УДК 336:316 (470.333)
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИВАНЮГА ТВ.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», e-mail: [email protected], тел: 8 950 694 58 01.
Реферат. В статье за период 2017-2021 гг. представлена количественная и качественная характеристика денежных доходов населения Брянской области, как в целом, так и по структурным элементам, отражены направления социальной поддержки, среди которых более подробно раскрыты такие виды, как оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и областной семейный материнский капитал, показано влияние предпринимаемых мер на снижение уровня бедности, оценены сложившиеся за этот временной интервал тенденции изменения среднедушевых денежных доходов населения в месяц и численности населения с денежными доходами ниже границы бедности, на основе которых дан прогноз в дискретной оценке на 2022 г. Отмечено, что доходы граждан ежегодно увеличиваются, основными их видами являются оплата труда и социальные выплаты; прожиточный минимум, как критерий границы бедности, не обеспечивает нормального существования граждан, поскольку среднедушевые потребительские расходы на 30% и более его превосходят. Социальная поддержка в виде единовременных и ежемесячных денежных выплат оказывается малоимущим гражданам, ветеранам труда, малоимущим семьям с детьми, детям из отдельных категорий семей и пр. За анализируемый период объём социальных выплат увеличился в 1,32 раза и составил в 2021 г. 119261 млн. руб. (26,7% от общего объёма денежных доходов населения). Популярным остаётся такой вид помощи, как заключение социальных контрактов, направленных, в основном, на поиск работы и на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Численность населения с денежными доходам ниже границы бедности уменьшилась за пятилетний период на 11,4%, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. -на 5,7%, однако расслоение общества по доходам не преодолено.
Ключевые слова: среднедушевые денежные доходы населения, дифференциация доходов, прожиточный минимум, региональный материнский капитал, социальная помощь.
CASH INCOME AND SOCIAL SUPPORT POPULATION OF BRYANSK REGION
IVANYUGA TV.,
candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Bryansk State Agrarian University, e-mail: [email protected].
Essay. In the article for the period 2017-2021 the quantitative and qualitative characteristics of the monetary incomes of the population of the Bryansk region are presented, both in general and by structural elements, the directions of social support are reflected, among which such types as the provision of state social assistance on the basis of a social contract and regional family maternity capital are disclosed in more detail, the impact of the measures taken on poverty reduction is shown, the trends of changes in the average per capita monetary incomes of the population per month and the number of people with monetary incomes below the poverty line are estimated over this time interval, on the basis of which a forecast is given in a discrete assessment for 2022. It is noted that the incomes of citizens are increasing annually, their main types are wages and social benefits; the subsistence minimum, as a criterion of the poverty line, it does not ensure the normal existence of citizens, since the average per capita consumer spending exceeds it by 30% or more. Social support in the form of one-time and monthly cash payments is provided to low-income citizens, labor veterans, low-income families with children, children from certain categories of families, etc. During the analyzed period, the volume of social payments increased 1.32 times and amounted to 119,261 million rubles in 2021 (26.7% of the total monetary income of the population). This type of assistance remains popular, such as the conclusion of social contracts aimed mainly at finding a job and carrying out individual entrepreneurial activities. The number of people with monetary incomes below the poverty line decreased by 11.4% over a five-year period, in 2021 compared to 2020 - by 5.7%, but the stratification of society by income has not been overcome.
Keywords: per capita monetary incomes of the population, income differentiation, subsistence minimum, regional maternity capital, social assistance.
Введение. Денежные доходы населения входят в систему основных показателей, характеризующих развитие национальной экономики и соци-
альной сферы, являются фактором, определяющим уровень жизни населения. Общий объём доходов и среднедушевой месячный их уровень в динамике
устойчиво возрастают, при этом реальные денежные доходы, учитывающие инфляцию на потребительском рынке, показывают неустойчивость изменений - от понижения относительно предыдущих лет в 2017 г. и 2020 г., до прироста в 20182019 гг. и в 2021 г. Среднемесячная номинальная заработная плата, являющаяся основным источником доходов жителей региона, увеличилась за анализируемый период на 43,8%, по сравнению с 2020 г. - на 11,6% или 3,6 тыс. руб. Однако снизить уровень социального расслоения населения по доходам не удаётся, поскольку коэффициент фондов возрос за последние два года с 11,1 до 11,9, а коэффициент Джини - с 0,365 до 0,375. В этих условиях важна социальная поддержка населения, направленная на обеспечение необходимого материального и социального положения всех членов общества [1,2,3].
