Научная статья на тему 'Микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка'

Микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ / PUBLIC SOCIAL SPENDING / SOCIAL BENEFITS / MONEY ALLOWANCES AND IN-KIND BENEFITS / SOCIAL PROTECTION OF FAMILIES WITH CHILDREN / HOUSEHOLD SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева Елена Игоревна, Бычков Дмитрий Геннадьевич, Феоктистова Олеся Александровна

Россия, как и многие «стареющие» страны, крайне заинтересована в повышении рождаемости. И если раньше государство через социальную поддержку стимулировало рождение вторых и последующих детей (в том числе через федеральный и региональный материнский капитал, выплаты на третьего ребенка, многочисленные региональные меры социальной поддержки многодетных семей), то на сегодняшний день речь идет и о поддержке рождения первых детей. Не секрет, что семьи с детьми, особенно многодетные и неполные, подвержены самым высоким рискам бедности среди социально-демографических групп, а в условиях падения реальных доходов населения в 2014-2016 гг. рождение ребенка существенно повышает риск семьи пополнить ряды малоимущих. В статье анализируется эффективность действующих мер социальной поддержки семей в связи с рождением детей с точки зрения поддержки доходов получателей и вклада в снижение бедности. На основании проведенного анализа авторы приходят к выводу о том, что эффективность рассматриваемых мер по снижению бедности не слишком высока, что объясняется в том числе использованием более мягких критериев нуждаемости при назначении пособий, чем при официальном определении малоимущности, а эффективность этих мер с точки зрения поддержки семейных доходов ограничена сроком предоставления пособий, который не покрывает самый тяжелый для бюджета семьи период. Авторы также обращают внимание на ряд других дисбалансов в существующей системе социальной защиты семей с детьми и формулируют предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Microeconomics of Social Protection of Families With Small Children in Russia

A birth of a child in Russia significantly increases the risk of the family to recede into neediness. The new (2018) federal government monthly benefits that shall be provided to families during a fixed period of time following the birth of their first and second child complement the already existing joint federal/sub-federal monthly benefits provided to families upon the birth of their third child and/or subsequent children, and are aimed at reducing the risk deprivation for families with small children. The paper analyses the efficiency of the three family benefits from the point of view of reducing poverty among the beneficiary families, among families with children as a whole and among the general population. Based on the analysis of household survey data and the use of family budget modelling techniques, the authors come to the conclusion that as a means of poverty reduction the efficiency of the said measures is rather limited, which can be explained, among other things, by the use of less rigid neediness criteria than the ones applied when determining the official poverty status. The authors also point out a number of inconsistencies in the existing system of family welfare in Russia, such as the use of incompatible income cut-off lines for families depending on the rank of the new birth -first, second third, etc., child, lack of regard to the depth of poverty of the beneficiary family as the amount of each benefit is fixed, lack of supporting in-kind services to complement the money benefit, etc., and suggest ways to eliminate these imbalances.

Текст научной работы на тему «Микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка

Андреева Е.М. 1, Бычков Д.Г. 1, Феоктистова О.А. 1

1 Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Россия, как и многие «стареющие» страны, крайне заинтересована в повышении рождаемости. И если раньше государство через социальную поддержку стимулировало рождение вторых и последующих детей (в том числе через федеральный и региональный материнский капитал, выплаты на третьего ребенка, многочисленные региональные меры социальной поддержки многодетных семей), то на сегодняшний день речь идет и о поддержке рождения первых детей. Не секрет, что семьи с детьми, особенно многодетные и неполные, подвержены самым высоким рискам бедности среди социально-демографических групп, а в условиях падения реальных доходов населения в 2014-2016 гг. рождение ребенка существенно повышает риск семьи пополнить ряды малоимущих. В статье анализируется эффективность действующих мер социальной поддержки семей в связи с рождением детей с точки зрения поддержки доходов получателей и вклада в снижение бедности. На основании проведенного анализа авторы приходят к выводу о том, что эффективность рассматриваемых мер по снижению бедности не слишком высока, что объясняется в том числе использованием более мягких критериев нуждаемости при назначении пособий, чем при официальном определении малоимущности, а эффективность этих мер с точки зрения поддержки семейных доходов ограничена сроком предоставления пособий, который не покрывает самый тяжелый для бюджета семьи период. Авторы также обращают внимание на ряд других дисбалансов в существующей системе социальной защиты семей с детьми и формулируют предложения по их устранению.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные социальные расходы, меры социальной поддержки, социальные выплаты и льготы, государственная социальная поддержка семей с детьми, обследование домохозяйств.

