Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ И ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ И ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-сироты / дети-инвалиды / дети / оставшиеся без попечения родителей / многодетные семьи / неполные семьи / социальные риски / результативность мер социальной защиты / orphans / disabled children / children left without parental care / large families / singleparent families / social risks / effectiveness of social protection measures

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Сергеевна Голосова

Изучение развития научных представлений, проблем правового регулирования, возникающих на разных этапах развития общества, позволяет переосмыслить опыт предшествующих поколений, избежать ошибок и найти действенные решения с целью совершенствования правового регулирования социальной защиты. А такие категории детей, как детиинвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из приемных, многодетных, неполных семей, требуют к себе более пристального внимания при изучении проблем, возникающих в сфере их социальной защиты. Анализируя основные направления российских научных исследований в этой области, автор выделяет основные этапы формирования научных представлений о социальной защите детей отдельных категорий обозначает основные проблемы. Он приходит к выводу о том, что, несмотря на имеющиеся позитивные изменения в сфере социальной защиты детей и семей с детьми в последние десятилетия, некоторые проблемы не нашли решения. Кроме того, автор считает целесообразным оценивать последствия применения различных мер социальной защиты для детей конкретной категории (результативность этих мер), что дает возможность соотнести потребность в мерах социальной защиты с уже предоставленными (предоставляемыми) мерами и провести их корректировку в случае необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Scientific Ideas about the Social Protection of Certain Categories of Children in Research on Labor Law and Social Security Law

The study of the development of scientific ideas, the problems of legal regulation that arise at different stages of the development of society, allows us to rethink the experience of previous generations, avoid mistakes and find effective solutions to improve the legal regulation of social protection. Moreover, such categories of children as disabled children, orphans, children left without parental care, children from foster, large, single-parent families, require more attention when studying problems arising in the field of their social protection. Analyzing the main directions of Russian scientific research in this area, the author highlights the main stages of the formation of scientific ideas about the social protection of certain categories of children, identifies the main problems. It is concluded that, despite the positive changes in social protection of children and families with children in recent decades, some problems have not been solved and remain relevant. In addition, the author considers it appropriate to assess the consequences of the application of various social protection measures for a specific category of children (effectiveness of these measures), which makes it possible to correlate the need for social protection measures with the measures already provided and to adjust them if necessary.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ И ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Н. С. Голосова

Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург)

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ И ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Изучение развития научных представлений, проблем правового регулирования, возникающих на разных этапах развития общества, позволяет переосмыслить опыт предшествующих поколений, избежать ошибок и найти действенные решения с целью совершенствования правового регулирования социальной защиты. А такие категории детей, как дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из приемных, многодетных, неполных семей, требуют к себе более пристального внимания при изучении проблем, возникающих в сфере их социальной защиты.

Анализируя основные направления российских научных исследований в этой области, автор выделяет основные этапы формирования научных представлений о социальной защите детей отдельных категорий обозначает основные проблемы. Он приходит к выводу о том, что, несмотря на имеющиеся позитивные изменения в сфере социальной защиты детей и семей с детьми в последние десятилетия, некоторые проблемы не нашли решения. Кроме того, автор считает целесообразным оценивать последствия применения различных мер социальной защиты для детей конкретной категории (результативность этих мер), что дает возможность соотнести потребность в мерах социальной защиты с уже предоставленными (предоставляемыми) мерами и провести их корректировку в случае необходимости.

Ключевые слова: дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные семьи, неполные семьи, социальные риски, результативность мер социальной защиты

Для цитирования

Голосова Н. С. Развитие научных представлений о социальной защите детей отдельных категорий в исследованиях по трудовому праву и праву социального обеспечения // Российское право: образование, практика, наука. 2023. № 3. С. 97-110. DOI: 10.34076/24 10_2709_2023_3_97.

УДК 349.3 DOI: 10.34076/2410_2709_2023_3_97

Конституция РФ называет детей важнейшим приоритетом государственной политики России (ч. 4 ст. 67.1). Путем заботы о здоровье и благосостоянии детей обеспечивается прирост здорового населения страны. Поэтому в целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации особое внимание уделяется реализации мер, направленных на поддержку детей, семей с детьми, на воспитание детей, их нравственное и ин-

теллектуальное, духовное и физическое развитие, на повышение рождаемости1.

Наличие детей в семье всегда являлось одним из критериев дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению. С целью усиления социальной защищенности детей отдельных категорий:

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных, неполных семей, законами закрепляются дополнительные виды социального обеспечения.

Существующие проблемы в сфере социальной защиты детей и семей с детьми не только находятся в центре внимания государства, но и являются предметом обсуждения представителей различных отраслей науки: социологов, педагогов, психологов, юристов, специализирующихся в сфере трудового права и права социального обеспечения, специалистов по семейному праву.

Несмотря на то что в науке истории государства и права России рассматривали исторические периоды развития института социальной защиты детей и семей, имеющих детей, с дохристианских времен, интерес ученых-юристов к соответствующим проблемам проявляется со второй половины 80-х гг. Как указывает Ю. Б. Корсаненкова, именно с этого момента начинает создаваться уже развитая система социальных пособий на детей, в качестве оснований обеспечения которых выступают такие юридические факты, как наличие в семье детей-инвалидов и инвалидов с детства, многодетность, малообеспе-ченность семьи с детьми, воспитание ребенка одинокой матерью, уклонение родителя от уплаты алиментов [Корсаненкова 2007: 18].

Отношения по предоставлению социальных выплат семьям с детьми были включены в предмет права социального обеспечения практически с самого начала формирования отрасли. М. Л. Захаров конкретизировал круг таких отношений, указав на те, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и семей, где есть дети, а В. С. Андреев дополнил предмет отрасли отношениями по поводу содержания детей в детских учреждениях [Цит. по: Лушников, Лушникова, Барышникова 2008: 69].

