Научная статья на тему 'Стандартизация в отрасли судового, тепловозного и промышленного двигателестроения'

Стандартизация в отрасли судового, тепловозного и промышленного двигателестроения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
860
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / СУДОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АГРЕГАТЫ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / DEVELOPMENT / ENGINE INDUSTRY / TRANSPORT / MARINE ENGINES / MARITIME SHIPPING / INLAND SHIPPING / ROAD TRANSPORT / RAILWAY TRANSPORT / ELECTRIC UNITS / STANDARDIZATION / SECURITY / ENVIRONMENT / LIVELIHOODS / INFRASTRUCTURE / VERIFICATION OF CONFORMITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Орлов Евгений Иванович, Петров Александр Павлович, Живлюк Григорий Евгеньевич

В статье рассмотрено влияние двигателестроения на развитие различных областей промышленности, включая морской и речной транспорт. Отмечается, что реформирование экономики оказало существенное влияние на состояние стандартизации в этой области. Рассмотрены основные направления государственной, межгосударственной и международной стандартизации, дан анализ структуры действующих стандартов, указаны основные достижения в их создании с точки зрения учета интересов производителей и потребителей двигателей внутреннего сгорания. Учитывая современное состояние развития двигателестроения, предложены направления деятельности в области стандартизации двигателестроения, которые помогут улучшить безопасность, надежность, экологические и эксплуатационные характеристики двигателей и установок с дизельными двигателями различного назначения. Отмечается, что будущие успехи в этом направлении связаны с координацией усилий профильных и смежных организаций, работающих в отраслях, создающих судовые, наземные и иные установки с дизельными двигателями различного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Орлов Евгений Иванович, Петров Александр Павлович, Живлюк Григорий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION IN THE INDUSTRY OF SHIP, LOCOMOTIVE AND INDUSTRIAL ENGINE

The article discusses the impact of engine technology on the development of various industries, including marine and river transport. Reforming the economy significantly affected the state of standardization in this area.The authors considered the main directions of the state, interstate and international standardization, analyses the structure of existing standards, are listed the main achievements in their creation from the point of view of the interests of producers and consumers of internal combustion engines. Given the current state of engine development, suggested activities in standardization engine, which will help to improve the safety, reliability, environmental and operational characteristics of the engine. installations with diesel engines for various purposes. It is noted that future advances in this direction are connected with the coordination of specialized and related organizations operating in the fields of creating of marine, terrestrial and other units with diesel enginesfor different purposes.

Текст научной работы на тему «Стандартизация в отрасли судового, тепловозного и промышленного двигателестроения»

»ВЕСТНИК

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

.МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Э01: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-138-156

УДК 621.431.074 Е. И. Орлов,

А. П. Петров, Г. Е. Живлюк

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОТРАСЛИ СУДОВОГО, ТЕПЛОВОЗНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

В статье рассмотрено влияние двигателестроения на развитие различных областей промышленности, включая морской и речной транспорт. Отмечается, что реформирование экономики оказало существенное влияние на состояние стандартизации в этой области. Рассмотрены основные направления государственной, межгосударственной и международной стандартизации, дан анализ структуры действующих стандартов, указаны основные достижения в их создании с точки зрения учета интересов производителей и потребителей двигателей внутреннего сгорания. Учитывая современное состояние развития двигателестроения, предложены направления деятельности в области стандартизации двигате-лестроения, которые помогут улучшить безопасность, надежность, экологические и эксплуатационные характеристики двигателей и установок с дизельными двигателями различного назначения. Отмечается, что будущие успехи в этом направлении связаны с координацией усилий профильных и смежных организаций, работающих в отраслях, создающих судовые, наземные и иные установки с дизельными двигателями различного назначения.

Ключевые слова: развитие, двигателестроение, транспорт, судовые двигатели, морской транспорт, речной транспорт, дорожный транспорт, железнодорожный транспорт, электрические агрегаты, стандартизация, безопасность, окружающая среда, жизнедеятельность, инфраструктура, подтверждение соответствия.

еа

Пз8

Введение

Стандартизация и унификация продукции занимают важное место в развитии машиностроения. В течение последних десятилетий произошли такие существенные изменения в экономике страны, что это не могло не сказаться на состоянии стандартизации судового, тепловозного и промышленного двигателестроения. Этот исторический период был отмечен некоторыми вехами. Так, начиная с 1992 г., государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, прежде осуществлявшееся Госстандартом СССР, было передано Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1020 Госстандарт России).

В 1992 г. главы правительств стран-участниц Союза независимых государств (СНГ) приняли Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с этим Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, который разработал и утвердил Межгосударственную систему стандартизации (МСС). Эта система представляет собой комплекс взаимосвязанных, основополагающих стандартов, установивших цели и общие принципы межгосударственной стандартизации, а также основные направления работ и виды документов в этой области.

В 1993 г. был утвержден Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-! «О стандартизации» [1] (далее — закон РФ «О стандартизации»), установивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации и принята Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ), а в 1994 г. утверждена новая редакция системы. ГСС РФ представляла собой комплекс взаимосвязанных основополагающих стандартов, регламентирующих общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, порядок разработки и применения государственных стандартов, а также стандартов отраслей и предприятий. В частности, в законе РФ «О стандартизации» [1] указывалось, что «Госстандарт России осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов». Действовавшие в Рос-

сийской Федерации стандарты периодически обновлялись путем замены устаревших требований и гармонизации их с международными стандартами.

Была также изменена система технического нормирования России. Главным документом стандартизации стал вступивший с 1 июля 2003 г. в действие Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании» взамен закона РФ «О стандартизации». Основной ФЗ «О техническом регулировании» содержит положения и рекомендации международных организаций [2].

В настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». В Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» [3], который устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, цели и принципы стандартизации, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации. Вопросы создания и применения межгосударственных стандартов регламентированы ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» [4], который устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов. Были также приняты Технические регламенты о безопасности объектов морского транспорта, о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, о безопасности машин и оборудования [5] - [7].

Целью настоящей работы с учётом ранее изложенного является оценка состояния и перспектив стандартизации в области двигателестроения.

