Научная статья на тему 'ЕДИНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ'

ЕДИНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малоимущие семьи с детьми / единое пособие / социальная поддержка / low-income families with children / standard allowance / social support

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталия Юрьевна Коробкова

Предметом исследования данной статьи выступает мера социальной поддержки малоимущих семей с детьми, введенная в действие с 1 января 2023 года – единое пособие. Поскольку преодоление негативных тенденций в демографических процессах находится в сфере повышенного внимания властей, а снижение бедности населения в 2018 г. было объявлено одной из национальных целей, актуальность исследования новшеств в сфере социальной политики, направленной на малоимущие семьи с детьми, не вызывает сомнений. Научная новизна состоит в подходе к оценке потенциальной эффективности пособия, заключающемся в моделировании различных вариаций благосостояния семей с детьми в зависимости от уровня их совокупного дохода и числа детей. Данный подход позволяет сделать предварительные выводы до момента появления статистических данных (например, об охвате малоимущих семей пособием, изменении их среднедушевого дохода с получением выплат и др.). Основные результаты показывают, что вне зависимости от числа детей в семье, семьи, в которых совокупный доход родителей мал (например, для России в целом величина такого дохода составляет не более 40% от средней номинальной заработной платы), единое пособие не выводит малоимущие семьи из состояния бедности. Выявленные закономерности также открывают для исследователей такие вопросы, как справедливость «настройки» данной системы с точки зрения стимулирования многодетных родителей искать дополнительные источники дохода и более высокооплачиваемую работу (например, по аналогии с мероприятиями по социальной адаптации, которые обязательны при получении социальной помощи на основании социального контракта) или же предоставления возможности жить на пособие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD CHILD ALLOWANCE IN THE SYSTEM OF SOCIAL SUPPORT MEASURES IN CURRENT CONDITIONS: IMPACT ASSESSMENT BASED ON INCOME MODELING

The subject of the study of this article is a measure of social support for low-income families with children, introduced on January 1, 2023 – a standard allowance. Since overcoming negative trends in demographic processes is the area of increased attention of the authorities, and reducing poverty in 2018 was declared one of the national goals, the relevance of studying innovations in the field of social policy aimed at low-income families with children is beyond doubt. The scientific novelty lies in the approach to assessing the potential effectiveness of the allowance, which consists of modeling various variations in the well-being of families with children depending on the level of their total income and the number of children. This approach makes it possible to draw preliminary conclusions before the statistical data becomes available (e.g., on the coverage of low-income families with allowances, changes in their average per capita income with the receipt of payments, etc.). The main results show that regardless of the number of children in the family, families in which the aggregate parents’ income is low (e.g., for Russia as a whole, the amount of such income is no more than 40% of the average nominal wage), a standard allowance does not contribute to transferring the poor families out of poverty. The identified patterns also open up such questions as the fairness of the “customization” of this system in terms of stimulating parents with many children to look for additional sources of income and higher-paying jobs (e.g., similarly to social adaptation measures that are mandatory when receiving social assistance based on a social contract) or providing the opportunity to live on allowances.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-132-142 УДК 364.3; 364.668 ^ Ш; Л3; Л8

ЕДИНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

Н.Ю. Коробкова

Всероссийский научно-исследовательский институт труда,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметом исследования данной статьи выступает мера социальной поддержки малоимущих семей с детьми, введенная в действие с 1 января 2023 года - единое пособие. Поскольку преодоление негативных тенденций в демографических процессах находится в сфере повышенного внимания властей, а снижение бедности населения в 2018 г. было объявлено одной из национальных целей, актуальность исследования новшеств в сфере социальной политики, направленной на малоимущие семьи с детьми, не вызывает сомнений. Научная новизна состоит в подходе к оценке потенциальной эффективности пособия, заключающемся в моделировании различных вариаций благосостояния семей с детьми в зависимости от уровня их совокупного дохода и числа детей. Данный подход позволяет сделать предварительные выводы до момента появления статистических данных (например, об охвате малоимущих семей пособием, изменении их среднедушевого дохода с получением выплат и др.). Основные результаты показывают, что вне зависимости от числа детей в семье, семьи, в которых совокупный доход родителей мал (например, для России в целом величина такого дохода составляет не более 40% от средней номинальной заработной платы), единое пособие не выводит малоимущие семьи из состояния бедности. Выявленные закономерности также открывают для исследователей такие вопросы, как справедливость «настройки» данной системы с точки зрения стимулирования многодетных родителей искать дополнительные источники дохода и более высокооплачиваемую работу (например, по аналогии с мероприятиями по социальной адаптации, которые обязательны при получении социальной помощи на основании социального контракта) или же предоставления возможности жить на пособие. Ключевые слова: малоимущие семьи с детьми; единое пособие; социальная поддержка.

Для цитирования: Коробкова Н.Ю. Единое пособие на ребенка в системе мер социальной поддержки в современных условиях: оценка влияния на основе моделирования доходов. Социально-трудовые исследования. 2023;53(4):132-142. РО!: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-132-142.

