Научная статья на тему 'Социальные отношения в сфере стандартизации и их классификация'

Социальные отношения в сфере стандартизации и их классификация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ / RATIONING / STANDARDIZATION / LEGAL REGULATION / SOCIAL RELATIONS IN THE FIELD OF STANDARDIZATION / CLASSIFICATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE FIELD OF STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завьялова Наталья Юрьевна

Исследуется один из видов общественных отношений отношения в сфере стандартизации, которые рассматриваются как единый сложный комплекс. Автор выделяет три группы общественных отношений в сфере стандартизации, подлежащих правовому регулированию: отношения, связанные с регламентированием работ по стандартизации; отношения, связанные с проведением работ по стандартизации; отношения, связанные с реализацией технических норм, правил и требований, выработанных в ходе стандартизации. Каждая группа общественных отношений предполагает использование определенного метода правового регулирования (императивного, равенства сторон) либо сочетание обоих методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Завьялова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social relations in the field of standardization and their classification

The article explores one of the types of social relations standardization relations which are considered as a single complex set of social relations. The author identifies three groups of public relations in the field of standardization subject to legal regulation: relations associated with the regulation of standardization; relations associated with standardization work; relations associated with the implementation of technical norms, rules and requirements developed during standardization. Each group of social relations involves the use of a specific method of legal regulation (imperative, equality of arms) or a combination of both methods.

Текст научной работы на тему «Социальные отношения в сфере стандартизации и их классификация»

Завьялова Наталья Юрьевна

Социальные отношения в сфере стандартизации и их классификация

Исследуется один из видов общественных отношений - отношения в сфере стандартизации, которые рассматриваются как единый сложный комплекс. Автор выделяет три группы общественных отношений в сфере стандартизации, подлежащих правовому регулированию: отношения, связанные с регламентированием работ по стандартизации; отношения, связанные с проведением работ по стандартизации; отношения, связанные с реализацией технических норм, правил и требований, выработанных в ходе стандартизации. Каждая группа общественных отношений предполагает использование определенного метода правового регулирования (императивного, равенства сторон) либо сочетание обоих методов.

Ключевые слова: нормирование, стандартизация, правовое регулирование, общественные отношения в сфере стандартизации, классификация общественных отношений в сфере стандартизации.

Social relations in the field of standardization and their classification

The article explores one of the types of social relations - standardization relations which are considered as a single complex set of social relations. The author identifies three groups of public relations in the field of standardization subject to legal regulation: relations associated with the regulation of standardization; relations associated with standardization work; relations associated with the implementation of technical norms, rules and requirements developed during standardization. Each group of social relations involves the use of a specific method of legal regulation (imperative, equality of arms) or a combination of both methods.

Keywords: rationing, standardization, legal regulation, social relations in the field of standardization, classification of social relations in the field of standardization.

Поскольку нормирование является одним из видов деятельности человека, стандартизация как разновидность нормирования относится к социальным отношениям и может опосредоваться правом.

С другой стороны, учитывая, что стандартизация есть вид технической деятельности, можно сделать вывод, что стандартизация и техническая деятельность соотносятся друг с другом как часть и целое.

Из соотношения понятий «стандартизация» и «техническая деятельность» правомерно выделить аналогичное соотношение между понятиями «отношения в сфере стандартизации» и «социально-технические отношения». Данное положение находит подтверждение в ряде работ отечественных ученых. Например, В.М. Ведяхин, А.А. Подопригора в круг регулируемых правом общественных отношений в сфере развития науки и техники включают отношения, возникающие в процессе создания и использования научно-технических достижений; в свою очередь, эта группа отношений содержит отношения в сфере стандартизации [1, с. 34; 2, с. 30].

В.М. Огрызков отмечал, что проблема «стандартизация и право» является частью общей

проблемы «право и технический прогресс»: «Правовое регулирование технического прогресса включает в себя правовое регулирование стандартизации» [3, с. 11].

Отметим, что не со всеми идеями В.М. Огрызкова следует согласиться. Так, представляется сомнительным его тезис о том, что стандартизация является деятельностью нор-мотворческой, законодательной, т.е. юридической [3, с. 12], из чего можно было бы логически заключить, что осуществление стандартизации должно быть связано только с государственной деятельностью. О том, что стандартизацию можно считать правовой деятельностью в том смысле, что она «является прямым выражением воли государства или какого-либо государственного органа при осуществлении или организационной, или управленческой функции», высказался и Б.А. Урванцев [4, с. 72].