The Microeconomics of social protection of Families With small children in Russia

Andreeva E.M. 1, Bychkov D.G. 1, Feoktistova O.A. 1

1 Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Russia

Введение

В мае 2018 г. президентом России был подписан указ о национальных целях и стратегических задачах развития страны на ближайшие 6 лет, среди которых было названо обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и снижение уровня бедности. Правительству было поручено разработать национальную программу в сфере демографического развития, которая

должна, в частности, способствовать увеличению суммарного коэффициента рождаемости до 1,7, обеспечить внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, снизить в два раза уровень бедности в Российской Федерации.

Очевидно, что задачи по снижению уровня бедности и поддержке семьи при рождении ребенка сегодня неразделимы: доля домохозяйств с детьми среди малоимущих домохозяйств составляет 62% (2016 г.), что почти в 2 раза выше, чем доля домо-хозяйств с детьми среди населения.

Анализ социальной поддержки семей с детьми на федеральном и региональном уровнях позволяет выявить некоторые особенности сложившейся системы мер, которые необходимо учесть при разработке национальной программы в сфере демографического развития [9, 10] (Zolotareva, 2011).

До 2012 г. поддержка малоимущих семей с детьми в основном осуществлялась на региональном уровне, но начиная с 2012 г. участие средств федерального бюджета было существенно усилено. На условиях софинансирования федерации с регионами было введено пособие малоимущей семье при рождении третьего ребенка (и после-

ABSTRACT:_

A birth of a child in Russia significantly increases the risk of the family to recede into neediness. The new (2018) federal government monthly benefits that shall be provided to families during a fixed period of time following the birth of their first and second child complement the already existing joint federal/sub-federal monthly benefits provided to families upon the birth of their third child and/or subsequent children, and are aimed at reducing the risk deprivation for families with small children. The paper analyses the efficiency of the three family benefits from the point of view of reducing poverty among the beneficiary families, among families with children as a whole and among the general population. Based on the analysis of household survey data and the use of family budget modelling techniques, the authors come to the conclusion that as a means of poverty reduction the efficiency of the said measures is rather limited, which can be explained, among other things, by the use of less rigid neediness criteria than the ones applied when determining the official poverty status. The authors also point out a number of inconsistencies in the existing system of family welfare in Russia, such as the use of incompatible income cut-off lines for families depending on the rank of the new birth -first, second third, etc., child, lack of regard to the depth of poverty of the beneficiary family as the amount of each benefit is fixed, lack of supporting in-kind services to complement the money benefit, etc., and suggest ways to eliminate these imbalances.

KEYWORDS: public social spending, social benefits, money allowances and in-kind benefits, social protection of families with children, household survey

JEL classification: H53, H55, i38 Received: 09.10.2018 / published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Andreeva E.M. (andreeva@nifi.ru)

CITATION:_

Andreeva E.M., Bychkov D.G., Feoktistova O.A. (2018) Mikroekonomika sotsialnoy podderzhki gosudarstvom semey pri rozhdenii rebenka [The Microeconomics of Social Protection of Families With Small Children in Russia]. Ekonomika truda. 5. (4). - 1359-1374. doi: 10.18334/et.5.4.39482

дующих детей), а в 2018 г. были введены новые федеральные меры социальной поддержки малоимущих семей при рождении первого и второго ребенка1. На сегодняшний день это самые существенные по размеру регулярные (ежемесячные) социальные выплаты, которые получают семьи с детьми.

Предполагается, что именно эти выплаты должны составлять основу социальной поддержки семей государством и минимизации последствий риска снижения доходов при рождении детей.