Современные учебники и учебные пособия по дисциплине «Право социального обеспечения» в большинстве своем содержат главы и разделы, посвященные социальному обеспечению детей и семей с детьми (см., например: [Григорьев, Шайхатдинов 2023; Право социального обеспечения 2023а; Право социального обеспечения 2023Ь; Право социального обеспечения России 2002]). В ряде учреждений высшего и среднего профессио-

нального образования преподают специальные дисциплины: в Уральском государственном юридическом университете им. В. Ф. Яковлева - «Социальное обеспечение детей в Российской Федерации (правовые основы)», в Сибирском федеральном университете - «Управление системой социальной защиты семьи и детства», в Тюменском государственном университете - «Советское детство: история и источники», «Социальная защита отдельных категорий граждан».

Тема социальной защиты и социального обеспечения детей и семей с детьми рассматривается не только в учебной литературе, но и в диссертациях и монографиях, что способствует формированию в отраслевой науке системного взгляда на социальное обеспечение граждан названных категорий.

В юридической науке эта сфера изучалась авторами чаще в контексте избранных ими тем - отдельных проблем общей части отрасли, организационно-правовых форм социального обеспечения.

Так, Е. А. Истомина в работе, посвященной концепции социального риска и его влиянию на правовое регулирование социального обеспечения, обозначила «риски, вытекающие из семейных обязанностей», особенность которых состоит в том, что они требуют не предупреждения формирующих их факторов и социально-рисковых событий, а компенсации негативных последствий [Истомина 2021: 157].

А. И. Колодяжная выявила необходимость в конкретизации таких рисков, как потеря кормильца, материнство, отцовство, детство, и в отнесении к кругу лиц, подлежащих социальному обеспечению (по международному стандарту), таких категорий населения, как семья, дети, женщины, выполняющие функции материнства [Колодяжная 2019].

И. И. Шаманаева затрагивала вопросы повышения размеров компенсационной выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, повышения размера пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком до величины прожиточного минимума, установления возможности досрочного выхода на пенсию для женщин в зависимости от числа рожденных и воспитанных ими детей, создания федерального фонда государственных пособий на детей [Шаманаева 1999].

Семьи с детьми рассматривались как субъекты правоотношений, возникающих в связи с наступлением страхового случая, связанного с несчастным случаем на производстве [Синьков 2006], как объект социальной защиты в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [Митин 2007]. Категории детей-сирот, семьи беженцев и вынужденных переселенцев упоминались при исследовании вопросов предоставления временного жилья; малообеспечен-ность и отсутствие ухода и заботы со стороны родителей или иных членов семьи рассматривались как основания социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере в виде предоставления жилья, компенсаций и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг [Из-местьев 2005].

В науке трудового права исследовались вопросы, связанные с привлечением к сверхурочной работе на производстве с вредными и опасными условиями труда женщин, имеющих детей до 14 лет [Домрачева 2011], регулированием труда работников с семейными обязанностями [Москвичева 2005; Харитонова 2003; Степаненко 2008] и переводом беременных женщин и лиц, имеющих детей в возрасте до полутора лет [Гусов 2010]. Рассматривались также особенности реализации в рамках трудового договора трудоправово-го статуса женщин, имеющих детей, и несовершеннолетних [Рожников 1999], проблемы трудоустройства молодежи [Орлова 2004] и др.

Таким образом, авторы, изучая те или иные проблемы в сфере трудового права и права социального обеспечения, рассматривают детей и семьи с детьми как субъектов, нуждающихся в повышенной социальной защите и социальном обеспечении, предлагая при этом установить для них дополнительные трудовые гарантии, повышенные размеры социальных выплат, специальные условия при выходе на пенсию и дополнительные меры социальной поддержки.

Многие российские ученые (Е. Г. Азарова, А. В. Буянова, Т. С. Гусева, Ю. Б. Кор-саненкова, Е. В. Соловьева, Л. В. Сотнико-ва, Л. Н. Шипулина и др.) посвятили свои диссертации и монографии проблемам правового регулирования социального обеспечения детей и семей, имеющих детей, рассматривая при этом такие категории, как дети-

сироты, дети из многодетных, неполных семей, дети-инвалиды.

Некоторые авторы сосредоточили внимание на социальном обеспечении отдельных категорий детей, находящихся в социально уязвимом положении, - детей-сирот и детей-инвалидов (Н. Т. Полис, Д. А. Семянникова).

Исследуя вопросы предоставления пособий на детей, Ю. Б. Корсаненкова рассматривает понятие семьи и констатирует отсутствие у него определения, универсального для научных отраслей, занимающихся семейными отношениями. Принимая во внимание неоднородность категории «семья с детьми», она предлагает ввести адресные пособия, предназначенные для разных типов семей, воспитывающих детей. Предполагается, что такие семьи должны выделяться с учетом различных критериев, например возраста детей, их количества, социального статуса семьи и др. Кроме того, автор говорит о необходимости исчисления размера некоторых видов единовременных пособий застрахованным гражданам сообразно с величиной прожиточного минимума, что нашло отражение в действующем законодательстве [Корсаненкова 2007].

Многодетные семьи рассматривались в публикациях ученых-юристов как особая социальная группа, характеризующаяся высоким риском бедности. С точки зрения Е. Г. Азаровой, воспитание детей, их содержание и уход за ними в многодетной семье подразумевают наличие повышенной нагрузки на родителей и сокращение возможностей для получения средств к существованию за счет оплачиваемой работы, что обусловливает необходимость социального обеспечения многодетной семьи [Азарова 2012]. Автор приводит мнение специалистов, которые отмечают, что многодетные семьи должны стать приоритетной группой для системы социальной защиты в тех регионах, где преобладают малодетные семьи. Кроме предоставления детям в этих семьях мер социальной поддержки, государство должно стимулировать активность многодетной семьи в самообеспечении. Это может быть как оказание содействия трудоустройству многодетных родителей, предоставление преимущества безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости, так и развитие личных подсобных хозяйств.