Роль двигателестроения в развитии промышленности

Отрасль отечественного двигателестроения, производящая двигатели судового, тепловозного, промышленного и специального назначения, имеет стратегическое значение для государства, поскольку определяет технический уровень конечных изделий водного и железнодорожного транспорта, а также других объектов гражданской и военной инфраструктуры. Двигателе-строение занимает важное место в экономике промышленно развитых стран и развивается, как свидетельствуют материалы 26- и 27-го конгрессов [8], [9] С1МАС (Международный комитет по двигателям внутреннего сгорания), основываясь на стремлении как можно полнее соответствовать действующему законодательству в ограничении выбросов вредных веществ и загрязнении окружающей среды, но в то же время удовлетворять потребности рынка при снижении потребления топлива и расширении диапазона мощностей двигателей. Поэтому доминирующими направлениями развития двигателестроения являются снижение выбросов вредных веществ при одновременном повышении эффективности использования топлива. В России двигателестрое- у

п

ние, начиная с 90-х гг. XX в., находится в условиях кризиса, последовавшего после приватизации (

~ 3

дизелестроительных заводов, научных и проектных организаций, а также упадка их деятельно- 2

сти (причинами кризиса являются переход к рыночным условиям хозяйствования и потеря фи- |

нансово обоснованных ориентиров отрасли) [10]. Принятая в 2011 г. Концепция подпрограммы «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы» [11] в незначительной степени исправляет положение дел, а с учетом необходимости импортозамещения деталей, узлов и конструкций и вовсе представляется малопродуктивной [12].

Состояние и перспективы стандартизации в области двигателестроения

Положение в отечественной отрасли двигателестроения не могло не сказаться на состоянии стандартизации. В результате падения промышленного производства в стране в последние годы сокращается разработка новых технических стандартов, инициируемых государством и отечественными производителями [13]. Стандарты, определяющие технический уровень, классификацию продукции и терминологию, а также взаимодействие родственных предприятий, стали невостребованными для отечественных производителей. Практически деятельность по стандартизации в части двигателестроения свелась к актуализации небольшой группы стандартов (общие требования безопасности, выбросы вредных веществ с отработавшими газами, дымность отработавших газов, требования пожарной безопасности, методы измерения и оценки воздушного шума), предназначенных для обязательного подтверждения соответствия.

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2007 года № 3267 «О создании Технического комитета по стандартизации «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»» создан ТК 235 «Дизели судовые, тепловозные и промышленные». ТК 235 стал правопреемником Технического комитета с тем же номером, существовавшим ранее. За ТК 235 закреплена продукция в соответствии с кодами Общероссийского классификатора продукции — ОКП 31 2000, и функции постоянно действующего национального рабочего органа МТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые». ТК 235 представляет национальный орган по стандартизации в МТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые» и ИСО / ТК 70 «Двигатели внутреннего сгорания» по согласованию. Утверждены структура и перечень организаций-членов ТК «Двигатели внутреннего сгорания поршневые» по стандартизации — ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые». Приказом агентства также утверждены структура (табл. 1) и перечень организаций-членов ТК «Двигатели внутреннего сгорания поршневые» — ТК 235 (табл. 2).

Таблица 1

Структура ТК «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»

Наименование ТК (ПК)

Организация, на базе которой создан ТК (ПК), адрес, телефон

Соответствие ТК ИСО

Специализация ТК по виду продукции, коды ОКП, область деятельности

ТК «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»

Общество с ограниченной ответственностью «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ООО «ЦНИДИ») Россия, 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 25 Тел.: (812) 371-65-81 Тел./факс: (812) 371-22-73 E-mail: DIESEL@CNIDI.RU Председатель — Власов Леонид Игоревич Ответственный секретарь — Орлов Евгений Иванович

ИСО/ТК 70

«Двигатели

внутреннего

сгорания»

TC 70 Internal

combustion

engines

Стандартизация требований в области судовых, тепловозных и промышленных двигателей внутреннего сгорания. ОКП 31200 «Дизели и дизель-генераторы». ОКС 27.020 «Двигатели внутреннего сгорания».

еа

[100]

Таблица 2

Перечень организаций-членов ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые

№ п/п. Наименование

1 2

1 ООО «ЦНИДИ»

2 ФГУП «ВНИИНМАШ»

3 ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова» (ныне ФГУП «Крыловский государственный научный центр»)

ВЕСТНИКЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА -ШШ ^^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^

Таблица 2 (Окончание)

4 ЗАО «ЦНИИМФ»

5 ФГУП «Гипрорыбфлот» (ныне ОАО «Гипрорыбфлот»)

6 Российский морской регистр судоходства

7 Российский речной регистр

8 ФГУП «ВНИКТИ» (ныне ФГУП «ВНИКТИ МПС РОССИИ»)

9 ФГУП «ВНИИЖТ»

10 Государственный университет водных коммуникаций (ныне ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»)

11 ФГУП «НАМИ»

12 ОАО «НИИЭлектроагрегат»

13 ЗАО «Трансмашхолдинг»

14 Группа «ГАЗ», дивизион «Двигатели»

15 ОАО ХК «Коломенский завод»

16 ОАО ХК «Барнаултрансмаш»

17 ОАО «Волжский дизель имени Маминых»

18 ОАО «РУМО»

19 ОАО «Звезда»

20 ОАО УК «Брянский машиностроительный завод»

21 ОАО «Пензадизельмаш»

22 ООО «Уральский дизель-моторный завод»

23 ОАО «Автодизель»

24 ОАО НТЦ «КАМАЗ»

25 Санкт-Петербургский научный центр РАН

В сложившихся условиях Центральному научно-исследовательскому дизельному институту (ЦНИДИ) в качестве ведущей организации по стандартизации в двигателестроении в рамках ТК 235 важно было проявить инициативу в поиске реальных направлений развития стандартизации соответствующей тематики. Структура стандартов, подведомственных ТК «Двигатели внутреннего сгорания поршневые», включает межгосударственные (для стран СНГ), государственные и международные стандарты (МС) — ISO (International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации — ИСО), разработанные ТК 235 по инициативе и при непосредственном участии ЦНИДИ за более чем столетнюю историю его существования. Их распределение показано на рис. 1 и 2.

Государсгаснмыс

Рис. 1. Структура стандартов в области двигателестроения

»ВЕСТНИК

rraS ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА

Важно было также исключить возможные пересечения выбранных направлений с деятельностью ТК 056 «Дорожный транспорт» и ТК 047 «Передвижные электростанции» и в то же время обеспечить необходимое с ними взаимодействие. Непременным принципом деятельности ТК 235 над собственными разработками всегда был принцип гармонизации с перспективными разработками международных и региональных школ стандартизации при разумном учете основных операторов на рынке.