1. как менялось материальное положение семей с детьми в последние годы и какой вклад в его изменение вносили социальные выплаты

Сегодняшняя ситуация такова, что дети и семьи с детьми по-прежнему остаются одной из наиболее уязвимых социально-демографических групп населения с точки зрения бедности и ее глубины [1, 2, 4-7] (Sidorova, 2004; Burdyak, Popova, 2007; Grishina et al., 2015; Grishina, 2014; Grishina, 2017). Уровень детской бедности в два раза выше уровня бедности населения (26,7 и 13,1% соответственно); четверть семей с двумя детьми находятся за чертой абсолютной бедности, а среди многодетных семей - половина.

Судя по данным проводимого Росстатом выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН)2, за период с 2013 по 2016 г. уровень бедности среди семей с детьми вырос с 16 до 23% (рис. 1), при этом его заметный рост в 2014 и 2015 гг. затронул все представленные группы. Правда, в последний год, за который имеются данные наблюдения, этот рост прекратился как в целом среди населения, так и по каждой из представленных групп, а в случае с семьями с одним ребенком и многодетными семьями даже начал снижаться. Однако эта тенденция к

1 Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

2 Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах проводится в России ежегодно, начиная с 2014 г. Последний год, за который имеются данные по состоянию на август 2018 г., - 2016-й. .

ОБ АВТОРАХ:_

Андреева Елена Игоревна, старший научный сотрудник Центра финансов социальной сферы (andreeva0nifi.ru)

Бычков Дмитрий Геннадьевич, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра финансов социальной сферы (bychkov0nifi.ru)

Феоктистова Олеся Александровна, кандидат экономических наук, руководитель Центра финансов социальной сферы (feoktistova0nifi.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Андреева Е.М., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 1359-1374. doi: 10.18334М.5.4.39482

Население с доходами ниже 1 пржиточного минимума

Работающие пенсионеры

Неработающие пенсионеры

Члены семей с детьми

Члены семей с одним ребенком

Члены семей с двумя детьми

Члены семей с тремя и более детьми

Инвалиды

Инвалиды 1 группы

Инвалиды 2 группы

Инвалиды 3 группы

2 3

2013

2014

2015

2016

Рисунок 1. Динамика уровня бедности по социально-демографическим группам, 2013-2016 гг. (%) Примечание: В группупенсионеров включе ны в том числе получатели пенсий младшетрудоспо-собного возраста; в группу инвалидов включе ны1 в том числе дети-ин валиды и инвалиды войны. Источник: рассчитано авторамо по данным ВНДН-м014 - ВНДН-2017 Росстата

0

6

снижению не является устойчивой и говорить о восстановлении материального положения на уровне даже 2013 г. ни одной из групп пока не приходится.

Данные ВНДН позволяют проследить также динамику объема социальных выплат и дефицита дохода (рис. 2). В то время как уровень бедности за четыре года вырос на 3 п.п. до 13%, дефицит дохода (до социальных выплат) увеличился в 1,7 раза - с 598 до 1 035 млрд руб.

Суммарный дефицит дохода у населения в 2016 г. составил 702,5 млрд руб., а наибольший вклад в него (89%) вносят семьи с детьми, при этом большая часть этого дефицита дохода (77%) приходится на семьи с двумя и с тремя и более детьми.

При этом объем социальных выплат (кроме пенсий) за период с 2013 по 2016 г. в абсолютных значениях практически не изменился и составляет почти 2 трлн руб. Несмотря на то, что эффективность социальных выплат с точки зрения их вклада в сокращение дефицита дохода повысилась за четыре года с 11 до 17%, т.е. из каждого рубля социальных выплат на сокращение дефицита дохода у малоимущих стало идти не 11 копеек, а 17, в целом она остается крайне невысокой.

