family responsibilities, the authors understand families raising children (single parents and adoptive parents). Particular attention is paid to the problems of the correct interpretation and subsequent implementation of the principles of social security law in the course of improving the norms of legislation on social benefits as the most numerous type of social provision. The importance and high significance of such principles, their key role in overcoming demographic problems and the problem of poverty of Russian families with children is emphasized.

Key words: persons with family responsibilities, family with children, children, social payments, the right to social security law, principles of social security law, modernization of social security legislation, Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation.

Российское государство переживает не простые времена, что связано не только со сложной геополитической обстановкой, но и с вызовами и угрозами, обусловленными научно-технологическим развитием в мировых масштабах [3, 8, 14, 17, 18, 20]. Не случайно в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 [39], отмечается, что на этапе перехода России к инновационной экономике одним из наиболее значимых вызовов, препятствующих научно-технологическому развитию страны, выступает «демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций»[39].

И, поскольку научно-технологическое развитие перманентно, а вызовы и угрозы, препятствующие научно-технологическому развитию, не могут быть разрешены мгновенно, основной задачей правового и социального государства выступает выработка эффективных способов по смягчению негативных последствий технологического перехода в отношении наименее защищенных граждан (семей с детьми, одиноких родителей, воспитывающих ребенка (детей), инвалидов и пожилых, и др.), остро нуждающихся в повышенной социальной поддержке со стороны общества и государства. Такой подход является значимой гарантией достижения целей в области инновационного развития, выработанных всем мировым сообществом и каждым из его членов, включая Российскую Федерацию.

В Российской Федерации в связи с этим были определены приоритетные цели развития страны до 2030 года [40, 42], среди которых ключевой была определена цель - «Сохранение населения, здоровья и благополучия людей». Для достижения обозначенной цели, прежде всего, необходимо обеспечить устойчивый рост численности населения страны, повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет, а также снизить уровень бедности (в два раза по сравнению с показателем 2017 года) [40, 42] и социальной напряженности.

На сегодняшний день сокращение населения, изменение его возрастной структуры в сторону превалирования граждан пожилого возраста, как общемировая тенденция[7, 10, 16, 19], в России вызывает серьезные опасения. Если рассматривать сложившуюся демографическую ситуацию с точки зрения соотношения занимаемой территории и количества населения, проживающего на ней, то она приобретает статус вопроса национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо признать, что Российская Федерация в полной мере столкнулась с демографическими проблемами, характерными для многих стран: старение населения и уменьшение количества рождений [7, 10, 16, 19].

Отличительной особенностью демографических проблем в России признается не столько старение населения1, сколько снижение количе-

1 Старение населения в Российской Федерации отличается от аналогичных процессов в других странах. Так, продолжительность жизни в России меньше, чем в странах ЕС примерно на 10 лет. Согласно глобальному рейтингу государств мира по величине ожидаемой продолжительности жизни Россию опережают большинство развивающихся стран - Латинская Америка, Северная Африка, Передняя и Восточная Азия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ства рождений[5]. Данное положение обусловлено демографическим кризисом 1990-х годов, когда число родившихся, по сравнению с 1980-ми годами, снизилось почти вдвое. Данное поколение в настоящее время вступило в репродуктивный возраст.

В основном прирост населения обеспечивается только благодаря многодетным семьям, то есть семьям, количество детей в которых минимум трое. Однако репродуктивные планы российских семей не соответствуют ожиданиям государства.

В 2022 году Федеральная служба государственной статистики провела очередное масштабное исследование, целью которого было выявление репродуктивных планов российских семей [53]. Такие исследования проводятся регулярно с периодичностью в пять лет с охватом не менее 15 000 домохозяйств. Согласно опубликованным данным, около 70 % опрошенных респондентов заявили о желании родить только двоих детей. При этом 40 % из них решились на второго ребенка, рассчитывая на государственную помощь.

Репродуктивные планы россиян в 2017-2022 годах [53]

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что именно сейчас необходимы меры, которые могли бы стимулировать рождение третьих и последующих детей [6].

Отметим, что в последние 20 лет приоритетным направлением государственной социальной политики признается разработка целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми. Необходимость поддержки семей с детьми отражена во всех Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 8 июля 2000 г. и до 21 апреля 2021 г. Дети в соответствии со ст. 67.1 Конституции Российской Федерации провозглашены приоритетом государственной политики[21, 24].

Семьи с детьми являются объектом заботы государства, что также отражено в документах стратегического характера - указах Президента Российской Федерации: от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

2024 года»[40] и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»[42].

Поддержка семей с детьми является составной частью многих национальных и федеральных проектов Российской Федерации, среди которых: национальный проект «Демография»; федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; национальный проект «Здравоохранение»; федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»; федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»; национальный проект «Образование»; федеральный проект «Современная школа»; Федеральный проект «Успех каждого ребенка»; национальный проект «Жилье и городская среда».

Анализ государственных мер по стимулированию рождаемости показал, что наиболее эффективными явились решения, связанные с улучшением жилищных условий и предоставлением земельных участков. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), тройку самых распространенных мер господдержки семей составляют материнский капитал (о нем упомянули 98% собеседников), ежемесячные выплаты на детей до трех лет (91%) и семейная ипотека (86%)[54].

Как известно, материнский капитал признан самым эффективным инструментом стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации. Несмотря на название Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[30] его следует отнести к основным мерам социальной государственной поддержки.