В табл. 3 - 5 приведены стандарты, разработанные или представленные в обновленных редакциях ТК 235 и других ТК за 24 года — с 1991 по 2015 гг. (по состоянию на 01.12.2015 г.). Межгосударственные стандарты (ГОСТ) распространяются на продукцию двигателестроения стран СНГ. Следует обратить внимание на новые редакции стандартов, которые учитывают требования МС (табл. 3).

Таблица 3

Межгосударственные стандарты в области двигателестроения

Номер стандарта Наименование стандарта

1 2

ГОСТ 4.367-85 Система показателей качества продукции. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Номенклатура показателей.

ГОСТ 4.409-85 Система показателей качества продукции. Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Номенклатура показателей.

ГОСТ 17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.

ГОСТ 621-87 Кольца поршневые двигателей внутреннего сгорания. Общие технические условия.

ГОСТ 2402-82 Агрегаты сварочные с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия.

ГОСТ 8002-74 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний.

ГОСТ ISO 8178-1-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах.

ГОСТ ISO 8178-2-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 2. Измерение выбросов газов и частиц в условиях эксплуатации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСТ ISO 8178-3 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 3. Определение и методы измерения дымности отработавших газов на установившихся режимах.

Таблица 3 (Продолжение)

ГОСТ ВО 8178-4-2013

ГОСТ ВО 8178-9

ГОСТ ВО 8178-10 ГОСТ ВО 8178-11

ГОСТ 8519-93 ГОСТ ВО 8528-3-2011 ГОСТ ВО 8528-4-2011

ГОСТ ВО 8528-5-2011 ГОСТ ВО 8528-6-2011 ГОСТ ВО 8528-8-2011

ГОСТ ВО 8528-12-2011

ГОСТ 10150-2014 ГОСТ 10448-2014 ГОСТ 111О2-75

ГОСТ 11729-78

ГОСТ 11928-83

ГОСТ 13211-8О ГОСТ 15О59-88 ГОСТ 15О6О-95 ГОСТ 15829-89 ГОСТ 185О9-88

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 9. Испытательные циклы и методы стендовых измерений дымности отработавших газов на переходных режимах (В настоящее время разработана и представлена окончательная редакция проекта стандарта на утверждение).

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 10. Испытательные циклы и методы измерений дымности отработавших газов в условиях эксплуатации на переходных режимах. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 11. Стендовые измерения выбросов отработавших газов и частиц из двигателей внедорожных транспортных средств в неустановившемся режиме.

Топливопроводы высокого давления дизелей и их соединения. Общие технические условия.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 3. Генераторы переменного тока. Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 4. Устройства управления и аппаратура коммутационная.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 5. Электроагрегаты

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 6. Методы испытаний.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 8. Электроагрегаты малой мощности. Технические требования и методы испытаний.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 12. Аварийные источники питания для служб обеспечения безопасности.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний Приборы и устройства приемные и исполнительные дизельной автоматики. Типы, основные параметры и технические требования.

Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Воздухоочистители. Общие технические условия.

Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия.

Охладители кожухотрубчатые водомасляные и водоводяные дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия.

Форсунки автотракторных дизелей. Габаритные и присоединительные размеры.

Дизели автотракторные. Насосы топливные высокого давления. Габаритные и присоединительные размеры.

Насосы топливоподкачивающие поршневые дизелей. Общие технические условия.

Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний.

Гш|

ВЕСТНИК

Mes ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

„МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА

ГОСТ 2ОООО-ГОСТ 2О375-83

ГОСТ 22836-77 ГОСТ 22858-77

ГОСТ 23162-78

ГОСТ 23377-84

ГОСТ 2355О-79

ГОСТ 24028-2013

ГОСТ 25959-83 ГОСТ 2816О-89

ГОСТ 30574-98

ГОСТ 30575-98

ГОСТ 31340-2012

ГОСТ 31349-2007 (ИСО 8528-9:1995)

ГОСТ 31440.1-2011 (EN 1834-1:2000)

ГОСТ 31440.2-2011 (EN 1834-2:2000)

ГОСТ 31440.3-2011 (EN 1834-3:2000)

ГОСТ 31540-2012 ГОСТ 31966-2012 ГОСТ 31967-2012

Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия. Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Термины и определения.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения. Двигатели автотракторные. Элементы сменные фильтров тонкой очистки масла. Основные размеры.

Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Система условных обозначений.

Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов.

Нормы и методы определения.

Дизели тракторные и комбайновые. Приемка.

Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний.

Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Методы измерения и оценки воздушного шума.

Установки электрогенераторные с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Методы испытаний. Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Измерение вибрации и оценка вибрационного состояния.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 1. Двигатели группы II для применения в средах, содержащих горючий газ и пар.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 2. Двигатели группы I для применения в подземных выработках, опасных по воспламенению рудничного газа и / или горючей пыли.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 3. Двигатели группы I для применения в подземных выработках, опасных по воспламенению рудничного газа и / или горючей пыли.

Установки электрогенераторные с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Методы испытаний Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения.

Государственные (национальные) стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) создавались, начиная с 1991 г., и с тех пор распространяются исключительно на продукцию двигателестроения РФ (табл. 4).

Таблица 4

Государственные стандарты в области двигателестроения

Номер стандарта

Наименование стандарта

1

2

ГОСТ Р 17.2.2.07-2000

ГОСТ Р ИСО 3046-5-2004

ГОСТ Р ИСО 3046-6-99

ГОСТ Р ИСО 4548-1-2009

ГОСТ Р ИСО 4548-3-2009

ГОСТ Р ИСО 8178-5-2009

ГОСТ Р ИСО 8178-7-99

ГОСТ Р ИСО 8178-8-99

ГОСТ Р ИСО 8528-2-2007

ГОСТ Р ИСО 8528-7-2007

ГОСТ Р 5О783-95

ГОСТ Р 51998-2002

ГОСТ Р 52408-2005 (ИСО 8178-2:1996)

ГОСТ Р 52517-2005 (ИСО 3046-1:2002)

ГОСТ Р 52914-2008

ГОСТ Р 53174-2008

ГОСТ Р 53176-2008

ГОСТ Р 53178-2008

ГОСТ Р 53987-2010 (ИСО 8528-:1:2005)

ГОСТ Р 53986-2010 (ИСО 8528-3:2005)

Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 5. Крутильные колебания.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики.

Часть 6. Защита от превышения частоты вращения.

Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров двигателей

внутреннего сгорания. Часть 1. Зависимость перепада давления от расхода.

Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров двигателей

внутреннего сгорания. Часть 3. Стойкость к высоким перепадам давления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и повышенным температурам.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 5. Топливо для испытаний.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 7. Определение семейства двигателей.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 8. Определение группы двигателей.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 2. Двигатели внутреннего сгорания.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 7. Технические данные для описания и расчета.

Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования. Дизели автомобильных транспортных средств. Общие технические условия.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 2. Измерения в условиях эксплуатации (MOD).

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики.

Часть 1. Стандартные исходные условия, объявление мощности, расхода

топлива и смазочного масла. Методы испытаний (MOD).

Двигатели тракторные и комбайновые. Виброакустические показатели и методы испытаний.

Установки электрогенераторные с дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия.

Установки электрогенераторные с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Показатели надежности. Требования и методы испытаний.

Установки электрогенераторные с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Методы испытаний.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 1. Применение, технические характеристики и параметры.

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 3. Генераторы переменного тока.

ж

ГЙ5~

»ВЕСТНИК

rraS ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА

ГОСТ Р 53988-2010 (ИСО 8528-:4:2005)

ГОСТ Р 54812-2011

ГОСТ Р 55230-2012

ГОСТ Р 55231-2012

ГОСТ Р 55437-2013 ГОСТ Р 55760-2013 ГОСТ Р ЕН 1834-1-2010

ГОСТ Р ЕН 1834-2-2010

Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 4.Устройства управления и аппаратура коммутационная.

Дизель-генераторы судовые вспомогательные и аварийные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Требования пожарной безопасности.

Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных двигателей внутреннего сгорания. Общие технические условия.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Классификация по объему автоматизации и технические требования к автоматизации. Установки электрогенераторные с приводом от двигателей внутреннего сгорания. Правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 1. Двигатели Группы II для применения в средах, содержащих горючий газ и пар.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 2. Двигатели Группы I для применения в подземных выработках, опасных по воспламенению рудничного газа и/или горючей пыли.

Членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) предопределяет участие в международной стандартизации, а международные стандарты ИСО определяют динамику и темпы развития, конкурентоспособность продукции двигателестроения на мировом рынке (табл. 5).

Таблица 5

Международные стандарты в области двигателестроения

Номер стандарта Наименование стандарта

1 2

ISO 12О4:199О Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение направления вращения. Обозначение и нумерация цилиндров и клапанов в крышках цилиндров. Определение правостороннего и левостороннего однорядного двигателя и определение сторон двигателя.

ISO 1585:1992 Транспорт дорожный. Правила испытания двигателей. Мощность нетто.

ISO 2534:1998 Транспорт дорожный. Руководство по испытанию двигателей. Полная мощность.

ISO 2699:1994 Двигатели дизельные. Топливные форсунки размера S с фланцевым креплением. Типы 2, 3, 4, 5 и 6.

ISO 2261-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Механизмы ручного управления. Стандартное направление движения.

ISO 2710-1-2000 Поршневые двигатели внутреннего сгорания Словарь. Часть 1. Термины конструктивного и эксплуатационного характера.

ISO 2710-2-2011 Поршневые двигатели внутреннего сгорания Словарь. Часть 2. Термины по техническому обслуживанию двигателей.

ISO 3046-1-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Эксплуатационные характеристики. Часть 1. Определение мощности, расхода топлива и смазочного масла, и методы испытания. Дополнительные требования к двигателям общего назначения.

Таблица 5 (Продолжение)

ВО 3046-3:2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Эксплуатационные характеристики. Часть 3. Методы измерения.

ВО 3046-4:2015 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Эксплуатационные характеристики. Часть 4. Регулирование скорости.

ВО 3046-5-2015 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Эксплуатационные характеристики. Часть 5. Крутильные колебания.

ВО 3046-6:2011 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Эксплуатационные характеристики. Часть 6. Защита от разноса.

ВО 29464:2011 Оборудование для очистки воздуха или других газов. Терминология

ВО 4ОО8 Транспорт дорожный. Испытания топливных насосов.

ВО 4008-1:198О Транспорт дорожный. Испытания топливных насосов. Часть 1. Динамические условия.

ВО 4008-2:1983 Транспорт дорожный. Испытания топливных насосов. Часть 2. Статические условия.

ВО 4008-3:1987 Транспорт дорожный. Испытания топливных насосов. Часть 3. Применение и методы испытаний.

ВО 4020::2001 Транспорт дорожный. Топливные фильтры для дизельных двигателей. Методы испытаний.

ВО 4113:1988 Транспорт дорожный. Калибровочная жидкость для устройств для впрыска топлива для дизелей.

ВО 4548 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания.

ВО 4548-1:1997 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 1. Зависимость перепада давления от расхода.

ВО 4548-2:1997 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 2. Характеристики перепускного клапана.

ВО 4548-3:1997 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 3. Стойкость к высоким перепадам о давления и повышенным температурам.

ВО 4548-4:1997 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 4. Начальная эффективность задержания частиц, срок службы и совокупная эффективность (гравиметрический метод).

ВО 4548-5:2013 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 5.Испытание в условиях, имитирующих пуск холодного двигателя и гидравлические испытания на длительность импульса.

ВО 4548-6:2012 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 6. Испытание по определению статического давления разрыва.

ВО 4548-7:2012 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 7. Вибрационные испытания на усталость

ВО 4548-9:2008 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 9. Испытания впускных и выпускных противосливных клапанов.

ВО 4548-11:1997 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 11. Самоочищающиеся фильтры.

ВО 4548-12:2000 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 12. Определение эффективности фильтрации путем подсчета удержанных частиц и грязеемкости.

»ВЕСТНИК

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

.МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Таблица 5 (Продолжение)

ВО 4548-13:2013 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 13. Испытание на разрыв статическим давлением корпуса фильтра из композитного материала.

ВО 4548-15:2014 Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров для двигателей внутреннего сгорания. Часть 15. Испытание на усталость при вибрации корпуса фильтра из композитного материала.

ВО 5О11:2000 Воздухоочистители, устанавливаемые на входе в двигатели внутреннего сгорания, и компрессоры. Эксплуатационные испытания

ВО 6415:2005 Двигатели внутреннего сгорания. Центробежные масляные фильтры. Размеры.

ВО 6518 Транспорт дорожный. Системы зажигания.

ВО 6518-1:2002 Транспорт дорожный. Системы зажигания. Часть 1. Словарь.