Нормативно-правовой базой оказания социальной поддержки являются: Конституция РФ, федеральные и региональные законы о социальном обеспечении, иные нормативно-правовые акты и, согласно Федеральному закону [4], право на неё имеют малообеспеченные семьи, семьи с детьми, многодетные семьи, инвалиды, ветераны, безработные.
В настоящее время направлениями социальной поддержки населения в Брянской области выступают: государственная поддержка семей с детьми (пятнадцать видов поддержки, в том числе ипотека, различные виды пособий, ежемесячных денежных выплат, областной материнский (семейный) капитал и др.); социальная помощь (семь видов поддержки, в основном, для малоимущих граждан - социальный контракт, компенсации отдельных видов расходов и др.); льготы для многодетных семей; льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; льготы замещающим семьям (опека и попечительство); пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и отдельных категорий граждан; единовременная и ежемесячная помощь гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений и другие. Полный перечень направлений социальной поддержки населения Брянской области отражён на официальном сайте регионального Департамента семьи, социальной и демографической политики [5], являющегося исполнителем государственной программы «Социальная поддержка граждан» [6].
Реализация программы нацелена, в первую очередь, на повышение благосостояния населения и снижение бедности, модернизацию и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания, обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги и др.
Материал и методика исследования. Объём денежных доходов населения изучается в целом, по составным элементам с выделением доходов от предпринимательской и другой производственной деятельности, доходов в виде оплаты труда наёмных работников, социальных выплат, доходов от собственности и прочих денежных поступлений. Структура социальных выплат изучалась по видам выплат: пенсии, пособия, социальная помощь. Исследование проведено на основе официальных статистических данных (Брянскстат) за пятилетний период (2017-2021 гг.) с использованием статистических методов: описательной статистики, наглядного представления данных, корреляционно-регрессионного метода, метода прогнозирования.
Результаты исследования. В целом за прошедший пятилетний период объём денежных доходов населения увеличился в 1,22 раза, достигнув в 2021 г. 446,8 млн. руб. В нетипичном для данного временного промежутка 2020 г. доходы в целом удалось сохранить на уровне предыдущего 2019 г. за счет незначительного увеличения оплаты труда работников (+2,3%) и более существенного прироста социальных выплат (+15,6%). Среднедушевые денежные доходы возросли как в целом за период исследования, так и в последние два года (таблица 1).
В структуре доходов наибольший удельный вес приходится на доходы в виде оплаты труда (более 40,0%) (рисунок 1). Четверть доходов в 2017-2019 гг. обеспечивали прочие денежные поступления (выигрыши по лотереям, поступления от сдачи вторсырья, получение денежных переводов, доходы, укрываемые от налогообложения) [8]. При некотором снижении их объёма в 2019-2020 гг., в последующий период они возросли на 12,1% или 10,6 млн. руб., а в структуре доходов на их долю приходится почти 22%.
В 2020-2021 гг. вторым по значимости источником доходов становятся социальные выплаты, что обусловлено поддержкой населения со стороны государства в период возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Были введены новые и увеличены существующие на тот момент единовременные и ежемесячные социальные выплаты, расширился круг их получателей в результате упрощения процедуры назначения и получения выплат [9]. В 2017-2021 гг. объём социальных выплат возрос до 119261 млн. руб. или в 1,32 раза (26,7% от общего объёма денежных доходов населения).
Основная доля в структуре социальных выплат приходится на выплату пенсий - в 2021 г. 70,2% (83721 млн. руб.), получателями которой являются более 400,0 тыс. чел (34,3% от общей численности населения). Средний размер назначенных месячных пенсий на 1 января 2022 г. составил 15706 руб. (+6,8% по отношению к 2020 г.) и это меньше среднероссийского уровня на 7,0%.