ORIGINAL PAPER

STANDARD CHILD ALLOWANCE IN THE SYSTEM OF SOCIAL SUPPORT MEASURES IN CURRENT CONDITIONS: IMPACT ASSESSMENT BASED ON INCOME MODELING

N.Yu. Korobkova

All-Russian Research Institute of Labour, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study of this article is a measure of social support for low-income families with children, introduced on January 1, 2023 - a standard allowance. Since overcoming negative trends in demographic processes is the area of increased attention of the authorities, and reducing poverty in 2018 was declared one of the national goals, the relevance of studying innovations in the field of social policy aimed at low-income families with children is beyond doubt. The scientific novelty lies in the approach to assessing the potential effectiveness of the allowance, which consists of modeling various variations in the well-being of families with children depending on the level of their total income and the number of children. This approach makes it possible to draw preliminary conclusions before the statistical data becomes available (e.g., on the coverage of low-income families with allowances, changes in their average per capita income with the receipt of payments, etc.). The main results show that regardless of the number of children in the family, families in which the aggregate parents' income is low (e.g., for Russia as a whole, the amount of such income is no more than 40% of the average nominal wage), a standard allowance does not contribute to transferring the poor families out of poverty. The identified patterns also open up such questions as the fairness of the "customization" of this system in terms of stimulating parents with many children to look for additional sources of income and higher-paying jobs (e.g., similarly to social adaptation measures that are mandatory when receiving social assistance based on a social contract) or providing the opportunity to live on allowances. Keywords: low-income families with children; standard allowance; social support.

For titaHon: Korobkova N.Yu. Standard child allowance in the system of social support measures in current conditions: Impact assessment based on income modeling. Social and labour research. 2023;53(4):132-142. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-132-142.

© Коробкова Н.Ю., 2023

ВВЕДЕНИЕ

С 1 января 2023 г. в Российской Федерации введено в действие ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка или так называемое единое пособие, которое объединило в себе некоторые ранее действовавшие выплаты на ребенка. Переход от разнообразия мер социальной поддержки малоимущих семей с детьми, для которых характерны различные условия предоставления и размер денежных выплат, предусматривал обеспечение единообразия оказания материальной помощи таким семьям, вне зависимости от возраста детей, их числа в семье и очередности рождения. Поскольку изменения реализованы недавно, говорить о результативности и эффективности такой реформы в контексте улучшения материального положения малоимущих семей с детьми пока рано (в том числе и в силу отсутствия необходимой статистики).

Однако, основываясь на последовательном анализе нормативно-правовых актов, регулирующих действие обновленной меры, можно провести исследование изменений реализуемых ранее мер социальной поддержки семей с детьми, которые теперь входят в состав единого пособия, и дать первичную оценку его потенциального воздействия на среднедушевые доходы малоимущих семей с детьми. Согласно ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (актуальная редакция на 01.01.2023), право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется:

• беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);

• одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается и выплачивается в следующих размерах:

• 50% величины регионального прожиточного минимума для детей, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ;

• 75% величины регионального прожиточного минимума для детей, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ;

• 100% величины регионального прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ.

Таким образом, единое пособие, выплачиваемое в связи с рождением и воспитанием ребенка, представляет собой инструмент, поддерживающий малоимущую семью на всем жизненном этапе взросления ребенка. С учетом того, что пособие выплачивается на каждого ребенка, данный вид выплаты может стать существенным подспорьем для малоимущих многодетных семей, среднедушевой доход которых невысок в силу большого числа иждивенцев.

В своем исследовании мы попытались оценить (получить верхнеуровневую оценку) эффективность единого пособия как инструмента вывода малоимущих семей с детьми из состояния бедности. Актуальность данного вопроса обусловлена разнородностью регионов России по величине соотношения среднего уровня доходов, фиксируемого в регионе, и регионального прожиточного минимума. В силу того, что размер единого пособия определяется исходя из величины регионального прожиточного минимума на душу населения, но при этом рассчитывается от величины прожиточного минимума ребенка, его эффективность в контексте улучшения материального благополучия малоимущих семей в различных регионах может существенно различаться.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОССИИ: МНЕНИЯ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ

Целесообразность и необходимость преобразования системы социальной поддержки в России не единожды отмечалась российскими исследователями. Так, Е.И. Андреева с соавторами в работе «Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность» отмечала, что для российской системы социальной поддержки характерно многообразие мер не только на федеральном, но и на региональном уровнях, однако лишь малая доля таких мероприятий характеризуется адресностью [1]. По мнению авторов, для усовершенствования системы мер социальной поддержки, которая складывалась в России с 1990-х годов, необходимо обеспечение «унификации (законодательных) принципов адресности и нуждаемости (прежде всего, на федеральном уровне), с другой стороны, -путем региональной универсализации набора мер, представляемых с учетом принципа нуждаемости, и условий их предоставления. Аналогичный тезис отмечается и в исследовании влияния детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах России, проведенном А.А. Разумовым и О.В. Селивановой: «в каждом из субъектов РФ уже сложилась собственная система мер социальной поддержки, ресурсное обеспечение которой в значительной степени зависит от региональных особенностей, что не позволяет реализовать единый подход в переходе к повышению адресности (для одних регионов этот процесс является гораздо более затратным, чем для других, в которых опыт реализации адресных мер больше), а также из-за того, что переход к адресности требует определенной политической воли» [2].

В статье, посвященной региональным практикам реализации мер социальной поддержки населения на основе критериев нуждаемости, Е.И. Андреева и Д.Г. Бычков, отмечают, что регионы прибегали к широкому перечню вариаций установления критериев нуждаемости - в зависимости от величины прожиточного минимума, от уровня среднедушевого денежного дохода, в абсолютном выражении, то есть не сложилось единой практики реализации адресной системы социальной помощи [3]. Подобные тенденции отчасти обусловлены возможностями региональных бюджетов, однако не соответствуют принципам унификации предоставления мер социальной поддержки.