Если социальная поддержка многодетных семей достаточно давно законодательно закреплена в нашей стране, то стимулирование активности семьи в самообеспечении - как комплекс мер - так и не нашло отражения в российском законодательстве, за исключением, пожалуй, трудоустройства многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, которых Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» относит к «гражданам, испытывающим трудности в поиске работы» (ст. 5). В субъектах РФ для них активно проводятся мероприятия по содействию занятости в виде предоставления субсидий работодателям и некоммерческим организациям. Развитие личных подсобных хозяйств предлагается в рамках социального контракта в том случае, когда многодетность дополняется таким дифференцирующим фактором, как малоимущность.

Т. С. Гусева указывает на зависимость мер социальной поддержки многодетной семьи от экономической возможности регионов, что в результате приводит к снижению гарантий прав детей из многодетных семей на достойные условия проживания, питания, материального обеспечения и развития [Гусева 2012: 112]. Предложение автора ввести понятие многодетной семьи на федеральном уровне заслуживает поддержки. До сих пор отсутствует единообразная трактовка этого понятия в регионах, что приводит к разному уровню социальной защищенности многодетных семей. В ряде субъектов РФ в состав многодетной семьи включаются родители или усыновители и совместно проживающие с ними дети (три и более) в возрасте до 18 лет, в других субъектах РФ правом на социальную поддержку наделены приемные семьи, семьи, принявшие под опеку несовершеннолетних детей. Также Т. С. Гусева отмечает, что право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки в отдельных субъектах РФ зависит от различных условий. Это могут быть наличие у одного или обоих родителей гражданства Российской Федерации, низкие доходы [Гусева 2012: 112]. Таким образом, отсутствие единого подхода к определению состава многодетной семьи в разных регионах приводит к тому, что не во всех из них семья признается многодетной при ее равном количественном составе.

Рассматривая проблемы неполных семей, Е. В. Соловьева предложила ввести понятие «семьи с одним родителем». К таковым она отнесла семьи, образованные вследствие развода, внебрачной рождаемости, рождения ребенка одинокой матерью, овдовения. Подобные семьи обозначаются общеупотребительным термином «неполная семья». Они должны быть приравнены к семьям с детьми, в которых родитель (или родители) уклоняются от уплаты алиментов, и обеспечены пособиями. В свою очередь, расходы, связанные с уплатой алиментов, должно возмещать государство, истребуя их затем с лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов [Соловьева 1995].

Е. Г. Азарова обращает внимание на то, что в российском законодательстве отсутствует понятие неполной семьи и нет устоявшегося понятия, которое бы обозначало родителя, воспитывающего детей в одиночку. Это вызывает трудности в понимании и применении законодательства, в частности касающегося предоставления различных мер поддержки родителям, имеющим детей. В ее работе возобновляется обсуждение необходимости ввести алиментное пособие, выплачивавшееся в 80-е гг. в СССР детям, чьи родители уклонялись от уплаты алиментов [Азарова 2012]. В настоящее время данное пособие «трансформировалось» в ежемесячное пособие на ребенка, которое выплачивалось до 31 декабря 2022 г. за счет бюджетов субъектов РФ в небольших размерах1. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» обсуждение вопроса о государственном алиментном фонде может быть продолжено. А учитывая задолженность по алиментам в стране по итогам 2022 г., которая составила около 168 млрд руб.2, необходимо также выявить причины неуплаты алиментов и заняться поиском путей выхода из данной ситуации.

В 1990-е гг., в период радикальных перемен в нашей стране, Н. Т. Полис одна из

1 Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"».

2 Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов за 2022 год // URL: https://fssp.gov.ru/statistics (дата обращения: 03.02.2023).

первых обозначила проблемы социального обеспечения детей-сирот и детей-инвалидов [Полис 1990]. В это время специальных исследований, посвященных этим категориям детей, не проводилось. Дети-сироты и дети-инвалиды отнесены ею к категории имеющих особые потребности в сфере социальной защиты, нуждающихся в повышенной социальной защите и обладающих специальным правовым статусом. Однако дети-инвалиды, на наш взгляд, требуют больше внимания, заботы и значительного объема мер социальной поддержки и, соответственно, финансовых средств на их реализацию, по сравнению с детьми-сиротами. Такой дифференцирующий фактор, как сиротство, может дополняться, например, фактором малоимущности, а особенности состояния здоровья у детей-инвалидов могут дополняться как фактором малоимущности, так и отсутствием полноценной семьи. Здесь будет иметь место синергия социальных рисков, когда риск нездоровья ребенка-инвалида может дополниться и риском сиротства, и риском бедности [Истомина 2021].

Н. Т. Полис определила инвалидность с детства, сиротство и отсутствие родительского попечения как социально-правовые основания права социального обеспечения. При этом она указала, что юридические факты или жизненные обстоятельства, вызывающие потребность в предоставлении благ социального характера, у подобных детей различны, а наступающие правовые последствия идентичны: это потребность в средствах к существованию, потребность в уходе (заботе). Таким образом, Н. Т. Полис исследовала детей-сирот и детей-инвалидов как отдельную группу субъектов права социального обеспечения, выделенную по признаку «отсутствие семейного ухода или его недостаточность». Кроме того, она предложила ввести дифференцированный подход к предоставлению социальной поддержки в случае сиротства юридического (сейчас это случай смерти родителей) и сиротства фактического (все остальные случаи), принять закон СССР «О защите прав и законных интересов инвалидов», в котором отдельный раздел должен был быть посвящен детям-инвалидам и инвалидам с детства.