Таблица 1 - Денежные доходы населения Брянской области
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к Спра-вочно
2017 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2019 г.
Денежные доходы - всего, млн. руб. 366282 385658 408025 408098 446765 122,0 109,5 100,02
доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности 25997 27114 28311 25271 29738 114,4 117,7 89,26
оплата труда наемных работников 148452 161442 171778 175668 191909 129,3 109,2 102,26
социальные выплаты 90128 91238 95744 110721 119261 132,3 107,7 115,64
доходы от собственности 8529 8223 11091 9225 8065 94,6 87,4 83,18
прочие денежные поступления 93176 97641 101101 87213 97792 105,0 112,1 86,26
Номинальные среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц 25107 26658 28422 28636 31666 126,1 110,6 100,75
Источник: [7]
доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности | оплата труда наемных работников социальные выплаты 'доходы от собственности прочие денежные поступления
Рисунок 1 - Структура денежных доходов населения Брянской области, %
Источник: [8]
В рамках социальных выплат гражданам выдаются пособия и оказывается социальная помощь. Ежемесячное денежное пособие получают почти 400 тыс. жителей Брянской области, из которых 69,4% - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, 24,1% - инвалиды. Средний размер выплаты на 1 получателя увеличился на 3,7% относительно 2021 г. и составил 1390 руб.
Социальная поддержка оказывалась в виде (таблица 2):
- денежных компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг. С 2017 г. количество пользователей этим видом поддержки сократилось с 324,5 до 272,2 тыс. человек или на 16,1%. При этом сред-
немесячный размер на 1 пользователя увеличился почти на 20,0% - с 448 до 536 руб.;
- субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае превышения фактических расходов максимально допустимой доли расходов на эти цели в совокупном доходе семьи (22,0% для Брянской области). Всего 4% семей от общего их числа пользуются данной субсидией (18119 семей в 2021 г.). В целом же за исследуемое пятилетие число семей-пользователей субсидии уменьшилось на 31,7%;
- единовременной денежной выплаты - оказана 73,8 тыс. граждан, из которых малоимущие составляют 51,2% (37,75 тыс. чел), малоимущие семьи с детьми - 21,5% (15866 семей) и дети из отдельных
категорий семей - 21,6% (15838 человек). Число получивших помощь малоимущих граждан гораздо меньше реальной численности бедного населения, что связано с заявительным характером получения помощи;
- денежных компенсаций на оплату медицинских услуг;
- регулярной денежной выплаты - оказана 206,4 тыс. человек, из которых более половины (54,6%) -ветераны труда; доля малоимущих семей с детьми и детей из отдельных категорий семей в этой численности составила 19,1 и 11,7%;
- ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет (для учащихся - до 18 лет) -349 руб. в 2021 г.;
- пособия на детей одиноких матерей - 698 руб.;
- пособия на детей военнослужащих по призыву - 524 руб.;
- пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 524 руб.;
- натуральных выплат - оказана 64,7 тыс. человек, из них 71,0% - лица, страдающие социально-значимыми заболеваниями. Им по рецепту врача бесплатно выданы лекарственные препараты и медицинские изделия. 2,6 тыс. беременных женщин и кормящих матерей получили молочные смеси, содержащие витамины и минералы.
Таблица 2 - Сведения о мерах социальной поддержки населения
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2017 г.
Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, тыс. чел 324,5 313,0 314,9 287,2 272,2 83,9
Среднемесячный размер на 1 пользователя, руб. 448 451 474 510 536 119,6
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Число семей, получивших субсидии, ед 26519 23213 19275 17880 18119 68,3
В процентах от общего числа семей 5 5 4 4 4 -1 п.п.
Среднемесячный размер субсидий на 1 семью, руб. 1002 1019 1227 1349 1096 109,4
Предоставление малоимущим гражданам единовременной денежной выплаты
Численность малоимущих граждан, получивших единовременную денежную выплату, чел 35601 39297 63997 45303 37753 106,0
В процентах от численности малоимущих граждан, обратившихся за поддержкой 59,1 66,8 77,4 98,6 97,6 38,5 п.п.