ВО 6798:1995 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение распространяющегося по воздуху шума. Технический и контрольный методы.

ВО 6826:1997 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Пожарная защита.

ВО 7612:2006 Двигатели дизельные. Топливные рядные насосы, устанавливаемые на опорной плите, и питающие насосы высокого давления для общих рельсовых топливных систем. Установочные размеры.

ВО 7967 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам.

ВО 7967-1:2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 1. Детали остова.

ВО 7967-2:2010 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 2. Основные детали ходовой часть.

ВО 7967-3:2010 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 3. Клапаны, привод кулачкового вала и клапанный механизм.

ВО 7967-4:2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 4. Системы наддува и газообмена.

ВО 7967-5:2010 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 5. Системы охлаждения.

ВО 7967-6:2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 6. Системы смазки.

ВО 7967-7:2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 7. Системы регулирования.

ВО 7967-8:2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Словарь по компонентам и системам. Часть 8. Системы пуска.

ВО 8178 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания

ВО 8178-1:2006 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах испытаниях.

ВО 8178-2:2008 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 2. Измерение выбросов газов и частиц в эксплуатации.

ВО 8178-3:1994 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 3. Определение и методы измерения характеристик выхлопных газов в стационарных условиях.

Таблица 5 (Продолжение)

ВО 8178-4:2007 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей.

ВО 8178-5:2008 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 5. Топливо для испытаний.

ВО 8178-6:2000 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 6. Отчет о результатах измерения и испытания.

ВО 8178-7:1996 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 7. Определение семейства двигателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВО 8178-8:1996 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 8. Определение групп двигателей.

ВО 8178-9:2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 9. Циклы и методики испытаний для стендовых измерений дымовыделения отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания в неустановившемся режиме.

ВО 8178-10:2002 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 10. Циклы и методики испытаний для измерений в полевых условиях дымовыделения отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания в неустановившемся режиме.

ВО 8178-11:2002 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов продуктов сгорания. Часть 11. Стендовые измерения выбросов примесных газов и твердых частиц из двигателей, стоящих на внедорожниках, в неустановившихся условиях испытаний.

ВО 8528 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания.

ВО 8528-1:2005 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 1. Применение, номинальные характеристики и режимы работы.

ВО 8528-2-2005 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 2. Двигатели.

ВО 8528-3:2005 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 3. Генераторы переменного тока для генераторных агрегатов.

ВО 8528-4:2005 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 4. Аппаратура управления и коммутационная аппаратура.

ВО 8528-5:2013 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 5. Генераторные агрегаты.

ВО 8528-6:2005 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 6. Методы испытаний.

ВО 8528-7:1994 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 7. Технические данные для описания и расчета.

ВО 8528-8:1995 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 8. Требования и испытания для маломощных генераторных агрегатов.

ВО 8528-9:1995 Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 9. Измерение и оценка механических вибраций.

ВО 8528-10:1998 ВО 8528-12:1997

ВО 8665:2006

ВО 8984 ВО 8984-1:1993

ВО 8984-2:1993

ВО 8999:2001

ВО 9249:2007

ВО 15550:2002 ВО 15619:2013

ВО 21006:2006

Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 10. Измерение воздушного шума методом огибающей поверхности.

Агрегаты генераторные переменного тока с приводом от поршневых двигателей внутреннего сгорания. Часть 12. Аварийные источники питания для служб обеспечения безопасности.

Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения.

Двигатели дизельные. Испытания топливных форсунок.

Двигатели дизельные. Испытания топливных форсунок. Часть 1. Стенд

с ручным приводом для испытания и регулировки.

Двигатели дизельные. Испытания топливных форсунок. Часть 2. Методы испытаний.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Графические условные обозначения

Машины землеройные. Свод правил по испытанию двигателей. Полезная мощность.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение и метод измерения мощности двигателя. Общие требования. Возвратно-поступательные двигатели внутреннего сгорания. Метод измерения глушителей выхлопа. Измерение уровня звуковой мощности выхлопного шума и вносимого затухания и соотношения звукового давления и потери мощности.

Двигатели внутреннего сгорания. Заявление веса (массы) двигателя.

са

[150

Следует отметить, что стандарты разрабатывались ТК 235 исходя из актуальности темы как отклик на возникшую проблему. Например, ГОСТ 10150-2014 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия» был изменен для того, чтобы установить в одном документе стандартные исходные условия и методы объявления мощности, расходов топлива и масла, способы их пересчета, сформулировать понятия о мощности двигателя применительно к различным условиям ее идентификации и т.д. ГОСТ/ИСО 8178 явился откликом на современные и перспективные нормы выбросов вредных веществ с отработавшими газами в окружающую среду международных организаций и сформировал нормативную базу методов измерений. Государственные стандарты по автоматизации двигателей были призваны создать нормативно-техническое обеспечение формировавшихся в рамках унификации продукции производств систем, приборов и средств дизельной автоматики.

ТК 235 принимал активное участие в деятельности ИСО, в том числе в области разработки международных стандартов по ДВС. Практически разработка международных стандартов по поршневым ДВС велась в рамках нескольких ТК ИСО: ТК 22 «Дорожный транспорт», ТК 23 «Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства», ТК 127 «Землеройные машины» и ТК 70 «Двигатели внутреннего сгорания».

Технический комитет ТК 70 существует с 1949 г. и разрабатывает международные стандарты для поршневых ДВС, используемых на судах, железнодорожном транспорте, в буровой технике, различного рода стационарных установках и в других областях, не подпадающих под эгиду ранее указанных четырех комитетов, а также для газовых турбин. В начальный период своей деятельности эти технические комитеты работали независимо друг от друга, зачастую занимаясь параллельной разработкой аналогичных документов, а затем активно сотрудничали, имея целью осуществить возможную унификацию разрабатываемых документов или создание единых международных стандартов. Так, еще в 1978 г. на специальном заседании секретариатов технических

комитетов ИСО: ТК 22, ТК 23, ТК 110, ТК 127 и ТК 70, была образована специальная консультативная группа, призванная координировать работу заинтересованных технических комитетов и намечены основные направления совместных работ по максимальному сближению документов, разрабатываемых техническими комитетами.

