т
Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
УДК 006:346.54:349.6:658.56(049.32)
DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.1.171-179
А. С. ПАНОВА1
1 Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань, Россия
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Л. И. БРОСЛАВСКОГО «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЗАКОНЫ И РЕАЛИИ РОССИИ, США И ЕВРОСОЮЗА»
Панова Альбина Сергеевна, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права юридического факультета, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)
Адрес: г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: +7 (843) 231-92-90
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7243-2246
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/M-4547-2017
Цель: проведение всестороннего комплексного анализа монографии Л. И. Брославского, которая посвящена исследованию технического регулирования и стандартизации качества и безопасности продукции и окружающей среды в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе.
Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Результаты: произведена оценка основных подходов, изложенных в рецензируемой монографии, касающихся юридической природы технического регулирования и стандартизации, системы документов по стандартизации, практики технического регулирования и стандартизации в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе.
Научная новизна: впервые дана оценка высказанным в монографии положениям о правовой природе стандартизации, соотношении технического регулирования и стандартизации, нормативных актах и правоприменительной практике в сфере технического регулирования и стандартизации России, Соединенных Штатов Америки и Европейского союза, предложениях автора монографии, направленных на совершенствование российских законов: № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 и № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015. Сделан вывод о существенном вкладе монографии Л. И. Брославского в развитие российской юридической доктрины о техническом регулировании и стандартизации.
Практическая значимость: рецензентом сделан вывод о том, что монографическое исследование Л. И. Брославского может использоваться научными работниками, преподавателями юридических и экономических вузов и факультетов, практикующими юристами, работниками предприятий промышленности, представителями судебной системы и федеральных и региональных органов государственной власти, работниками органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), студентами, магистрантами и аспирантами.
Ключевые слова: отзывы и рецензии; техническое регулирование; стандартизация; Россия; США; Европейский союз; качество и безопасность продукции; качество и безопасность окружающей среды; технический регламент; стандарт; технико-юридические нормы
Конфликт интересов: автором не заявлен.
iNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNNiNNiMNiMNiNNMiiMiiiiii^
Как цитировать статью: Панова А. С. Рецензия на монографию Л. И. Брославского «Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза» // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1. С. 171-179. DOI: http://dx.doi. о^/10.21202/1993-047Х.12.2018.1.Ш-179
iNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNNiNNiMNiMNiNNMiiMiiiiii^
М Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
A. S. PANOVA1
'Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Kazan, Russia
REVIEW OF A MONOGRAPH BY L. I. BROSLAVSKIY "TECHNICAL REGULATION AND STANDARDIZATION OF GOODS QUALITY AND ENVIRONMENT SAFETY. LAWS AND REALITIES IN RUSSIA, THE USA AND THE EUROPEAN UNION"
Albina S. Panova, Head of the Department of Civil and Business Law, Faculty of Law,
Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML)
Address: 42 Moskovskaya Str., Kazan, tel.: +7 (843) 231-92-90
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7243-2246
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/M-4547-2017
Objective: to conduct a comprehensive analysis of a monograph by L. I. Broslavskiy devoted to the study of technical regulation and standardization of quality and safety of products and the environment in the Russian Federation, the United States and the European Union.
Methods: dialectical approach to cognition of social phenomena, which allows analyzing them in historical development and functioning in the context of a set of objective and subjective factors, which determined the choice of the following research methods: formal-legal, comparative-legal, etc.
Results: the main approaches presented in the reviewed monograph are evaluated, concerning the legal nature of technical regulation and standardization, the system of documentation on standardization, the practice of technical regulation and standardization in the Russian Federation, the United States of America and the European Union.
Scientific novelty: for the first time, the provisions, presented in the monograph, were estimated, namely: the provisions on the legal nature of standardization; on the coordination of technical regulation and standardization, normative acts and law-enforcement practice in the sphere of technical regulation and standardization of Russia, the United States of America and the European Union; the author's proposals aimed at improvement of the Russian Law No. 184-FZ "On technical regulation" of 27.12.2002 and No. 162-FZ "On standardization in the Russian Federation" of 29.06.2015. The conclusion is made about the essential contribution of L. I. Broslavskiy's monograph to the development of the Russian legal doctrine on technical regulation and standardization.