С момента его вступления в силу, он менялся и дополнялся 15 раз:

1) уменьшались сроки рассмотрения заявлений граждан о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала;

2) вводились правовые механизмы защиты средств материнского капитала от мошенничества;

3) увеличивался (несколько раз) субъектный состав получателей средств материнского капи-тала1;

4) увеличивался объем средств материнского капитала;

5) отменена обязанность Пенсионного фонда (с 1 января 2023 года - Социальный фонд России [36]) по информированию владельцев сертификата о его размере (2017);

6) расширялся круг субъектов, имеющих право на получение материнского капитала (в связи с увеличением состава субъектов Российской Федерации указанное право было распространено на семьи с детьми, проживающих в Республике Крым и г. Севастополе);

1 При этом по ряду направлений расходования таких средств (в частности, на формирования накопительной пенсии) мужчины и женщины, воспитывающие ребенка (детей), не смотря на очередность возникновения у них такого права (приобретения такого права), они все более уравниваются в возможностях по его реализации (см.: законопроект № 222349-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о предоставлении всем лицам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, права направлять средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии)// Система обеспечения законодательной деятельности, URL.: https://sozd.duma.gov.ru/bill/222349-8).

7) предоставлялось право семье, в случае рождения второго (или последующего) ребенка в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года, не дожидаясь достижения им возраста трех лет, воспользоваться льготными условиями кредитования, на улучшение жилищных условий. При этом погасить льготную ипотеку стало возможным средствами материнского капитала;

8) расширялись направления использования средств материнского капитала: 1) приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество (2015 г.); 2) возможность получения ежемесячных пособий нуждающимся семьям на ребенка из средств материнского капитала (2018 г.);

9) упрощались процедуры выдачи сертификата на материнский капитал (с 2018 г. можно обратиться за этой услугой в многофункциональный центр);

10) расширялся круг образовательных организаций (дошкольные образовательные организации), за образовательные услуги которых стало возможным рассчитываться средствами материнского капитала;

11) создана информационная система «Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки»;

12) создан правовой механизм сохранности средств материнского (семейного) капитала, направленных на улучшение жилищных условий (в случае расторжения договора счета эскроу; или невыполнения обязательств застройщиками)

13) введен механизм индексация средств материнского капитала с 1 февраля текущего года согласно индексу роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации.

В списке мер по стабилизации демографической ситуации отметим также льготные условия кредитования. Так, возможность воспользоваться льготными условиями кредитования, чтобы улучшить свои жилищные условия предоставляется семьям, в которых с 1 января 2018 г. и до 31 декабря 2021 г. появился второй или третий ребенок. Такие семьи вправе взять льготную ипотеку по ставке 6% годовых, которая предоставляется, в частности, при намерении заемщика приобрести готовое или строящееся жилье и при достаточности собственных средств на оплату первоначального взноса или на заключение дополнительного соглашения о рефинансировании ранее выданных ипотечных кредитов. Отметим, что льготные условия кредитования не связаны напрямую с материнским (семейным) капиталом. Это самостоятельная мера государственной поддержки семей с детьми, предоставляемая на основании

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей»[43].

В роли самостоятельного правового механизма, входящего в систему мер демографической стабилизации в России, выступает Федеральный закон от 3 июля 2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»[33].

Субъектами государственной поддержки являются многодетные семьи, в которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года родился третий ребенок (или последующие дети). В случае если семья (член семьи) обременены ипотечными обязательствами по приобретению жилого помещения, то за счет бюджетных средств возможно полностью или частично погасить указанные обязательства. Объем средств не превышает 450 тысяч рублей, ими может быть погашено только одно ипотечное обязательство.

В ряд правовых механизмов стабилизации демографической ситуации отнесем также возможность отсрочки кредитных обязательств или уменьшения размера платежей на определенный срок (льготный период) в случае рождения ребенка. Отсутствие возможности выполнять трудовые обязанности в связи с необходимостью осуществлять уход за ребенком, приводит к снижению среднемесячного дохода семьи, что свидетельствует о трудной жизненной ситуации[35].

Многодетным семьям также предоставляются налоговые льготы. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 и п. 65.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не облагаются НДФЛ:

1) доходы в связи с оказанием многодетным семьям мер государственной поддержки по погашению их обязательств по ипотеке;

2) материальная выгода, полученная от экономии на процентах в течение льготного периода по ипотечному кредиту.

В направлении стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации активно ведется законопроектная деятельность.

Анализ законодательных инициатив депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации позволил выделить следующие меры:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

1) сделать бессрочным материнский (семейный) капитал;

2) выплачивать семейный (материнский) капитал женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка начиная с 1 января 2023 года вне зависимости от того, пользовались ли они ранее правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) увеличить сумму семейного (материнского) капитала на второго (до 933 234 руб.), третьего и последующих детей (до 1 399 851 руб.);

4) уравнять мужчин и женщин, воспитывающих ребенка (детей) (в зависимости от очередности возникновения у них права на материнский (семейный капитал), в возможностях реализации средств по такому направлению расходования материнского (семейного) капитала, как формирование накопительной пенсии;

5) установить понятие многодетной семьи на федеральном уровне, расширить меры государственной поддержки.

В апреле 2023 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации был проведен круглый стол на тему «Законодательное обеспечение создания условий для увеличения рождаемости России: переход от урбанизации к типовому малоэтажному строительству в городах»[55]. В рамках мероприятия подводились итоги уже принятых мер социальной демографической политики, обсуждались пути дальнейшего совершенствования правовых механизмов, велись дебаты о целесообразности тех или иных мер. В результате были резюмированы выводы о том, что эффективность мер по стабилизации демографической ситуации может быть повышена при условии принятия государственных решений на основе глубоких научных исследований в сфере демографии и юриспруденции.

В рамках названного мероприятия были приведены данные по опыту США, в которых было доказано, что урбанизация ограничивает демографический рост. Так, в США в 1930-х годах был запущен проект по малоэтажной застройке, который привел к переселению в пригород свыше 7 млн. человек. Социальный эффект данного проекта превзошел ожидания: получение гражданами собственных домов с достаточным количеством жилой площади явилось главным условием многодетности. Уже через 20 лет, к 1950-м годам нормой для американской семьи было 4-5 детей. Коэффициент рождаемости вырос с 2.15 рождений до 3,78 рождений на женщину. Кроме того, этот проект способствовал экономическому росту. Удаленность от места работы способствовала росту автомобильной промышленности, необходимости строительства автотрасс и железнодорожных путей. Таким образом, «один потраченный

доллар на малоэтажную застройку сгенерировал 7-8 долларов в смежных отраслях»[56].