Е. В. Соловьева предлагала с целью определения права на пенсию по случаю потери

кормильца включить в круг обеспечиваемых пенсией лиц родителя, занятого уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет [Соловьева 1995]. Сейчас право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют родственники, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет1.

На это же обращается внимание в работе Т. С. Гусевой. Период ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет включается в страховой стаж лиц, осуществляющих уход, в связи с чем продление срока получения пенсии по случаю потери кормильца видится вполне закономерным [Гусева 2012: 202]. Можно предположить, что не работающий родитель, осуществляющий уход за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, и после достижения таким ребенком возраста 14 лет, учитывая состояние его здоровья, не сможет совмещать уход за ним с работой вне дома. Поэтому такое предложение вполне можно считать достойным внимания.

Проблемы детей-инвалидов поднимает и Л. В. Сотникова, предлагая предоставить им право на получение одновременно социальной пенсии и пенсии по случаю потери кормильца [Сотникова 2007]. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении) цель социальной пенсии для нетрудоспособных граждан (к ним Закон относит детей-инвалидов) - предоставление им средств к существованию (ст. 2).

Право детей-инвалидов на социальную пенсию обусловлено их особым статусом. В силу особенностей состояния здоровья «блага социального обеспечения требуются им в большем объеме и более сложной структуры, а предоставление этих благ сопряжено с необходимостью выделения на эти цели значительных финансовых средств» [Азарова 2012: 101]. И этими средствами в виде заработной платы или алиментов ребенка-инвалида обеспечивает один из родителей, в то время как второй родитель в это время осуществляет уход за ним. Однако в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении в случае потери

1 Статья 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

родителя ребенок-инвалид сможет получать лишь одну пенсию по выбору. В то же время потеря кормильца - матери или отца - ребенком-инвалидом, равно как и потеря кормильца здоровым ребенком, должна повлечь за собой предоставление пенсии по случаю потери кормильца [Сотникова 2007: 111]. При разводе один из родителей обязан платить алименты на содержание ребенка (он это делает в дополнение к пенсии по инвалидности), а случае смерти кормильца выплаты не предусмотрены. Считаем, что это очень важный вопрос и с точки зрения социальной справедливости, и с точки зрения здоровья детей-инвалидов, оставшихся без кормильца, эти пенсии не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга.

До принятия Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» дети-инвалиды и инвалиды с детства получали ежемесячные пособия. Назначение и выплата пособий не зависели от трудовой или иной общественно полезной деятельности. Установление пособий, в отличие от пенсий, было связано с наступлением нетрудоспособности и имело своей целью материальное обеспечение граждан, не получающих пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждающихся в заботе государства [Социальное страхование в СССР 1973].

Основными критериями, по которым разграничиваются понятия «пенсия» и «пособие», - это цель и длительность предоставления (см., например: [Захаров, Тучкова 2002; Право социального обеспечения 2001; Право социального обеспечения 2015]). Пенсии -постоянный и основной источник средств к существованию, пособия, как правило, временно заменяют утраченный заработок или служат дополнением к основному источнику средств к существованию. На наш взгляд, пенсия, назначаемая детям-инвалидам, обладает и признаком пенсии (является постоянной), и признаком пособия (дополняет основной источник средств к существованию), поскольку основным источником средств к существованию для такого ребенка будут доходы родителей или полное государственное обеспечение.

Возможность применения дифференцированных размеров социальной пенсии ребенка-инвалида с учетом степени выраженности

стойких нарушений функций организма человека предлагает установить Д. А. Семян-никова. Она объясняет это прямой зависимостью между степенью выраженности таких нарушений (тяжестью нарушений ребенка-инвалида) и уровнем потребностей ребенка в социальном обеспечении [Семянникова 2019: 84]. Аналогичный подход предлагается применить и в отношении компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом. Также автор считает целесообразным установить в федеральном законодательстве дополнительное пособие на ребенка-инвалида, что позволит выровнять объем материального обеспечения детей с инвалидностью независимо от региона проживания.

В сфере социального обслуживания как важной части социального обеспечения ребенка-инвалида Д. А. Семянникова обращает внимание на необходимость предоставления семье, воспитывающей ребенка-инвалида, некоторых видов социальных услуг, значимых как для ребенка-инвалида, так и для семьи, на бесплатной основе (либо со значительной скидкой) [Там же: 149].

Выявление проблем, обозначенных авторами в своих исследованиях в отношении детей-инвалидов, дало толчок к положительным изменениям в проводимой государством социальной политике в отношении детей-инвалидов.

Так, размер компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом для родителей (опекунов, усыновителей), обозначенный в исследовании Т. С. Гусевой, увеличен с 5500 до 10 тыс. руб.1 Тем не менее очевидно, что установленный размер не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности лица, осуществляющего уход. Поэтому совершенно справедливо предложение Д. А. Семянни-ковой наделить родителя, воспитывающего ребенка-инвалида и не имеющего ни основного, ни дополнительных источников дохода, правом на компенсацию в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения [Там же: 83].

Обозначенные Е. Г. Азаровой тенденции к росту числа детей, впервые признанных инвалидами, не сохраняются. Число детей,

1 Указ Президента РФ от 7 марта 2019 г. № 95 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 „О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"».