2. как социальная поддержка семей при рождении ребенка снижает бедность и поддерживает уровень доходов

При рождении ребенка семья сталкивается с серьезным риском падения доходов, т.к. ее трудовые доходы сокращаются. В этой ситуации свою роль по подстраховке семьи от критического снижения уровня доходов призваны сыграть новые федеральные пособия нуждающимся семьям при рождении в них первого или второго ребенка, которые дополнили уже существующую софинансируемую федеральным бюджетом региональную ежемесячную денежную выплату при рождении третьего (или последующего) ребенка.

Но действительно ли создаваемая система мер социальной поддержки семьи покрывает риск снижения уровня доходов при рождении детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали динамику денежных доходов пяти типов семейных ячеек по этапам жизненного цикла ребенка, в которых учли заработную плату родителей и все стандартные социальные страховые, квазистрахо-вые3 и бюджетные выплаты по беременности и родам, стандартные выплаты по поддержке семей с детьми (те, которые получает большая часть семей с детьми, и правила назначения которых в целом унифицированы для получателей разных регионов), а также налоговые вычеты, которые может получать семья в случае появления ребенка.

3 Это меры, аналогичные страховым, но предоставляемые незастрахованным лицам и финансируемые соответственно не из внебюджетных фондов, а из федерального бюджета, например, единовременное пособие при рождении ребенка женщинам, проходящим военную службу, пособие по беременности и родам обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и др.

2 500,00

0,00

-2 500,00

1000,000

0,000

-1000,000

N <-Ч

I I

1015 2016

Л ■ и

Население

1 I I I

■0Ц |оИ |о15 2016

2 5 ' г ■ * И «

оо

г» «ч

Семьи с 2 детьми

1500,000

-1 500,000

«Н г-1 ГЧ

I 111

|о13 |.:'.4 1о15 1о16

? I и I I « I г^

¡н т

Семьи с детьми

500,000

0,000

-500,000

я Я 3

III

|013 Во14 6о15 Ко1б

в Я ~ I 'и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семьи с 1 ребенком

I

н

сч

I I

IIII

Семьи с 3 и более детьми

Дефицит дохода до социальных выплат (кроме пенсий)

Социальные выплаты, кроме пенсий

Дефицит дохода после социальных выплат

Рисунок 2. Дефицит дохода и социальные выплаты семьям с детьми, 2013-2016 гг. (млрд руб.) Источник: рассчитано авторами по данным ВНДН - 2014 - ВНДН - 2017 Росстата

со о

73

IЛ 1Л

О <=

73 >

I-

О

> ГО

о

73 гп

о о

о сл

чс

го о

0

о

г-*-

о

О"

ф

-I

1

О

ф

о ф

3

О"

ф

По результатам оценки (рис. 3), в относительно худшем положении оказываются не многодетные семьи, чьи среднедушевые доходы изначально достаточно невысокие, и неполные семьи. При этом отчетливо видно, что относительно сильнее других снижаются доходы неполной семьи с одним ребенком, поскольку ее стартовая позиция была существенно выше, чем у неполной семьи с двумя детьми: ср., например, на графике уровень доходов на 3-м месяце беременности женщины и в период возраста ребенка от 1,5 до 3 лет.

Ниже (табл. 1, 2) более детально представлены источники доходов и расчет среднедушевого дохода члена семьи на примере полной многодетной семьи с тремя детьми и неполной семьи с одним ребенком.

При расчете среднедушевых доходов полной многодетной семьи мы исходили из следующих условий. Возраст детей: первый ребенок - 6 лет, второй - 3 года и третий -новорожденный. Все исходные данные для расчетов, касающиеся размера заработной платы, прожиточного минимума для различных демографических групп, среднего размера родительской платы за детский сад и т. д. брались за 2016 г. Средненачисленная заработная плата мужчины и женщины в 2016 г. по данным Росстата составляла 42 081 и 30 339 руб. соответственно. Индивидуальные доходы женщины распределяются по периодам с учетом заработной платы, пособия по беременности и родам за 140 дней, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячной компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет4, а также с учетом того, что по исполнении ребенку 3 лет мать выходит на работу с тем же размером оплаты труда, что и до декретного отпуска. К единовременным социальным выплатам относится пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности - 582 руб., а также пособие по рождению ребенка - 15 513 руб. Мать получает налоговый вычет до декретного отпуска за двух детей, а после выхода на работу - за трех детей; после рождения третьего ребенка налоговый вычет отца увеличился.