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики современной России позволяет сделать вывод о том, что основным инструментом осуществления государственной поддержки семей, имеющих детей, выступает институт социальных выплат, который получил широкое распространение на всех уровнях власти [7, 15, 16].

Следует отметить, что на федеральном уровне с 1 января 2023 года сформирована единая система мер социальной поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей [9, 19]. Создана так называемая «бесшовная» система государственной поддержки с ранних сроков беременности женщины до достижения ребенком 17 лет[37]. Отметим, что законодательством установлены два необходимых условия для получения социальных выплат: 1) дети должны быть гражданами Российской Федерации и проживать на ее территории, 2) семьи должны быть признаны в установленном законопроектом порядке нуждающимися.

Единое ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка[26] привело к объединению других мер социальной поддержки:

- пособие за постановку на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

- пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством;

- ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка до достижения ими возраста 3 лет;

- ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3 лет;

- выплаты на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17

лет.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федера-ции»[27].

Обращаем внимание, что такой подход ограничил граждан в праве на указанное пособие по сравнению с ранее действующим законодательством. Так, например, действующая пока редакция части 2 статьи 1 Федерального закона от 28

декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»[32, 38]1 предусматривает право на получение ежемесячной выплаты в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

Теперь размер пособия зависит от доходов родителей и может составить от 50% до 100% прожиточного минимума субъекта Российской Федерации[44]2. Таким образом, степень материальной обеспеченности получателей зависит от социально-экономического положения конкретного субъекта Российской Федерации. Следовательно, уровень жизни семей с детьми, которые проживают на территории Российской Федерации фактически будет различаться в зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации они проживают.

Помимо этого единое пособие на детей предоставляется нуждающимся в социальной поддержке гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет. Здесь важно обратить внимание на установление возрастной границы в 17 лет. По общему правилу, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) [23, часть 1 статья 54] за исключением эмансипации [22, статья 27].

Согласно социальному законодательству при назначении льгот на содержание детей в расчет берется возраст до 18 лет, который увеличивается до 23 лет в случае обучения ребенка в высших профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения[25, 28, 31]. Таким образом, вновь введенное единое пособие на детей привело к сужению круга лиц - получате-

1 Право на получение назначенной до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2022 г № 475-ФЗ ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», сохраняется за гражданами до окончания периода, на который указанная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и реализуется в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2022 г .№ 475-ФЗ.

2 Правительство Российской Федерации постановлением от 16 декабря 2022 г. № 2330 утвердило «Правила о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», которые регулируют назначение и выплату пособия в части, не определенной Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

лей детских пособий. Такой подход противоречит демографической политике Российской Федерации.

На наш взгляд, внедрение вышеуказанного единого пособия, в случае утверждения его конкретного размера на федеральном уровне в размере не менее прожиточного уровня, установленного в субъекте Российской Федерации на каждого ребенка без применения критерия нуждаемости, послужил бы действенной стимулирующей мерой к большему числу рождений в российских семьях. Как правильно отметила Е.Г. Азарова, политика государства сместилась в сторону стимулирования рождаемости, а не поддержки уже родившихся детей[1, с. 108].

Еще одним обстоятельством, снижающим эффективность разработанных государством мер по поддержке семей, имеющих детей, признается нарушение конституционных прав на получение социального обеспечения, направленного на защиту материнства и детства. Так, анализ судебной практики показывает, что при назначении детских пособий органами социального защиты субъектов Российской Федерации эти права часто нарушаются.

Происходят массовые отказы в назначении детских пособий при отсутствии регистрации по месту жительства. Например, Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) признал незаконным отказ органов «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольска-на-Амуре» в назначении детского пособия. Истцу было отказано в назначении указанного пособия, в связи с отсутствием регистрации по постоянному месту жительства. Договор об аренде квартиры и подтверждения (справки) из образовательных и медицинских организаций о факте проживания семьи по указанному адресу органам социальной защиты не показались достаточными^].

Аналогичные отказы органов социальной защиты были обжалованы во многих субъектах Российской Федерации[45, 46, 47, 48]. По этому же основанию отказывают в назначении выплаты ежемесячного пособия ребенку-инвалиду, проживающую с опекунами[49, 50].

Причиной для отказа в назначении пособия - ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка послужило отсутствие справки о доходах отца ребенка. Так, органы социальной защиты города Йошкар-Ола со ссылкой на пункт 5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 889 н, а также пунктов 10.11. статьи 4 Федерального Закона от 28 декабря 2017 г. №

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»[32] отказали в выплате вышеуказанного пособия в связи с отсутствием сведений о доходах отца.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что родители ребенка в зарегистрированном браке не состоят, в фактически брачных отношениях не состояли. Истец сведениями о работе отца ребенка не располагает. Отец объявлен в исполнительный розыск в связи с систематической неуплатой алиментов на содержание ребенка[51]. Решением Йошкар-Олинского городского суда право истца было восстановлено.

Несовершенство законодательных норм является причиной нарушения прав граждан с семейными обязанностями и прав детей на социальное обеспечение, а также дополнительной нагрузкой на судебную систему. Отметим, что процент отказов в назначении выплат детских пособий не соотносится с количеством судебных дел, обращающихся за обжалованием таких решений. Это свидетельствует о том, что многие семьи не имеют возможности в силу разных причин обратиться в суд за защитой своих прав. Таким образом, институт социальных выплат распространен не на все семьи с детьми в Российской Федерации.