впервые признанных инвалидами, в 2020 г. уменьшилось до 70 тыс. человек (в 2019 г. -76,5 тыс. человек; в 2018 г. - 73,9 тыс. человек; в 2017 г. - 76,1 тыс. человек)1, что связано, наряду с иными причинами, с внедрением в практику диагностики и лечения больных детей высоких медицинских технологий. Кроме того, проводятся научные исследования по различным направлениям, мероприятия по профилактике детской инвалидности, развиваются системы ранней помощи в регионах, внедрены новые технологии ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и др.2

Решаются и очерченные автором проблемы получения профессионального образования детьми-инвалидами. Например, планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. (далее - План основных мероприятий) предусмотрена разработка программно-методического, учебно-дидактического и информационно-компьютерного обеспечения общего и профессионального образования детей-инвалидов, системы подготовки квалифицированных кадров для указанных обучающихся. Доля реализующих программы среднего профессионального образования образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить к 2027 г. не менее 75 %.

Правовые вопросы дистанционного обучения детей-инвалидов затрагивались в работе Л. Н. Шипулиной. С целью реализации их права на получение образования она предложила организовывать центры дистанционного образования детей-инвалидов. В настоящее время центры дистанционного образования действуют на базе учреждений социальной защиты; кроме того, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность реализовывать образовательные программы

1 Государственный доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2020 год» // URL: https://mintrud.gov.ru/ docs/1887 (дата обращения: 10.02.2023).

2 Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».

с помощью дистанционных образовательных технологий, электронного обучения (ст. 16).

Еще одна категория детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, - дети-сироты. Основные исследования, посвященные детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, проводились учеными-социологами. В этих исследованиях рассматриваются вопросы семейного устройства детей, изучения детского благополучия, постинтернатной адаптации выпускников, профилактики социального сиротства и др.

Проблемы детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, не остались без внимания и ученых-юристов. Вместе с тем после Н. Т. Полис исследований в отношении именно этой группы детей не проводилось. В рамках тематики своих работ, пожалуй, наиболее подробно на них останавливалась Е. Г. Азарова, также упоминались дети-сироты и дети, потерявшие кормильца, в работах А. В. Буяновой, Т. С. Гусевой, Л. В. Сотни-ковой.

Вопрос трудоустройства детей-сирот - выпускников интернатов был затронут А. В. Буя-новой. Она предложила закрепить в федеральном законе норму об обязательном предоставлении первого рабочего места несовершеннолетним этой категории [Буяно-ва 2005: 18]. Учитывая, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, впервые выходящим на рынок труда, в силу жизненных обстоятельств объективно тяжело выдержать жесткую конкуренцию, следует поддержать такое предложение, как квотирование рабочих мест, являющееся гарантией трудоустройства для детей названной категории [Голосова 2022а].

Е. Г. Азарова совершенно справедливо разделяет детей на имеющих семью и воспитываемых в ней и на лишенных попечения родителей, поскольку это различие существенно отражается на их правовом положении, условиях жизнедеятельности и социальном обеспечении. Дети, оказавшиеся вне родной семьи, находятся в трудной и (или) опасной жизненной ситуации и нуждаются не только в повышенном внимании, но и в особом социальном обеспечении.

Очень многое было сделано для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последнее десятилетие. В связи с этим обозначенные ранее в работах авто-

ров проблемы, такие как нехватка интернатных учреждений, их недофинансирование, переполненность сиротских учреждений, в значительной степени оказались сегодня решенными. Мероприятия, направленные на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привели к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот. Был запущен процесс реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным. Планом основных мероприятий сейчас предусмотрены развитие и совершенствование системы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и приведение к 2024 г. организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к единой модели подчиненности [Голосова 2022Ь].

С точки зрения концепции социального риска соотношение потребности и предоставляемых мер социальной защиты (или обоснованность социального обеспечения) рассматривается через степень их компенсируемости

Актуальной остается профилактическая работа с проблемными семьями, на недостаточность развития которой указывала Т. С. Гусева. Несмотря на то что это не входит в сферу социального обеспечения, эффективные профилактические меры напрямую влияют на требуемый для обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-сирот объем средств социального обеспечения.

Обращает на себя внимание и претендует на дальнейшее осмысление установление Е. Г. Азаровой критерия эффективности социального обеспечения детей-инвалидов, которое применимо ко всем получателям мер социальной защиты, включая детей. Автор пишет: «Социальное обеспечение детей-инвалидов можно будет признать эффективным, когда будут удовлетворяться жизненно важные потребности каждого без исключения ребенка и каждой семьи, воспитывающей ребенка-инвалида» [Азарова 2012: 141].

С точки зрения концепции социального риска соотношение потребности и предоставляемых мер социальной защиты (или обоснованность социального обеспечения) рассматривается через степень их компенси-руемости, которая зависит от того, можно ли восполнить тот или иной риск в принципе, что именно в динамике риска подпадает под этот способ защиты - причина или неблагоприятное последствие, а также от того, в каких видах, на какие сроки и в каких пределах устанавливается компенсация [Истомина 2021: 165]. А оценка последствий компенсации социального риска предполагает выявление эффективности применения мер для конкретной категории детей в системе методов управления социальными рисками [Истомина, Федорова 2018].

Между обоснованностью социального обеспечения и оценкой последствий компенсации существует взаимосвязь.

Для целей обоснованности должно быть определено соотношение всех возможных потребностей и соответствующих им мер социальной защиты, что можно закрепить, например, в национальном стандарте. Следует выяснить наиболее полный перечень потребностей (учитывая факторы дифференциации), для того чтобы определить комплекс мер, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей. Потребности могут существенно различаться в зависимости от возраста детей, состояния здоровья, от того, находятся ли они в семье либо вне семьи, от материального положения последней и от других обстоятельств. Вопрос о соотношении потребностей и предоставляемых мер социальной защиты является одним из самых сложных и требующих дальнейшего исследования. Для его решения необходимо привлекать экономические, статистические, социологические научные знания.