По нашему мнению, правотворческий характер стандартизации проявляется только «на выходе» - при утверждении стандарта государственным органом и включении его положений в технический регламент. Однако при этом нет никаких оснований не считать стандартизацией деятельность разработчиков стандарта,

121

связанную с техническим нормированием, а этой деятельностью, как известно, занимаются специалисты в соответствующих технических и научных областях, которые обычно не являются представителями государственных структур.

Конечно, как и любой другой социально значимый вид деятельности, разработка стандартов должна осуществляться в строгом соответствии с правом, на основании правовых норм. Другими словами, отношения, связанные с порядком проведения стандартизации - установлением и проведением ее процедуры, - должны быть урегулированы правом.

Следовательно, можно назвать как минимум две группы правовых отношений, реализуемых в сфере стандартизации, - это отношения, связанные с установлением порядка проведения стандартизации, и отношения по поводу его осуществления. При этом порядок осуществления стандартизации включает в себя и установление стандартов как нормативных актов, что является завершающей стадией стандартизации.

Заметим, что часто в научной литературе отношения в области стандартизации именуются отношениями по поводу качества продукции [см., напр.: 5, с. 68-70; 6, с. 19-23 и др.], отношениями в области управления качеством [7, с. 4]. Предлагаются и иные созвучные этому понятия [5, с. 63; 8, с. 4 и др.]. Представляется, что во всех этих случаях названы одни и те же отношения, поскольку воздействие права на качество продукции (работ, услуг) опосредованно, оно осуществляется при регулировании правом общественных отношений, связанных со стандартом и стандартизацией.

Следует обратить внимание на то, что осуществление стандартизации приводит к появлению технических норм, которые в ряде случаев приобретают правовое закрепление в государственных стандартах, технических регламентах. Другими словами, результатом стандартизации становится появление технических норм, применение которых также должно осуществляться на основании принципов, установленных правом. Отсюда логически вытекает наличие еще одной группы общественных отношений в рассматриваемой сфере: отношений, связанных с практическим применением технических норм, требований, правил, установленных в ходе работ по стандартизации. Это третья группа отношений в сфере стандартизации.

Помимо названных групп, можно выделить еще и четвертую. Ее мы выводим из справедливого высказывания А.Б. Венгерова: «В соци-

альном регулировании важное место занимают контрольные структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения, то, что обозначается как "обратная связь"» [9, с. 299]. Соответственно, к отношениям в области стандартизации следует причислить и те общественные отношения, посредством которых в должных случаях осуществляется контроль и надзор за соблюдением установленных требований к качеству, а также отношения, возникающие в связи с применением ответственности за несоблюдение этих требований. Мы считаем, что эта группа отношений имеет прямую связь с названной нами третьей группой отношений в области стандартизации, что позволяет объединить эти две группы.

Рассмотрим подробнее различные группы отношений в сфере стандартизации. Первую группу составляют отношения, связанные с регламентированием работ по стандартизации. К ним следует отнести отношения, связанные с установлением целей и принципов стандартизации, принципов правового регулирования в этой области, порядка проведения работ по стандартизации, порядка оформления результатов этих работ, определением тех государственных структур, которые правомочны осуществлять функции, связанные с разработкой, утверждением и применением стандартов. Цель установления этих отношений - такая организация государственного управления работами по стандартизации, которая позволила бы наиболее эффективно решать задачи самой стандартизации. Следовательно, для регулирования этих отношений применим только императивный метод правового регулирования.

Ко второй группе отношений в сфере стандартизации мы относим отношения, связанные с проведением работ по стандартизации. К этой же группе следует причислить отношения, направленные на стимулирование деятельности по разработке государственных стандартов и их актуализации. Эти отношения должны способствовать: организации научных и технических исследований с учетом общественно необходимых потребностей в повышении качества продукции; организации технологической подготовки производства; организации технологии производства; организации труда участников производства; метрологическому обеспечению производства; установлению качественных требований к сырью, материалам, топливу и другим материально-техническим средствам; установлению качественных показателей продукции, работ, услуг; разработке

122

стандартов; установлению порядка эксплуатации производимой продукции; организации изучения и распространения передового опыта работы по обеспечению должного уровня качества продукции, работ, услуг (в том числе составление классификаторов технико-экономической информации) и т.п.