Такая ситуация в своей основе обусловлена неверным пониманием субъектами законодательной инициативы, а нередко и правоприменительной практики, содержания основополагающих отраслевых принципов права социального обеспечения, а также их предметной взаимосвязи в ходе реализации гражданами своего права на конкретные виды социального обеспечения, включая социальные выплаты. Прежде всего, речь идет о соотношении принципа всеобщности социального обеспечения с принципом его дифференциации по кругу обеспечиваемых лиц [11, с. 102108, 12, с. 140-153].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всеобщность социального обеспечения находит свое конкретное выражение в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ [21], и предполагает, что в отношении каждого гражданина право на социальное обеспечение гарантировано во всех случаях. Иными словами, никто не может находиться вне сферы действия данного права, если существует объективная потребность в получении от государства благ и гарантий социального обеспечения. В то же время при буквальном понимании этого принципа, которое заключается в том, что каждый имеет право на все существующие виды социального обеспечения, объем конкретных прав на определенный вид (виды) социального предоставления (материальные блага) всегда зависит от различных обстоятельств, установленных законодателем. Такое исключение из принципа все-

общности позволяет вырабатывать справедливый дифференцированный подход к объему благ и гарантий социального обеспечения в отношении конкретной группы лиц соразмерно ее объективным потребностям. Именно в данном постулате находит отражение сочетание принципов единства (всеобщности) и дифференциации социально-обеспечительных правоотношений.

Защита от социально-рисковых ситуаций уже на первоначальном этапе предполагает дифференциацию норм права, направленную на учет возможных рисков, требующих предоставления неодинаковых видов социального обеспечения и условий их реализации. Таким образом, применение нормы общего действия всегда осложняется одновременным наличием специальных норм в отношении наиболее уязвимых категорий населения. В то же время признание наличия дифференциации правового регулирования социально-обеспечительных отношений требует признать и единства воздействия права на общественные отношения, поскольку дифференциация осуществима только при наличии единства правового регулирования[12, с. 143].

Иными словами, дифференциация правового регулирования также подчиняется определенным правилам. Во избежание дискриминационных последствий в отношении обеспечиваемых благами и гарантиями лиц, законодатель должен ограничиваться либо установлением особенностей предоставления общих видов социального обеспечения (например, федеральных пособий на детей) либо устанавливать специальные (дополнительные) материальные блага в отношении наиболее нуждающихся граждан для их более эффективной защиты от социальных рисков в силу особого состояния здоровья, уровня дохода и других особых обстоятельств.

Однако, как показывает практика, а также рассмотренные выше примеры законодательных инициатив, наблюдается явное отступление от принципа справедливой дифференциации благ и гарантий социального обеспечения, поскольку установление социальных пособий и других выплат на детей смещается в сторону только малоимущих (малообеспеченных) семей, при явном отказе от единства (всеобщности) по ряду социальных выплат. Примером выступает отмена большого количества социальных пособий и компенсаций (по уходу за ребенком с полутора до трех лет (была отменена с 1 января 2020 года) [41], при постановке на учет женщины в ранние сроки беременности (было отменено как всеобщее пособие с 1 июля 2021 года) [34] и др.), пусть и малозначительных по объему возмещения (от 50 до 500 руб.), но рассчитанных на все россий-

ские семьи, вне зависимости от уровня доходов лиц, воспитывающих ребенка (детей).

В качестве примера несправедливой дифференциации правового регулирования в области социальных выплат выступает так называемая «монетизация льгот»[29]. Согласно данной реформе с 1 января 2005 года большое количество льгот и преимуществ для граждан была заменены различными мерами социальной поддержки, включая установление ряда денежных социальны выплат - регионального пособия на ребенка[2]. Данное пособие было передано с федерального уровня на региональный, что привело к произвольному установлению круга обеспечиваемых таким пособием лиц, размеров такого пособия и периодичности его выплаты[15]. Субъекты Российской Федерации при установлении такого пособия стали руководствоваться не только своими финансовыми возможностями, но и неверным пониманием принципа адресности, его толкованием через понятие «нуждаемость» в благах и гарантиях социальной защиты и социального обеспечения. В то же время адресность предусматривает реализацию благ и гарантий социального обеспечения как посредством выбора наиболее нуждающейся категории граждан-получателей мер социальной поддержки, так и через предоставление таким лицам возможности самостоятельного определения видов и форм поддержки. Содержание такого принципа намного шире понятия «нуждаемость». Кроме того, применение принципа адресности во всех случаях должно учитывать тесную взаимосвязь главных отраслевых принципов права социального обеспечения -единства (всеобщности) и дифференциации правового регулирования, и не вступать в противоречие с таковыми.

К сожалению, законодательство о новом федеральном пособии - едином ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка не смогло преодолеть перечисленные явные противоречия, связанные с неверным пониманием и применением законодателем отраслевых принципов социального обеспечения. В результате, тысячи семей с детьми лишены права на получение нового пособия, ведь доходы таких семей не соответствуют установленному законодательством уровню нуждаемости. Такие семьи с детьми, обремененные кредитными ипотечными обязательствами, не числятся в числе получателей пособия в связи с рождением и воспитанием детей, хотя очень нуждаются в нем. При определении уровня их доходов, а, следовательно, нуждаемости, не учитывается их реальный доход после ежемесячного взноса по ипотечному кредиту. Поэтому такие семьи оказываются за чертой бедности, что неизбежно ведет к конфликтам в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

семье, нередко к разводам, лишению вновь приобретенного имущества и прочим негативным сценариям.

В качестве вывода отметим, что в ходе конструирования норм законодательства о социальной защите и социальном обеспечении необходимо руководствоваться основными началами, отраслевыми принципами правового регулирования социально-обеспечительных правоотношений, которые находят отражение в Конституции Российской Федерации и были выработаны еще в советском законодательстве при обособлении права социального обеспечения от других отраслей российского права [11, 13].