Далее, важно оценить последствия - эффективность (результативность) применения тех или иных мер для конкретной категории детей. От этого будет зависеть соблюдение соотношения «потребность - меры», и, в случае необходимости, проведение его корректировки. Системы оценки последствий компенсации социального риска в настоящее время не существует, поэтому нет возможности скорректировать меры социальной защиты

в зависимости от потребностей в них в случае необходимости. Однако возможна разработка стандарта, основанного на статистических данных о результатах оценки последствий компенсации. В связи с этим видится перспективным создание единой, обязательной к применению системы показателей, по результатам мониторинга которой можно было бы судить о положительном или негативном опыте предоставления детям мер социальной защиты.

Д. А. Семянникова высказала мнение о правах лиц, осуществляющих воспитание детей-инвалидов (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), как о «производных» от правового статуса ребенка-инвалида. Вопросы правового регулирования социальной защиты и труда тех лиц, чьи права «производ-ны», не были предметом отдельного изучения специалистов в области трудового права и права социального обеспечения. Исследовалось лишь правовое регулирование труда лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами [Самсонова 2019]. Речь в данной работе идет об уточнении понятийного аппарата, формулировании правового статуса лиц, осуществляющих уход, расширении объема гарантий, предоставляемых работникам данной категории в связи с сочетанием ими исполнения трудовых и семейных обязанностей, о внесении изменений в трудовое законодательство. Вполне современным выглядит предложение автора предоставить таким лицам преимущественное право на заключение трудового договора о дистанционной работе. Заслуживает поддержки предложение увеличить количество календарных дней отпуска до 30, предоставлять ежегодный отпуск в удобное время обоим лицам (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.

Без сомнения, можно говорить и о правах таких субъектов-адресатов, как родители, усыновители, опекуны, попечители. Их статус будет «производным» от статуса ребенка-сироты, ребенка многодетной, неполной семьи и повлияет на объем прав в области социального обеспечения лиц, осуществляющих их воспитание. Это может быть, напри-

мер, право на предоставление социального обслуживания, досрочный выход на страховую пенсию (как для многодетных матерей, так и для родителей ребенка-инвалида), предоставление компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом, содействие занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

Таким образом, к настоящему моменту накоплены значительные теоретические и эмпирические знания, необходимые для решения проблем, связанных с защитой детей социально уязвимых категорий, и позволяющие обеспечить им благополучное детство. Повторим, что в последние десятилетия в сфере социальной защиты детей и семей с детьми наметились позитивные тенденции, создана система, которая гарантирует детям социально уязвимых категорий социальную защиту практически во всех жизненно важных сферах. Однако в ряде сфер проблемы по-прежнему не решены в полной мере. Так, сохраняется проблема обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Многодетные, неполные семьи остаются подверженными риску бедности, что чревато материальной и жилищной необеспеченностью и, как следствие, сиротством и безнадзорностью.

Практически все детские проблемы и пути их решения нашли отражение в Плане основных мероприятий, в Национальных проектах «Демография», «Здравоохранение», «Образование» с тем, чтобы в максимально возможной степени обеспечивать право ребенка на полноценную жизнь, здоровье, рост и развитие вне зависимости от его принадлежности к какой-либо категории детей.

В значительной степени этим успешным преобразованиям способствовали научные исследования, которые должны быть продолжены и активизированы сообразно целям государственной политики, социальным трансформациям, происходящим в обществе, и конституционным принципам справедливости и гарантированности реализации прав и законных интересов детей государством.

Список литературы

Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: моногр. М.: Контракт, 2012. 256 с.

Буянова А. В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 36 с.

Голосова Н. С. Квотирование рабочих мест для детей-сирот и приравненных к ним лиц: региональный подход // За права трудящихся! Реализация социально-трудовых прав граждан: опыт, проблемы, перспективы: материалы Восьмой Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15-16 декабря 2022 года) / под общ. ред. Ю. В. Иванчиной, Е. А. Истоминой. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. ун-т им. В. Ф. Яковлева, 2022а. С. 27-32.

Голосова Н. С. Роль документов стратегического планирования в реализации государственной семейной политики и социальной политики в отношении детей-сирот // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2022Ь. № 6. С. 44-51. DOI: 10.34076/22196838_2022_6_44.

Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения: учеб. и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2023. 431 с.

Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 347 с.

Гусов М. Ю. Переводы в трудовом праве России: некоторые вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 21 с.

Домрачева О. В. Вредные и опасные условия труда как условие трудового договора и элемент института охраны труда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. 30 с.

Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учеб. М.: БЕК, 2002. 560 с.

Изместьев А. В. Правовое регулирование социальной защиты населения Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2005. 28 с.

Истомина Е. А. Влияние концепции социального риска на правовое регулирование социального обеспечения: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2021. 500 с.

Истомина Е. А., Федорова М. Ю. Правовой механизм управления социальными рисками: моногр. Екатеринбург: изд-во УИУ РАНХиГС, 2018. 240 с.

Колодяжная А. И. Реализация в российском законодательстве минимальных норм социального обеспечения: правовые проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 32 с.

Корсаненкова Ю. Б. Российская система социальных пособий на детей (правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 27 с.

Лушников А. М., Лушникова М. В., Барышникова Т. Ю. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 288 с.

Митин О. А. Социальная защита граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: правовые вопросы: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 232 с.

Москвичева Т. М. Особенности правового регулирования труда женщин, работников с семейными обязанностями и опекунов (попечителей) несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2005. 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Орлова Е. Е. Правовые гарантии обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 28 с.

Полис Н. Т. Право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и инвалидов с детства на особую заботу общества в социальном обеспечении: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. 158 с.

Право социального обеспечения: учеб. / под ред. К. Н. Гусова. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. 328с.

Право социального обеспечения: учеб. / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юстиция, 2023а. 576 с.

Право социального обеспечения: учеб. и практикум для вузов / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2023b. 451 с.

Право социального обеспечения России: учеб. / под ред. Д. В. Агашева, В. С. Аракчеева. Томск: Изд-во Том. ун-та 2015. 508 с.