Такие отношения должны регулироваться исключительно диспозитивным методом. На уровне государства нет необходимости (и возможности) жестко указывать, кто и когда должен заниматься этими видами деятельности, фиксировать обязанности субъектов, их осуществляющих, и сам ход научных, исследовательских и изыскательских работ. Эффективность этих работ в большей степени зависит от личностных качеств и профессионализма лиц, их реализующих. Поэтому здесь государство, заинтересованное в проведении работ по стандартизации в том или ином направлении, может лишь нацеливать на них субъектов этой деятельности, рекомендовать им определенный «фронт работ» и поощрять его выполнение.

Третью группу отношений в сфере стандартизации составляют технико-социальные отношения, которые связаны с практикой применения выработанных в результате стандартизации технических норм, правил и требований. Необходимо отметить, что часть таких требований является обязательной, другие требования носят рекомендательный характер. Несоблюдение обязательных требований влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности - возложение мер дисциплинарного, административного или уголовного наказания. Несоблюдение рекомендуемых требований также может повлечь применение мер ответственности, но уже гражданско-правовой и только в том случае, если соблюдение этих требований являлось одним из договорных обязательств. Таким образом, в третью группу отношений в области стандартизации следует включить и отношения, связанные с применением мер государственного принуждения в установленных законом случаях.

Эти отношения выражаются в следующих действиях: внедрение результатов научных и технических исследований в практику; технологическая подготовка производства; труд участников производства; установление системы экономических показателей, ставящих результаты труда работников предприятий в прямую зависимость от качества выпускаемой продукции; использование установленных качественных требований к сырью, материалам, топливу и другим материально-техническим

средствам с целью достижения качественных показателей продукции, работ, услуг; приемка продукции по качественным показателям на предприятии; организация сбыта продукции, работ, услуг; исполнение хозяйственных договоров; изучение и распространение передового опыта работы по обеспечению должного уровня качества продукции; предупреждение нарушений правовых норм, содержащих стандарты; подтверждение соответствия показателей качества продукции, работ, услуг установленным требованиям (сертификация); контроль и надзор за соблюдением требований к качеству продукции, работ, услуг; применение мер государственного принуждения в необходимых случаях и др.

Все это действия технического характера, несоблюдение требования технического норматива, составляющего «основу» технико-правовой нормы, обязательно повлечет за собой наступление последствий естественных законов природы. Поэтому государство устанавливает обязательность только тех правил и технических нормативов, нарушение требований которых может повлечь серьезные негативные последствия для личности, общества, государства, например, повлиять на безопасность. Исполнение остальных технических нормативов государство может только рекомендовать либо оставить на усмотрение субъекта, использующего результаты стандартизации. Таким образом, к этой группе отношений в сфере стандартизации применяются различные методы правового регулирования.

В отечественной литературе предпринимались попытки выделить и описать общественные отношения в сфере стандартизации. Так, Н.М. Конин различает два вида средств государственно-правового воздействия на качество продукции: во-первых, средства правового регламентирования качества изготовляемой продукции; во-вторых, средства правового регулирования. Соответственно, он различает отношения, возникающие между государственными органами и предприятиями по поводу государственной регламентации качества продукции, которые всегда являются административно-правовыми, и гражданско-правовые отношения, возникающие между равноправными субъектами этих отношений, например поставщиками и потребителями. Здесь государство влияет на взаимное поведение участников, не регламентируя в императивном порядке действия участников этих отношений, а регулируя те пределы и условия их поведения, в рамках которых стороны могут строить свои взаимо-

123

отношения на основе соглашений. Кроме того, Н.М. Конин указывает, что в качестве средств государственно-правового воздействия на качество выступают и отношения по поводу контроля за соблюдением качественных показателей. Таким образом, он отмечает, что право выступает, во-первых, как средство оформления и закрепления технико-экономических и социальных требований, предъявляемых государством на каждом этапе развития общества к качественной характеристике и оценке продукции; во-вторых, как средство реального обеспечения и государственной защиты социальных правовых отношений, складывающихся между производителями, потребителями и вышестоящими госорганами по поводу качественных характеристик изготовляемой и поставляемой продукции путем установления правовых оснований, условий и порядка применения технико-экономических, организационных и правовых средств изготовления и контроля за качеством продукции [6, с. 19-23].

Л.И. Брославский указывает: «Правовое обеспечение как функция системы управления качеством продукции включает три вида деятельности: 1) правовое регулирование - разработку и утверждение (принятие) правовых норм; 2) правоприменительную деятельность -обеспечение эффективного применения действующих норм; 3) правоохранительную деятельность - юридическую ответственность» [7, с. 4]. Очевидно, что в процессе осуществления этих трех видов деятельности между людьми возникают различные виды общественных отношений.

