Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики
СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: Соглашение СНГ о сближении подходов в атомной энергетике 2017 г. направлено на выработку согласованной политики и определение основных направлений деятельности в сфере технического регулирования в области использования атомной энергии в мирных целях. Документ закрепляет общие принципы сотрудничества, приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности при установлении и применении обязательных требований, обеспечение единства систем идентификации, классификации и систем кодирования, обязательность оценки соответствия требованиям рекомендаций МАГАТЭ и других международных организаций. В статье рассматриваются меры государственной безопасности ядерных установок, правила определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии в государствах СНГ.
Ключевые слова: техническое регулирование в области использования атомной энергии в мирных целях в СНГ, правила определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии.
The collaboration of countries the CIS in area of safety of the use of objects of atomic energy STUPAKOV VALERY IVANOVICH
Head of the chair of international law Institute of International law and economy of the name 4.S. Griboedov, candidate of legal sciences
Abstract: Agreement of the CIS about rapprochement of approaches in atomic energy 2017 year it directionally on making of the concerted politics and determination of basic directions of activity in the field of the technical adjusting in area of the use of nuclear-power in peaceful aims. A document fastens general principles of collaboration, priority of providing of nuclear and radiation safety at establishment and application of obligatory requirements, providing of unity of the systems of authentication, classification and systems of encoding, obligatoryness of estimation of accordance to the requirements of recommendations of IAEA and other international organizations. In the article state safety of nuclear installations measures are examined, rules of determination of zone of safety with particular legal treatment of object of the use of nuclear-power in the states of the CIS.
Key words: technical adjusting in area of the use of nuclear-power in peaceful aims to the CIS, rules of determination of zone of safety with particular legal treatment of object of the use of nuclear-power.
Сближение подходов государств СНГ по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию в области использования атомной энергии в мирных целях
Страны СНГ на заседании Совета глав правительств СНГ подписали 26.05.2017 г. Соглашение государств - участников СНГ о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях (далее - Соглашение СНГ о сближении подходов в атомной энергетике 2017 г.)1. Актуальность такого соглашения вызвана необходимостью дополнения международно-правового регулирования в СНГ договорными нормами многостороннего межправительственного соглашения, регулирующего сотрудничество стран СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.
Сотрудничество стран СНГ с другими государствами в сфере атомной энергетики неуклонно расширяется. Так, Национальный ядерный центр Минэнерго Республики Казахстан (НЯЦ РК) и Международная организация по термоядерной энергии (ITER, ИТЭР) 12 июня 2017 г. подписали соглашение по техническому сотрудничеству в области использования управляемого термоядерного синтеза. В качестве своего вклада в проект Казахстан предложил установку Токамак КТМ, первый этап физического пуска которой НЯЦ РК произвел 9 июня 2017 г. Казахстанский Токамак КТМ построен в г. Курчатов Восточно-Казахстанской области при участии российских специалистов в качестве поддержки международной программы по освоению управляемого термоядерного синтеза2.
Франция, Саудовская Аравия, Вьетнам, Уганда, Боливия, Эфиопия, Судан, Венгрия и ряд других стран с разных континентов мира 19-21 июня 2017 г. в рамках Девятого Международного форума «АТОМЭКСПО 2017», организованного Госкорпорацией «Росатом», договорились о сотрудничестве с Россией в атомной отрасли3.
Соглашение СНГ о сближении подходов в атомной энергетике 2017 г. направлено на выработку согласованной политики и определение основных направлений деятельности в сфере технического регулирования в области использования атомной энергии в мирных целях. Документ закрепляет общие принципы сотрудничества:
• приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности при установлении и применении обязательных требований;
• обеспечение единства систем идентификации, классификации и систем кодирования;
• обязательность оценки соответствия;
• установление требований с учетом рекомендаций МАГАТЭ и других международных организаций;
• возможность взаимного или одностороннего признания результатов аккредитации органов по оценке соответствия;
• обеспечение единства измерений.
