Научная статья на тему 'Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок'

Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3858
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ / STANDARDIZATION / LEGISLATION IN THE FIELD OF STANDARDIZATION / GOALS / TASKS AND PRINCIPLES OF STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Татьяна Африкановна, Куликов Максим Валерьевич

В статье проводится сравнительный анализ трех законов, регламентирующих деятельность в области стандартизации на разных этапах существования и развития нашего государства: «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154-1, «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (глава III) и «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ. Отмечается, что стандарты и другие документы по стандартизации содействуют техническому развитию, внедрению инноваций в различные сферы, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Авторами статьи прослеживается тесная взаимосвязь положений законов с концепцией развития России, изменение целей, задач и принципов стандартизации в соответствии с меняющимся положением в стране и в мире; анализируется опыт российской стандартизации и дается оценка новшествам в современном законодательстве в этой области. Авторы в статье дают оценку законов в области стандартизации с точки зрения их важности и прозрачности для потребителей и обывателей по причине тесной взаимосвязи с законом «О защите прав потребителей». Кроме того, отмечается важность этих документов и стандартизации в целом для развития экономики страны, интеграции ее в мировое пространство, достижения технологического лидерства Российской Федерации в различных областях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куликова Татьяна Африкановна, Куликов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

StandarDization in Russian Federation. Laws and Order

The article provides comparative analysis of three laws in the area of standardization in different phases of its existence and development of our State: “About Standardization” 10.06.93 № 5154-1, “About Technical Regulation” № 184-ФЗ (part III) and «About Standardization in Russian Federation” № 162-ФЗ. It is noted that standards and other documents addressing standardization facilitate technical development, innovation in different spheres, quality improvement and competitiveness of industry, products and services. The authors of the article trace close interconnection between the state of the laws and the concepts of Russia’s development, change of goals, tasks and principles of standardization in relation to the changes in the country and in the world; analyze the experience of Russian standardization and evaluates innovations in the modern jurisprudence in this area. The authors of the article evaluate the laws in the area of standardization from the viewpoint of its importance and transparency for consumers based on its close correlation with the law “About Consumer Protection”. Additionally, they note the importance of these documents and standardization in general to the development of the country’s economy, its integration into the world sphere and achievement of technological leadership of the Russian Federation in different areas

Текст научной работы на тему «Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок»

УДК 006:001.12/. 18

05.00.00 Технические науки

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАКОНЫ И ПОРЯДОК

Куликова Татьяна Африкановна канд. хим. наук

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского союза А.К. Серова, г. Краснодар, Россия [email protected]

Куликов Максим Валерьевич канд. техн. наук

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского союза А. К. Серова, г. Краснодар, Россия [email protected]

В статье проводится сравнительный анализ трех законов, регламентирующих деятельность в области стандартизации на разных этапах существования и развития нашего государства: «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154-1, «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (глава III) и «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ. Отмечается, что стандарты и другие документы по стандартизации содействуют техническому развитию, внедрению инноваций в различные сферы, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Авторами статьи прослеживается тесная взаимосвязь положений законов с концепцией развития России, изменение целей, задач и принципов стандартизации в соответствии с меняющимся положением в стране и в мире; анализируется опыт российской стандартизации и дается оценка новшествам в современном законодательстве в этой области. Авторы в статье дают оценку законов в области стандартизации с точки зрения их важности и прозрачности для потребителей и обывателей по причине тесной взаимосвязи с законом «О защите прав потребителей». Кроме того, отмечается важность этих документов и стандартизации в целом для развития экономики страны, интеграции ее в мировое пространство, достижения технологического лидерства Российской Федерации в различных областях

Ключевые слова: СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Рок 10.21515/1990-4665-128-025

UDC 006:001.12/. 18 Technical sciences

STANDARDIZATION IN RUSSIAN FEDERATION. LAWS AND ORDER

Kulikova Tatiana Afrikanovna Cand.Chem.Sci.

Krasnodar College of Military Pilot Aviation named after a hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia [email protected]

Kulikov Maksim Valerievich Cand.Tech.Sci.