Е.Е. Гришина и Е.А. Цацура, исследуя различные характеристики региональных мер социальной поддержки, пришли к выводу, что увеличение

размера социальных пособий на детей (как и в целом объема социальных трансфертов) и повышение охвата семей с детьми выплатами социального пособия на ребенка способствуют снижению региональной бедности [4]. Что касается размеров адресных выплат, предоставляемых по принципу нуждаемости, то, по мнению авторов, его повышение является более эффективным подходом к сокращению регионального уровня бедности, чем увеличение размера выплат, предоставляемых по категориальному принципу, но без учета нуждаемости.

Позицию, связанную с сокращением доли выплат, приходящейся на увеличение категориальных мер социальной поддержки, в пользу льгот, предоставляемых по критерию нуждаемости, поддерживают и другие исследователи [5, 6]. Кроме того, некоторые из них отмечают: практика предоставления выплат фиксированной величины вне зависимости от уровня дохода получателя является не вполне эффективным распределением бюджетных средств, в связи с чем и система социальной поддержки семей с детьми не охватывает всех нуждающихся, недостаточно сбалансирована [7]. В качестве доказательства приводятся ежемесячные выплаты нуждающимся семьям с детьми в возрасте до 1,5 лет, которые не охватывают детей до 1,5 лет, родившихся до 1 января 2018 г. Отсутствует и критерий универсальности в системе мер социальной поддержки семьям с детьми: выплаты на первого и второго ребенка представляются до полутора лет, а на третьего ребенка - до трех лет.

Подобные характеристики системы социальной поддержки, отмеченные российскими исследователями, с одной стороны, не проявляются в едином пособии - усовершенствованном универсальном инструменте социальной поддержки семей с детьми. С другой стороны, непосредственные изменения, внесенные в единое пособие, связанные с условиями предоставления выплат, предоставляют особый интерес для изучения.

В целом, регулярные выплаты на детей, предоставляемые малоимущим семьям, по мнению российских ученых, могут быть эффективны в вопросах снижения уровня бедности рассматриваемой категории населения. Например, исследуя материнский капитал как меру социальной поддержки семей с детьми, О.В. Селиванова и В.М. Смирнов отмечают его доступность и высокую общественную значимость, однако подчеркивают, что в силу ограниченности направлений его использования, эффективность такого вида социальной поддержки именно в контексте снижения уровня бедности,

не столь высока [8]. При этом, по мнению авторов, «большим потенциалом снижения уровня региональной бедности обладают ежемесячные выплаты на ребенка из средств материнского капитала, с началом предоставления которых наблюдается рост влияния материнского капитала на сокращение доли бедного населения в регионах». А фокусируясь непосредственно на исследовании эффективности выплат на ребенка от 3 до 7 лет, которые в настоящее время включены в единое пособие, О.В. Селиванова и М.В. Данилина отметили их существенный вклад в преодоление бедности, поскольку около 70% семей благодаря этим выплатам вышли в 2021 г. из состояния бедности [9].

СРАВНЕНИЕ ЕДИНОГО ПОСОБИЯ И МЕР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ДЕЙСТВОВАВШИХ ДО ЕГО ВВЕДЕНИЯ

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», объединило в себе ежемесячное пособие беременным, на раннем сроке вставшим на учет, ежемесячные выплаты в связи с рождением или усыновлением ребенка до достижения им трех лет, а также выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет и от восьми до семнадцати лет. Рассмотрим условия предоставления этих мер, которые действовали до актуализации закона 01.01.2023.

Ежемесячное пособие беременным женщинам, на раннем сроке вставшим на учет в медицинских организациях, предоставлялось женщинам со сроком беременности шесть и более недель, вставшим на учет до 12 недель, среднедушевой доход семей которых не превышает 1 ПМ. При этом период, за который будет выплачиваться пособие - с момента постановки на учет (но не ранее шести недель беременности) до месяца родов. Размер пособия был определен в размере 50% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ по месту фактического пребывания.

После актуализации закона критерии предоставления пособия остались прежними, однако порядок определения размера выплаты стал иным. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается в следующих размерах:

• 50% величины ПМ (прожиточного минимума) трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ, в случае, если размер среднедуше-

вого дохода семьи не превышает величину регионального ПМ на душу населения;

• 75% величины ПМ трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ, в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50% величины ПМ трудоспособного населения, не превышает региональную величину ПМ на душу населения;

• 100% величины ПМ трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ, в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75% величины ПМ трудоспособного населения, не превышает величину ПМ на душу населения, установленную в регионе. Таким образом, пособие, выплачиваемое женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, регламентируемое обновленными правилами единого пособия, характеризуется большей гибкостью и универсальностью. Дифференциация выплат с учетом уровня среднедушевого денежного дохода способствует получению выплаты в большем размере - 75% или 100% прожиточного минимума, что повышает эффективность данного вида социальной поддержки.

Ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте до 3 лет до 1 января 2023 г. регламентировались Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», согласно которому1 устанавливался порядок назначения выплат гражданам в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до достижения им возраста 3 лет. Право на получение данного пособия имели граждане, у которых первый или второй ребенок был рожден в период с 1 января 2018 г. и размер среднедушевого дохода семьи не превышал двухкратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в регионе. При этом ежемесячная выплата на первого ребенка предоставлялась женщине, родившей (усыновившей) его, или отцу (усыновителю) или опекуну ребенка в случае смерти женщины или лишения ее родительских прав или отказа от усыновления ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на мате-

1 По редакции от 01.01.2022.

ринский капитал. Размер ежемесячной выплаты, установленной в соответствии с рассматриваемым законом, составляет величину ПМ для детей, установленную в регионе.