Современное законодательство о социальных выплатах в Российской Федерации не обеспечивает равенства прав для лиц с семейными обязанностями, главным образом, для всех семей, имеющих детей. Скромный размер выплачиваемых пособий и компенсационных выплат, а также их несправедливая дифференциация в отношении лиц, претендующих на такие выплаты, не позволяют говорить о существенном улучшении бедственного положения многодетных семей, семей одиноких родителей с детьми в Российской Федерации. В связи с этим первостепенным направлением по улучшению положения семей с детьми, а также достижению стратегических целей развития нашей страны до 2030 года, включая научно-технологическое развитие, должен стать пересмотр подходов законодателя к усилению гарантированности прав лиц с семейными обязанностями на федеральном уровне. Это также включает правильное применение отраслевых принципов и механизмов в ходе конструирования норм права, ориентированных на специальных субъектов. При этом для семей с детьми может быть использован самый высокий размер социальных выплат, предусмотренный региональным законодательством. Это будет наиболее значимо для населенных пунктов, стремительно теряющих население[4, 6].

Важно подчеркнуть, что правовая регламентация социальных выплат направлена на решение узловых проблем и достижение основополагающих стратегических целей развития нашей страны. Стабилизация демографической ситуации, преодоление социального неравенства и бедности на всей территории Российской Федерации представляется возможным через расширение прав и гарантий многодетных и малоимущих семей, семей одиноких родителей с детьми и других лиц с семейными обязанностями, а также посредством сохранения и повышения для них ранее установленного объема социального предоставления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Список литературы:

[1] Азарова Е.Г. Дети как приоритет государственного регулирования социального обеспечения / Е. Г. Азарова // Журнал российского права. -2021. - Т. 25, № 5. - С. 106-119. - DOI 10.12737/ jrl.2021.064;

[2] Антонова Н.В. Направления совершенствования законодательства о бюджетном пособии на ребенка // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 5. - С. 82-86;

[3] Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. - 2020. - № 12.

- С. 89-102. - DOI 10.12737^1.2020.150;

[4] Волкова Н.С., Еремина О.Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права.

- 2016. - № 9(237). - С. 44-54. - DOI 10.12737/21220;

[5] Горошко Н.В., Пацала С.В. Старение населения России: страна на фоне мира, регионы на фоне страны Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 3 (22) июль

- сентябрь. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/ issues/2020/3/00852.pdf. - ISSN 2413-4066;

[6] Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития / О. Ю. Еремина // Журнал российского права. - 2018. - № 5(257). - С. 125138. - DOI 10.12737/аг1_2018_5_12;

[7] Институт социальных пособий и компенсаций в Российской Федерации: генезис правового регулирования: научно-практическое пособие / Н. В. Антонова, О. Ю. Еремина, С. В. Каменская [и др.]; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. -

192 с.;

[8] Пашенцев Д. А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. 2017. № 48. С. 89-93;

[9] Пашенцев Д. А., Залоило М.В. Преодоление бедности в России: исторический опыт и современные тенденции правового // Образование и право. - 2018. - № 9. - С. 317-323;

[10] Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: научно-практическое пособие / отв. ред. Н. В. Путило. — М.: Проспект, 2020. — 288 с.;

[11] Право социального обеспечения: Учебник / В. П. Галаганов, Н. В. Антонова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021.

- 612 с.;

[12] Проблемы Общей части права социального обеспечения / М. И. Акатнова, Н. В. Антипьева,

Е. В. Астраханцева [и др.]. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2017. -416 с.;

[13] Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность - М.: Издательство Юриспруденция, 2007. - 320 с.

[14] Путило Н.В. Социальные права в постиндустриальном обществе: Монография / Н. В. Путило. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. - 120 с.;

[15] Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования: монография / под ред. О. Н. Петюковой. М.: Деловой двор. 2015. 176 с.;

[16] Социальные выплаты в Российской Федерации: межотраслевой подход к правовому регулированию: Научно-практическое пособие / Н. В. Антонова, А. В. Белякова, О. Ю. Еремина [и др.]. - Москва: Издательство Проспект, 2022. -192 с.;

[17] Хабриева Т.Я., Путило Н.В., Азарова Е.Г. Социальное государство: исследование на основе единства экономической и правовой теории // Журнал российского права. 2006. № 11 (119). С. 153-157;

[18] Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. - 2014. - № 8(212). -С. 5-15. - DOI 10.12737/5271;

[19] Эффективность государственного управления в социальной сфере: генезис правового регулирования: научно-практическое пособие / О. Ю. Еремина, Н. С. Волкова, Н. В. Путило; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2022. - 120 с.;

[20] Putilo N.V., Volkova N.S., Antonova N.V. Robotization in the area of labor and employment: On the verge of the fourth industrial revolution // Advances in Intelligent Systems and Computing. -2020. - Vol. 1100. - P. 60-75. - DOI 10.1007/978-3-030-39319-9_7;

[21] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020;

[22] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;

[23] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16;

[24] Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416;

[25] Закон РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 7. Ст. 247;

[26] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929;

[27] Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904;

[28] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331;

[29] Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

[30] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19;

[31] Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595;

[32] Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // СЗ РФ. 2018. № 1 (Часть I). Ст. 2;

[33] Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 3522;

[34] Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 22. Ст. 3686;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[35] Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в статью 6.1-1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть I). Ст. 5155;

[36] Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 29 (часть I). Ст. 5203;

[37] Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 2022. № 48. Ст. 8322;

[38] Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // СЗ РФ. 2022. № 50 (Часть III). Ст. 8769;

[39] Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887;

[40] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817;

[41] Указ Президента РФ от 25 ноября 2019 г. № 570 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 48. Ст. 6827;

[42] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884;

[43] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, и Правил возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» // СЗ РФ. 2018. № 3. Ст. 547;

[44] Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (вместе с «Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка») // СЗ РФ. 2022. № 52. Ст. 9602;

[45] Решение № 2-1665/2018 2-1665/2018~М-1551/2018 М-1551/2018 от 29 октября 2018 г. по делу № 2-1665/2018 Няганский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru;

[46] Решение № 2-598/2019 2-598/2019~М-354/2019 М-354/2019 от 18 марта 2019 г. по делу № 2-598/2019 Невинномысский городской суд (Ставропольский край) // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https:// sudact.ru;

[47] Решение № 2-27/2018 2-27/2018~М-25/2018 М-25/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-27/2018 Тугуро-Чумиканский районный суд (Хабаровский край) // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact. т;