Practical significance: the reviewer concludes that the monographic research by L. I. Broslavskiy can be used by scientists, professors of law and economics at universities and faculties, practicing lawyers, employees of industrial enterprises, representatives of the judiciary system and of the federal and regional state bodies, employees of certification bodies and testing laboratories (centers), undergraduate and post-graduate students.
Keywords: Ratings and Reviews; Technical regulation; Standardization; Russia; USA; European Union; Quality and safety of products; Quality and safety of environment; Technical regulations; Standard; Technical and legal norms
Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.
For citation: Panova A. S. Review of a monograph by L. I. Broslavskiy "Technical regulation and standardization of goods quality and environment safety. Laws and realities in Russia, the USA and the European Union", Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1, pp. 171-179 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.Lm-179
Создание эффективно функционирующей системы технического регулирования качества и безопасности товаров (работ, услуг) и окружающей среды - задача, актуальная для многих государств в силу целого
ряда причин. Во-первых, техническое регулирование направлено на обеспечение поступления на потребительский рынок безопасных товаров. Происходит это через разработку, утверждение и контроль за испол-
Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
нением адресованных изготовителям (исполнителям, продавцам) обязательных технических предписаний, исходящих от государства. В настоящее время Россия уделяет значительное внимание созданию таких предписаний для различных отраслей промышленности, но преимущественно на наднациональном уровне - в рамках Евразийского экономического союза. Во-вторых, данное регулирование является частью (одной из форм) государственного регулирования экономики, поскольку предполагает осуществление целенаправленного воздействия государства на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и реализацией товаров (работ, услуг). И в этом смысле техническое регулирование связано с вопросом о пределах государственного вмешательства в экономику. Несмотря на обширный объем материалов, касающихся исследования указанной темы (существуют различные школы, взгляды, концепции)1, выработать однозначный ответ на данный вопрос так и не удалось. В-третьих, важный блок задач, на решение которых направлено техническое регулирование, - охрана окружающей среды. Увеличение количества проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, побуждает современные государства принимать технические регламенты и стандарты, направленные на производство экологически чистой продукции, а также на предотвращение ухудшения качества воздуха, воды и почвы в результате хозяйственной деятельности предпринимателей. В-четвертых, «успешная» система технического регулирования, действующая в стране, свидетельствует о передовых позициях государства на мировом рынке товаров (работ, услуг), указывает на его технологическое превосходство. Известно, что экономические и технологические достижения страны позволяют ей занять весомое место на политической карте мира.
Все сказанное выше позволяет говорить о высокой актуальности монографического исследования Л. И. Брославского, которое направлено прежде всего на разработку и совершенствование системы технического регулирования в России.
Остановимся на структуре рецензируемой книги и описании основных ее частей. Книга состоит из
1 Подробный обзор позиций см. [1, с. 9-30].
вводной части «Вместо предисловия», введения, четырех глав и заключения. Во вводной части содержится основная информация об авторе монографии - Л. И. Брославский является признанным специалистом по правовым проблемам качества продукции и стандартизации, имеет богатейший опыт работы в указанной сфере. Отмечается, что толчком к написанию книги послужило принятие в России двух федеральных законов: № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.20022 и № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.20153, а также участие автора в девятой сессии Европей-ско-Азиатского правового конгресса, проходившего в г. Екатеринбурге 18-19 июня 2015 г. Автор принимал участие в работе секции предпринимательского права (с. 3-4).
Введение посвящено обоснованию актуальности монографии и значимости технического регулирования для экономики государства и развития предпринимательства. Здесь говорится о том, что техническое регулирование, или, другими словами, нормативно-техническое регулирование, - это неотъемлемая составная часть системы правового регулирования как в сфере предпринимательства, так и в других сферах экономической и социальной жизни общества (с. 6).
В первой главе монографии, именуемой «Техническое регулирование, стандартизация и право», рассматриваются основные категории по заявленной теме исследования: «качество продукции», «качество окружающей среды», «безопасность продукции», «безопасность окружающей среды», «техническое регулирование», «технический регламент», «стандарт», «нормативно-техническая документация» (с. 10-20). Значительное внимание уделено современному обоснованию правовой сущности стандартизации, истории становления стандартизации в России и в зарубежных странах (с. 20-31), соотношению понятий «стандартизация» и «техническое регулирование»
2 О техническом регулировании: Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 (с изм. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4765.