В.И. Новоселов подразделяет отношения в области управления качеством на две группы. Первая из них включает отношения по поводу качественной оценки продукции, выраженные в предъявляемых государством (а следовательно, и всем обществом) требованиях к свойствам продукции, причем уровень этих требований постоянно растет. Ко второй группе он относит те общественные отношения, которыми обеспечивается производство продукции надлежащего качества (так называемые обеспечительные отношения), именно этим отношениям в большей степени присущи классические черты общественных отношений [5, с. 65].

Здесь будет уместно привести еще одно высказывание В.И. Новоселова: «Правовой характер стандартизации и стандартов выражается в двух моментах. Во-первых, стандартизация протекает на основе норм права. ... Во-вторых, стандартизация имеет своим результатом выработку стандартов, которые яв-

ляются правовыми актами государственного управления» [10, с. 27-28].

Аналогичное мнение высказал и В.М. Огрызков: «Роль правового регулирования в рассматриваемом аспекте (в вопросах правового регулирования стандартизации, метрологии и качества - Н.З.) проявляется: в закреплении в правовых (технико-правовых) нормах определенных технических требований; в обеспечении правовыми средствами соблюдения этих требований, изготовления и реализации продукции в соответствии с установленными требованиями» [3, с. 12].

Позже В.М. Огрызков справедливо отметил: «Общественные отношения, складывающиеся в сфере управления качеством продукции, многообразны и по своему характеру неоднородны. Конкретное их содержание составляют: установление нормативов и показателей качества продукции; планирование и оценка качества; определение источников и порядка финансирования мероприятий, связанных с повышением качества продукции; определение взаимоотношений органов, их подразделений и должностных лиц, осуществляющих управление качеством продукции; материальное и моральное стимулирование качества; ответственность за выпуск продукции ненадлежащего качества; определение качества в хозяйственно-договорных отношениях; учет и отчетность по качеству продукции и т.п.» [8, с. 4]. Сами же общественные отношения по поводу качества продукции В.М. Огрызков делит на три группы:

а) административные правоотношения между органами государства, одни из которых имеют право требовать выполнения установленных технических требований, а другие должны обеспечивать реализацию указанных требований; эти отношения регулируются нормами административного, а также уголовного права;

б) правоотношения, возникающие внутри предприятий; органы, которые в рассмотренных правоотношениях выступают как обязанные субъекты, в других отношениях выступают в качестве субъектов, которым предоставлено право требовать реализации этих технических требований; в качестве обязанных субъектов по отношению к ним выступают подчиненные структурные подразделения (цехи, производства, отделения), а также отдельные работники; эта группа правоотношений регулируется нормами административного и трудового права;

в) гражданские правоотношения между предприятиями-изготовителями и предприятиями-потребителями [3, с. 13].

124

Заметим, что в настоящее время некоторые из общественных отношений, регулировавшиеся правом в прошлом, не реализуются (например, планирование и оценка качества), вместо них появляются другие (например, отношения, связанные с добровольной сертификацией), что объективно связано с развитием самого общества.

Мы считаем, что все приведенные рассуждения полностью согласуются с классификацией общественных отношений в сфере стандартизации, предложенной нами выше.

В.И. Новоселов отмечал, что регулирование всех общественных отношений осуществляется в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) надлежащего качества [5, с. 63]. Считаем, что это общая черта всех общественных отношений в сфере стандартизации. При этом предметом правового регулирования в сфере стандартизации являются отношения, в которые вступают физические, юридические лица, в том числе государственные органы, по поводу установления (изменения, актуализации) технических норм и правил, подтверждения соответствия продукции, процессов ее производства, а также используемых при этом методов стандартизации, аккредитации требованиям органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), привлечения к ответственности в случаях несоответствия обязательным требованиям к качеству товаров, работ, услуг и финансирования работ в области технического регулирования. Отметим, что все правовое регулирование здесь направлено исключительно на достижение целей самой стандартизации как вида деятельности (об этом мы уже писали ранее) [11, с. 24]. Заметим также, что Федеральный закон «О стандартизации» [12] среди

1. Ведяхин В.М. Правовое регулирование научно-технического прогресса: теоретико-правовой аспект / под ред. Р.О. Халфиной. Куйбышев, 1990.

2. Подопригора А.А. Проблемы правового регулирования научно-технического прогресса в СССР. Киев, 1985.

