Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования стандартизации в области использования атомной энергии'

Особенности государственного регулирования стандартизации в области использования атомной энергии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетическое право / правовое регулирование в области использования атомной энергии / государственное регулирование в сфере энергетики / стандартизация / государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». / energy law / legal regulation of nuclear energy use / state energy regulation / standardization / Rosatom State atomic energy corporation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Виктория Валерьевна

Различные аспекты правового регулирования стандартизации являются предметом правовых исследований, однако правовых исследований особенностей стандартизации в области использования атомной энергии пока не было. Для формирования устойчивого вектора развития российской экономики в Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года определены приоритетные направления развития стандартизации, на первом месте среди которых указаны атомная промышленность и технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом. Законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере стандартизации, в том числе в области использования атомной энергии, требовало модернизации, и в целях реализации основных направлений стандартизации, предусмотренных Концепцией, совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации в 2014 году Правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Принятие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», устанавливающего правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе основы функционирования национальной системы стандартизации, состоялось в 2015 году. В данном законе закреплены основополагающие принципы стандартизации. Указанные принципы получили дальнейшее развитие в отношении стандартизации в области использования атомной энергии в Положении о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, которое утверждено постановлением Правительства РФ. Принципы стандартизации в области использования атомной энергии базируются как на общих принципах стандартизации, закрепленных в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации», так и на принципах и задачах правового регулирования в области использования атомной энергии, установленных в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии». Существенным для правового регулирования в сфере стандартизации является принятие положения о межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации «Росатом», иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации. Упорядочение взаимодействия различных органов и организаций, разграничение их полномочий отвечают стратегическим задачам совершенствования государственного регулирования стандартизации и имеют существенное значение для укрепления энергетического правопорядка. Система правового регулирования в сфере стандартизации в области использования атомной энергии продолжает формироваться. В целях дальнейшего развития правового регулирования стандартизации в области использования атомной энергии представляется целесообразным проведение комплексных правовых исследований проблемных аспектов правового регулирования в данной области с учетом национального и зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романова Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of state regulation of standardization in nuclear energy use

Various aspects of legal regulation of standardization are the subject of legal research, but the specifics of standardization in nuclear energy use have not been studied yet from the legal point of view. To ensure a stable development of the Russian economy under the Concept for the Development of National Standardization System of the Russian Federation for the Period until 2020, the priorities of standardization development have been laid out. The nuclear industry and technologies for the safe handling of radioactive waste and spent fuel stand first on the priority list. The legislation regulating relations in the field of standardization, including nuclear energy use, required improvement, and in order to implement the main principles of standardization envisaged by the Concept and improve state regulation in the field of standardization in 2014, the Government of the Russian Federation introduced to the State Duma the draft Federal law «On Standardization in the Russian Federation». The Federal law «On Standardization in the Russian Federation», which establishes the legal basis for standardization in the Russian Federation, including the basis for the national standardization system, was passed in 2015. The law establishes the fundamental principles of standardization. These principles was further extended to standardization in nuclear energy use, which was envisaged by the Regulations on Products (Work, Services) Standardization, for which Safety of Nuclear Energy Use, as well as Processes and other Standardization Objects related to such Products, is Specified, which were approved by the Decree of the Government of the Russian Federation. The principles of standardization in nuclear energy use are based both on general principles of standardization enshrined in the Federal law «On Standardization in the Russian Federation» and the principles and tasks of legal regulation of nuclear energy use enshrined in the Federal law «On Nuclear Energy Use». The adoption of the regulations on interagency coordination of the activities of federal authorities, Rosatom State Corporation, and other state corporations is essential for legal regulation of standardization in order to implement the state policy of the Russian Federation in the field of standardization. Regulation of interaction of various bodies and organizations, delineation of their powers are in line with the strategic tasks of improving state regulation of standardization and are of great importance for consolidation of the energy law. The system of legal regulation of standardization in nuclear energy use is being developed. In order to further improve the legal regulation of standardization in nuclear energy use, it seems advisable to conduct comprehensive legal analysis of problematic aspects of legal regulation in this filed, taking into account national and foreign practices.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования стандартизации в области использования атомной энергии»