3 О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный закон № 162-ФЗ от 29.06.2015 (с изм. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 3953; официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 28.08.2017).
М Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
(с. 32-34). Автор обозначил свое отношение к приданию стандарту характера только добровольного для применения документа и противопоставления его техническому регламенту как обязательному для применения документу (с. 40-55). Анализируется нормативно-техническое регулирование производственно-хозяйственной деятельности и ее воздействие на состояние окружающей природной среды (с. 55-61).
Во второй главе книги «Техническое регулирование и стандартизация качества и безопасности продукции и окружающей среды в США» речь идет о системе технического регулирования в США. Рассматриваются законодательство США в указанной сфере, понятия «регламент», «стандарт», система действующих в США документов в области стандартизации, участники работ в этой сфере, включая Американский национальный институт стандартов (American national standards institute - ANSI), Национальный институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology -NIST) (с. 62-81). В рамках данной главы автор останавливается и на других вопросах. В частности, на вопросе о техническом регулировании и стандартизации безопасности автотранспортных средств в США (с. 81-85), рыбной продукции (с. 85-89), на техническом регулировании качества и безопасности окружающей среды в США (с. 90-93), нормативно-техническом регулировании в области охраны вод (с. 93-94), стандартах качества вод (с. 94-97) и др.
Третья глава работы называется «Техническое регулирование и стандартизация качества и безопасности продукции и окружающей среды в стра-нахЕвросоюза». Здесь автор исследует особенности технического регулирования и стандартизации Евросоюза. Начинается глава с понятия и системы органов Евросоюза (с. 149-151), характеристики источников права ЕС (с. 149-153). Автор уделяет внимание законодательным актам Евросоюза в сфере технического регулирования и стандартизации, останавливается на особенностях европейских стандартов (European Standards - EN), европейских организациях в области стандартизации (в частности, Европейском комитете по стандартизации - European Committee for Standardization - CEN) и других, на национальных органах по стандартизации отдельных стран ЕС (с. 153-154). В рамках данной главы работы анализируются характерные черты технического регули-
рования безопасности продукции в ЕС (с. 154-159), технического регулирования качества и безопасности окружающей среды в ЕС (с. 160-168).
Четвертая глава рецензируемой монографии «О совершенствовании технического регулирования безопасности продукции и окружающей среды» полностью посвящена проблеме развития и усовершенствования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации. В главе отражен критический подход автора к целому ряду положений действующего в России федерального законодательства о техническом регулировании и стандартизации, а также к принципам его формирования, сделаны предложения по совершенствованию данного законодательства (с. 169-189).
Заключение содержит итоговые выводы автора о вопросах и проблемах, поднимаемых в рецензируемой монографии, подчеркивается необходимость дальнейшей проработки высказанных на страницах монографии соображений, выводов и предложений (с. 190-191).
Многие суждения автора заслуживают одобрения и поддержки. Так, автор верно утверждает, что определение понятия «техническое регулирование», приведенное в ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002, громоздкое и трудно воспринимаемое, порождает больше вопросов, чем дает ответов. Всякое регулирование означает установление обязательных правил поведения. Специфика технического регулирования заключается в том, что оно означает закрепление в нормативно-правовом документе (акте) технических норм, требований и правил. Следовательно, техническое регулирование можно рассматривать как разновидность правового регулирования (с. 16). Действительно, на наш взгляд, техническое регулирование правильно считать специфической разновидностью правового регулирования. В качестве социального регулятора оно имеет целью обеспечение упорядочивания и развития отношений материального производства. Поэтому в отношении технического регулирования обоснованно говорить, что оно является объективной необходимостью, обусловленной требованиями социально-экономического развития, воздействует посредством специальных юридических средств (форм, методов) на сферу материального производства.