При расчете среднедушевых доходов неполной семьи с одним ребенком в условиях 2016 г.5были добавлена выплата нуждающимся семьям в связи с рождением первого ребенка, которая введена с 2018 г. Правила назначения выплаты, критерий нуждаемости (1,5 прожиточных минимума трудоспособного населения в среднем на члена семьи), размер выплаты (1 прожиточный минимум ребенка) использовались такие, как в 2018 г.

После рождения третьего ребенка доходы многодетной полной семьи сократились, и несмотря на то, что сокращение было относительно менее существенным, у семьи возникает право на ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка

4 Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

5 В расчетах авторы использовали последние доступные по времени микроданные ВНДН - 2017 Росстата, собранная у домохозяйств информация в котором относится к 2016 г. Источник: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vndn-2017/index.html (16.07.2018)

40 000

35 000

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

2 взрослых и 1 ребенок 2 взрослых и 2 ребенка 2 взрослых и 3 ребенка 1 взрослый и 1 ребенок 1 взрослый и 2 ребенка

^ У У

У J f

/ V

V

& > &

/

Рисунок 3. Среднедушевой доход на члена семьи по т ипам семейных ячеек (руб. / мес.) Источник: рассчитано авторами по данным Росстата, ВНДН-2017 Росстата и ¿Атласа индикаторов социальной защиты Научно-исследов ательского финансового инст итута - русскоязычного сегмента базы данных ASPIRE Всемирного банка

Таблица 1

Моделирование среднедушевых доходов на примере семьи с 2 взрослыми и 3 детьми (руб. в мес.)

Источник дохода До рождения ребенка 70 дней до родов 1-й месяц после родов 2-й месяц после родов от 3 месяцев до 1,5 лет от 1,5 до 3 лет после 3 лет

Средненачисленная заработная плата мужчины 42 081 42 081 42 081 42 081 42 081 42 081 42 081

Индивидуальные доходы женщины (включая средненачисленную заработную плату, пособие по беременности и родам за 140 дней, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячная компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет) 30 339 30 339 30 339 30 339 12 136 50 30 339

Единовременные социальные выплаты - 582 15 513 - - - -

Ежемесячное пособие на ребенка - - - - - 1800 -

Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка в нуждающейся семье (доход на члена семьи ниже среднедушевого дохода по региону (по данным Росстата в 2016 г. - 30 747 руб.) 9 861 9 861 9 861 9 861

Алименты - - - - - - -

Плата за уход и присмотр в ДОУ -3 600 - 3 600 - 3 600 - 3 600 - 3 600 - 3 600 - 5 400

Компенсация части родительской платы за ДОУ 1 260 1 260 1 260 1 260 1 260 1 260 2 520

Налоговый вычет мужчине 234 234 566 566 566 566 566

Налоговый вычет женщине 364 - - - - - 754

Совокупный доход 70 678 70 896 96 019 80 507 62 303 52 018 70 860

Среднедушевой доход на члена семьи 17 670 17815 18 864 15 762 12 121 9884 14 172

Источник: рассчитано авторами по данным ВНДН-2017 Росстата

Моделирование среднедушевых доходов на примере семьи с 1 взрослым и 1 ребенком (руб. в мес.)

До рождения ребенка 70 дней до родов 1-й месяц после родов 2-й месяц после родов от 3 месяцев до 1,5 лет от 1,5 до 3 лет после 3 лет

Средненачисленная заработная плата мужчины - - - - - - -

Индивидуальные доходы женщины (включая средненачисленную заработную плату, пособие по беременности родам 140 дней, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячная компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет) 30 339 30 339 30 339 30 339 12 136 50 30 339

Единовременные социальные выплаты - 582 15 513 - - - -

Ежемесячное пособие на ребенка в малоимущей (1 прожиточный минимум) семье 600

Ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребенка в нуждающейся (1,5 прожиточного минимума) семье 9 861