УДК 34 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00029

Романова Виктория Валерьевна Viktoria V. Romanova

доктор юридических наук, главный редактор журнала «Правовой энергетический форум», заведующий кафедрой энергетического права

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9)

заведующий сектором энергетического права

Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН) (119019, Москва, ул. Знаменка, 10)

doctor of sciences (law), editor-in-chif inernational scientific and practical journal «Energy law forum», head of the department of energy law

Kutafin Moscow state law university (MSAL) (9 Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, Russian Federation, 125993)

head of the sector of energy law

Institute of state and law (ISL) of the Russian academy of sciences (RAS) (10 Znamenka st., Moscow, Russian Federation, 119019)

E-mail: energylawdep@msal.ru; branchmp99@yandex.ru

Особенности государственного регулирования стандартизации в области использования атомной энергии

Specifics of state regulation of standardization in nuclear energy use

Различные аспекты правового регулирования стандартизации являются предметом правовых исследований, однако правовых исследований особенностей стандартизации в области использования атомной энергии пока не было. Для формирования устойчивого вектора развития российской экономики в Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года определены приоритетные направления развития стандартизации, на первом месте среди которых указаны атомная промышленность и технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом. Законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере стандартизации, в том числе в области использования атомной энергии, требовало модернизации, и в целях реализации основных направлений стандартизации, предусмотренных Концепцией, совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации в 2014 году Правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Принятие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», устанавливающего правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе основы функционирования национальной

Various aspects of legal regulation of standardization are the subject of legal research, but the specifics of standardization in nuclear energy use have not been studied yet from the legal point of view. To ensure a stable development of the Russian economy under the Concept for the Development of National Standardization System of the Russian Federation for the Period until 2020, the priorities of standardization development have been laid out. The nuclear industry and technologies for the safe handling of radioactive waste and spent fuel stand first on the priority list. The legislation regulating relations in the field of standardization, including nuclear energy use, required improvement, and in order to implement the main principles of standardization envisaged by the Concept and improve state regulation in the field of standardization in 2014, the Government of the Russian Federation introduced to the State Duma the draft Federal law «On Standardization in the Russian Federation». The Federal law «On Standardization in the Russian Federation», which establishes the legal basis for standardization in the Russian Federation, including the basis for the national standardization system, was passed in 2015. The law establishes the fundamental principles of standardization. These principles was further extended to standardization in nuclear energy use, which was envisaged by the Regulations on Products (Work, Services) Standardization, for which Safety of Nuclear

© Романова В.В., 2018

системы стандартизации, состоялось в 2015 году. В данном законе закреплены основополагающие принципы стандартизации. Указанные принципы получили дальнейшее развитие в отношении стандартизации в области использования атомной энергии в Положении о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, которое утверждено постановлением Правительства РФ. Принципы стандартизации в области использования атомной энергии базируются как на общих принципах стандартизации, закрепленных в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации», так и на принципах и задачах правового регулирования в области использования атомной энергии, установленных в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии».

Существенным для правового регулирования в сфере стандартизации является принятие положения о межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации «Росатом», иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации. Упорядочение взаимодействия различных органов и организаций, разграничение их полномочий отвечают стратегическим задачам совершенствования государственного регулирования стандартизации и имеют существенное значение для укрепления энергетического правопорядка.

Система правового регулирования в сфере стандартизации в области использования атомной энергии продолжает формироваться. В целях дальнейшего развития правового регулирования стандартизации в области использования атомной энергии представляется целесообразным проведение комплексных правовых исследований проблемных аспектов правового регулирования в данной области с учетом национального и зарубежного опыта.