Стоит отметить, что введение единого пособия не отменило действие рассматриваемого закона, однако после редакции от 1 января 2023 г. право на получение ежемесячной выплаты, регламентируемой федеральным законом № 418-ФЗ, теперь распространяется только на граждан, родивших (усыновивших) первого ребенка в период с 1 января 2018 г. до 1 января 2023 г. В остальном, условия предоставления и размер выплаты в новой редакции не изменились.

Ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет предоставлялась нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, среднедушевой доход которых не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте. При этом размер выплаты устанавливался в соответствии со следующими условиями:

• размер ежемесячной выплаты составляет 50% величины прожиточного минимума для детей;

• в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину ПМ на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75% величины ПМ для детей;

• в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75% величины ПМ для детей, не превышает величину ПМ на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100% величины ПМ для детей. Предоставление данной выплаты регламентировалось Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", с 1 января 2023 г. документ утратил силу.

Ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет регламентировалось Указом Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», действовавшим в период с 31 марта 2022 г. до 1 января 2023 г. Выплата полагалась нуждающимся в социальной поддержке семьям в случае, если ребенок является гражданином РФ, постоянно проживает на территории РФ и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Размер пособия устанавливался следующим образом:

• размер ежемесячной выплаты составляет 50% величины прожиточного минимума для детей;

• в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75% величины прожиточного минимума для детей;

• в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100% величины прожиточного минимума для детей.

Таким образом, анализ нормативных документов показал, что для мер, которые вошли в состав единого пособия, были расширены условия получения (в частности, унифицированы критерии по доходу - не более 1 ПМ), а для некоторых - добавились вариации размера выплат, что потенциально обеспечит увеличение охвата целевых групп населения данными мерами, а также повысит их эффективность в плане улучшения благосостояния таких категорий граждан (семей). Кроме того, переход от одной фиксированной величины предоставляемых выплат к вариации 50% - 75% - 100% в зависимости от уровня среднедушевого дохода семьи может положительно сказаться на эффективности планирования и распределения бюджетных средств регионов и федерального бюджета.

АНАЛИЗ ЕДИНОГО ПОСОБИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ

Для проведения верхнеуровневого анализа единого пособия с точки зрения его результативности сокращения уровня бедности семей с детьми и повышения их материального благополучия в силу отсутствия статистики о доходах получателей, охвате семей данной мерой и величине предоставляемых им выплат, был проведен расчет изменения среднедушевых денежных доходов смоделированных российских семей с детьми для каждого региона. Для определения величины среднедушевого денежного дохода семей с детьми совокупный доход родителей принимался равным средней за-

работной плате в регионе2. Такая предпосылка позволяет задать некий «базовый» уровень дохода семей в каждом регионе, объединив в себе вариации занятости одного или обоих родителей в семье, а также «приблизить» моделируемую семью к состоянию малоимущей. Для определения величины ежемесячного пособия на ребенка и его вклада в среднедушевой доход малоимущих семей был проведен анализ суммарной ежемесячной величины выплат единого пособия, которые получают семьи с различным уровнем ежемесячного дохода и разным составом на каждого ребенка.

В ходе анализа рассматривалось 6 моделей семьи:

2 взрослых и 1 ребенок, 2 взрослых и 2 ребенка, 2 взрослых и 3 ребенка, 2 взрослых и 4 ребенка, 2 взрослых и 5 детей, 2 взрослых и 6 детей.

Для определения величины пособия, на которую может рассчитывать семья каждой модели, были определены или рассчитаны следующие показатели:

• Совокупный ежемесячный доход семьи (принимался как эквивалентный некоторой доле средней по региону совокупной заработной платы родителя);

• Среднедушевой денежный доход семьи (в расчете на месяц);

• Величины выплат, которые полагаются семье в соответствии с правилами предоставления единого пособия;

• Среднедушевой денежный доход семьи с учетом ежемесячного пособия. На основании данного показателя определялось, вышла ли семья из состояния малоимущей с получением пособия.

Для удобства вычислений доход семьи (то есть совокупная заработная плата родителей) рассматривался совокупно, без разделения на доход матери или отца. Вариации уровня дохода в текущем анализе рассматривались как величины, равные доле среднемесячной заработной платы в конкретном субъекте, диапазон рассматриваемой доли - от 1,688 (максимальный уровень совокупного дохода семьи с 6 детьми, при котором семья имеет право на получение пособия) до МРОТ.

2 Поскольку на момент проведения исследования данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации на Росстате только для 2022 г., для определения среднего уровня заработных плат на 2023 г. величины были индексированы на уровень инфляции 4,3% (по данным Банка России на июль).

Для вычисления размера пособия, которое выплачивается семье на каждого ребенка, применялся следующий алгоритм:

1. Были определены размеры пособия, приходящиеся на всех детей в соответствующей модели семьи, исходя из размера 50%, 75% и 100% величины ПМ на ребенка в соответствующем субъекте.

2. К совокупному доходу семьи прибавлялось значение суммарной выплаты на детей в размере 50%, полученное в пункте 1, среднедушевой доход семьи пересчитывался.

3. Если по результату расчета в пункте 2 среднедушевой доход семьи превышает региональный ПМ (на душу населения), данной семье полагается выплата на ребенка в размере 50% величины регионального ПМ на ребенка.

4. Если по результатам расчета в пункте 2 среднедушевой доход семьи не превышает региональный ПМ (на душу населения), к совокупному доходу семьи (без учета выплаты единого пособия) прибавлялось значение суммарной выплаты на детей в размере 75%, полученное в пункте 1, среднедушевой доход семьи пересчитывался.