3. Огрызков В.М. О состоянии правовой работы в области стандартизации, метрологии и качества продукции и задачи повышения ее уровня на современном этапе // Правовые проблемы стандартизации, метрологии и качества продукции: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф., Москва, 15-17 нояб. 1971 г.). М., 1972. С. 3-36.

принципов стандартизации называет добровольность и обязательность применения документов по стандартизации. Следовательно, к предмету правового регулирования следует относить отношения по поводу установления и соблюдения как обязательных, так и рекомендуемых требований к качеству товаров, работ, услуг.

Итак, приведенные рассуждения позволяют нам сделать следующие выводы. Отношения в области стандартизации являются предметом правового регулирования. Понятие «отношения в сфере стандартизации» охватывает весьма широкий круг общественных отношений. Все эти отношения устанавливаются по поводу возникновения, изменения, прекращения и использования технических норм, появившихся в ходе работ по стандартизации. Их можно классифицировать на три группы (отношения, связанные с регламентированием работ по стандартизации; отношения, связанные с проведением работ по стандартизации; технико-социальные отношения, которые связаны с практикой применения выработанных в результате стандартизации технических норм, правил и требований, в том числе отношения, посредством которых в должных случаях осуществляются контроль и надзор за соблюдением установленных требований к качеству, а также отношения, возникающие в связи с привлечением нарушителя к юридической ответственности за несоблюдение технических требований стандартов). Каждая группа общественных отношений предполагает применение специфического метода правового регулирования - императивного или равенства сторон либо сочетание обоих методов, которые детерминированы целями правового регулирования разных групп общественных отношений.

1. Vedyakhin V.M. Legal regulation of scientific and technical progress: theoretical and legal aspect/ed. by R.O. Halfina. Kuibyshev, 1990.

2. Podoprigora A.A. Problems of legal regulation of scientific and technological progress in the USSR. Kiev, 1985.

3. Ogryzkov V.M. On the state of legal work in the field of standardization, metrology and product quality and the tasks of raising its level at the present stage // Legal problems of standardization, metrology and product quality: proc. of the AllUnion sci. and practical conf., Moscow, Nov. 1517, 1971. Moscow, 1972. P. 3-36.

4. Urvantsev B.A. Order and norms. Moscow, 1991.

125

4. Урванцев Б.А. Порядок и нормы. М., 1991.

5. Новоселов В. И. Правовое регулирование качества продукции //Государственное управление качеством продукции/под ред. В.М. Манохина и В. И. Новоселова. Саратов, 1983.

6. Конин Н.М. Роль права в обеспечении качества продукции // Право и качество продукции / под ред. В.И. Новоселова. М., 1972. С. 5-23.

7. Брославский Л. И. Правовые основы стандартизации и качества. М., 1991.

8. Огрызков В.М. Правовые основы государственного управления качеством продукции // Советское государство и право. 1977. № 4. С. 3-9.

9. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. М., 2000.

10. Новоселов В.И. Стандартизация и качество продукции // Право и качество продукции / под ред. В.И. Новоселова. М., 1972. С. 24-57.

11. Завьялова Н.Ю. Государственный стандарт России (теоретико-правовое исследование): атореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005.

12. О стандартизации: федер. закон от 29 июня 2015 г. № 184-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 3953.

5. Novoselov V.I. Legal regulation of product quality // State product quality management / ed. by V.M. Manokhin and V.I. Novoselov. Saratov, 1983.

6. Konin N.M. The role of law in ensuring product quality // Law and product quality / ed. by V.I. Novoselov. Moscow, 1972. P. 5-23.

7. Broslavsky L.I. Legal basis for standardization and quality. Moscow, 1991.

8. Ogryzkov V.M. Legal basis of state product quality management//Soviet state and law. 1977. № 4. P. 3-9.

9. Vengerov A.B. Theory of state and law: textbook for law universities. Moscow, 2000.

10. Novoselov V.I. Standardization and product quality // Law and product quality / ed. by V.I. Novoselov. Moscow, 1972. P. 24-57.

11. Zavyalova N.Yu. State standard of Russia (theoretical and legal research): auth. abstr. ... Candidate of Law. Krasnodar, 2005.

12. About standardization: fed. law d.d. June 29, 2015 № 184-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of the legislation of the Russian Federation. № 27. Art. 3953.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Завьялова Наталья Юрьевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России; е-mail: zavyalovan1@rambler.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

N.Yu. Zavyalova, Candidate of Law, Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; е-mail: zavyalovan1@rambler.ru

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.