Energy Use, as well as Processes and other Standardization Objects related to such Products, is Specified, which were approved by the Decree of the Government of the Russian Federation. The principles of standardization in nuclear energy use are based both on general principles of standardization enshrined in the Federal law «On Standardization in the Russian Federation» and the principles and tasks of legal regulation of nuclear energy use enshrined in the Federal law «On Nuclear Energy Use».

The adoption of the regulations on interagency coordination of the activities of federal authorities, Rosatom State Corporation, and other state corporations is essential for legal regulation of standardization in order to implement the state policy of the Russian Federation in the field of standardization. Regulation of interaction of various bodies and organizations, delineation of their powers are in line with the strategic tasks of improving state regulation of standardization and are of great importance for consolidation of the energy law.

The system of legal regulation of standardization in nuclear energy use is being developed. In order to further improve the legal regulation of standardization in nuclear energy use, it seems advisable to conduct comprehensive legal analysis of problematic aspects of legal regulation in this filed, taking into account national and foreign practices.

Ключевые слова: энергетическое право, правовое регулирование в области использования атомной энергии, государственное регулирование в сфере энергетики, стандартизация, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Keywords: energy law, legal regulation of nuclear energy use, state energy regulation, standardization, Rosatom State atomic energy corporation.

Многие проблемы правового регулирования в сфере энергетики становятся предметом правовых исследований российских и зарубежных ученых [1—12]. Правовое обеспечение государственного регулирования является важнейшим элементом системы правового регулирования в сфере энергетики [12, с. 187—234; 3, с. 12— 20, 23—24]. Среди направлений государственного регулирования в сфере энергетики, особенно в области использования атомной энергии, необходимо выделить и такое, как стандартизация.

В соответствии с Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 года № 1762-р [13], стандартизация является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства.

Различные аспекты правового регулирования стандартизации являются предметом пра-

вовых исследований, однако правовых исследований особенностей стандартизации в области использования атомной энергии пока не было [14—16].

Согласно Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция) среди проблем в национальной системе стандартизации были выделены:

— недостаточность для регулирования отношений по стандартизации положений Федерального закона «О техническом регулировании», поскольку в данном законе стандартизация рассматривается в основном как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов, в то время как стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

— несовершенство организационно-функциональной структуры системы стандартизации, которая нуждается в модернизации, включая повышение роли национального органа по стандартизации.

Для формирования устойчивого вектора развития российской экономики в Концепции определены приоритетные направления развития стандартизации, на первом месте среди которых указаны атомная промышленность и технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом.

В соответствии с положениями Концепции совершенствование правового регулирования в сфере стандартизации предполагает в том числе оптимизацию структуры национальной системы стандартизации, включая оптимизацию функций федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации в конкретных секторах экономики; уточнение видов документов по стандартизации; упрощение процедур и сокращение сроков утверждения национальных стандартов; совершенствование правового регулирования в области государственного управления.

В Концепции также определено, что особенности стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также особенности процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции устанавливаются Правительством РФ.

В целях реализации основных направлений стандартизации, предусмотренных Концепцией,

и совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации в 2014 году Правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [17]. Принятие Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», устанавливающего правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе основы функционирования национальной системы стандартизации, состоялось 29 июня 2015 года [18] (далее — ФЗ № 162).

В статье 5 ФЗ № 162 закреплено, что правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и ФЗ № 162.

В соответствии со статьей 14 данного Федерального закона к документам по стандартизации относятся: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного Федерального закона.

Документы национальной системы стандартизации согласно статье 15 ФЗ № 162 не должны противоречить международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента РФ, актам Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями.

Государственное регулирование стандартизации осуществляется уполномоченными государственными органами, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными государственными корпорациями.