Krasnodar College of Military Pilot Aviation named after a hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia [email protected]

The article provides comparative analysis of three laws in the area of standardization in different phases of its existence and development of our State: "About Standardization" 10.06.93 № 5154-1, "About Technical Regulation" № 184-03 (part III) and «About Standardization in Russian Federation" № 162-03. It is noted that standards and other documents addressing standardization facilitate technical development, innovation in different spheres, quality improvement and competitiveness of industry, products and services. The authors of the article trace close interconnection between the state of the laws and the concepts of Russia's development, change of goals, tasks and principles of standardization in relation to the changes in the country and in the world; analyze the experience of Russian standardization and evaluates innovations in the modern jurisprudence in this area. The authors of the article evaluate the laws in the area of standardization from the viewpoint of its importance and transparency for consumers based on its close correlation with the law "About Consumer Protection". Additionally, they note the importance of these documents and standardization in general to the development of the country's economy, its integration into the world sphere and achievement of technological leadership of the Russian Federation in different areas

Keywords: STANDARDIZATION, LEGISLATION IN THE FIELD OF STANDARDIZATION, GOALS, TASKS AND PRINCIPLES OF STANDARDIZATION

Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок

Стандартизация играет огромную роль в жизни страны и общества. Она направлена на обеспечение различных видов безопасности, совместимости, унификации, единства измерений. Стандарты и другие документы по стандартизации содействуют техническому развитию, внедрению инноваций в различные сферы, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Знаковым событием в истории российской стандартизации явилось принятие закона «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154-1, который впервые устанавливал правовые основы стандартизации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественных объединений и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. До принятия этого закона в России еще «по инерции» действовали советские правовые нормы. Новый Закон устанавливал основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являлись едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений, а также для граждан-предпринимателей, продавцов, исполнителей услуг, конструкторских, проектных, транспортных и других организаций и предприятий. Закон «О стандартизации» 1993 года регламентировал следующие аспекты: понятие стандартизации; законодательство Российской Федерации о стандартизации; международные договоры; организация работ по стандартизации; международное сотрудничество в области стандартизации; нормативные документы по стандартизации, требования к ним; государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической

информации; отраслевые стандарты, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; применение нормативных документов по стандартизации; информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация; государственный контроль и надзор; органы государственного контроля и надзора; государственные инспекторы, их права и ответственность; уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность; финансирование работ по государственному контролю и надзору; стимулирование применения государственных стандартов. Положения этого Закона были обязательны для исполнения всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, и общественными объединениями. Закон определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона осуществился переход от всеобщей обязательности стандартов, установленной законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. В период действия закона 1993 года цели и задачи стандартизации, основные принципы и организация работ по стандартизации в Российской Федерации определялись государственным стандартом ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

27 декабря 2002 года был принят, а с 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. Глава III (ст. 11-17) заменила положения закона о стандартизации 1993 года. Она регламентировала отношения, возникающие при осуществлении стандартизации, устанавливала цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, порядок

их разработки и применения, а также функции органов по стандартизации. С принятием закона «О техническом регулировании» в Российской Федерации начался переход к полностью добровольным стандартам, содержащим только рекомендательные требования.

Сравнение целей стандартизации, установленных в законах с разницей в десять лет (1993 и 2003 годы), показывает, что хотя они во многом совпадают, последние становятся более емкими, охватывают больший круг вопросов и отражают уровень развития науки и техники. В 1993 году в законе говорилось, главным образом, о повышении качества продукции, ее соответствии требованиям и потребностям населения и народного хозяйства. Тогда как в ФЗ 2003 года конкретно был поставлен вопрос о повышении конкурентоспособности продукции, работ, услуг, что являлось важнейшим условием вступления России в ВТО и серьезным шагом развития нашей экономики, промышленности и социальной сферы.

29 июня 2015 года был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ, который устанавливает новые актуальные положения в области стандартизации, отражает требования современного мира, роль Российской Федерации в его развитии. Согласно этому закону, современная стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Цели стандартизации, установленные в законе 2015 года, соответствуют общей концепции развития Российской Федерации, нацелены на реализацию политики руководства страны, призваны сократить до минимума действие санкций против России. В них отражены основные направления внутреннего развития государства и повышение его роли во внешнем мировом пространстве. В отличие от предыдущего закона цели ориентированы более всего на социальную сферу, равноправные партнерские отношения между государствами, перевооружение промышленности и укрепление обороноспособности государства.