5. Если по результату расчета в пункте 4 среднедушевой доход семьи превышает региональный ПМ (на душу населения), данной семье полагается выплата в размере 75% величины регионального ПМ на ребенка.

6. В ином случае данной семье полагается выплата на ребенка в размере 100% величины регионального ПМ на ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования показали, что в России семья с двумя родителями и одним (и более) ребенком, получающая совокупный ежемесячный доход, равный средней заработной плате для каждого соответствующего региона (и без других источников дополнительного дохода) является малоимущей и может рассчитывать на получение единого пособия в 12 регионах России: городе Севастополе, Еврейской автономной области, Ивановская области, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Псковской области, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия-Алания, Смоленской обла-стьи, Чеченской Республике. При этом в Чеченской Республике, Республике Кабардино-Балкария и Республике Ингушетия такие семьи могут рассчитывать на получение пособия в размере 75% от величины регионального прожиточного минимума ребенка, в то время как в остальных регионах - в

Рис. 1 / Fig. 1. Прирост среднедушевого денежного дохода при выплате единого пособия на ребенка в малоимущих семья с одним работающим родителем, получающим среднюю заработную плату по региону / Increase in average per capita monetary income when paying a standard child allowance to low-income families with one working parent earning the average regional salary

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Смоленская область Еврейская автономная область Республика Северная Оссгия-Алання Псковская область Ивановская область Город Севастополь Республика Калмыкия Республика Дагестан Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика Республика Ингушетия Кабардино-БалкарскаяРеспублика

16,2% • 17,Р/о

■ 17,6%

■ 17,9%

- 17,9%

- 18,0% 18,5%

— 18,6% 19,2%

3 £

29,8% — 31.7% 35

Т I

Г— -

:,7%_j fj

а

0.0%

10,0%

20.0%

30,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40,0%

размере 50%. При получении единого пособия рассматриваемые модели семей выходят из состояния малоимущих.

По мере увеличения количества детей в семье, право на получение единого пособия возрастает: так, семьи с двумя детьми при уровне совокупного дохода родителей, равном средней заработной плате по региону, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в 69 регионах (кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской области, Кемеровской области, Красноярского края, Ленинградской области, Магаданской области, Московской области, Пермского края, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Сахалинской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа), семьи с тремя детьми - в 81 регионе (кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалинской области, Ямало-Ненецкого АО), семьи с четырьмя детьми - в 84 регионах (кроме Ямало-Ненецкого АО). Семьи с пятью и более детьми (при условии совокупного дохода семьи в размере одной средней заработной платы по региону) во всех регионах России относятся к малоимущим по критерию среднедушевого денежного дохода.

При этом наибольшее увеличение среднедушевого денежного дохода (СДД) домохозяйств с учетом выплаты единого пособия на каждого ребенка в семье для всех рассматриваемых моделей семей наблюдается в Кабардино-Балкарской Республике: для семей с двумя детьми увеличение СДД на 95,1%, в семьях с тремя детьми - увеличение СДД на 143%, в семьях с четырьмя детьми увеличение СДД на 190%, в семьях с пятью детьми - увеличение СДД на 237,9%, в семьях с шестью детьми - увеличение СДД на 285,4%. Столь высокий прирост среднедушевого денежного дохода в Кабардино-Балкарской Республике, вероятно, объясняется наибольшим (в сравнении с другими

регионами) отношением ПМ ребенка к среднему уровню заработной платы в регионе.

Минимальный уровень прироста среднедушевого дохода семьям, в которых совокупный уровень дохода равен среднему уровню заработной платы в регионе, наблюдается:

• для семей с одним ребенком - в Смоленской области (16,2%);

• для семей с двумя детьми - в Белгородской области (24,6%);

• для семей с тремя детьми - в Ханты-Мансийский автономный округе (30,0%);

• для семей с четырьмя детьми - в городе Москве (29,9%);

• для семей с пятью детьми - в городе Москве (37,3%);

• для семей с шестью детьми - в городе Москве (44,8%).

Для Российской Федерации в целом были получены следующие градации размера единого пособия, выплачиваемого в зависимости от количества детей в семье и размера совокупного дохода семьи. Отдельно отметим, что величина совокупного дохода модельной семьи для РФ ограничена величиной минимального размера оплаты труда -16 242 руб. в 2023 г. Вместе с тем для каждого типа семьи в табл. 1 представлен максимальный размер совокупного дохода родителей, при котором семья имеет право на получение единого пособия как малоимущая.

Из табл. 1 видно, что семьи с тремя и более детьми, в которых совокупный доход домохозяйства не превышает средней заработной платы в РФ, являются малоимущими и имеют право на получение единого пособия на каждого ребенка. При этом семьи с одним ребенком по уровню среднедушевого денежного дохода относятся к малоимущим в случае, если совокупный доход родителей менее 63% от величины средней заработ-

Таблица 1 / Table 1

Повышение среднедушевого денежного дохода семей с детьми в Российской Федерации в целом при получении единого пособия / Increase in the average per capita monetary income of families with children in the Russian Federation as a whole when

receiving a standard allowance

Доход (в % от СЗП) / Income (% of the average salary) Доход в абсолютном выражении (относительно СЗП) / Income In absolute terms (relative to average salary) СДД / Average per capita monetary income Полагается ЕП / Standard allowance Is due Размер пособия / Amount of allowance Прирост СДД в % / Increase in per capita monetary income in % Вышли из состояния бедности / Out of poverty Размер пособия в ПМ / Amount of allowance in subsistence level