Алименты - - 10 000 10 000 10 000 10 000 10 000

Плата за уход и присмотр в ДОУ - - - - - - -1800

Компенсация части родительской платы за ДОУ - - - - - - 360

Налоговый вычет мужчине - - - - - - -

Налоговый вычетженщине - - - - - - 182

Совокупный доход 30 339 30 339 55 852 40 339 30 299 10 650 39 081

Среднедушевой месячный доход на члена семьи 30 339 30 339 27 926 20 170 15 149 5 325 19 541

Источник: рассчитано авторами по данным ВНДН-2017, Росстата

нуждающейся семье (критерием нуждаемости является среднедушевой доход на члена семьи ниже среднедушевого дохода по региону - это 30 747 руб., по данным Росстата).

Малоимущей (среднедушевые доходы менее 1 прожиточного минимума) многодетная семья становится в тот момент, когда мать перестает получать пособие по уходу за третьим ребенком до 1,5 лет. В этот период семья начинает получать региональное ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей многодетной семьи (на каждого из трех детей по 600 руб. в месяц; это средний по регионам размер ежемесячного пособия на ребенка из многодетной семьи6). В состоянии малоимущности семья остается до исполнения ребенку 3-х лет, когда мать отдает третьего ребенка в детский сад и выходит на работу.

Конечно, в расчетах не принимались во внимание различные региональные выплаты многодетным семьям в силу того, что они предоставляются по различным правилам в разных регионах и мы не можем быть уверенны, что все многодетные семьи в стране имеют хотя бы примерно одинаковый набор мер социальной поддержки и их денежный эквивалент. Но при этом нужно понимать, что региональные системы социальной поддержки преимущественно направлены на поддержку как раз многодетных семей: за исключением ежемесячного пособия на ребенка одиноким родителям в повышенном размере, которое установлено законодательно во всех регионах, только в единичных регионах встречается поддержка неполных семей.

Среднедушевые доходы неполной семьи с одним ребенком заметно сокращаются уже на второй-третий месяц после рождения ребенка, а в период возраста ребенка от 1,5 до 3-х лет, если мать не выходит на работу, они катастрофически падают. И глубина падения, как мы уже говорили, гораздо существеннее, чем у других типов семейных ячеек, даже относительно неполной семьи с двумя детьми.

В результатах моделирования отчетливо виден «провал» в доходах семей всех типов в период возраста ребенка от 1,5 до 3 лет, который происходит из-за сокращения объема социальной поддержки нуждающихся семей в этот период жизни ребенка. При этом новые, введенные на федеральном уровне в 2018 году, семейные меры назначаются как раз только на период до достижения ребенком возраста 1,5 лет, хотя и они не полностью компенсируют происходящее сокращение доходов [3] (Andreeva, Bychkov, Feoktistova, 2018), а период от 1,5 до 3 лет остается практически не охваченным социальной поддержкой. Потребность в дополнительных мерах по поддержке доходов семей с детьми очевидна, но источником их финансирования необязательно может быть только федеральный бюджет.

Складывающаяся на федеральном уровне социальная поддержка семей с детьми и задачи, поставленные в президентском послании, требуют перенастройки и региональных социальных систем в сторону усиления поддержки малоимущих семей с

6 По данным Атласа индикаторов социальной защиты Научно-исследовательского финансового института - русскоязычного сегмента базы данных ASPIRE Всемирного банка. Режим доступа: URL: aspire.nifi.ru (09.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

детьми. При этом речь должна идти о поддержке нуждающихся семей с одним и двумя детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет, в том числе за счет установления дополнительных новых мер, не менее существенных для семей по размеру, чем федеральные выплаты. Для этого регионам необходимо провести анализ своей системы мер социальной поддержки семей с детьми, на основе результатов которой исключить (при наличии) региональные меры, дублирующие соответствующие федеральные меры на первого и второго ребенка до 1,5 лет и третьего ребенка до 3-х лет, и перераспределить средства в пользу нуждающихся семей с детьми [10].