Рожников Л. В. Трудовые договоры специальных субъектов трудового права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 160 с.

Самсонова В. О. Правовое регулирование труда лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2019. 33 с.

Семянникова Д. А. Правовое регулирование социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 214 с.

Синьков С. Н. Возмещение вреда в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 32 с.

Соловьева Е. В. Социальное обеспечение семей с детьми как элемент социальной защиты населения России в переходный к рыночной экономике период: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 32 с.

Сотникова Л. В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации (правовые вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 26 с.

Социальное страхование в СССР / под ред. К. С. Батыгина. М.: Профиздат, 1973. 287 с.

Степаненко Е. А. Правовое регулирование труда лиц, занятых в домашнем хозяйстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 27 с.

Харитонова А. О. Работники с семейными обязанностями: дифференциация правового регулирования как средство обеспечения международным трудовым и российским трудовым правом равных возможностей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2003. 24 с.

Шаманаева И. И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах человека: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. 235 с.

Наталья Сергеевна Голосова - преподаватель кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: nata_sotnikova@inbox.ru.

ORCID: 0000-0002-8800-9194

Development of Scientific Ideas about the Social Protection of Certain Categories of Children in Research on Labor Law and Social Security Law

The study of the development of scientific ideas, the problems of legal regulation that arise at different stages of the development of society, allows us to rethink the experience of previous generations, avoid mistakes and find effective solutions to improve the legal regulation of social protection. Moreover, such categories of children as disabled children, orphans, children left without parental care, children from foster, large, single-parent families, require more attention when studying problems arising in the field of their social protection.

Analyzing the main directions of Russian scientific research in this area, the author highlights the main stages of the formation of scientific ideas about the social protection of certain categories of children, identifies the main problems. It is concluded that, despite the positive changes in social protection of children and families with children in recent decades, some problems have not been solved and remain relevant. In addition, the author considers it appropriate to assess the consequences of the application of various social protection measures for a specific category of children (effectiveness of these measures), which makes it possible to correlate the

need for social protection measures with the measures already provided and to adjust them if necessary.

Keywords: orphans, disabled children, children left without parental care, large families, single-parent families, social risks, effectiveness of social protection measures

Recommended citation

Golosova N. S. Razvitie nauchnykh predstavlenii o sotsial'noi zashchite detei otdel'nykh kategorii v issledovaniyakh po trudovomu pravu i pravu sotsial'nogo obespecheniya [Development of Scientific Ideas about the Social Protection of Certain Categories of Children in Research on Labor Law and Social Security Law], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2023, no. 3, pp. 97-110, DOI: 10.34076/2410_2709_2023_3_97.

References

Agashev D. V., Arakcheev V. S. Pravo sotsial'nogo obespecheniya Rossii [Social Security Law of Russia], Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta, 2015, 508 p.

Azarova E. G. Sotsial'noe obespechenie detei: teoreticheskie podkhody [Children's Social Security: Theoretical Approaches], Moscow, Kontrakt, 2012, 256 p.

Batygin K. S. (ed.) Sotsial'noe strakhovanie v SSSR [Social Insurance in the USSR], Moscow, Profizdat, 1973, 287 p.

Buyanova A. V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya truda nesovershennoletnikh rabotnikov [Features of Legal Regulation of the Work of Underage Workers]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2005, 36 p.

Domracheva O. V. Vrednye i opasnye usloviya truda kak uslovie trudovogo dogovora i element instituta okhrany truda [Harmful and Dangerous Working Conditions as a Condition of an Employment Contract and an Element of the Institute of Labor Protection]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2011, 30 p.

Filippova M. V. (ed.) Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Social Security Law], Moscow, Yurait, 2023b, 451 p.

Golosova N. S. Kvotirovanie rabochikh mest dlya detei-sirot i priravnennykh k nim lits: regional'nyipodkhod [Job Quotas for Orphans and Persons Equated to them: a Regional Approach], Ivanchina Yu. V., Istomina E. A. (eds.) Zaprava trudyashchikhsya! Realizatsiya sotsial'no-trudovykh prav grazhdan: opyt, problemy, perspektivy [For the Rights of Workers! Realization of Social and Labor Rights of Citizens: Experience, Problems, Prospects]: conference papers, Ekaterinburg, Ural. gos. yurid. un-t im. V. F. Yakovleva 2022a, pp. 27-32.

Golosova N. S. Rol' dokumentov strategicheskogo planirovaniya v realizatsii gosudarstvennoi semeinoi politiki i sotsial'noi politiki v otnoshenii detei-sirot [The Role of Strategic Planning Documents in the Implementation of State Family Policy and Social Policy in Relation to Orphans], Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu», 2022b, no. 6, pp. 44-51, DOI: 10.34076/22196838_2022_6_44.

Grigor'ev I. V., Shaikhatdinov V. Sh. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Social Security Law], Moscow, Yurait, 2023, 431 p.

Guseva T. S. Sotsial'noe obespechenie sem'i, materinstva, ottsovstva i detstva v Rossii: teoreticheskie i prakticheskie problemy [Social Security of the Family, Motherhood, Fatherhood and Childhood in Russia: Theoretical and Practical Problems]: doct. jur. sc. thesis, Moscow, 2012, 347 p.

Gusov M. Yu. Perevody v trudovom prave Rossii: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Transfers in the Labor Law of Russia: Some Questions of Theory and Practice]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2010, 21 p.

Gusov M. Yu. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Social Security Law], Moscow, PBOYuL Grachev S. M., 2001, 328 p.

Istomina E. A. Vliyanie kontseptsii sotsial'nogo riska na pravovoe regulirovanie sotsial'nogo obespecheniya [The Impact of the Concept of Social Risk on the Legal Regulation of Social Security]: doct. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2021, 500 p.