[48] Решение № 2-3402/2019 2-3402/2019~М-3068/2019 М-3068/2019 от 5 ноября 2019 г. по делу № 2-3402/2019 Наро-Фоминский городской суд (Московская область) // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact. т;

[49] Решение № 2А-3243/2018 2А-478/2019 2А-478/2019(2А-3243/2018) ~М-3724/2018 М-3724/2018 от 7 февраля 2019 г. по делу № 2А-3243/2018 Коломенский городской суд (Московская область) // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru;

[50] Решение № 2-3402/2019 2-3402/2019~М-3068/2019 М-3068/2019 от 5 ноября 2019 г. по делу № 2-3402/2019 Наро-Фоминский городской суд (Московская область) // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact. т;

[51] Решение № 2-4828/2019 2-4828/2019~М-4661/2019 М-4661/2019 от 7 ноября 2019 г. по делу № 2-4828/2019 Йошкар-Олинский городской суд (Республика Марий Эл) // Судебные и норматив-

ные акты Российской Федерации. URL: https:II sudact.ru;

[62] Решение № 2-1756I2G2G 2-1 756I2G2G~M-1121I2G2G M-1121I2G2G от 1б апреля 2G2G г. по делу № 2-1756I2G2G Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) II Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https:IIsudact.ru.

[63] Краткие итоги выборочного статистического наблюдения репродуктивных планов населения, URL: https:IIrosstat.gov.ruIstorageI mediabankIreprod_rus.mp4

[64] ВЦИОM: Стали известны актуальные меры поддержки нацпроекта «Демография». URL: https:IIxn--8Gaapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1aiI newsIvtsiom-stali-izvestny-aktualnye-mery-podderzhki-natsproekta-demografiya .

[бб] Круглый стол фракции «Жовые люди» на тему «Законодательное обеспечение создания условий для увеличения рождаемости в России: переход от урбанизации к типовому малоэтажному строительству в городах» II URL: http:IIduma. gov.ruImultimediaIphotoI86661I (дата обращения G2.G5.2G23 г.)

[б6] Константин Двинский «О решении демографической проблемы» II Русский след в мировой истории. URL: https:IIru-sled. ruIo-reshenii-demograficheskoj-problemyI

Spisok literatury'

[1] Azarova E.G. Deti kak prioritet gosudarst-vennogo regulirovaniya social'nogo obespecheniya I E. G. Azarova II Zhurnal rossijskogo prava. - 2G21.

- T. 2б, № б. - S. 1G6-119. - DOI 1G.12737I jrl.2G21.G64;

[2] Antonova N.V. Napravleniya sovershenstvo-vaniya zakonodatel'stva o byudzhetnom posobii na rebenka II Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. -2G17. - № б. - S. 82-86;

[3] Antonova N.V., Eremina O.Yu. Social'ny'e funkcii gosudarstva: novy'e vektory' razvitiya II Zhurnal rossijskogo prava. - 2G2G. - № 12. - S. 89-1G2.

- DOI 1G.12737Ijrl.2G2G.1бG;

[4] Volkova N.S., Eremina O.Yu. Zakonod-atel'stvo v social'noj sfere: problemy' izmereniya e'ffektivnosti II Zhurnal rossijskogo prava. - 2G16. -№ 9(237). - S. 44-б4. - DOI 1G.12737I2122G;

[б] Goroshko N.V., Paczala S.V. Starenie nase-leniya Rossii: strana na fone mira, regiony' na fone strany' E'lektronny'j nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. - 2G2G. - № 3 (22) iyul' - sentyabr'. -URL http:IIejournal.omgau.ruIimagesI

issuesI2020I3I00852.pdf. - ISSN 2413-4G66;

[6] Eremina O.Yu. Pravovoe regulirovanie materinskogo kapitala: praktika primeneniya i pers-pektiva razvitiya I O. Yu. Eremina II Zhurnal rossi-

jskogo prava. - 2018. - № 5(257). - S. 125-138. -DOI 10.12737/art_2018_5_12;

[7] Institut sociaPny'x posobij i kompensacij v Rossijskoj Federacii: genezis pravovogo regulirovaniya: nauchno-prakticheskoe posobie / N. V. Antonova, O. Yu. Eremina, S. V. Kamenskaya [i dr.]; Institut zakonodatePstva i sravnitePnogo pravove-deniya pri pravitePstve Rossijskoj Federacii. - M.: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Prospekt", 2021. - 192 s.;

[8] Pashencev D. A. SociaPnaya funkciya gosudarstva v sovremenny'x usloviyax // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2017. № 48. S. 89-93;

[9] Pashencev D. A., Zaloilo M.V. Preodolenie bednosti v Rossii: istoricheskij opy't i sovremenny'e tendencii pravovogo // Obrazovanie i pravo. - 2018.

- № 9. - S. 317-323;

[10] Prava pensionerov: rossijskoe zakonod-atePstvo i zarubezhny'j opy't: nauchno-prakticheskoe posobie / otv. red. N. V. Putilo. — M.: Prospekt, 2020.

- 288 s.;

[11] Pravo sociaPnogo obespecheniya: Ucheb-nik / V. P. Galaganov, N. V. Antonova. - 3-e izd., per-erab. i dop.. - M.: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu "IzdatePstvo "KnoRus", 2021. - 612 s.;

[12] Problemy' Obshhej chasti prava sociaPnogo obespecheniya / M. I. Akatnova, N. V. Antip'eva, E. V. Astraxanceva [i dr.]. - M.: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu "Prospekt", 2017. - 416 s.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Putilo N.V. SociaPny'e prava grazhdan: istoriya i sovremennosf - M.: IzdatePstvo Yurispru-denciya, 2007. - 320 s.