Соглашение СНГ о сближении подходов в
атомной энергетике 2017 г. направлено на проведение согласованной политики в области использования атомной энергии в мирных целях по нормативному правовому и нормативно-тех-
1 Страны СНГ на заседании Совета глав правительств СНГ подписали 26 мая 2017 г. Соглашение государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях. http://government.ru/news/27821/
2 Подписано соглашение о сотрудничестве между Национальным ядерным центром Казахстана и ИТЭР. http://neftegaz.ru/ news/view/161973-Kazahstan-idet-v-termoyad.-Podpisano
3 Девятый Международный форум «АТОМЭКСПО 2017» обновил рекордные показатели. http://www.atomic-energy.ru/ international-agreements
ническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологического обеспечения, принимая во внимание принципы и подходы к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, отраженные в стандартах безопасности МАГАТЭ и других международных организаций.
Соглашение СНГ о сближении подходов в атомной энергетике 2017 г. основано на Рамочной программе сотрудничества государств - участников СНГ в области использования атомной энергии на период до 2020 г. «Сотрудничество Атом-СНГ» от 19.05.2011 г., Соглашении о координации межгосударственных отношений государств -участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях от 31.05.2013 г.
Сближение подходов стран СНГ касается нормативного правового и нормативно-технического регулирования, оценки соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологического обеспечения в отношении продукции (в том числе импортируемой в государства - участники СНГ), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии в мирных це-
лях, процессов проектирования (включая изыскания), конструирования, производства, строительства, монтажа, наладки, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации (демонтажа), хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения продукции, а также выработка согласованной политики и определение основных направлений деятельности в сфере технического регулирования в области использования атомной энергии в мирных целях.
Правила определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии
Правительство РФ приняло Постановление от 26.06.2017 г. № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии»4, которым устанавливаются защитные меры в целях повышения уровня антитеррори-
стической защищенности объектов использования атомной энергии.
В Правилах сказано, что руководитель организации, эксплуатирующей объект, несет ответственность за организацию и обеспечение особого правового режима зоны безопасности, а также за обеспечение антитеррористической защищенности в рамках соблюдения мер, применяемых для обеспечения антитеррористической защищенно-
4 Постановление Правительства РФ от 26.06.2017 г. № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии». http://www.garant.ru/ ргос1иС:8/1ро/рг1те/с1ос/71607664/
® ЙДйрЯЩ
занимающаяся г]г)1 электрической и тзгшеЩ преобразования Ц
гетика(Атомная то отрасль энергетики, зводством
й энергии ерной энергии
сти объектов, установленных законодательством Российской Федерации. Он действует совместно с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел РФ, командиром воинской части войск национальной гвардии РФ, осуществляющей охрану объекта, и органом местного самоуправления административно-территориальной единицы, на территории которой находится объект, организует разработку и осуществление мер по предотвращению террористических актов и охране общественного порядка в зоне безопасности.
В зоне безопасности проводятся мероприятия по выявлению фактов подготовки или совершения противоправных действий в отношении объекта, в том числе проверка наличия согласования разрешений на въезд на транспортном средстве, воздушном или водном судне и на вход на территорию зоны безопасности. Границы зоны безопасности обозначаются на местности, в том числе в акватории водного объекта, а также на
береговой полосе водного объекта, путем установки предупреждающих знаков.
В зоне безопасности устанавливается пропускной режим в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел РФ, командиром воинской части войск национальной гвардии РФ, осуществляющей охрану объекта (для объектов, охрана которых осуществляется войсками национальной гвардии Российской Федерации), организацией, осуществляющей охрану объекта, и органом местного самоуправления административно-территориальной единицы, на территории которой находится объект, и утверждаемой руководителем организации, эксплуатирующей объект.