Глава 2 ФЗ № 162, посвященная государственной политике Российской Федерации в сфере стандартизации, не содержит специальной статьи, аккумулирующей полномочия Правительства РФ в области стандартизации. Соответствующие полномочия Правительства РФ предусмотрены в отдельных статьях данного закона (6, 20, 22, 29, 30). В настоящее время Правительством РФ приняты Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил (постановление от 01.07.2016 № 624), Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (постановление от 28.06.2016 № 589), Правила финансирования расходов в сфере стандартизации (постановление от 14.04.2016 № 305), Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (постановление от 12.07.2016 № 669), Положение о межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации (постановление от 13.07.2016 № 672) [19].

В соответствии с пунктом 5 Положение о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (далее — Положение) стандартизация в области использования атомной энергии основывается на следующих принципах:

— установление в документах по стандартизации в отношении продукции, процессов и иных объектов стандартизации в области использования атомной энергии требований, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

— обеспечение соответствия требований документов по стандартизации продукции, процессов и иных объектов стандартизации в области использования атомной энергии современному

уровню развития науки, техники и технологий и передовому отечественному и зарубежному опыту;

— обеспечение преемственности деятельности по стандартизации продукции, процессов и иных объектов стандартизации в области использования атомной энергии;

— использование единой терминологии, единых правил идентификации продукции, единых систем классификации и кодирования;

— доступность документов по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

— применение на обязательной основе документов (частей документов) по стандартизации продукции, процессов и иных объектов стандартизации в области использования атомной энергии, включенных в сводный перечень документов по стандартизации, а также документов (частей документов) по стандартизации, ссылки на которые содержатся в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии.

Указанные принципы основываются на принципах стандартизации, закрепленных в ФЗ № 162, принципах и задачах правового регулирования в области использования атомной энергии, установленных в Федеральном законе от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Данное Положение закрепляет особый понятийный аппарат, в том числе определения понятий объекта стандартизации в области использования атомной энергии, стандартизации в области использования атомной энергии, требований, связанных с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, головной организации по стандартизации в области использования атомной энергии.

Под объектом стандартизации в области использования атомной энергии понимаются продукция, процессы и иные объекты стандартизации, подлежащие или подвергнувшиеся стандартизации. Указанное определение отражает содержание общего определения объекта стандартизации, предусмотренного ФЗ № 162, закрепляя указание относимости объекта к области использования атомной энергии.

Стандартизация в области использования атомной энергии означает деятельность по разработке (ведению), утверждению, внедрению, изменению (актуализации), отмене, опублико-

ванию и применению документов по стандартизации в отношении продукции, процессов и иных объектов стандартизации в области использования атомной энергии, а также деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации в области использования атомной энергии.

Данное определение также отражает содержание общего определения стандартизации, закрепленного в ФЗ № 162, с уточнением отраслевой принадлежности объектов стандартизации.

Требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, — это обязательные для применения и исполнения требования к продукции, процессам и иным объектам стандартизации в области использования атомной энергии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, о стандартизации, о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений, включая нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с установленной компетенцией, устанавливающие указанные требования, и (или) государственным контрактом (договором). Данное определение в ФЗ № 162 не закреплено, поскольку речь идет уже о специальных обязательных для применения и исполнения требованиях, связанных с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, которые должны быть установлены в соответствии со статьей 6 данного Федерального закона Правительством РФ.

Цели стандартизации в области использования атомной энергии включают: обеспечение средствами стандартизации необходимого уровня безопасности объектов использования атомной энергии; обеспечение единой технической политики в сфере стандартизации в отношении обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии; обеспечение качества и конкурентоспособности продукции атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, виды документов по стандартизации закреплены в статье 14 ФЗ № 162. К указанным документам отнесены в том числе документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного Федерального закона, то есть также и требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

В пункте 7 Положения установлено, что в качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции, процессам и иным объектам стандартизации в области использования атомной энергии, применяется восемь видов документов: национальные стандарты Российской Федерации; своды правил; отраслевые стандарты и руководящие документы, принятые Министерством среднего машиностроения СССР, Министерством атомной энергетики и промышленности СССР, Государственным комитетом СССР по использованию атомной энергии, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным агентством по атомной энергии, до их отмены в связи с принятием соответствующих национальных стандартов (предварительных национальных стандартов) Российской Федерации или стандартов Государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том»; стандарты организаций, в том числе стандарты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов; предварительные национальные стандарты Российской Федерации; технические условия; информационно-технические справочники.