Убедительным представляется вывод автора, сделанный им на с. 24 монографии о том, что обяза-
Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
тельная стандартизация советского периода, несмотря на ее негативные свойства (излишняя регламентация и заурегулированность, ставшие тормозом развития экономики), бесспорно, сыграла положительную роль в создании мощного промышленного потенциала страны, и прежде всего в тяжелой индустрии, добывающих отраслях, разработке и производстве военной техники. Отсюда вывод: необходим полный и всесторонний анализ прошлого, как отрицательного, так и положительного опыта, с тем чтобы сохранить преемственность в развитии общественного производства, экономики и права. Мы также считаем, что при разработке отечественного законодательства в области технического регулирования и стандартизации не следует «отметать» положительный опыт советского периода по вопросам качества продукции. К примеру, в советское время государственное управление качеством продукции рассматривалось как составная часть управления экономикой. Впоследствии государство практически устранилось от участия в процессах управления качеством продукции, сконцентрировав свое внимание исключительно на вопросах безопасности.
Говоря о техническом регулировании, нужно подчеркнуть, что речь идет о государственном регулировании экономики и предпринимательства. В этой связи представляется обоснованным подход автора рецензируемой монографии, согласно которому качество должен регулировать рынок, но за одним исключением - безопасности. Наряду с рыночными механизмами, безопасность должна регулироваться государством непосредственно в форме обязательных нормативных правовых актов (документов), утверждаемых управомоченными органами власти и управления. Проблема технического регулирования - часть общей проблемы соотношения государственного регулирования, вмешательства в экономику, воздействия государства на стихию рынка (с. 29).
Прав автор и в том, что добровольность стандарта предполагает лишь порядок его разработки и принятия решения о применении в данной сфере, но не выбор соблюдения или несоблюдения требований стандарта. Коль скоро он внедрен в соответствии с добровольно принятым решением, взят, что называется, на вооружение, стандарт должен соблюдаться. Иначе теряется смысл технического регулирования. Эти принципиально важные положения требуют надле-
жащей регламентации деятельности государственных органов, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан в сфере технического регулирования (с. 38).
Несомненным достоинством монографии Л. И. Брославского является подробный анализ права США, а также Евросоюза о техническом регулировании и стандартизации качества и безопасности продукции и окружающей среды и практики его применения. Результаты такого анализа необходимо использовать в ходе дальнейшего развития системы технического регулирования в России. К примеру, государственное техническое регулирование качества продукции в форме утверждения обязательных стандартов ограничивается в США лишь вопросами ее безопасности, а не нормированием показателей качества, определяющих все потребительские свойства продукции (с. 67). Такая же политика регламентации обязательных требований к товарам и связанным с ними процессам реализуется в настоящее время в России. Кроме того, в рецензируемой монографии отмечается, что в США рамки между добровольной и обязательной стандартизацией достаточно подвижны. Это проявляется прежде всего в том, что добровольные стандарты являются, как правило, базой для принятия обязательных стандартов. Применяются два способа придания обязательной силы добровольным стандартам. Первый состоит в том, что нормы и требования добровольных стандартов переносятся, включаются в обязательные стандарты (adoption). Второй - соответствующие государственные органы делают отсылку на добровольные стандарты, указывая на обязательность соблюдения их норм и требований (reference) (с. 67). Надо сказать, что и в России Федеральным законом N° 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 (ст. 27) впервые установлена возможность закрепления в нормативных правовых актах ссылок на официально опубликованные национальные стандарты. Применение таких ссылок рассчитано на обеспечение выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта, а также на случаи, когда Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации наделяются полномочиями устанавливать соответствующие требования. При этом названный закон не раскрывает понятие «технические и функциональные
М Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
требования нормативного правового акта», что, бесспорно, является его недостатком. Согласно п. 3 ст. 27 Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, а также пунктов, разделов национальных стандартов. Международный опыт свидетельствует о необходимости использования метода «ссылки на стандарты», когда непосредственно в законодательных актах содержатся ссылки на национальные, региональные стандарты или, что еще лучше, на международные стандарты, если таковые имеются. В международной практике считается, что активное использование метода «ссылки на стандарты» способствует устранению барьеров в торговле, предотвращает создание таких барьеров; использование данного метода ускоряет законодательную деятельность, содействует упрощению процесса внесения изменений в технические предписания, снижает связанные с этим затраты4.