В настоящее время технический комитет ТК 70 имеет тесные контакты с рядом других специализированных технических комитетов ИСО: ТК 43 «Акустика», ТК 108 «Вибрация и механические удары» и др., а также с такими международными организациями, как Международный электротехнический комитет (МЭК), Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО), Международный конгресс двигателей (СИМАК), Международный союз железных дорог, Европейская экономическая комиссия при ООН — (ЕЭК) и др. Так или иначе, с участием ТК 70 разработаны свыше 69 стандартов. Свыше двадцати МС по двигателям внутреннего сгорания подготовлены ТК 235 и приняты непосредственно в Российской Федерации, многие учтены при разработке и актуализации российских и межгосударственных стандартов [11]. В значительной мере суть МС ИСО 1204, ИСО 2710, ИСО 3046/1 нашла отражение в межгосударственных стандартах ГОСТ 22836 в части определения направления вращения, ГОСТ 23550 в части нумерации цилиндров, ГОСТ 10150-2014 и национальных стандартах: ГОСТ Р 52517-2005 (ИСО 3046-1:2002) «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла. Методы испытаний», ГОСТ Р 53638-2009 (ИСО 3046-1:2002, ИСО 15550:2002) «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия». В данном документе установлены следующие стандартные условия, при которых определяются мощность и расход топлива:

- полное атмосферное давление рг = 100 кПа (750 мм рт. ст.);

- температура воздуха Т. = 298 К (fr = 25 °С);

- температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха Тг = 298 К (tcr = 25 °С);

- относительная влажность ф. = 30 % и т. д., а также приведены понятия о мощности двигателя применительно к различным условиям ее идентификации; даны понятия индикаторной, тормозной (эффективной) и полезной тормозной мощности, длительной мощности, мощности перегрузки и мощности на упоре рейки, мощности ИСО и стандартной мощности ИСО; установлены коды мощностей; приводятся перечни вспомогательного оборудования, которые должны указываться при любом объявлении мощности, причем это вспомогательное оборудование объединено в три группы.

Весьма важное значение имеет также межгосударственный стандарт ГОСТ 10448-2014 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний» и соответствующий ему национальный стандарт ГОСТ Р 53639-2009 (ИСО 3046-3:2006, ИСО 15550:2002) «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний». В этих нормативных документах регламентируются виды испытаний двигателей, проводимых в процессе их производства (приемо-сдаточные, периодические и специальные), методы и условия их проведения, а также объемы и точность проводимых измерений, уточнены объемы испытаний пересматриваются методы пересчета мощности и т. д.

Важнейшим достижением явилась разработка комплекса стандартов на базе стандартов ISO 8178, включающая методы измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами при испытаниях на испытательных стендах испытаниях, в эксплуатации, в стационарных условиях, испытательные циклы и методы измерения дымности отработавших газов. Испытательные циклы нормированы для различных режимов работы двигателей (топливо — для испытаний), а также приведены отчеты о результатах измерения и испытания, дано определение семейства и групп двигателей.

Например:

ГОСТ ISO 8178-1-2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах».

ж

[15Т

са

йи]

ГОСТ ISO 8178-2-2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 2. Измерение выбросов газов и частиц в условиях эксплуатации».

ГОСТ ISO 8178-3-2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 3. Определение и методы измерения дымности отработавших газов на установившихся режимах» и др.

Эти же стандарты утверждены в качестве национальных ГОСТ Р ИСО 8178, дополненных следующими стандартами:

ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей».

ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей».

Значительной также является группа стандартов, регламентирующих требования к автоматизации двигателей:

ГОСТ Р 55437-2013, устанавливающий классификацию по объему автоматизации и технические требования к автоматизации; действует взамен отмененного ГОСТ 14228-80.

С 2012 г. действует ГОСТ Р 55231-2012 (взамен отмененного ГОСТ 10511-83) регламентирует классификацию систем автоматического регулирования частоты вращения и требования к ним; классификация основана на выборе регулируемых скоростных режимов (однорежимные, многорежимные и всережимные) и на точности регулирования для однорежимных и всережимных систем. Для каждого класса точности устанавливаются параметры систем регулирования, параметры настройки, параметры установившегося режима, параметры неустановившегося режима и показатели параллельной работы двигателей; предложена формула для расчета степени рассогласования нагрузки при параллельной работе дизелей.

ГОСТ 11102-75, ГОСТ 11729-78, ГОСТ 11928-83, устанавливающие требования к приборам и устройствам автоматики, системам аварийно-предупредительной сигнализации и дистанционного автоматизированного управления.

К перспективным направлениям стандартизации в двигателестроении относятся:

- разработка стандартов, закрывающих возникающие пробелы в нормативной базе с точки зрения надежности и безопасности в результате появления интеллектуальных объектов на основе применения новой организации рабочих процессов в двигателях и сопутствующего этому применения новых программных и технических средств управления;

- использование современных достижений в области энергосбережения с точки зрения их влияния на энергетическую эффективность энергоустановок с двигателями внутреннего сгорания;

- разработка стандартов на объекты, не попавшие ранее в сферу интересов двигателестрои-телей и возможные к разработке только при их участии.

В настоящее время одним из реальных объектов стандартизации являются лодочные моторы судов в части классификации, районов и условий эксплуатации маломерных судов, норм вредных выбросов, создания зон контроля выбросов типа ECA (Emission Control Area), подведомственные ГИМС — Госинспекции по маломерным судам [15] - [18]. Лодочные моторы мощностью 3,7 кВт (5 л. с.) и выше должны соответствовать ГОСТ 28556-90 «Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования» [19], [20], подготовленному специалистами автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Учитывая существенный рост потребления судов с лодочными моторами, возникает необходимость пересмотра стандарта, насчитывающего четвертьвековую историю. По нашему мнению, изменения должны касаться их классификации, определения мощностей двигателей, стандартных исходных условий окружающей среды при заявлении мощности, норм выбросов вредных веществ с отработавшими газами, методов испытаний, приспособленности к автоматизации, средств аварийной защиты и т. д. Нормирование современных требований к лодочным моторам с учетом специфических особенностей их применения и эксплуатации, а также их воздействия на безопасность плавания и окружающую среду в полной мере может быть обеспечено лишь их производителями и специалистами. Полага-

ВЕСТНИКЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 'Ш ^^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТД ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^

ем, что ТК 235, располагающий достаточным опытом, в состоянии при финансировании заинтересованными организациями возглавить это направление.