Модель семьи с 1 ребенком

1 68147,85 22715,95 Нет

0,9 61333,06 20444,35 Нет

0,8 54518,28 18172,76 Нет

0,7 47703,49 15901,16 Нет

0,633 43125,00 14375 (ПМ) Нет*

0,6 40888,71 13629,57 Да 6972 17,1% да 50%

0,5 34073,92 11357,97 Да 10458 30,7% да 75%

0,4 27259,14 9086,38 Да 13944 51,2% нет 100%

0,3 20444,35 6814,785 Да 13944 68,2% нет 100%

МРОТ 16242,0 5414 Да 13944 85,9% нет 100%

Модель семьи с 2 детьми

1 68147,85 16019,73 Нет

0,9 61333,06 14417,76 Нет

0,84375 13629,57 14375 (ПМ) Нет

0,8 54518,28 13629,57 Да 13944 25,6% да 50,0%

0,7 47703,49 11925,87 Да 13944 29,2% да 50,0%

0,6 40888,71 10222,18 Да 20916 51,2% да 75,0%

0,5 34073,92 8518,481 Да 27888 81,8% да 100,0%

0,4 27259,14 6814,785 Да 27888 102,3% нет 100,0%

0,3 20444,35 5111,089 Да 27888 136,4% нет 100,0%

МЗП 16242,00 4060,5 Да 27888 171,7% нет 100,0%

Модель семьи с 3 детьми

1,055 71875,00 14375 (ПМ) Нет

1 68147,85 13629,57 Да 20916 31% да 50%

0,9 61333,06 12266,61 Да 20916 34% да 50%

0,8 54518,28 10903,66 Да 20916 38% да 50%

0,7 47703,49 9540,699 Да 31374 66% да 75%

0,6 40888,71 8177,742 Да 31374 77% да 75%

0,5 34073,92 6814,785 Да 41832 123% да 100%

0,4 27259,14 5451,828 Да 41832 153% нет 100%

0,3 20444,35 4088,871 Да 41832 205% нет 100%

МРОТ 16242,00 3248,4 Да 41832 258% нет 100%

Модель семьи с 4 детьми

1,3 88592,20 14765,37 Нет

1,266 86250,00 14375 (ПМ) Нет

1,2 76894,72 13629,57 Да 27888 34,1% да 50,0%

1,1 74962,63 12493,77 Да 27888 37,2% да 50,0%

1 68147,85 11357,97 Да 27888 40,9% да 50,0%

0,9 61333,06 10222,18 Да 41832 45,5% да 75,0%

0,8 54518,28 9086,38 Да 41832 76,7% да 75,0%

0,7 47703,49 7950,582 Да 55776 87,7% да 100,0%

0,6 40888,71 6814,785 Да 55776 136,4% да 100,0%

0,5 34073,92 5678,987 Да 55776 163,7% да 100,0%

0,4 27259,14 4543,19 Да 55776 204,6% нет 100,0%

0,3 20444,35 3407,392 Да 55776 272,8% нет 100,0%

МРОТ 16242,00 2707 Да 27888 343,4% нет 50,0%

Модель семьи с 5 детьми

1,477 100625,00 14375 Нет

* Несмотря на то, что по правилам предоставления единого пособия, при равенстве среднедушевого дохода прожиточному минимуму семья может рассчитывать на получение единого пособия, в данном случае и ниже в аналогичных случаях в графе "Полагается ЕП" указано "Нет" для обозначения данного уровня дохода как предельного для возможности получения единого пособия. Иными словами, семья не может рассчитывать на получения единого пособия, если доход хоть сколько-то превышает указанную величину.

Доход (в % от СЗП) / Income (% of the average salary) Доход в абсолютном выражении (относительно СЗП) / Income in absolute terms (relative to average salary) СДД / Average per capita monetary income Полагается ЕП / Standard allowance is due Размер пособия / Amount of allowance Прирост СДД в % / Increase in per capita monetary income in % Вышли из состояния бедности/ Out of poverty Размер пособия в ПМ / Amount of allowance in subsistence level

1,4 95406,99 13629,57 Да 34860 36,5% да 50,0%

1,300 88592,20 12656,03 Да 34860 39,3% да 50,0%

1,2 81777,42 11682,49 Да 34860 42,6% да 50,0%

1,1 74962,63 10708,95 Да 34860 46,5% да 50,0%

1 68147,85 9735,407 Да 34860 51,2% да 50,0%

0,9 61333,06 8761,866 Да 52290 85,3% да 75,0%

0,8 54518,28 7788,325 Да 52290 95,9% да 75,0%

0,7 47703,49 6814,785 Да 69720 146,2% да 100,0%

0,6 40888,71 5841,244 Да 69720 170,5% да 100,0%

0,5 34073,92 4867,703 Да 69720 204,6% да 100,0%

0,4 27259,14 3894,163 Да 69720 255,8% нет 100,0%

0,3 20444,35 2920,622 Да 69720 341,0% нет 100,0%

МРОТ 16242 2320,286 Да 69720 429,3% нет 100,0%

Модель семьи с 6 детьми

1,688 115000,00 14375 (ПМ) Нет

1,6 109036,56 13629,57 Да 41832 38,4% да 50,0%

1,5 102221,77 12777,72 Да 41832 40,9% да 50,0%

1,4 95406,99 11925,87 Да 41832 43,8% да 50,0%

1,3 88592,20 11074,03 Да 41832 47,2% да 50,0%

1,2 81777,42 10222,18 Да 41832 51,2% да 50,0%

1,1 74962,63 9370,329 Да 41832 55,8% да 50,0%

1 68147,85 8518,481 Да 62748 92,1% да 75,0%

0,9 61333,06 7666,633 Да 62748 102,3% да 75,0%

0,8 54518,28 6814,785 Да 62748 115,1% да 75,0%

0,7 47703,49 5962,937 Да 83664 175,4% да 100,0%

0,6 40888,71 5111,089 Да 83664 204,6% да 100,0%

0,5 34073,92 4259,24 Да 83664 245,5% да 100,0%

0,4 27259,14 3407,392 Да 83664 306,9% нет 100,0%

0,3 20444,35 2555,544 Да 83664 409,2% нет 100,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МРОТ 16242,00 2030,25 Да 83664 515,1% нет 100,0%

Источник/Sourse: расчеты автора / author's calculations.