Средний размер единовременной денежной выплаты малоимущим гражданам, рублей на 1 получателя 1433 14250 1457 2519 1956 136,5
Меры социальной поддержки для детей из малоимущих и многодетных семей
Число малообеспеченных семей с детьми, получивших единовременную денежную выплату 9282 9485 15235 11268 15866 170,9
Средний размер единовременной денежной выплаты малообеспеченным семьям с детьми, рублей на 1 получателя 4545 4594 4824 5238 5587 122,9
Число детей из отдельных категорий семей, получивших единовременную денежную выплату 12182 12641 12879 16195 15838 130,0
Средний размер единовременной денежной выплаты детям из отдельных категорий семей, рублей на 1 получателя 1134 1125 1116 5566 5561 в 4,9 р.
Число лиц, получивших региональный материнский капитал 563 755 809 571 1245 в 2,2 р.
Средний размер единовременной денежной выплаты из средств регионального материнского капитала, рублей на 1 получателя 67036 69526 73090 92541 108434 161,8
Число лиц, получающих ежемесячную денежную выплату при рождении третьего и последующих детей 4201 4338 4377 4510 6438 153,2
Размер ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей, рублей на 1 получателя 8010 8330 10029 10606 11206 139,9
Источник: [8]
Самая существенная материальная поддержка государства для семей, имеющих детей (в рамках Госпрограммы по поддержке семей, имеющих двух и более детей) - материнский (семейный) капитал. В нашей области с 2007 г. выдано 91,4 тыс. сертификатов, в 2017-2021 гг. - 31,4 тысяча. Использование материнского капитала в основном направлено на улучшение жилищных условий (54%) и ежемесячные выплаты в связи с рождением второго ребенка (38%). Восемь процентов владельцев сертификатов направили средства на получение образования ребенком и менее одного процента - на накопительную пенсию мамы [8].
В Брянской области учреждён областной семейный материнский капитал (после рождения или усыновления третьего или последующих детей после 1 января 2012 г., проживающих на территории области не менее 1 года), который можно использовать в том числе на капитальный или текущий ремонт жилого помещения и улучшение бытовых условий проживания семьи. Для семей, в которых рождается третий и последующие дети размер регионального капитала увеличен с 2020 г. до 200 тыс. руб. Это дало свой положительный эффект на появление в семьях третьих и последующих детей. В 2021 г. региональный капитал получили 1245 человек и это в 2,2 раза больше по сравнению с 2017 г. и 2020 г. В 1,4 раза увеличилось число получателей ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей.
Следует остановиться на такой мере социальной поддержки как оказание государственной социальной помощи гражданам на основании социального контракта - соглашения между гражданином и комплексным центром социального обслуживания населения, по которому гражданин обязан реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации [10].
С 2021 г. механизм предоставления государственной социальной помощи на основании соци-
ального контракта существенно изменен, так как предусмотрено софинан-сирование данного мероприятия из средств федерального бюджета, что значительно повысило интерес к этому виду помощи. Если в 2019-2021 гг. было заключено 1145 соглашений на общую сумму 54,1 млн. руб. (47,2 тыс. руб. в среднем на 1 соглашение), то уже с марта 2022 г. заключено 2066 социальных контрактов с объёмом финансирования в 207,9 млн. руб. (100,6 тыс. руб. в среднем на 1 соглашение) (таблица 3).
Большая часть социальных контрактов (33,3%) связана с поиском работы и почти 87% заявителей трудоустроились. Большей стоимостью 1 контракта выделяется помощь на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности -227,1 тыс. руб.
Самым актуальным направлением здесь является заключение социальных контрактов по предоставлению парикмахерских услуг, услуг маникюра, косметологических услуг (36,8%) (рисунок 2).
Для индивидуальных предпринимателей максимальный размер единовременной помощи составляет 250 тыс. руб., которая может быть направлена на закупку оборудования, приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств на праве аренды, создание и оснащение дополнительных рабочих мест, возмещение расходов, связанных с постановкой на учет в размере фактически понесенных расходов.