В соответствии с условиями особого правового режима зоны безопасности ограничиваются полеты летательных аппаратов (включая воздушные суда и беспилотные летательные аппараты) над территорией зоны безопасности. Указанные ограничения не распространяются на летательные аппараты, используемые в целях физической защиты и (или) обеспечения антитеррористической защищенности объекта. Использование воздушного пространства над территорией зоны безопасности осуществляется в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Регулирование безопасности объектов атомной энергетики в государствах СНГ
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24.05.2017 г. № 282 «О подписании Соглашения государств - участников СНГ о сближении подходов по нормативному правовому и нормативно-техническому регулированию,
оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях» подтвердило факт присоединения Казахстана к унифицированным нормам СНГ о сближе-
нии подходов к регулированию в сфере атомной энергетики.
Реализация сближения подходов государств -участников Соглашения СНГ о сближении подходов в атомной энергетике 2017 г. по нормативному правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению будет осуществляться путем принятия государствами - участниками СНГ дополнительных соглашений, определяющих деятельность по этим направлениям. В целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства СНГ вправе установить на национальном уровне дополнительные требования к продукции и процессам.
Стороны Соглашения 2017 г. договорились, что деятельность по сближению подходов будет основываться на принципах обеспечения гармонизации обязательных национальных требований, применяемых к продукции и процессам, а также форм и схем оценки соответствия и применяемых в целях оценки соответствия правил и методов исследований (испытаний) и измерений.
Такой подход касается и правил отбора образцов, приоритета обеспечения ядерной и радиационной безопасности при установлении и применении (использовании) обязательных требований к продукции и процессам. Недопустимы противоречия положений и требований к продукции и процессам, установленным в документах по стандартизации, требованиям безопасности в отношении продукции и процессов, обеспечения высокого уровня культуры безопасности.
В Соглашении обеспечивается единство применяемой терминологии, системы идентификации, классификации и систем кодирования продукции и процессов; обязательности оценки соответствия продукции и процессов; установления требований к продукции и процессам с учетом рекомендаций МАГАТЭ и других международных
5 Закон Республики Беларусь от 30.07.2008 г. № 426-З «Об и< лики Беларусь от 09.11.2009 г. № 53-3, 22.12.2011 г. № 326
организаций; возможности взаимного или одностороннего признания результатов аккредитации органов по оценке соответствия.
При обращении (реализации) на территориях государств - участников СНГ продукции и процессов, предназначенных для определенного объекта использования атомной энергии в мирных целях, не исключается проведение оценки соответствия продукции и процессов требованиям национальных нормативных правовых актов, на территории государства которой расположен данный объект.
Закон Республики Беларусь от 30.07.2008 г. № 426-3 «Об использовании атомной энергии» (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. № 53-3, 22.12.2011 г. № 326-3)5 определяет понятие «аварийная готовность» как способность оперативно принимать меры, которые эффективно, надежно и своевременно препятствуют или снижают вероятность возникновения радиационной аварии при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии. Аварийное реагирование предусматривает выполнение мер, направленных на ликвидацию, ограничение или снижение последствий радиационной аварии, возникшей при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии.
Закон Республики Беларусь № 426-З указывает, что атомная электростанция представляет собой ядерную установку для производства элек-
пользовании атомной энергии» (в редакции Законов Респуб-
■3). http://base.spinform.ru/show
трической и тепловой энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающуюся в пределах определенной территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых для его функционирования систем, устройств, оборудования и сооружений. Ввод в эксплуатацию ядерной установки или ее пункта хранения выглядит процессом, во время которого системы и компоненты построенных ядерной установки или пункта хранения приводятся в работоспособное состояние и оцениваются на их соответствие проекту указанных объектов6.
Деятельность по использованию атомной энергии связана с размещением, проектированием, сооружением, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ограничением эксплуатационных характеристик, продлением срока эксплуатации, выводом из эксплуатации ядерной установки или пункта хранения, а также с обращением с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами или эксплуатационными радиоактивными отходами. Применительно к использованию объектов атомной энергии физическая защита означает комплекс технических, организационных и иных мер, направленных на сохранность объектов использования атомной энергии и предотвращение несанкционированного доступа к ним.