ной платы. В целом, в семьях с одним ребенком, в которых среднедушевой доход менее прожиточного минимума, единое пособие, которое семья может получить на ребенка, повышает среднедушевой денежный доход рассматриваемого домохозяйства более, чем на 17,1%. При этом в семьях, в которых уровень совокупного дохода составляет 40% и менее от средней заработной платы по России в целом, даже получение единого пособия в размере 100% прожиточного минимума ребенка не выводит семью из состояния бедности. Аналогичная ситуация наблюдается для семей с двумя детьми: единое пособие увеличивает среднедушевой доход малоимущих семей более, чем на 25%, однако семьи с низким уровнем совокупного дохода не могут выйти из состояния бедности, не увеличивая уровень совокупного дохода.

В многодетных семьях уровень совокупного дохода семьи, при котором она относится к малоимущим, несколько выходит за пределы величины средней для России заработной платы. Так, семьи с тремя детьми относятся к катего-

рии малоимущих при уровне совокупного дохода равном или менее 105,5% от среднего уровня заработной платы в России, семьи с четырьмя детьми - при уровне совокупного дохода равном или менее 126,6% от среднего уровня заработной платы в России, семьи с пятью детьми -при уровне совокупного дохода менее 147,7% от среднего уровня заработной платы, в семьях с шестью детьми - при уровне совокупного дохода 168,8% от среднего уровня заработной платы в России. Вместе с тем семьи с тремя детьми при получении единого пособия на каждого ребенка увеличивают среднедушевой доход более чем на 30%, семьи с четырьмя детьми - более, чем на 34%, семьи с пятью детьми - более чем на 36%, семьи с 6 детьми - более чем на 38%. Независимо от количества детей в семье, домохозяйства, получающие единое пособие на каждого ребенка, выходят из состояния малоимущих благодаря величине получаемого пособия, если уровень их совокупного дохода составляет более 40% от средней величины заработной платы по России.

ВЫВОДЫ

Переход от нескольких различных мер социальной поддержки семей с детьми позволил обеспечить более гибкий подход к выплате денежных средств нуждающимся семьям. В частности, для беременных женщин, вставших на учет в медицинские организации на раннем сроке, размер пособия ранее составлял 50% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а с изменениями, обусловленными введением единого пособия, система выплат изменилась на градацию доли прожиточного минимума трудоспособного населения в зависимости от среднедушевого уровня дохода семьи. Аналогично, изменилась система выплат и для семей с детьми в возрасте до 3 лет. Такой переход к дифференциации размера пособия (50%, 75% и 100% от величины прожиточного минимума ребенка) позволит обеспечить более эффективное распределение бюджетных средств, выплачиваемое нуждающимся семьям. Помимо этого, также стоит отметить значительное упрощение процесса получения выплат для семей с детьми разного возраста, регулируемого общими требованиями.

Кроме того, моделирование среднероссийской семьи с различным уровнем дохода и количеством детей показало, что большинство малоимущих семей, благодаря выплатам единого пособия на каждого ребенка, выходят из состояния малоимущих. Однако для семей с низким уровнем совокупного ежемесячного дохода в размере 40% от средней величины заработной платы по России и менее выплат по единому пособию недостаточно, чтобы повысить среднедушевой уровень дохода до прожиточного минимума населения. Вероятно, такие семьи могут рассчитывать на иные виды социальной поддержки (например, выплаты пособия по беременности и родам, региональные выплаты малоимущим семьям с детьми, льготы и / или компенсации на питание, транспорт и т.д.), которые в совокупности с выплатами единого пособия позволят рассматриваемым семьям повысить уровень благосостояния и выйти за границу бедности.

В целом, можно заключить, что «настройка» обновленной меры, объединившей в себе действующие ранее выплаты на детей, предварительно демонстрирует свою эффективность в повышении благосостояния малоимущих семей с детьми. Однако важно отметить, что в данном исследовании применяемый способ моделирования изменения благосостояния малоимущих семей с детьми позволяет учитывать лишь один из критериев пре-

доставления единого пособия - критерий среднедушевого дохода семей. Вместе с тем, в научной литературе отмечается, что потенциальные получатели мер поддержки, ранее предоставляемых отдельно, не в составе единого пособия, а теперь вошедших в него, сталкивались со сложностями и отказами при получении этих выплат из-за прочих условий предоставления (например, из-за правила нулевого дохода, периода учета среднедушевых денежных доходов, правил учета имущества и т.д.), что сокращало охват получателей данными мерами [10]. В связи с этим все еще актуальными в рамках исследования мер социальной поддержки малоимущих семей с детьми являются не только вопросы величины предоставляемых выплат, но и сбалансированности условий их предоставления с целью повышения охвата целевых категорий населения выплатами, упрощения условий предоставления помощи, повышения осведомленности населения о мерах социальной поддержки и способах получения выплат.