Согласно американскому техническому законодательству существует четыре вида стандартов, нормирующих выброс в воды загрязняющих веществ промышленными предприятиями. Использование данных стандартов предполагает учет технических возможностей и затрат, необходимых для обеспечения соблюдения этих норм; категории загрязняющих веществ, а также то, являются ли эти предприятия новыми или действовавшими на момент введения в действие стандарта. В основе указанных стандартов лежат наилучшие доступные технологии. Предприятия промышленности нередко оспаривают в судебном порядке обоснованность распространения на них технологических стандартов, заявляя, что соблюдение установленных в них нормативов требует от предприятий непомерных экономических затрат, а сумма этих затрат несоразмерна с тем количеством загрязняющих веществ, выброса которых в воды удастся в результате
4 Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН относительно политики в области стандартизации (ECE/ STAND/17/REV.3) (приняты в г. Женеве в 1996 г. рабочей группой по политике в области технического согласования и стандартизации), приложение D. URL: www.lawmix.ru/abro/7174 (дата обращения: 20.03.2017).
этого избежать (с. 98-99). Российскому техническому праву с недавних пор также известен подобный тип документов по стандартизации. Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 отнес к числу документов по стандартизации информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее - ИТС). Их действие направлено на минимизацию негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Указанные справочники представляют собой рекомендательные правовые акты, поскольку не имеют характера предписаний и не призваны устанавливать предельные значения выбросов/сбросов каких-либо веществ и т. п. ИТС типизируют (стандартизируют) наилучшие с точки зрения защиты окружающей среды технологии - способы (методы) ведения хозяйственной деятельности в конкретной отрасли промышленного производства. В договоре поставки стороны могут установить, что производство товара, подлежащего передаче, должно осуществляться в соответствии с ИТС, принятыми в отрасли. В настоящее время в России происходит становление нормативной базы в области разработки и применения ИТС. Отечественный законодатель ориентируется в основном на законодательство ЕС в данной сфере.
Несмотря на наличие некоторых общих тенденций в развитии систем технического регулирования и стандартизации РФ и США, нужно констатировать, что более близкой для РФ остается европейская система технического регулирования (ЕС), хотя и здесь, конечно, имеются определенные различия. Например, как верно отмечает Л. И. Брославский, в Евросоюзе европейские стандарты действуют напрямую во всех государствах - членах ЕС. Тогда как межгосударственные стандарты Таможенного союза вводятся в действие на территории РФ приказом Росстандарта (Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии) (с. 153, 183-184).
Вызывает поддержку широкое использование Л. И. Брославским метода сравнительного правоведения - автор на протяжении всей книги сравнивает действующие в России, США и Евросоюзе системы технического регулирования и стандартизации.
Нельзя не согласиться с некоторыми критическими замечаниями автора, прозвучавшими в гл. 4 его монографии в контексте современного состояния и даль-
Ш Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
нейшего развития законодательства РФ о техническом регулировании и стандартизации. Например, автор прав, утверждая, что теория должна определять стратегию законотворчества, цели, задачи, принципиальные положения разрабатываемых законов, а не подводить задним числом теоретическую базу под хаотично, эмпирически и поспешно принимаемые законодательные акты, не связанные, а порой и противоречащие друг другу. На этой основе должна быть выработана концепция, определяющая систему и иерархию законодательных и иных нормативных актов в соответствующей сфере правового регулирования (с. 173).
Правильными представляются замечания автора в отношении положений Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 в части целей, задач и принципов стандартизации. Автор утверждает, что ст. 3 «Цели и задачи стандартизации» требует тщательной переработки. Разграничение целей и задач трудно уловимо либо они совпадают по существу, только в иной редакции. Так, обеспечение безопасности государства -цель стандартизации (п. 1.4), а безопасность людей, охрана окружающей среды и др. (п. 2.2) и обеспечение рационального использования ресурсов (п. 2.7) - задачи. Думается, что все это цели стандартизации (с. 174). Аналогичное замечание автор делает в отношении ст. 4 названного закона «Принципы стандартизации». В соответствии с п. 9 этой статьи одним из принципов стандартизации называется «непротиворечивость национальных стандартов друг другу». Представляется, что это положение вытекает из принципа «обеспечение комплексности и системности стандартизации» (п. 3). К тому же точнее было бы сказать, что он относится ко всем стандартам, в том числе стандартам организаций, а не только к национальным стандартам (с. 174). На наш взгляд, во-первых, формулировки законодателя относительно целей и задач в рамках единого акта должны отличаться повышенной степенью сопоставимости друг с другом. Во-вторых, относительно Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 можно предположить, что закон в п. 1 ст. 3 указывает на базовые, программные цели национальной стандартизации, которые могут достигаться путем решения обозначенных в п. 2 ст. 3 закона задач. В-третьих, представляется, что отечественная стандартизация на современном этапе должна быть нацелена, пре-
жде всего, на обеспечение состыковки стандартов с другими техническими регуляторами (прежде всего с техническими регламентами), содействие выводу из системы устаревших методик и способов расчетов, обеспечение взаимодействия с системами межгосударственной стандартизации. Принципы стандартизации, обозначенные в названном законе, по нашему мнению, должны быть рассчитаны, прежде всего, на стабилизацию (придание устойчивого состояния) всей национальной системы стандартизации, на объединение в единый работающий механизм элементов ее структуры.