Реализация этих мероприятий обеспечит вклад регионов в решение поставленных задач демографической политики и станет существенным и необходимым дополнением федеральных мер.

заключение

Вклад существующих мер социальной поддержки детей и семей с детьми в снижение уровня бедности является низким: все социальные выплаты (включая пособия, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, ежемесячные денежные выплаты и др., кроме пенсий), получаемые домохозяйствами с детьми, снижают уровень бедности этих домохозяйств лишь на 6. п.п. - с 28 до 22% (ВНДН-2016), причем наибольшее снижение - c 68 до 53% - наблюдается среди многодетных семей, так как доля социальных выплат в их денежных доходах выше, чем у других семей.

Предоставление новых федеральных семейных мер также незначительно (на 1 п.п.) снижает уровень бедности среди домохозяйств с детьми, поскольку получатели выплат составляют небольшой процент от общего числа семей с детьми, и еще в меньшей степени - c 9,4 до 9,0% - снижает уровень бедности среди всех домохозяйств в целом.

С точки зрения эффективности снижения дефицита доходов у семей-получателей выплаты не обеспечивают высоких результатов, что предопределяется условиями их получения: на новые выплаты могут претендовать не только те семьи, чей доход ниже официально установленной черты бедности, но и те семьи, чей доход меньше 1,5 прожиточных минимума. При этом правила предоставления новых выплат и выплаты на третьего (и последующего) ребенка существенно разнятся, что не создает целостной системы государственной поддержки семей с детьми.

Кроме того, установление фиксированного размера выплаты, равного величине прожиточного минимума на ребенка, безотносительно дефицита денежного дохода у семей получателей, дополнительно способствует распылению средств данных пособий на домохозяйства с доходами выше как величины критерия нуждаемости (1,5 прожиточных минимума), так и тем более уровня бедности.

Представляется, что для исправления таких дисбалансов, во-первых, необходимо унифицировать критерий нуждаемости и правила предоставления при назначении трех ежемесячных денежных выплат нуждающимся семьям при рождении первого,

второго и третьего ребенка - 1 прожиточный минимум на члена семьи, а срок выплаты увеличить до 3-х лет, поскольку период возраста ребенка с 1,5 до 3-х лет является самым тяжелым для семей. Вполне возможно, что поддержку именно этой целевой группы должны взять на себя регионы.

Во-вторых, ежемесячные денежные выплаты - и федеральные, и региональные, - в идеале должны быть дифференцированы по размеру в зависимости от глубины бедности - дефицита денежного дохода конкретной семьи. Это можно считать задачей-мак-симум на среднесрочную перспективу, когда заработает система ЕГИССО7, что позволит в автоматическом режиме определять нуждаемость семьи, в том числе оценивать ее дефицит дохода, тем самым снизив административные издержки органов, назначающих меры социальной поддержки, на сбор данных и проведение оценки. На сегодняшний день в масштабах страны ввести такие дифференцированные выплаты достаточно сложно, хотя пенсионный фонд рассчитывает размеры социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума, но эта задача гораздо проще, чем обсуждаемая здесь.

Вместе с тем предлагаемый подход не потребует больших дополнительных затрат на сами выплаты и сделает социальную поддержку семей с детьми более прозрачной и универсальной.

ИСТОЧНИКИ:

1. Сидорова В.А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глуби-

ны и остроты бедности // Социологические исследования. - 2004. - № 7(243).

2. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных воз-

можностей. / Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). - М.: ЮНИСЕФ, 2011.

3. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Новые меры социальной поддержки

семей с детьми: оценка государственных расходов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 2(42). - с. 36-46. -10.31107/2075-1990-2018-2-36-46.

4. Бурдяк А.Я., Попова Д.О. Причины бедности семей с детьми (по результатам обсле-

дования домохозяйств Ленинградской области) // Брега. - 2007. - № 6.

5. Гришина Е., Дормидонтова Ю., Казакова Ю., Ляшок В., Цацура Е. Анализ эффек-

тивности социальной поддержки семей с детьми в России: на примере Алтайского края и Самарской области. - М., 2015.