Для достижения поставленных целей требуется реализация определенных задач. Задачи российской стандартизации впервые были поставлены в государственном стандарте ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения», а современные задачи стандартизации содержат следующие основные аспекты:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков

ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Если сравнивать задачи, сформулированные в ГОСТ Р 1.0-92, с задачами нового закона о стандартизации, то четко прослеживается тенденция перехода стандартизации от деятельности, результатом которой являлась сама стандартизация к стандартизации, как инструменту всестороннего развития экономики страны. Многие авторы, анализируя новый закон о стандартизации, называют его набором лозунгов, а его стилистику пафосной [7]. На наш взгляд, во-первых, это несколько преувеличено, а во- вторых, не является недостатком: роль закона именно декларировать принципы, цели и задачи (например, Конституция Российской Федерации). И не должны в законе быть прописаны инструменты достижения этих целей, решения задач и меры наказания за несоблюдение принципов. Для этого существуют другие различные документы, в нашем случае - это документы по стандартизации. Ведь иерархическая структура документации в любой сфере деятельности на

вершине имеет закон, а ниже - подзаконные акты, нормативные документы и т.д., которые обеспечивают его исполнение и регламентируют инструменты для контроля этого процесса.

Стандартизация основывается всегда на четких принципах, которые тоже меняются и пересматриваются с течением времени. Принципы стандартизации кардинально изменились в 2003 году по сравнению со стандартом ГОСТ Р 1.0-92. Если в старой версии они читались как руководство или как инструкция для узкого круга специалистов -стандартизаторов - и, соответственно, были понятны и интересны только им, то в законе 2003 года принципы стандартизации способен понять даже дилетант. На наш взгляд это очень важно, и не только для обучения и изучения конкретной дисциплины, а и для обывателей, ведь законы пишутся и для них! А законы «О техническом регулировании» и «О стандартизации», несмотря на их кажущуюся, на первый взгляд, узкую специфику и направленность, тесно связаны с законом РФ «О защите прав потребителей». Вот и получается, что прозрачность и понятность этих законов напрямую обеспечивает понимание, правильное толкование и полноту защиты прав потребителей, т.е. наших с вами прав.

В соответствии с законом 2015 года стандартизация в Российской федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении оборонной продукции, продукции связанной с государственной тайной или с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы

стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Стандартизация с древнейших времен заняла свое важное место в нашей жизни и с тех пор развивается вместе с цивилизацией, упорядочивая, оптимизируя и удешевляя нашу жизнь. Это развитие, даже за короткий период времени, как раз и прослеживается при сопоставлении принципов стандартизации разных годов. Неизменными на протяжении более 20 лет остаются следующие основополагающие принципы: достижение консенсуса всех заинтересованных сторон, возможность контроля выполнения требований стандарта, непротиворечивость стандартов друг другу и соответствие их положений законам,

международным договорам и современному уровню развития науки, техники и технологии. Среди новшеств в принципах стандартизации 2015 года можно отметить способность создателей закона мыслить долгосрочными категориями, а именно, нацеленность документа на преемственность деятельности в сфере стандартизации, использование передового отечественного и зарубежного опыта, открытость разработки документов национальной системы стандартизации, соответствие их техническим регламентам, доступность информации о них. Такой подход в будущем позволит наиболее широко использовать накопленный опыт в этой области для достижения технологического лидерства Российской Федерации в различных областях экономики и расширить ее интеграцию в мировое пространство.

Новый закон «О стандартизации в Российской Федерации» отражает все возрастающую роль стандартизации в политике и экономике, на внутреннем и внешнем рынках, для граждан России и государства в целом. Принятие этого закона еще раз доказывает, что эта роль не остается незамеченной и не считается второстепенной. Интенсивный путь развития экономики и нашего государства в целом невозможен без применения методов, реализации принципов, решения задач и достижения целей стандартизации, регламентируемых законами, подзаконными актами и документами по стандартизации.

Литература

1. Федеральный закон «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.

5. ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

6. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

7. Гевардовский А. Двенадцать лет спустя // Арматуростроение. - 2015. - № 5. -С. 17-21.

References

1. 2.

FZ.

3.

162-FZ.

4.

5.

Federal'nyj zakon «O standartizacii» ot 10 ijunja 1993 g. № 5154-1.

Federal'nyj zakon «O tehnicheskom regulirovanii» ot 27 dekabrja 2002 g. № 184-

Federal'nyj zakon «O standartizacii v Rossijskoj Federacii» ot 29 ijunja 2015 g. №

Zakon RF «O zashhite prav potrebitelej» ot 7 fevralja 1992 g. № 2300-1. GOST R 1.0-92 Gosudarstvennaja sistema standartizacii Rossijskoj Federacii. Osnovnye polozhenija.

6. Jablonskij O.P., Ivanova V.A. Osnovy standartizacii, Uchebnik. - Rostov n/D: Feniks, 2004. - 448 s.

7. Gevardovskij A. Dvenadcat' let spustja // Armaturostroenie. - 2015. - № 5.

metrologii, sertifikacii:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.