В Брянской области предусмотрено предоставление данного вида помощи не только гражданам без статуса индивидуального предпринимателя на момент обращения, но и действующим более одного года на момент обращения индивидуальным предпринимателям при выполнении последними требования открыть дополнительно рабочее место за счет средств, выделяемых в рамках социального контракта.
Таблица 3 - Сведения государственной социальной помощи на основании социального контракта в Брянской области (март-ноябрь 2022 г.)___
Показатель количество сумма
единиц в % к итогу всего, млн. руб. в среднем на 1 контракт, тыс. руб.
Заключено социальных контрактов 2066 100,0 207,9 100,6
в том числе: по поиску работы 687 33,3 25,5 37,1
на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности 569 27,5 129,2 227,1
ведение личного подсобного хозяйства 265 12,8 25,2 95,1
на преодоление трудной жизненной ситуации 545 26,4 28,0 51,4
Источник: [11]
Рисунок 2 - Структура направлений заключения социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, % Источник: [12]
Рисунок 3 - Численность и доля населения с денежными доходами ниже границы бедности
Источник: [8]
Предпринимаемые меры отразились на снижении численности населения с денежными доходам ниже границы бедности. В 2021 г. снижение относительно 2020 г.: на 5,7%, за пять лет - на 19,8 тыс. чел или на 11,4% (рисунок 3).
Критерием границы бедности в 2017-2021 гг. являлся показатель величины прожиточного минимума, обеспечивающий только минимальный уровень выживаемости населения, поскольку среднедушевые потребительские расходы на 30 и более процентов его превосходят (рисунок 4). Ежегодный рост цен вызывает, следовательно, ежегодное увеличение расходов на жизненно важные товары и услуги.
В области установились благоприятные тенденции ежегодного роста среднедушевых денежных доходов населения в среднем на 0,9 тыс. руб. и снижения численности населения с денежными доходами ниже границы бедности в среднем на 2,4 тыс. чел, которые хорошо описывают полиномиальные функции 2 степени (рисунок 5, с коэффициентами аппроксимации 0,9497 и 0,8717 соответственно.
При условии сохранения этих тенденций в 2022 г. среднедушевые денежные доходы населения в месяц могут составить 33330 руб. (+5,2% к
2021 г.), а численность населения с доходами ниже границы бедности -149,3 тыс. чел. (-2,7% по сравнению с 2021 г.)
Позитивное влияние на снижение бедности в зависимости от доходов подтверждают результаты корреляционно-регрессионного анализа: между среднедушевыми денежными доходами населения, выступающими в качестве факторного признака (х) и численностью населения с денежными доходами ниже границы бедности имеется тесная обратная зависимость (г.у = —0.963).
Вариация факторного признака на 92,8% обуславливает изменение численности бедного населения (гД, = 0.928). Коэффициент полной регрессии (д, = —2,77) показывает, что с увеличением среднедушевых денежных доходов на 1 тыс. руб. численность населения с денежными доходами ниже границы бедности сократится в среднем на 2,8 тыс. чел. (у = 241.6 — 2.77 х). Коэффициенты й-и С4 статистически значимы, поскольку фактические значения 1 - критерия Стьюдента
превышают критиче-
ское значение = 2,31). Уравнение регрессии значение Б - критерия Фишера (Б фактич = 38,53)
, превосходит критическое значение, равное 4,46.
статистически значимо, поскольку фактическое
Рисунок 4 - Величина потребительских расходов, прожиточного минимума и соотношение между ними в 2017-2021 гг. в Брянской области
Источник: [7]
Рисунок 5 - Фактический и прогнозный объем среднедушевых денежных доходов населения в месяц в Брянской области, руб. Источник: [7]
Рисунок 6 - Фактическая и прогнозная численность населения в Брянской области с денежными доходами ниже границы бедности, тыс. чел. Источник: [8]
Вывод. Несмотря на увеличение денежных доходов населения ещё более 153 тыс. чел. нуждаются в социальной поддержке для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности, которая оказывается в виде единовременных и ежемесяч-
ных денежных выплат, натуральных выплат. Число получивших помощь малоимущих граждан гораздо меньше реальной численности бедного населения, что связано с заявительным характером получения помощи.