Следует отметить, что требуют пересмотра стандарты на дизельное и моторное топливо. С 31 декабря 2012 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 826 [21]. Прил. 2 и 6 к Техническому регламенту вводят ограничение на выпуск топлива. С 2016 г. ограничен срок выпуска в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива классов 2 - 4, а выпуск в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива класса 5 без ограничений. Выпуск судового топлива с регламентируемым содержанием массовой доли серы с 1 января 2013 г. ограничивается показателем не более 1,5 % при температуре вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °С.

Выводы

1. Следует отметить, что сохраняющийся статус ЦНИДИ как отраслевого института в стандартизации двигателестроения обеспечивает существенные возможности для проявления инициатив в принципиально новых перспективных направлениях развития двигателестроения на основе координации деятельности членов ТК 235.

2. Широкий спектр технических комитетов в смежных крупных секторах, таких, как, например, морской, речной и дорожный транспорт, способен выработать общие принципы и пути формулирования нормативных требований эффективности и безопасности установок с применением двигателей различных типов.

3. Развитие отечественной стандартизации, как и двигателестроения, не может происходить вне деятельности международных организаций. Дальнейшая гармонизация отечественных и международных стандартов является важнейшим направлением совершенствования стандартизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gosthelp.ru/text/Zakon51541Ostandartizacii.html (дата обращения: 10.10.2014).

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №2 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/12/27/tehreglament-dok.html (дата обращения: 15.02.2016).

3. ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standartgost.rU/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_1.0-2012 (дата обращения: 22.12.2015).

4. ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standartgost.rU/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_1.0-2015 (дата обращения: 22.01.2016).

5. Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620). — 79 с.

6. Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от12 августа 2010 г. № 623). — 129 с.

7. Технический регламент о безопасности машин и оборудования (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753). — 29 с.

8. Ship&Offshore/Schiff&Hafen. — 2010. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ihr-emagazin.de/eMags/emags_online_demo/ship_2010/index.html#37 (дата обращения: 15.09.2013).

9. Ship&Offshore/Schiff&Hafen [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.shipandoffshore. net/fileadmin/user_upload/pdf/CIMAC2013.pdf (дата обращения: 15.09.2013).

10. Итоги и решение Всероссийской научно-технической конференции «Развитие двигателестроения в России» // Двигателестроение. — 2009. — № 2. — С. 3-7.

»ВЕСТНИК

rraS ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА

11. Концепция подпрограммы «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы // Двигателестроение. — 2011. — № 2. — С. 3-11.

12. Нерсесян Л. Военно-морской флот России: импортозамещение и конкуренция. Международный военно-морской салон МВМС-2015 [Электронный ресурс] / Л. Нерсесян. — Режим доступа: http://regnum.ru/ news/polit/1939844.html (дата обращения: 07.01.2016).

13. Куликов А. В. Деятельность ВНИИНМАШ по стандартизации в области автотранспорта. Итоги работы за последние 10 лет и перспективы / А. В. Куликов // Вестник ВНИИНМАШ. — 2013. — № 1 (14). — С. 53-59.

14. Петров А. П. Гармонизация отечественных и международных стандартов в области двигателей внутреннего сгорания / А. П. Петров, Г. Е. Живлюк // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2016. — С. 244-258.

15. Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70165836:0 (дата обращения: 15.03.2016).

16. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gims.rU/zakon/zakon_19990430_81FZ_Kodeks_Trade_More.htm# (дата обращения: 15.03.2016).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 820 г. Москва «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/24/malomerky-site-dok.html (дата обращения: 15.03.2016).

18. Государственная инспекция по маломерным судам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/sily/Gosudarstvennaja_inspekcija_po_malomerni (дата обращения: 15.03.2016).

19. ГОСТ 28556-90 «Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования». — М.: Стандартинформ, 2005. — 6 с.

20. ГОСТ 4401-81. Атмосфера стандартная. Параметры. — М.: Изд-во стандартов, 2004. — 180 с.

21. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118) (с изменениями от 25 сентября, 30 декабря 2008 г., 21 апреля 2010 г., 7 сентября 2011 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gosthelp.ru/text/ Postanovlenie118Texniches.html (дата обращения: 15.03.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STANDARDIZATION IN THE INDUSTRY OF SHIP, LOCOMOTIVE AND INDUSTRIAL ENGINE

GO

The article discusses the impact of engine technology on the development of various industries, including marine and river transport. Reforming the economy significantly affected the state of standardization in this area.

The authors considered the main directions of the state, interstate and international standardization, analyses the structure of existing standards, are listed the main achievements in their creation from the point of view of the interests of producers and consumers of internal combustion engines. Given the current state of engine development, suggested activities in standardization engine, which will help to improve the safety, reliability, environmental and operational characteristics of the engine. installations with diesel engines for various purposes.

It is noted that future advances in this direction are connected with the coordination of specialized and related organizations operating in the fields of creating of marine, terrestrial and other units with diesel engines for different purposes.

Keywords: development, engine industry, transport, marine engines, maritime shipping, inland shipping, road transport, railway transport, electric units, standardization, security, environment, livelihoods, infrastructure, verification of conformity.

REFERENCES

1. Zakon RF ot 10 iunja 1993 r. № 5154-I «O standartizacii». Web. 10 Oct. 2014 <http://www.gosthelp.ru/text/ Zakon51541Ostandartizacii.html>.

2. Federalnyj zakon ot 27 dekabrja 2002 g. № 184-FZ «O tehnicheskom regulirovanii». Web. 15 Feb. 2016 <http://www.rg.ru/2002/12/27/tehreglament-dok.html>.

3. GOST R 1.0-2012 «Standartizatsiya v Rossiyskoy Federatsii. Osnovnyie polojeniya». Web. 22 Dec. 2015 <http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_1.0-2012>.

4. GOST 1.0-2015 «Mejgosudarstvennaya sistema standartizatsii. Osnovnyie polojeniya». Web. 22 Dec. 2016 <http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_1.0-2015>

5. Russian Federation. Government resolution N 620, 12 Aug. 2010. "Tehnicheskij reglament o bezopasnosti obektov morskogo transporta".

6. Russian Federation. Government resolution N 623, 12 Aug. 2010. "Tehnicheskij reglament o bezopasnosti obektov vnutrennego vodnogo transporta".

7. Russian Federation. Government resolution N 753, 15 Sep. 2009. "Tehnicheskij reglament o bezopasnosti mashin i oborudovanija".

8. Ship&Offshore/Schiff&Hafen 3 (2010). Web. 15 Sep. 2013 <http://www.ihr-emagazin.de/eMags/emags_ online_demo/ship_2010/index.html#37>.