Заключительную часть рецензии посвятим разбору отдельных выводов и предложений, прозвучавших на страницах рецензируемой монографии, которые, на наш взгляд, являются дискуссионными.
Отмечается, что в технико-экономической литературе вполне обоснованно безопасность рассматривается как один из показателей качества продукции и даже как ее важнейший показатель. Однако с юридической точки зрения представляется необходимым выделить безопасность продукции, поскольку законодательством предусмотрены, наряду с гражданско-правовыми, также административно-правовые средства обеспечения безопасности (с. 11, 30). В этой связи подчеркнем, что в российской юридической науке уделялось значительное внимание правовой категории «качество товара (продукции)» [2; 3; 4, с. 21; 5, с. 28, 30; 6, с. 13; 7, с. 7, 8; 8, с. 51-52; 9, с. 6; 10]. С принятием Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 произошло юридическое отделение категории «качества продукции» от категории «безопасность продукции». Под качеством продукции следует понимать совокупность ее существенных свойств, характеризующих ее общественную потребительную стоимость, которые, как правило, закрепляются в стандартах, иных нормативно-технических документах, условиях договоров, а в случае их отсутствия или неполноты устанавливаются в порядке и способами, предусмотренными законами, другими правовыми актами, обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Безопасность продукции означает такое состояние продукции (ее эксплуатационных, потребительских свойств), которое подразумевает отсутствие риска причинения вреда, связанного с использованием продукции, для жизни, здоровья и имущества потребите-
М Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
лей либо возможную (предсказуемую) минимизацию данного риска. Безопасность продукции - это такое ее состояние, при котором свойства продукции соответствуют обязательным требованиям технических регламентов.
На с. 32 монографии автор утверждает, что если стандартизация как вид человеческой деятельности более широкая категория, чем техническое регулирование, то стандарт как документ - одна из форм технического регулирования (наряду с техническими регламентами, правилами, СНиПами и др.). Категории «техническое регулирование» и «стандартизация» представляют собой часть и целое. Техническое регулирование - разновидность стандартизации, характеризующаяся тем, что речь идет о технических нормах, требованиях и правилах в отношении объектов регулирования, закрепляемых в правовых нормах, которые принято называть технико-юридическими нормами. По нашему мнению, нужно говорить о разграничении (но не противопоставлении) сфер технического регулирования и стандартизации. Техническое регулирование охватывает вопросы государственного регулирования безопасности продукции (а также процессов, связанных с продукцией) путем использования технических регламентов и механизмов контроля за их соблюдением. Стандартизация является сферой деятельности национального бизнеса, способствует выпуску продукции с высокой потребительной стоимостью с одновременным сохранением функции содействия определенной части документов по стандартизации выполнению требований технических
регламентов. И, конечно, стандартизация рассчитана на выполнение традиционных для нее целей и задач: обеспечение рационального использования ресурсов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости технических средств и т. д. В связи со сказанным не можем согласиться с предложением автора о нормативном закреплении технического регламента в качестве одного из видов документов по стандартизации (с. 174).