В целях дальнейшего развития правового регулирования стандартизации в области использования атомной энергии представляется целесообразным проведение правовых исследований отраслевых документов по стандартизации, их понятия, содержания, эволюции, значения в системе документов по стандартизации в области использования атомной энергии.

В Положении закреплены полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а также установлены полномочия головных организаций по стандартизации в области использования атомной энергии. Определение понятия головной организации в ФЗ № 162 не закреплено, данное определение содержится в Положении. Под головной организацией по стандартизации в области использования атомной энергии понимается организация, уполномоченная осуществлять научно-методическую поддержку деятельности по стандартизации продукции, процессов и иных объектов стандартизации, организовывать разработку проектов документов по стандартизации и их экспертизу.

Перечень головных организаций по стандартизации и организации методической

поддержки по группам однородной продукции размещен на официальном сайте Государственной корпорации по атомной энергии «Рос-атом» [20]. В соответствии с данным перечнем к головным организациям по стандартизации отнесены: АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»; АО «ВНИПИпромтехнологии»; АО «ФЦЯРБ»; АО «ВНИИНМ» имени А.А. Бочвара; АО «Наука и инновации» [21].

Полномочия Государственной корпорации по атомной энергии по формированию, ведению, актуализации и опубликованию сводного перечня документов по стандартизации детализированы в разделе III Положения.

Формирование, ведение, актуализация и опубликование сводного перечня документов по стандартизации, включая определение формы сводного перечня документов по стандартизации, осуществляются в соответствии со стандартом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Определенные разделы Сводного перечня размещены на официальном сайте Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [20].

Принимая во внимание, что государственное регулирование стандартизации осуществляется различными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2016 года № 672 утверждено Положение о межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

Положения о разграничении полномочий, межведомственной координации деятельности уполномоченных органов в сфере стандартизации и особенно в области использования атомной энергии отвечают стратегическим задачам совершенствования государственного регулирования стандартизации и имеют существенное значение для укрепления энергетического правопорядка.

Примечания

1. Иойрыш А.И. Правовые проблемы мирного использования атомной энергии. М.: Издательство «Наука», 1979.

2. Проблемы и тенденции правового регулирования в области использования атомной энергии: монография / под ред. В.В. Романовой. М.: Издательство «Юрист», 2017.

3. Романова В.В. Энергетический правопорядок. М.: Издательство «Юрист», 2016.

4. Романова В.В. Тенденции развития правового регулирования общественных отношений в сфере энергетики и задачи энергетического права // Труды Института государства и права. 2016. № 6.

5. Советское атомное право / отв. ред. П.Н. Бурга-сов, А.И. Иойрыш, А.М. Петросьянц. М.: Наука, 1986.

6. Block G., Johnston A. EU Energy Law. Oxford, 2012

7. Brandbrook A., Lyster R. Energy Law and Environment. Cambridge, 2006.

8. Handbook of Nuclear Law: Implementing Legislation / Carlton Stoiber. Vienna, 2010.

9. Heffron R.J. Energy Law: An Introduction. Cambridge, 2014.

10. Talus K. EU Energy Law and policy: A Critical Account. Oxford, 2014.

11. Tromans St. Nuclear Law: The Law Applying to Nuclear Installations and Radioactive Substances in its Historic Context. Bloomsbury Publishing, 2010.

12. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. В.В. Романовой. Изд. второе, перераб. и доп. М.: Издательство «Юрист», 2015.