Проведенный анализ также позволяет сформулировать вопросы для дальнейших исследований по теме. Например, как выплаты, регулируемые мерами социальной поддержки малоимущих, влияют на стимулы трудоспособного населения, а именно многодетных родителей, повышать благосостояние семьи путем увеличения уровня дохода (например, путем перехода на более оплачиваемую работу, выхода на работу одного из неработающих родителей, поиска дополнительного источника заработка). Позитивным примером социальной поддержки с этой точки зрения является социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи в рамках социального контракта мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства3. В случае невыполнения таких мероприятий, предоставление социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено. Расчеты, представленные в статье, показывают, что с увеличением иждивенческой нагрузки закономерно сокращается среднедушевой уровень дохода семей, а выплаты по единому пособию на каждого ребенка превы-

3 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

шают совокупный доход родителей (например, в семьях с 6 детьми выплаты на детей превышают совокупный доход в размере средней заработной платы по России в целом). Изучение поведенческих мотивов, которые склоняют многодетных

родителей повышать уровень благосостояния семьи за счет повышения уровня заработной платы или за счет государственных выплат, представляет интерес для дальнейших исследований в области социальной поддержки семей с детьми.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Е. И., Бычков Д.Г. Эффективная социальная поддержка населения версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность / Аналитическая записка (Efficient Social Assistance, v.3.0: Targeting, Neediness, Universality / Policy Brief), Научно-Исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации.

2. Разумов А.А., Селиванова О.В. Влияние детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах РФ. Социально-трудовые исследования. 2023;1(50):83-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93

3. Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Анализ региональной практики введения критериев нуждаемости в социальной поддержке населения. Актуальные вопросы современной экономики. 2019;(1):342-355.

4. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние системы социальной поддержки на уровень бедности в регионах. Уровень жизни на-селения регионов России. 2022;18(3):368-377. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.3.8

5. Slonimczyk F., Yurko A. V. Assessing the impact of the maternity capital policy in Russia using a dynamic model of fertility and employment. 2013.

6. Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: Научный доклад / Е.И. Андреева, Д.Г. Бычков, Е.Е. Гришина [и др.]. Москва: АО «Финпол», 2017; 144 с.

7. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Новые меры социальной поддержки семей с детьми: оценка государственных расходов. Финансовый журнал. 2018;2(42).

8. Селиванова О.В., Смирнов В.М. Анализ влияния материнского капитала на снижение региональной бедности. Экономика труда. 2022;9(12):2049-2064. DOI: 10.18334/et.9.12.116694

9. Селиванова О.В., Данилина М.В. Анализ влияния ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на снижение уровня бедности в регионах России. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022;(8-1):93-101. DOI: 10.34670/AR.2022.27.40.011.

10. Гришина Е.Е., Цацура Е. А. Влияние системы социальной поддержки на уровень бедности в регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2022;(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sistemy-sotsialnoy-podderzhki-na-uroven-bednosti-v-regionah.

REFERENCES

1. Andreeva E.I, Bychkov D.G. Efficient Social Assistance, v.3.0: Targeting, Neediness, Universality. Policy Brief (Efficient Social Assistance, v.3.0: Targeting, Neediness, Universality / Policy Brief), Research and Development Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation

2. Razumov A.A., Selivanova O.V. Influence of child allowances and compensation payments on poverty reduction in the regions of the Russian Federation. Social and Labor Research. 2023;1(50):83-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93. (In Russ.).

3. Andreeva E.I., Bychkov D.G. Analysis of regional practice of introduction of criteria of neediness in social support of the population. Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki = Actual Issues of the Modern Economics. 2019;(1):342-355. (In Russ.).

4. Grishina E.E., Tsatsura E.A. Influence of the system of social support on the level of poverty in the regions. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2022;18(3):368-377. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.3.8. (In Russ.).

5. Slonimczyk F., Yurko A. V. Assessing the impact of the maternity capital policy in Russia using a dynamic model of fertility and employment. 2013.

6. Andreeva E. I., Bychkov D. G., Feoktistova O. A. New measures of social support for families with children: an assessment of public expenditures. Finansovyi zhurnal = Financial Journal. 2018;2(42). (In Russ.).

7. Andreeva E.I., Bychkov D.G., Grishina E.E. [et al.]. Development of effective social support of the population in Russia: Targeting, neediness, universality: Scientific report. Moscow: JSC "Finpol"; 2017. p. 144. (In Russ.).

8. Selivanova O.V., Smirnov V.M. Analysis of the impact of maternity capital on reducing regional poverty. Labour Economics. 2022;9(12):2049-2064. DOI: 10.18334/et.9.12.116694. (In Russ.).

9. Selivanova O.V., Danilina M.V. Analysis of the influence of monthly monetary payment for a chilaged from three to seven years inclu- sive on poverty reduction in the regions of Russia. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 12;(8-1):93-101. DOI:10.34670/ AR.2022.27.40.011. (In Russ.).

10. Grishina E.E, Tsatsura E.A. Influence of the system of social support on the level of poverty in regions. Living Standards of the Population of the Regions of Russia. 2022;(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-sistemy-sotsialnoy-podderzhki-na- uroven-bednosti-v-regionah.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Наталия Юрьевна Коробкова - младший научный сотрудник ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Natalya. Yu. Korobkova - Researcher, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Labor"

of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6812-8794

NYkorobkova@vcot.info

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 13.09.2023; после рецензирования 13.10.2023, принята к публикации 16.10.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 13.09.2023; revised on 13.10.2023 and accepted for publication on 16.10.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.