6. Гришина Е. Совершенствование социальной поддержки малоимущих в России //

Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 1(191). - с. 83-89.

7. Гришина Е. Депривационный подход к оценке бедности семей с детьми в России и

странах Европы // Финансовый журнал. - 2017. - № 4. - с. 47-55.

7 Единая государственная информационная система социального обеспечения.

8. Захаров С., Фрейка Т. Эволюция рождаемости в России за полвека: оптика условных

и реальных поколений // Демографическое обозрение. - 2014. - № 1. - с. 106-143.

9. Золотарева А. и др. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты

в России. - М.: Ин-т Гайдара, 2011.

10. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России : адресность нуждаемость, универсальность. Ssrn.com. [Электронный ресурс]. URL: http://ssrn. com/abstract=3068625 ( дата обращения: 01.03.2018 ).

11. Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н., Якобсон Л.И. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. / докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

12. Slonimczyk, F., Yurko A. Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia Using a Dynamic Stochastic Model of Fertility and Employment // IZA Discussion Paper. - 2013. - № 7705.

references:

Analiz polozheniya detey v Rossiyskoy Federatsii : na puti k obschestvu ravnyh vozmozhnostey [Analysis of children's situation in the Russian Federation: towards a society of equal opportunities] (2011). M.: YuNISEF. (in Russian).

Andreeva E.I., Bychkov D.G., Feoktistova O.A. (2018). Novye mery sotsialnoy podderzhki semey s detmi: otsenka gosudarstvennyh raskhodov [Introducing New Family Support Benefits in Russia: an Estimate of Public Expenditures]. Nauchno-issledovatelskiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. (2(42)). 36-46. (in Russian). doi: 10.31107/2075-1990-2018-2-36-46.

Burdyak A.Ya., Popova D.O. (2007). Prichiny bednosti semey s detmi (po rezultatam obsledovaniya domokhozyaystv Leningradskoy oblasti) [Causes of poverty of families with children (according to the results of household survey of the Leningrad region)]. Spero. (6). (in Russian).

Cidorova V.A. (2004). Vliyanie adresnoy sotsialnoy pomoschi na izmenenie urovnya, glubiny i ostroty bednosti[Impact of addressed social help on level, depth and acuteness of poverty]. Sociological Studies. (7(243)). (in Russian).

Grishina E. (2014). Sovershenstvovanie sotsialnoy podderzhki maloimuschikh v Rossii [Improving social support for the poor people in Russia]. Living standards of the population of Russian regions. (1(191)). 83-89. (in Russian).

Grishina E. (2017). Deprivatsionnyy podkhod k otsenke bednosti semey s detmi v Rossii i stranakh Evropy [The Material Deprivation Rate for Households with Children in Russia and European Countries]. The Journal of Finance. (4). 47-55. (in Russian).

Grishina E., Dormidontova Yu., Kazakova Yu., Lyashok V., Tsatsura E. (2015). Analiz effektivnosti sotsialnoy podderzhki semey s detmi v Rossii: na primere Altayskogo kraya i Samarskoy oblasti [Analysis of the effectiveness of social support for families with children in Russia: the example of the Altai territory and the Samara region] M.. (in Russian).

Kuzminov Ya.I., Ovcharova L.N., Yakobson L.I. (2015). Sotsialnaya politika: dolgosrochnye tendentsii i izmeneniyaposlednikh let [Social policy: long-term trends and changes in recent years] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Slonimczyk, F., Yurko A. (2013). Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia Using a Dynamic Stochastic Model of Fertility and Employment IZA Discussion Paper. (7705).

Zakharov S., Freyka T. (2014). Evolyutsiya rozhdaemosti v Rossii za polveka: optika uslovnyh i realnyh pokoleniy [Fertility trends in russia during the past half century: period and cohort perspectives].Demograficheskoe obozrenie. 1 (1). 106-143. (in Russian).

Zolotareva A. i dr. (2011). Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy sotsialnoy zaschity v Rossii [State and prospects of development of the social protection system in Russia] M.: In-t Gaydara. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.