13. Собрание законодательства РФ. 2012. № 40, ст. 5485.

14. Емельянова М.Б. Государственная система стандартизации и качества продукции // Советское государство и право. 1966. № 4. С. 41—49.

15. Запорожец А.М. Совершенствование государственной системы стандартизации: правовые аспекты // Советское государство и право. 1986. № 6. С. 117—121.

16. Тягай Д.Е. Совершенствование законодательства о стандартизации как условие обеспечения качества продукции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.

17. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?0penAgent&RN=555391-6&02

18. Российская газета. 2015. 3 июля.

19. Собрание законодательства РФ. 2016. № 28, ст. 4749; Собрание законодательства РФ. 2016. № 27, ч. III, ст. 4489; Собрание законодательства РФ. 2016. № 16, ст. 2235; Собрание законодательства РФ. 2016. № 29, ст. 4839; Собрание законодательства РФ. 2016. № 29, ст. 4842.

20. URL: http://www.rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/standartizatsiya-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoy-energii-/

21. URL: http://www.eleron.ru/; http://www.vnipipt. armz.ru/; https://www.fcnrs.ru/; http://www.atomic-energy. ru/VNIINM; http://niirosatom.ru/

Notes

1. loyrysh A.I. Legal problems of peaceful use of atomic energy. Moscow, Publishing House «Nauka», 1979. (In Russ.)

2. Problems and tendencies of legal regulation in the field of atomic energy use: monograph / ed. by V.V. Romanova. Moscow, Yurist Publishing House, 2017. (In Russ.)

3. Romanova V.V. Energy law and order. Moscow, Yurist Publishing House, 2016. (In Russ.)

4. Romanova V.V. Tendencies of development of legal regulation of public relations in the energy sector and tasks energy law. Proceedings of the Institute of state and law, 2016, no. 6. (In Russ.)

5. Soviet atomic law / resp. ed. by P.N. Bourgas, A.I. Ioyrysh, A.M. Petrosyants. Moscow, Nauka Pabl., 1986. (In Russ.)

6. Block G., Johnston A. EU Energy Law. Oxford. Two thousand twelve.

7. Brandbrook A., Lyster R. Energy Law and the Environment. Cambridge, 2006.

8. Handbook of Nuclear Law: Implementing Legislation / Carlton Stoiber. Vienna, 2010.

9. Heffron R.J. Energy Law: An Introduction. Cambridge, 2014.

10. Talus K. EU Energy Law and policy: A Critical Account. Oxford, 2014.

11. Tromans St. Nuclear Law: the Law Applying to Nuclear Installations and Radioactive Substances in its Historic Contact. Bloomsbury Publishing, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Energy law. Common part. Special part: the textbook / under the editorship of V.V. Romanova. Ed. the second, rev. and add. Moscow, Publishing house «Yurist», 2015. (In Russ.)

13. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 40, art. 5485. (In Russ.)

14. Emelyanova M.B. State system of standardization and product quality. Soviet state and law, 1966, no. 4, pp. 41—49. (In Russ.)

15. Zaporozhets A.M. Improvement of the state system of standardization: legal aspects. Soviet state and law, 1986, no. 6, pp. 117—121. (In Russ.)

16. Tyagai D.E. Improvement of the legislation on standardization as a condition of product quality assurance. Author's abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 1984. (In Russ.)

17. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?OpenAgent&RN=555391-6&02

18. Rossiyskaya gazeta, 2015, July 3. (In Russ.)

19. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 28, art. 4749; Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 27, part III, art. 4489; Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 16, art. 2235; Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 29, art. 4839; Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 29, art. 4842. (In Russ.)

20. URL: http://www.rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/standartizatsiya-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoy-energii-/

21. URL: http://www.eleron.ru/; http://www.vnipipt. armz.ru/; https://www.fcnrs.ru/; http://www.atomic-ener-gy.ru/VNIINM; http://niirosatom.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.