Список использованных источников
1. Иванюга Т.В., Дьяченко О.В. О бедности в Брянской области и мерах по её снижению // Вестник аграрной науки. - 2021. - № 2 (89). - С. 119-128.
2. Старокова О. Доходы домохозяйств и социальная поддержка населения // Journal of Science. -Lyon. - 2021. - № 19. - С. 15-18.
3. Исакова Н.В. Социальная поддержка населения как одна из технологий социальной работы для решения социальных проблем современного общества // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 8 (47). - С. 380384.
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2022).
5. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uszn032.ru/sotsialnaya-podderzhka (дата обращения 30.11.2022).
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (с изменениями на 18 августа 2022 года): постановление Правительства РФ № 296 от 15 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.garant.ru/ (дата обращения 26.11.2022).
7. Социальное положение и уровень жизни населения Брянской области. Стат.сб. - Брянскстат, 2022.
- 164 с.
8. О прожиточном минимуме и уровне жизни населения Брянской области: Аналитическая записка / Брянскстат. - Брянск, 2022. - 24 с.
9. Сабирова З.Э. Социальная поддержка населения России в условиях кризисов // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2022. - № 5 (167). - С. 132-135.
10. Социальный контракт как средство преодоления бедности многодетной семьи, ведущей личное подсобное хозяйство / Н.А.Соколов, О.В. Дьяченко, М.А. Бабьяк, Т.В. Иванюга // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - №5. - С. 221-228.
11. Социальная поддержка граждан - приоритет в работе областного Правительства [Электронный ресурс]. URL: http://www.bryanskobl.ru/news/2021/12/08/13326 (дата обращения 19.11.2022).
Spisok ispolzovannyx istochnikov
1. Ivanyuga T.V., Dyachenko O.V. O bednosti v Bryanskoj oblasti i merax po eyo snizheniyu // Vestnik agrarnoj nauki. - 2021. - № 2 (89). - S. 119-128.
2. Starokova O. Doxody' domoxozyajstv i social'naya podderzhka naseleniya // Journal of Science. - Lyon.
- 2021. - № 19. - S. 15-18.
3. Isakova N.V. Social'naya podderzhka naseleniya kak odna iz texnologij social'noj raboty' dlya resheniya social'ny'x problem sovremennogo obshhestva // Alleya nauki. - 2020. - T. 1. - № 8 (47). - S. 380-384.
4. Federal'ny'j zakon ot 17 iyulya 1999 № 178-FZ «O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi» (red. ot 07.03.2018) [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya: 18.11.2022).
5. Departament sem i, social'noj i demograficheskoj politiki Bryanskoj oblasti. Oficial'ny'j sajt. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.uszn032.ru/sotsialnaya-podderzhka (data obrashheniya 30.11.2022).
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Social'naya pod-derzhka grazhdan» (s izmeneniyami na 18 avgusta 2022 goda): postanovlenie Pravitel'stva RF № 296 ot 15 aprelya 2014 g. [E' lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://gov.garant.ru/ (data obrashheniya 26.11.2022).
7. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Bryanskoj oblasti. Stat.sb. - Bryansk-stat, 2022. - 164
s.
8. O prozhitochnom minimume i urovne zhizni naseleniya Bryanskoj oblasti: Analiticheskaya zapiska / Bryanskstat. - Bryansk, 2022. - 24 s.
9. Sabirova Z.E'. Social'naya podderzhka naseleniya Rossii v usloviyax krizisov // E'konomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2022. - № 5 (167). - S. 132-135.
10. Social'ny'j kontrakt kak sredstvo preodoleniya bednosti mnogodetnoj sem'i, vedushhej lichnoe podsobnoe xozyajstvo / N.A.Sokolov, O.V. D'yachenko, M.A. Bab'yak, T.V. Ivanyuga // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2022. - №5. - S. 221-228.
11. Social'naya podderzhka grazhdan - prioritet v rabote oblastnogo Pravitel'stva [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.bryanskobl.ru/news/2021/12/08/13326 (data obrashheniya 19.11.2022).