Ядерная безопасность отражает уровень защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения ядерной установки и (или) пункта хранения, обе-
спеченной достижением надлежащих условий их эксплуатации, а также надлежащим обращением с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами и (или) эксплуатационными радиоактивными отходами.
Относительно международного сотрудничества Беларуси с другими государствами в сфере атомной энергетики ст. 42-43 Закона Республики Беларусь № 426-З устанавливают, что международные договоры Республики Беларусь в области использования атомной энергии предусматривают обмен информацией в этой области с иностранными государствами, Международным агентством по атомной энергии и иными международными организациями в области использования атомной энергии, который осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Ввоз и вывоз ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, эксплуатационных радиоактивных отходов, работ и услуг при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии, включая их передачу для демонстрации на выставках, проведения совместных работ и в иных целях некоммерческого характера, осуществляются в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, международными обязательствами Республики Беларусь о нераспространении ядерного оружия и международными договорами Республики Беларусь в области использования атомной энергии.
Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями на 03.07.2016 г.)7 так же, как подоб-
ные законы стран СНГ, устанавливает в ст. 23 меры государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
6 Там же.
7 Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями на 03.07.2016 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/
Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», направленную на организацию разработки, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования атомной энергии; выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; осуществление стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, аккредитации, оценки соответствия; осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и проверок (инспекций), контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.
Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии осуществляется федеральными органами исполнительной власти - органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Органы государственного регулирования безопасности в пределах своей компетенции обладают полномочиями:
• вносить на рассмотрение в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения по разработке законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
• разрабатывать, утверждать и вводить в действие нормы и правила в области использования атомной энергии;
• осуществлять в целях обеспечения безопасности лицензирование деятельности в области использования атомной энергии;
• осуществлять надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энер-
Astana, Kazakhstan. 27 August 2015
Атом энергиясы жоншдеп халыкаралык агентпктщ Темен байытылган уран банкш куру туралы келк1мге кол кою
Ceremony of Signing of the Agrr it on the Establishment of the IAEA Low Entftt Wim
• LjBffB
.. I^V 1 W W V
гии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
• осуществлять надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
• осуществлять надзор за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, надзор за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов.
Статья 43 российского Федерального закона № 170-ФЗ определяет, что при проектировании, строительстве и эксплуатации космических и летательных аппаратов с ядерными установками или радиационными источниками, а также с использованием энергии радиоактивных веществ должны соблюдаться нормы и правила в области использования атомной энергии, а также требования к охране окружающей среды.
В случае возникновения неисправности на борту космического или летательного аппарата с ядерной установкой либо радиационными источниками, которая может привести к незапланированному возвращению ядерных материалов или радиоактивных веществ на Землю, оповещение заинтересованных государств и оказание им в случае необходимости помощи осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Государственная политика в области обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами должна предусматривать комплексное решение проблем нормирования их получения, образования, использования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспортирования, хранения и захоронения. Она определяется законодательством о регулировании деятельности в области обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами.
Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ должно осуществлять-
ся в соответствии со специальными правилами, правилами транспортирования особо опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, которые должны предусматривать права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности, физической защиты, систему согласованных мер по недопущению транспортных происшествий и аварий при перевозке ядерных материалов и радиоактивных
Обеспечение физической защиты и надзор ядерных установок в странах СНГ
Статья 49 Федерального закона № 170-ФЗ регулирует режим обеспечения физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, который предусматривает:
• единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
• предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам;
• предотвращение их хищения или порчи;
• своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ;
• своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Физическая защита осуществляется на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Надзор за обеспечением физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется органами государственного регулирования безопасности.