9. Ship&Offshore/Schiff&Hafen. Web. 15 Sep. 2013 <http://www.shipandoffshore.net/fileadmin/user_ upload/pdf/CIMAC2013.pdf>.

10. "Itogi i reshenie Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Razvitie dvigatelestroenija v Rossii»." Dvigatelestroenie 2 (2009): 3-7.

11. "Koncepcija podprogrammy «Sozdanie i organizacija proizvodstva v Rossijskoj Federacii v 2011-2015 godah dizelnyh dvigatelej i ih komponentov novogo pokolenija» Federalnoj celevoj programmy «Nacionalnaja tehnologicheskaja baza» na 2007-2011 gody." Dvigatelestroenie 2 (2011): 3-11.

12. Nersesjan, L. "Voenno-morskoj flot Rossii: importozameshhenie i konkurencija." Mezhdunarodnyj voenno-morskoj salon MVMS-2015. Web. 7 Jan. 2016 <http://regnum.ru/news/polit/1939844.html>.

13. Kulikov, A. V. "Dejatelnost VNIINMASh po standartizacii v oblasti avtotransporta. Itogi raboty za poslednie 10 let i perspektivy." Vestnik VNIINMASh 1(14) (2013): 53-59.

14. Petrov, A. P., and G. E. Zhivljuk. "Harmonization of domestic and international standards in the field of internal combustion engines." Sbornik nauchnyh trudov professorsko-prepodavatelskogo sostava Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S.O. Makarova. SPb.: Izd-vo GUMRF im. adm. S.O. Makarova, 2016: 244-258.

15. Federalnyj zakon ot 23 aprelja 2012 g. N 36-FZ "O vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii v chasti opredelenija ponjatija malomernogo sudna". Web. 15 March 2016 <http://ivo.garant. ru/#/document/70165836:0>.

16. Kodeks torgovogo moreplavanija Rossijskoj Federacii. Web. 15 March 2016 <http://www.gims.ru/zakon/ zakon_19990430_81FZ_Kodeks_Trade_More.htm#>.

17. Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 18 sentjabrja 2013 g. N 820 g. Moskva "O gosudarstvennom nadzore za sportivnymi parusnymi sudami, progulochnymi sudami i malomernymi sudami, ispolzuemymi v nekommercheskih celjah, ob ih klassifikacii i osvidetelstvovanii, o gosudarstvennoj registracii malomernyh sudov, ispolzuemyh v nekommercheskih celjah, a takzhe ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitelstva Rossijskoj Federacii". Web. 15 March 2016 <http://www.rg.ru/2013/09/24/malomerky-site-dok.html>.

18. Gosudarstvennaja inspekcija po malomernym sudam. Web. 15 March 2016 <http://www.mchs.gov.ru/ dop/sily/Gosudarstvennaja_inspekcija_po_malomerni>.

19. Russian Federation. GOST 28556-90. Outboard engines. Types. Basic parameters. General technical requirements. M.: Standartinform, 2005.

20. Russian Federation. GOST 4401-81. Standard atmosphere. Parameters. M.: IPK Izdatelstvo standartov,

2004.

21. Tehnicheskij reglament "O trebovanijah k avtomobilnomu i aviacionnomu benzinu, dizelnomu i sudovomu toplivu, toplivu dlja reaktivnyh dvigatelej i topochnomu mazutu" (utv. postanovleniem Pravitelstva RF ot 27 fevralja 2008 g. N 118) (s izmenenijami ot 25 sentjabrja, 30 dekabrja 2008 g., 21 aprelja 2010 g., 7 sentjabrja 2011 g.). Web. 15 March 2016 <http://www.gosthelp.ru/text/Postanovlenie118Texniches.html>.

»ВЕСТНИК

rraS ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА

_ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ_

Орлов Евгений Иванович — заместитель директора. Центральный научно -исследовательский дизельный институт

diesel@cnidi.ru

Петров Александр Павлович — кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» app.polab@inbox.ru Живлюк Григорий Евгеньевич — кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» kaf_seu@gumrf. ги

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Orlov Evgenij Ivanovich —

Deputy Director.

Central Research Diesel Institute

diesel@cnidi.ru

Petrov Aleksandr Pavlovich —

PhD, associate professor.

Admiral Makarov State University of Maritime

and Inland Shipping

app.polab@inbox.ru

Zhivlyuk Gregory Evgenyevich —

PhD, associate professor.

Admiral Makarov State University of Maritime

and Inland Shipping

kaf_seu@gumrf. ru

Статья поступила в редакцию 24 июня 2016 года

еа

N56

DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-156-176

УДК 629.5.03.-8 А. А. Иванченко,

В. А. Шишкин, В. Н. Окунев

ОБЗОР ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ДВИЖИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ СУДОСТРОЕНИИ

В статье выполнен анализ современных предпосылок совершенствования конструкции пропульсив-ных комплексов судов, резервов традиционных конструктивных схем, конструкций и опыта применения винторулевых колонок с электрическим и механическим приводом, выполнено обобщение опыта проектирования, монтажа и технической эксплуатации. Показано, что в совершенствовании гидродинамического комплекса судна кроются значительные резервы повышения его энергоэффективности. Отмечается, что традиционные пропульсивные системы двигатель - передача - валопровод - движитель с винтами фиксированного и регулируемого шага, претерпев усовершенствования, сохраняют свои позиции преимущественно на крупнотоннажных океанских судах с главными двухтактными двигателями, где их КПД остается самым высоким. Выполнен обзор рынка применяемых в отечественном и зарубежном судостроении ВРК компаний «АВВ Marine», «Rolls-Royce OY Ab», «Schottel», «Steerprop» и др. Сформулированы выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию движительных систем.

Ключевые слова: судовые энергетические установки, пропульсивный комплекс, корпус судна, движитель, винт регулируемого шага, винт фиксированного шага, винторулевые колонки.

Предпосылки для поиска новых технических решений

История технических разработок, направленных на обеспечение эффективности энергетических установок судов, уходит в глубь времен — к моменту создания первого судна с тепловым двигателем. Новый импульс активности специалистов в поиске ее решения придала Резолюция 8 по выбросам углекислого газа с судов. Взвешенно следуя указаниям Резолюции 8, Международная морская организация (International maritime organization — IMO, далее ИМО) приняла в декабре 2003 г. Резолюцию А.963(23) «Политика и практика ИМО, относящаяся к сокращению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.