Istomina E. A., Fedorova M. Yu. Pravovoi mekhanizm upravleniya sotsial'nymi riskami [Legal Mechanism of Social Risk Management], Ekaterinburg, Izd-vo UIU RANHiGS, 2018, 240 p.

Izmest'ev A. V. Pravovoe regulirovanie sotsial'noi zashchity naseleniya Rossiiskoi Federa-tsii v zhilishchno-kommunal'noi sfere [Legal Regulation of Social Protection of the Population of the Russian Federation in the Housing and Communal Sphere]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Perm', 2005, 28 p.

Kharitonova A. O. Rabotniki s semeinymi obyazannostyami: differentsiatsiya pravovogo regu-lirovaniya kak sredstvo obespecheniya mezhdunarodnym trudovym i rossiiskim trudovym pravom ravnykh vozmozhnostei [Employees with Family Responsibilities: Differentiation of Legal Regulation as a Means of Ensuring Equal Opportunities under International Labor Law and Russian Labor Law]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Perm', 2003, 24 p.

Kolodyazhnaya A. I. Realizatsiya v rossiiskom zakonodatel'stve minimal'nykh norm sotsial'nogo obespecheniya: pravovye problemy [Implementation of Minimum Social Security Standards in Russian Legislation: Legal Problems]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2019, 32 p.

Korsanenkova Yu. B. Rossiiskaya sistema sotsial'nykh posobii na detei (pravovoi aspekt) [The Russian System of Social Benefits for Children (Legal Aspect)]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2007, 27 p.

Lushnikov A. M., Lushnikova M. V., Baryshnikova T. Yu. Teoriya prava sotsial'nogo obespecheniya: proshloe i nastoyashchee [Social Security Law Theory: Past and Present], Yaroslavl, YarGU, 2008, 288 p.

Mitin O. A. Sotsial'naya zashchita grazhdan, prozhivayushchikh i rabotayushchikh v raionakh Krainego Severa i priravnennykh k nim mestnostyakh: pravovye voprosy [Social Protection of Citizens Living and Working in the Far North and Equivalent Areas: Legal Issues]: cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2007, 232 p.

Moskvicheva T. M. Osobennosti pravovogo regulirovaniya truda zhenshchin, rabotnikov s semeinymi obyazannostyami i opekunov (popechitelei) nesovershennoletnikh [Features of Legal Regulation of the Work of Women, Workers with Family Responsibilities and Guardians (Trustees) of Minors]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Perm', 2005, 28 p.

Orlova E. E. Pravovye garantii obespecheniya zanyatosti grazhdan, osobo nuzhdayu-shchikhsya v sotsial'noi podderzhke [Legal Guarantees of Employment of Citizens in Particular Need of Social Support]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2004, 28 p.

Polis N. T. Pravo detei-sirot, detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, i invalidov s det-stva na osobuyu zabotu obshchestva v sotsial'nom obespechenii [The Right of Orphans, Children Left without Parental Care, and Children with Lifelong Disabilities to Special Care of Society in Social Security]: cand. jur. sc. thesis, Moscow, 1990, 158 p.

Rozhnikov L.V. Trudovye dogovory spetsial'nykh sub"ektov trudovogo prava [Employment Contracts of Special Subjects of Labor Law]: cand. jur. sc. thesis, Moscow, 1999, 160 p.

Samsonova V. O. Pravovoe regulirovanie truda lits, osushchestvlyayushchikh ukhod za det'mi-invalidami [Legal Regulation of the Work of Persons Caring for Disabled Children]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2019, 33 p.

Semyannikova D. A. Pravovoe regulirovanie sotsial'nogo obespecheniya detei-invalidov v Rossiiskoi Federatsii [Legal Regulation of Social Security of Disabled Children in the Russian Federation]: cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2019, 214 p.

Shaikhatdinov V. Sh. (ed.) Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Social Security Law], Moscow, Yustitsiya, 2023a, 576 p.

Shamanaeva I. I. Voprosy sootnosheniya rossiiskogo zakonodatel'stva o sotsial'nom obespechenii s mezhdunarodnymi aktami o pravakh cheloveka [Issues of Correlation of Russian Legis-

lation on Social Security with International Human Rights Acts]: cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 1999, 235 p.

Sin'kov S. N. Vozmeshchenie vreda v poryadke obyazatel'nogo sotsial'nogo strakhovaniya ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve i professional'nykh zabolevanii [Compensation for Damage in the Order of Compulsory Social Insurance against Industrial Accidents and Occupational Diseases: Legal Aspect]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2006, 32 p.

Solov'eva E. V. Sotsial'noe obespechenie semei s det'mi kak element sotsial'noi zashchity naseleniya Rossii v perekhodnyi k rynochnoi ekonomike period [Social Security of Families with Children as an Element of Social Protection of the Population of Russia in the Transition to a Market Economy]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 1995, 32 p.

Sotnikova L. V. Sotsial'noe obespechenie semei s det'mi v Rossiiskoi Federatsii (pravovye voprosy) [Social Security of Families with Children in the Russian Federation (Legal Issues)]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, 2007, 26 p.

Stepanenko E. A. Pravovoe regulirovanie truda lits, zanyatykh v domashnem khozyaistve [Legal Regulation of the Work of Persons Employed in the Household]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2008, 27 p.

Zakharov M. L., Tuchkova E. G. (eds.) Pravo sotsial'nogo obespecheniya Rossii [Social Security Law of Russia], Moscow, BEK, 2002, 560 p.

Natalya Golosova - lecturer of the Department of labor law, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev. 620137, Russian Federation, Ekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: nata_sotnikova@inbox.ru.

ORCID: 0000-0002-8800-9194

Дата поступления в редакцию / Received: 30.04.2023

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 10.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.