Закон Республики Казахстан от 12.01.2016 г. № 442-У «Об использовании атомной энергии» принят в рамках обязательств Казахстана как перед МАГАТЭ, так и перед странами - участниками СНГ по соблюдению международных стандартов строительства ядерных установок, организации пунктов захоронения ядерных отходов, обеспечению ядерной физической безопасности, организации государственного учета ядерных материалов, экспорта и импорта в области использования атомной энергии.
Решение о строительстве и районе строительства ядерных установок принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство установки или пункта захоронения, с учетом потребностей в них для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов; наличия необходимых условий для размещения указанных объектов, отвечающих требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
Закон Республики Казахстан № 442-У требует экспертного подтверждения отсутствия угрозы безопасности со стороны объектов атомной энергетики, а также со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов. Особое внимание как в законах других стран СНГ в нем уделяется требованиям экологического законодательства Республики Казахстан, оценке возможных социальных и экономических последствий размещения объектов атомной энергетики для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона8.
Площадка размещения ядерной установки или пункта захоронения должна определяться с учетом возможных внешних воздействий природного и (или) техногенного характера; возможного переноса радиоактивных веществ; возможности предотвращения ущерба населению и окружающей среде в результате эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения или в результате возникновения инцидентов или аварий.9 В случаях угрозы национальной безопасности Правительство Республики Казахстан вправе принять решение об отмене строительства ядерной установки или пункта захоронения.
Ядерная физическая безопасность по Закону Республики Казахстан № 442-У осуществляется для защиты объекта использования атомной
энергии от несанкционированного изъятия, хищения ядерных материалов или незаконного захвата ядерной установки; для защиты объектов использования атомной энергии от диверсии, для смягчения или сведения к минимуму радиологических последствий возможной диверсии на объектах использования атомной энергии.
Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения в Республике Казахстан обеспечивается определением наличного количества ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, их перемещением и местонахождением при обращении с ними, а уполномоченный орган осуществляет анализ и сверку полученной информации о наличии, перемещении и местонахождении источников ионизирующего излучения и вносит ее в реестр источников ионизирующего излучения.
В Республике Казахстан экспорт и импорт ядерных и специальных неядерных материалов, оборудования,установок, технологий, источников ионизирующего излучения, оборудования и соответствующих товаров и технологий двойного применения (назначения), работ, услуг, связанных с их производством, осуществляются на основе лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в области экспортного контроля, по согласованию с уполномоченным органом. Запрещается экспорт продукции или результатов интеллектуальной творческой деятельности, если экспортеру достоверно известно, что такая продукция или результаты интеллектуальной творческой деятельности будут использованы в разработке, создании, испытаниях и поставке ядерного оружия или его компонентов.
8 Закон Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12.01.2016 г. № 442-У.
9 Постановление Правительства Республики Казахстан от 24.05.2016 г. № 301 «Об утверждении Правил выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения».
Нормативно-правовые источники и литература
1. Соглашение государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях, подписанное на заседании Совета глав правительств СНГ 26.05.2017 г. http://government.ru/news/27821/
2. Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями на 03.07.2016 г.). http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8450/
3. Постановление Правительства РФ от 26.06.2017 г. № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии». http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71607664/
4. Закон Республики Беларусь от 30.07.2008 г. № 426-З «Об использовании атомной энергии» (в редак-
ции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. № 53-3, 22.12.2011 г. № 326-3). http://base.spinform.ru/ show
5. Закон Республики Казахстан от 12.01.2016 г. № 442-У «Об использовании атомной энергии». http:// neftegaz.ru/news/view/161973-Kazahstan-idet-v-termoyad.-Podpisano
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24.05.2016 г. № 301 «Об утверждении Правил выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения». http://neftegaz.ru/news/ view/161973-Kazahstan
7. Соглашение о сотрудничестве между Национальным ядерным центром Казахстана и ИТЭР. http:// neftegaz.ru/news/view/161973-Kazahstan-idet-v-termoyad.-Podpisano
8. Девятый Международный форум «АТОМЭКСПО 2017» обновил рекордные показатели. http://www. atomic-energy.ru/international-agreements