[14] Putilo N.V. SociaPny'e prava v postindustri-aPnom obshhestve: Monografiya / N. V. Putilo. - M.: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu "Prospekt", 2021. - 120 s.;

[15] SociaPnaya zashhita sem'i: sovershen-stvovanie mexanizma pravovogo regulirovaniya: monografiya / pod red. O. N. Petyukovoj. M.: Delovoj dvor. 2015. 176 s.;

[16] SociaPny'e vy'platy' v Rossijskoj Federacii: mezhotraslevoj podxod k pravovomu reg-ulirovaniyu: Nauchno-prakticheskoe posobie / N. V. Antonova, A. V. Belyakova, O. Yu. Eremina [i dr.]. -Moskva: IzdatePstvo Prospekt, 2022. - 192 s.;

[17] Xabrieva T.Ya., Putilo N.V., Azarova E.G. SociaPnoe gosudarstvo: issledovanie na osnove edinstva e'konomicheskoj i pravovoj teorii // Zhurnal rossijskogo prava. 2006. № 11 (119). S. 153-157;

[18] Xabrieva T.Ya. Osnovny'e vektory' i prob-lemy' razvitiya sociaPnogo zakonodatePstva // Zhurnal rossijskogo prava. - 2014. - № 8(212). - S. 5-15.

- DOI 10.12737/5271;

[19] E'ffektivnosf gosudarstvennogo upravleniya v sociaPnoj sfere: genezis pravovogo regulirovaniya: nauchno-prakticheskoe posobie / O. Yu.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Eremina, N. S. Volkova, N. V. Putilo; Institut zakonod-atel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii. - Moskva: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Prospekt», 2022. - 120 s.;

[20] Putilo N.V., Volkova N.S., Antonova N.V. Robotization in the area of labor and employment: On the verge of the fourth industrial revolution // Advances in Intelligent Systems and Computing. -2020. - Vol. 1100. - P. 60-75. - DOI 10.1007/978-3-030-39319-9_7;

21] Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993 (s izme-neniyami, odobrenny'mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial ny j tekst Kon-stitucii RF s vnesenny'mi popravkami ot 14.03.2020 opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020;

[22] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ // SZ RF. 1994. № 32. St. 3301;

[23] Semejny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 1995 g. № 223-FZ // SZ RF. 1996. № 1. St. 16;

[24] Zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii reg-ulirovaniya otdel'ny'x voprosov organizacii i funk-cionirovaniya publichnoj vlasti» // SZ RF. 2020. № 11. St. 1416;

[25] Zakon RF ot 15 yanvarya 1993 g. № 4301-1 «O statuse Geroev Sovetskogo Soyuza, Geroev Rossijskoj Federacii i polny'x kavalerov ordena Slavy'» // Vedomosti SND i VS RF. 1993. № 7. St. 247;

[26] Federal'ny'j zakon ot 19 maya 1995 g. № 81-FZ «O gosudarstvenny'x posobiyax grazhdanam, imeyushhim detej» // SZ RF. 1995. № 21. St. 1929;

[27] Federal'ny'j zakon ot 24 oktyabrya 1997 g. № 134-FZ «O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1997. № 43. St. 4904;

[28] Federal'ny'j zakon ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ «O statuse voennosluzhashhix» // SZ RF. 1998. № 22. St. 2331;

[29] Federal'ny'j zakon ot 22 avgusta 2004 goda № 122-FZ «O vnesenii izmenenij v zakonod-atel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii i priznanii utra-tivshimi silu nekotory'x zakonodatel'ny'x aktov Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem federal'ny'x zakonov «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Federal'ny'j zakon «Ob obshhix principax organizacii zakonodatel'ny'x (predstavitel'ny'x) i ispolnitel'ny'x organov gosudarstvennoj vlasti sub''ektov Rossijskoj Federacii» i «Ob obshhix principax organizacii mest-nogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2004. № 35. St. 3607.

[30] Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 256-FZ «O dopolnitel'ny'x merax gosudarstvennoj

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

podderzhki semej, imeyushhix detej» // SZ RF. 2007. № 1 (1 ch.). St. 19;

[31] Federal'ny'j zakon ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ «O social'ny'x garantiyax sotrudnikam organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2011. № 30 (ch. 1). St. 4595;

[32] Federal'ny'j zakon ot 28 dekabrya 2017 g. № 418-FZ «O ezhemesyachny'x vy'platax sem'yam, imeyushhim detej» // SZ RF. 2018. № 1 (Chast' I). St. 2;

[33] Federal'ny'j zakon ot 3 iyulya 2019 g. № 157-FZ «O merax gosudarstvennoj podderzhki semej, imeyushhix detej, v chasti pogasheniya obya-zatel'stv po ipotechny'm zhilishhny'm kreditam (zajmam) i o vnesenii izmenenij v stat'yu 13.2 Feder-al'nogo zakona "Ob aktax grazhdanskogo sostoy-aniya» // SZ RF. 2019. № 27. St. 3522;

[34] Federal'ny'j zakon ot 26 maya 2021 g. № 151-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonod-atel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2021. № 22. St. 3686;

[35] Federal'ny'j zakon ot 2 iyulya 2021 g. № 327-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 6.1-1 Feder-al'nogo zakona «O potrebitel'skom kredite (zajme)» // SZ RF. 2021. № 27 (chast' I). St. 5155;

[36] Federal'ny'j zakon ot 14 iyulya 2022 g. № 236-FZ «O Fonde pensionnogo i social'nogo strax-ovaniya Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2022. № 29 (chast' I). St. 5203;

[37] Federal'ny'j zakon ot 21 noyabrya 2022 g. № 455-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon «O gosudarstvenny'x posobiyax grazhdanam, imeyushhim detej» // SZ RF. 2022. № 48. St. 8322;

[38] Federal'ny'j zakon ot 5 dekabrya 2022 g. № 475-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon "O dopolnitel'ny'x merax gosudarstvennoj podderzhki semej, imeyushhix detej" i Federal'ny'j zakon "O ezhemesyachny'x vy'platax sem'yam, imeyushhim detej» // SZ RF. 2022. № 50 (Chast' III). St. 8769;