Завершая рецензию, необходимо подчеркнуть, что монография Л. И. Брославского, являющегося одним из крупнейших ученых-юристов по вопросам стандартизации и обеспечения качества продукции (работ, услуг), на тему «Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза» вносит существенный вклад в развитие в первую очередь российской юридической доктрины о техническом регулировании и стандартизации. Значительная часть выводов автора направлена на развитие хозяйственной практики по вопросам обеспечения качества и безопасности продукции. Книга Л. И. Брославского может быть полезна научным работникам, преподавателям юридических и экономических вузов и факультетов, практикующим юристам, работникам предприятий различных отраслей промышленности, представителям судебной системы и федеральных и региональных органов государственной власти, работникам органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), студентам, магистрантам и аспирантам.
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ^
Список литературы
1. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2006. 312 с.
2. Красавчиков О. А. Функции хозяйственного законодательства и категория «управление качеством продукции» // Гражданское право, эффективность и качество. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 60. Свердловск, 1977. С. 27.
3. Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг: сб. науч. тр. / отв. ред., сост. канд. юрид. наук О. А. Герасимов. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. С. 51.
4. Запорожец А. М. Правовые проблемы обеспечения качества продукции. Харьков: Выща шк., 1989. 151 с.
5. Огрызков В. М. Правовое регулирование качества продукции. М.: Юрид. литература, 1973. 288 с.
6. Шелестов В. С. Основные проблемы обеспечения качества продукции в хозяйственных договорах: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Харьков, 1967. 34 с.
7. Брославский Л. И. Ответственность предприятий за нарушение стандартов. М.: Изд-во стандартов, 1988. 192 с.
8. Емельянова М. Б. Стандарты и качество продукции (правовой аспект проблемы). М.: Изд-во стандартов, 1971. 220 с.
9. Ольхон Э. К. Правовые средства обеспечения качества продукции: учеб. пособие. Иркутск: ИГУ, 1981. 52 с.
10. Конин Н. М. Понятие качества продукции // Право и качество продукции. М.: Юрид. лит., 1972. С. 9.
т
Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 1 Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 1
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
References
1. Gubin E. P. State regulation of market economy and entrepreneurship: legal issues, Moscow, Jurists, 2006, 312 p. (in Russ.).
2. Krasavchikov O. A. Functions of economy legislation and category "goods quality management", Civil law, efficiency and quality. Inter-university collection of scientific works, is. 60, Sverdlovsk, 1977, p. 27 (in Russ.).
3. Belyh V. S. Civil-legal provision of goods, works and services quality: collection of scientific works, ed. O. A. Gerasimov, Ekaterinburg, Biznes, menedzhment i pravo, 2007, 51 p. (in Russ.).
4. Zaporozhec A. M. Legal issues of goods quality provision, Har'kov, Vyshha shk., 1989, 151 p. (in Russ.).
5. Ogryzkov V. M. Legal regulation of goods quality, Moscow: Jurid. literatura, 1973, 288 p. (in Russ.).
6. Shelestov V. S. Key issue of goods quality provision in economic contracts, abstract of doctoral (Law) thesis, Har'kov, 1967, 34 p. (in Russ.).
7. Broslavskij L. I. Liability of enterprises for standards violation, Moscow, Izd-vo standartov, 1988, 192 p. (in Russ.).
8. Emel'janova M. B. Standards and quality of goods (legal aspect of the issue), Moscow, Izd-vo standartov, 1971, 220 p. (in Russ.).
9. Ol'hon Je. K. Legal means of goods quality provision, tutorial, Irkutsk, IGU, 1981, 52 p. (in Russ.).
10. Konin N. M. Notion of goods quality, Pravo i kachestvoprodukcii, Moscow, Jurid. lit., 1972, p. 9 (in Russ.).
Диалектика противодействия коррупции: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24 ноября 2017 г. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2017. - 200 с.
В сборнике материалов конференции опубликованы доклады руководителей и сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, общественных деятелей, а также специалистов в области противодействия коррупции, представляющих научные и образовательные центры Республики Татарстан, других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
Предназначен студентам, магистрантам, аспирантам, ученым и практикам из самых различных сфер деятельности: государственного и муниципального управления, юриспруденции, психологии, экономики, социологии, педагогики, а также всем интересующимся вопросами противодействия коррупции.
Дата поступления /Received 11.09.2017 Дата принятия в печать/Accepted 25.12.2017 Дата онлайн-размещения /Available online 25.03.2018
© Панова А. С., 2018 © Panova A. S., 2018
J