[39] Ukaz Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 «O Strategii nauchno-texnologicheskogo raz-vitiya Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2016. № 49. St. 6887;

[40] Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'ny'x celyax i strategicheskix zad-achax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // SZ RF. 2018. № 20. St. 2817;

[41] Ukaz Prezidenta RF ot 25 noyabrya 2019 g. № 570 «O vnesenii izmeneniya v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. N 606 "O merax po realizacii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii" i priznanii utrativshimi silu nekotory'x aktov Prezidenta Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2019. № 48. St. 6827;

[42] Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacionaPny'x celyax razvitiya Rossijskoj Fed-eracii na period do 2030 goda» // SZ RF. 2020. № 30. St. 4884;

[43] Postanovlenie PravitePstva RF ot 30 deka-brya 2017 g. № 1711 «Ob utverzhdenii Pravil pre-dostavleniya subsidij iz federaPnogo byudzheta akcionernomu obshhestvu "DOM.RF" v vide vkladov v imushhestvo akcionernogo obshhestva "DOM.RF", ne uvelichivayushhix ego ustavny'j kapital, dlya voz-meshheniya rossijskim kreditny'm organizaciyam i akcionernomu obshhestvu "DOM.RF" nedopoluchen-ny'x doxodov po vy'danny'm (priobretenny'm) zhil-ishhny'm (ipotechny'm) kreditam (zajmam), pre-dostavlenny'm grazhdanam Rossijskoj Federacii, imeyushhim detej, i Pravil vozmeshheniya rossijskim kreditny'm organizaciyam i akcionernomu obshhestvu "DOM.RF" nedopoluchenny'x doxodov po vy'danny'm (priobretenny'm) zhilishhny'm (ipotech-ny'm) kreditam (zajmam), predostavlenny'm grazhdanam Rossijskoj Federacii, imeyushhim detej» // SZ RF. 2018. № 3. St. 547;

[44] Postanovlenie PravitePstva RF ot 16 deka-brya 2022 g. № 2330 «O poryadke naznacheniya i vy'platy' ezhemesyachnogo posobiya v svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka» (vmeste s «Pravilami naznacheniya i vy'platy' ezhemesyach-nogo posobiya v svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka v chasti, ne opredelennoj FederaTny'm zakonom "O gosudarstvenny'x posobiyax grazhdanam, imeyushhim detej", "Perechnem dokumentov (kopij dokumentov, svedenij), neobxodimy'x dlya naznacheniya ezhemesyachnogo posobiya v svyazi s rozhdeniem i vospitaniem rebenka») // SZ RF. 2022. № 52. St. 9602;

[45] Reshenie № 2-1665/2018 2-1665/2018~M-1551/2018 M-1551/2018 ot 29 oktyabrya 2018 g. po delu № 2-1665/2018 Nyaganskij gorodskoj sud (Xan-ty'-Mansijskij avtonomny'j okrug-Yugra) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru;

[46] Reshenie № 2-598/2019 2-598/2019~M-354/2019 M-354/2019 ot 18 marta 2019 g. po delu № 2-598/2019 Nevinnomy'sskij gorodskoj sud (Stav-ropoTskij kraj) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru;

[47] Reshenie № 2-27/2018 2-27/2018~M-25/2018 M-25/2018 ot 28 sentyabrya 2018 g. po delu № 2-27/2018 Tuguro-Chumikanskij rajonny'j sud

(Xabarovskij kraj) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru;

[48] Reshenie № 2-3402/2019 2-3402/2019~M-3068/2019 M-3068/2019 ot 5 noyabrya 2019 g. po delu № 2-3402/2019 Naro-Fominskij gorodskoj sud (Moskovskaya oblast') // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru;

[49] Reshenie № 2A-3243/2018 2A-478/2019 2A-478/2019(2A-3243/2018) ~M-3724/2018 M-3724/2018 ot 7 fevralya 2019 g. po delu № 2A-3243/2018 Kolomenskij gorodskoj sud (Moskovskaya oblasf) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru;

[50] Reshenie № 2-3402/2019 2-3402/2019~ M-3068/2019 M-3068/2019 ot 5 noyabrya 2019 g. po delu № 2-3402/2019 Naro-Fominskij gorodskoj sud (Moskovskaya oblasf) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https:// sudact.ru;

[51] Reshenie № 2-4828/2019 2-4828/2019~M-4661/2019 M-4661/2019 ot 7 noyabrya 2019 g. po delu № 2-4828/2019 Joshkar-Olinskij gorodskoj sud (Respublika Marij E'l) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru;

[52] Reshenie № 2-1756/2020 2-1756/2020~M-1121/2020 M-1121/2020 ot 15 aprelya 2020 g. po delu № 2-1756/2020 Central'ny'j rajonny'j sud g. Komsomorska-na-Amure (Xabarovskij kraj) // Sudebny'e i normativny'e akty' Rossijskoj Federacii. URL: https://sudact.ru.

[53] Kratkie itogi vy'borochnogo statistich-eskogo nablyudeniya reproduktivny'x planov nasele-niya, URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ reprod_rus.mp4

[54] VCIOM: Stali izvestny' aktual'ny'e mery' podderzhki naczproekta «Demografiya». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ news/vtsiom-stali-izvestny-aktualnye-mery-podder-zhki-natsproekta-demografiya

[55] Krugly'j stol frakcii «Novy'e lyudi» na temu «Zakonodatel'noe obespechenie sozdaniya uslovij dlya uvelicheniya rozhdaemosti v Rossii: perexod ot urbanizacii k tipovomu maloe'tazhnomu stroitel'stvu v gorodax» // URL: http://duma.gov.ru/multimedia/ photo/86661/ (data obrashheniya 02.05.2023 g.)

[56] Konstantin Dvinskij «O reshenii demogra-ficheskoj problemy'» // Russkij sled v mirovoj istorii. URL: https://ru-sled.ru/o-reshenii-demo-graficheskoj-problemy/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.